Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПЕЛЕНАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЫШЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ПЕЛЕНАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЫШЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1384
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЛЕНАНИЕ / СЕНСОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СВОБОДНОЕ ПЕЛЕНАНИЕ / ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОПРИОЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крутий Еатерина Леонидовна, Пастюк Ольга Владимировна

В статье проанализированы традиционные и современные подходы к пеленанию новорожденных детей, показана взаимосвязь широкого пеленания и развития сенсорных ощущений новорождённого. Авторами предложено рабочее определение сенсорного интеллекта ребёнка. Уточнены пути развития сенсорного интеллекта через возможность расширения физиологического пространства и сенсорной интеграции малыша.The article provides an analysis of traditional and modern approaches to swaddling newborns, the relationship and the development of a wide swaddling a newborn sensory. The author has proposed that a working definition of sensory intelligence of the child. Refined the development of sensory intelligence through the possibility of expanding the space of physiological and sensory integration kid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПЕЛЕНАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЫШЕЙ»

lichnost-i-tvorchestvo.html (дата обращения 10.10.2014).

2. Краткий педагогический словарь пропагандиста // Под ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. М.: Политиздат, 1984. -319 с.

3. Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» [Электронный ресурс]. - URL:

http://future4you.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=50&Itemid=59 (дата обращения 10.10.2014)

4. Электронное учебное пособие Педагогика: тезисы лекций и практические занятия [Электронный ресурс]. - URL: http://vaniorolap.narod.ru/theme4.html (дата обращения 10.10.2014).

ВЛИЯНИЕ ПЕЛЕНАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЫШЕЙ

Крутий Еатерина Леонидовна,

доктор пед. наук, профессор, Тернопольский национальный педагогический университет им. В.Гнатюка,

г.Тернополь Пастюк Ольга Владимировна, кандидат пед.наук, доцент, Северо-Восточный государственный университет, г.Магадан

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы традиционные и современные подходы к пеленанию новорожденных детей, показана взаимосвязь широкого пеленания и развития сенсорных ощущений новорождённого. Авторами предложено рабочее определение сенсорного интеллекта ребёнка. Уточнены пути развития сенсорного интеллекта через возможность расширения физиологического пространства и сенсорной интеграции малыша.

ABSTRACT

The article provides an analysis of traditional and modern approaches to swaddling newborns, the relationship and the development of a wide swaddling a newborn sensory. The author has proposed that a working definition of sensory intelligence of the child. Refined the development of sensory intelligence through the possibility of expanding the space of physiological and sensory integration kid.

Ключевые слова: пеленание, сенсорный интеллект, свободное пеленание, тугое пеленание, сенсорная интеграция, проприоцепция, сенсорный интеллект.

Keywords: swaddling, sensory intelligence, free swaddling, tight swaddling, sensory integration, proprioception, sensory intelligence.

«Яке е змалку, таке й до останку. Яке в сповитку, таке й до вшу!» («Каков в детстве, такой и до конца. Каков в пеленках, таков и до старости»). Украинская народная пословица точно определяет приоритеты и границы родительского вмешательства в психофизиологическое пространство малыша.

Если внимательно вчитаться в каждое слово, не разделяя заложенного смысла на части, становится понятной вся глубина и мудрость народа, который так тонко высказался о будущем новорожденной личности. Итак, пеленание ребенка, как культурологическое наследство, дает возможность отслеживать параллели между прошлым и современностью. Обычаи и традиции тугого пеленания младенцев часто оказываются в центре внимания специалистов различных наук: неонатологов, педиатров, психологов, этнографов, культурологов и антропологов. Однако пока ученые спорят о вреде и пользе тугого пеленания для формирования скелета ребенка и его движений, психологи и психоаналитики ищут связь между процессом пеленания ребенка и формированием его психики, личностных особенностей. Так, по мнению выдающегося психоаналитика Э. Эриксона «... пеленание подпадает под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культуры» [8, с. 182].

Если специалисты смежных наук спорят о тугом или широком пеленании, то, к сожалению, педагоги пока не

видят в этом проблемы и не проявляют заинтересованности в том, а как же пеленали родители ребенка, который сейчас является воспитанником группы детского сада.

