Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ'

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козинская Ольга Юрьевна

В статье представлены критерии, раскрывающие понятие «творческий потенциал личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIAL COMPONENTS CREATIVE POTENTIAL

The article presents the criteria that reveal the concept of "creative potential of the individual

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ»

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Козинская Ольга Юрьевна

кандидат пед. наук, доцент, Саратовский гос. университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов CRITERIAL COMPONENTS CREATIVE POTENTIAL

Kozinskaya Olga, candidate ped. sciences, associate professor Saratov State University NG Chernyshevsky, Saratov АННОТАЦИЯ

В статье представлены критерии, раскрывающие понятие «творческий потенциал личности». ABSTRACT

The article presents the criteria that reveal the concept of "creative potential of the individual." Ключевые слова: творчество, личность, потенциал. Keywords: creativity, personality and potential.

«Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, - во всяком случае, эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству» Д. Локк

В современном, динамично развивающимся мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Проблема развития самостоятельной, свободной, творческой и инициативной личности встала перед нашим государством. Изучение творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным ресурсом развития общества. Именно с этим связан интерес правительства Российской федерации к проблеме развития творческого потенциала и внедрение программ, способных стимулировать работу в данном направлении.

В нашей стране осуществляет свою деятельность Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». В рамках программы проводятся предметные заочные конкурсы-олимпиады, конкурсы исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, разработка социальных проектов, турниры, форумы, фестивали, научные конференции школьников, что позволяют сравнивать подготовку учащихся из разных образовательных учреждений страны. Проекты Программы входят в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи (в рамках приоритетного Национального проекта «Образование»). В рамках программы действует система поощрения учащихся, педагогов и образовательных учреждений. Школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, могут претендовать на государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в размере 1 млн. руб., а педагоги в размере 100 тыс. рублей. Участие в Программе даёт дополнительный шанс для победы в конкурсе.

Министерство образования и науки России, Федеральное агентство по образованию, ведущие ВУЗы страны

поддерживают деятельность Малой академии наук «Интеллект будущего». Общероссийская Малая академии наук «Интеллект будущего» стала победителем конкурса грантов некоммерческих неправительственных организаций, проводимого Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи» в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 29.03.2013 № 115-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества». Министерства образования и науки Российской Федерации присуждают премии для поддержки талантливой молодёжи [3].

Такое стремление правительства поддерживать творческую молодёжь понятно, ведь современному обществу, и специалисты необходимы современные, то есть люди, обладающие высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач в условиях стремительного технического и научного прогресса. Масли о том, что творчество и творческий подход доступен и необходим специалистам элитарных, так сказать творческих профессий, весьма ошибочны, ведь нестандартные, творческие подходы могут быть реализованы в любых областях, что очень ценно. Творческий потенциал становится весьма востребованным в силу того, что личность сегодня всё активнее оказывается субъектом профессиональной деятельности, обладающим целым комплексом качеств, для достижения продуктивных результатов своего труда.

Так что же такое творчество, современная творческая личность, и насколько важен творческий потенциал для её развития? Для этого рассмотрим несколько определений, тесно связанных с предметом нашего исследования.

Наиболее близким к нашему предмету исследования определением творчества нам представляется дефиниция, данная в кратком педагогическом словаре, определяющая творчество как «сознательную, целеполагаю-щую, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные предметы, произведения и так далее в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества» [2].

Для творчества характерны следующие признаки: - творчество представляет собой интегративное качество личности;

- творчество проявляется в деятельности, связанной с познанием и преобразованием действительности;

- творчество продуктивно по своей сути;

- творчество предполагает активную позицию личности;

- творчество свойственно человеку, обладающему творческими способностями.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель. А в современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

- разумность;

- ответственность;

- свободу;

- личное достоинство;

- индивидуальность.

В жизнедеятельности личности в современном мире творчество выполняет важные функции:

- выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

- включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

- выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

- определяет собственную индивидуальность для другого;

- реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

- защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений [4].

Следуя из вышеизложенного: творческая личность - это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции [1].

Какие же качества позволяют отличаться творческой личности от других людей? К ним можно отнести:

- продуктивное самосознание;

- интеллектуальная творческая инициатива;

- жажда познания и преобразования;

- чувствительность к проблеме, новизне;

- потребность в нестандартном решении задач;

- критичность ума;

- самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем.

Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.

Можно выделить две группы мотивов творчества:

- внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);

- внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Таким образом, данное определение даёт нам возможность осознать неделимость современной творческой личности и творческого потенциала.

Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens.

Творческий потенциал личности является неким ядром её внутренних сил, помогающим самореализоваться. Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Отследить черты проявления творческого потенциала можно уже с ранних лет, ещё в дошкольный период ребёнок проявляет природную склонность к тому или иному виду деятельности: затаённо вслушивается, внимая волшебным звукам музыки; собирает пирамидку своим особенным способом, экспериментируя с формой и цветом. Чуткие родители, заметив это, могут способствовать развитию творческого потенциала, добавляя всё новый материал для творчества.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад, возможность проявления творческого потенциала в различных видах деятельности увеличивается. Дети порой уже в раннем возрасте проявляют чудеса психологии, общаясь со сверстниками, или находят интересные способы выхода из затруднительных ситуаций. В непосредственно образовательной деятельности проявляют свою склонность к разным её видам (считают, читают, сочиняют, запоминают, пересказывают, рисуют, лепят и т.д.). В этот период роль родителей в развитии творческого потенциала не уменьшается. Взаимодействуя с воспитателями и специалистами дошкольных учреждений, чуткие родители отдают своих детей в учреждения дополнительного образования, учитывая склонности своего малыша.

