Научная статья на тему 'Проблемы организации обучения одаренных детей в России'

Проблемы организации обучения одаренных детей в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2114
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТАЛАНТЛИВЫЕ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / TALENTED AND GIFTED CHILDREN / POTENTIAL RESOURCES / FEDERAL PROGRAMMES / BRINGING TO LIGHT AND SUPPORT / ORGANIZATION OF EDUCATION / REFORMS OF EDUCATION / CONCEPT OF GIFTEDNESS / EDUCATIONAL INITIATIVES / CLAIM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунякова Лариса Григорьевна

Поддержка и развитие одаренных детей сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. До сих пор в России не осознана национальная идея развития и востребованности молодых талантов. Работа с ними носит локальный и фрагментарный характер, нет сложившейся системы, стимулирующей педагогов поддерживать и развивать талант в каждом ребенке. Отмечается запаздывание современной педагогики. Для перехода от «очагов» к целостной системе — выявление, непрерывное социально-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей — необходим социальный запрос при постоянном мониторинге и помощи со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of organization of the gifted children’s education

Support and development of gifted children today means caring for development of science, culture and social life of the society tomorrow. At present in Russia there is no awareness of the national idea of development and claim for young talents. Work with them is of local and fragmentary character, there is no integral system encouraging pedagogues to support and develop talent in every child. The author points to procrastination of our pedagogics. In order to shift from the ”spotted” to an integral system – identification, continuous social and pedagogic attendance and support of gifted children – social request is necessary together with permanent monitoring and assistance by the State

Текст научной работы на тему «Проблемы организации обучения одаренных детей в России»

Ё . Т. Ёцнакова

ПРОБЛЕМЫ ОРГАШЗАиШ ОБУЧЕНиЯ ОйАРЕННЫК ОЕТЕО В РОССии

Статья подготовлена по материалам доклада, прочитанного на VII Международном научно-исследовательском семинаре «Здоровье молодежи — интердисциплинарный подход» в сентябре 2012 г. в г. Люблине (Польша)

В контексте новой парадигмы общественного развития, его масштабов, темпов и направлений более существенное значение, чем человеческий капитал, имеет человеческий потенциал страны. Он включает не только участников общественного производства, но и те «структуры населения, которые <...> должны только войти в нее, определяя будущее страны» [1]. Главной составляющей потенциальных интеллектуальных ресурсов и залогом процветания любого государства является новая генерация, то есть дети и молодежь, которые через 10—15 лет будут составлять основную трудоспособную и творческую часть населения России. Поэтому в настоящее время на фоне депопуляции российского населения и снижения численности детей [2. С. 10; 3] особенно актуален мониторинг качества молодых когорт.

То, что интеллект и творческие способности являются национальным богатством, несомненно. Сегодняшние одаренные дети должны стать движущей силой, фунда-

ментом, активной составляющей российского общества в различных областях человеческой деятельности — управления, науки, культуры, искусства, бизнеса, политики и достойно представлять Россию на мировом уровне. И поскольку поддержка одаренных детей — единственный надежный способ воспроизводства интеллектуальной элиты любой нации, их выявление и обучение во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ.

Интерес к одаренности, к талантливым и одаренным людям и особенно детям проявился еще в древности, поэтому феномен одаренности и сверходаренности пытались разгадать с давних пор. Традиционно им занимались философы, педагоги, а впоследствии — психологи, социологи, генетики.

В советской России вполне ощутимые научные результаты в изучении детской одаренности были получены к началу 1930-х гг., но в 1936 г. эмпирические исследования в области одаренности и

68

А^мёни&Ь мияни и яр^лу/уия,/

- НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №4 - 20Г2

разработка конкретных методов диагностики интеллектуального потенциала одаренных и талантливых детей были объявлены лженаукой и прекращены [4]. Тем не менее, в советское время функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения одаренных детей в специализированных школах, где преподавали именитые педагоги и специалисты. Так, еще в 1932 г. при московской консерватории возникла детская группа, состоявшая из одаренных детей — пианистов, скрипачей, виолончелистов, впоследствии (1935 г.) переименованная в Центральную музыкальную школу.

Противостояние двух систем — Советского Союза и Запада — и стремительный рост научных технологий в 1940-1950-е годы требовали максимального использования интеллектуальных ресурсов в новейших областях механики, прикладной и теоретической физики, прикладной математики.

