Научная статья на тему 'Особенности лидерского потенциала руководителя'

Особенности лидерского потенциала руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1604
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ / ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / LEADERSHIP / LEADERSHIP SKILLS / LEADERSHIP POTENTIAL / MANAGER''S LEADERSHIP POTENTIAL / FEATURES OF LEADERSHIP POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожарский Сергей Олегович

В статье представлены результаты исследования компонентов лидерского потенциала руководителей коммерческих структур, которые определяют особенности лидерского потенциала руководителей. Выявлены особенности в компонентах структуры личностного потенциала современных руководителей. Результаты проведенного исследования могут быть использованы HR-менеджерами коммерческих организаций, практикующими психологами и интересующимися вопросами развития лидерского потенциала руководителей и его особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF A MANAGER'' S LEADERSHIP POTENTIAL

The article presents the results of the research of leadership potential's components of managers working in business structures that define the features of managers' leadership potential. It reveals the features in the components of the structure of modern managers' personal potential. The results of the study can be used by HR-managers of business corporations, psychologists and those who are interested in the development of managers' leadership potential and its features.

Текст научной работы на тему «Особенности лидерского потенциала руководителя»

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ

THE FEATURES OF A MANAGER'S LEADERSHIP POTENTIAL

С.О. Пожарский S.O. Pozharsky

Руководство, лидерские качества, лидерский потенциал, лидерский потенциал руководителя, особенности лидерского потенциала.

В статье представлены результаты исследования компонентов лидерского потенциала руководителей коммерческих структур, которые определяют особенности лидерского потенциала руководителей. Выявлены особенности в компонентах структуры личностного потенциала современных руководителей. Результаты проведенного исследования могут быть использованы HR-менеджерами коммерческих организаций, практикующими психологами и интересующимися вопросами развития лидерского потенциала руководителей и его особенностей.

Leadership, leadership skills, leadership potential, manage/s leadership potential, features of leadership potential.

The article presents the results of the research of leadership potential's components of managers working in business structures that define the features of managers leadership potential. It reveals the features in the components of the structure of modern managers personal potential. The results of the study can be used by HR-man-agers of business corporations, psychologists and those who are interested in the development of managers leadership potential and its features.

До сих пор остается проблематичным определение необходимых и достаточных индивидуальных характеристик личности руководителя, которые бы способствовали успешности деятельности руководителя-лидера. Руководитель в качестве активного субъекта управленческой деятельности, который включен одновременно в различные сферы деятельности (профессиональную, организационную, управленческую, общественную), должен обладать субъектными и личностными качествами, которые объединяются общей направленностью (на дело, результат, людей, организацию, общество). Эти качества, присущие ему как субъекту, должны рассматриваться как новые интегративные качества. Таким качеством, по нашему предположению, является лидерский потенциал.

Лидерский потенциал руководителя - это показатель субъектной активности, представляющий собой самоуправляемую интегральную уровневую системную характеристику внутренних возобновляемых ресурсов личности руководителя (знания, лидерские способности, харак-

терологические особенности), которые развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии руководителя и его социокультурного окружения. Лидерский потенциал может быть основой способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в жизнедеятельности, сохранять стабильность управленческой деятельности и смысловых ориента-ций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.

Лидерский потенциал, в общем понимании, представляет собой совокупность имеющихся средств, возможностей в некоторой области, некотором отношении, позволяющих перейти от исследования качеств и поведения человека в настоящем времени к изучению того, каким он может стать, поскольку личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения [Евтихов, 2011, с.101].

В сопоставлении качеств эффективного руководителя, которые способствуют эффективной управленческой деятельности, с лидерскими характеристиками личности можно выделить

качества и ресурсы, которые составляют лидерский потенциал руководителя:

1) личностно-профессиональные качества -возобновляемость, самоуправляемость, функционирование в рамках социально-личностного взаимодействия, надежность, настойчивость, самостоятельность;

2) лидерские способности - способность влиять на людей, желание отличиться, умение снимать межличностное напряжение, воодушевляющая мотивация, индивидуализированное внимание;

3) интеллектуальные качества - высокий интеллект, способность эффективно решать задачи, гибкость ума, рассудительность, оптимистическое мышление;

4) социально ориентированные качества -экстравертность-интровертность, коммуникабельность, приспосабляемость, восприимчивость, эмпатия, социабельность, способность адаптироваться к различным ситуациям, стремление к кооперации с другими людьми, стремление проявить инициативу в социальных ситуациях, следование нравственным ценностям;

5) волевые качества - стремление принять на себя ответственность и выполнить задачу, решимость и упорство, ответственность, смелость, уверенность в себе, готовность отвечать за последствия своих решений и действий, устойчивость к фрустрации;

6) творческие качества - созидательная направленность профессиональных интересов; способность стимулировать свою творческую активность, потребность в новаторской деятельности и склонность к инновациям, отсутствие консерватизма, оригинальность при решении проблем, оригинальность мышления, умение принимать нестандартные решения, видение перспективы, развитое воображение, творчество, инициативность;

7) эмоциональная зрелость - эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, умение управлять своим состоянием [Евтихов, 2012, с. 35].