Необходимо отметить, что традиция пеленания новорожденных детей уходит корнями в глубокое прошлое

- малыша туго заматывали в длинные, узкие полосы ткани

- пеленальники. Считалось, что ребенок будет спокойным, а когда подрастет, станет красивым и стройным, и чем туже было пеленание, тем лучше для ребенка! Причем, в народе существовало поверье, что при тугом пеленании ножки у девочки будут ровными и стройными.

Напомним, что Марк Грушевский в книге «Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа» отмечает, что после рождения «в пеленочке, но еще не запеленатое, потому что его сейчас не пеленают, а уже как очень барахтаться начнет, лежит себе дитё, а мать тоже себе рядом с ним отдыхает» [3, с.38]. По словам М. Грушевского, малыш более чем день, не спеленатый не лежит, «пеленают ребенка, кто сколько хочет, срока одного для всех нет» [3, с. 75], но дольше восьми недель не пеленают, потому что этого и ребенок не хочет.

Известно, что когда 12 декабря 1777 Великая княгиня Мария Федоровна родила сына, Александр сразу оказался под попечительством деятельной бабушки Екатерины II, которая продумала каждую мелочь в уходе за ним. Она позволила пеленать его только тем способом, который продемонстрировала на кукле, привезенной в

специальной корзине для сна. Строго было запрещено пеленать мальчика вообще и надевать на него чулки; одежду Александра составляли рубашка и жилетка, не затрудняющие движений. Именно этой императрице приписывают слова: «Туго не пеленайте, мне рабы в Отечестве не нужны». Вспомним из поэмы Т. Шевченко «Сон» следующие сроки: «На барщине пшеницу жала, устала; не отдыхать пошла в снопы, поковыляла Ивана сына накормить. Оно сповитое кричало в тени за снопом. Распеленала, накормила, приласкала...». Тарас Шевченко мастерски и ярко нарисовал всю последовательность действий матери по пеленанию ребенка. Сельские женщины только так туго и пеленали детей, когда надо было долго и тяжело работать, а за ребенком некому было ухаживать.

Еще один интересный экскурс в историю: с 1939-го года Б.Спок был педиатром дочери Маргарет Мид, которая долго искала врача, разделяющего ее идеи воспитания детей. М. Мид, изучив практику воспитания детей у примитивных народов, остановила свое внимание не только на изучении бессознательных установок взрослых членов общества по отношению к детям, способах коммуникации между взрослыми и детьми, но и на практике детского пеленания, обычаях ухода за младенцами, умывании, приучении к чистоте.

Добавим, что автор концепции основной личностной структуры А. Кардинер также считал, что существует связь между способами ухода за младенцами и особенностями психологического склада народа, так называемой базовой структуры личности (эту теорию критики до сих пор не без иронии продолжают называть «пеленочным детерминизмом ») [3].

Под «свободным пеленанием» понимается укутывания малыша в пеленку, но при этом ребенок может шевелиться, поджимать ножки, он как будто находится в «мешочке». Современные родители все чаще используют так называемые спальники или спальные мешки для детей.

Чаще всего под «тугим пеленанием» понимается более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Безусловно, это не стимулирует развитие ребенка. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений, ребенок привыкает к своему телу только до 6 месяцев, иногда даже в 78 месяцев может будить себя резкими движениями.

Обратимся к мнению выдающегося педиатра, доктора медицинских наук, профессора И.А.Аршавского [1], который писал, что тугое пеленание ребенка сразу же после рождения, когда руки и ноги новорожденного насильно вытягиваются вдоль тела, не только нарушает возможность полноценного осуществления теплопродукции скелетными мышцами, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Отсутствие теплоизолированного слоя также способствует потере тепла. К тому же тугое пеленание плохо влияет на нормальное кровообращение. Противоестественное раздражение скелетной мускулатуры, вызываемое тугим пеленанием, может негативно сказаться на дальнейшем нормальном развитии нервно-мышечной системы ребенка [1, с.10]. Ученый и психолог Т. Бьюзен описал 10 видов интеллекта, которые есть у каждого человека от рождения, но их необходимо развивать на протяжении всей жизни. Из числа различных видов интеллекта автор выделил и сенсорный интеллект, который

охватывает пять основных органов чувств и шестое - интуицию. Под сенсорным интеллектом младенца понимаем способность к осуществлению процесса познания окружающей среды основными органами чувств.

