ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.А. Калюжный1, Ю.Г. Кузмичев, В.Н. Крылов, С.В. Михайлова, Е.А. Болтачева, Н.В. Жулин Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара Центр здоровья для детей, Арзамас
Изучена динамика (1969-2012 гг.) и представлены нормативы функциональных показателей сельских школьников Нижегородской области.
Ключевые слова: сельские школьники, физическое развитие, функциональные показатели, пробы Штанге, Генчи, Мартине-Кушелевского.
Characteristics of functional reserves in pupils from rural areas. The paper presents the study of dynamics (1969-2012) and norms of functional indicators in pupils living in rural areas of Nizhny Novgorod region.
Key words: pupils from rural areas, physical development, functional indicators, tests by Stange, Genci, Martin-Kushelevsky.
Определение показателей функционального состояния растущего организма -составная часть характеристики физического развития, обязательный критерий комплексной оценки здоровья детей и подростков (Приказы МЗ РФ № 621 от 30.12.2003, № 487 от 29.07.2005). Физиометрические показатели и тесты характеризуют функциональное состояние организма. При прочих равных условиях оно будет лучше у того ребенка, у которого их величины выше, указывая таким образом на хороший уровень физической дееспособности относительно сверстников [2,7]. Обновление нормативов оценки показателей функционального состояния сельских школьников в Нижегородской области не проводилось с 1969 г. [1,8].
Цель исследования заключалась в изучении характеристик функциональных показателей и их динамики у сельских школьников Нижегородской области и представлении их современных нормативов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО) 2891 учащихся СОШ Нижегородской области (1419 мальчиков и 1472 девочек) в возрасте 7 - 17 лет в течение 2011/12 учебного года [4,5]. Критерии включения: учащиеся 1-11 классов сельских СОШ. Критерии исключения: 1) дети с органическими поражениями, 2) острое респираторное заболевание, 3) период обострения хронических заболеваний.
1
Контакты: Калюжный Е.А. E-mail: <[email protected]>
Функциональные тесты проведены у 890 учащихся СОШ Нижегородской области (442 мальчика и 448 девочек): проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с), дыхательные пробы Штанге и Генчи.
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проведена с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат» [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам динамометрии во всех возрастно-половых группах у школьников установлены биологически обусловленные закономерности: средние значения мышечной силы правой руки (ДПК) выше, чем левой (ДЛК); оба показателя увеличиваются с возрастом школьников; показатели у мальчиков более высокие, чем у девочек одного возраста, различия более выражены у школьников старших классов. У мальчиков 7-11 лет по данным стандарта 1969 года ДПК больше, чем у современников, а у 15-летних мальчиков - меньше. Аналогичную тенденцию имеют показатели ДЛК, исключение составляют современные подростки в 11, 13 и 16 лет (табл. 1, 2; здесь и далее * - различия достоверны для р < 0,05).
Во всех возрастных группах у мальчиков средние показатели жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) также выше, чем у девочек. В 15-16 лет отметили максимальный годовой прирост ЖЕЛ у мальчиков на 0,5 л, у девочек прирост ЖЕЛ был равномерен (на 0,1-0,3 л). Показатели ЖЕЛ у мальчиков 1969 и 2012 годов имеют статистически значимые различия в возрастных группах 10-11 лет и 15-16 лет, среди которых только 10-летние дети прошлого столетия превышают показатели этого признака современных школьников. Показатели ЖЕЛ у девочек 1969 и 2012 годов имеют статистически значимые различия во всех возрастных группах кроме 8 и 13-14 лет.
Сельские девочки прошлого столетия превышают показатели современниц по ЖЕЛ только среди 7-летних, а по силе правой руки среди 7-11 и 16-17 лет (Табл. 1, 2).
