мостью общаться с более широким кругом незнакомых людей, чем тот который его окружает в период нахождения в детском саду. В этой связи появляется проблема ориентироваться в окружающем его дом и школу районе, усваивать массу новых знаний о мире вообще, к которым ребенок подчас не готов. Достаточно эффективной социализацией детей дошкольного возраста наши педагоги - авторы исследовательского проекта видят в организации тесного взаимодействия детского сада с
городскими социальными институтами: школой, Домом Детского Творчества, Школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что проектирование воспитательного процесса позволяет не только спланировать работу и увидеть педагогам перспективу развития всего учреждения и собственный личный рост, но и является, некой моделью для создания целенаправленных ситуаций успеха и развития, как для дошкольников, так и для самих педагогов, и как следствие, развитие учреждения.
Проектная деятельность это повышение профессиональной компетенции и мастерства в детском саду. При этом повышается оперативность управленческих решений и носит опережающую функцию.
Проектный метод используется в практике нашего учреждения, как повышение квалификации педагогического состава.
Таким образом, экспериментальная деятельность педагогов в детском саду - это улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достичь качественно более высоких результатов образования, способствовать развитию учреждения.
В данной работе автор проводит исследование проблемы выявления, поддержки и развития одаренной молодежи и предлагает свою концепцию работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники. Центром внимания являются одаренность, способности, склонности, интеллект и талант.
Долинский Валерий Сергеевич,
педагог дополнительного образования Отличник народного просвещения МОУ ДОД «Центр детского творчества» Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Надым
КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Как же «увидеть» одаренных детей и поддержать их?
Что выделять как главное: способности, талант или гениальность?
Ключевые слова: одаренный ребенок и одаренная молодежь; одаренность, способности и талант; пути и методы выявления одаренных детей; моделирование и конструирование развивающей образовательной среды; основные стратегии и методика обучения; комплексная лабораторная установка; творческие практические работы.
Во все времена общество занималось выявлением, поиском и развитием одаренной молодежи, так как способности, определенные склонности к разным видам деятельности, особенно талант, всегда ценились. Люди, обладающие талантом в той или иной мере, всегда принадлежали к элите общества, играли большую роль в развитии этого общества и страны, где они жили.
Прямых научно-методических исследований по проблеме выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в России нет и не было. Данный вопрос является частью достаточно широкой проблемы дополнительного образования, что является не только научной проблемой, но и широко обсуждается в печати, по радио, на телевидении.
В данной работе я опираюсь на результаты исследований по работе с одаренной молодежью педагогов (Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Бабанский Ю.К.: [16, 20, 1]), психологов (Рубинштейн СЛ., Теплов Б.М., Шумакова Н.Б., Дж.Рензулли, Фримен Дж., Т.Гарднер, Б.Блум, Дж.Гилфорд: [15, 18, 19, 22, 14, 21, 5, 4, 6], методистов по разным учебным предметам (Крутецкий В.А., Пассов А. М., Горелова Г., Степанов В., Матюшкин А.М., Кабанова-Меллер Е.П. [11, 13, 7, 12, 8].
Работа по исследуемой проблеме отражает более чем 20-летний опыт работы автора в объединении «Радиотехника и электроника» Центра детского творчества г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа.
Современные теоретические проблемы
исследования по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи
Состояние работы по исследуемой проблеме
Согласно закону прогрессивного развития общества наука должна развиваться быстрее экономики, а образование «быстрее» науки. К сожалению, пока в России этого не происходит, а «быстрее» науки надо понимать образно. Всегда образование отстает от науки, что, естественно, по-другому не может быть, но разрыв между наукой и образованием надо сокращать. Многие страны осознали, что только с высоким уровнем образования они способны обеспечить условия для развития национальной экономики, техники и культуры. Считается, что и Россия в лице ее Президента и Правительства также осознала это.
Практически во всех развитых странах мира поиск адекватных способов выявления одаренных и талантливых детей, создание для них оптимальных условий воспитания и обучения рассматриваются в качестве важнейших стратегических, общенациональных задач. Достижения в науке и технике, конкурентоспособность национальной экономики нередко напрямую связываются с успешным решением проблем раннего выявления и обучения одаренных и талантливых детей.
Попытка выработать общий подход к проблеме была предпринята в специальном докладе конгрессу США, в котором было предложено «официальное» определение одаренности: «Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но
иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности;
творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные способности; психомоторные способности».
