12. Джанерьян С.Т. Структура типов профессиональных Я-концепций. Российский психологический журнал. 2005; Т. 2; № 3: 78 - 92.
13. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
14. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. Вопросы психологии. 2003; 2: 74 - 84.
15. Кормакова В.Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности. Наука. Искусство. Культура. 2016; 1 (9): 154 - 161.
16. Джанерьян С.Т., Ким А.Э. Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей. Психология и Психотехника. 2018; 3: 1 - 12.
17. Джанерьян С.Т., Шумихина А.В. Взаимосвязь притязаний и Я-концепции: теоретико-психологический аспект. Северо-Кавказский психологический вестник. 2007; 3: 75 - 79.
18. Вергазов И.Р Особенности притязаний на признание подростков и юношей, входящих в общественно-политические объединения современной России. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2005.
19. Niemiec C.P., Ryan R.M., Deci E.L. Consequences of attaining intrinsic and extrinsic aspirations in post-college life. Journal of Research in Personality. 2009; 43: 291 - 306.
20. Quaglia R.J., Cobb C.D. Toward a Theory of Student Aspirations. Journal of Research in Rural Education. 1996; Vol. 12; № 3: 127 - 132.
21. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
22. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Москва: Педагогика, 1980; Т. I.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Москва: Педагогика, 1989; Т. II.
24. Столин В.В. Самосознание личности. Москва: Издательство Московского университета, 1983.
References
1. Bagdasar'yan N.G., Nemcov A.A., Kansuzyan L.V. Poslevuzovskie ozhidaniya studencheskoj molodezhi. Sociologicheskie issledovaniya. 2003; 3: 113 - 119.
2. Sidorov K.R. Gendernye razlichiya v prityazaniyah. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika». 2007; 9: 135 - 148.
3. Zmanovskaya E.V., Kartashova T.E. Struktura i soderzhanie brachno-semejnyh ustanovok sovremennoj molodezhi. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2011; 12 (114): 222 - 226.
4. Magun B.C., 'Engovatov M.V. Struktura i mezhpokolennaya dinamika zhiznennyh prityazanij molodezhi i strategij ih resursnogo obespecheniya: 1985 - 2001 gg. Vestnik obschestvennogo mneniya. 2004; 4: 70 - 82.
5. Haschenko V.A. 'Ekonomicheskaya identichnost' lichnosti: psihologicheskie -determinanty formirovaniya. Psihologicheskij zhurnal. 2004; T. 25, № 5: 32 - 49.
6. Kupchenko V.E., Plehova N.I. Osobennostizhiznennojstrategiilichnostejs razlichnym social'nym statusom vsrednejzrelosti. OmGU. 2013; 1: 27 - 33.
7. Lyahova M.A. Osobennosti cennostnyh komponentov zhiznennyh strategij studentov VUZa, vospityvayuschihsya vne roditel'skoj sem'i. VestnikKemGU. 2012; T. 1; № 4 (52): 167 - 174.
8. Sozontov A.E. Osnovnye zhiznennye strategii sovremennyh rossijskih studentov. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.
9. Morgun V.F., Tkacheva N.Yu. Problema periodizacii razvitiya lichnosti v psihologii. Uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1981.
10. Polozhenie molodezhi i realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: 2002 god. Ministerstvo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Moskva, 2003.
11. Pfetcer S.A., Zelenin A.A., Yanickij M.S. Politicheskoe uchastie i politicheskie cennosti molodezhi rossijskoj provincii. Novosibirsk: Izdatel'stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, 2014.
12. Dzhaner'yan S.T. Struktura tipov professional'nyh Ya-koncepcij. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2005; T. 2; № 3: 78 - 92.
13. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
14. Vasil'eva O.S., Demchenko E.A. Izuchenie osnovnyh harakteristik zhiznennoj strategii cheloveka. Voprosypsihologii. 2003; 2: 74 - 84.
15. Kormakova V.N. Zhiznennye strategii v sisteme professional'nogo samoopredeleniya lichnosti. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2016; 1 (9): 154 - 161.
16. Dzhaner'yan S.T., Kim A.'E. Soderzhanie lichnostnyh prityazanij v svyazi s zhiznennymi strategiyami molodyh lyudej. Psihologiya i Psihotehnika. 2018; 3: 1 - 12.