В связи с этим примечательна история Физтеха, нацеленного на подготовку специалистов по стратегически важным направлениям развития науки и техники. В 1946 г. по инициативе нобелевских лауреатов, академиков АН СССР был создан физико-технический факультет МГУ им. Ломоносова, а через 5 лет на его базе — Московский физико-технический институт (МФТИ).

«Система Физтеха» требовала отбора талантливой молодежи и находила самых сильных абитуриентов страны (80-90 % лучших выпускников приезжали из глубокой провинции) и студентов других вузов. В отдельные годы с ними

занимались до 50 академиков и членов-корреспондентов Академии наук. Недаром МФТИ признан во всем мире кузницей высокопрофессиональных научных кадров [5; 6. С. 70-71]. Всемирную известность получили основанные также по инициативе академиков АН СССР в начале 1960-х годов детские школы-интернаты при университетах Москвы и Новосибирска, а затем по всей стране возникла широкая сеть физматшкол, которые и поныне, несмотря на все трудности, являются преемниками лучших традиций российского физико-математического образования [7].

Одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной науки и педагогической практики

— проблема раннего выявления и развития талантов и способностей. Единого мнения о том, в каком возрасте (на каком этапе развития ребенка) обнаруживаются выдающиеся способности, нет. По мнению специалистов, «проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, но все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до 7 лет, идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями: к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться; к шести — 70, а к восьми

— 80%. Именно в этом возрасте можно распознать одаренность и создать ей особые условия. В этот период дальнейшее развитие способностей идет либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути не-

69

способного» [8]. К 13 годам ребенок приобретает до 92% интеллекта, и в этом возрасте можно предсказать «потолок» будущих достижений [9. С. 39]. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения детей с творческими задатками и одаренностью разного свойства.

Условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.

Определить, кто из детей одарен, трудно (нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей). Статистическая разница в оценке количества одаренных в разных странах весьма значительная — от 7 до 90%. Россия дает цифру около 7% (некоторые исследователи — до 15-16%). «Потенциально одаренных» значительно больше — до 30% [10; 11. С. 90].

Еще сложнее сказать, кто из одаренных детей может стать и станет незаурядным ученым, художником, общественным деятелем. По мнению выдающегося российского генетика В.П. Эфро-имсона частота зарождения сверходаренных людей «определяется цифрой порядка 1:1000. Частота

потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов <. > исчисляется цифрами порядка 1:100 000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными <...> исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине ХХ века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран» [9. С. 31]. Иными словами, «только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется» [9. С. 21].

В обучении и воспитании одаренных детей важно обеспечить возможность для полноценного развития их способностей, а также их социальную адаптацию. В силу своей неординарности, нестандартности и отличий от сверстников, в обычной школе они испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференциального обучения, ориентации школы на среднего ученика и унификации программ, в которых не предусмотрены или не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Отсюда у одаренных детей могут возникнуть трудности в общении с окружающими.

«Осредненная среда» затормаживает, а нередко и «замораживает» их развитие. Кроме того, учителя не всегда могут распознать способности исключительно одаренных учеников, не умеют стимулировать их развитие и оказывать адекватную помощь им и их роди-

70

А^мёни&Ь мияни и НАмё^ЧАтиш? яр^лу/уия,/

- НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ № 4 - 20Г2

телям. В одних случаях они проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности, в других — отношение учителей к одаренным детям варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей.

Обычная общеобразовательная школа не приспособлена для тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей.

Эффективная система обучения одаренных детей существует во многих странах мира. Программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах. В Японии, Южной Корее и Китае осознают непреложной теорию, согласно которой каждый вундеркинд может стать великим человеком, и всячески поддерживают молодые таланты. Сингапур пытается воспитать «лучшую нацию на свете», сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей [13]. В Израиле система выявления и поддержки особо одаренных является государственным секретом.

10 июля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266-1), в котором область образования провозглашалась приоритетной [14]. До этого ни в Советском Союзе, ни в РСФСР такого закона не было. Начиная с 1993 г. было принято несколько десятков федеральных законов, которые вносили в него поправки и изменения для регулирования системы образования.

