Научная статья на тему 'Младенчество и дань традициям'

Младенчество и дань традициям Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1586
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / INFANCY / ПЕЛЕНАНИЕ / ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / BREASTFEEDING / СРОКИ ВСКАРМЛИВАНИЯ / МОЗГ / BRAIN / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / DIAPERING / FEEDING PERIOD

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Визель Т.Г.

В предлагаемой вниманию статье представлена точка зрения автора на некоторые актуальные вопросы курации детей младенческого возраста, в частности, на неоднозначно трактуемые вопросы пеленания и сроков грудного кормления. С психологической и нейропсихологической позиции автор обосновывает необходимость пеленания и целесообразность традиционного ограничения сроков грудного вскармливания. Подчеркивается серьезность непосредственных и отдаленных последствий неправильных действий взрослых по отношению к младенцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infancy and tribute to traditions

The offered article presents the author’s point of view on some topical issues of infants’ care; particularly, on the ambiguously treated issues of diapering and breastfeeding period. From psychological and neuropsychological position, the author demonstrates the necessity of diapering and advisability of traditional limitation of breastfeeding period. The author emphasizes the seriousness of immediate and long-term effects of adults’ wrong actions towards the child.

Текст научной работы на тему «Младенчество и дань традициям»

УДК 616.821

Т.Г. Визель Младенчество и дань традициям

Аннотация. В предлагаемой вниманию статье представлена точка зрения автора на некоторые актуальные вопросы курации детей младенческого возраста, в частности, на неоднозначно трактуемые вопросы пеленания и сроков грудного кормления. С психологической и нейропсихологи-ческой позиции автор обосновывает необходимость пеленания и целесообразность традиционного ограничения сроков грудного вскармливания. Подчеркивается серьезность непосредственных и отдаленных последствий неправильных действий взрослых по отношению к младенцу.

Ключевые слова: младенческий возраст, пеленание, грудное вскармливание, сроки вскармливания, мозг, интеллект, развитие.

T.G. Vizel

Infancy and tribute to traditions

Summary. The offered article presents the author's point of view on some topical issues of infants' care; particularly, on the ambiguously treated issues of diapering and breastfeeding period. From psychological and neuropsychological position, the author demonstrates the necessity of diapering and advisability of traditional limitation of breastfeeding period. The author emphasizes the seriousness of immediate and long-term effects of adults' wrong actions towards the child.

Keywords: infancy, diapering, breastfeeding, feeding period, brain, intelligence, development.

Современные взгляды на то, как правильно взращивать младенца, сделали колоссальный шаг в сторону либерализации и демократизации отношения к маленькому существу. Казалось бы, это неплохо, однако, как и все демократические начинания, нововведения нередко имеют оборотную сторону. Известная доля консерватизма, которая выступает в виде традиций, вещь серьезная и сбрасывать со счетов то, что выработалось веками, как правило, опрометчиво. Правильные действия взрослых по отношению к младенцам принципиально важны, т.к. являются базисными, определяющими многое в состоянии здоровья и психического развития в будущем. Остановимся на двух наиболее важных, с нашей точки зрения, моментах -пеленание и грудное вскармливание.

По поводу пеленания

В литературе высказывается точка зрения относительно вреда пеленания. Так, детский хирург-ортопед из Госпиталя Саутгемптона (Великобритания) Николас Кларк, да и целый ряд отечественных педиатров, уверены, что тугое пеленание новорожденных наносит неокрепшим костям таза ребенка просто непоправимый вред, а именно, ведет к дисплазиям тазобедренного сустава.

Однако, согласно представлениям неврологии, формирование костного состава нижних и верхних конечностей, костей таза, как и прорезывание зубов, зависит в первую очередь от работы двигательного анализатора, расположенного в головном мозге. Его функции активируются, хотя это известно не всем ортопедам, в первую очередь

благодаря нагрузке, в том числе и статической (пеленание), на мышцы.

Такой алгоритм физического развития справедлив также и в отношении двигательной нагрузки. Известно, что ее отсутствие может приводить к различного рода задержкам формирования высших психических функций или, что еще хуже, к их недоразвитию. Таким образом, то, что пеленание является причиной дисплазии тазобедренных суставов, заблуждение. Многие века и в разных культурах необходимость пеленания не подвергалась сомнению, и дети вырастали без каких-либо дисплазий. Правда, следует оговориться, что пеленание может осложнить дело, если ребенок родился с патологией этих суставов. Но в этом случае дело педиатров, детских ортопедов - выявлять патологию сразу и предупреждать о нежелательности пеленания. Заметим, что ранняя диагностика с целью выявления врожденных дефектов необходима не только в этом случае, но и во всех других. Дети, у которых присутствуют антенатальные или перинатальные аномалии, конечно же, должны взращиваться в особых режимах.