17. Dzhaner'yan S.T., Shumihina A.V. Vzaimosvyaz' prityazanij i Ya-koncepcii: teoretiko-psihologicheskij aspekt. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2007; 3: 75 - 79.
18. Vergazov I.R. Osobennosti prityazanij na priznanie podrostkov i yunoshej, vhodyaschih v obschestvenno-politicheskie ob'edineniya sovremennoj Rossii. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2005.
19. Niemiec C.P., Ryan R.M., Deci E.L. Consequences of attaining intrinsic and extrinsic aspirations in post-college life. Journal of Research in Personality. 2009; 43: 291 - 306.
20. Quaglia R.J., Cobb C.D. Toward a Theory of Student Aspirations. Journal of Research in Rural Education. 1996; Vol. 12; № 3: 127 - 132.
21. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. 3-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
22. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1980; T. I.
23. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v2 t. Moskva: Pedagogika, 1989; T. II.
24. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1983.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 159.9
Chekh J.Yu., Head of"Psychological Center of Juliya Chekh" Co., postgraduate, Department of Psychology and Philosophy,
Tver State Technical University (Tver, Russia), E-mail: chehyula@gmail.com
Filippchenkova S.I., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Professor, Vice-Rector of Department of Psychology
and Philosophy, Tver State Technical University (Tver, Russia), E-mail: sfilippchenkova@mail.ru
RESEARCH OF EMOTIONAL INTELLIGENCE, LEADER AND CREATIVE POTENTIAL OF THE MODERN FEMALE HEADS.
Psychological features of manifestation of leader and creative potential and also the dominating management style in professional activity of female heads are studied (on the example of the commercial and state organizations of the Tverky Region). The emotional intelligence of female heads is studied by means of D.V. Lyusin's technique. With the use of a technique of E. Zharikov, E. Krushel-nitsky the leader potential of female heads is revealed. By means of application of a technique of E.I. Rogov features of manifestation of creative activity and initiative in the course of adoption of administrative decisions by female heads are revealed. The analysis of the results received during the psychodiagnostic testing has shown that women heads in general show the average level of emotional intelligence. The respondents show a high level of leader potential. Female heads are creatively active, independent at decision-making and always rely on own professional experience.
Key words: emotional intelligence, head, leader potential, creative potential, female head, administrative activity.
Ю.Ю. Чех, руководитель компании «Психологический центр Юлии Чех», аспирант кафедры психологии и философии, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь, E-mail: chehyula@gmail.com С.И. Филиппченкова, д-р психол. наук, доц., проф. каф. психологии и философии, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь, E-mail: sfilippchenkova@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ЛИДЕРСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Изучены психологические особенности проявления лидерского и творческого потенциала, а также доминирующего стиля управления в профессиональной деятельности женщин-руководителей (на примере коммерческих и государственных организаций Тверского региона). Эмоциональный интеллект женщин-руководителей изучался с помощью методики Д.В. Люсина. С использованием методики Е. Жарикова, Е. Крушельницкого выявлен лидерский потенциал женщин-руководителей. Посредством применения методики Е.И. Рогова выявлены особенности проявления творческой активности и инициативности в процессе принятия управленческих решений женщинами-руководителями. Анализ полученных в ходе психодиагностического исследования результатов показал, что женщины руководители в целом демонстрируют средний уровень эмоционального интеллекта. Респонденты демонстрируют высокий уровень лидерского потенциала. Женщины-руководители творчески активны, самостоятельны при принятии решений и всегда опираются на собственный профессиональный опыт.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; руководитель; лидерский потенциал; творческий потенциал; женщина-руководитель; управленческая деятельность.