За рубежом существуют 4 модели образовательных систем. Большое внимание уделяется выявлению способностей учащихся и осуществляется в дифференциации обучения в различных ее видах. Работа с учетом способностей и наклонностей обучаемых сосредоточена в основном в школах. Никакой системы дополнительного обучения для выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в зарубежных школах нет. Способности выявляют, как правило, только методом тестирования. Если взять США, то обучение там различно в разных штатах страны и там были созданы так называемые «коммунальные колледжи» и вообще проповедовалась идея учить не всему, а только тому, что требуется сейчас с обеспечением возможности в дальнейшем дополнительного обучения. Но надо отметить, что обучение строится с учетом рыночной экономики, много внимания уделяется вопросам критического мышления, креативности, самостоятельности, творческому подходу к решению заданий. Там способности учитываются, но все выявление одаренных учащихся заключается в том, что им дают рекомендации на обучение в разнообразных учебных заведениях.
В отличие от США и других развитых стран в России в настоящее время действует система дополнительного образования, которая позволяет решать проблемы детской одаренности. Исследования проблемы детской одаренности в нашей стране имеют давнюю историю. Однако интерес отечественных исследователей к изучению детской одаренности не был стабильным. Значительно возрос интерес отечественных психологов и педагогов к проблеме детской одаренности в конце 80-х - начале 90-х годов и с 2001г. по сей день. Впервые была создана государственная программа помощи одаренным и талантливым детям (1989г.). Стали активно проводиться международные конференции, семинары, публиковаться материалы исследований, рассматривающих различные аспекты данной проблемы. В 2003 г. в Москве был проведен первый Международный Форум одаренных детей. На современном этапе, несмотря на «кризис», действует программа награждения одаренной молодежи и молодых ученых России Президентскими премиями.
Очень важно, что я не увидел в зарубежной системе образования того, что есть положительного в системе дополнительного образования нашей страны.
Итак, в России «заделы» в выявлении, поддержке и развития одаренной молодежи есть и есть, что
изучать, исследовать и развивать. Можно сделать вполне обоснованный вывод, что в России в начале XXI века, к сожалению, так и не сложилась государственная, федеральная система выявления, поддержки и развития одаренной молодежи, а есть лишь ее зачатки, многочисленные важные элементы, наработан очень большой материал и приобретен, определенный опыт данной работы. Но и только!
Одаренность как научная проблема
Корень слова «одаренность» - «дар» - последнее в русском языке имеет вполне конкретный смысл и весьма однозначную трактовку. В современной психологии не существует общепринятого определения понятия «одаренность», как и единой теории одаренности. Английский исследователь Дж. Фримен [21] указывает на множество различных определений одаренности, отмечая, что большинство из них содержат такие понятия, как «интеллект», «успешная деятельность».
Г. Гарднер [5] выдвинул теорию множественности видов интеллекта, по которой не существует единого интеллекта, а есть, по крайней мере, шесть видов интеллекта: логико - математический, лингвистический, пространственный, телесно -кинестетический, музыкальный, личностный. Специфика академической одаренности детально рассматривается в фундаментальном исследовании Б.Блума [4], где автор выделяет три характеристики выдающихся личностей: ярко выраженное стремление отдавать много сил и времени для достижения высокого уровня мастерства, целеустремленность, быстрая обучаемость новым методам и способам в своей области. Углубленным исследованиям подвергалось и явление творческой одаренности. К.Тейлор [17] указывал на необходимость построения профиля, талантов каждого ученика и создания таких программ обучения, которые давали бы возможность для проявления всех его талантов.
Интересны отечественные исследования по проблеме одаренности. Фундаментальные работы по изучению способностей человека были выполнены в основном российскими психологами Б.М.Тепловым и С.Л.Рубинштейном. В работе Б.М.Теплова «Способности и одаренность» [19], сформулированы положения, которые составили теоретическое обоснование многих последующих и ныне выполняемых исследований в области психологии одаренности. В своих работах [18, 19] Б.М.Теплов формулирует и обосновывает основные положения развития способностей:
1. Способности человека не являются врожденными.
2. Способности существуют только в развитии.
3. Основными детерминирующими факторами развития способностей является воспитание и обучение.