Аналогичным образом обстоит дело с формированием изгибов позвоночника, о которых так заботятся противники пеленания. Здоровому позвоночнику пеленание во время сна не повредит - изгибы успеют образоваться во время бодрствования младенца, когда пеленание не должно иметь места.

Что же касается значения пеленания для вертикализации, то тут и спорить не о чем. Вертикализация в качестве лечебной меры применяется в медицине достаточно широко и, прежде всего, затем, чтобы нервные центры активизировались и более эффективно управляли процессами регуляции функций различных отделов организма и психическим развитием.

Во время процедуры пеленания вертикальное положение возникает неизбежно. Хотя бы во время того, когда ребенка берут на руки, чтобы переложить в кроватку. Некоторые

же мамы и бабушки интуитивно, ради удовольствия, стремятся подольше подержать младенца, прижать его к себе. Таким образом они продлевают время вертикализации, и этого хватает, чтобы направить энергообмен между спинным и головным мозгом по тому пути, который станет основным позже, в тот период жизни, когда ребенок начнет ходить. В памяти фиксируется поза вертикального положения, предваряющая важнейшее преимущество человека перед всеми остальными биовидами, - прямохождение. Именно с ним связана и уникальная работа человеческого мозга.

Наконец, относительно пресловутой свободы, которую якобы пеленание подавляет. Остаюсь при своем мнении, что свобода (в том смысле, который в нее вкладывается теми, кто за нее ратует) младенцу не нужна. Ему вполне достаточно ее, когда он не спит, особенно если близкие люди понимают, что с ним надо общаться, и знают, как общаться. Просыпаясь и получая освобождение от пеленок, ребенок острее чувствует изменения в тонусе мышц, его память, опять же, должным образом срабатывает, и репертуар мышечных ощущений расширяется.

Тем, кто советует пеленать детей, вменяется также в вину то, что они будто бы не знают, почему на Руси детей пеленали. По их мнению, это делали для того, чтобы «просто-напросто освободить мать для общественной работы «сначала на барина, потом на богача». По этому поводу следуют жалостливые стенания и констатируется, что «женщины вкалывали, и при такой собачьей жизни вынуждены были бросать ребенка в люльке, запеленутым, как полено».

Остается неясным, что в этом случае имеется в виду под формулировкой «сначала на барина, потом на богача» и почему традиция пеленания была не только на Руси, но и во многих других странах? Самое главное, почему детей пеленали сами богачи?

Интересное соображение по поводу антипеленочной пропаганды высказывает доктор

Комаровский [1]. Он предполагает, что в причинах антипеленочной пропаганды отчетливо прослеживаются экономические мотивы. Цитируем: «Любая отечественная фабрика, любой цех, любая домохозяйка может в течение суток наладить выпуск пеленок. Но красивые штанишки, распашонки, ползунки, костюмчики, комбинезончики - разноцветные, с картинками, кружевами, завязочками-тесемочками, кнопками и карманчиками - это уже посложнее. Это дорогой и, как правило, заморский товар. И стоит такая распашоночка как пять пеленок». Что ж, вполне может быть. И это тем более обидно, поскольку, по данным ЮНЕСКО, мода на непеленание (как и на кесарево сечение) привела к увеличению числа коррек-ционных школ, специнтернатов, психоневрологических диспансеров и тюрем в 2 раза!

Добавим к сказанному следующее. Тугое пеленание не означает, что ребенок должен быть буквально задушен, что его дыхание должно быть стеснено, а мышцы потеряли необходимую чувствительность. К тому же оно актуально в течение первых шести месяцев жизни. Все хорошо в меру, а то заставь, известно кого, богу молиться...

По поводу грудного вскармливания

О пользе грудного вскармливания

Обилие призывов матерей кормить, сколько угодно и пока есть молоко, заслуживает внимания, отражает ту же ситуацию, что и с пеленанием. Как легко заметить, большая часть публикаций посвящена не тому, что материнское молоко полезно. Да кто ж с этим спорит?! Конечно, полезно и, более того, ничем не заменимо, особенно в самые первые, не то чтобы часы и дни, а минуты появления на свет. Зачем подтверждать, что вскармливание материнским молоком наилучший вариант пищевого обеспечения ребенка, причем во всех смыслах - в отношении психического развития и иммунитета и пр.? Это и так ясно. А вот сроки грудного вскармливания действительно стоят обсуждения.