Одним из компонентов лидерства, обеспечивающим эффективное руководство, является результативный компонент, который имеет решающее значение для успешной деятельности в качестве руководителя и лидера.

Такое представление о личностных качествах, составляющих лидерский потенциал руководителя, обусловливает необходимость сопоставления их с качествами руководителя как субъекта управленческой деятельности, позволяет выявить особенности качеств, составляющих лидерский потенциал успешного руководителя.

Сторонники персоналистического подхода придерживаются идеи об индивидуальной предрасположенности человека к лидерству и о том, что диапазон развития отдельных качеств индивида генетически и физиологически предопределен. Поэтому невозможно из любого человека с улицы сформировать лидера.

Однако, даже принимая во внимание эти взгляды, можно признать, что практическая реальность развития лидерских качеств действующих руководителей оказывается существенно проще. Во-первых, речь идет о целенаправленном развитии лидерских качеств у людей, уже имеющих должностной статус в конкретных, сформированных профессиональных коллективах с определенной спецификой деятельности. Во-вторых, руководители назначаются на руководящие должности, проходя предварительный отбор с учетом наличия у них лидерского и управленческого потенциала применительно к специфике профессиональной деятельности, а в некоторых случаях и с учетом социально-психологических особенностей профессионального коллектива [Медведева, 2010, с. 85].

Для развития лидерского потенциала необходимо тщательное изучение возможных направлений социально-психологической работы по развитию структурных компонентов лидерского потенциала руководителя.

Развитие лидерских качеств руководителей предполагает целенаправленную психологическую работу, составляющими которой являются:

1) развитие лидерских качеств и лидерской Я-концепции руководителя;

2) формирование лидерского образа руководителя;

3) признание лидерского положения руководителя подчиненными как организационного лидера и их готовность к взаимодействию с лидером в роли последователей [Марков, 2001, с.152].

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[227]

Д

н и

щ м

Целью исследования является определение особенностей лидерского потенциала современных руководителей в коммерческих структурах.

Исследование проводилось на базе тренинго-вого центра ООО «СНАП-Сибирь», г. Красноярск. В исследовании принимали участие 100 руководителей коммерческих структур Красноярска.

Подбор психодиагностических методик проводился на основании выделенных качеств и ресурсов, которые составляют лидерский потенциал руководителя.

В качестве методик в исследовании применялись: тест «Жизнейстойкость» (С. Мадди), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), Методика оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл), методика «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), опросник «Готовность к риску» (Г. Шуберт), методика «Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман), методика «Направленность личности (В. Смекайл, М. Кучер), методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.

Рассмотрим основные результаты, полученные в ходе психодиагностики. Тест «Жизнестойкость» (С. Мадди) показал, что вовлеченностью, характеризующей степень уверенности руководителей в себе и своих действиях, обладают 45 % руководителей; контролем, который характеризует способность самостоятельно принимать решения, обладают 17 % руководителей; у 38 % испытуемых преобладающей является шкала «Принятие риска», которая характеризует активность усвоения знаний из опыта и последующее их использование. 60 % руководителей высоко оцениваются по шкале «Жизнестойкость», которая показывает успешность противостояния и совладания со стрессовыми ситуациями в профессиональной деятельности.

Согласно тесту смысложизненных ориента-ций (Д.А. Леонтьев), по шкале «Цели в жизни» высокие баллы имеют 33 % руководителей. Данная шкала характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие баллы по данной шкале ха-

рактеризуют не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. 20 % испытуемых получили высокие баллы по шкале «Процесс жизни». Содержание данной шкалы совпадает с известной теорией: единственный смысл жизни - жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли руководитель процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По шкале «Результативность жизни» высокие баллы получили 35 % руководителей. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. 45 % испытуемых обладают наиболее высокими баллами по шкале «Локус контроля-Я». Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с целями и задачами и представлениями о ее смысле. «Локус контроля - жизнь» - у 37 % испытуемых. Высокие баллы по данной шкале говорят об убеждении, что человеку возможно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Методика оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл) выявила, что высокие показатели по шкале «Эмоциональная осведомленность» имеются у 32 % испытуемых. По шкале «Управление своими эмоциями (эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость) наивысшие показатели у 55 % руководителей. 40 % испытуемых имеют высокие баллы по шкале «Самомотивация (произвольное управление своими эмоциями), 48 % -по шкале «Эмпатия» и 33 % - по шкале «Распознавание эмоций других людей».

Результаты методики «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) показали, что высокими значениями по шкале общей интернальности обладают 53 % руководителей. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Интернальностью

в области достижений обладают 45 % руководителей. Высокие показатели по шкале интерналь-ности в области неудач имеют 38 % испытуемых, 63 % имеют преобладание по шкале инетрналь-ности в семейном отношении, 65 % испытуемых имеют высокий балл по интернальности в области производственных отношений, 70 % - в области межличностных отношений и 40 % - в отношении здоровья и болезни.

