ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
А.А. Гавриленко, магистрант Д.П. Иванова, канд. экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-40-43
Аннотация. В статье рассматривается изменение рынка транспортно-логистических услуг под влиянием COVID-19, анализируется структура способов доставки грузов, тарифные ставки и трудности, с которыми сталкиваются перевозчики. Отражены основные факторы, влияющие на стоимость грузоперевозок. Рассмотрены основные тренды, позволяющие транспортно-логистическим компаниям быть конкурентоспособными.
Ключевые слова: логистика, COVID-19, транспортно-логистические услуги, грузоперевозки, автотранспорт, морские перевозки, воздушные перевозки, железнодорожные перевозки.
Кризис всегда оказывает негативное влияние на экономическое состояние как отдельного государства, так и в целом мирового пространства. На сегодняшний день мировые рынки испытывают проблемы в связи с распространением эпидемии СОУГО-19, борьба с вирусом идет с 2019 года, но даже на сегодняшний день нет четкого представления, когда произойдет полное восстановление экономик, в том числе и транспортно-логистической отрасли. Появление новых штаммов вируса говорит о том, что борьба закончится не скоро, организациям придется продолжать совершенствовать системы работы со своими потребителями и поставщиками для дальнейшего эффективного функционирования. Проблема заключается в том, что пандемия не имеет локального масштаба, она распространяется на весь мир, зона воздействия слишком обширна для быстрой реакции. Таким образом, цепочки поставок не способны мгновенно реагировать, что сказывается на экономическом спросе и возникающих убытках. Вводимые ограничения, локдауны приводят транспортно-логистическую сферу в кризисный режим.
Изменение тарифных ставок и объема грузоперевозок Коронавирус оказал влияние на мировую логистику, тем самым значительно изменил механизм работы цепочек поставок сырья и продукции. Фабрики и заводы
вынуждены останавливать свою деятельность из-за вспышек эпидемии, возникающих на производстве, это приводит в свою очередь к сбоям графиков выпуска продукции, экономическим потерям. Задержки в цепях поставок возникают также не только из-за остановки производств, но и из-за снижения оборачиваемости судов, их попадания на карантин, роста цен, влияния погодных условий и введения эмбарго.
В 2021 году отмечалась тенденция на восстановление мировой экономики, рос спрос на сырье и готовую продукцию, но из-за значительных задержек перевозок, связанных с возникающими проблемами, полностью восстановиться рынку транс-портно-логистических услуг не удалось. Март 2021 года отметился перекрытием Суэцкого канала из-за севшего на мель контейнеровоза, что привело к простаиванию в пробке 450 судов. В июле 2021 года в странах Азиатско-Тихоокеанского региона была выявлена новая вспышка вируса, что привело к остановке работы пяти портов Китая, это значительно повлияло на изменение цепочек поставок. Ситуация на логистическом рынке морских грузоперевозок также усугубилась из-за неравномерных загрузок судов, в США и Европу шли большие потоки грузов, но обратно контейнеры не возвращались из-за отсутствия закупок.
Шанхайский индекс экспортных контейнерных перевозок (SCFI) отражает морские перевозки и связанные с ними морские надбавки по отдельным судоход-
ным маршрутам на спотовом рынке [1]. На рисунке 1 изображена динамика изменения индекса.
Рис. 1. Динамика изменения Шанхайского индекса контейнерных перевозок [1]
В декабре 2021 года ставка достигла своего рекордного значения. С декабря 2020 года по декабрь 2021 года индекс вырос на 137%, что говорит о значительных трудностях и сбоях контейнерооборота из-за локдаунов, коронавирусных мер, природных условий.
Автотранспорт также испытывал трудности. Значительно выросли ставки для автоперевозок, некоторые тарифы из РФ в страны СНГ выросли до 50% [2]. Многие перевозчики не хотят обновлять автопарк, тем самым, возрастает спрос на ремонт, запчасти и обслуживание машин. Введение новых карантинных мер приводит к возникновению очереди на границах и задержках сроков перевозки. Кроме того, некоторые регионы закрыты для прохождения коммерческого транспорта.
Индекс ATI.SU отражает изменение ставок на грузоперевозки по 100 самым популярным направлениям в России [2]. В среднем ставки на перевозки по России выросли за год на 27%. Ожидается, что только к 2025 году удастся снизить ставки на перевозки автомобильным транспортом путем внедрения телематики, отслеживания состояния машин.
Авиаперевозки стали одной из тех сфер деятельности, которым пандемия нанесла колоссальный ущерб. Пассажиропоток значительно снизился и авиакомпании, перевозившие ранее пассажиров, переориентировались на работу по доставке грузов. В сентябре 2021 года объем авиаперевозок грузов в мире вырос на 9,1% по сравнению
с сентябрем 2019 года. Несмотря на рост перевозимых тонно-километров, объем грузовых тонно-километров остается на низком уровне, значительно ниже показателей до пандемии. Это говорит о том, что всё еще существует разрыв между мощностями.
На рынке железнодорожных перевозок растет объем перевозимых грузов, в 2021 году ОАО «РЖД» перевезло грузов на 3,4% больше по сравнению с предыдущим периодом [3]. Объем международных перевозок вырос на 5,4%. Из-за задержек перевозок морским и автомобильным транспортом значительное количество грузов стали доставлять железнодорожным транспортом. Помимо сроков доставки железнодорожные перевозки имеют преимущество в тарифных ставках, они увеличились примерно на 2%. Несмотря на экономический спад ОАО «РЖД» ввело скидки на транспортировку угля и социально-значимых товаров.
