Научная статья на тему 'Религиоведческий компонент в экспозициях этнокультурной направленности Московского музея образования'

Религиоведческий компонент в экспозициях этнокультурной направленности Московского музея образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиоведческий компонент в экспозициях этнокультурной направленности Московского музея образования»

Религиоведческий компонент в экспозициях этнокультурной направленности Московского музея образования

Елена Найденова, канд. истор. наук, заведующая лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации кафедры ЮНЕСКО факультета международного образования МИОО

В январе 2013 года в Московском музее образования (директор — Г.А. Ягодин) состоялось открытие двух экспозиций этнокультурной направленности. Одна из них носит название «Улицы Москвы, зовущие в дорогу: этнокультурное путешествие по России и не только...», другая — «Школа XXI века: от традиционной культуры до высоких технологий». В числе основных организаторов и в качестве научно-методической базы обеих экспозиций выступила лаборатория народоведения и межкультурной коммуникации кафедры ЮНЕСКО МИОО. Среди наших партнеров — НИИ национальных школ республики Саха (Якутия), Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Инженерно-технологический центр «СканЭкс», Московский государственный институт геодезии и картографии, музей «Россиянка» московской школы №1415, Русско-Дагестанский культурно-образовательный центр «Намус», детский сад №2497 г. Москвы с татарским этнокультурным компонентом образования, школа села Усть-Нюкжа Амурской области.

Цель экспозиций — формирование у посетителей (главным образом московских школьников) мотивации к изучению и сохранению природного, этнокультурного, конфессионального разнообразия России и мира, общероссийской гражданской идентичности и солидарности.

Экспозиция «Улицы Москвы, зовущие в дорогу: этнокультурное путешествие по России и не только.» помогает посетителям совершить увлекательное путешествие на север, юг, запад и восток Российской Федерации. На север страны их приглашают улицы, расположенные на севере Москвы: Кольская, Таймырская, Чукотский проезд и пр., на юг России — улицы, расположенные на юге Москвы: Кавказский и Черноморский бульвары, на восток —

улицы восточных округов — Алтайская, Сахалинская и др., на запад — улицы западных округов: Можайская, Рузская и пр. Деление экспозиции на четыре блока связано не только с расположением российских регионов по сторонам света относительно Москвы, но и с принятой в отечественной этнологии классификацией народов РФ по историко-этнографическим областям: центр Русской равнины; Урало-Поволжье; Север, Сибирь и Дальний Восток РФ; Кавказ. Читая названия улиц на баннерах, разглядывая экспонаты и слушая экскурсовода, посетители путешествуют одновременно в пространстве и во времени.

С учетом профиля музея главное внимание уделяется обычаям и обрядам, связанным с рождением и взрослением человека в традиционных этн о культур ах, то есть с особенностями воспитания и обучения девочек и мальчиков в них. Сюда входят игры, приобщение к хозяйственной деятельности и пр. (этнопедагогический подход). В экспозиции представлены четыре типа колыбелей: кавказская колыбель-качалка «ванька-встанька», русская зыбка на жерди-очепе (качается вверх-вниз), эвенкийская колыбель, навьюченная на макет оленя, татарская люлька-колыска (качается из стороны в сторону).

В каждой колыбели — кукла-малыш, наряженная так, как это было принято в соответствующих этнокультурах. Рядом с малышом — традиционные игрушки-погремушки из природных и подручных материалов: высушенного горла птицы, мочевого пузыря животного, деревянных катушек. Здесь же бытовая утварь, макеты жилищ, одежда.

Значительная роль отводится религиозным представлениям народов, в том числе архаическим: показаны бытовое православие, бытовой ислам и пр., где могут иметь место суеверия, более ранние исторические напластования. Основная задача — дать представление об утилитарном и символическом значении предметов прошедших эпох, умение правильно визуализировать их при чтении художественной литературы, понимать значение обрядов. Часть экскурсии планируется проводить в театрализованной форме, особенно для малышей. Например, экскурсовод импровизирует приговоры бабки-повитухи, гостей за крестинным столом и пр.

Посетив экспозицию, москвичи и гости столицы узнают о том, что почти в каждой этнокультуре беременность женщины, рождение и взросление ребенка сопровождалось оберегающими обрядами, включая обряды, основанные на имитативной магии. Так, у русских после рождения ребенка бабка-повитуха пеленала его в старую отцовскую рубаху (не только из-за мягкости ветхой ткани, но и для передачи энергетики от родителей, создания привязанности, особенно отца). До шести недель (40 дней) малыша (а кое-где и маму) старались никому не показывать, чтобы не сглазить. Чтобы укрепить здоровье младенца, особенно если тот и в самом деле родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепека-ния» ребенка. Считалось, если ребенок слаб, значит, он «недопекся» — появился на свет раньше своего времени. Поэтому его, как хлеб, следовало посадить на хлебную лопату и «перепечь», то есть подержать в теплой печке с соответствующим приговором. Посетителям предлагается вспомнить русскую сказку, в которой Баба-Яга пытается посадить детей в раскаленную печь («Гуси-лебеди»).

