Научная статья на тему 'Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка'

Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1920
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МЕТОД / ФОРМА / ТИПЫ УРОКОВ / РЕЗУЛЬТАТ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ольга Александровна

В статье рассматривается система работы с одаренными детьми. Выделяются отличительные признаки одаренных детей. Обсуждаются методы, формы, технологии в работе с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка»

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА Власюк О.А.

Власюк Ольга Александровна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением технологии, Курский муниципальный район Ставропольского края, село Ростовановское, Курский район, Ставропольский край

Аннотация: в статье рассматривается система работы с одаренными детьми. Выделяются отличительные признаки одаренных детей. Обсуждаются методы, формы, технологии в работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренные дети, метод, форма, типы уроков, результат, технология.

В последнее время, когда возрастает потребность в творческих, активных, неординарно мыслящих людях, работа с одаренными детьми крайне необходима. Поэтому одна из главных задач современного общеобразовательного учреждения - выявление, поддержка, развитие одарённых детей и организация системной работы с ними.

Какого же ребёнка считать одарённым? «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [1]. Многие ученые считают, что одаренный ребенок - это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для таких детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Они зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

По моему мнению, развитие одаренности ребенка невозможно без ежедневного упорного труда — без урока. Уроки русского языка и литературы - уроки развития творческого воображения, логического и ассоциативного мышления, эстетического вкуса, речевой и коммуникативной компетенции, культурный рост личности. Учитель, работая с одаренными детьми, должен проводить нестандартные уроки, организовывать познавательную деятельность, которая способствует развитию неординарного мышления, самостоятельности, креативности, рефлексии, инициативы. Нестандартные уроки - это эффективная форма обучения, исключающая формализм усвоения знаний.

Уверена, что уроки русского языка и литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности, активизируют интеллектуальную и речевую деятельность. Благодатной почвой для этого является работа с текстом, которую строю на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Так, ученик с помощью учителя двигается по намеченному пути, при этом, учится формулировать цель и составлять план своей деятельности, анализировать и корректировать ее, делать выводы. Подобная система позволяет педагогу организовать работу каждого ученика на уроке, подталкивает к сотрудничеству ученика с одноклассниками и учителем, достигая успешного результата [2].

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, различные виды творческих работ (сочинения-рассуждения, мини-изложения, мини-сочинения), редактирование и реконструкция текста, различные виды диктантов, сложения текста из частей, прием «фишбоун».

Не секрет, что основная цель уроков русского языка и литературы - вооружение учащихся не только знаниями, но и приёмами работы с информацией (умение ставить и решать те или иные задачи). Один из лучших способов представить информацию в наглядно-содержательной форме - использовать приём «фишбоун». В учебном процессе эта графическая техника представления информации позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. «Рыбий скелет» можно расположить как вертикально, так и горизонтально (см. схема 1,2):

Рис. 1. «Фишбоун» Рис. 2. «Фишбоун»

Голова - вопрос темы, верхняя часть скелета - основные понятия темы, нижняя — суть понятия, хвост - ответ на вопрос. Записи должны представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие главное. Элементы «скелета» можно использовать на уроках разного типа.

Например, урок русского языка развития речи в 11 классе «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения». Используя прием «фишбоун», можно продемонстрировать ход анализа прочитанного текста. В процессе составления «рыбьего скелета» ребята учатся выявлять проблему текста, комментировать её, опираясь на текст, определять позицию автора. «Рыбий скелет» является своеобразным планом для написания сочинения. Так, анализируя текст Л.Н.Толстого, учащиеся выстраивают каркас-скелет будущего сочинения-рассуждения (рис.3). В ходе работы над текстом, скелет дополняется ключевыми фразами, которые отражают основные критерии сочинения (рис. 4).

Рис. 3. «Фишбоун» на начальном этапе (классная доска) 33

Рис. 4. «Фишбоун» в стадии заполнения (рабочая тетрадь учащегося)

Как показывает опыт, ребята, использующие такой прием при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения, правильное абзацное членение не вызывает у них затруднения.

Все методы и формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении проблем, так как в этом - важный фактор успешности формирования учебных компетенций обучающихся, а также развития их познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому, выбирая технологии работы с одаренными детьми, следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Так ведущая технология в моей практике — технология сотрудничества, в основе которой — диалог. Благодаря технологии сотрудничества каждый урок для учителя и обучающегося - урок познания, урок творчества, урок воспитания. Ведь только в сотрудничестве можно осуществить проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимовыручка, взаимопонимание, сотворчество, товарищество. Также в своей работе широко применяю технологию проблемного обучения, деловые игры, разноуровневое обучение. Для активизации личностной позиции учащихся использую в своей практике элементы исследовательской деятельности.

Внеклассная работа, по моему мнению, - это эффективный метод работы с одаренными детьми, безграничное поле действий для увлеченных ребят. Внеклассная работа - это развитие у учащихся творческих способностей, возможность эмоционально выражать свои чувства, умение видеть прекрасное, а также способ формирования сплоченного детского коллектива. Внеклассная работа строится через элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе. Примерами такой внеклассной работы являются: литературно-музыкальная гостиная «К нам Лермонтов сходит, презрев времена....», виртуальная экскурсия«В Тарханы -к Лермонтову», викторина «Мятежный гений вдохновенья», различные КВН, конкурс инсценированной басни «Басня - подруга жизни», выставка рисунков и сочинений «Твори добро», аудиолинейка «Это интересно».

Результатом работы с одаренными детьми является ежегодное участие школьников во всероссийских конкурсах по русскому языку и литературе «Родное слово», «Молодежное движение», «Олимпиус», «Дети и книги», конкурсах чтецов, в олимпиадах по русскому языку и литературе, в муниципальном и региональном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», высокие результаты в сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Система работы с одарёнными детьми — сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность, именно высокоодаренные личности способны внести вклад в развитие общества. Поэтому основной задачей учителя является ранее выявление способностей в своих учениках, создание условий для их развития, чтобы в будущем эти дети могли составить гордость и славу своей семьи, школы, малой Родины, а в итоге своего Отечества [3].

Список литературы

1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Интернет-журнал Эйдос, 2007.

2. Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей - словесников по работе с одарёнными детьми на уроке./ О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград, 2011.

3. Истомина С.В. Система работы с одаренными детьми // Молодой ученый, 2016. № 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.