Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Таблица 3

Относительная трудность заданий для учащихся 1-го класса

Русский язык

Математика

Степень трудности

Написать сложную по начертанию букву Списать слово с доски, учебника

Списать Текст с доски, учебника

Разделить слово по слогам

Переносить слова

Написать под диктовку Проверить и исправить ошибки

Сознательно и правильно прочитать незнакомый текст Составить 3—4 предложения на заданную тему

Изложить мысли в письменной форме

Решить примеры на сложение или вычитание в 1 действие Решить пример на сложение или вычитание однозначных чисел в 2—3 действия Решить пример на сложение или вычитание двузначных чисел в 1 действие Решить пример на сложение или вычитание двузначных чисел в 2—3 действия Решить пример на умножение однозначных чисел в 1 действие

Решить пример на умножение однозначных чисел в 2 действия Решить пример на деление одно- и двузначных чисел в 1 действие

Решить задачу на сложение или вычитание в 1 действие Решить задачу на сложение или вычитание в 2 действия Решить уравнение с 1 переменной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низкая

Средняя

Высок г я

Примечание. При самостоятельном выполнении задания или устном счете относительная трудность работы повышается на 1 градацию.

тельное снижение уровня; работоспособности происходило у школьников с напряженной степенью адаптации, что свидетельствует о развитии утомления [7].

Создание оптимальных условий для развития функциональных возможностей учащихся, т. е. реализации основной цели психогигиены, возможно путем нормирования учебной нагрузки в зависимости от степени адаптации. В основу гигиенического нормирования умственной нагрузки первоклассников положена физиологическая стоимость выполнения заданий по ведущим общеобразовательным предметам (русский язык и математика). Критериями трудности заданий являются следующие факторы: характер операций (моторные действия, репродуктивные и продуктивные навыки), количество действий или понятий, последовательность действия, наличие скрытых логических связей, введение новых понятий, самостоятельность решения, дефицит времени [1]. Анализ экспертных оценок учебных заданий по указанным критериям позволил разработать дифференцировочную шкалу их относительной трудности для учащихся 1-го класса (табл. 3).

Оптимальным объемом учебной нагрузки в послебуквар-ный период, т. е. выполняемой в стадии устойчивой работоспособности или на начальных фазах развивающегося утомления, является 20—24 балла для математики и 18— 20 баллов для русского языка. Нагрузку следует дифференцировать в зависимости от адаптированное™ к обучению. Для учащихся с напряженной степенью адаптации предлагаются менее трудные задания, с одновременным уменьшением их объема на 3—6 баллов. Учащимся с удовлетворительной адаптацией даются более сложные задания. Объем учебной нагрузки, состоящей из элементов

различной степени трудности, целесообразно устанавливать, исходя из соотношения между низкими, средними и высокими — 3:2:1.

Выводы. 1. Между степенью адаптации первоклассников к обучению и психофизиологическими показателями имеется выраженная корреляционная связь, удовлетворительно апроксимирующая уравнениями регрессии.

2. Прогнозирование степени адаптации способствует проведению на более ранних этапах обучения гигиенического нормирования учебной нагрузки.

Литература

1. Агарков В. И., Селиванов А. П., Полунин Е. Н. Гигиеническое нормирование заданий по математике для младших школьников: Метод, рекомендации. — Донецк, 1985.

2. Белова А. П. Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники. — Л., 1982.

3. Бережков Л. Ф„ Зутлер А. С., Лаврухина Г. И. и др. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М„ 1983. — С. 27—32.

4. Гребняк Н. П. //Гиг. и сан,— 1985. —№ 12.— С. 27— 30.

5. Еремеев А. М. //Там же. — 1981. — № 11. — С. 27— 29.

6. Зубкова В. М., Сапожникова Г. М. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 14-20.

7. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сер-дюковской. — М., 1985,

Поступила 11.05.86

УДК 613.71:797.211:572.51-053.4

В. Я. Еремеев, И. Г. Сивков

ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ дошкольников

Пермский педагогический институт

Плавание исключительно полезно для физического раз- тельность в воде значительно активизирует обмен веществ вития детского организма, формирования полноценной осан- и пластические процессы тканевого роста и развития си-ки, совершенствования терморегуляции. Двигательная дея- стем организма, является хорошим средством профилак-

Окрук-ность грудной клетки, см Экскурсия грудной клетки, см Сила, кистей, кг

Время обследования Обследуемые Рост, см Масса, кг ЖЕЛ, см3 СДМ. мм рт. ст. правой левой ЧСС в минуту