О сроках отлучения ребенка от груди Существует понятие - грудной возраст, грудной ребенок. Всеми информационными источниками по этому поводу он определяется как ограниченный первым годом жизни [2]. Соответственно этому традиция предписывает отлучать ребенка от груди именно в этот период. Видный представитель классического психоанализа Мелани Кляйн в работе «Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников» отмечает, что «грудь в своем хорошем аспекте является прототипом материнской доброты, неистощимого терпения и щедрости, а также творчества» [3]. Автор обращает внимание и на то, что позднее отлучение от груди - обычное в примитивных сообществах, и сообщает, что ее собственные наблюдения свидетельствуют о том, что оптимальным для начала отлучения от груди является возраст около половины первого года жизни ребенка. Причем делать это следует постепенно и бережно. М. Кляйн весьма убедительно обосновывает свою точку зрения тем, что на этом этапе младенец проходит через депрессивную позицию. Отлучение от груди заставляет его перенести эпицентр внимания с доминантных до этого взаимоотношений «ребенок - мать» на то, что его окружает в целом. Тем самым расширяется «спектр обозрения существующих в мире объектных отношений, интересов, сублимаций и защит». Это способствует преодолению трудностей депрессивной стадии. Помимо этих профессиональных доводов, имеются и соображения здравого смысла. Во-первых, после года материнское молоко в значительной мере теряет свои защитные свойства, и зачем тогда продолжать кормление? Во-вторых, достаточно взглянуть на великовозрастного дитятю, использующего пустышку по ее назначению, чтобы заметить, как оглупляется в этот момент его лицо. Возникает несоответствие между возрастом и поведением. По нашему глубокому убеждению, нельзя накладывать один возрастной период на другой. Разве имеются какие-либо основания задерживать грудной возраст? Очень жаль,

что по этому поводу нет серьезных научных исследований, и нам приходится призывать в союзники единомышленников, являющихся безымянными авторами интернет-сайтов, таких, например, как materinstvo.ru, где мы находим возражения относительно рекомендаций кормить ребенка грудью до 1-1,5 лет, а то и дольше, как часто советуют современные педиатры. И это несмотря на то, что после года материнское молоко почти теряет свои защитные свойства. К тому же именно в полугодовалом возрасте в рационе ребенка появляется прикорм, а значит, он уже способен питаться чем-то помимо грудного молока. Затрагивается и другой аспект обсуждаемой темы. Если затянуть с отлучением и кормить ребенка грудью более 2 лет, могут возникнуть психологические проблемы: чрезмерная привязанность к маминой груди и, как следствие, сложности с социализацией. Возможно, также укрепление у ребенка убеждения, что взрослого можно победить, настаивая на своем. Ведь нередко легче уступить ребенку, требующему грудь со слезами и криками, чем найти способ объяснить ему, что этого делать нельзя или отвлечь.

К этому можно добавить, что в литературе по психоанализу указывается также на возможность возникновения вредных привычек, порожденных потребностью в постоянном задействовании оральной сферы: сосание пальцев, жевание воротников и манжетов одежды, раскачивания и пр., вплоть до предпочтения в будущем оральных форм секса. Последнее, разумеется, может оспариваться теми, кто не признает заслуживающим доверия учение З. Фрейда и его последователей [4].

Далее сосание, как поведенческий акт, необходимо в качестве биологически значимого ритмического акта, и ничего с этим не поделаешь! Как известно, воздействие ритма на нервную систему огромно и неоднозначно. Ритм в одних временных рамках оказывает активизирующее воздействие на работу мозга, в других, напротив, тормозное. Такое свойство этого удивительного феномена известно

издавна. Ритм использовали для пыток (китайская казнь - капля за каплей на темя обездвиженного человека), в шаманских ритуалах, религиозных сектах. Используют ритм и в медицине - ритмолечение. Значение дозировок ритмической стимуляции подтверждает и нейрофизиология, показавшая, что жевание в течение десяти минут жевательной резинки активизирует мозг учащихся младшей школы и помогает преодолеть утомление, а более длительный срок этого же действия, напротив, вызывает в мозге тормозные процессы. Так же обстоит дело и с различными видами качаний. В определенном (разумном) объеме они полезны, а в усиленном режиме могут не быть таковыми.

