Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 1-х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 1-х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.П. Гребняк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is determined that first-year children, who study well, have better attention, memory, coordination of movements and higher speed of thinking processes. Comparatively weak type of nervous system with the prevalence of inhibition processes over excitation processes, less mobility of nervous processes are characteristic of schoolchildren with difficult adaptation to studying. According to the suggested criteria, schoolchildren can be differentiated by the degree of adaptation to studying.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 1-х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ»

УДК 613.955-07:612.014.49

Н. П. Гребняк

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 1-х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ

Донецкий медицинским институт им. М. Горького

Совершенствование учебно-воспитательного процесса и медицинского обслуживания имеет важное значение в подготовке и гармоничном раз-> витии подрастающего поколения. В связи с тем что начальный период обучения в школе связан с изменением выработанного стереотипа и вызывает состояние напряжения основных регуляторных систем, он требует особого внимания. В условиях осуществления школьной реформы важно исследование физиологической адаптации школьников к учебной нагрузке [10, 11, 14].

Задачей данной работы являлось изучение характера адаптации первоклассников к обучению с риелью последующего проведения гигиенических и ^педагогических мероприятий. Обследовано 142 учащихся общеобразовательной школы. Функциональное состояние детей и степень их приспособления к занятиям в школе изучали через 3,5— 4 мес после начала учебного года. Для-решения поставленных задач изучали состояние здоровья, внимание, объем памяти, скорость мыслительных процессов, успеваемость, координированность Движений, особенности высшей нервной деятельности, а также гигиенические условия обучения. Произведены 11 267 физиологических измерений и 132 лабораторных замера внешней среды. фк Для характеристики функции внимания учащиеся в течение 2 мин выполняли корректурную пробу по таблицам Анфимова, по результатам которой устанавливали скорость переработки информации и вычисляли показатель внимания [7]. Объем слуховой и зрительной памяти определяли путем предъявления учащимся 12 слов или чисел. Скорость мыслительных процессов оценивали методом внесения недостающих букв в слова, состоящие из 2 слогов, а также по решению в %ме арифметических задач с одним действием (сложение чисел до 30). Время для выполнения этих проб составляло соответственно 3 мин и 90 с. Координированность двигательных актов определяли с помощью мотометрического теста «вырезание круга» и тремографической пробы [1, 4]. Физическую работоспособность оценивали при помощи пробы с дозированной нагрузкой (20 приседаний в течение 30 с). Для этой цели определяли прирост частоты пульса во время нагрузки в ^процентах от исходного, время восстановления частоты пульса — от исходной величины и показатель качества реакции [7].

Особенности функционального состояния ЦНС (уравновешенность, сила и подвижность нервных процессов) изучали по следующим показателям: коэффициентам реакции на движущийся объект и

баланса, количеству точных реакций, латентному периоду двигательной реакции на звуковые сигналы интенсивностью 30—120 дБ, точности воспроизведения ритма раздражений [6,9].

Санитарно-гигиенические условия (освещенность, микроклимат, содержание основных помещений, оборудование классов, организация питания) соответствовали СНиП. Все учащиеся обучались по режиму продленного дня, занятия проводились в первую половину дня. Расписание было составлено с учетом динамики работоспособности, а также чередования уроков с различными видами деятельности. Активность детей на уроках составила 69—88%. Занятия проводились в соответствии с типовой программой (1981 г.). Распределение свободного времени в группах продленного дня было примерно одинаковым для всех учащихся.

Изучение характера и степени имеющейся взаимосвязи между успеваемостью, с одной стороны, и показателями, отражающими особенности функционального состояния организма учащихся, — с другой стороны, показало ее достаточную достоверность. Коэффициенты корреляции находились в пределах 0,32—0,64. Наиболее выраженная корреляционная связь отмечена между успеваемостью и скоростью мыслительных процессов (/•=0,63, Р<0,01), показателями внимания и тремора (л=0,47, Р<0,05), коэффициентом мо-тометрии (г = 0,45, Р<0,05), объемом зрительной памяти (г=0,43, Р<0,05). Направленность корреляционной связи указывает на лучшую успеваемость учащихся с более высокими показателями внимания, скоростью мыслительных процессов, объемом памяти, координированностыо двигательных функций. Установленные сдвиги функционального состояния, по-видимому, являлись результатом динамического взаимодействия организма и внешней среды [4, 8, 10, 14]. Следовательно, выявленные особенности функционального состояния организма правомерно рассматривать как специфическое проявление адаптационных процессов к систематическому обучению в школе.