Наше государство «осознало» насущность проблемы развития талантов и вплотную озаботилось

созданием отборного человеческого капитала совсем недавно. С 1996 г. некоторые стратегические документы федерального уровня объявляют поддержку одаренных и талантливых детей приоритетной государственной задачей. Это:

• Федеральная (впоследствии Президентская) целевая подпрограмма «Одаренные дети» (как составная часть программы «Дети России», 19962010 г.);

• приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), выделяющая систему поиска и сопровождения одаренных детей в качестве одного из ключевых направлений развития общего образования;

• «Стратегия 2020», включающая группу «Новая школа» (2011 г.);

• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

• разработка нового федерального закона «Об образовании», который планируется принять в конце 2012 г.;

• проекты по поддержке и развитию талантливой молодежи, например, такие как Дельфийские игры в различных областях искусства, летние Международные молодежные научные школы МГТУ им. Баумана или проект «Лифт в будущее», создающие образовательную среду нового типа.

У истоков подпрограммы «Одаренные дети» стояло Министерство просвещения Российской Федерации. Вначале она называлась «Развитие творчества и одаренности»,

71

затем получила свое окончательное название «Одаренные дети» [15. С. 4]. На государственном уровне подпрограмма начала финансироваться в 1996 г. По мнению одного из ее «крестных отцов», члена-корреспондента Российской академии образования А.Г. Асмолова, «программа стала исторической, повлияв на дальнейшее развитие всей системы образования. Именно она явилась первым шагом к переходу от усредненного к лично-стно-ориентированному образованию» [16].

К 2010 г. Федеральная программа «Одаренные дети» прошла пять этапов [6. С. 72—76]. Она предусматривала выявление (посредством проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей и пр.) и разнообразные формы поддержки (присуждение званий лауреатов и дипломантов, призы, премии, именные стипендии) юных дарований и создание условий для развития их способностей, включала систему мер по развитию сети образовательных учреждений и экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовку специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрение новых образовательных технологий обучения; проведение исследований по проблемам одаренности ребенка.

В семи федеральных округах — Южном (Ставрополь), Центральном (Ярославль), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Приволжском (Нижний Новгород), Сибирском (Новосибирск), Дальневосточном (Владивосток) и Уральском (Челябинск) — Приказом Минобразования России от 2 декабря 2003 г.

№ 4439 были созданы специализированные региональные учреждения по работе с одаренными детьми. В круг их обязанностей входили осуществление связи с Министерством образования РФ и координирование усилий различных образовательных организаций по созданию условий обучения и воспитания детей, одаренных в разных областях науки, культуры и спорта; формирование банка данных одаренных детей федерального округа; разработка новых методик, программ и пр.; организация и контроль за повышением квалификации педагогических кадров субъектов РФ, входящих в федеральный округ).

Головное Государственное научное учреждение находится в Москве. Во многих субъектах РФ модель программы «Одаренные дети» осуществляется по сей день в виде региональных подпрограмм при финансировании из местных бюджетов.

На протяжении всех этапов реализации подпрограммы «Одаренные дети» ее финансирование из федерального бюджета увеличивалось, но всегда оставалось менее 1% от объема общего финансирования программы «Дети России», поскольку в ней повышенное внимание уделялось неблагополучным категориям детей [17; 6. С. 72-76].

Позитивным результатом программы «Одаренные дети» стали научные исследования и связанные с ними экспериментальные школы. Авторским коллективом, состоящим из авторитетных российских ученых и практиков, разработана и принята Рабочая концепция одаренности. В ней изложены теоретические принципы и методы вы-

72

А^ямт&Ь мияни и чл/МАти/м м^Ач^ияё

- НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №4 - 20Г2

явления одаренных и талантливых детей, обозначены направления работы с ними в сфере образования, обоснованы различные формы обучения.

В Концепции отмечается, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, что раскрытие одаренности посредством одноразового тестирования невозможно, что необходим постепенный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы) [18].

Создание «Рабочей концепции одаренности» — это первая в нашей стране попытка выработки общей позиции представителями различных подходов.

Казалось, что проблема приобретала все большую актуальность и новый смысл. За это время открылось много новых школ и лицеев для одаренных детей, подразделений специального образования, увеличилось число публикаций об одаренности, а также переизданий трудов разных лет (как фундаментальных, так и научно-популярных), адресованных специалистам, педагогам и родителям [19; 20; 21]; наблюдалось расширение региональных и всероссийских конкур -сов и соревнований и номинаций в них, рост числа участников и победителей предметных олимпиад.

