УДК 159.923 + 37.015.323
ЧТО ХУЖЕ ТАЛАНТА?
(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ)*
© 2016 А. А. Гудзовская
канд. психол. наук, доцент, старший научный сотрудник, [email protected]
Институт изучения общественных явлений, г. Самара
Международные исследования качества и доступности образования, показывают, что природные способности российских школьников имеют тенденцию к резкому снижению при переходе от начальной школы к среднему звену и старшим классам. В статье приведены примеры сложностей обучения в школе тех детей, которые во взрослом возрасте, вопреки социальным ожиданиям педагогов, продемонстрировали миру свои таланты. Обосновывается задача подготовки педагогов к взаимодействию с индивидуальностью обучающихся.
Ключевые слова: педагогический процесс, одаренность, талант, индивидуальность, субъекты образовательного пространства.
У Ю. Мориц есть такое стихотворение: «... И что талант — не смесь всего, что любят люди, а худшее, что есть, и лучшее, что будет». Чем вызваны эти строки?
Одаренность - явление сколько интересное, столько и противоречиво представленное в общественном сознании. Под одаренностью понимаются потенциальные или актуальные возможности человека к более эффективному выполнению деятельности в сравнении с другими людьми: по темпу выполнения, оригинальности, незаурядности, средствам. В самом понятии «одаренность» заложено социальное сравнение, которое порождает противоречивое отношение окружающих к носителям одаренности.
Известный, вошедший в список классических эксперимент Р. Лапьера (Стэнфордский университет, 1934 год) зафиксировал социально-психологический феномен несоответствия между реальным поведением человека в ситуации взаимодействия с людьми, принадлежащими к другому этносу, и предполагаемым, обусловленным установками, намерениями, ценностями [Копец 2010]. Если бы провести такой эксперимент в отношении одаренных людей разного возраста, то, скорее всего, мы получили бы аналогичное несоответствие, только с противоположными эмоциональными знаками. Социальная установка заочная, безотносительно к конкретной ситуации взаимодействия, скорее всего, выразится в уважении, признании значимости одаренности и таланта, присущих человеку. Нам нравится гордиться своими известными земляками, с уважением вспоминать изобретения, талантливые архитектурные ансамбли, музыкальные произведения, научные открытия.
Р. Лапьер объясняет результаты эксперимента тем, что люди склонны высказываться так, как это принято в некоторое историческое время представителям определенного социального круга («уважать талант» в нашем случае). В реальной ситуации на человека в большей степени влияют конкретные люди и обстоятельства, чем некие абстрактные взгляды или идеалы [Копец 2010]. Одаренные люди редко полностью вписываются в привычные нормы ожидаемого поведения: они имеют
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 15-06-10726 (а).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
отличающиеся от распространенных суждения, иногда ведут себя непредсказуемо, ими нелегко руководить. Одаренность с детского возраста может проявляться в особенностях мотивационно-смысловой интенции, специфическом содержании ее смысловых категорий [Мышкина 2006].
Непосредственные контакты с незаурядными людьми, отличающимися в поведении и высказываниях от типичных, вызывают гамму амбивалентных чувств, часто приводят к затруднениям в общении, к непониманию «этих одаренных», к их осуждению, соперничеству, стремлению «привести к норме», «поставить на место». Одаренным приписываются такие черты, как высокомерие, несдержанность, зазнайство, стремление выделиться любой ценой и пр.
Примерами, подтверждающими это предположение, могут быть известные исторические примеры, отражающие сложность отношений с педагогами в школе тех, чей талант оказался признанным впоследствии.
Среди неспособных учеников в школе, по мнению учителей, числились будущие физики, математики, биологи, философы, писатели, политики: П. Кюри, Т. Эдисон, С. Королев, Н. Лобачевский, С. Морзе, К. Линней, Л. Пастер, Ч. Дарвин, Дж. Байрон, Э. По, Н. Гоголь, О. де Бальзак, В. Скотт, А. Герцен, У. Черчилль, О. фон Бисмарк. К.Э. Циолковский был исключен из гимназии после второго класса и больше нигде не учился. А. П. Чехов дважды оставался в гимназии на второй год, В. Г. Белинский был исключен из университета «по ограниченности способностей». У Г. Гегеля в аттестате была запись: «Весьма не искусен в слове и не отличается ни прилежанием, ни знаниями, особенно философскими». А. Эйнштейн поступил в университет не с первого раза, плохо понимал гуманитарные науки, а некоторые преподаватели считали, что у него аутизм. Учитель музыки Э. Карузо считал, что у него нет музыкальных способностей и плохой голос.