Большую информативность представляет нормирование физиометрических показателей в виде индекса их отношения к длине (ДТ) и массе (МТ) тела (табл. 3, 4). Установили меньшие величины показателей у девочек, чем у мальчиков во всех возрастных группах. У мальчиков показатели ДПК/МТ и ЖЕЛ/МТ характеризуются отчетливым возрастным нарастанием, а у девочек - только ЖЕЛ/МТ. Значения жизненного индекса (ЖЕЛ/МТ) у современных школьников стали ниже, чем 40 лет назад, у школьниц эта тенденция прослеживается только в младших возрастных группах.
Динамика показателей экскурсии грудной клетки у сельских школьников также показывает снижение ее значений за прошедшие 40 лет (табл. 5, 6) при сохранении статистически значимых гендерных различий с их преобладанием у лиц мужского пола среди современных школьников 10-13 и 15-17 лет, а среди школьников прошлого столетия - в 8, 10-11 и 13-15 лет.
101 -
Динамометрия левой Динамометрия правой Жизненная емкость
КИСТИ, КГ. КИСТИ, КГ легких, л « § 1
^/1 4^ и) ю - о 40 00 <1 <1 ^/1 4^ и) ю л: о 40 00 <1 <1 ^/1 4^ и) ю л: о 40 00 <1 0 1 р о н И 0 из 1
46 ю и) о ^/1 4^ 00 и) ю 40 ^/1 ю и) 00 4^ ю <1 и) ^/1 4^ 00 ^/1 00 и) ю 40 ^/1 ю 00 ^/1 ^/1 ю и) <1 ^/1 4^ 00 ^/1 40 ю 00 ю 40 ^/1 и) и) 40 и)
0° 0° 00 4^ и) 4^ 1>1 н- 00 V ю 40 о н- <1 <1 ю 4^ Хо Н- ^/1 V ю ы н- о 00 Хо н- 4^ к> 40 к> н- 4^ о ^/1 <1 ы н- и> ъ> ^/1 4^ ы н- ю и) ю V н- ю <1 40 ы н- ю 'и) 4^ 4^ ю ТР 00 и) и) <1 к> н- <1 ю | 31,5 ±8,36 ю Я' Ъ\ н- Я' Ъ\ ю ю и) ы н- ^/1 00 <1 ю V н- ^/1 ю о о н- 4^ 'и) <1 <1 Хо н- 4^ о <1 Я'' о н- и> ъ> 00 и) н- и> 00 ю о н- ю V ^/1 4^ ТР о 00 и) V о ^/1 и) к> н- о 4^ ю ~40 н- о ъ> ю Ъ\ н- о V 4^ ю и) н- о V и) ю ТР о 'и) ю ТР о 'и) 40 00 н- о 'и) 4^ Ъ\ н- о 'и) V н- о 'и) q 40 40
126 чо <1 00 ю о ю ю о <1 ю 4^ о ю о 00 <1 ю и) ^/1 40 ю 40 ю 40 <1 <1 00 ю о ю ю о <1 ю 4^ о ю о 00 <1 ю и) ^/1 40 ю 40 ю 40 <1 <1 40 40 40 ю о ^/1 ю и) 00 ю о <1 40 о ю и) ^/1 40 40 и) £
<1 ы Н- 0° ы и) и) 1>1 н- 00 <1 <1 и) 00 Н- <1 ы ю ю ^/1 00 н- Я' ю ю у> ы 4^ 40 у> о ^/1 <1 Ъ\ н- 4^ о ^/1 и) Н- и> Хо ю и) К) н- и> <1 00 1>1 н- и> 40 ТР и) о 40 и) 40 1>1 н- 00 ы ю и) <1 ТР 00 Ъ\ 00 и) и) Хо н- 00 ы ю <1 1>1 н- Я' 00 и) ю 4^ К) н- у> Хо ю ю К) н- у> 00 Ъ\ н- 4^ К) V н- 4^ 4^ и) Хо н- и> 00 и) ю ТР и) V 40 ю <1 40 4^ ы н- о ю 4^ о н- о <1 и) Ъ\ н- о <1 4^ и) о н- о ъ> 00 ю Ъ\ н- о V ю V н- о V ю К) н- о 'и) 4^ ~40 н- о 'и) и) 00 н- о К) <1 Ъ\ н- о 'и) V н- о к> <1 q ю о ю 1
