Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ФАШИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Идрисов Кюри Арбиевич, Хажуев Ислам Сайдахмедович, Джунидова Силах Алхазуровна

В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей взаимосвязи между параметрами насильственного экстремизма и отношения к ребенку родителей с формами девиантного поведения детей. В исследовании приняли участие 52 семьи - родители и их дети, средний возраст родителей составил 43 года, средний возраст детей - 15 лет. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 104 человека. Изучение корреляционных связей, имеющих статистическую значимость в целом, показал, что многие формы детской девиации, проявляющиеся в агрессивном и деструктивном поведении аффилированы с характеристиками родительских отношений к детям. Кроме того, также было выявлено, что с родительской склонностью к проявлению различных вариантов насильственного экстремизма положительно корреспондирует формирование отдельных девиантных форм поведения у детей, в частности в детской выборке отмечается увеличение значений социально-обусловленного, зависимого и агрессивного поведения, а также направленности личности на поиск и наказание нарушителей норм общественной морали и повышению интереса к чужой интимной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Идрисов Кюри Арбиевич, Хажуев Ислам Сайдахмедович, Джунидова Силах Алхазуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PARAMETERS OF VIOLENT EXTREMISM OF PARENTS ON FORMATION OF DEVIANT FORMS OF BEHAVIOR OF CHILDREN

The article presents the results of an experimental study of the peculiarities of the relationship between the parameters of violent extremism and the attitude towards a child of parents with forms of deviant behavior of children. The study involved 52 families - parents and their children, the average age of parents was 43 years, the average age of children - 15 years. The total number of respondents who took part in the study was 104 people. The study of correlations, which have statistical significance in general, showed that many forms of child deviation, manifested in aggressive and destructive behavior, are affiliated with the characteristics of parental attitudes towards children. In addition, it was also found that the formation of certain deviant forms of behavior in children positively correlates with the parental propensity to manifest various variants of violent extremism, in particular, in the children's sample, an increase in the values of socially conditioned, dependent and aggressive behavior, as well as the orientation of the individual to search for and punishment of violators of the norms of public morality and an increase in interest in someone else's intimate life.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Психология

УДК 59

доктор медицинских наук, профессор Идрисов Кюри Арбиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент Хажуев Ислам Сайдахмедович ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); магистрант Джунидова Силах Алхазуровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей взаимосвязи между параметрами насильственного экстремизма и отношения к ребенку родителей с формами девиантного поведения детей. В исследовании приняли участие 52 семьи - родители и их дети, средний возраст родителей составил 43 года, средний возраст детей - 15 лет. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 104 человека. Изучение корреляционных связей, имеющих статистическую значимость в целом, показал, что многие формы детской девиации, проявляющиеся в агрессивном и деструктивном поведении аффилированы с характеристиками родительских отношений к детям. Кроме того, также было выявлено, что с родительской склонностью к проявлению различных вариантов насильственного экстремизма положительно корреспондирует формирование отдельных девиантных форм поведения у детей, в частности в детской выборке отмечается увеличение значений социально-обусловленного, зависимого и агрессивного поведения, а также направленности личности на поиск и наказание нарушителей норм общественной морали и повышению интереса к чужой интимной жизни.

Ключевые слова: авторитарный потенциал, насильственный экстремизм, девиантное поведение, подростковый возраст, фашизм.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the peculiarities of the relationship between the parameters of violent extremism and the attitude towards a child of parents with forms of deviant behavior of children. The study involved 52 families - parents and their children, the average age of parents was 43 years, the average age of children - 15 years. The total number of respondents who took part in the study was 104 people. The study of correlations, which have statistical significance in general, showed that many forms of child deviation, manifested in aggressive and destructive behavior, are affiliated with the characteristics of parental attitudes towards children. In addition, it was also found that the formation of certain deviant forms of behavior in children positively correlates with the parental propensity to manifest various variants of violent extremism, in particular, in the children's sample, an increase in the values of socially conditioned, dependent and aggressive behavior, as well as the orientation of the individual to search for and punishment of violators of the norms of public morality and an increase in interest in someone else's intimate life.

Keywords: authoritarian potential, violent extremism, deviant behavior, adolescence, fascism.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в

рамках научного проекта № 20-013-00239

Введение. В современном мире проблема асоциального поведения отдельного человека, групп и сообществ людей, в особенности детей и подростков, которые являются наиболее незащищенной и уязвимой перед патогенным воздействием неблагоприятных социально-средовых факторов частью общества, обладает особой значимостью и находится в поле научных и профессиональных интересов специалистов и исследователей различных направлений и сфер деятельности, как в нашей стране, так и за рубежом [14].