Проблема лидерства в психологии в современную эпоху все более обращается к вопросам эффективности лидерства и возможности его влияния на организационное развитие. Это, пожалуй, относительно новое направление в психологических исследованиях лидерства. Если ранее учёные искали ответ на вопрос о влиянии лидера на коллектив и коллективное поведение, то сегодня фокус исследований психологической науки приходится на организационные аспекты лидерства, его умение мобилизовать организацию и её членов на достижение общих целей, что измеряется в таких определениях как «успешность», «эффективность». Исследователей интересует вопрос, каким образом возможно спрогнозировать успешность лидера, сочетание функций лидера и руководителя, менеджера, что позволит достичь, если так можно выразиться, эффекта синергии при сочетании этих функций (см., например, исследования Т.Ю. Базарова) [1, с. 57]. Лидерство - это авторитет конкретного лица, влияние которого проявляется как управляющие действия (Ю.М. Емельянов) [2]. Лидерство - групповой процесс, состоящий в том, что лидер ведёт за собой своих последователей, о те, в свою очередь, испытывают необходимость идти за лидером (РЛ. Кричевский) [3]. Лидерство - процесс, заставляющий людей добровольно идти за лидером, что демонстрирует его общественное признание (Д. Льюис) [4].
Развитие гендерной психологии лидерства (или гендерных исследований в психологии управления, иногда её сравнивают и с гендерной лидерологией) обычно связывают с периодом 1970-х годов. В первых гендерных исследованиях лидерства фактически отсутствовали сравнительные исследования, акцент делался на изучении психологических характеристик лидерства у лиц какого-либо одного пола. Одним из первых на возможность сравнения лидерских качеств у разных полов обратил внимание Р. Стогдилл в середине 1970-х годов [5], именно поэтому возникновение новой отрасли гендерной психологии (гендерной психологии лидерства) относят к этому периоду. Р. Стогдилл предложил рассматривать пол как один из факторов лидерства, - в сегодняшнем научном дискурсе это вполне обычная трактовка, однако в то время данный тезис прозвучал как научное открытие.
Возникновение новой подотрасли психологии, точнее, нового направления в гендерной психологии и в психологии лидерства обусловлено, прежде всего, социальными причинами, - состоянием общественного сознания и объективными тенденциями. Т.В. Бендас говорит о кризисе психологии лидерства как первопричине развития гендерной психологии лидерства [6]. Она отмечает, что именно отсутствие ключа к раскрытию тайны лидерства в рамках нескольких подходов (личностного, ситуационного и синтетического) привело к развитию новых идей о факторной обусловленности лидерства механизмом половой идентичности. Одним из основных теоретических посылов к подобному рассмотрению вопроса явилась концептуальная позиция Ф. Фидлера: учёный предложил рассматривать успешность лидерства не через личностные качества или влияние ситуационной среды, но через совокупность тех и других факторов. Именно в свете данной концепции можно вынести в первые ряды влияние фактора пола. Сегодня исследователи придерживаются именно многофакторного подхода в детерминации лидерского поведения, где половая идентичность выступает одним из ведущих факторов.
Тем не менее, подобные исследования, как фиксирует в своих работах Т.В. Бендас, пока что также не продвинули психологическую науку к раскрытию тайны лидерства [6; 7].
Другой причиной, послужившей толчком к развитию гендерной психологии лидерства, послужило изменение роли и статуса женщины в обществе, что явилось следствием постепенной эмансипации на протяжении всего ХХ века. В 1970-80-х гг. роль женщин в политике, бизнесе, социальной и общественной сферах заметно возросла, что было характерно практически для большинства стран мира. Безусловно, эта тенденция вызвала огромный интерес у психологов, задавшихся вопросом о различиях в управленческих характеристиках мужчин и женщин. Постепенно ситуация развивалась таким образом, что гендерные исследования лидерства стали важной составляющей социальных исследований и исследований в сфере развития гражданского общества в ряде стран мира.