С 2002 г. на базе и под эгидой Института социально-экономического развития территорий РАН действует региональный Научно-образовательный центр (НОЦ

ИСЭРТ РАН, Вологда), опыт и результаты работы которого изложены в [22. С. 95-100].

Для разработки общественно-государственного проекта «Система выявления и поддержки талантов» по инициативе Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ) в октябре 2006 г. была сформирована рабочая группа «Одаренное поколение» Комиссии ОП РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации. Тогда же был разработан общественно-государственный проект «Система выявления и поддержки одаренных людей из различных возрастных и социальных групп».

В ноябре-декабре 2007 г. по заказу ОП РФ и в рамках проекта «Новое поколение» Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел общероссийский опрос «Одаренность в России: от феноменов к государственной политике», посвященный выяснению обыденных представлений и экспертных оценок одаренности и поиску ответов на вопросы: «Кто должен помогать таланту на пути к успеху?» и «Что мешает таланту самореализоваться?».

Опрос показал, с одной стороны, отсутствие у родителей четких представлений об одаренности и о том, как она себя проявляет, с другой - недостаточные знания об одаренности среди работников учреждений, работающих с детьми и молодежью. Респонденты были единодушны в том, что главная роль должна принадлежать семье (72%). Уровень помощи со стороны государственных учреждений и социальных служб опрошенные оценили крайне низко: лишь 11% из них указали, что госучреждения

73

помогают талантам на деле, а 69% — на явную недостаточность поддержки.

Опрос также подтвердил, что для детей из бедных и малообеспеченных слоев населения возможности для выявления и развития одаренности ограничены.

По мнению автора проекта и респондентов, выявление «одаренных детей и помощь в их развитии не может далее оставаться делом «внутрисемейным», а должно стать целью социальных институтов и, в первую очередь, государства. Именно оно должно уберечь одаренного ребенка от многих и, увы, вполне осязаемых барьеров, стоящих на пути самореализации таланта». Один из основных выводов опроса таков: «Одаренность является важным человеческим ресурсом, пренебрежительное или невнимательное отношение к которому может иметь серьезные социальные последствия» [23].

Социально- экономическая трансформация российского общества привнесла деструктивные тенденции в систему дошкольного и школьного воспитания и образования, что негативно сказалось на одаренных детях.

Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Бывает, что одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия понимания близких и постоянной педагогической поддержки. Они превратились в своеобразную «группу риска», став более уязвимыми, чем такие категории, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родите-

лей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении, которым общество и государство традиционно уделяют повышенное внимание (считается, что указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации, адаптации и интеграции в общество).

По мнению члена Общественной палаты РФ Л.Н. Духаниной, «как таковой системы выявления и поддержки талантливых ребят нет. И как ни парадоксально это звучит, в сложной ситуации находятся именно сильные дети. За годы перестройки большое количество учреждений дополнительного образования было закрыто. Нет ни материально-технической базы, ни кадров для работы с ребятами. А ведь именно эти дети должны составить интеллектуальный потенциал нации и со временем не просто вернуть все то, что государство вложило в их образование, но и прирастить потенциал страны. <...> Программа должна распространяться до создания социально значимых продуктов. И при этом, чтобы не пройти мимо одаренного ребенка, важно уделять внимание развитию творческого потенциала у всех детей во всех видах деятельности» [24].

В условиях коммерциализации дошкольного, школьного, специального профессионального воспитания и образования многим одаренным детям закрыта дорога для полноценного развития их природных способностей. Согласно опросам Общественной палаты, «сегодня 80% учреждений дополнительного образования для детей школьного возраста платные» [24]. В выигрышной ситуации оказыва-

74

ÀànéE&fb жимш и t&îâfaAêtèéé ïî^fflf/^uà/

- НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №4 - 20Г2

ются дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег.

При крайней дифференциации современного общества одаренные дети должны быть выделены в специальную целевую группу, которая бы поддерживалась независимо от их социального происхождения и материального положения. «Сеть образовательных учреждений, в которой будет происходить развитие детей, должна включать и школы-пансионы для одаренных детей, и школы - ресурсные центры, и учреждения дополнительного образования - такие как школы искусств, спортивные и языковые школы.