Кроме того, асоциальные действия, выходящие за рамки общественной морали, существующих правовых норм и правил поведения, как правило, маргинализированных элементов общества, приобретают еще большее значение уже в контексте общественной и государственной безопасности, основы которых ставятся под непосредственную угрозу различными формами девиации, проявляющегося посредством интолерантсноти ко всему, что отлично, в форме откровенного фашизма и насильственного экстремизма.

В литературе асоциальным поведением принято считать поведение, которое противоречит социальным нормам и правилам поведения, выступает в форме безнравственных или противоправных действий [10; 11]. Однако как показывают результаты исследований отечественных авторов асоциальные формы поведения не носят врожденный характер, а приобретаются в процессе социализации и формируются, в первую очередь, в контексте семейных взаимоотношений. Поэтому девиантные формы поведения представляют собой результат серьезных ошибок и просчетов со стороны взрослых при реализации стилей семейного воспитания [1].

Как правило асоциальность личности проявляется очень часто в подростковой период, происходит это из-за того, что родители просто не учитывают особенности детей в данном возрастном этапе онтогенетического развития, что также усугубляет протекание так называемого «кризиса подросткового возраста». В результате ребенок, достигший подросткового возраста стремясь к самостоятельности начинает примерять роли взрослого, тогда как родители создают препятствия и жесткие ограничения, воспринимая проявления подростков как несерьезные действия детей, вместо того, что помочь ребенку, взаимодействовать с ним и т.п. [17].

Зачастую это происходит и потому, что многие родители не владеют специальными знаниями о возрастной психологии и специфике периодизации развития и не до конца представляют, что из себя представляет подростковый возраст. Согласно отечественным авторам, данный возрастной период, занимающий переходное положение от детства к взрослости, является наиболее нестабильным. Главным в этом периоде является выход ребёнка на совершенно новую социальную позицию, где формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Считается, что чем больше различий в правах, обязанностях, ролевом поведении детей и взрослых, тем тяжелее будет проходить переходный период [2; 5].

Кроме того, эти трудности также могут быть обусловлены характером семейных взаимоотношений, стилем семейного воспитания, а также тем, что дети, которых наказывали родители, став взрослыми, так же могут стать ретрансляторами пережитого в детстве опыта, повторяя жесткие формы наказания по отношению уже к своим детям [3]. Вместе с тем, как указывает ряд авторов, проблемные взаимоотношения между родителями и детьми вызывают блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке и служат источником психической травматизации, системных нарушений поведения. В связи с этим составной частью профилактики и коррекции асоциального поведения подростков является

работа по гармонизации детско-родительских отношений. Гармонизацию детско-родительских отношений можно рассматривать как процесс, направленный на установление согласованного общения и взаимопонимания между детьми, родителями и прародителями, составляющими семью как целостную нравственную систему, обеспечивающую социальное воспитание детей [15; 18].

Таким образом, важным фактором возникновения асоциальных форм в поведенческом репертуаре подростка являются взаимоотношений в семье, ее значимость неоспорима, поскольку именно в семье происходит становление личности, закладываются фундаментальные основы и приобретается опыт [7; 12].

Основываясь на вышесказанном, необходимо отметить, что детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для психического благополучия и социализации личности ребенка. Их нарушение влечет за собой дезадаптацию, формирование у детей асоциального поведения, связанного с пренебрежением морально-нравственными нормами межличностных отношений. Как отмечает В. Сатир, ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями [16].

Исходя из всего этого, взрослые, которые становиться родителями должны четко понимать, что они своими действиями могут преднамеренно или ненамеренно поощрять то или иное поведение детей, которое может быть как для общества как приемлемым, так и неприемлемым. Приобретенный в контексте семейных взаимоотношений опыт формирует личность ребенка, его ценностные ориентации, мировоззренческие установки, базовое доверие и недоверие к миру и многое другое. Поэтому перед взрослыми (в данном случае это не только родители, но и все специалисты, занимающиеся психолого-педагогическим сопровождением детей) стоит важная задача, которая заключается с одной стороны в правильной организации траектории обучения и воспитания ребенка, с другой - в максимальном ограждении детей от психологических проблем и внутренних конфликтов самих взрослых, от различных человеконенавистнических идеологий, а также интолерантных и ксенофобских убеждений [4; 8].