Критерии одаренности по результату деятельности, изложенные Г.Гореловой и В.Степановым
[7]., формулируются так: «Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успех в деятельности». По величине успеха они различают три уровня одаренности: способности, талант, гениальность. Говоря о способности, подчеркивают возможность ребенка что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем и способности и одаренность реализуются (проявляются) в успешной деятельности. Одаренным детям по Д.М.Матюшкину [12] присущи следующие признаки: любопытство, сверхчувствительность к проблемам, склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, отличная память, высокая концентрация внимания, способность к оценке, а также эгоцентризм, лидерство, соревновательность, широта интересов. В.А. Крутецким высказаны предположения о роли задатков в развитии способностей [11]. По его мнению задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.
Педагогическая деятельность процесса выявления, поддержки и развития одаренной молодежи предполагает использование трех терминов: «знание», «умение» и «навык». Е.П.Кабановой-Меллер
[8] считает, что под термином «знание» в педагогике и психологии понимается система представлений, теорий, законов. Под «умением» понимается владение способом решения конкретных заданий, умение пользоваться полученными знаниями. Навык - высшая степень умения. Ю.К.Бабанский [1] отмечает, что для овладения навыками и умениями необходимы соответствующие способности. Формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений.
Исследования по проблеме выявления, поддержке и развитию одаренной молодежи
В настоящее время существует два подхода к выявлению одаренности, в основе первого лежит количественная оценка коэффициента интеллекта (10), которая определяется по результатам специальных тестов. Так как значения Ю могут быть получены при помощи разных тестов, то существует вероятность их несовпадения, в связи с чем обычно указывают название шкалы, для вычисления коэффициента интеллекта (шкала Стэнфорд-Бинэ, шкала Зекслера и др.). Ребенок считается одаренным, если коэффициент его интеллекта превышает некоторое предельное значение, величина которого не-
одинакова с точки разных психологов. Второй подход предполагает комплексную оценку, включающую множество процедур (тестирование, опрос учителей, родителей, наблюдение и др.). В своем выявлении одаренности у детей я принимаю второй подход.
Анализ исследований зарубежных специалистов в области обучения одаренных детей позволяет выделить следующие три стратегии: ускорение, предполагающее изменение темпа обучения без изменения содержания, т.е. освоение учебного материала за более короткий период времени или прохождение его в более раннем, чем обычно, возрасте; обогащение, предусматривающее расширение и углубление содержания изучаемого материала, изучение его на более высоком теоретическом уровне; группирование, которое предполагает распределение одаренных детей в группы по интересам для обучения по различным планам и программам.
Назову некоторые модели и программы для обучения одаренных детей, которые использовались в разное время и используются сейчас. Модель Дж.Рензулли «Три вида обогащения учебной программы» [14] предлагает следу-
ющие виды усовершенствования программ: общая познавательная деятельность; групповое обучение и решение заданий индивидуально и в малых группах. Модель Б.С.Блума «Таксономия целей обучения» [4] предлагает широкий диапазон возможных целей в когнитивной сфере, распределяющихся по следующим категориям: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Дж.Гилфорд [6], описывая процесс обучения одаренных детей, указывает, что содержание материала должно быть усложнено, методика обучения изменена, прохождение материала ускорено. А.Пассов [13] предлагает следующие семь принципов специализации учебных программ для одаренных детей: углубленное содержание; развитие продуктивного мышления; приобщение к развивающемуся знанию; свободное использование источников; поощрение инициативы и самостоятельности; развитие сознания и самосознания; оценка программы. Н.Б. Шумакова [22], автор отечественной программы «Одаренной ребенок», строит обучение одаренных детей на принципах междисциплинарного подхода. В рамках этой программы они, выполняя исследовательскую работу, формируют междисциплинарные обобщения, связывающие между собой разные учебные предметы.
Создание условий для успешного развития продуктивного мышления в учебной деятельности -одна из важнейших проблем теории и практики обучения одаренных детей.
Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники
Необходимые условия создания концепции выявления и поддержки одаренной молодежи
Основная задача в концепции выявления, поддержки и развитии одаренной молодежи заключается, на мой взгляд, в моделировании и конструировании развивающей образовательной среды, направленной на создание атмосферы интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Это первое условие.
Эта развивающая образовательная среда в объединении «Радиотехника и электроника» создана и учебный процесс в этой среде организован так, что создаются особые условия для творческой деятельности учащихся. Во-вторых, для работы с одаренными детьми существуют специальные программы (курсы «Основы автоматики» и «Основы робототехники»), которые основаны на углубленном изучении более сложных радиотехнических дисциплин. В-третьих для успешной самостоятельной работы одаренных обучающихся собрана и постоянно пополняется соответствующая техническая и методическая литература. В-четвертых создано материально-техническое обеспечение, которое постоянно пополняется современной комплектующей базой и современными электронными приборами, в том числе и персональными компьютерами.
