Научная статья на тему 'Влияние плазмидных и бесплазмидных вариантов Yersinia enterocolitica на формирование устойчивости к возбудителю чумы в эксперименте'

Влияние плазмидных и бесплазмидных вариантов Yersinia enterocolitica на формирование устойчивости к возбудителю чумы в эксперименте Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
106
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Тирских К. А., Черепанова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние плазмидных и бесплазмидных вариантов Yersinia enterocolitica на формирование устойчивости к возбудителю чумы в эксперименте»

Исследование фосфатазной активности микробного сообщества воды, донных осадков и растений также указывают на активное участие бактерий в трансформации соединений фосфора.

Следовательно, микробное сообщество озера Бива принимает непосредственное участие в процессах минерализации органических соединений фосфора и его иммобилизации из донных осадков и из остатков растительности, тем самым, пополняя запасы растворимого фосфора в воде этого водоема.

Работа поддержана грантом Obuchi-Fellowship Японо-Российского Центра Молодежных Обменов (ЖЕХ).

К.А. Тирских, М.Б. Черепанова

влияние плазмидных и бесплазмидных вариантов yersinia enterocolitica на формирование устойчивости к возбудителю чумы в эксперименте

ФГУЗ «Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока

Роспотребнадзора»(Иркутск)

Yersinia pestis и Yersinia enterocolitica относятся к роду Yersinia и являются патогенами как для людей, так и для животных. Данные о циркуляции патогенных Y. enterocolitica в очагах чумы весьма незначительны и в литературе практически не освещены, поэтому изучение влияние возбудителя кишечного иерсиниоза на эпизоотический процесс при чуме представляет большое теоретическое и практическое значение.

Ранее было показано, что высоковосприимчивая и высокочувствительная к чумному микробу монгольская пищуха в 0,35 % случаев выживает после встречи с чумным микробом (Klimov V.T. et al., 2003). Одним из механизмов этого явления может быть совместная циркуляция близкородственных иерсиний с разными путями передачи возбудителя инфекции: трансмиссивный путь с помощью блох у Y. pestis и фекально-оральный механизм передачи через объекты окружающей среды (почва, растения), загрязненные выделениями грызунов, у Y. enterocolitica.

Оба микроба имеют родоспецифическую плазмиду (pYV у Y. enterocolitica и pCad — Y. pestis), известную как плазмида вирулентности иерсиний, функция которой заключается в нейтрализации фагоцитарных клеток, участвующих в иммунном ответе макроорганизма. Можно предположить, что слабопатогенные pYV( + ) Y. enterocolitica О:3 и О:9 при попадании в организм монгольской пищухи вызывают перекрестный иммунитет, который нейтрализует действие аналогичной плазмиды pCad Y. pestis.

Цель исследования — изучение влияния Y. enterocolitica на формирование устойчивости к возбудителю чумы в эксперименте.

материалы и методы

В работе использовали следующие штаммы: Y. enterocolitica, выделенный от монгольской пищухи, основного носителя чумы в Горно-алтайском природном очаге, и Y. pestis И-3516, выделенный от плоскочерепной полевки в том же природном очаге (получен из коллекции Иркутского противочумного института).

Культурально-морфологические, биохимические и серологические свойства были изучены согласно рекомендациям по лабораторной диагностике иерсиниозов (Инструкция ..., 1990). Наличие плазмиды определяли методом T. Kiesser (1984). Наличие гена ail, отвечающего за адгезивные и инвазивные свойства Y.enterocolitica определяли в ПЦР с использованием специфических праймеров (Bhaduri S. et al., 1997).

В эксперименте были использованы 2 группы животных — беспородные белые мыши массой 18 — 20 г (по 20 мышей в группе). Первую группу интрагастрально заражали по 0,5 мл суспензией, содержащей 109 м.кл. Y. enterocolitica, имеющей плазмиду pYV+. Вторая группа была инфицирована бесплазмидным вариантом Y.enterocolitica (pYV-) в той же дозе. Через 21 день всем животным подкожно вводили по 0,5 мл суспензии Y.pestis И-3516, содержащей 103, 104, 105, 106 м.кл. (по 5 животных на 1 дозу). В качестве контрольной группы использовали белых мышей, зараженных теми же дозами Y. pestis И-3516. Срок наблюдения составил 21 день. Материал от павших и хлороформированных животных (место подкожного введения Y.pestis, печень, селезенка, кишечник) исследовали методом прямого посева на чашки с казеино-дрожжевым агаром.