Люлька-зыбка в русском уголке экспозиции сделана из липового луба, но часто ее делали из березы. Определенное дерево нужно было выбирать и для очепа — жерди, на которой крепилась колыбель. В основном его также делали из березы, но бывало, что для этой цели использовали сосну, хотя она менее гибкая, ломается, еловый же очеп, как правило, не использовали, считалось, что от него ребенок «покроется коростой» (Шенкурский уезд Архангельской губернии). В люльке ребенку предстояло быть отдельно от матери, поэтому его особенно тщательно ограждали от порчи и тем более от подмены «нечистой силой». Колыбель и все, что в ней, в том числе ребенка, кропили святой водой, окуривали ладаном. В изголовье вырезали или чертили смолой крест. Первое укладывание в колыбель сопровождалось обрядовыми действиями, от которых зависело спокойствие и здоровье малыша, молитвами. Если малыш был пока некрещеный, то на люльку вешали крест, который затем при крещении надевали ему на шею. Употреблением христианской атрибутики родители не ограничивались. Для отпугивания нечистого они клали колющие предметы, например, ножницы, а для крепкого сна — сон-траву и др. Также перед укладыванием младенца родители могли ненадолго положить в ко-

лыбель кота, поскольку это животное много спит. До года ребенку не стригли волос (в них сила), не позволяли смотреть в зеркало (будет ветреным) и пр.

Как было принято в народной традиции, наш тряпичный младенец в люльке-зыбке находится в состоянии «пеленашки». Он завернут в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, и туго крестообразно опоясан широкой длинной лентой из холстины — свивальником (шириной 20-30 см, длиной до 3-4 метров). Крест выступает как оберег. Малыш в свивальнике напоминает кокон. Прежде считалось, что при тугом пеленании можно сформировать хорошую фигуру. Младенец воспринимался как существо, требующее «дооформления», «доделывания». Старики говорили так: «чтобы младенец в люльке «не брыкался, спокойно лежал и спал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились». Пеленать переставали ближе к году-полутора, когда ребенок сам высвобождал себя из пеленок.

Некогда американский антрополог Маргарет Мид (1901-1978), занимавшаяся изучением национального характера разных народов, высказала идею о связи особенностей русского национального характера с принятой в русских семьях традицией длительного тугого пеленания младенцев с помощью свивальника, под влиянием которого у детей якобы формируется привычка к терпению и послушанию. Почти постоянная неподвижность младенца, чередуемая с кратковременным освобождением для купания и двигательной активности, по мнению Мид, способствовала раскачиванию взрослого «между длительными периодами депрессии, самокопания и короткими периодами бешеной активности». Хотя Мид отрицала прямую причинную связь между способами ухода за ребенком и типом культуры, развенчанное сегодня понятие «пеленочный детерминизм» прочно вошло в историю науки (тугое пеленание типично для различных традиционных культур).

Среди игрушек в люльке-зыбке есть шаркунок (от русского слова — шаркать) — погремушка, сплетенная из бересты с мелкими предметами внутри (яблочные косточки, горох, камушки и т. д.). Его дарили на рождение ребенка. Эта игрушка также была оберегом, считалось, что шум, издаваемый ею, отгоняет от младенца злые силы. Оберегом был и маленький звонкий медный колоколь-

чик, который подвешивали на люльку. Рядом могли подвешивать пустые катушки от ниток, собранные на веревку. Ребенок в момент освобождения от пеленок трогал катушки рукой и гремел ими.

В блоке «На просторах Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ» мы также представляем младенца в люльке. Рассматривая снаряжение колыбели, экскурсовод рассказывает о религиозных представлениях коренных малочисленных народов севера, ведущих кочевой образ жизни. У этих народов преобладают политеистические верования, шаманизм.

У лесных ненцев, когда рождался малыш, бабушка-повитуха (или шаманка, помогавшая в родах) брала его правую ручку, клала между своих ладоней. Начинала водить по ней, приговаривая: «Вырастай большим, сильным, здоровым, удачливым. Чтобы на твоей охотничьей тропе всегда были птицы и звери. Чтобы было у тебя много оленей. Чтобы жена была хорошей хозяйкой и мастерицей (или чтобы муж был хорошим хозяином, охотником). Чтобы твой огонь горел века». Под голову малыша клали мешочек с сахаром, конфеткой. Женщины говорили, что если мешочек с продуктами не положить, маленький будет плакать, когда едят родители. Обязательно приглашали шамана, повитуху и делали приношение всем богам. Соседи приносили подарки. Близкие — братья, сестры, дяди и тети — дарили маленьких оленей. Растет малыш, растут и подаренные ему оленята. Мама могла подарить маленькому первую личную песню.