Согласно опроснику «Готовность к риску» (Г. Шуберт), 25 % испытуемых склонны к риску, 45 % руководителей готовы к риску и 45 % руководителей стремятся избежать риск. По мнению американских ученых Г. Ховта и Я. Стонера, человек, стремящийся рисковать в одной ситуации, будет стремиться рисковать и в других случаях. Стремление к риску связано с направленностью личности на достижение цели или избежание неудачи. Эта направленность проявляется в экстремальных ситуациях и может быть предпосылкой к несчастным случаям и травматизму.

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман) дала следующие результаты: по шкале «жизнеобеспечение» наибольшие результаты наблюдаются у 30 % испытуемых, по шкале «комфорт» - 55 %, «социальный статус» - 50 %, «общение» - 38 %, «общая активность» - 48 %, «творческая активность» - 56 %, «социальная полезность» - 45 %.

Согласно методике «Направленность личности» (В. Смекайл, М. Кучер), у 30 % исследуемых руководителей преобладает личностная направленность, 32 % имеют коллективистскую направленность, 38 % обладают деловой направленностью.

Затем мы разделили испытуемых на группы: по уровню развития лидерского потенциала (проведя тестирование «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жарикова и Е. Крушельниц-кого), полу, стажу работы. Преобладание шкал по исследуемым методикам в различных группах представлены в табл.

Преобладание шкал используемых методик в различных группах руководителей

Распределение по полу Распределение по стажу работы Распределение по уровню лидерского потенциала

мужчины женщин менее 15 лет более 15 лет высокий средний низкий

Преобладающая шкала

1 2 3 4 5 6 7 8

Тест «Жизней-стойкость» (С. Мадди) Жизнестойкость Вовлеченность Вовлеченность Принятие риска Принятие риска Жизнестойкость Жизнестойкость

Тест смысложиз-ненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) Локус контроля-Я Процесс жизни Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля жизни Процесс жизни

Методика оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл) Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Самомотивация Управление своими эмоциями Самомотивация Эмоциональная осведомленность

Методика «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) Общая интерналь-ность Интерналь-ность в области меж-личностных отношений Интерналь-ность в области производственных отношений Интерналь-ность в семейном отношении Интерналь-ность в области межличностных отношений Общая интер-наль-ность Интер-наль-ность в области неудач

Опросник «Готовность к риску» (Г. Шуберт) Готовы к риску Стремятся избежать риск Стремятся избежать риск Готовы к риску Готовы к риску Склонны к риску Стремятся избежать риск

£ а

и

т

0

ь

к

1 м т Е-

О

о.

< ^

О ^

О о

0 я &

и

1

к

а

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[229]

Д

Н

и

Щ

м

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7 8

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) Социальный статус Общая активность Творческая активность Социальная ползеность Социальный статус Общая активность Комфорт

Методика «Направленность личности (В. Смекайл, М. Кучер) Деловая направленность Деловая направленность Коллек-тивисткая направленность Деловая направленность Деловая направленность Коллек-тивисткая направленность Личностная направленность

Анализ распределения особенностей лидерского потенциала показал, что в группах существуют различия в особенностях проявления лидерского потенциала: в группе мужчин наблюдается преобладание таких шкал, как жизнестойкость, управление своими эмоциями, готовность к риску, деловая направленность. Женщины же более склонны к избеганию риска, они нацелены на процесс жизни. Руководители со стажем работы менее 15 лет отличаются от опытных руководителей вовлеченностью в процесс деятельности, ориентацией целей на жизнь, творческой активностью, страхом к риску, интер-нальностью в области производственных отношений. Особое внимание привлекает группа руководителей с высоким уровнем лидерского потенциала. Такие руководители не боятся идти на риск, обладают ориентацией на результат жизни, могут управлять своими эмоциями, интер-нальны в области межличностных отношений, обладают деловой направленностью.

Таким образом, проявление лидерского потенциала обладает особенностями. Распределение данных по особенностям проявления лидерского потенциала в различных группах дает возможность сделать вывод, что лидерский потенциал по-разному проявляется у мужчин и женщин, руководителей с различным стажем работы и с различным уровнем развития лидерского потенциала. Изучение особенностей проявления лидерского потенциала в группе с высоким уровнем его развития позволяет сделать вывод, что для повышения лидерского потенциала необходимо работать над такими качествами, как

страх перед риском, ориентация жизни на результат, управление эмоциями, интернальность в области межличностных отношений, развитие деловой направленности.

Данные исследования могут быть полезны HR-менеджерам коммерческих организаций, практикующим психологам и всем, кто интересуется вопросами развития лидерского потенциала руководителей и особенностями его проявления.

Библиографический список

1. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. 288 с.

2. Евтихов О.В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 3-6.

3. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001. 265 с.

4. Медведева Т.В. Оптимизация процесса развития лидерского потенциала руководителя: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 194 с.

5. Селезнева Н.Т., Измалкина А.А. Конструирование руководителем социально-педагогического взаимодействия // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 109-112.

6. Zilz D.A., Woodward B., Thielke T.S., Shane R.R. Leadership skills for a high-performance // Am J Health-Syst Pharm. 2004. Vol. 61. Dec. 1. P. 2562-2574.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.