Научная статья на тему 'Использование ИКТ в работе с одаренными детьми на уроках немецкого языка'

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми на уроках немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ИКТ ТЕХНОЛОГИИ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лободина Н. В.

Лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей [11]. Новые информационно-коммуникационные технологии представляются в этом отношении весьма перспективными. Участие в сетевых телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, фестивалях, конкурсах на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, усиливает их познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в работе с одаренными детьми на уроках немецкого языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

© Лободина Н.В.*

Гимназия № 1, г. Кувандык

Лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей [11].

Новые информационно-коммуникационные технологии представляются в этом отношении весьма перспективными. Участие в сетевых телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, фестивалях, конкурсах на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, усиливает их познавательную активность.

Ключевые слова личностно-ориентированный подход, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, методы и формы работы с одаренными детьми, ИКТ технологии, основные направления работы с одаренными детьми, индивидуальные образовательные траектории, создание ситуации успеха.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества.

Работа с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей. Богоявленская Д.Б. в своих работах дает следующее определение одаренности: «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2].

Приоритетными в работе с одаренным ребенком в школе становятся, во-первых, коммуникативные и проектные методики с использованием совре-

* Учитель немецкого языка.

менных информационно-коммуникационных технологий. Во-вторых, на уроке должен реализовываться принцип разно уровневого обучения. Это позволяет оптимизировать формы взаимодействия педагога с учениками с учетом их интересов, склонностей и способностей. В-третьих, актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.

Мудрое использование информационных технологий может стать ценным компонентом, как в учебном процессе, так и в воспитательной работе. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных и талантливых детей;

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- создание базы данных в Excel;

- составление плана работы на год;

- разработка индивидуального маршрутного листа на каждого талантливого учащегося;

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей;

- разработка творческих заданий для использования их на уроках, внеклассных и индивидуальных занятиях: (олимпиады, конкурсы, проекты, исследовательская работа);

- контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников (тематический контроль знаний в рамках учебной и внеклассной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня);

- разработка системы поощрений одаренных детей (публикация в СМИ, на сайте школы; премия; стенд «Лучшие ученики немецкого языка»).

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Амтхауэра. Определив таких ребят, предпринимаю все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Поэтому, целесообразным считаю деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

1 этап - мотивационный (2-4 класс).

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также использования красочных презентацией при прохождении нового языкового материала, его закрепления. Дети привлекаются к участию в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). Я заметила, что наибольший эффект при изучении лексики, запоминании речевых оборотов дает использование

аудио записей немецких песен и их исполнение детьми под фонограмму. Как было отмечено выше, использование электронных ресурсов при обучении иностранному языку на начальном этапе позволяет осуществить лично-сто-ориентированное обучение. Использование такого рода ресурсов прекрасно подходит не только для введения материала, но также на этапе его отработки и закрепления. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика.

2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ проектной деятельности.

Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка. Например, видео путешествие в Берлин и другие города Германии; видео экскурсия в Австрию, знакомство с ее достопримечательностями; использование детьми интернет ресурсов для поиска информации об известных людях Германии.

Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков, например, Всероссийский конкурс «Волшебник слова», а также переводы песен с немецкого языка на русский на сайте Лингво-лаборатории «Амальгама», составление синквейнов, которые я провожу, начиная с 5 класса. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. На уроках использую такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Ребята не только с удовольствием решают их, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Также пополнению лексики способствуют кроссворды, выполненные с использованием электронного конструктора «Фабрика кроссвордов». Благодаря этому кроссворды никогда не повторяются и становятся одним из мощнейших средств многократного увеличения активного словарного запаса.

3 этап (8-11 класс) - вовлечение в исследовательскую деятельность.

Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется с учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещаю-

щими дополнительные занятия во внеурочное время. Основной, и надо сказать, сложнейшей задачей для меня является постоянная поддержка интереса и стимулирование мотивации к изучению немецкого языка у обучающихся. Как сделать так, чтобы обучающийся испытывал постоянное увлечение, чтобы он не заскучал на уроке. Для этого создается образовательная среда, включающая в себя различные формы работы:

- творческие мастерские;

- кружок «Intel. Путь к успеху», где ребята овладевают навыками работы на компьютере, умению создавать презентации, проекты;

- участие в олимпиадах различного уровня;

- нестандартные уроки;

- научно-практические конференции;

- занятия исследовательской деятельностью;

- работа по индивидуальным планам;

- индивидуальные и групповые консультации.

Действенную помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности оказывает Интернет сайт. В течение учебного года учащиеся размещают на сайте свои творческие работы, ведут учёт своим достижениям. Интернет-сайт даёт этим учащимся дополнительный стимул для саморазвития и самовыражения.

В работе с одаренными учащимися использую социальный сервис Вики Вики (Wiki Wiki), позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Различные варианты программного обеспечения Вики позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д. С его помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально. В современном мире Вики Вики все чаще рассматриваются как альтернатива web-сайтам, а также как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса.