На рисунке 2 представлена структура перевозок грузов по видам транспорта с 2000-2020 гг. в РФ в процентах на основе данных Федеральной службы государственной статистики [4]. На основании данных, представленных на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в грузовых перевозках с 2000 по 2020 гг. составлял автомобильный транспорт, но в 2020 году его доля сократилась по сравнению с 2019 годом на 0,1%, увеличилась доля водного и железнодорожного транспорта.
Трубопроводный Водный транспорт Воздушный I Железнодорожный
Рис. 2. Структура перевозок грузов по видам транспорта в Российской Федерации
(2000-2020 гг., %) [4]
Тренды на рынке логистических услуг
Из-за сложившихся трудностей логистические компании нуждаются в постоянной оптимизации и изменении своей работы, без введения инноваций им не выжить в такой тяжелый для всего мира период. Быстрое изменение принципов работы и перестройка под существующие условия позволят транспортно-
логистическим компаниям остаться на рынке.
Основные тренды транспортно-логистической отрасли, появившиеся под влиянием пандемии [5]:
1. В мире растет популярность прямых продаж. Компании переходят на собственную доставку и заводят личный автопарк. Но не все могут себе это позволить, небольшой организации достаточно трудно организовать и поддерживать данную систему. Транспортные компании могут использовать данные нововведения и заключать договоры на перевозки с компаниями.
2. Использование умной техники. Высокая скорость доставки и полное отслеживание груза уже не кажутся нам фантастическими вещами. Интернет вещей позволяет осуществлять контроль за движе-
нием грузов без участия человека. Внедрение такой технологии делает компании более конкурентоспособными. Но на сегодняшний день это слишком дорого. АО «РЖД Логистика» развивает парк специализированного оборудования для скоропортящихся грузов. По словам генерального директора компании Дмитрия Мурева, покупка пятисот единиц автономных рефрижераторных контейнеров обойдется компании в 2 млрд. руб. Внедрение такого парка позволит повысить мобильность контейнеров и использовать их при экспорте в Китай через сухопутные по-гранпереходы [6].
3. Объединение транспортных компаний для взаимного использования услуг друг друга. Это позволит компаниям дифференцировать свою деятельность и более эффективно выстраивать логистические бизнес-процессы за счет:
- уменьшения партии грузов, увеличения количества сборных грузов;
- развития мобильных приложений транспортных компаний. Быстрый доступ в личный кабинет для отправки груза и его отслеживания позволят компаниям быть более востребованными на рынке. В существующих реалиях, чем быстрее и
качественнее происходит процесс оказания транспортно-логистических услуг, тем больше лояльность заказчика. Заключение В настоящее время транспортно-
ны» не позволяют компаниям расслабляться. В такой ситуации транспортно-логистические компании должны работать над качеством оказываемых услуг. Применение современных информационно-
логистическая отрасль испытывает эконо- технологических продуктов позволит ком-мические сложности. Выявление новых паниям повысить удобство пользования их штаммов коронавируса, введение ограни- услугами и диверсифицирует риски. чений и международные «торговые вой-
Библиографический список
1. Container news - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://container-news.com/scfi/ (дата обращения: 11.01.2022).
2. Индекс ATI.SU - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://ati.su/landings/index/ (дата обращения: 10.01.2022).
3. ОАО «РЖД» ФНС - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=269758 (дата обращения: 13.01.2022).
4. Федеральная служба государственной статистики - Официальный Интернет-сайт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения: 10.01.2022).
5. Что ждет цепочки поставок в 2021 году: тренды и решения // generixgroup.com -25.12.2021. - М.: Сетевое издание Generix Group, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.generixgroup.com/ru/blog/chto-zhdet-cepochki-postavok-v-2021-godu-trendy-i-resheniya (Дата обращения: 13.01.2022).
6. Глава «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев о новой стратегии // kommersant.ru. -09.11.2021. - М.: Интернет-газета «Коммерсантъ», 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5064060 (Дата обращения: 14.01.2022).
7. Проблемы в глобальных цепочках поставок могут сохраниться и в 2022 г. // interfax.ru - 26.08.2021. - М.: Сетевое издание «Интерфакс», 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/786729 (Дата обращения: 13.01.2022).
8. ТАСС ФНС - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://tass.ru/ekonomika/12802337 (дата обращения: 12.01.2022).
9. Цветные фантики по твердому курсу // kommersant.ru. - 08.11.2021. - М.: Интернет-газета «Коммерсантъ», 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5061428 (Дата обращения: 14.01.2022).
THE IMPACT OF COVID-19 ON THE MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES
A.A. Gavrilenko, Graduate Student
D.P. Ivanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article examines the change in the market of transport and logistics services under the influence of COVID-19, analyzes the structure of cargo delivery methods, tariff rates and difficulties faced by carriers. The main factors affecting the cost of cargo transportation are reflected. The main trends allowing transport and logistics companies to be competitive are considered.
Keywords: logistics, COVID-19, transport and logistics services, cargo transportation, motor transport, sea transportation, air transportation, rail transportation.