Научная статья на тему 'Технология управления развитием одаренности обучающихся в Гимназии (проект "Успех")'

Технология управления развитием одаренности обучающихся в Гимназии (проект "Успех") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ / КОНКУРСЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амосова Е.А., Пупышева Л.Н.

Уть проекта «Успех» заключается в комплексном подходе к развитию одаренности обучающихся. Проект универсален для любой образовательной организации. В статье рассмотрена актуальность работы с одаренными детьми, теоретическое обоснование проекта, виды одаренности (социальная (лидерская), интеллектуальная (исследовательская), художественная, психомоторная (спортивная), техническая; концептуальные идеи. Цель, задачи, сроки реализации проекта, нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, мотивационное, материально-техническое обеспечение; оценка проекта и перечень конкурсов, исследований, проектов на 2019-2020 учебный год представлены в публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология управления развитием одаренности обучающихся в Гимназии (проект "Успех")»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Е. А. Амосова, Л. Н. Пупышева

Технология управления развитием одаренности обучающихся в Гимназии (проект «Успех»)

Суть проекта «Успех» заключается в комплексном подходе к развитию одаренности обучающихся. Проект универсален для любой образовательной организации. В статье рассмотрена актуальность работы с одаренными детьми, теоретическое обоснование проекта, виды одаренности (социальная (лидерская), интеллектуальная (исследовательская), художественная, психомоторная (спортивная), техническая; концептуальные идеи. Цель, задачи, сроки реализации проекта, нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, мотивационное, материально-техническое обеспечение; оценка проекта и перечень конкурсов, исследований, проектов на 2019-2020 учебный год представлены в публикации.

Ключевые слова: проект, управление, развитие, детская одаренность, виды одаренности, конкурсы, исследования.

Национальный проект «Образование» в целях и задачах определяет направление работы образовательных организаций до 2024 года. Это «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; это «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи...».

Актуальность проекта «Успех» обусловливается еще и тем, что качество российского образования должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Общеобразовательная организация преимущественно ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика. Но очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому ориентировка на средний уровень оказывается не приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.

Предлагаемый проект направлен как на развитие общей (проявляющейся по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости.

Теоретическое обоснование проекта

При разработке теоретических основ проекта «Успех» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

1. Концепция «возрастной одаренности» (Н. С. Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

2. Одаренность как проявление творческого потенциала человека (А. М. Матюш-кин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

3. Динамическая теория одаренности (Ю. Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых, на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и/или приводящих к феномену диссинхронии.

4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В. И. Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Существуют две точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

- Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.

- Одарённые дети встречаются крайне редко.

Педагогический коллектив Гимназии стоит на позиции первой точки зрения.

Если до уровня одаренности можно развить практически любого здорового ребенка, создавая благоприятные условия, то комплексный подход в развитии одаренности обучающихся в Гимназии поможет развить следующие виды одаренности: социальную (лидерскую), интеллектуальную (исследовательскую), художественную, психомоторную (спортивную), техническую.

Концептуальные идеи проекта - поливариативность образовательной среды и свободы выбора направленности при профилизации образования; комплексный подход.

Комплексность - это единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Комплексный подход в обучении - это единство социального, психологического и педагогического; единство функций обучения в учебном процессе (образовательной, развивающей, воспитывающей), обеспечивающее наиболее полное решение социальных и психолого-педагогических задач; единство всех компонентов учебного процесса: целей, содержания, методов и организации обучения.

Цель проекта - совершенствование образовательной среды Гимназии через комплексность в обучении и воспитании, создание благоприятных условий для развития разного вида одаренности обучающихся.

Задачи проекта:

1. Добиться эффекта развития учащихся в их познавательной деятельности через постоянное усложнение их деятельности, что сопряжено с развитием всех познавательных процессов обучающихся, в первую очередь у обучающихся с повышенным интеллектуальным потенциалом.

2. В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми использовать четыре основные стратегии: ускорение, углубление, обогащение и проблематизацию.

3. Совершенствовать социальное назначение обучения и через формирование понимания социальной активности личности средствами активного участия в учебной, общественной и досуговой деятельности.

4. Совершенствовать и разнообразить направления художественного творчества и спортивных достижений в Гимназии для раскрытия художественной и спортивной одаренности обучающихся.

5. Приобщать к техническому творчеству гимназистов, имеющих технические способности, техническое мышление и интерес к техническим объектам и устройствам.

Этапы реализации проекта

I этап: 2019-2020 учебный год (подготовительный).

II этап: 2020-2021 учебный год (практический).

III этап: 2021-2022 учебный год (контрольно-оценочный).