Главное же - должна быть создана инфраструктура развития талантов в условиях соревновательной, а не социальной мобильности. Без поддержки государства задача такого масштаба не может быть решена полноценно и всеобъемлюще» [24].

Как российские дети выглядят на фоне международных исследований? В настоящее время проводится множество международных сравнительных исследований качества и доступности образования. По их результатам составляется мировой рейтинг качества образования. Информативность и ценность результатов этих исследований состоит в том, что это массовое, а не элитарно-олимпиадное сравнение десятков тысяч обычных школьников. Кроме того, эти данные позволяют каждой стране оценить свой потенциал по числу талантливых детей. Наибольшим ав-

торитетом пользуются три исследования: TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study, PISA — Programme for International Student Assessment, PIRLS — Progress in International Reading Literacy Study.

Российские школьники участвуют в TIMSS с 1995, в PISA - с 2000 и в PIRLS — с 2001 года.

Исследование PIRLS проводится один раз в пять лет и является одним из самых представительных исследований по начальной школе, направленных на выявление качества чтения и понимания текста. Возраст участников выбран не случайно: к этому моменту подростки должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством и залогом их успешного обучения в дальнейшем.

По итогам исследований PIRLS-2006 российские школьники заняли первое место, разделив пальму первенства со сверстниками из Гонконга и Сингапура. Кроме того, Россия показала самую существенную положительную динамику по сравнению с PIRLS-2001, перебравшись с 12-го места в мировом рейтинге чтения на самую высокую позицию.

Цикличность исследования TIMSS — один раз в четыре года. Цель TIMSS — проверить знания учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам. Результаты стран-участниц на всех этапах исследования (1995, 1999, 2003, 2007 гг.) убедительно показывают, что лидируют учащиеся фактически одних и тех же стран (Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Япония), и в сравнении с Россией они занимают существенно более высокие позиции. Положение России по мате-

75

матике изменяется не в лучшую сторону: если в 1995 г. результаты учащихся США, Литвы и Англии были существенно ниже российских, то в 2007 г. они уже не отличались от уровня российских школьников.

Таким образом, за прошедшие годы эти страны сумели повысить математическую подготовку своих учащихся, а в России этого не произошло [25; 26]. Итоги исследований TIMSS-2011 и PIRLS-2011 будут объявлены международным центром исследований в декабре 2012 г.

Результаты исследований PISA, в которых проверяют знания 15-летних учащихся, демонстрируют весьма скромные успехи наших школьников-подростков на фоне своих зарубежных ровесников. Основной вопрос PISA: обладают ли учащиеся, получившие обязатель-

ное общее образование, функциональной грамотностью в области математики, чтения, естествознания и компетентности в решении проблем, с которыми они могут встретиться в жизни. Так, в 2009 г. по читательской грамотности средний балл России составил 459, Польши — 500; по естественнонаучной грамотности — 478 и 508 соответственно.

По результатам исследования математической грамотности российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР — 496, в т.ч. Польша — 495), что соответствует 38-40 местам (Польша — 2129 места) среди 65 стран-участниц (табл. 1, 2).

Таблица 1

Изменение средних результатов (в баллах) Польши и России

Страны PISA-2000 PISA-2003 PISA-2006 PISA-2009

Польша Россия

Польша Россия

Польша Россия

По читательской грамотности

470 490 495

462 442 440

По математической грамотности

470 490 495

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

478 468 476

По естественнонаучной грамотности

483 498 498

460 498 479

500 459

495 468

508 478

Примечание: таблица составлена по материалам [27].

Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 600, Сингапура — 562 балла, Гонконга (Китай) — 555 баллов, Республики Корея — 546 баллов и Тайваня — 543 балла. За годы участия в международной

программе PISA многие страны пересмотрели требования к математической подготовке школьников, учитывая результаты, показанные в данном исследовании, что позволило осуществить целенаправленную подготовку учащих-

76

Ai&läE&fb MUSAU U

ся к выполнению подобных заданий. Проведенная работа явно способствовала большей успешности учащихся этих стран в исследовании 2009 г. Так, значительно возросла успешность в выполнении тестов учащимися многих

стран, которые ранее показали невысокие результаты, близкие к российским. Из 14 стран, которые в 2003 г. были сравнимы с Россией, 13 стран (в том числе и Польша) к 2009 г. заняли места значимо выше России (табл. 2).