-1,4 + ю о + ю 00 + о Хо + V + о 00 + V 1 ю о 1 1 о Хо 1 ю К) 1 ю Ъ\ 1 о + ю V + о Хо + о Хо 1 о К) 1 о V 1 ^/1 1 ю 1 1>1 1 ю ы + о к> + о и> + о V + о о + о + о 1 о к> о о о н- >
О о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о
и) и) чо о 4^ ^/1 о о о 4^ 40 о 00 о о о о ю о о о о о ю о о ^/1 о о о о за 40 о о <1 ю и) 4^ и) <1 о 4^ о о 4^ о о ю о о о о о о о о о о <1 о о о о о о о 4^ о о о <1 ^/1 о о о о о о о о о о о о о ^0
£
гг
-гг
а
Динамика и нормативы функциональных показателей сельских мальчиков
Динамометрия левой КИСТИ, КГ. Динамометрия правой кисти, КГ. Жизненная емкость легких, л. Приз- нак
о ^/1 4^ и) ю - о 40 00 <1 <1 ^/1 4^ и) ю - о 40 00 <1 <1 ^/1 4^ и) ю - о 40 00 <1 Воз- раст, годы
^/1 00 ^/1 ю <1 40 40 00 ^/1 40 ю ^/1 <1 <1 <1 и) ^/1 <1 и) ю о 40 40 40 ^/1 40 ю ^/1 <1 <1 <1 и) ^/1 <1 и) ю ю ю о 40 ^/1 40 ю ^/1 <1 <1 ю 40 40 Л и о
24 Д ±4,90 ю 4^ ТР 4^ <1 ^/1 ю 00 н- © 00 ю о Ъ\ н- 00 ы н- 4^ 00 и) ^/1 ТР и) К) 4^ 00 н- и> 00 00 и) ТР К) 00 о ~40 н- ю <1 ю о V н- К> 40 о К) <1 ю ^/1 ы н- 4^ <1 о ю ^/1 ы н- ^/1 <1 о ю и) у> 00 ю ю 00 н- ^/1 V о ю о ТР 4^ ~40 ^/1 V н- и> V V н- 4^ ы 40 | 14,3 ±3,26 и) V н- к> ~40 о ы н- ю V ^/1 о V н- К) ю и) о н- о V <1 ю ~40 н- о V и) ю Ъ\ н- о V ^/1 ю Ъ\ н- о V 00 ю V н- о V <1 ю ТР о 'и) 00 ~40 н- о 'и) <1 V о 'и) н- о 'и) ^/1 V н- о 'и) ^/1 V н- о 'и) ^/1 С\
177 и) 4^ и) ю <1 ю о ^/1 ю и) ю 4^ 40 ю о ю о ^/1 40 40 00 ю и) ^/1 <1 и) 4^ и) ю 00 ю о ^/1 ю 4^ ю ^/1 о ю о ю ю о ^/1 40 40 00 и) и) ^/1 <1 <1 и) 4^ ю ю ю о ю о ю 4^ 40 40 ю о <1 ю о ю 00 и) и) ю о ю
ю Ъ\ н- 4^ 00 40 ю V Н- ^/1 К) и) ю V 4^ Хо о ю К) н- 4^ 00 4^ 40 Ъ\ н- у> о 00 <1 о н- 4^ V 4^ 4^ Ъ\ н- 4^ к> ю и> V и) Ъ\ н- и> о ю 40 ю Хо 40 00 V н- ю Хо ю и) Ъ\ н- у> Ъ\ ю и) 00 н- у> Ъ\ и) ю и) у> 00 ю и) о н- у> о 4^ ю к> н- у> V 00 К) н- 4^ Ъ\ <1 ^/1 V н- 4^ К) и) ы н- и> V 00 ю о н- и> V о о ТР и> 4^ 00 ю <1 ^/1 и) к> н- о V 00 и) о н- о ъ> и) ю ~40 н- о ъ> и) ю Ъ\ н- о V 4^ ю V н- о 'и) 00 ю К) н- о 'и) <1 ю о н- о 'и) и) 00 н- о 'и) V о К) 00 V н- о К) ^/1 и> н- о К) ю q
-2,5 1 ю <1 1 о + о Ъ\ + о ~40 + ~40 1 о К) 1 о V 1 о ы 1 о 00 1 ю ы 1 <1 1 V о + о К) + + 00 1 о ~40 1 о 1 V 1 К) 1 00 + о к> + о + о и> о о + о + о + о + о о 1 о н- >