Исходные данные В конце эксперимента

Исходные данные В конце эксперимента

Мальчики Девочки Мальчики Девочкк

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

I 19,3±1,38 1 ]9,8±1,38 123,2 + 2,1 1 123,5+1,86

1I9.I±I,38 1 20,1 ±0,97 122.7 + 1 ,16 1 23,1 ± 1,73

21,9 + 0,59 22, 2±0,56 24 ,2 + 0,87 23,6 + 0.75

21,5±0,54 22,1±0,55 23,5 + 0.81 23,4±0,96

58,4 ±0,84 58, 1 ±С',66 59,2±С .82 58,4 ±0,91

Опытная группа

1330 ±21.62 1260 ±22, 16 1460 ±35,46

4 ,6 ± 0, 2 I 4,8 + 0,32 5, 5 ±0,24 5.4 + 0,31

1390 ± 36,17

57, 9 ±0,56

57, 2 ±0,54

58. 8 ±0,59 58, 7 ±0,62

Контрольная группа

1320 ± 43,29 I260 ± 21,64 1350 ±32,46

4 . 9 ± 0, 21 4 .8 + 0,44 5,0 ± 0,23 5,0 ± 0,32

1330 ±35,16

63.0 ± 0,82

58.1 ±0.67 74 , 2 ± 0,92 69, ¿ ±0.83

62,7 ± 0,82 56.0 + 0,67 68,5 ± 0,92 61 ,8 + 0.83

10.6 + 0,51 10.0 + 0,59 13,0 ± 0,62 12 , 6 ± 0,64

9,7 ±0.59 9, 5 ±0,54 10,9 ± 0,75 10,6 ±0,64

10,3 ± 0,4 2 9,6 ± 0,68 12, 6 ± U , 70 1 1 ,8± 0,62

9, 5 ± 0, 48 9,3 ± 0,73 10,5 + 0,70 10. О ±0.86

86.5±1,86 85,2 ±1,52 8Ц,4±1,93 84,9± 1 ,42

87,2 + 1,73 85,4 + 2,38 85,6 + 1 ,94 85,2 ±1,26

тнкн простудных заболеваний [1—3]. Однако до последнего времени во многих детских садах своевременным занятиям и обучению плаванию не уделяется должного внимания. Нет достаточного освещения в специальной литературе и вопросов физиологического влияния плавания на различные системы и органы растущего организма. Исходя из этого, задачей нашего исследования явилась проверка влияния дополнительных к режиму для занятий по плаванию на физическое развитие и состояние здоровья детей в подготовительных трупах детских садов.

Для решения поставленной задачи нами было обследо- . вано 120 детей 6—7 лет (по 15 мальчиков и девочек в каждой возрастной группе) из двух детских садов одного микрорайона Перми. Обследуемые дети имели среднее физическое развитие по местным стандартам и преживали в данном районе не менее 5 лет.

Физическое развитие дошкольников оценивали посредством общепринятых методик по показателям роста, массы, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), силы дыхательных мышц (СДМ) и силы кистей; кроме того, исследовали частоту сердечных сокращений (ЧСС). Измерение всех показателей проводили дважды с интервалом в 1 год. В течение года дети экспериментальной группы, помимо утренней зарядки и других физических упражнений, включенных в режим дня, 3 раза в неделю занимались плаванием под руководством опытного тренера.

Результаты исследований представлены в таблице. Как видно из таблицы, при первом обследовании детей не обнаружено существенной разницы между опытной и контрольной группами по всем показателям физического развития.

Второе обследование, проведенное через год, показало, что рост детей обеих групп заметно увеличился (мальчиков в среднем на 3,75 см, девочек — 3,35 см). Масса те-

ла у мальчиков возросла на 2,15 кг, у девочек — ка 1,35 кг. В обеих группах детей отмечено незначительное увеличение окружности и экскурсии грудной клетки и урежение пульса. По таким показателям, как ЖЕЛ, СДМ и сила кистей, в опытной группе отмечена статистически достоверная разница сдвигов как по сравнению с исходными данными, так и по сравнению с контрольной группой. Так, если в опытной группе ЖЕЛ у мальчиков и девочек увеличилась за 1 год на 130 см3, то в контрольной — в среднем на 40 см3; СДМ — соответственно на 11,2 и 6,3 мм рт. ст. Сила кисти правой руки увеличилась на 2,5 кг, левой — на 2,25 кг в опытной группе и соответственно на 1,15 и 0,85 кг в контроле.

Случаи острых респираторных заболеваний в контрольной группе составили 28 на 100 детей, а в опытной — только 23.

Таким образом, хорошо организованная, соответствующая возрасту и силам дошкольника тренировка (различные виды физических упражнений, в том числе плавание) не только оказывает общеукрепляющее действие, но и способствует снижению случаев острых респираторных заболеваний, положительно влияет на двигательный аппарат и функцию дыхания.

Литература

1. Булгакова Н. Ж■ Отбор и подготовка юных пловцов.— М„ 1978. — С. 3.

2. Минский И. А. // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. — Одесса, 1975. — С. 105.

3. Запорожец А. В. // Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. — М„ 1974. — С. 93.

Поступила 06.05.86

УДК 614.76./77:579.842.221-378

J1. В. Алтон, О. О. Рыыс

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫЖИВАЕМОСТИ PROTEUS VULGARIS В ПОЧВЕ, ЗАГРЯЗНЕННОЙ ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ

Институт экспериментальной биологии АН ЭССР, Таллин

Среди многочисленных компонентов, загрязняющих почву, наиболее существенными являются в настоящее время нефть и ее продукты. Среди них дизельное топливо (ДТ) считается одним из наиболее токсичных для экосистемы почвы \2, 3]. Продолжительность выживаемости и способность к развитию отдельных видов бактерий, в том числе таких видов, которые обладают условно-патогенным свойством, в средах, загрязненных ДТ, изучены недостаточно (4—6]. Цель данной работы — выяснить способность Proteus vulgaris к развитию в почве и возможность употребления ийи ДТ в качестве источника углерода, а также про-

должительность выживаемости при разных температурах почвы, загрязненной ДТ.

Способность к развитию отдельных штаммов Pr. vulgaris определяли на мясо-пептонном агаре (МПА) и на ага-ризованной вытяжке почвы (АВП) при добавлении в них ДТ в количестве 5, 10, 17 и 33 мл на каждые 50 мл среды, а также на синтетической среде следующего состава (в г/л); NH,N03 — 1,0, K2HPO.i — 1,0, MgS04 — 0.2, СаС12 — 0,2, FeCl2 — 2 капли концентрированного раствора [3]. В среду добавляли 0,5 мл ДТ и разделяли ее на 2 части, в одну из которых вносили 18 г/л NaCl и 2 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.