Изложение основного материала статьи. Целью исследования является изучение взаимосвязей между структурами родительских отношений к их собственным детям и параметрами насильственного экстремизма родителей с формами девиантного поведения детей.

В исследовании приняли участие 52 семьи - родители (средний возраст - 43 года) и их дети (средний возраст - 15 лет). Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 104 человека. На каждого опрошенного родителя приходился один ребенок. Гендерная представленность респондентов - в родительскую выборку вошли 7 мужчин-пап и 45 женщин-мам, в свою очередь детская выборка состояла из 14 мальчиков и 38 девочек.

В качестве диагностических методик были использованы: клинико-демографическая карта; методика диагностики диспозиций склонности к насильственному экстремизму (Давыдов Д.Г., Хломов К.Д.) [12]; опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) [9]; шкала фашизма (Шкала F) [6].

Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась методом анализа корреляционных связей при помощи критерия г-Спирмана.

Описание результатов исследования.

В соответствии с целью исследования данные диагностического исследования родительской и детской выборок были проанализированы при помощи корреляционного анализа и для наглядности представлены в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1

Сопряженность параметров авторитарного потенциала личности детей и отношений к ребенку

у родителей, п=104

Переменные Принятие- Образ Симбиоз Авторитарная «Маленький

отвержение социальной желательности поведения гиперсоциализация неудачник»

Конвенционализм 0,269* 0,197 0,306* 0,488*** -0,028

Авторитарное раболепие 0,336* 0,352** 0,230 -0,052 -0,236

Авторитарная агрессия 0,101 0,373** 0,359** 0,484*** 0,011

Анти-интрацепция 0,198 0,137 0,360** 0,429** 0,138

Суеверность и стереотипизм 0,361** 0,241 0,164 0,148 -0,085

Силовое мышление и культ силы 0,482*** 0,588*** 0,523*** 0,247 0,133

Деструктивность и цинизм 0,398** 0,249 0,374** -0,031 0,132

Проективность 0,400** 0,391** 0,529*** 0,184 0,131

Сексуальное морализаторство 0,062 0,407** 0,352** 0,271* 0,157

Примечание: * -р<0,05; ** -р<0,01; *** -р<0,001

Как видно из результатов корреляционного анализа, выявлены достоверные взаимосвязи между отдельными переменными шкалы фашизма у детей и показателями, характеризующими родительское отношение к детям. Так, было достоверно установлено, что конвенционализм (строгая приверженность ценностям среднего класса) положительно коррелирует с принятием-отвержением ребенка родителями (г=0,269; р<0,05), также с конвенционализмом ассоциированы шкалы симбиоз (г=0,306; р<0,05) и авторитарная гиперсоциализация (г=0,488; р<0,001). Авторитарное раболепие (эмоциональная потребность в подчинении вне зависимости от реальных качеств авторитетов) у детей одновременно положительно коррелирует с показателями образа социальной желательности (г=0,269; р<0,01) и принятием-отвержением (г=0,336; р<0,05) у родителей.

Вместе с тем авторитарная агрессия (склонность выискивать нарушителей норм, осуждать, отвергать и наказывать их) у детей положительно ассоциирована с образом социальной желательности (г=0,373; р<0,01), симбиозом (г=0,359; р<0,01) и авторитарной гиперсоциализацией (г=0,484; р<0,001) у родителей. При этом анти-интрацепция (неприязненное и нетерпимое отношение к любым проявлениям субъективности, эмоциональности и «мягкодушия») детей коррелирует с симбиозом (г=0,360; р<0,01) и авторитарной гиперсоциализаций (г=0,429; р<0,01).

Шкала суеверность и стереотипизм (восприимчивость к доктринам, предлагающим упрощенную «черно-белую» схему мира и высшую силу, на которой лежит ответственность за участь человека) у детей взаимосвязана только с принятием-

отвержением (г=0,361; р<0,01) у родителей. Вместе с тем, силовое мышление и культ силы (озабоченность категориями доминирования/подчинения, силы/слабости, лидерства/повиновения; самоотождествление с наделенными властью фигурами, чрезмерная субъективная важность общепринятых атрибутов сильного «я»; преувеличенная потребность в утверждении собственной силы и жесткости) у детей одновременно коррелирует с такими показателями как принятие-отвержение (г=0,482; р<0,001), образ социальной желательности поведения (г=0,588; р<0,001) и симбиоз (г=0,523; р<0,001) у родителей. Деструктивность и цинизм (общая враждебность, вера в низменную природу человека) в детской выборке положительно согласуется с принятием-отвержением (г=0,398; р<0,01) и симбиозом (г=0,374; р<0,01) в родительской группе.

