Научная статья на тему 'НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ'

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»

УДК 371.71

Н. П. Гребняк

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Начальный период обучения в школе приводит к напряженному функционированию основных систем организма первоклассников. Под воздействием комплекса качественно новых условий учебной нагрузки возрастает частота различных отклонений и заболеваний [3, 6, 7]. Нередко у детей отмечается снижение резерва функциональных систем организма и уменьшение эффективности деятельности [5, 7]. Важным условием оптимизации умственной деятельности первоклассников, особенно с напряженной степенью адаптации, является гигиеническое нормирование не только длительности учебных занятий, но и объема выполняемой работы. Целью настоящей работы являлась разработка прогностического метода нормирования учебной нагрузки учащихся 1-го класса в зависимости от степени адаптации к обучению.

Под наблюдением находилось 142 первоклассника. Во время исследований изучали особенности функционального состояния ЦНС (уравновешенность, подвижность и силу нервных процессов, скорость мыслительных процессов, функцию внимания и памяти). У всех детей определяли степень функциональной готовности к поступлению в школу [2]. Состояние здоровья анализировали по результатам углубленных медицинских осмотров. Степень адаптации оценивали по успеваемости, индексу пропусков, психосоциальным взаимоотношениям, состоянию здоровья. Математическая обработка полученных материалов выполнена на ЭВМ «Минск-32», с проведением корреляционного анализа. Трудность учебных заданий определяли методом экспертных оценок.

Анализ результатов исследования выявил наличие среднего и сильного уровней взаимосвязи между степенью адаптации и психофизиологическими показателями; коэффициенты парной корреляции были достоверно значимыми и составляли 0,43—0,63. Самая тесная корреляционная связь отмечена между степенью адаптации и так называемыми «школьно необходимыми функциями» (скорость мыслительных процессов, объем зрительной памяти, мотометрический показатель, внимание). Для большинства показателей установлена положительная направленность связи с адаптацией.

В охране нервно-психического здоровья школьников важное место принадлежит психогигиеническим мероприятиям. Ведущее значение в их организации и проведении имеет раннее выявление учащихся с напряженной степенью адаптации к обучению. Для прогнозирования адаптации первоклассников к обучению по психофизиологическим показателям рассчитаны уравнения линейной регресси типа

у=а+вх,

где у — степень адаптации к обучению; а — свободный член, в — коэффициент регрессии; х — показатель (скорость мыслительных процессов, объем зрительной памяти, качество рисования фигуры, мотометрический тест, трудовые навыки). Результаты расчета приведены в табл. 1.

Практическое применение предлагаемого метода прогнозирования показало, что зависимость между степенью адаптации и психофизиологическими показателями удовлетворительно апроксимируется вышеуказанным уравнением. Возможная ошибка между эмпирической и прогнозируемой степенью адаптации составляет 6—11 %, что вполне допустимо. Для повышения точности прогнозирования необходимо степень адаптации оценивать по средней величине совокупности показателей следующим образом: исследование показателей общепринятыми методами [2, 4], подстановка их количественных величин в уравнения регрессии, оцен-

ка степени адаптации. Граничным значением удовлетворительной степени адаптации является 3,4 усл. ед. Величины менее 3,0 усл. ед. свидетельствуют о напряженной степени адаптации и указывают на необходимость проведения психогигиенических мероприятий. Интервал от 3,0 до 3,4 усл. ед. относится к промежуточной зоне между адаптационной нормой и состоянием дезадаптации.

\ Материалы исследований показали, что функциональное состояние ЦНС первоклассников с напряженной адаптацией по сравнению с таковым у учащихся с удовлетворительной адаптацией характеризовалось меньшей подвижностью нервных процессов и преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения. Так, точность воспроизведения ритма сигналов на частоте 1,5 Гц у них была ниже на 24,8±3,0 % (Р<0,01), коэффициент баланса выше на 0,15±0,05 ед. (Р<0,05). Школьники с напряженной степенью адаптации отличались и меньшей силой основных нервных процессов, о чем свидетельствуют незначительные различия латентных периодов времени реакции па сильные и слабые раздражители. Выявленные особенности, по-видимому, определяют более медленное усвоение учебного материала, что замедляет восприятие и переработку информации учащимися. Кроме того, меньшая сила нервной системы приводит к более значительному сниженню работоспособности и более раннему развитию утомления.

