Научная статья на тему 'Развитие талантов в образовательной среде'

Развитие талантов в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1334
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛАНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриценко Кристина Андреевна, Деткина Дарья Александровна

В статье рассматривается необходимость развития талантов, помощи в их реализации. Анализируется работа по развитию способностей одаренных детей на разных образовательных ступенях. Особый упор сделан на учреждения дополнительного и высшего профессионального образования. Внимание статьи акцентируется на основных формах и средствах развития талантов, образовательных и общественных институтов по развитию детских и молодежных способностей, их значении в становлении гармонично развитой личности, отвечающим условиям современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие талантов в образовательной среде»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Гриценко К. А.1, Деткина Д. А.2

1Гриценко Кристина Андреевна / Gritsenko Kristina Andreevna - студент, направление: социальна работа, кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования;

2Деткина Дарья Александровна /Detkina Dar 'ya Alexandrovna - преподаватель, ассистент, кафедра общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается необходимость развития талантов, помощи в их реализации. Анализируется работа по развитию способностей одаренных детей на разных образовательных ступенях. Особый упор сделан на учреждения дополнительного и высшего профессионального образования. Внимание статьи акцентируется на основных формах и средствах развития талантов, образовательных и общественных институтов по развитию детских и молодежных способностей, их значении в становлении гармонично развитой личности, отвечающим условиям современного мира. Ключевые слова: талант, образование, университет.

В условиях современного мира особую ценность представляет высокий уровень интеллекта, так как уровень развития умственных и творческих способностей сегодня определяет благосостояние общества и его прогрессивное направление развития. По этой причине все большее значение отводится развитию одаренной и талантливой личности. Важное место здесь занимает качество образования. В законе РФ «Об образовании» под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, нравственного развития, которого ребёнок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями [2]. Выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [4].

Первичной ячейкой развития потенциала личности является семья, которая закладывает основу в воспитании личности.

Далее инициативу берут дошкольные учреждения, кружки и секции, центры раннего развития детей. В последних трех акцент делается не на обучение, а на развитие у ребенка его творческих способностей, развитие памяти, мышления, внимания и усидчивости, которые очень помогут в будущем. В таких учреждениях ребенок также получит знания и навыки в одной конкретной или нескольких областях (овладение музыкальным инструментом, основами рисунка, черчения и т. д.). Конечно же, такие центры являются и институтом социализации, возможно даже более важными, чем школа, так как в учреждениях дополнительного образования ребенок взаимодействует с такими же одаренными детьми, которые лучше его понимают, разделяют его увлечения и творческие переживания, закаляют дух соперничества, учат достойно выносить критику. Развивающие центры имеют необходимые условия, попадая в которые ребенок непроизвольно впитывает информацию, развивает познавательный инстинкт. Процесс обучения осуществляется по специальным педагогическим методикам, на основе личностно-ориентационного и индивидуального подхода, следовательно, максимально развивает способности ребенка.

Затем следует более серьезная ступень образования - школа. Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выявление и воспитание

одарённых учеников, а также создание условий для развития и реализации их возможностей. Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. Поскольку одаренные дети быстро усваивают материал, необходимо строить обучение, которое бы расширяло границы их интеллектуального развития:

1) Давать им более сложный материал, чем другим, но посильный.

2) Использовать различные педагогические техники в образовательном процессе - разбивать на группы по интересующим учеников вопросам для обучения работы в коллективе (так как часто талантливые дети чувствуют свою исключительность из-за чего им трудно найти друзей), проводить дебаты, давать индивидуальные задания по интересующей направленности и возможность представлять их классу.

3) Выявлять интересы и предпочтения ребенка (обучение в специализированных классах, гимназии).

4) Способствовать их участию в конкурсах и олимпиадах, проектах (всероссийские, вузовские, школьные).

5) Поощрять грамотами и призами.

6) Индивидуально оценивать исходя из возможностей и проделанной работы ребенка.

7) Организовывать в школах культурно-образовательной базы (кружки, спортивные секции, клубы, уроки творчества и проектирования, конструкторские бюро и т. д.)

8) Организовывать посещений театров, музеев, летние выездные поездки на природу, походы, на которых обучали бы приемам выживания, адаптации к непривычным условиям.

9) Дополнительные образовательные программы.

Особенно важно поддерживать развитие талантов и способностей в старших классах, когда ученики выбирают будущую профессию, присматриваются к вузам и должны наиболее полно раскрыть себя, так как вузы тоже присматриваются к ним.

Задача вузов привлекать абитуриентов, которые не просто успешны в учебе и набрали высокие баллы по результатам ЕГЭ, а также привлекать талантливых, перспективных и активных абитуриентов и студентов, способных к решению нестандартных задач с применением творческого подхода, имеющих сформированный и устойчивый интерес к проектной и исследовательской деятельности.

Для отбора абитуриентов у вузов есть свои следующие критерии для зачисления, такие как:

1) Высокий уровень академических достижений и потенциал обучаемости (баллы ЕГЭ).

2) Высокие индивидуальные способности к освоению определенной специальности или направления подготовки (результаты дополнительных вступительных испытаний).

3) Выдающиеся академические и интеллектуальные способности по профилю выбранной специальности (победители и призёры олимпиад школьников)

4) Выдающиеся спортивные достижения и спортивное мастерство (по специальностям в сфере физической культуры и спорта). Это победы в региональных, федеральных и международных спортивных соревнованиях.