Проективность (склонность верить в то, что мир зол и опасен; приписывание окружающим своих неприемлемых импульсов) у детей, как и шкалы «Силовое мышление» и «Культ силы» имеют тенденцию пропорционального роста при увеличении значений принятия-отвержения (г=0,400; р<0,01), образа социальной желательности поведения (г=0,391; р<0,01) и симбиоза (г=0,529; р<0,001) в родительской выборке. И наконец, сексуальное морализаторство (повышенный интерес к чужой интимной жизни), диагностированное у детей, характеризуется положительными связями с образом социальной желательности поведения (г=0,407; р<0,01), симбиозом (г=0,352; р<0,01) и авторитарной гиперсоциализацией у родителей (г=0,271; р<0,05).

Таблица 2

Сопряженность параметров насильственного экстремизма родителей и форм девиантного поведения

детей, п=104

Переменные Социально Делинквентное Зависимое Агрессивное Суицидальное

обусловленное поведение поведение поведение поведение

поведение

Культ силы 0,041 0,179 0,397** 0,080 0,122

Допустимость 0,391** 0,123 0,033 0,212 0,155

агрессии

Интолерантность 0,174 0,034 0,283* 0,293* 0,020

Конвенциональное 0,389** 0,014 -0,082 0,133 -0,119

принуждение

Социальный 0,427** 0,206 0,093 0,322* 0,137

пессимизм

Мистичность 0,079 -0,074 -0,112 -0,009 -0,005

Деструктивностъ и 0,225 -0,155 -0,066 0,085 0,191

цинизм

Протестная 0,021 -0,003 00,157 -0,015 0,001

активность

Нормативный 0,016 -0,033 ,005 0,107 0,100

нигилизм

Антиинтрацепция 0,240 -0,064 0,036 0,269* 0,105

Конформизм -0,006 -0,076 0,082 0,108 -0,068

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01

Анализ корреляционных связей проявлений насильственного экстремизма родителей и форм девиантного поведения детей показал, что значения культа силы у родительской выборки положительно согласуются с зависимым поведением у детей (г=0,397; р<0,01), при этом допустимость агрессии родителей сопряжена с социально-обусловленными девиациями детей (г=0,391; р<0,01).

Родительская интолерантность согласуется с детскими зависимым (г=0,283; р<0,05) и агрессивным (г=0,293; р<0,05) поведением. А шкала конвенциональное принуждение у родителей характеризуется положительной корреляцией с социально обусловленным поведением ребенка (г=0,389; р<0,01). При этом социальный пессимизм родителей сопровождается с одной стороны социально обусловленным поведение детей (г=0,427; р<0,01), с другой выработкой у них форм агрессивного поведения (г=0,322; р<0,05), с которыми также положительно согласуется антиинтрацепция родителей (г=0,269; р<0,05).

Также, в рамках изучения корреляционных связей, были изучены показатели сопряженности параметров насильственного экстремизма родителей и девиантных форм поведения у детей, измеряемых посредством шкал авторитарного потенциала личности.

Так, было выявлено, что культ силы у родителей отрицательно коррелирует с проективностью детей (г=-0,379; р<0,01), в то время как допустимость агрессии у родителей положительно согласуется со значениями авторитарной агрессии у их детей (г=0,324; р<0,01). При этом, повышение среди родителей склонности к конвенциональному принуждению с одной стороны отрицательно согласуется с авторитарным раболепием детей (г=-0,377; р<0,01), с другой положительно совпадает с ростом сексуального морализаторства обследованных подростков (г=0,269; р<0,05). Социальный пессимизм родителей одновременно положительно согласуется с детской авторитарной агрессией (г=0,378; р<0,01), анти-интрацепцией (г=0,267; р<0,05) и сексуальным морализаторством (г=0,392; р<0,01).

Вместе с тем мистичность родителей может согласоваться с авторитарной агрессией в детской выборке (г=0,387; р<0,01), причем с данной формой детской девиации положительно ассоциирована и другая форма диспозиции насильственного экстремизма - антиинтрацепция родителей (г=0,270; р<0,05). А протестная активность у родителей может совпадать с деструктивностью и цинизмом у детей (г=0,270; р<0,05), также выявлено, что нормативный нигилизм в родительской выборке совпадает с авторитарным раболепием детей (г=0,323; р<0,05).

