Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / пандемия / государственная помощь / бесконтактная доставка / цепи поставок / logistics / pandemic / government assistance / cargo transportation / IT technologies / collaborations / contactless delivery / supply chains

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.М. Матвеева, О.Р. Малашонок, Д.Д. Пугачева, Е.А. Гайдук

В исследовании в рамках статьи представлен анализ влияния эпидемии на глобальные логистические сети в России и за рубежом. Показаны отрицательные последствия и положительные тенденции в работе большинства предприятий транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS BUSINESS-RUSSIAN COMPANIES

The study within the framework of the article presents an analysis of the impact of the epidemic on global logistics networks in Russia and abroad. The negative consequences and positive trends in the work of the majority of transport infrastructure enterprises are shown. The trends in the modern logistics industry in Russia are reflected in conditions of uncertainty in demand and the functional cycle.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ»

УДК 658.7.011.1

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

М. М. Матвеева, О. Р. Малашонок, Д. Д. Пугачева Научный руководитель - Е. А. Гайдук

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40 E-mail: ef@tusur.ru

В исследовании в рамках статьи представлен анализ влияния эпидемии на глобальные логистические сети в России и за рубежом. Показаны отрицательные последствия и положительные тенденции в работе большинства предприятий транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: логистика, пандемия, государственная помощь, бесконтактная доставка, цепи поставок.

INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS

BUSINESS-RUSSIAN COMPANIES

M. M. Matveeva, O. R. Malashonok, D. D. Pugacheva Scientific Supervisor- E.A. Gaiduk

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics 40, Lenin Ave., Tomsk, 634050, Russian Federation E-mail: ef@.tusur.ru

The study within the framework of the article presents an analysis of the impact of the epidemic on global logistics networks in Russia and abroad. The negative consequences and positive trends in the work of the majority of transport infrastructure enterprises are shown. The trends in the modern logistics industry in Russia are reflected in conditions of uncertainty in demand and the functional cycle.

Keywords: logistics, pandemic, government assistance, cargo transportation, IT technologies, collaborations, contactless delivery, supply chains.

В 2020 году весь мир столкнулся с глобальным явлением - пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. В сложном положении оказались все сферы жизни общества: политика, экономика, образование, здравоохранение, культура. Большое влияние пандемия оказала и на сферу производства, произошло значительное сокращение производственных мощностей. Произошли изменения в бизнесе логистических компаний, в том числе и транспортной логистике, которая имеет огромное значение в масштабах целой страны.

В связи с пандемией два главных потока товаров - Европейский Союз и Китай - были существенно сокращены. Рынки автомобильных, авиационных и морских перевозок существенно сократились. Для поддержки логистических компаний правительство России вводило налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов, временную отмену арендной платы и др. Из-за экономических последствий эпидемии снизился импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Введенные карантинные меры при

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

прохождении таможни создали проблемы в виде задержек и увеличение сроков доставки. Последствиями таких мер стала смена логистических цепей международных перевозок и рост внутрироссийского трафика.

По аналитическим данным, представленным 1п1таОпе на рисунке 1, самые большие потери в транспортной инфраструктуре понесли авиакомпании, железные дороги и автомобильные перевозки[1].

енние водные пути М етропол ите н зземный транспорт Аэропорты

ые грузоперевозки Железные дороги

600,4 600 700

Рис. 1 - Распределение потерь в выручке транспортной инфраструктуры в 2020 году

На фоне множества проблем, с которыми столкнулись логистические компании, хотелось бы отметить и наличие положительных тенденций, которые проявили себя во время пандемии в сфере транспортной логистики.

В отрасли железнодорожных перевозок на фоне кризиса компании пытаются восстановить грузовой поток со странами Азии. На фоне пандемии ОАО «РЖД» ввело скидки к тарифу на перевозки социально значимых грузов. Скидки установлены на внутрироссийские перевозки в крытых вагонах зерна и семян, муки и круп, макаронных и кондитерских изделий, сахара, соли, овощей, фруктов и соков, изделий текстильной и бумажной промышленности. Данные понижающие коэффициенты были введены в действие для стимулирования перевозок. Российские железные дороги отмечают в марте 2021г. рост объемов отправления социально значимых грузов по внутрироссийским маршрутам. Был отмечен рост погрузки макарон и макаронных изделий - 19,9 тысячи тонн (+13% к февралю 2020 года), мяса домашнего скота - 11,8 тысячи тонн (+4,8%), мяса птицы - 11,6 тысячи тонн (рост в 1,5 раза), сливочного масла - 946 тонн (рост в 1,9 раза), сухого молока - 1,9 тысячи тонн (+7,8%), сгущенного молока - более 1 тысячи тонн (рост в два раза), подсолнечного масла - 204,8 тысячи тонн (+15,4%). Рост отправок овощных и фруктовых консервов составил 36,3% (погружено 10,7 тысячи тонн и 1,5 тысячи тонн соответственно)[2]. Нововведением компании стала возможность ускоренной доставки грузов. ОАО «РЖД» запустил проект по перевозке скоропортящихся грузов ускоренными контейнерными поездами. Российским производителям стала возможна транспортировка товаров между регионами практически со скоростью пассажирского поезда.