При этом за интеллектуальные, творческие и спортивные достижения, вуз дает абитуриенту дополнительные баллы к его результатам ЕГЭ, что повышает его шансы в конкурсном отборе. А это значит, что у школьников есть мотивация к активной

54

школьной деятельности, и кроме того, все ведущие вузы самостоятельно и целенаправленно проводит активную работу по поддержке и развитию талантов молодежи. Их работа основывается на двух направлениях:

- создание условий для развития таланта студентов в вузовской среде;

- создание и развитие разнообразных форм работы с довузовской молодежью, в том числе ориентированных конкретно на талантливых и одаренных школьников.

При этом в последнем направлении акцент в большинстве случаев делается на механизмы поиска и отбора «готовых» талантов (выпускников школ с интеллектуальной одаренностью), а не на их развитие.

Для привлечения абитуриентов проводятся олимпиады разных уровней и масштабов, которые дают одаренным детям реальный шанс поступить в престижные вузы России. Олимпиады имеют три уровня отдельно по каждому направлению. Первый уровень предоставляет самую большую льготу - зачисление в вузы вне конкурса. На олимпиадах второго уровня начисляют по 100 баллов к ЕГЭ профильному предмету. Аналогичное правило действует на третьем уровне. Какая именно льгота будет предоставлена абитуриенту - 100 баллов или прием без экзаменов, решает конкретный вуз. Среди школьных олимпиад высокий рейтинг имеют олимпиада Университета Иннополис, олимпиада по программированию «ТехноКубик», олимпиада по программированию МИСиС, олимпиада «Ломоносов», «Нанотехнологии - прорыв в будущее», Турнир будущих управленцев, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» [4].

Во многих вузах организовываются консультации и мастер-классы по подготовке к участию во Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Большинство из проводимых олимпиад имеют всероссийский масштаб, что является очень неплохим фундаментом для поиска одаренной молодежи и сетевого взаимодействия высших учебных заведений страны [3].

Другой формой является проведение конкурсов, конференций и форумов по самым актуальным вопросам, где школьники могут познакомиться с научной сферой деятельности, которой зачастую недостает в школах. Например, в Кубанском государственного университете проводятся такие научно-творческие конференции как «Задачи и перспективы создания нанотехнологий XXI века», «Путь в профессию», проводится Молодежный форум «Экономика знаний, инновационная экосистема и новая индустриализация региона» и многие другие. Помимо этого вуз, как и многие российские вузы, проводит подготовку школьников к ЕГЭ. Есть и другие формы выявления талантливых детей и работы с ними, акцентирующие внимание не столько на отборе, сколько на развитии. Это специализированные школы при вузах и профильные классы под патронажем вуза на базе школ региона.

Ни одно высшее учебное заведение не обходится без проведения Дня открытых дверей. Они необходимы для наглядного демонстрирования будущим абитуриентам структуры вуза, его привлекательности, университетской жизни. На днях открытых дверей можно получить всю необходимую информацию, оценить состояние, успешность заведения, работу сотрудников. Здесь действует принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Впечатления от посещения Дня открытых дверей могут оказать решающее значение на выбор места обучения будущего студента.

С прохождением школьника на следующую образовательную ступень, инициатива развития талантов переходит непосредственно к самому вузу. Здесь работа ведется уже не с абитуриентами, а со студентами, перед которым открывается масса возможностей реализовать себя в следующих направлениях:

- Научно исследовательская деятельность: семинары, симпозиумы, конференции, неделя науки, обмен опытом со студентами и преподавателями, выбор темы курсовых работ, проведение практических и теоретических исследований, технопарки и лаборатории, круглые столы, клубы.

- Творческая направленность: вокальные, танцевальные, актерские, литературные кружки, дни факультетов, участие в праздничных мероприятиях, просмотры и обсуждения кинофильмов.

- Спортивная направленность: различные секции, соревнования.

- Общественная деятельность: профком и студенческие советы, волонтерская деятельность, участие в городских мероприятиях [5, с. 1].

Помимо этого имеют место быть мероприятия на интеграцию межнациональных и межэтнических отношений, воспитанию толерантности, организация посещения театров и музеев, приобщение к своей и мировой культуре.

Таким образом, на момент окончания обучения студент будет не только представлять собой разносторонне развитую, образованную личность, занимающую активную жизненную позицию, умеющую креативно и современно мыслить, иметь представление о культуре, общем устройстве мира, но и будет способным эффективно применить свои знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и в жизни.

Литература

1. Ильясов Д. Ф., Андреева Н. Ю. Особенности развития одаренности учащихся // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/osobenmsti-razvitiya-odarenmsti-uchaschihsya (дата обращения: 08.12.2016).

2. Одаренные дети / под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. М. Прогресс, 1991. 376 с.

3. Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2016/2017 учебный год: Приказ Минобрауки России от 30 августа 2016 г. № 1118 // Российская газета - Федеральный выпуск №7086 (218), 28 сентября 2016 г.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979.

5. Мартыненко О. О., Полищук А. И. Проблемы качественного состава абитуриентов российских вузов // Территория новых возможностей, 2012. №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ш/artide/n/pшЫemy-kachestvennogo-sostava-abiturientov-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 07.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.