Таким образом проведенный анализ корреляционных связей между различными социально-психологическими характеристиками родителей и детей показывает, что подверженность родителей к проявлению определенных форм насильственного экстремизма сопровождается формированием у их детей различных девиаций, зависимостей и агрессивно-суицидального поведения. Кроме того, на формирование девиантного поведения детей может также влиять и родительское отношение, проявляющееся в контексте семейной ситуации.

Полученные результаты исследования могут представлять практический интерес не только для родителей (которые будучи в здравом уме и рассудке прежде всего заинтересованы в благополучии собственных детей), но и специалистам (педагогам, психологам и прочее), работающим с проблемными семьями, а также с детьми из групп риска при профилактике как девиантного поведения в общем, так и при предупреждении более серьезных общественно-опасных явлений, в частности экстремизма, имеющих семейно-обусловленную специфику.

Выводы. Установлено, что многие формы детской девиации, проявляющиеся в агрессивном и деструктивном поведении аффилированы с характеристиками родительских отношений к детям. Склонность к проявлению различных вариантов насильственного экстремизма у родителей сопровождается формированием отдельных поведенческих девиаций и авторитарного потенциала личности детей. В частности, у детей отмечается увеличение значений социально-обусловленного, зависимого и агрессивного поведения, а также направленности личности на выискивание и наказание нарушителей норм общественной морали и интереса к чужой интимной жизни.

Литература:

1. Абдышукурова Г.Ж., Садырова Б.С. Роль взаимоотношений в семье в проявлении асоциальных форм поведения подростков // Вестник кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. - Т. 1. - - 2019. - С. 39-43

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2005. - 63 с.

3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - СПб, «Сударыня». - 1998. - С. 57-58.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 1997. - 352

5. Возрастная психология Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт. - 2015. - 460 с.

6. Денисова Д.М. Шкала Fкак Инструмент исследования автори-тарного потенциала личности // Труды СПИИРАН. -Вып. 2(21). - 2012. - С. 228-237

7. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка. - Концепт, №. 8. - 2017. - С. 61-70.

8. Леванова Е.А. Взаимосвязь асоциальных форм поведения подростков и взаимоотношений в семье // SCI-ARTICLE. Раздел: Психология. №20. - 2015. - Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1429433195

9. Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей: Учебное пособие для вузов. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т. - 2008. - 78 с.

10. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т.В. Ничишина. -Минск: Национальный институт образования. - 2018. - 248 с.

11. Превентивное прогнозирование девиантного поведения как условие духовной безопасности современной молодежи: учебник [Текст] / Авторсоставитель И.Ф. Шиляева. - Уфа: Изд-во БГПУ. - 2019. - 121 с.

12. Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде: информационно-методический сборник // Под редакцией д-ра пед. наук, проф. О.Л. Подлиняева. Издательство. - Галкин Виктор Викторович - Иркутск. -2018. - 40 с.

13. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М. - 2005. - 660 с.

14. Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле-ния личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. - М.: Мир. -1994. - 319 с.

15. Репринцева Г.И. Методологические подходы к изучению тенденций гармонизации детско-родительских отношений как фактора социального воспитания детей в современной сельской семье / Г.И. Репринцева // Вестник ТГУ. -2008. - № 12. - С. 159-164.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер. с англ. / В. Сатир. - М.: Педагогика-Пресс. - 1992. - 192 с.

17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М.: Мос-ковский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 96 с.

18. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. - СПб.: «Социально-гуманитарное знание». - 2017. - 466 с.

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками с нормальным психическим развитием. Обнаружены как общие, так и специфические особенности аддиктивного поведения подростков. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у подростков экспериментальной группы более выраженных показателей аддиктивной установки, а также её гендерное своеобразие по сравнению со сверстниками с нормативным психическим развитием. По результатам экспериментального исследования была разработана программа профилактики аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития.

Ключевые слова: младшие подростки с задержкой психического развития, аддиктивное поведение, профилактика аддиктивного поведения, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. The article examines the features of addictive behavior in adolescents with mental retardation in comparison with peers with normal mental development. Both general and specific features of addictive behavior of adolescents have been found. The article presents diagnostic results confirming the presence of more pronounced indicators of an addictive attitude in adolescents of the experimental group, as well as its gender identity in comparison with peers with normative mental development. Based on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.