Результаты исследований влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма первоклассников указали на различный характер динамики работоспособности (табл. 2). Как видно из табл. 2, ухудшение работоспособности после занятий отмечалось как в интеллектуальной, так и в двигательной сферах. При этом более значи-

Таблица 1

Коэффициенты уравнений регрессии для прогнозирования адаптации

Коэффициент рег-

Показатель рессии Р

а ь

Скорость мыслительных про- 0,078

цессов, пример/мин 2,65 <0,001

Объем зрительной памяти,

% 3,34 0,012 <0,002

Качество рисования фигуры, —0,215 <0,05

балл 4,28

Мотометрический показатель,

мм 3,08 0,002 <0,05

Трудовые навыки, балл 0,44 0,749 <0,01

Таблица 2

Изменение работоспособности у первоклассников под влиянием учебной нагрузки

Сдвиги, %

Показатель улучше- без изме- ухудше-

ние нений ние

Зрительно-моторная реакция 54,5 27,3 18,2

Корректурная проба 57,9 26,3 15,8

Треморометрия 40,0 43,3 16,7

Таблица 3

Относительная трудность заданий для учащихся 1-го класса

Русский язык

Математика

Степень трудности

Написать сложную по начертанию букву Списать слово с доски, учебника

Списать Текст с доски, учебника

Разделить слово по слогам

Переносить слова

Написать под диктовку Проверить и исправить ошибки

Сознательно и правильно прочитать незнакомый текст Составить 3—4 предложения на заданную тему

Изложить мысли в письменной форме

Решить примеры на сложение или вычитание в 1 действие Решить пример на сложение или вычитание однозначных чисел в 2—3 действия Решить пример на сложение или вычитание двузначных чисел в 1 действие Решить пример на сложение или вычитание двузначных чисел в 2—3 действия Решить пример на умножение однозначных чисел в 1 действие

Решить пример на умножение однозначных чисел в 2 действия Решить пример на деление одно- и двузначных чисел в 1 действие

Решить задачу на сложение или вычитание в 1 действие Решить задачу на сложение или вычитание в 2 действия Решить уравнение с 1 переменной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низкая

Средняя

Высок г я

Примечание. При самостоятельном выполнении задания или устном счете относительная трудность работы повышается на 1 градацию.

тельное снижение уровня; работоспособности происходило у школьников с напряженной степенью адаптации, что свидетельствует о развитии утомления [7].

Создание оптимальных условий для развития функциональных возможностей учащихся, т. е. реализации основной цели психогигиены, возможно путем нормирования учебной нагрузки в зависимости от степени адаптации. В основу гигиенического нормирования умственной нагрузки первоклассников положена физиологическая стоимость выполнения заданий по ведущим общеобразовательным предметам (русский язык и математика). Критериями трудности заданий являются следующие факторы: характер операций (моторные действия, репродуктивные и продуктивные навыки), количество действий или понятий, последовательность действия, наличие скрытых логических связей, введение новых понятий, самостоятельность решения, дефицит времени [1]. Анализ экспертных оценок учебных заданий по указанным критериям позволил разработать дифференцировочную шкалу их относительной трудности для учащихся 1-го класса (табл. 3).

Оптимальным объемом учебной нагрузки в послебуквар-ный период, т. е. выполняемой в стадии устойчивой работоспособности или на начальных фазах развивающегося утомления, является 20—24 балла для математики и 18— 20 баллов для русского языка. Нагрузку следует дифференцировать в зависимости от адаптированное™ к обучению. Для учащихся с напряженной степенью адаптации предлагаются менее трудные задания, с одновременным уменьшением их объема на 3—6 баллов. Учащимся с удовлетворительной адаптацией даются более сложные задания. Объем учебной нагрузки, состоящей из элементов

различной степени трудности, целесообразно устанавливать, исходя из соотношения между низкими, средними и высокими — 3:2:1.

Выводы. 1. Между степенью адаптации первоклассников к обучению и психофизиологическими показателями имеется выраженная корреляционная связь, удовлетворительно апроксимирующая уравнениями регрессии.

2. Прогнозирование степени адаптации способствует проведению на более ранних этапах обучения гигиенического нормирования учебной нагрузки.

Литература

1. Агарков В. И., Селиванов А. П., Полунин Е. Н. Гигиеническое нормирование заданий по математике для младших школьников: Метод, рекомендации. — Донецк, 1985.

2. Белова А. П. Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники. — Л., 1982.

3. Бережков Л. Ф„ Зутлер А. С., Лаврухина Г. И. и др. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М„ 1983. — С. 27—32.

4. Гребняк Н. П. //Гиг. и сан,— 1985. —№ 12.— С. 27— 30.

5. Еремеев А. М. //Там же. — 1981. — № 11. — С. 27— 29.

6. Зубкова В. М., Сапожникова Г. М. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 14-20.

7. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сер-дюковской. — М., 1985,

Поступила 11.05.86

УДК 613.71:797.211:572.51-053.4

В. Я. Еремеев, И. Г. Сивков

ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ дошкольников

Пермский педагогический институт

Плавание исключительно полезно для физического раз- тельность в воде значительно активизирует обмен веществ вития детского организма, формирования полноценной осан- и пластические процессы тканевого роста и развития си-ки, совершенствования терморегуляции. Двигательная дея- стем организма, является хорошим средством профилак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.