Одним из важных направлений исследований в русле ген-дерной психологии лидерства выступает эмоциональный интеллект, его потенциал влияния на эффективность и успешность лидерства. Термин «эмоциональная компетентность» лидера был широко исследован в концепции лидерства Д. Гоулдмана [8, с. 111 - 122]. В рамках концепции «эмоционального лидерства» подразумевается, что только высокий уровень эмоциональной компетентности способен повысить эффект от управления организацией, то есть трансформировать руководителей в лидеров, и наоборот, - при низкой эмоциональной компетентности руководителя он теряет лидерские качества и становится слабо эффективным. Д. Гоулдман вводит в оборот термин «эмоциональный интеллект», понимая под ним умение управлять чужими эмоциями и, тем самым, управлять поведением людей. Гоулдман широко исследовал феномен взаимозависимости интеллекта лидера и его эмоционального интеллекта. На основании исследований автор обосновал наиболее высокую зависимость процесса управления от уровня развития эмоционального интеллекта, значимость которого превышает все остальные факторы управления [8, с.111 - 122]. Д. Гоулдман и его последователи сделали вывод о том, что лидерские качества могут быть целенаправленно сформированы, то есть, по сути, авторы определили возможность «научения» науке лидерства, что, несомненно, также явилось значительным вкладом в теорию организационного лидерства. Отечественный исследователь Е.Б. Петрушихина, проведя исследование в данном направлении, получила результаты о наличии различий в показателях эмоционального интеллекта у мужчин и у женщин. Тем самым, был подчёркнут приоритет женского лидерства перед мужским в тех ситуациях, где необходимо наличие сильно развитого эмоционального интеллекта [9, с. 276 - 281]. Зарубежные исследователи Р. Эллис и С. Кроншоу в своих экспериментах обнаружили более высокий показатель развития самомониторинга у женщин-лидеров в сравнении с лидерами-мужчинами [10, р. 157 - 170]. Д. Голулдман утверждает, что женщины с высоким уровнем эмоционального интеллекта напористы, откровенны в выражениях своих чувств, всегда довольны собой, дружелюбны, общительны и хорошо справляются со стрессом.
Целью проведенного нами психодиагностического исследования было выявление психологических особенностей реализа-
ции творческого потенциала в профессиональной деятельности женщин-руководителей, а также предпочитаемого стиля мышления, как индикатора выбора способов решения возникающих в процессе трудовой деятельности проблем.
Психодиагностический комплекс составили следующие методики: методика диагностики эмоционального интеллекта Д.В. Люсина; опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» Е.И. Рогова; методика «Лидерский потенциал» Е. Жарикова, Е. Кру-шельницкого [11].
База исследования: ООО «Волжский терминал», компания «Звезда групп», ООО «Текос», Министерство туризма Тверской области, частная компания «Бренд-бюро Статус», Тверской холдинг «Афанасий». В исследовании приняли участие 100 человек, все женщины, занимающие руководящие позиции в частных компания, государственных учреждениях и собственники бизнеса. В возрасте от 22 до 62 лет. Средний стаж работы 20 лет.
В результате исследования эмоционального интеллекта с применением методики Д.В. Люсина были получены следующие психологические данные. Методика основана на самоотчёте и выявляет уровень межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ. Согласно методике Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект включает в себя следующие компоненты: способность к пониманию эмоций у другого человека и способность к распознаванию и управлению собственными эмоциями. В современном бизнес-сообществе важным является находить общий язык с разными людьми, культурами. Грамотно построенный коммуникативный канал позволяет достигать успехов в переговорах, способствует построению здоровых отношений в коллективе, самоконтролю в стрессовых ситуациях, также ключевым моментом является самопознание и саморазвитие.
Согласно результатам проведенного исследования, женщины руководители в целом демонстрируют средний уровень эмоционального интеллекта. По шкале межличностного эмоционального интеллекта среднегрупповой результат равен 44, 24 балла. Это свидетельствует о среднем умении испытуемых понимать эмоции других людей и управлять ими. Коммуникация является важным элементом современного общества. Общение в реальной и виртуальной сфере - неотъемлемая часть жизни человека. Понимание и управление чужими эмоциями помогает человеку развиваться в бизнес-пространстве, кросс-культурной коммуникации. Эмоциональная проницательность - это важный компонент успешного человека.
По шкале внутриличностного эмоционального интеллекта средней показатель равен 45,70 балла. Данный показатель показывает, что испытуемые в недостаточной мере понимают и управляют собственными эмоциями. Метакогниция является важной способностью человека для построения нормальной коммуникации с внешнем миром, влияет на принятие взвешенных решений и грамотное реагирование в сложных ситуациях не только на работе, но и в личной сфере. Согласно Джону Майеру, люди, следящие за своими эмоциями - знающие себя, автономные, прибывают в добром психологическом здравии и склонны к позитивному взгляду на жизнь. Внимание к собственным эмоциям помогает справиться с негативным их проявлением.