Таблица 2

Динамика положения российских учащихся по читательской грамотности среди стран-участниц программы PISA

Показатель PISA-2000 PISA-2003 PISA-2006 PISA-2009

Число стран Положение России (с учетом ошибки измерения) Средний балл России

Число стран, результаты которых выше результатов России Число стран, результаты которых сравнимы с результатами России

32

40

27-29 32-34

462 442

Сравнение стран-участниц программы PISA

26

Португалия Латвия

31 2

Турция Уругвай

57

37-40 440

36 3

Турция, Чили, Израиль

2

Число стран, результаты которых

ниже результатов России_3_

Примечание: таблица составлена по материалам [27].

По всем трем направлениям исследования Р1БА-2009 Россия находится в группе стран, средний балл которых статистически существенно ниже среднего балла по странам Организации экономического содружества и развития (ОЭСР), а разрыв с лидирующими странами по всем направлениям составляет около 100 баллов.

Самые высокие результаты хотя бы по одному из трех направлений продемонстрировали около 8% российских школьников-подростков (в среднем по ОЭСР — 16,3%); одновременно по всем трем направлениям таких ребят оказалось в России 1,4% (в среднем по ОЭСР — 4,1%, в лидирующих странах —

65

41-43 459

38 4

Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ)

6 17 22

до 14%), т.е. число талантливых детей у нас в разы меньше.

Снабжая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за рамки учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, а наиболее слабым звеном в системе российского образования оказалась основная школа (пятые-девятые классы).

Начиная с 2003 г., многие страны, в том числе Польша, учитывая результаты исследований PISA, реформировали свои системы образования и пересматривали требования к образовательным достижениям учащихся, что позво-

77

лило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению международных тестов и добиться более высоких результатов.

Тенденция повышения результатов тестирования многих стран-участниц указывает на то, что они считают приоритеты по всем направлениям образования, принятые мировым сообществом в исследовании PISA, прогрессивными и корректируют цели и задачи школьных программ в своих странах. Отсутствие существенных изменений в результатах российских учащихся показывает, что Российское Министерство образования и науки крайне медленно реагирует на результаты международных сравнительных исследований, и реформирование системы образования не проводится [27].

За время реализации программы PISA количество стран, принявших в ней участие, выросло с 32 в 2000 г. до 65 в 2009 г. Республика Беларусь пока не входит в число этих стран. С 2002 г. республика приступила к реализации Государственной программы «Одаренные дети». Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития составляют в Беларуси около 5% учащихся, но по разным данным в число одаренных входит до 70% школьников [12].

Республиканский компьютерный банк данных одаренной и талантливой молодежи ежегодно обновляется, и в настоящее время в него включена информация о более чем 8000 человек. В случае принятия положительного решения об участии Беларуси в программе PISA обязанность за орга-

низацию и контроль при ее проведении может быть возложена на Национальный институт образования, имеющий необходимый для этого кадровый и научный потенциал [28].

В 2009 г. Минобрнауки России разработал проект «Наша новая школа», призванный определить облик российской школы будущего. Этот проект предусматривает шесть основных направлений развития общего образования. Один из его пунктов напрямую посвящен поддержке одаренных детей, другой учитывает обязательное развитие учительского потенциала.

Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние всех будущих поколений. Поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества. Суть и смысл этого проекта — в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с уче-

78

Atav&y&to мияни и

том задач модернизации и инновационного развития страны. Это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.

Примечательным явлением современного российского образования стало появление школ, обобщенно именуемых «школами повышенного типа» или «повышенного уровня обучения». К ним относят, прежде всего, гимназии и лицеи, которые целенаправленно готовят учащихся к поступлению в высшие учебные заведения страны и обеспечивают универсальную подготовку для научной деятельности. Эти школы характеризуются наличием сложных программ, новых предметов, почти вузовской системы обучения, высококвалифицированных педагогических и научных кадров, серьезной технической базы, конкурсного отбора, высоких требований к учащимся. В связи с этим актуален вопрос об эффективности и финансировании школ повышенного уровня: «В стране 13% школ повышенного уровня, в них обучаются 17% учащихся, из них 1,4% выполняют PISA на "пятерки"». Таким образом, имея достаточный корпус элитных школ, мы проигрываем миру в подготовке элиты [29].