Необходимое условие дифференцирования учебно-воспитательного процесса — объективная оценка индивидуальных особенностей организма и характера приспособительных реакций детей к занятиям в школе. В соответствии с представлением о фазности процесса адаптации, основанным на динамике работоспособности и функционального состояния организма в течение учебного года [3, 8, 14], проведение медико-педагогической

Характеристика физиолого-гигиенических особенностей адаптации детей

Показатель М±т Коэффициент Коэффициент Порог напряженной

асимметрии эксцесса степени адаптации

Скорость мыслительных процессов:

по заполнению недостающих букв, ед. 9,05±0,19 0,23 —0,54 <4,6

проба со сложением чисел 14,82±0,21 -0,55 —0,66 <10,0

Объем памяти, %:

слуховой 43,01 ±0,73 —0,15 0,07 <26,4

зрительной 36,72±0,72 0,89 1,13 <20,1

Коэффициент точности запоминания, % 21,7±0,59 0,90 0,33 <8,4

Скорость переработки информации, число знаков 130,98±1,98 1,51 1,91 <86,0

Показатель внимания, ед. 117,6±3,09 0,99 0,39 <47,6

Показатель тремора, ед. 198,5±4,42 0,70 1,10 <98,2

Коэффициент мотометрии, ед. 187,5±5,37 0,39 1,25 <65,9

Функциональная проба-

прирост частоты пульса, % 45,0±1,68 0,10 0,24 >65,2

время восстановления, с Ю3,4±4,0 0,21 0,57 >151,8

Показатель качества реакции, ед. 0,84±0,04 0,23 0,19 <0,5; >1,0

коррекции наиболее целесообразно в фазе относительно устойчивой адаптации.

Результаты исследований позволили установить уровень функционирования отдельных систем организма и их особенности у первоклассников (см. таблицу). Для большинства показателей характерна умеренная правосторонняя асимметрия. Коэффициенты асимметрии находились в пределах 0,28—1,51. Однако распределению показателей объема слуховой памяти и пробы со сложением чисел присуща левосторонняя асимметрия. При анализе второго параметра кривой фактического распределения установлено, что совокупность изученных показателей имела положительный эксцесс (0,07—1,91); большая часть величин сосредоточена в середине ряда. Исключение составила скорость мыслительных процессов, для которой характерен отрицательный эксцесс, указывающий на сравнительно большую разбросанность величин изучаемой выборки. Таким образом, основные характеристики распределения совокупности исследованных показателен указывают на его близость к гауссовскому или нормальному закону распределения.

В практическом плане физиолого-гигиениче-ской оценки приспособительных реакций организма школьников к учебной нагрузке весьма важно выявление лиц с удовлетворительной и напряженной степенью физиологической адаптации. Удовлетворительная степень адаптации характеризуется сохранением устойчивого уровня функционирования физиологических систем организма как в состоянии покоя, так и при различных возмущающих воздействиях, обеспечивающего полноценную трудовую деятельность. Для напряженной степени адаптации характерно снижение резерва функциональных систем организма и вынужденное уменьшение эффективности внешней работы, направленное против неадекватной среды.

Специфическим проявлением видовой медицинской нормы служат адаптивные нормы, формирующиеся в процессе приспособления к конкретным

условиям. Особенность этих норм в том, что они характеризуют весьма широкий диапазон компенсаторно-приспособительных возможностей, обеспечивающих необходимый уровень функциониро- л вания организма в изменяющихся условиях ^ («пластические константы»). Установленная закономерность распределения показателей свидетельствует о целесообразности применения в качестве характеристики диапазона адаптационных реакций среднего квадратического отклонения. Использование критерия сигмального отклонения способствует объективизации характеристики функционального состояния организма. Ввиду изменчивости показателей в процессе обучения представляется необходимым выделение между крайними значениями адаптивной нормы и состоянием дезадаптации промежуточной зоны. Ве- Ж личины «пластических констант» в пределах 1— 2а свидетельствуют о тенденции к неблагоприятным изменениям функциональных показателей. В качестве конкретных значений границ напряженной степени адаптации приняты величины ^гМ+2о или ^М—2а.