Таблица 1
Показатели МЭИ и ВЭИ женщин-руководителей организаций Тверской области
Методика диагностики творческого потенциала предложена Е.И. Роговым и направлена на выявление уровня творческих способностей и креативности [Рогов, 1999]. Исследование, направленное на определение творческого потенциала у женщин руководителей, выявило у исследуемых средний уровень творческого потенциала. По шкале творческий потенциал средне-групповой результат равен 40,64 балла. Данный показатель может свидетельствовать о том, что исследуемые обладают качествами, которые позволяют использовать творчество, но в силу специфики профессиональной деятельности, связанной с высокой ответственностью, рисками, постоянным эмоциональным напряжением, не имеют возможности себя творчески проявить. Им приходится исключать творчество и использовать свой творческий потенциал в нерабочее время.
Таблица 2
Показатели творческого потенциала у женщин-руководителей организаций Тверской области
Переменные Результаты
Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение
Творческий потенциал 31 50 40,64 3,82
Осуществлено исследование лидерского потенциала женщин руководителей и получены следующие результаты. По шкале лидерский потенциал (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) среднегрупповой результат равен 7,59 стена. Высокие результаты по данной шкале свидетельствуют о том, что у испытуемых заложены высокие лидерские способности. Испытуемые способны влиять, проявлять инициативу, устанавливать цели и линию поведения группы и вести людей за собой.
Таблица 3
Показатели лидерского потенциала женщин-руководителей организаций Тверской области
Переменные Результаты
Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение
Лидерский потенциал 4 10 7,59 1,44
В итоге, опираясь на полученные результаты, можно отметить, что женщины-руководители в целом демонстрируют средний уровень эмоционального интеллекта. У женщин-руководителей ярко выражены лидерские способности, они демонстрируют высокий уровень лидерского потенциала. Женщинам-руководителям характерен достаточно высокий уровень творческого потенциала, они креативны, активны, самостоятельны в принятии решений, опираются на собственный профессиональный опыт управленческой деятельности.
Переменные Результаты
Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение
МЭИ 0 53 44,34 1,37
ВЭИ 0 55 45,70 1,23
Библиографический список
1. Управление персоналом: учебник для вузов. Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. Москва, 2016.
2. Анфилатов B.C., Емельянов А.А., Кукушкин А.А.. Системный анализ в управлении: учебное пособие. Под редакцией А.А. Емельянова. Москва, 2002.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Москва, 1991.
4. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. Под редакцией О.А. Страховой. Санкт-Петербург, 2004.
5. Стогдилл Р.М. Лидерство и структура управления персоналом. Москва, 2000.
6. Бендас Т.В. Психология лидерства. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
7. Бендас Т.В. Перспективы развития гендерной психологии лидерства в свете современных научных тенденций. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011; 3(2): 85 - 92.
8. Гоулдман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он значит больше, чем IQ. Москва, 2015.
9. Петрушихина Е.Б. Влияние эмоционального интеллекта на управленческую деятельность руководителя. Материалы XV Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского «Мышление и речь: подходы, проблемы, решения». Москва, 2014; 1: 276 - 281.
10. Ayman R., Korabic K. Leadership. Why gender and culture matter. American Psycologist. 2010; Vol. 65; № 3: 157 - 170.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. Москва, 1999.
References
1. Upravlenie personalom: uchebnik dlya vuzov. Pod redakciej T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. Moskva, 2016.
2. Anfilatov B.C., Emel'yanov A.A., Kukushkin A.A.. Sistemnyjanaliz vupravlenii: uchebnoe posobie. Pod redakciej A.A. Emel'yanova. Moskva, 2002.
3. Krichevskij R.L., Dubovskaya E.M. Psihologiya malojgruppy. Moskva, 1991.
4. L'yuis Dzh. Upravlenie komandoj: kak zastavit' drugih delat' to, chto vam nuzhno. Pod redakciej O.A. Strahovoj. Sankt-Peterburg, 2004.