О о о о о о о о о 00 40 ю о к> 40 о о о о о о о о Ъ\ 4^ и) о К) ю о ы ю 00 о о о 4^ о о о о о о 4^ ю о о о ^/1 о о о о Ъ\ 40 <1 о о ю <1 о о о о о о 4^ 40 о о о о о о о о о о о о о о о о о 4^ о о и) 4^ о о о о о о о о о о о о о о о о <1 о о о 00 о о о и) о о о о о и) ^0
£
гг
-гг
а
Динамика и нормативы функциональных показателей сельских девочек
Динамика нормированных показателей ЖЕЛ и ДПК на длину и массу тела у сельских мальчиков
Воз- раст ДПК/МТ ДПК/ДГ ЖЕЛ/МТ ЖЕЛ/ДГ
1969 г 2012 г 1969 г 2012 г 1969 г 2012 г 1969 г 2012 г
7 0,50 0,47 9,47 9,39 6,1 5,83 1,17 1,16
8 0,51 0,48 10,07 10,54 6,5 6,00 1,3 1,31
9 0,55 0,49 11,19 11,46 6,9 5,99 1,41 1,39
10 0,60 0,51 13,11 12,77 7,3 5,93 1,59 1,46
11 0,51 0,52 11,87 13,38 6,6 6,10 1,54 1,60
12 0,54 0,51 13,36 14,29 6,5 5,95 1,63 1,65
13 0,55 0,52 14,45 15,58 6,7 5,78 1,76 1,73
14 0,58 0,56 16,22 17,06 6,7 6,12 1,9 1,87
15 0,59 0,57 18,12 19,48 6,5 6,22 2,0 2,13
16 0,63 0,63 21,06 22,42 6,7 6,42 2,26 2,28
17 0,66 0,60 23,13 22,36 7,7 6,61 2,69 2,44
Таблица 4
Динамика нормированные показателей ЖЕЛ и ДПК на длину и массу тела у сельских девочек
Воз- раст ДПКЖТ ДПК/ДТ ЖЕЛ/МТ ЖЕЛ/ДГ
1969 г 2012 г 1969 г 2012 г 1969 г 2012 г 1969 г 2012 г
7 0,47 0,42 8,8 8,05 6,2 5,46 1,17 1,05
8 0,47 0,41 9,19 8,65 6,3 5,60 1,22 1,18
9 0,52 0,43 10,58 9,70 6,3 5,73 1,26 1,31
10 0,51 0,43 10,83 10,35 6 5,78 1,29 1,38
11 0,51 0,42 12,09 10,56 5,9 5,61 1,4 1,41
12 0,47 0,44 11,51 12,56 6,1 5,32 1,47 1,50
13 0,48 0,45 13,52 13,84 5,8 5,22 1,61 1,59
14 0,51 0,45 14,81 14,18 5,8 5,26 1,69 1,64
15 0,47 0,46 15,09 15,23 5,2 5,25 1,66 1,74
16 0,48 0,44 16,02 15,30 5,5 5,45 1,84 1,88
Для суждения о кислородном обеспечении организма проведены функциональные пробы на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) и после выдоха (проба Г енчи), Различия в показателях пробы Штанге у детей 7-15 лет, обследованных в 1969 и 2012 годах статистически значимо указывают на снижение устойчивости современных школьников всех возрастных групп к гипоксии (кроме 7-летних мальчиков). Проба Ген-чи показывает более высокие результаты у школьников 2012 г., но статистически значимых различий при этом у них не выявлено, кроме мальчиков 7 лет.