Очень интересны куклы, подаренные музею мастерицей-долганкой Агафьей Петровной Кудряковой из поселка Сындасско Хатангского района п-ова Таймыр. Куклы выполнены из ткани, оленьего рога и мамонтовой кости. Это пять пар мужчина/женщина, представители пяти народов — долганы, ненцы, энцы, эвенки, нганасаны. Куклы одеты в традиционные костюмы. В одежде немало символики. Например, куклы-долганы одеты в парки из сукна черного цвета. Вышитая цветными нитками бисерная вставка в парке означает дух одежды, на женской парке ломаная линия — это расщелина, сзади на капоре чум, у пояса ложка и огниво — символ женщины; на мужской парке есть нагрудник, сзади на капоре ухо и глаз — обереги охотника, у пояса нож охотника. Немало символики и на костюмах других народов...

Блок «От Волжского бульвара Москвы до Поволжья» представлен в основном татарской культурой. Посетители музея узнают об обряде имянаречения у татар. По традиции на этом обряде присутствуют только мужчины. Мулла шепчет имя младенцу на ухо и только потом произносит это имя вслух. Вызывают интерес татарские колыбельные песни. Матери поют сыновьям о том, что они вырастут сильными и здоровыми, как львы, а дочерям о том, какими нужно быть нежными и добрыми. В песне ребенку программируют судьбу, в них говорится, что когда он вырастет, то непременно пойдет учиться в медресе, будет послушным, отважным, научится понимать и отличать добро от зла, будет хорошим семьянином, у него будет много детей, хорошая жена или муж и т. д. В этом блоке представлены куклы из щепы, одетые по нормам шариата. Имен татары и башкиры куклам не дают. У кукол отсутствуют черты лица, что также связано с народными представлениями.

Похожие представления есть и у народов Северного Кавказа, исповедующих ислам. Блок «От Кавказского бульвара Москвы к регионам Кавказа» рассказывает об этом.

На базе новой экспозиции планируется продолжить заложенную в 2005 году традицию проведения мастер-классов для учителей и школьников по освоению элементов культуры народов России и мира, занятий этнокультурного клуба для старшеклассников «Диалог», конференций, викторин, конкурсов.

Следующая экспозиция, носящая название «Школа XXI века: от традиционной культуры до высоких технологий» состоит из двух блоков: «Кочевая школа народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и «Космические технологии в школе». В XXI веке качественное образование предполагается сделать доступным каждому, поэтому школа стремится быть гибкой, приспособленной к условиям жизни людей. Именно таким учреждением намерена стать кочевая школа северян, передвигающаяся вслед за оленями и оленеводами. В отличие от интерната она позволяет не разлучать детей и родителей. Экспозиция рассказывает об особенностях обучения детей в кочевом образовательном учреждении. Посетители музея, прежде всего малыши через игровые уроки знакомятся с жизнью северян, осваивают элементы традиционных спортивных состязаний народов севера. Ощутить момент присутствия на

уроке в необычном классе всем пришедшим помогает видеоролик, отснятый коллективом педагогов и учащихся кочевой школы села Усть-Нюкжа Амурской области (директор школы — Э.В. Бреев). На ролике ребята-кочевники, приглашают посетителей музея в кочевую школу-палатку, в результате чего те попадают прямо на занятие.

Школу XXI века называют школой устойчивого развития. Кочевая школа, опирающаяся на традиции и одновременно стремящаяся идти в ногу со временем, выступает как одна из моделей школы устойчивого развития. В ней уроки по освоению компьютерных технологий чередуются с уроками по освоению традиционных знаний (уроки предков), используются разнообразные формы и методы обучения: модульное обучение, тьюторство, кейсовые технологии. Чрезвычайно востребовано дистанционное обучение. Дело, конечно, затратное, но и преимущества налицо.

Школа XXI века опирается на последние достижения науки и техники. В разделе экспозиции «Космические технологии в школе» рассказывается о способах проведения мониторинга Земли из космоса и о возможности создания космической лаборатории в стенах школы. В музее находится станция приема и обработки космической информации «Алиса СК», предоставленная Информационно-технологическим центром «СканЭкс», позволяющая наблюдать Землю из космоса в реальном времени. Совместно с сотрудниками Центра «СканЭкс», педагогами и студентами Московского института геодезии и картографии нами была разработана интерактивная экскурсия для учащихся средних и старших классов. Поскольку станция размещена в тех же стенах, что и кочевая школа народов севера, экскурсия построена в основном на материалах северных регионов.

Приглашаем вас посетить вновь открывшиеся экспозиции, предварительно записавшись на них по телефону: +7 (495) 951-50-33. Московский музей образования находится по адресу: Вишняковский пер., 12, возле станций метро «Павелецкая» (кольцевая), «Новокузнецкая» и «Третьяковская».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.