Последовательность восприятия учебного материала является пятым условием создания этой концепции. Все должно быть связано, а не иметь характер отрывков, частей, незаконченных вопросов учебного материала.
Шестым условием является усвоение учащимися обязательного минимума учебного материала. В первую очередь обучающийся должен усвоить то, что входит в обязательный уровень подготовки. Задания обязательного уровня должны быть достаточно просты.
Если эти все условия не выполнены, не созданы, то и говорить о данной концепции поддержки и развития одаренной молодежи нельзя.
Принципы, которые необходимо соблюсти, для эффективного выявления одаренной молодежи
Попытаюсь эти принципы, которые соблюдаются для эффективного выявления одаренной молодежи, расположить, учитывая их важность. Приниип демократизма. Под этим принципом понимается, что любой обучающийся может принять участие во всех интересующих его занятиях, в частности в конкурсах всех низовых уровней, в том числе и районных. Такая практика демократизма позволяет провести выявление лучших обучающихся для окружных конкурсов на более широ-
кой базе и исключить ошибки первичного выявления на местах, связанные отсутствием ученика на занятиях или с его болезнью. Приниип открытости. Этот принцип означает, что ученик должен понимать полностью, что от него требуют, и что он может самостоятельно и вовремя оценить результаты своего труда. Система оценивания результатов самостоятельной работы для него полностью прозрачна. Поиниип доступности. Под этим принципом понимается то, что информация о всех мероприятиях различных уровней и методических материалах может доступна любому обучающемуся. В связи с оснащением объединения компьютерами и подсоединением их к сети Интернет эта проблема решается на принципиально новом уровне. Для этого создается информационный электронный банк знаний. Банк знаний аккумулирует всю информацию о проведенных и проводимых в будущем конференций, конкурсов, выставок технического творчества и др. Над созданием такого банка сейчас проводится работа. Поиниип реалистичности. Этот принцип означает на всех видах мероприятий безусловную посильность выполнения планируемого результата обучающимся. Особенно важно такое требование по отношению к содержанию заданий, т.е. задания даются такие, которые смогут выполнить большинство учеников. Поиниип постепенности. Этот принцип означает переход в занятиях от простого к сложному в каждом разделе, в каждом задании. Принцип постепенности не означает, что не должны выполняться сложные задания и не изучаться сложные темы. Поиниип конкретности. Под принципом конкретности понимается то, что задания формулируются на языке, который понятен каждому обучающемуся ._П£инци^_селективности^_Этсп принцип означает, что на проводимых мероприятиях учеников часто разбивают на группы по результатам обучения: одаренный ученик, сильный, средний и слабый. Однако такой способ выявления не может охватить всех одаренных и сильных учеников, так как этому препятствуют различные факторы: временные, психологические и даже материальные. Поиниип замкнутости. Система образования фактически является замкнутой системой. Система дополнительного образования предполагает подготовку не только обучающихся, как можно было предположить из названия системы, но и преподавателей. Преподаватель раз в 5 лет проходит дополнительное обучение на курсах повышения квалификации. Поиниип иикличности. Принцип означает циклическое повторение, каждый раз на более высоком уровне. Особенно этот принцип касается сильных и одаренных обучающихся. Наиболее плодотворно принцип цикличности работает при индивидуальной работе с обучающимися. Поиниип ориентированности. Каждый обучающийся должен быть профессионально сориентирован, должен понимать, кем он станет после учебы, что его ждет в большой жизни,
куда он пойдет учиться или работать. Приниип бесплатности мероприятий. Принцип является, по существу, развитием принципа демократизма: «развитие таланта молодого человека не должно зависеть от толщины кошелька его родителей».