Динамика и нормативы показателей экскурсии грудной клетки, проб Штанге и Генчи у сельских мальчиков
Приз- нак Воз- раст, годы Мальчики
1969 2012 ±Д Р
N М±ст N М±ст
Экскурсия грудной клетки, см 7 93 6,45±1,64 43 4,42±0,73 -2.03 0,000
8 162 6,81±1,48 61 4,80±0,99 -2.01 0,000
9 153 6,91±1,26 48 4,93±1,12 -1.98 0,000
10 130 7,67±1,82 38 5,1±1,25 -2,57 0,000
11 130 7,99±1,46 30 5,75±1,14 -2,24 0,000
12 161 7,78±1,53 41 6,02±1,66 -1,76 0,000
13 171 7,87±1,56 33 6,48±1,37 -1,39 0,000
14 154 7,66±1,45 30 6,1±1,09 -1,56 0,000
15 173 7,88±1,81 31 6,87±1,23 -1,01 0,003
16 123 8,65±2,14 35 6,97±1,17 -1,68 0,000
17 55 8,85±1,97 35 7,66±1,28 -1,19 0,002
Проба Штанге, сек 7 32 29,4±17,8 37 29,8±7.04 +0,4 0,900
8 46 44,7±20,9 57 31,9±6.47 - 12,8 0,000
9 48 44,3±19,1 51 38,1±9.16 -6,2 0,040
10 48 56,0±18,5 34 37,9±8,88 -18,1 0,000
11 46 51,2±21,9 40 40,2±6,20 -11,0 0,003
12 48 61,9±24,8 43 43,4±7,2 -18,5 0,000
13 48 61,0±22,8 34 45,7±6,67 -15,3 0,000
14 47 64,2±26,5 28 52,7±6,65 -11,5 0,028
15 44 73,0±23,7 29 54,2±7,99 -18,8 0,000
16 - - 27 55,8±8.43 - -
17 - - 25 63,8±8.1,5 - -
Пробе Генчи, сек 7 32 14,8±7,5 37 18,8±5,46 +4,0 0,013
8 46 18,3±7,7 57 17,9±4,43 -0,4 0,621
9 48 19,8±8,2 51 20,2±4,82 +0,4 0,766
10 48 22,6±6,1 34 23,1±4,68 +0,5 0,689
11 46 24,4±10,9 40 23,7±4,54 -0,7 0,706
12 48 21,4±6,7 43 23,2±4,53 +1,8 0,141
13 48 24,0±6,6 34 24,4±3,9 +0,4 0,754
14 47 25,2±9,7 28 26,9±4,31 +1,7 0,384
15 44 28,0±11,9 29 28,2±4,97 +0,2 0,932
16 - - 27 27,5±3,69 - -
17 - - 25 28,5 ±4,41 - -
Проба Мартине-Кушелевского используется для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы на малые (легкие) нагрузки. Соотношения различных количественных показателей ЧСС и АД выявляют качественные особенности, позволяя определить степень напряжения организма к нагрузке, тип реакции сердечно-сосудистой системы.