О влиянии долгого вскармливания на размеры мозга и, соответственно, уровень интеллекта

Проведены эксперименты, результаты которых дают авторам основание утверждать, что существует прямая положительная зависимость между продолжительностью кормления грудью и интеллектуальным развитием [5]. Однако их, с нашей точки зрения, нельзя считать убедительными. Помимо прямых, точнее цифровых, корреляций сроков грудного вскармливания и состояния психической сферы ребенка, существует масса сопутствующих факторов, влияющих на темпы и уровень развития детей. Они же, как правило, не учитываются. К ним относятся в первую очередь врожденные задатки. У одних детей они настолько велики, что отсутствие материнского молока, хоть и явится отрицательным фактором, не зачеркнет их, у других настолько низки, что и долгое кормление грудью не делает их выдающимися мыслителями. Далее - среда обитания: «дети-натуралы» (в плане вскармливания) могут находиться в культурно депривированной среде и не иметь возможности интенсивно развиваться, а «ненатуралы» могут оказаться в благоприятных условиях и развиться гораздо более. Для того чтобы эксперимент был чистым, надо выбирать испытуемых с

одинаковыми исходными данными, а сделать это практически невозможно: кто же возьмется определить, каковы задатки у конкретного ребенка, какие способности он получил от родителей? С моей точки зрения, такие изыскания вообще бессмысленны.

Теперь по поводу размера головы и интеллекта.

Данные о том, что голова растет интенсивнее у детей, получающих грудное молоко, в сравнении с теми, кто его лишен, действительно приводятся в отдельных работах. На основании выполненных исследований показано, что с возрастанием объема человеческого мозга растет и интеллект его обладателей, причем у детей, получающих грудное молоко, быстрее, чем у детей контрольной группы (искусственников). Использовался метод магнитно-резонансного изображения (magnetic resonance imaging, MRI) мозга. Авторы настаивают на том, что применение этой современной аппаратуры позволило получить объективные данные. Вполне вероятно, что это так, однако, в обсуждаемом исследовании речь идет о большом размере головы, а не мозга (head size). Он же может оказаться признаком, обусловленным конституционально, а не стимулированным долгим кормлением грудью, а может быть, и того хуже, признаком гидроцефалии.

Публикации сторонников точки зрения о том, что интеллект не зависит от размеров мозга, значительно более убедительны. В частности Катрин Видаль (нейробиолог, директор по научным исследованиям Института Пастера (Франция), кавалер ордена Почетного легиона) на публичной лекции в Москве в декабре 2012 г. опровергла мифы о взаимосвязи крупного мозга и высокого интеллекта. Она привела сведения, согласно которым в XIX веке ученые считали, что между размерами черепа и интеллектуальными возможностями есть прямая зависимость. Француз Поль Брока стал взвешивать мозг женщины и мужчины. Самым умным оказался белый мужчина, принадлежавший к буржуазному классу. Мозг

мужчины весил 1 350 г, а женщины - 1 200 г. Исследования же черепных коробок великих деятелей абсолютно опровергли эти штампы. Вес нашего И.А. Тургенева составил 2 012 г, однако мозг знаменитого химика Ю. Либиха весил 1 362 г, мозг «дедушки» Ленина - 1 340 г, а писателя А. Франса - всего 1 017 г. Самый же большой мозг весом в 2 850 г принадлежал пациенту психиатрической лечебницы, идиоту-эпилептику.

Интересные соображения по поводу размеров мозга и интеллекта высказывает С.В. Дробышевский, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова. В статье «Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозга» он утверждает следующее. Интеллект зависит не от размера мозга (тем более что масса мозга процентов на 90 определяется глиальной тканью), и даже не от числа нейронов, а от числа связей между нейронами. Оно же обусловлено частично наследственно, а частично определяется образом жизни и опытом. «Учится человек, наращивает число связей - будет умнее; не учится - будет глупее». Существенно, что число нейронов с возрастом катастрофически уменьшается, а способности мозга продолжают расти; это определяется ничем иным, как появлением новых межнейронных связей.

«Как самые мелкоголовые, так и самые башковитые популяции (не будем тыкать пальцем), - пишет автор, - не числятся в создателях мировых цивилизаций». Корреляция между размером мозга и его функциями четко проявляется лишь в случае патологических крайностей. Ясно, справедливо отмечает автор статьи, что микроцефал не может быть умным по причине недоразвития коры, но и рекордсмены в сторону больших размеров головы (макроцефалы) могут иметь патологии интеллекта и психики.

