Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПАНДЕМИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакаева М.И.

Данная статья посвящена анализу состояния международного рынка логистических услуг в условиях пандемии. Подробно рассмотрены тренды в области логистики 2020-2021 годов, изменения в области доставки и перевозок, проанализированы особенности логистики в ряде стран, приведены примеры использования технологических новшеств в различных компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL LOGISTICS SERVICES MARKET IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

This article is devoted to the problem of logistics in a pandemic. The trends in the field of logistics in 2020-2021, changes in the field of delivery and transportation are considered in detail, the peculiarities of logistics in a number of countries are analyzed, examples of the use of technological innovations in various companies are given.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Абакаева М.И.

АБАКАЕВА Малика Ибрагимовна - студент ФГБОУ «Астраханский государственный университет», Астрахань, Российская Федерация. E-mail: mali1908@mail.ru.

Аннотация. Данная статья посвящена анализу состояния международного рынка логистических услуг в условиях пандемии. Подробно рассмотрены тренды в области логистики 2020-2021 годов, изменения в области доставки и перевозок, проанализированы особенности логистики в ряде стран, приведены примеры использования технологических новшеств в различных компаниях.

Ключевые слова: логистика, пандемия, логистические тренды.

Для цитирования: Абакаева М.И. Новые тенденции развития международного рынка логистических услуг в условиях пандемии // Экономические системы. 2021. Том 14. № 4 (55). С. 219-225. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-219-225.

Введение

Во время пандемии коронавируса портрет логистического рынка сильно изменился: жизнь многих людей резко преобразилась, а общепринятые связи между производителями и потребителями существенно изменились. В связи с закрытием границ между странами (локдауном) и введением режима самоизоляции во многих странах, в том числе и развитых, значительно сократились производственные мощности. Также уменьшилась потребительская активность из-за закрытия торговых точек и пунктов выдачи заказов, сократилось количество работников в портах и на таможенных складах, что привело к увеличению сроков обработки грузов. Распространение вируса нанесло огромный удар по мировой логистике и налаживаемым годами цепям поставок.

Основная часть

Рынок логистических услуг, как и любой другой рынок, покинули мелкие игроки, не успевшие приспособиться к новым условиям рынка и внедрить в свою деятельность новые технологии, способные удовлетворить потребности потребителей и приумножить доходы самих производителей. Это привело к новым тенденциям логистической отрасли.

Во-первых, повысились цены на перевозки. Весной 2020 г. грузопоток значительно упал, возникла неопределенность: не знали, чего ждать от курсов валют и политических событий. Это привело к увеличению ставок фрахта как при морских, так и при железнодорожных перевозках. В результате перевозчики старались компенсировать свои затраты за счет существенного роста цен.

Начало пандемии также ознаменовалось так называемым контейнерным кризисом (рис. 1) [8. С. 1]. Китай, как известно, раньше всех восстановил производственные мощности после локдауна. В итоге при отправке грузов в Европу или Америку обратно в Китай направлять было нечего. В портах Соединенных Штатов и Евросоюза скопилось огромное количество пустых контейнеров, в то время как в Китае ощущался их дефицит.

С конца 2020 г ситуация с объемом грузоперевозок начала улучшаться, и перевозчики смогли выйти из кризиса без потерь. А в первом квартале 2021 г и вовсе наблюдался существенный рост выручки в сегменте морских и портовых услуг.

9800 9600 9400 9200 9000 8800 8600 8400 8200 8000

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

2019 год 2020 год

Рис. 1. Количество заходов контейнеровозов в мировые порты за месяц

Во-вторых, все больше развиваются коллаборации и объединяются сервисы. Логистические и сервисные компании начинают сотрудничать, разрабатывая новые комплексные предложения для клиентов и, как следствие, усиливают совместные позиции с помощью объединения сервисов и услуг Это справедливо для совместного использования емкости траков, железнодорожных вагонов и самолетов. Конечно, конкурирующим компаниям сложно договориться по данным вопросам, но это вполне может быть выигрышной стратегией для обеих сторон, так как позволяет снизить стоимость и магистрали, и последней мили. На различных маркетплейсах, к примеру, объединять можно и заказы разных отправителей, чтобы заказчик смог получить их одновременно. Также можно упомянуть взаимодействие Nestle и PepsiCo, которое заключается в совместном использовании активов - складов и транспорта. Происходит доставка грузов одним и тем же клиентам в одни и те же магазины, соответственно расходы разделяются.