Основные стратегии выявления и обучения одаренной и талантливой молодежи, применяемые в работе автора
Как же «увидеть» этих одаренных детей? Чем же заниматься, что выделять: способности, талант или гениальность? Процедура выявления одаренных детей в объединении радиотехники и электроники состоит из двух взаимосвязанных этапов. Первый этап диагностики проводится с использованием менее надежных инструментов анализа: рекомендации, общие наблюдения, анкеты и конкурсные задания для всех обучающихся, обеспечивая грубую предварительную оценку одаренности. Второй этап предполагает применение более точных методов: индивидуальные тесты, углубленные наблюдения за способными обучающимися и практические задания повышенной сложности с элементами логического мышления, по результатам которого и проводится окончательный выявление. Конкретное содержание процедуры выявления одаренных детей зависит в основном от программы, по которой ведутся занятия, и структуры одаренности, взятой за основу. Причем процедура выявления одаренных детей не зависит от года и времени обучения, т.е. этот процесс происходит непрерывно в течении всего времени до окончания всего курса обучения.
Изучение радиотехники немыслимо без использования знаний по физике, математике, практических умений и навыков трудового обучения. Мне приходится идти на опережение аппарата радиотехники с теми знаниями, умениями и навыками школьника, которые он данном временном этапе приобрел в школе. Поэтому приходится уделять большое внимание межпредметным связям. Межпредметные связи способствуют выработке у учащихся системы знаний как целостной интегрированной системы. Кроме этого, они обеспечивают выработку у них обобщенных умений и навыков, переноса полученных знаний на новые ситуации, умений в конкретном видеть общее и с позиций этого общего оценивать частное, повышают научный уровень организации и управления учебным процессом. Таким образом, обеспечивается более активный и качественный переход от «известного» к «неизвестному». Наиболее легко и глубоко усваивают материал, который еще не изучался в школе (например, изучение закона Ома учащимися 5-7 классов) и приобретают новые умения и навыки практической работы (выполнение радиотехнических измерений с помощью современных цифровых приборов), именно одаренные дети.
Как уже отмечалось, для выявления способностей следует обращать внимание на некоторых учащихся, проявляющих признаки интеллектуального развития. Основными признаками интеллектуального развития личности являются: способность мышления от абстрактного к конкретному и наоборот, теоретическое и практическое мышление.
Считаю, как минимум, необходимо обратить внимание на следующее:
• оригинальные вопросы обучающихся преподавателю;
• оригинальные подходы к выполнению заданий, предлагаемых обучаемым;
• успехи в различных конкурсах, начиная с самого первого этапа внутри образовательного учреждения;
• самостоятельные выводы и предложения при изучении соответствующей литературы;
• быстроту решения заданий и усвоения учебного материала, что какими-то способами выявляется преподавателями;
• умения экспериментировать, собирать схемы и устройства для проведения опытов и экспериментов;
• быстрота реакции на какие-то погрешности или ошибки в действиях преподавателей и ДР.
Для выявления одаренных детей, в первую очередь, я слежу кто из учеников:
• проявляет лидерство в работе;
• показывает черты соревновательности, поиска вариантов решения проблемы;
• показывает широту интересов и выходит за рамки обсуждаемого;
• проявляет эмоциональность в поиске решения поставленного задания;
• относится с любопытством к заданию, спрашивает дополнительное:
• проявляет сверхчувствительность к решаемой проблеме, особую заинтересованность в ней;
• показывает свою склонность к трудным и сложным заданиям, а не простым;
• показывает гибкость мышления в своих рассуждениях;
• способен с легкостью генерировать идеи для поиска результата;
• характеризуется легкостью ассоциирования при коллективной работе;
• демонстрирует отличную память, поиск аналогий, аналогичных заданий;
• какими-то путями показывает высокую способность к прогнозированию;
• проявляет умение концентрировать внимание;
• показывает способность к оценке высказанных мыслей, идей, предложений и др.
И так из занятия в занятие, выделяю этих одаренных детей.
Длительный опыт моего преподавания говорит и еще об одном весьма простом, но важном. Преподаватель всегда во время занятий ищет «умные глаза» учеников, по выражению которых он судит -усваивается и понимается ли учебный материал обучающимися или нет. Эти «умные глаза», их выражение - первый сигнал о способностях данных обучающихся. Ученикам с «умными глазами» нужно задавать вопросы, требующие глубоко понимания учебного материала, давать им специальные задания, втянуть их в какую-то дополнительную творческую работу.
Основные стратегии обучения одаренных и талантливых детей, применяемые в разное время.