Необходимо констатировать, что наука и практика все чаще сталкивается с проблемами развития сенсорного интеллекта современных детей, предлагая активизировать исследования в вопросах сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция - это процесс, во время которого нервная система ребенка получает информацию от рецепторов всех чувств, а затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Проприоцепцию определяют как совокупность способностей ребенка ориентироваться в положении своих конечностей с их отношением друг к другу, воспринимать собственные движения и оценивать сопротивление, осуществляемое движениями. Проприо-цепция, как модальность, имеет три качества, а именно обеспечивает ощущение: положения конечностей, движений, усилий.

Являясь процессом подсознания, сенсорная интеграция: организует информацию, полученную с помощью органов чувств; придает значение испытываемым ребенком ощущениям, фильтруя информацию и отбирая ту, на которой следует сконцентрироваться; позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находится малыш. И что наиболее значимо для нашего исследования - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения в будущем. Младенец, когда его берут на руки, удобно «устраивается» на руках того, кто его держит. Успешно справиться с этой задачей ему помогают ощущения, идущие от суставов и мышц. Младенец с первых недель осуществляет значительное количество движений, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными и бессистемными. Однако эти движения формируют у ребенка образ собственного тела и помогают ему адаптироваться к гравитации. Б.Стоукс отмечает, что сенсорное развитие ребенка начинается с выявления связи между телом и гравитацией. Любое движение младенца - это отношения между его телом и гравитацией, давлением силы тяжести на тело ребенка и его способности противостоять этому давлению или подчиниться ему. С точки зрения физиологии, сенсорный интеллект развивается при условии, если нервная система ребенка получает информацию от рецепторов всех чувств, а для этого малыш должен быть максимально приближен к естественной позе.

Физиологически обоснованным следует считать такую одежду новорожденного ребенка, которая не ограничивает и не нарушает его естественной позы и не препятствует осуществлению необходимых двигательных актов. По мнению И.А Аршавского и его последователей-учеников, нельзя вытягивать нижние конечности младенца. Ножки должны сохранять естественное изогнутое положение.

И.А.Аршавский называет еще один негативный фактор тугого пеленания. Благодаря механизму имприн-тинга (запечатление) сразу же после рождения заглушается в ребенке природный «инстинкт свободы», или, как называл его И.П. Павлов, «рефлекс свободы». Есть основания считать, что подобное пеленание прививает ре-

бенку будущую психологию подчинения и имеет ряд других негативных в психологическом плане последствий [1, с.11]. В 1970-е тема тугого пеленания младенцев остро обсуждалась в Советском Союзе после выхода знаменитой книги доктора Б.Спока, в которой он не рекомендовал туго пеленать малышей, имея уже опыт наблюдений за развитием дочери М. Мид [5].

Обращая внимание на некоторые актуальные вопросы сопровождения детей, поддерживаем точку зрения Т.Г.Визель, в частности, неоднозначной трактовки проблемы пеленания [2]. С психологической и нейропси-хологической позиции следует обосновать необходимость и серьезность непосредственных и отдаленных последствий неправильных действий взрослых по отношению к младенцу. Т.Г.Визель отмечает, что по данным ЮНЕСКО, мода на «не пеленание» привела к увеличению числа коррекционных школ, специализированных интернатов, психоневрологических диспансеров и тюрем в 2 раза [2].

В свое время М. Монтессори утверждала: потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит на спине в коляске или в кроватке. Что видит ребенок в этом случае -потолок, изредка лицо взрослого, погремушки, которые во всем мире вешают родители над кроваткой. Этого недостаточно для полноценного развития.