На основании полученных результатов и данных других исследователей [4, 8,13,14] разработана шкала физиолого-гигиенической оценки степени физиологической адаптации первоклассни-<# ков к обучению. Первым этапом определения степени адаптации является исследование школьно-необходимых функций. Затем сопоставляются полученные данные и пороговые значения шкалы, приведенные в таблице. Если у ребенка показатель выше или ниже соответствующих пороговых значений, он относится к группе детей с напряженной степенью адаптации. Интегральная оценка адаптации проводится на основе качественной характеристики всей совокупности показателей.^ К неадаптировавшимся относятся первоклассни-ки, у которых два и более показателя находятся за пределами пороговых значений.

Изучением особенностей функционального состояния ЦНС у учащихся 1-х классов с различной степенью адаптации к обучению установлены су-

зо

50

70

90

/го

Рис. 2. Время реакции на различные по интенсивности звуковые сигналы.

По оси абсцисс — интенсивность звука (в дБА); по оси ординат — время реакции (в мс). / — учащиеся с физиологической адаптацией; 11 — учащиеся с напряженной степенью адаптации.

100

75

50

25

Рис. 1. Показатели двигательной реакции учащихся с физиологической (светлые столбики) и напряженной (заштрихованные столбики) степенью адаптации.

1 — коэффициент баланса (в ед.); // — процент точных реакций.

щественные различия в уравновешенности, силе и подвижности нервных процессов (рис. 1—3). Школьники с удовлетворительной физиологической адаптацией по сравнению с учащимися с напряженной степенью адаптации характеризуются достоверно меньшими коэффициентом баланса и средними ошибками реакции (Р<0,05). При этом среднее время запаздывающих и опережающих реакций было примерно равным; коэффициент баланса составил 1,14±0,03. В отличие от этого у учащихся с напряженной адаптацией он был выше на 0,15±0,05. Другой существенной особенностью является точность реакции на движущийся объект. Как видно из рис. 1, количество точных реакций у школьников с удовлетворительной адаптацией больше на 2,37±0,43 %• Установленные особенности, в соответствии с данными 3. В. Дубровиной и соавт. [6], свидетельствуют о более высокой уравновешенности нервных процессов у детей с удовлетворительной адаптацией. У школьников с напряженной адаптацией процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

Сравнительный анализ динамики латентного периода двигательной реакции на звуковые сигналы различной интенсивности (см. рис. 2) позволил выявить значительные различия как времени реакции, так и характера кривой. Наклон кривой времени реакции у учащихся с удовлетворительной степенью адаптации по сравнению с та-

450

350

ЗОО

0,75

КО

1,25

'у?

Рис. 3. Точность воспроизведения ритма световых раздражений.

По оси абсцисс — ритм световых раздражений (число раздражений в I с): по оси ординат — процент правильных ответов. / — учащиеся с физиологической адаптацией; // — учащиеся с напряженкой степенью адаптации.

ковым у учащихся с напряженной степенью адаптации характеризуется большей крутизной при увеличении интенсивности сигнала. У этих учащихся количественная характеристика наклона кривой при интенсивности раздражений 30 и 120 дБ А выше на 0,09±0,02 (Р<0,05). Подобная выраженность крутизны наклона кривой времени реакции свидетельствует о более сильнем типе нервной системы [9, 12].

На рис. 3 видно, что точность воспроизведения ритма раздражений на всех частотах существенно уменьшается с увеличением частоты предъявления световых сигналов. Однако точность воспроизведения ритма у адаптированных учащихся выше на 17,5±3,15 % (Р<0,05). Следует, однако, отметить, что у школьников с напряженной адаптацией особенно значительное уменьшение числа правильно воспроизведенных сигналов установлено при темпе 1,5 Гц. Учитывая более высокую частоту воспроизведения ритма сигналов у школьников с удовлетворительной адаптацией, можно полагать о наличии у них большей подвижности нервных процессов [9, 12].

Таким образом, характер адаптационного процесса зависэт от функциональных особенностей деятельности ЦНС. Можно полагать, что типологические свойства нервной системы обеспечивают эффективность приспособления основных систем организма школьников и обусловливают особенности функционального состояния.

Результаты наблюдения за первоклассниками в течение учебного года показали, что при напряженной степени адаптации успеваемость составила 3,2±0,03 балла. Эти учащиеся были малоактивны, допускали нарушения дисциплины и распорядка дня, эмоциональные срывы во взаимоотношениях с товарищами. Одной из характерных особенностей школьников с напряженной степенью адаптации являлась необходимость частого применения организующих приемов. У 20,4 % обследованных детей имелась напряженная степень адаптации. Аналогичные данные были уста-

новлены Э. М. Александровской [2]: по социально-психологическим критериям 19 % первоклассников не адаптированы к школе. Сходные показатели получены и при изучении адаптации к учебной нагрузке детей подготовительной группы (19,6% неадаптировавшихся) [5].