В-третьих, внутренний рынок грузоперевозок начал развиваться. Совсем недавно большая часть грузоперевозок была направлена на иностранные рынки.

Пандемия же дала мощный толчок для развития производств внутри страны. Российские компании стали производить товары, которые когда-то закупались за рубежом. Повлияли на это значительное уменьшение грузовых потоков из Азии, а также угроза появления новой волны коронавируса. Частью этой тенденции стало повышение спроса на доставку грузов в российскую глубинку, в том числе в труднодоступные районы. Дело в том, что произошла локализация производств, когда международные корпорации стали переносить сборочные производства в регионы сбыта.

В-четвертых, автомобильный транспорт стал заменяться на железнодорожный. По всему миру наблюдается рост спроса на доставку грузов по суше. В пандемию резко возросло количество пробок на границах России и Китая, России и Казахстана. Также на автомобильные перевозки повлияли карантинные меры в разных странах. Например, замена водителя и строгие проверки снижают скорость доставки груза. Отмена ряда пассажирских поездов позволила изменить расписание для прохождения грузовых составов. В результате этого логистические компании все больше отдают предпочтение железнодорожным перевозкам.

В-пятых, начал развиваться аутсорсинг. Активное развитие логистического аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что компаниям трудно и крайне невыгодно самостоятельно своевременно внедрять технологические новшества, не имея большого штата квалифицированных логистов. Многим компаниям, как правило, выгоднее привлекать логистического провайдера со своим штатом высококвалифицированных логистов и дорогостоящей транспортно-складской инфраструктурой. Например, совсем недавно один из крупнейших интернет-магазинов Ozon отказался от штатных курьеров и прибегнул к аутсорсингу.

В-шестых, произошло сокращение числа запросов на большие партии грузов. Все чаще компании получают заказы на доставку небольших партий и сборных грузов. Малогабаритными товарами заполняют транспорт как в игре «тетрис». Производители сегодня стараются экономить ресурсы, максимально эффективно использовать каждый фрахт. Существенные ограничения на авиаперевозки «перебросят» часть спроса со стороны грузовладельцев на перевозку сборных грузов.

В-седьмых, стали внедряться более экологичные решения. Термин «зеленая логистика» становится все более популярным среди перевозчиков, так как в современных реалиях бизнесу важно создавать позитивный имидж, который привлекает клиентов. Безусловно, в последние годы все больше компаний уделяют внимание проблемам экологии. Бережное отношение к природе позволяет брендам завоевать лояльность потребителей. Компании теперь стараются минимизировать вредные выбросы и отходы транспорта. Этого можно достигнуть, оптимизировав маршруты и используя автомобили высокого экологического класса.

В-восьмых, произошла цифровизация и виртуализация перевозок. На сегодняшний день в организации всех видов перевозок все больше задействуют-ся цифровые технологии. Мы можем наблюдать автономные суда без людей на борту, бесконтактную доставку посылок дронами и прочие новшества. В России

беспилотным автомобилям на дорогах общего пользования можно находиться только в тестовом режиме и только со специальным разрешением и водителем для подстраховки. Разрешение на эксперименты с автономными авто есть лишь у «Яндекса», МАДИ, «Камаза» и Starline.

На фоне цифровизации происходит калибровка управленческих функций, сокращается объем работы человека, появляется все больше прозрачности и удобства для клиента. Это позволяет экономить существенное количество финансовых средств.

Также наблюдается рост спроса на заказ перевозок с мобильного устройства. Так, клиент получает возможность заказать перевозку на цифровой логистической платформе, используя мобильное приложение. Таким образом, выигрывать будут те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный для здоровья способ доставки товаров, ведь, как показала практика, покупатели готовы переплачивать 5-10% от стоимости за товары с быстрой доставкой (1-3 дня), чтобы иметь возможность избежать посещения людных мест

Для увеличения гибкости цепей поставок стали применять электронные мар-кетплейсы не только товаров, но и логистических услуг. Так, к примеру, мар-кетплейс Flexe работает по принципу компаний Uber или Airbnb, предоставляя складские мощности совершенно в разных городах на условиях краткосрочных договоров, что весьма удобно при необходимости быстрого реагирования на различные явления.