Г.Доман, ссылается на собственные исследования и изучение опыта обращения с младенцами женщин-индианок, которые своих детей никогда туго не пеленали, давая возможность активно двигаться чуть ли не с первых минут жизни. Он, как и многие другие исследователи, подчеркивает, что вред тугого пеленания имеет не только биологические последствия. Это существенно влияет на психику ребенка, закрепляя ощущение беспомощности и зависимости, что в дальнейшем обычно приводит к пассивности [4].

Пеленание практикуется в основном только в России, Украине, Беларуси, на Кавказе [6], в то время как в Германии вообще нет пеленания младенцев, их сразу после рождения в роддоме одевают в комбинезоны или рубашечки-ползунки. Это правило распространяется даже на недоношенных новорожденных, которые лежат в инкубационных кювезах.

Тугое пеленание не означает, что ребенок должен быть буквально задушенным, что его дыхание должно быть ограничено, а мышцы потеряют необходимую чувствительность. К тому же пеленание является актуальным в течение первых шести месяцев жизни. Е.О.Комаровский напоминает, что противники пеленания встречались и раньше. Типичный и, пожалуй, самый известный апологет анти пелёночной пропаганды - великий писатель Л.Толстой. Парадоксально, но самого Льва Николаевича в детстве пеленали, что, с одной стороны, не помешало ему проявить собственную гениальность, а, с другой, помешало всё же убедительно доказать связь инфантилизма и вялости Пьера Безухова с тугим детским пеленанием [9].

По мнению Ж.В.Цареградской, чтобы сформировать у малыша положительное отношение к новому миру, в который он попал, нужно вернуть ему привычную форму тела, а это помогают сделать тесные мамины объятия или

обычная пеленка [7, с.119]. Речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, что позволяет ребенку совершать движения руками и ногами. Пеленание следует применять только на то время, пока малыш спит отдельно от матери. Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Критерием продолжительности пеленания может быть наличие или отсутствие «подкидываний» (не умеют координировать движения, резко дергают ручками и ножками.

Резюмируя изложенное можно констатировать, что нами определены приоритеты и границы родительского вмешательства в психофизиологическое пространство малыша. Это вмешательство может быть отрицательным, если родители игнорируют современные исследования по пеленанию младенца, искусственно затягивая сроки развития сенсорного интеллекта. Анализ освещенных в статье подходов к заявленной проблеме показывает, что они кардинально противоположные. Однако, неправы как «консерваторы», которые считают, что ребенка нужно плотно «упаковывать» в пеленки почти полгода, так и «радикалы», которые утверждают, что пеленание совершенно не нужно. По нашему мнению, наиболее современным и научно обоснованным является подход, согласно которому пеленание необходимо для адаптации ребенка к новым условиям жизни. Отказ от пеленания может происходить тогда, когда малыш сам проявит к этому готовность. Итак, научной и логической мотивации отказа от пеленания не существует. Соглашаясь с доктором Е.О.Комаровским, можно сформулировать главное правило: пеленать или не пеленать ребенка - личное дело его родителей, которое определяется их желаниями, возможностями, образом жизни и пониманием необходимости стимулировать своевременное развитие сенсорного интеллекта.

Список литературы

1. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть / Илья Аркадьевич Аршавский. - М.: Советский спорт, 1990. - 30 с.

2. Визель Т.Г. Младенчество и дань традициям // Вестник угроведения. - 2013. - № 3 (14). - С.160-166.

3. Грушевський М. Дитина у звичаях i вiруваннях украТнського народу / Марко Грушевський. - 2 - ге вид., стер. - К.: Либщь, 2011. - 256 с.

4. Мазуркевич С.А. Энциклопедия заблуждений. Дети. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002. -С.15-39.

5. Мид M. Культура и мир детства / Маргарет Мид. -М.: Наука, 1988. - С.48-59, 147-171, 259-274.

6. Павлова О.С. Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность// Культура и искусство. - 2011. - № 6 (6). - С.32-40.

7. Цареградская Ж. В. Ребенок от зачатия до года / Жанна Владимировна Цареградская. — М.: Аст-рель: ACT, 2005.— 281 с.

8. Эриксон Э. Детство и общество.- М., 2000. - С. 181182.

9. http://artides.komaravskiy.net/k-voprosu-o-vrednosti-pelenaniya.html#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.