Первая стратегия - «раздельно-совместное обучение», предполагает наличие групп на одной параллели с разным характером обучения, выраженном в первую очередь в особенностях, проявляемых на уровне содержания образования. Механизм выглядит довольно просто: на одной параллели одна из групп составлена из одаренных детей, а другая из детей со средним развитием. При таком варианте легче исправить ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Переход из одной группы в другую в рамках объединения «Радиотехники и электроники» осуществляется просто самим преподавателем без вмешательства руководства. Вторая стратегия - «совместное обучение», предполагает обучение одаренных детей совместно с их «нормальными» сверстниками, не выделяя их в отдельные групп, но при этом много времени уделяется индивидуальной работе. Ребенок и преподаватель при данном подходе не ограничены ни временем, ни жесткими программами, ни местом занятий. Но эта стратегия нуждается в ряде дополнительных мер. Первая - это уплотнение традиционного для массового обучения содержания и освоение предлагаемого в нем объема в более короткие сроки («ускорение»). Вторая предполагает сохранение традиционных сроков обучения, но значительно большее насыщение программ (по сравнению с традиционными) учебным материалом («дополнение»). В мировой образовательной практике оба этих подхода продолжают жить, несмотря на то, что на переднем крае педагогической теории уже несколько десятилетий доминирует другое представление об обучении одаренных и талантливых детей, которое и используется мною на современном этапе (третья стратегия). Третья стратегия, согласно которой одаренные дети имеют ряд качественных отличий от своих «нормальных» сверстников, и поэтому программы и методики обучения и развития одаренных детей принципиально отличаются от традиционных программ и методик. Она предполагает создание групп для обучения одаренных детей (творческих групп) по специальным программам. Их обучение имеет ряд качественных отличий, а не просто иные количественные параметры такие, как больший объем, или более сжатые временные рамки. При этом опережение требований,
предусмотренных данным содержанием, значительно превышает возрастной барьер, рассчитанный на среднего ученика.
Но, по моему мнению, должна существовать (на федеральном уровне) еще одна стратегия, идеальная, которую можно назвать «стратегией обучения одаренной молодежи в специализированных технических учебных заведениях дополнительного образования для одаренных детей». В её основе очень простая идея - качественные отличия одаренных детей от их условно нормальных сверстников так же велики, как отличия между последними и умственно отсталыми, и поскольку существуют заведения для умственно отсталых, должны существовать учебные заведения для одаренных.
Учитывая все направления выявления и развития одаренной молодежи, считаю главным - это дополнительное обучение одаренной молодежи в отдельных группах по особым программам, усложняющимся от этапа к этапу, содержащих элементы развития творчества, организованные специально, причем с применением проблем-ности в обучении. Все это дает возможность отобрать одаренных детей, поддерживать и развивать их, предлагая им оригинальные задания и творческие проекты.
Методика проведения занятий
Занятия должны решать две существенные задачи: расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся по сравнению с тем, что они получили раннее; выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в процессе этих занятий, поэтому занятия все время усложняются. Вторая задача не имеет разработанной и проверенной методики, есть только некоторый опыт ее решения. Мне ясно лишь одно - надо вести обязательно занятия с обучающимися, специальные как по содержанию, так и по методике. Эти занятия ведутся уже несколько лет и носят углубленный характер, и в процессе этих занятий выявляются те обучающиеся, которых я ищу, т.е. одаренные молодые люди.
В процессе преподавания обучающимся во всех видах занятий важно не накопление изолированных знаний, фактов, а выработка на их основе системы знаний, умений, навыков, т.е. стержня, на котором должен строиться весь процесс дополнительного обучения школьников. В дополнительном обучении необходимы обобщения и систематизация знаний обучающихся. Для эффективной умственной деятельности необходима ее автома-тизированность, которая является основой умений и навыков.
Чтобы не потерять аудиторию, занятия должны быть не только глубокими, содержательными, но и интересными, красивыми. Для решения этой проблемы я использую красивые технические демонстрации, на личном примере демонстрирую про-
цесс радиомонтажа, изучаемой схемы, но исследования проводятся совместно с обучающимися. При этом в процессе изложения материала, я стараюсь создавать проблемные ситуации, которые коллективно разрешаются. Чтобы занятия имели успех у обучающихся, постепенно не пропадал интерес к ним, это должны быть особые занятия, занятия не только углубленного типа, о чем уже было сказано, но специфичные как по содержанию, так и по форме.