Результаты исследования обрабатывали методом вариационной статистики с помощью статистического пакета «Statistica for Windows 6.0» для персонального компьютера. LD50 вычисляли по методу Кербера.

результаты и обсуждение

Штаммы Y. enterocolitica и Y. pestis, используемые в исследовании, были типичными по культуральнобиохимическим и серологическим свойствам и относились к О:3/3 серобиотипу и подвиду altaica соответственно.

Результаты исследования устойчивости к возбудителю чумы предварительно инфицированных Y.enterocolitica белых мышей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Устойчивость к возбудителю чумы предварительно инфицированных Y. enterocoliticа белых мышей

Группы животных (по 20 жив. в гр.) Штамм LD50 в м.кл. (доверительный интервал) Продолжительность жизни в днях M ± m Кол-во павших животных, от которых выделена культура Y.pestis абс. (% ± m) Кол-во выживших животных абс. (% ± m)

I Y. enterocolitica pYV(+) + Y.pestis И-3516 5623 (19952 - 1584) 14,1 ± 2,3 5 (25,0 ± 6,8) 15 (75,0 ± 6,8)

II Y.enterocolitica pYV(-) + Y.pestis И-3516 3162 (11220 - 891) 13,0 ± 2,8 10 (50,0 ± 7,9) 10 (50,0 ± 7,9)

Контроль Y. pestis И-3516 100 (354 - 28) 6,4 ± 1,5 16 (80,0 ± 6,3) 4 (20,0 ± 7,9)

В группе I, зараженной Y. рestis после предварительного инфицирования плазмидным вариантом Y. enterocolitica, выжило в 3,8 раз больше животных по сравнению с контрольной группой (р < 0,05). Средняя продолжительность жизни мышей составила 14,1 ± 2,3 дня, что статистически достоверно превышало показатель контрольной группы (р < 0,05).

В группе II, зараженной Y. рestisпосле предварительного инфицирования безплазмидным вариантом Y.enterocolitica, значимых различий в количестве павших и выживших животных по сравнению с контрольной группой не установлено (р > 0,05). Однако, средняя продолжительность жизни животных установлена в пределах 13,0 ± 2,8 дня, что превышает значения контроля в 2,0 раза (р < 0,05).

Одним из объективных критериев резистентности организма к инфицированию патогенными возбудителями является расчет показателя LD50 Так, при заражении чумой (контрольная группа), 50 % летальный исход у мышей наблюдался при 100 м.кл. В группах опытных животных LD50 после заражения Y. рestis составила 5 623 м.кл. (для Y. enterocolitica рYV( + ) + Y. рestis ) и 3 162 м.кл. (для Y. enterocolitica рТУ(-)+ Y. рestis).

Полученные результаты показывают четкую корреляцию между наличием pYV в Y. enterocolitica и устойчивостью к Y.pestis. Заражение бесплазмидным вариантом У. enterocolitica так же провоцирует формирование устойчивости, на это указывает тот факт, что средняя продолжительность жизни и LD50 этих животных после инфицирования Y. pestis возрастает по сравнению с контролем. Аналогичные результаты получены ранее (Климов В.Т., 2003) с высоковирулентным штаммом Y.pestis из Тувинского природного очага чумы.

выводы

Инфицирование животных Y. enterocolitica способствует развитию резистентности организма при последующем заражении Y. рestis алтайского подвида.

Бесплазмидный дериват Y. enterocolitica рYV(-) вызывает протективный эффект, что подтверждается увеличением средней продолжительности жизни до 13,0 ± 2,8 дня животных, инфицированных чумой.

Не исключается значимость Y.enterocolitica на течение эпизоотического процесса при чуме, что диктует необходимость проведения экспериментальных исследований в природных очагах чумы.

О.И. Хуриганова, Е.О. Куркутов, И.В. Доронькина, В.А. Потапов

разработка новых экологически безопасных способов получения халькогенорганических соединений на основе элементных хапькогенов

Иркутский институт химии имени А.Е. Фаворского СО РАН (Иркутск) ГОУ ВПО Иркутский государственный педагогический университет (Иркутск)

Разработаны новые экологически безопасные способы получения халькогенорганических соединений на основе элементных халькогенов, которые являются нетоксичными и доступными реагентами. Реакции протекают при комнатной температуре практически без образования побочных соединений и приводят к целевым продуктам с высокими и количественными выходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.