Определяя ребенка в школу, родители нередко плохо представляют, чего хотят, или не утруждают себя правильным выбором. В помощь родителям, которые хотят дать детям достойное образование, РИА Новости совместно с Высшей школой экономики в марте 2011 г. запустили новый проект «Социальный навигатор», который предоставит доступ к максимально широкому спектру информацион-

ных источников в сфере образования [30].

21 марта 2012 г. в Общественной палате состоялось обсуждение Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. В комментариях к этому документу отмечается, что «системная работа с такими детьми у нас не ведется — она носит очаговый характер, не покрывая страну ни географически, ни содержательно (по предметам). С одной стороны, талантливый ребенок независимо от места жительства не может реализовать себя в той сфере, в какой он талантлив; с другой стороны, нет сложившейся системы, стимулирующей учителей общеобразовательных школ поддерживать и развивать талант в каждом ребенке. Для перехода от "очагов" к целостной системе поддержки развития одаренности нужно внимание государства и нужна концепция, нужны финансовые и нормативные механизмы. Кроме того, <...> не нужно увлекаться созданием специализированных школ и забывать об общеобразовательных. Результаты московских олимпиад показывают, что их победителями или призерами становятся ученики обычных школ — детям должны быть предоставлены все варианты: и сеть спецшкол, и возможности развития в своей школе, и участие в кружках, летних школах и прочее» [31].

При всей важности роли государства оно рассчитывает на поддержку одаренных детей со стороны благотворительных фондов и программ и возрождение меценатства в России.

79

Наиболее известной программой последнего десятилетия XX века была программа «Новые имена», которая успешно функционирует до сих пор, и поддерживает молодые дарования, главным образом, в сфере искусства. Деятельность Национального

Дельфийского совета также направлена на выявление и поддержку одаренной творческой молодежи России, сохранение и развитие ее культурного потенциала, содействие реализации творческих способностей и гармоничному развитию личности.

Из других организаций, поддерживающих творческие инициативы детей, следует назвать Фонды В.Т. Спивакова, В.В. Крайнева, М.Л. Ростроповича, Ю. Башмета, детский конкурс «Щелкунчик» телеканала «Культура» и т.п.

Поддержку талантливых

школьников и студентов, оказание им помощи в осознанном выборе профессии и карьерном росте инициировала в 2011 г. акционерная финансовая корпорация (АФК) «Система» (проект «Лифт в будущее»). Совместными усилиями МГУ имени М.В. Ломоносова (СУНЦ МГУ) в партнерстве с газетой «Ведомости» и АФК «Система» провели в 2012 г. конференцию и пригласили в Летнюю научно-образовательную школу 100 школьников 7-10 классов — победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад из 30 регионов России. С помощью преподавателей-кураторов учащиеся выполнили и защитили там исследовательские проекты, работа над которыми будет продолжена в дальнейшем в рамках программы «Лифт в будущее».

Послесловие

Поддержка и развитие способностей одаренных детей сегодня — это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества завтра. Внимание к одаренному ребенку носит как личностный, так и широкий социальный смысл. Необходимо создать не только специальную систему поддержки талантов, но и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Самое важное, чтобы в нашем обществе сформировался запрос, социальный заказ и национальная идея развития и востребованности молодых талантов.

В настоящее время у нас существуют несколько типов образовательных учреждений, ориентированных на одаренных детей, но в целом сохраняется ориентация российского образования на среднего ученика, а одним из самых острых вопросов остается подготовка высококвалифицированных педагогов для работы с одаренными детьми и понимание их роли в формировании одаренности.

Беспрецедентная ситуация сложилась в сентябре 2012 г. в Новосибирском специализированном учебно-научном центре для одаренных детей.

Знаменитую физматшколу в новосибирском Академгородке чиновники, по сути, приравняли к обычной школе-интернату, и это уникальное учебное заведение поставили под угрозу закрытия за то, что там работают не обычные учителя, а университетские профессора [33].

80

Ai&läE&fb MUSAU U W/tftNtyMM

- НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ NB 4 - 20Г2

Совершенно очевидно, что с талантливыми детьми должны заниматься талантливые люди, а развитие способностей детей должно охватывать всю возрастную линейку, начиная с дошкольного и школьного возрастов — вплоть до вступления молодого человека в самостоятельную профессиональ-

ную деятельность. Необходимо отдавать себе отчет в том, что, лишь охватив все возрастные периоды развития одаренного человека, удастся решить основную задачу — повышение интеллектуально-

творческого потенциала страны [32].