Р. Линн и Т. Ванханен считают национальный индекс интеллекта (IQ), наряду с генетикой и экологией, важным фактором, влияющим на различия в национальном богатстве и темпах экономического роста. Этот вывод сделан ими по результатам серьезного анализа экономики 81 страны, в котором обнаружена прямая корреляция национального показателя IQ с валовым национальным продуктом страны. В России национальный индекс интеллекта (96) находится на 26/27 месте [Lynn 2006].
Участие российских школьников в международных сравнительных исследованиях качества и доступности образования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и PISA (Programme for International Student Assessment) выявило тревожную тенденцию заметного снижения показателей качества образования от начальной школы к среднему и старшему звену. Российские младшие школьники заняли первое место, по качеству чтения и понимания текста, разделив его со школьниками Гонконга и Сингапура. Всего в программу исследований попали 215 тыс. школьников из 40 стран, россиян среди них представляли 4 955 учащихся 4-х классов из 232 школ 45 регионов страны [Дашковская 2014].
По естественнонаучной и математической грамотности успехи 15-летних российских учащихся (исследование PISA) в том же году оказались в четвертом десятке среди 57 стран-участников. В PISA предлагаются задания, при выполнении которых необходимо проявить смекалку, находчивость, использовать межпредметные связи или сравнить изложенные в них разные точки зрения, обосновать собственную позицию [Краснянская 2008].
Таким образом, природные задатки, проявляемые учащимися начальной школы, достаточно быстро сворачиваются и угасают в рамках существующей системы российского образования. Эти факты говорят о том, что школа в целом отстает в создании и использовании педагогических методик обучения современных детей
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37)
Гудзовская А. А. Что хуже таланта? (Психологические проблемы воспитания одаренных детей)
вообще, а тем более она не готова развивать и поддерживать яркие проявления одаренности, незаурядности.
Е.В. Маркелов и В.С. Юркевич провели анализ профессиональной судьбы одаренных детей в России. В него вошли те взрослые, чьи достижения сопоставимы с уровнем проявленных ими в детстве необычных способностей. Проведенный статистический анализ показал, что не больше 2-3 % детей, выявленных как одаренные, смогли показать выдающиеся достижения в профессиональной сфере [Маркелов 2004].
Печальными современными иллюстрациями амбивалентного отношения к одаренным являются судьбы молодых дарований математика Павла Коноплева, художницы-графика Нади Рушевой, поэтессы Ники Турбиной. Их необычайные способности были замечены в раннем возрасте, получили развитие, международное признание. Вместе с тем сложности в общении, непонимание окружающими их специфических потребностей, привели к ранней гибели талантливых молодых людей.
Возвращаясь к вопросу, стоящему в заголовке статьи, «Что хуже таланта?», я бы дала свои ответы: готовность видеть в поведении, отличающемся от типичной нормы, опасность, злонамеренность, угрозу, оценивать непонятное поведение негативно, приписывая субъекту примитивные мотивы.
Метафорически одаренность можно представить как некую значимую, уникальную ношу, воспользоваться которой можно только в будущем (например, инструменты для добывания воды в пустыне). Владелец такой ноши часто не может сам справиться с тем, чтобы донести тяжесть до места назначения, найти ей достойное применение. Носителю дара нужна доброжелательная помощь других людей в том, чтобы определить тяжелый груз как ценность, чтобы пройти весь путь, научиться способам мирного использования, психологически подготовиться к тому, что не обязательно затраченные усилия оправдаются в полной мере.
Таковы задачи системы образования, педагогов, родителей, всего социума. Необходимо воспитывать в себе отношение к проявлениям индивидуальности как к истокам талантов, видеть в них не признак неповиновения, плохой дисциплины, неудобства, а примету будущих успехов.
Библиографический список
Дашковская О. Российское образование в зеркале международных исследований. URL: http ://mosparents. ru/ru/educati onl/news/ (дата обращения: 13.01.2016).
Краснянская К. PISA-2006: оценка математической грамотности 15-летних учащихся // Народное образование. 2008. № 9. С. 169-179.
Копец Л.В. Классические эксперименты в психологии. К., 2010.
Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 92-96.
Мышкина М.С. Особенности мотивационных предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник СМИУ. 2006. № 4. С. 48-54.
Lynn R., Vanhanen T. Iidem. IQ and Global Inequality. London, 2006.