По этому вопросу дам еще некоторые предложения и замечания, выделю специфику этих занятий. Как я считаю, дополнительное обучение должно формировать у одаренных обучающихся теоретическое и исследовательское мышление, побуждать к самостоятельному творческому поиску, направленному на усвоение результатов научного познания, различных способов действия, учить их управлять как внешней, так и внутренней мыслительной деятельностью. Таких детей надо научить способности к движению от абстрактного к конкретному и обратно, выработать у него эмпирическое и теоретическое мышление. Обучение одаренных детей должно быть построено так, чтобы они действовали осознанно, ошибки исправляли в основном самостоятельно и, в крайнем случае, с помощью преподавателя. Они должны учиться не только правильно действовать, но и аргументировать свои действия. Такое управление их деятельностью позволяет реализовать не только новый путь (способ) усвоения знаний, но и другой подход в обучении, в ходе которого формирование знаний осуществляется в самостоятельной деятельности, организуемой преподавателем. Самостоятельная работа одаренных детей должна поощряться. Ее объем должен быть очень большой.
Главным стержнем в проводимом теоретическом обучении является разработка системы заданий, посредством которой обучающиеся включаются в продуктивную учебно-познавательную деятельность, моделирующую работу исследователя, обеспечивающую дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Предпочтительными методами и формами выступают те, которые включают школьника в продуктивную учебную деятельность, и те, что направлены на реализацию индивидуализации, дифференциации обучения, обеспечения адекватности средств, методов и форм его организации, учитывают индивидуально-психологические особенности обучающихся. При этом обеспечивается развитие и саморазвитие ребенка, его самореализация, что позволяет научить изобретательности к формам, средствам и методам познания, изучаемого предметного материала.
Намеченная раньше и дополненная здесь методика теоретического обучения школьника опирается на концепцию личностно-ориентированного подхода. Она развивает индивидуальность обучае-
мого, создает предпосылки для ее развития и саморазвития. Приоритет в обучении отдается самостоятельной деятельности и организации копилки знаний. Таким образом, предлагается стать на точку зрения теории активной деятельности и осуществлять личностно-ориентированное преподавание.
Предлагаемая методика позволяет организовать процесс обучения, обладающий целым набором педагогических приемов и компонент:
1) стимулирующих, мотивационных,
2) контрольно-регулировочных,
3) охватывающих все базовые формы деятельности школьника,
4) сориентированных на самостоятельную поисковую деятельность школьников,
5) ориентированных на один из способов самостоятельного получения новых знаний и навыков,
Основной вывод о методике проведения занятий автором, который можно сделать из вышесказанного, заключается в том, что:
1) учебные задания как бы сливаются с методикой обучения;
2) частные методики изложения конкретных углубленных тем способствуют продуктивному дальнейшему обучению;
3) изложение конкретных приемов по выполнению общих заданий способствует продуктивному изучению теоретического материала;
4) применение специальных методик для создания особых «ситуаций успеха» принуждают обучающегося действовать не по заранее известным стереотипам, а использовать нестандартные приемы и методы при выполнении заданий;
5) теоретическое обучение строится в активной форме, направленной на отработку элементарных знаний навыков и умений;
6) применяются методики выполнения заданий, в которых используются теоретические и практические материалы из разных областей.
Большинство занятий построено так, что одаренные обучающиеся должны проявлять творческий поиск при решении той или иной проблемы или выполнении практического задания. Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
• реконструктивное творчество;
• комбинаторное творчество; творчество через аналогии.
• проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по
• пониманию и структурированию исходной информации;
• постановке задачи;
• поиску и конструированию решений;
• прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.
Экспериментальная и практическая работа для одаренной молодежи, участие в различных конкурсах и научно-практических конференциях
Материал учебного общего курса объединения радиотехники и электроники подразделяется на экспериментальную (практическую) и теоретическую часть. Суть экспериментальной работы - это опыты, эксперименты, лабораторные и практические работы, проводимые для обнаружения новых способностей и проверки известных.
Особое внимание в учебных программах, в частности, в программе по курсу автоматики, разработанной автором для одаренной молодежи, уделяется внимание выполнению экспериментальных и практических заданий, в том числе и творческих.
Материал учебного курса для одаренной молодежи немыслим без лабораторных занятий и творческих работ.
Выполняя лабораторные работы, обучающийся имеет возможность сам проверить на практике теоретический материал, изученный раннее, приобретает навыки работы с измерительными приборами, знакомится с методами измерений, учится обрабатывать результаты измерений.