Динамика и нормативы показателей экскурсии грудной клетки, проб Штанге и Генчи у сельских девочек
Приз- нак Воз- раст, годы Девочки
1969 2012 ±Д Р
N М±ст N М±ст
Экскурсия грудной клетки, см 7 73 6,40±1,30 35 4,30±0,89 -2,10 0,000
8 175 6,25±1,63 45 4,70±1,25 -1,55 0,000
9 161 6,92±1,39 39 4,87±1,10 -2,05 0,000
10 125 7,20±1,61 32 4,35±0,95 -2,85 0,000
11 159 9,14±1,62 37 4,46±1,04 -4,68 0,000
12 169 7,90±1,57 31 4,90±1,37 -3,0 0,000
13 120 8,29±1,59 39 5,37±1,24 -2,92 0,000
14 213 9,40±1,81 30 5,73±0,94 -3,67 0,000
15 163 8,48±1,78 38 6,05±1,21 -2,43 0,000
16 168 8,46±1,84 39 6,30±1,08 -2,16 0,000
17 65 8,63±1,60 38 6,87±1,59 -1,76 0,000
Проба Штанге, сек 7 34 32,0±13,4 32 28,3±5,42 -3,7 0,151
8 45 38,4±18,8 46 29,8±6,47 -8,6 0,004
9 46 42,6±20,0 27 32,1±6,71 -10,5 0,010
10 46 51,4±24,1 23 31,9±4,15 -19,5 0,000
11 47 44,7±21,2 39 33,9±4,91 -10,8 0,003
12 47 48,6±23,6 36 36,6±6,57 -12,0 0,004
13 45 50,4±19,2 30 37,0±5,66 -13,4 0,000
14 48 54,9±23,1 20 40,7±6,43 -14,2 0,009
15 46 60,5±24,3 27 39,8±6,72 -20,7 0,000
16 - - 29 43,3±6,89 -
17 - - 34 43,5±6,23 -
Пробе Генчи, сек 7 34 15,5±6,5 32 17,4±3,57 +1,9 0,119
8 45 17,3±7,9 46 18,3±3,64 +1,0 0,438
9 46 19,2±7,9 27 19,7±4,65 +0,5 0,766
10 46 23,0±10,6 23 19,6±2,13 -3,4 0,134
11 47 20,3±7,3 39 21,4±4,37 +1,1 0,411
12 47 21,3±7,6 36 21,4±3,53 +0,1 0,942
13 45 19,8±10,9 30 22,5±3,76 +2,7 0,196
14 48 24,2±7,0 20 23,1±4,54 -1,1 0,520
15 46 26,2±9,9 27 22,3±3,94 -3,9 0,055
16 - - 29 24,2±3,75 - -
17 - - 34 26,3±4,07 - -
Легкую степень напряжения организма к нагрузке определили у 59,7% школьников, умеренную - у 23,8% и выраженную - 16,4%.
Нормотонический тип реакции, при которой учащению пульса соответствует уровень повышения пульсового давления, зарегистрирован у 51,3% школьников. Астенический тип реакции, за счет значительного прироста ЧСС на фоне стабильного пульсового давления, определён у 26,2%.
Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку установлен у 13,6% школьников. Парадоксальный тип реакции с длительным восстановлением ЧСС и АД, или с урежением ЧСС, или снижением САД ниже исходного уровня («отрицательная фаза» ЧСС, АД) в восстановительном периоде, выявили у 6,5% обследованных. У остальных (2,7%) - ступенчатый и дистонический типы. Таким образом, у большинства сельских школьников при определении функционального состояния выявили хорошую и удовлетворительную адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что за последние 40 лет произошли неоднозначные изменения показателей функционального состояния сельских школьников со снижением в целом адаптационных ресурсов. Полученные данные представлены в качестве современных нормативов для оценки физического развития сельских школьников [5,6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастно-половые нормативы некоторых показателей функции внешнего дыхания у детей 6-15 лет: методическое письмо / В.Н. Рязанов, Д.А. Долженко. -Горький: Изд-во ГНИПИ МЗ РСФСР, 1967. - 50 с.
2. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 560 с.
3. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М.: Практика, 1998. - 459 с.
4. Калюжный Е.А. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова, Е.А. Болтачева, Н.В. Жулин // Вестник Московского государственного областного университета. - №3. - 2012. - С. 15-19.
5. Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания / Разр. Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, Е.С. Богомолова и др.; НГМА, АГПИ. - Арзамас: АГПИ, 2012. - 80 с.
6. Оценочные таблицы физического развития сельских школьников Нижегородской области: методические указания. Приказ Департамента здравоохранения Нижегородской области № 1719, 19. 07. 2012.
7. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий [Текст] / А.А. Баранов. В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2008 - 216 с.
8. Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечнососудистой системы у сельских школьников. Методические указания / Сост. Н.А. Матвеева, И.И. Мясникова, Л.И. Лозовская и др. - Г орький: Изд-во «Г орьковская правда», 1971. - 48 с.