Еще одним примером положительных последствий пандемии для логистической деятельности стала логистическая система сети магазинов «Магнит». Как отмечает директор департамента транспортной логистики компании, деятельность логистики «Магнита» не изменилась, однако были сложности с вводом определенных ограничений на передвижение грузового транспорта в ряде регионов. Кроме того, необходимо было поменять внутренние процессы, которые были связанны с безопасностью сотрудников компании и посетителей магазинов, закупкой средств индивидуальной защиты, прохождением медицинских осмотров, обработкой автотранспорта перед выездом и др.

Объем перевозок продуктов питания вначале пандемии стал увеличиваться. Компания более чем на 20% увеличила доставку своего ассортимента в магазины «Магнит», а также

более чем на 30% увеличилась доставка продуктов первой необходимости, что позволило обеспечить необходимый уровень снабжения сети магазинов. Следствием такого роста перевозок стала ситуация с выходом на работу более 5000 грузовиков и рост количества наемного транспорта, который пришлось привлекать торговой сети. На данный момент положение сети магазинов «Магнит» стабильно и показатели показывают результаты, которые были запланированы до пандемии коронавирусной инфекции.

Период роста компании «Урал Логистика» выпал как раз на период пандемии. Объем выручки фирмы в 2020 году вырос в два раза, а финансовый результат в минувшем году превысил 600 миллионов рублей. Показатели прибыли и объем перевезенных грузов оказались выше, чем в 2019 году[3]. Пандемия способствовала положительному развитию компании, так арендованный парк пополнился новой техникой более чем на 4 000 единиц. Несмотря на трудности, во время пандемии компания поддержала несколько благотворительных проектов, в том числе совместных со Сбербанком. Был придуман способ, как поддержать людей в регионах: им передавали сертификаты на дистанционные приемы у квалифицированных врачей, которые консультировали россиян дистанционно.

Таким образом, можно сказать, что пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, несмотря на общие негативные последствия, привнесла и многие позитивные тенденции в работу большинства логистических предприятий. Самыми распространенными трендами в отрасли логистики стали[4]:

- уход с рынка слабых игроков (рынок логистических услуг покидают мелкие и некоторые средние игроки, есть вероятность банкротства компаний, слияний и поглощений);

- развитие совместной деятельности компаний в виде коллабораций, кооперации и объединение сервисов (логистические и сервисные компании занимаются разработкой уникального комплексного предложения для клиентов и, как следствие, усиливают совместные позиции, объединяя свои сервисы);

- внедрение IT-технологий в отрасль логистики (для улучшения своей деятельности компании занимались разработкой различных платформ с целью обмена тарифами и ставками);

- стремительное развитие бесконтактной курьерской доставки товаров;

- развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек (из-за уменьшения грузовых потоков из стран Азии и угрозы закрытия границ с Китаем отечественные производители начинают создавать собственный товар и заполнять им внутренний рынок).

Библиографические ссылки

1. Инфраструктура и пандемия: потери отрасли в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2021/infrastruktura_i_pandemiya_poteri_otrasli_v_20 20_infraone_research.pdf, (дата обращения: 15.03.2021).

2. РЖД отмечают рост перевозок продуктов в РФ [Электронный ресурс]. URL: https://milknews.ru/index/rzhd-perevozka-produktov.html, (дата обращения: 15.03.2021).

3. Как изменилась логистическая отрасль [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2021/02/08/vagon/, (дата обращения: 16.03.2021).

4. Киреева В.А. Логистические тренды 2020 - 2021 года: жизнь во время и после пандемии [Электронный ресурс] / В.А. Киреева, О.В. Пирогова, Е.И. Мясникова. -URL:https://seanews.ru/2020/05/29/ru-logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-zhizn-posle-pandemii/, (дата обращения: 16.03.2021).

© Матвеева М. М., Малашонок О. Р., Пугачева Д. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.