В лабораторных работах следует выделить два направления:
1) экспериментальная проверка известных теоретических сведений, нахождение при помощи эксперимента некоторых их числовых результатов;
2) выполнение некоторых технических заданий, подтверждающих изученный теоретический материал или по сборке электронной схемы и проверке ее работы. Причем, в конце выполненного задания обязательно должны проводиться исследования.
В таких заданиях, как правило, рассматриваются реальные технические объекты, технические устройства и т.п. Для выполнения подобных заданий обучающийся должен обладать культурой физического моделирования и быть способным самостоятельно предложить модель рассматриваемого процесса, оценить результат умственного логического построения. Выполнение таких заданий может носить оценочный эвристический характер. Кроме того, надо уметь сконструировать из имеющихся в наличии (заданных условием лабораторной работы) подручных средств экспериментальную установку и проверить предлагаемую теоретическую оценку. Именно это привело к разработке и созданию комплексных лабораторных установок по различным разделам курса, которые используются при проведении лабораторных работ. Комплексная лабораторная установка (рабочее место) содержит измерительноаналитическую базу, систему функциональных модулей и набор изучаемых объектов. В течение нескольких занятий на установке могут изучаться различные темы курса.
В качестве примера лабораторного задания повышенной сложности приведу следующее: Лабораторная работа при изучении «Постоянного электрического тока».
Перед Вами «чёрный ящик» с двумя выводами, внутри которого может находиться один из ниже перечисленных элементов: электрическая лампочка накаливания, резистор с постоянным электрическим сопротивлением, конденсатор. Что находится в «чёрном ящике»?
Оборудование: «Чёрный ящик», источник постоянного тока (батарейка), амперметр, вольтметр, магазин сопротивлений, ключ и соединительные провода.
Выполнение работы: Собирается электрическая цепь по схеме (рис.1). Проводятся различные наблюдения и измерения, которые должны помочь путем применения логических рассуждений и теоретических знаний, изученных по данной теме, определить содержимое «черного ящика».
Возможное решение. О наличии конденсатора, если таковой присутствует, будет говорить отброс стрелки амперметра лишь в начальный момент при сборе электрической цепи по схеме, показанной на рисунке. Электрическую лампочку накаливания от резистора можно отличить по вольт-амперным характеристикам. Вольтметр подключаем параллельно «чёрному ящику». Изменение силы тока в цепи при этом осуществляется путём изменения сопротивления К магазина.
Особое место занимают виртуальные лабораторные работы по электротехнике и радиотехнике, выполняемые на компьютерах по специальным программам, которых сейчас довольно много выпускается у нас и есть в продаже. Виртуальные модели - это воплощенные идеальные модели в виде некоторой компьютерной «реальности».
В курс практической работы для одаренных детей кроме практических работ общего назначения включены творческие работы (работы повышенной сложности). Часть из которых, в последующем, поддается дополнительной разработке и из них обучающиеся создают творческие проекты и научно - исследовательские работы, которые с успехом представляются на Окружных Всероссийских и Международных соревнованиях и конкурсах.
Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного вида конференции, технические слеты, конкурсы и выставки технического творчества. Ежегодно в Центре детского творчества проводятся Выставки юных техников, районные конференции научноисследовательских работ, в которых принимают самые одаренная молодежь объединения, причем принять участие могут все желающие. А самые достойные и победители принимали и принимают участие в Окружных, Всероссийских и Международных конкурсах.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.
3. Брунер Д.ж. Процесс обучения- М: 2007.
4. Блум Б. Таксономия целей обучения-М: 2005.
5. Гарднер Т. Одаренный ребенок.- М: 1982.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления: Сб. переводов; Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965.
7. Горелова Г., Степанов В. И вырастет талант... // Народное образование.-1996.-№8.
8. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
9. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися /Под ред. Л.В. Пановой и В.И. Панова.- М., 1995.
10. Краткое пособие для учителей по работе с одаренными детьми: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться /Под ред. Л.В.Пановой и В.И.Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.
11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М., 1969.
12. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-1989.-№6.
13. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991.
14. Резнули Дж. Три вида обогащения учебной программы.-М. 2005.
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.
16. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1973.
17. Тейлор Талантливые дети.-М.:2005.
18. Теплое Б.М. Избранные труды: в 2-х т.-М.: Педагогика, 1985
19. Теплое Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды-М:1982.
20. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.1.//Со-брание сочинений.- М.: АПН РСФСР, 1973.
21. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей /М.: Молодая гвардия, 1998.
22. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей /Вопросы психологии.-1996.-№3.