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовое: «Закон об образовании РФ», новые федеральные государственные образовательные стандарты, национальный проект «Образование», Программа развития Гимназии; образовательная программа Гимназии, лицензированные дополнительные образовательные программы психологической службы Гимназии, предметные образовательные программы повышенного уровня обучения, локальные акты, регламентирующие учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

2. Организационное: сотрудничество со специалистами кафедры педагогики, практической психологии ВятГУ, социально-гуманитарной кафедры ИРО Кировской области; методистами ЦПКРО; организация методических и диагностических мероприятий для учителей, диагностических - для учащихся, консультационных и лекционных -для родителей; организация курсовой подготовки педагогов; организация инновационной деятельности на базе Гимназии.

3. Научно-методическое: программно-методическое обеспечение проекта: программа практико-ориентированного семинара «Методологическая компетентность учителя»; курсов повышения квалификации «Проектирование деятельности учителя по реализации ФГОС ООО»; консультаций «Проектные и ситуационные задачи», «Отличие проекта от проектных задач», пакет методик для диагностики участников образовательного процесса, программы и учебные пособия по предметам учебного плана.

4. Кадровое: укомплектованность учителями-предметниками, укомплектованность психологической службы специалистами; наличие научного руководителя по теме проекта, связь с проектом «Современный учитель»:

5. Мотивационное: моральное и материальное стимулирование педагогических кадров.

6. Материально-техническое: обеспечение необходимой оргтехникой для качественного проведения диагностики; оснащение предметных кабинетов учебным и учебно-лабораторным оборудованием в соответствии с ФГОС, наличие сенсорной комнаты для занятий с участниками образовательного процесса.

7. Финансовое: планирование финансовых средств на приобретение оргтехники, оснащение предметных кабинетов, на курсовую подготовку, на оплату научному руководителю, на публикацию печатной продукции.

Перечень конкурсов, исследований, проектов

Мероприятие Сроки Ответственные

IX открытый дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ «Сотрудничество. Поиск. Исследования» 13.0131.03.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

III областной дистанционный конкурс исследовательских работ «Я - гражданин Вятского края» 01.1125.12.2019 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

IV открытая региональная многопредметная олимпиада «Победы начинаются здесь!» среди обучающихся 4, 7, 9-х классов общеобразовательных организаций Регистрация участников 25.1105.12.2019 г., I этап - 08.12.2019 г., II этап - 22.12.2019 Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

IX открытый дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ «Сотрудничество. Поиск. Исследования» 13.0131.03.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

I открытый дистанционный конкурс предпринимательских бизнес-проектов (бизнес-планов) 13.0131.03.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

XII областной конкурс социальных проектов «Я - гражданин России» 03.0220.03.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

XIV областной конкурс по краеведению «Вятская шкатулка» 11.0120.04.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

VII открытый дистанционный конкурс педагогического творчества и инновационных подходов в обучении с учетом требований к метапредметным результатам освоения ООП ФГОС для учителей начального, основного и среднего общего образования 01.0230.04.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

III областной дистанционный конкурс исследовательских работ по краеведению «Я - гражданин Вятского края» 01.1125.12.2019 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Инновация: VII Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук» и по его итогам VII Всероссийская очная конференция научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук», которая проводится в ФГБУ «Санаторно-курортном комплексе «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации; VI Всероссийский конкурс научно-исследовательских и проектных работ обучающихся «Наследие моей страны» и по его итогам VI Всероссийская конференция научно-исследовательских и проектных работ обучающихся «Наследие моей страны»; VI Всероссийский конкурс на лучший научно- практический проект «Гений XXI века» и В течение года Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

по его итогам VI Всероссийская конференция лучших научно-практических проектов «Гений XXI века»; VII Всероссийский конкурс достижений талантливых обучающихся «Поколение науки»

Областной конкурс «Я - гражданин России До 20.03.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Центр дистанционной сертификации учащихся ФГОСТЕСТ: Всероссийская олимпиада по гуманитарным предметам (3-й этап XI Всероссийской олимпиады): 1. Русский язык (1-11-е классы, I—II курсы). 2. Литературное чтение (1-4-е классы). 3. Литература (5-11-е классы, I—II курсы). 4. Риторика (1-4-е классы). 5. История (5-11-е классы, I—II курсы). 6. Обществознание (5-11-е классы, I—II курсы). 7. Английский язык (2-11-е классы, I—II курсы). Всероссийская викторина «Профессии» для учащихся 1-9-х классов. До 24.03.2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Всероссийская викторина «Мир вокруг нас. Воздух» До 30.10.2019 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Национальный конкурс «Ученик года» До 27.10.2019 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Доктрина: Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины» (осенняя сессия). Срок приема работ на конкурс - до 10 октября 2019 г. Победители конкурса приглашаются на Всероссийский форум 26 октября 2019 г. (www.мы-гордость.рф). Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России». Возраст участников - с 14 лет до 21 года. Срок приема работ на конкурс - до 18 октября 2019 г. В течение года Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Победители конкурса приглашаются на Всероссийскую конференцию 9 ноября 2019 г. (шшш.величие-страны.рф). Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «Неотерра». Возраст участников - с 14 до 23 лет. Срок приема работ на конкурс до 1 ноября 2019 г. Победители конкурса приглашаются на Всероссийскую конференцию - 23 ноября 2019 г. (www.неотерра.рф). Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины» (зимняя сессия). Возраст участников - с 7 до 14 лет. Срок приема работ на конкурс - до 29 ноября 2019 г. Победители конкурса приглашаются на Всероссийский форум 13 декабря 2019 г. (www.мы-гордость.рф)