Таким образом, в результате исследований выявлены некоторые особенности реакции организма под влиянием учебно-воспитательного процесса. Наиболее информативными признаками функционального состояния организма первоклассников являются показатели памяти, внимания, мышления, координированностн двигательных актов и типологические свойства нервной системы. На основании этих показателей учащихся можно дифференцировать на различные группы по адаптации к обучению. Предлагаемый метод позволит выявить на ранних этапах школьников с напряженной адаптацией к обучению и разработать на данной основе индивидуальные физио-лого-гигиенические и педагогические мероприятия.

Литература

1. Агарков В. И, — Гиг. и сан., 1981, № 9, с. 50—51.

2. Александровская Э. М. — В кн.: Проблемы адаптация в гигиене детей и подростков. М., 1983, с. 32—39.

3. Антропова М. Вт— Физиология человека, 1983, № 1; с. 18—24.

4. Белова А. П. Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники. Л., 1982.

5. Глушкова Е. К-, Барсукова Н. К. — В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983, с. 7—14.

6. Дубровина 3. В.. Блинова JI. Г., Макарова JI. Н. — Физиология человека, 1980, № 6, с. 1076—1085.

7. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К. Методы ис- Щ следования в физиологии труда. Л., 1976.

8. Зубкова В. М., Сапожникова Г. М. — Гиг. и сан., 1982, № 4, с. 37—39.

9. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы). Л., 1981.

10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.

11. Миррахимов M. М., Айдаралиев А. А., Максимов A. JI. Прогностические аспекты трудовой деятельности "в условиях высокогорья. Фрунзе, 1983.

12. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

13. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.

14. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Алферова В. В. и др. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. М., 1982.

Поступила 22.01.85

Summary. It is determined that first-year children, who 4 study well, have better attention, memory, coordination of movements and higher speed of thinking processes. Comparatively weak type of nervous system with the prevalence of inhibition processes over excitation processes, less mobility of nervous processes are characteristic of schoolchildren with difficult adaptation to studying. According to the suggested criteria, schoolchildren can be differentiated by the degree of adaptation to studying.

УДК 614.73+612.014.481/.482]( [47+571-17)

М. Н. Троицкая, А. П. Ермолаева, Л. А. Теплых, П. В. Рамзаев

источники и уровни облучения жителей крайнего севера

НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР, Ленинград

Основными источниками облучения населения районов Крайнего Севера являются естественный радиационный фон, а также внутреннее облучение от 2|0Рз и 210Ро, поступающих в организм с пищей, глобальные радиоактивные выпадения от испытательных ядерных взрывов и рентгенодиаг-ностические процедуры.

На основе данных многолетних исследований миграции радионуклидов по экологической цепочке лишайник — олень — человек в районах Крайнего Севера представляется возможным оценить дозы от всех видов облучения населения, постоянно проживающего в этих районах.

Основные материалы для расчета дозовых нагрузок у коренных жителей Крайнего Севера собирали во время ежегодных экспедиционных выездов в пункты постоянного наблюдения Мурманской области, Коми АССР, Таймыра, Якутии и Чукотки. Измеряли содержание радионуклидов в организме людей (in vivo) и проводили радиохимический анализ около 3000 проб выделений и секционного материала, из.мерения гамма-фона и

анализ проб воздуха, отобранных на открытой территории и в жилых помещениях. Расчет эффективной эквивалентной дозы (ЭЭД) от всех видов облучения выполнен согласно публикации 30 Международной комиссии по радиологической защите [3].

Естественный радиационный фон для населения Земли, по оценкам научного комитета по действию атомной радиации (НКДАР) при ООН, создает ЭЭД около 2 мЗв и формируется за счет космических лучей, 40К и радионуклидов ряда

238и и 232Т11

Согласно данным литературы [5], интенсивность космических излучений варьирует с изменением географической широты и на широте 60° она на 15 % выше уровня излучений на экваторе. И хотя население обследованных нами районов ^ проживает на широте 60—70° северной широты, уровень облучения от космических лучей не имеет значимых различий от средних данных для всего населения и может быть принят равным 0,3 мЗв/год [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.