Аналогичную точку зрения высказывают исследователи, которые пришли к выводу, что интеллектуальный уровень человека связан не с «количеством серого вещества» в тех или

иных отделах коры, а с тем, как развивается мозг в детстве и юности (имеется в виду когнитивный аспект этого развития) [7]. Еще более определенные суждения по этому поводу принадлежат другой группе авторов [8]. Они уверены, что в разные возрастные периоды мозг имеет разные размеры - и окончательный размер - не показатель! Так что, сколько ни корми грудным молоком, даже если это и

поможет увеличить голову, результат весьма не однозначен.

Итак, интернет, конечно, великое благо. Он во много раз облегчает работу над публикациями, поиском необходимой информации и пр. Надеюсь, что нам поверят заинтересованные в обсуждаемых темах лица. Тем самым, мы надеемся, они избегнут ошибок, которые могли бы сделать.

Литература

1. Комаровский Е.О. Уход за детской кожей: проблемы и решения. 26.02.2010. URL: http://articles. komarovskiy.net (дата обращения 15.03.11).

2. Энциклопедия здоровья. 2005 r.URL: http://www.curemed.ru/medarticle/articles/14777.htm (дата обращения 11.03.12).

3. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. Информационный центр психоаналитической культуры Санкт-Петербурга. СПб.: Б.С.К., 1997.

4. Акимов О.Е. Правда о З. Фрейде и психоанализе. URL: http://sceptic-ratio.narod.ru/ps/pravda_32.htm (дата обращения 14.03.12).

5. Кормление грудью: как долго? // Интернет-журнал www.missfit.ru, 2013. URL: http://www.missfit.ru/ mammy/feeding/ (дата обращения 15.04.12).

6. Дробышевский С.В. Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозга // Научно-просветительский портал Антропогенез.ру, 2010 г. URL: http://antropogenez.ru/article/493/ (дата обращения 24.05.13).

7. Shaw P, Rapoport JL. Decision making about children with psychotic symptoms: using the best evidence in choosing a treatment // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2006 Nov; 45 (11): 1381-6.

8. Dickerson B.C., Fenstermacher E., Salat D.H., Wolk D.A, Maguire R.P, Desikan R., Pacheco J., Quinn B.T, Van der Kouwe A., Greve D.N., Blacker D., Albert M.S., Killiany R.J., Fischl B. Detection of cortical thickness correlates of cognitive performance: Reliability across MRI scan sessions, scanners, and field strengths // Neurolmage, 2008; 39 (1): 10-8.

References

1. Komarovskij E.O. Uhod za detskoj kozhej: problemy i reshenija. 26.02.2010. URL: http://articles. komarovskiy.net (data obrashhenija 15.03.11).

2. Jenciklopedija zdorovja, 2005 g. URL: http://www.curemed.ru/medarticle/articles/14777.htm (data obrashhenija 11.03.12).

3. Kljajn M. Zavist' i blagodarnost'. Issledovanie bessoznatel'nyh istochnikov / Per. s angl. Informacionnyj centr psihoanaliticheskoj kul'tury Sankt-Peterburga. SPb.: B.S.K., 1997.

4. Akimov O.E. Pravda o Z. Frejde i psihoanalize. URL: http://sceptic-ratio.narod.ru/ps/pravda_32.htm (data obrashhenija 14.03.12).

5. Kormlenie grud'ju: kak dolgo? // Internet-zhurnal www.missfit.ru, 2013.URL: http://www.missfit.ru/ mammy/feeding/ (data obrashhenija 15.04.12).

6. Drobyshevskij S.V Glupeem li my? O prichinah umen'shenija mozga // Nauchno-prosvetitel'skij portal Antropogenez.ru, 2010 g. URL: http://antropogenez.ru/article/493/ (data obrashhenija 24.05.13).

7. Shaw P, Rapoport JL. Decision making about children with psychotic symptoms: using the best evidence in choosing a treatment // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2006 Nov; 45 (11): 1381-6.

8. Dickerson B.C., Fenstermacher E., Salat D.H., Wolk D.A, Maguire R.P, Desikan R., Pacheco J., Quinn B.T, Van der Kouwe A., Greve D.N., Blacker D., Albert M.S., Killiany R.J., Fischl B. Detection of cortical thickness correlates of cognitive performance: Reliability across MRI scan sessions, scanners, and field strengths // Neurolmage, 2008; 39 (1): 10-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.