5. Stogdill R.M. Liderstvo i struktura upravleniya personalom. Moskva, 2000.
6. Bendas T.V. Psihologiya liderstva. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
7. Bendas T.V. Perspektivy razvitiya gendernoj psihologii liderstva v svete sovremennyh nauchnyh tendencij. Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody iprikladnye issledovaniya. 2011; 3(2): 85 - 92.
8. Gouldman D. 'Emocional'nyj intellekt. Pochemu on znachit bol'she, chem IQ. Moskva, 2015.
9. Petrushihina E.B. Vliyanie 'emocional'nogo intellekta na upravlencheskuyu deyatel'nost' rukovoditelya. Materialy XV Mezhdunar. chtenij pamyatiL.S. Vygotskogo «Myshlenie irech': podhody, problemy, resheniya». Moskva, 2014; 1: 276 - 281.
10. Ayman R., Korabic K. Leadership. Why gender and culture matter. American Psycologist. 2010; Vol. 65; № 3: 157 - 170.
11. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa. Kniga 2. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 02.08.18
УДК 159
Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Zgadaborsheva@mail.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PROBLEMS OF THE SENSORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE MASTERY OF PRODUCTIVE ACTIVITIES. The article shows that the most contribution to the sensory development of preschool children is made though productive activities. Each type of productive activity has its own requirements for children's perception and helps to develop it as a person. Important in the productive activity of sensory development of children is the formation of their ideas about sensory standards - common examples for the external properties of objects. In early childhood, the perception of the signs of the object appears in the case of the performance of the subject activity. The game not only highlights the individual abilities, personal qualities of the child, but also forms certain personal properties.
Key words: sensory development, preschool, kindergarten, feeling, perception, sensory education.
З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и дошкольной психологии, Чеченский государственный
педагогический университет, г. Грозный, E-mail: Zgadaborsheva@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В статье показано, что наибольший вклад в сенсорное развитие дошкольников вносит занятие продуктивной деятельностью. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и помогает его развивать как личность. Важное значение в продуктивной деятельности сенсорного развития детей имеет формирование у них представлений о сенсорных эталонах - общепринятых примерах для внешних свойств предметов. В раннем детстве восприятие признаков объекта появляется в случае выполнения предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов происходит в игровой деятельности. Игра не только выделяет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые личностные свойства.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольник, детский сад, ощущение, восприятие, сенсорное воспитание.
Дошкольный возраст - время начального знакомства с окружающим миром; время, когда интенсивно развивается познавательный потенциал и раскрываются способности ребёнка, который познаёт мир предметов, природные явления, события, доступные для наблюдения. Начальным шагом познания действительности является чувственный опыт, который более интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, отражённые от предмета, складываются в целостное его понимание. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, их дифференциации, выделении одного предмета из множества других, находится сходство и различия между ними. Сенсорное развитие дошкольника посредством продуктивной деятельности - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего пространства. Сенсорно развиваясь, ребёнок развивает своё восприятие и формирует представления о внешних свойствах предметов по их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значимость сенсорного развития ребёнка для его последующей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу в разработке и использовании более надёжных средств и методов сенсорного воспитания в условиях
детского сада. Основное направление сенсорного воспитания должно состоять в снабжении ребёнка умениями относительно применения продуктивной деятельности [1].
Ребёнок постоянно знакомится с множеством форм, красок и других свойств предметов в игровой деятельности, в домашнем обиходе. Он сталкивается и с произведениями искусства -музыкой, живописью, скульптурой. Его окружает природа со всеми её сенсорными признаками - множеством цветов, запахов, шумов, а ребёнок, даже без направленного воспитания, может воспринимать всё это. Но если усвоение предметов из пространственного окружения происходит хаотично, без должного педагогического воздействия со стороны взрослого, оно часто оказывается поверхностным, неполным, так как ощущения и восприятие развиваются, совершенствуются в полной мере только в период дошкольного детства. В этом случае на помощь приходит сенсорное воспитание - последовательное плановое знакомство ребёнка с сенсорной продуктивной деятельностью общества. В сенсорное воспитание входит целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
В тематике дошкольной психологии и педагогики образовались несколько систем сенсорного воспитания дошкольников. Самые известные системы сенсорного развития - это система