Литература

1. Римашевская Н.М. «Качество человеческого капитала в России»: Доклад на XVII Кондратьевских чтениях «Долгосрочное прогнозирование: исторический опыт и критический анализ». — Москва, 17 ноября 2008.

2. Дети в России. 2009: Статистический сборник. — М., 2009.

3. Россия в цифрах—2012 [Электронный ресурс] // Росстат: сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm

4. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» [Электронный ресурс] // BestPravo: Информационно-правовой портал. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-dokumenty/g4o.htm

5. Белоцерковский О.М. Физтех: история, реальность, будущее [Электронный ресурс] // МФТИ (ГУ): сайт. URL: http://dolgopa-info.narod.ru/Library/ MIPT_1.htm

6. Дети реформ / Ред.-сост. Н.М. Римашевская (науч. ред.), Л.Г. Лунякова, З.А. Хоткина. — М., 2011.

7. Найда О. И.К. Кикоин и физматшкола [Электронный ресурс] // Дайджест ФМШ: сайт. URL: http://www.kolmogorovschool.ru/show.html?id=392

8. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., 2001 (См. URL: http://www.psyparents.ru/files/odaren.pdf)

9. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. — М., 2002. — 376 с.

10. Савенков А.И Что такое детская одаренность [Электронный ресурс] // URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml

11. МатюшкинА.М., СискД.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.

12. Нужны ли Беларуси вундеркинды? [Электронный ресурс] // Новости гражданского общества: сайт. URL:

http://odsgomel.org/rus/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/% D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/20727/

13. Максимов Н., Чернова Е. Их не догонишь // Newsweek. — 28 мая — 3 июня 2007. — № 22 (147).

14. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. — 31.07.1992. — № 172.

15. Чепурных Е.Е., Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова и др. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1988-2003 гг.): Информационно-аналитический бюллетень. — М., 2004.

16. Личность на троне культуры: А.Г. Асмолов [Электронный ресурс] // Психологическая газета: сайт. URL: http://www.psy.su/interview/1936/

81

17. Синягина Н.Ю., Калиш И.В., Зайцева Н.В. Результаты реализации подпро-грамммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» в 2003—2006 гг. Информационный бюллетень. — М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. — М., 2003.

19. ЮркевичВ.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. — М., 2000.

20. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. — СПб., 2004.

21. СавенковА.И Психология детской одаренности. — М., 2009.

22. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 1.

23. Фонд «Общественное мнение». Одаренность: обыденные и экспертные оценки [Электронный ресурс] // fadm.gov.ru/upload/iblock/47e/fom2007-02.ppt; Одаренность в России: от феноменов к государственной политике [Электронный ресурс] // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/map/od0801

24. Одаренные дети в России находятся в сложной ситуации [Электронный ресурс] // РИА Новости: сайт. URL: http://ria.ru/edu_analysis/20090717/177681457.html

25. Центр оценки качества образования: сайт. URL: http://www.centeroko.ru/pirls06/pirls06.htm

26. Центр оценки качества образования: сайт. URL: http://www.centeroko.ru/timss07/timss07_res.htm

27. Центр оценки качества образования ИСМО РАО: сайт. URL: http://www.centeroko.ru

28. Аналитический обзор № 17 (2011 г.) «Анализ международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/388813.pdf

29. Только 1,4 % учеников элитных школ выполняют международные тесты на «пятерки» // Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Страте-гии—2020»: РИА Новости. URL:

http://strategy2020.rian.ru/news/20110928/366158529.html

30. Курская Анна. Навигатор в мире образования [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/analytics/20110331/359775275.html

31. Кузнецова Е. Системной работы с одаренными детьми в России пока не налажено [Электронный ресурс] // Дайджест ФМШ: сайт. URL: http://www.kolmogorovschool.ru/show.html?id=573

32. Рубцов В.В. Работа с одаренными детьми требует ювелирной точности // Учительская газета. Москва. 01.03.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/39294/version/print

33. Хадаев А. Уравниловка вместо уравнений // Российская газета. Федеральный выпуск. — 17.09.2012.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.