XVI Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» 5-11-е классы -до 01.10. 2019 г., 1-4-е классы -до 0112.2019 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Онлайн олимпиада Учи.ру для учеников 1-11-х классов В течение года Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Шаг в будущее Январь 2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

XIII Малые Свято-Трифоновские чтения 16.10. 2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Краеведческая конференция «Отчий дом» Декабрь - январь 2019 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского Декабрь 2019 г. - январь 2020 г. Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

Всероссийские и международные заочные олимпиады «Старт», «Инфоурок», «Фоксфорд» и др.

В течение года

Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»_

Культурно-образовательные программы «Петербургские каникулы» (Санкт-Петербург):

10 уникальных мест Санкт-Петербурга, которые важно посетить каждому школьнику»

(с 1 сентября 2019 г. по 1 августа 2020 г.). Профориентационно-образовательные программы для школьников «Санкт-Петербург. Каникулы с пользой» (в течение учебного года). Международная экскурсионно-образова-тельная программа «Образование четырёх столиц:

«Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Таллин» для школьников регионов Российской Федерации в рамках проекта «Каникулы с пользой» (в течение учебного года).

Профориентационно-образовательное мероприятие «Высшая школа Санкт-Петербурга -

школьникам регионов России» (для старшеклассников школ Российской Федерации

в течение учебного года). Патриотический форум «Наше Отечество»:

15-й Всероссийский молодёжный исто-рико-краеведческий слёт «Мы - патриоты России!», посвящённый освобождению Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков 16 сентября 1943 года (Анапа - Новороссийск, 14-19 сентября 2019 г.).

5-й Всероссийский молодёжный физ-культурно-спортивный слет «Готов к труду и обороне!».

8-й Международный слёт кадетов России и ближнего зарубежья «Кадетское содружество» (Санкт-Петербург, 8-12 октября 2019 г.).

12-й Всероссийский молодёжный образовательный фестиваль русского языка и литературы «Язык. Культура. Творчество», посвящённый 210-летию со дня

В течение года

Администрация, предметные кафедры, научное общество «Парус»

рождения Николая Васильевича Гоголя

(Санкт-Петербург,

12-16 ноября 2019 г.).

Итак, проект «Успех» осуществляет комплексный подход к развитию одаренности гимназистов, являясь одной из технологий управления развития одаренности обучающихся в Гимназии.

П. Л. Вохмянин

Использование практического курса фонетики английского языка в рамках курса «Юный лингвист» внеурочной деятельности

Статья посвящена необходимости введения практического курса фонетики английского языка при подготовке обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Обосновывается целесообразность изучения особенностей произношения английских звуков, рассматриваются основные особенности методической разработки и процесс проведения занятий.

Ключевые слова: фонетика, произношение, звуки, внеурочная деятельность, апробация.

В изучении английского языка постановка фонетически корректного произношения является одним из самых важных аспектов. Фонетическое произношение помогает сохранить смыслоразличительные возможности иностранного языка, все тонкости в произношении. Важную роль играет каждая деталь: положение языка при произношении того или иного звука, степень придыхания, длительность, характер слогоделения, ритм и мелодика фразы и множество других факторов.

К сожалению, правильное английское произношение встречается очень редко, в том числе и у преподавателей иностранного языка, которые отдают все силы на отработку обучающимися лексико-грамматического материала и нередко забывают о произношении звуков и слов.

В рамках урочной деятельности практически невозможно достичь идеального произношения. Именно поэтому мной был разработан курс практической фонетики по английскому языку для 5-го класса.

При написании практического курса ставились цели:

1) совершенствовать произношение звуков речи;

2) научить правилам сочетания звуков в словах и словосочетаниях;

3) изучить специфику словесного ударения;

4) познакомить с особенностями фонетического слогоделения и интонации.

Актуальность курса обусловлена рядом его возможностей для обучающихся:

1. При изучении курса обучающиеся познакомятся с основными понятиями и особенностями артикуляции английских фонем в сопоставлении с фонемами родного языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ученики получат возможность отработать основные интонационные модели средствами изучаемого языка.

3. Обучающиеся смогут использовать полученные знания для графической записи звучания иноязычных слов.

Основными задачами курса являются:

1. Изучение теоретических основ английского произношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.