В период обучения в школе ребёнок находит дополнительные возможности для развития своего творческого потенциала: участвует в концертах, выставках, конкурсах, олимпиадах. При условии целенаправленного развития творческого потенциала, успешно поступает в вузы по интересу.

В годы студенчества с помощью, разработанных государственных программ поощрения, выявляются потенциально успешные специалисты и создаются условия для дальнейшего их развития. Реформируя образование, стремясь внедрять развивающие программы на всех его этапах, поощряя инициативных педагогов и воспитателей, государство пытается решить важнейшую задачу - развить творческого потенциала нации.

Итак. Творческий потенциал - важнейший фактор развития современной творческой личности. Стимулируя развитие творческого потенциала на всех этапах её становления, общество может получить мощнейший ресурс его развития - свободную, творческую и инициативную личность.

Список литературы 1. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития. Личность и творчество [Электронный ресурс]. - URL: http://bargu.by/1688-akmeologo-pedagogicheskie-osnovy-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-

lichnost-i-tvorchestvo.html (дата обращения 10.10.2014).

2. Краткий педагогический словарь пропагандиста // Под ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. М.: Политиздат, 1984. -319 с.

3. Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» [Электронный ресурс]. - URL:

http://future4you.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=50&Itemid=59 (дата обращения 10.10.2014)

4. Электронное учебное пособие Педагогика: тезисы лекций и практические занятия [Электронный ресурс]. - URL: http://vaniorolap.narod.ru/theme4.html (дата обращения 10.10.2014).

ВЛИЯНИЕ ПЕЛЕНАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЫШЕЙ

Крутий Еатерина Леонидовна,

доктор пед. наук, профессор, Тернопольский национальный педагогический университет им. В.Гнатюка,

г.Тернополь Пастюк Ольга Владимировна, кандидат пед.наук, доцент, Северо-Восточный государственный университет, г.Магадан

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы традиционные и современные подходы к пеленанию новорожденных детей, показана взаимосвязь широкого пеленания и развития сенсорных ощущений новорождённого. Авторами предложено рабочее определение сенсорного интеллекта ребёнка. Уточнены пути развития сенсорного интеллекта через возможность расширения физиологического пространства и сенсорной интеграции малыша.

ABSTRACT

The article provides an analysis of traditional and modern approaches to swaddling newborns, the relationship and the development of a wide swaddling a newborn sensory. The author has proposed that a working definition of sensory intelligence of the child. Refined the development of sensory intelligence through the possibility of expanding the space of physiological and sensory integration kid.

Ключевые слова: пеленание, сенсорный интеллект, свободное пеленание, тугое пеленание, сенсорная интеграция, проприоцепция, сенсорный интеллект.

Keywords: swaddling, sensory intelligence, free swaddling, tight swaddling, sensory integration, proprioception, sensory intelligence.

«Яке е змалку, таке й до останку. Яке в сповитку, таке й до вшу!» («Каков в детстве, такой и до конца. Каков в пеленках, таков и до старости»). Украинская народная пословица точно определяет приоритеты и границы родительского вмешательства в психофизиологическое пространство малыша.

Если внимательно вчитаться в каждое слово, не разделяя заложенного смысла на части, становится понятной вся глубина и мудрость народа, который так тонко высказался о будущем новорожденной личности. Итак, пеленание ребенка, как культурологическое наследство, дает возможность отслеживать параллели между прошлым и современностью. Обычаи и традиции тугого пеленания младенцев часто оказываются в центре внимания специалистов различных наук: неонатологов, педиатров, психологов, этнографов, культурологов и антропологов. Однако пока ученые спорят о вреде и пользе тугого пеленания для формирования скелета ребенка и его движений, психологи и психоаналитики ищут связь между процессом пеленания ребенка и формированием его психики, личностных особенностей. Так, по мнению выдающегося психоаналитика Э. Эриксона «... пеленание подпадает под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культуры» [8, с. 182].

Если специалисты смежных наук спорят о тугом или широком пеленании, то, к сожалению, педагоги пока не

видят в этом проблемы и не проявляют заинтересованности в том, а как же пеленали родители ребенка, который сейчас является воспитанником группы детского сада.

Необходимо отметить, что традиция пеленания новорожденных детей уходит корнями в глубокое прошлое

- малыша туго заматывали в длинные, узкие полосы ткани

- пеленальники. Считалось, что ребенок будет спокойным, а когда подрастет, станет красивым и стройным, и чем туже было пеленание, тем лучше для ребенка! Причем, в народе существовало поверье, что при тугом пеленании ножки у девочки будут ровными и стройными.

Напомним, что Марк Грушевский в книге «Ребенок в обычаях и верованиях украинского народа» отмечает, что после рождения «в пеленочке, но еще не запеленатое, потому что его сейчас не пеленают, а уже как очень барахтаться начнет, лежит себе дитё, а мать тоже себе рядом с ним отдыхает» [3, с.38]. По словам М. Грушевского, малыш более чем день, не спеленатый не лежит, «пеленают ребенка, кто сколько хочет, срока одного для всех нет» [3, с. 75], но дольше восьми недель не пеленают, потому что этого и ребенок не хочет.

Известно, что когда 12 декабря 1777 Великая княгиня Мария Федоровна родила сына, Александр сразу оказался под попечительством деятельной бабушки Екатерины II, которая продумала каждую мелочь в уходе за ним. Она позволила пеленать его только тем способом, который продемонстрировала на кукле, привезенной в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.