Огромную роль в мотивации познавательной деятельности обучающихся играет внеклассная работа по предмету. Это, прежде всего, работа предметного кружка « Чтобы за границей не заблудиться», а также «Intel. Путь к успеху». Во внеурочное время у ребят есть возможность заниматься в кабинете на компьютере с дисками полного курса немецкого языка. В нашей школе организована научно - исследовательская деятельность в рамках научного общества учащихся «Логос», которое объединяет всех желающих из 111 классов, имеющих интерес к научной деятельности.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Активно используем электронные пособия, ресурсы сети Интернет. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах по уровням - внутри-

классном, школьном и наиболее достойные на районном и Всероссийском уровнях. Проводимая работа позволила добиться определенных результатов. Мои учащиеся активно принимают участие и становятся призерами во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах по немецкому языку:

- «Олимпус» (г. Калининград);

- «Ломоносов» (г. Москва, МГУ);

- «Покори Воробьевы горы» (г. Москва);

- Конкурс поэтов-переводчиков «Волшебник слова» (г. Екатеринбург);

- Международный конкурс-игра «Коала»;

- «Мост культур - Россия и Германия» (Немецкий культурный центр им. Гете в Москве);

- «Жил-был алфавитный мишка» (Немецкий культурный центр им. Гете в Москве);

- «Эрудит России» ЦДО РДТ и С «Баньян»;

- Международный интернет-конкурс по немецкому языку «GENIAL»;

- Центр дистанционного творчества;

- Всероссийский конкурс по немецкому языку «Минобр.орг»;

- Всероссийский конкурс «Друзья немецкого языка»;

- Всероссийская олимпиада по страноведению «Go West»;

- Всероссийские предметные олимпиады для обучающихся общеобразовательных учреждений 2-11 классов, номинация - ЯЗЫКИ. Портал «Учитель»;

- Международный конкурс учебных видеофильмов «Gesehen. Gefilmt. Gelernt».

Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. Третий год использую инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио, а с созданием личного Интернет-сайта, мне удалось перевести портфолио учащихся в цифровой вариант и разместить его на своём сайте. Теперь действенность портфо-лио намного увеличилось, учащиеся стали относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно. Каждый успех учащихся стараюсь разместить в Интернете.

Сегодня существует множество сайтов по немецкому языку, с которыми можно работать как на уроке, так и во внеурочное время. Благодаря электронной почте, мои учащиеся ведут переписку со своими сверстниками в странах, где немецкий язык является родным языком, или же изучается как иностранный. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику, улучшается их орфография. В рамках переписки учащиеся находят практическое применение знаниям, полученным на уроках. Электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумаж-

ной: она быстрее, удобнее и дешевле. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.

Социальный сервис «You Tube» использую в своей работе как источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, видеоуроки -«Alles Gute», «Hello!» и т.д. При прохождении в 11 классе темы «Музыка» использую просмотр видеоклипов современных немецких групп, в младших классах смотрим мультфильмы и сказки на немецком языке.

Большую помощь в усвоении лексическим и грамматическим материалом оказывают участие детей в различных форумах. Это также способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, например, форум «Калейдоскоп» (http://www.kaleidos.de). Он содержит большой объем информации для всех, кто хочет с помощью чтения аутентичных текстов узнать, что интересует немецкую молодежь, а также самим принять участие в обсуждениях.

Наши учащиеся умело пользуются инструментами различных сервисов, создают там свои страницы, сообщества, участвуют в проектах и мероприятиях. Так, например, учащиеся 11 класса успешно проходят обучение иностранного языка дистанционно на сайте www.busuu.com, а также используют в своей практике тренажеры по подготовке к ЕГЭ. Такая работа не только может пополнить их словарный запас, но и сделать проверку языковых навыков еще более увлекательной!

Интернет-конкурсы сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми: Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», «Первые шаги в науку». В 2010-2011 учебном году ученица 6 класса приняла участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Первые шаги в науку», в котором стала лауреатом 1 степени. Второй год ученица 7 класса занимает 2 место в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Восхождение». Команда наших учащихся активно принимает участие в дистанционных Всероссийских творческих конкурсах «Центра развития мышления и интеллекта». Наши работы оценены дипломом II и III степени за конкурс презентаций «Знакомьтесь, моя семья», «Конкурс Валентинок».

Каждый год разрабатываю и апробирую индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка, содержащий все вышеперечисленные современные информационные образовательные технологии, включая вариативные модели дистанционного обучения школьников.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных обучающих технологий как значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, так и учит детей самоконтролю учебной деятельности, способствует формированию у учеников рефлексии собственного труда, повышает мотивацию учебной деятельности. С помощью Интернета можно успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности - письму, чтению, говорению, аудированию. Ин-

тернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Доступ к постоянно изменяющимся и пополняющимся источникам учебной информации делает обучение иностранному языку весьма продуктивным. Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни завтра.

Список литературы:

1. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 1.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др. - М.: ИЧП «Изд-во «Магистр»», 1998.

3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999. - № 9.

4. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентирован-ное образование и развитие одаренности: научно-методическое пособие. -Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

5. Макаревич И.Г. Интернет на уроках немецкого языка // Иностр. языки в школе. - 2004. - № 6.

6. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2003. - № 5.

7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 2.

8. Степанов В.Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. - 2000. - № 3.

9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

10. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии для одаренных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.den-za-dnem.ru/ page.php?artide=87.

11. Панова Е.Н. Формы дистанционного обучения как средство организации индивидуального развития школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtee/task,viewlшk/ link_id,5849/Itemid, 118.

12. Родионова Е.В. Система работы с одаренными учащимися в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1septem-ber.ru/articles/598305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.