Представители маркетплейса Ozon заявили, что продажи товаров для творчества на их площадке выросли на 164%, фитнеса - на 166%, ремонта - на 76%, а машинок для стрижки волос - на 317% по сравнению с предыдущим годом [5. С. 1].

Крупнейшая российская компания-ретейлер X5 Retail Group сообщила о росте продаж через интернет в пик пандемии. В апреле 2020 г. ее продажи выросли в 4,7 раза, что составило более 23 000 заказов в день. Сервис по доставке еды из ресторанов Delivery Club отчитался, что в мае 2020 г. выполнил свыше 5,5 млн заказов, что в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года [7. С. 1]. А прирост пользователей крупнейших в России сервисов «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» с марта 2020 г. составил 121%. Все это еще раз подтверждает, что все больше пользователей перешли в режим онлайн.

В-девятых, появились новые сервисы доставки, произошел рост спроса на курьерскую доставку. Выросло количество предприятий, занимающихся курьерской доставкой [5. С. 1]. Динамика такой курьерской доставки (октябрь 2019 г. -октябрь 2020 г.) представлена на рис. 2. Пандемия сильно изменила отношение людей к профессии курьера. Если до режима самоизоляции доставка воспринималась как нечто дополнительное и не очень нужное, что может сделать жизнь немного удобнее, то в пандемию доставка продуктов, еды и многого другого стала фактически жизненно необходимой. Даже в официальных рекомендациях врачей по профилактике коронавируса доставка являлась одним из способов сократить количество социальных контактов.

Во время пандемии «Сбермаркет» и «Яндекс» практически одновременно объявили о создании новых сервисов, предлагающих аналогичные услуги: банковские такси, доставку еды, подписку на музыку или фильмы. Онлайн-продажи запустили также «Лента», «Ашан», «Магнит», «Пятёрочка» и др. Все они предлагали доставку тех или иных продуктов с помощью курьеров, которые могли оставить продукты у двери через 15-20 мин после совершения заказа.

В апреле 2020 г розничная сеть «Эльдорадо» запустила быструю бесконтактную доставку малогабаритной техники с помощью «Яндекс.Такси» в 220 городах России.

С начала пандемии покупатели Огоп вместо пунктов выдачи, постаматов и почтовых отделений предпочли курьерскую доставку. Так, с апреля 2020 г. доля курьерской доставки выросла вдвое и сравнялась с долей пунктов выдачи, а в Москве и вовсе достигла 80%.

6500 6400 6300 6200 6100 6000 5900 5800 5700 5600 5500

Рис. 2. Рост числа предприятий, занимающихся курьерской доставкой

Рассмотрим логистику отдельных стран. Китай считается одной из первых стран, сумевших преодолеть пик пандемии. Около 90% китайских производств уже восстановлено, несмотря на то что под удар попали все виды грузоперевозок.

Логистика мирового гиганта в условиях пандемии представлена преимущественно железнодорожным транспортом, обеспечивающим большую часть экспорта страны. В связи с нарушением мультимодальных перевозок логистическим компаниям Китая пришлось экстренно заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Железные дороги многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме, что помогло заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям вернуться в прежний рабочий ритм.

6385 6390

Окт. 19 Нояб. 19 Дек. 19 Янв. 20 Фев. 20 Мар. 20 Апр. 20 Май 20 Июн. 20 Июл. 20 Авг. 20 Сен. 20 Окт. 20

А таможенные службы поспособствовали сокращению времени оформления важных грузов, открыв так называемые зеленые коридоры.

Европейские же страны не смогли восстановиться в полной мере после введения жестких ограничений так, как Китай. Объем их грузоперевозок составляет примерно 60% от объема предыдущего года. Основной логистической тенденцией в Евросоюзе считается снижение объема внешних и внутренних перевозок, несмотря на отмену ограничений, запрещающих движение грузового транспорта в выходные дни.

Ввиду небольших расстояний между странами Европы одним из самых востребованных видов транспорта является автомобильный, стоимость которого держится на прежнем уровне либо снижается.

В России убытки транспортного сектора на конец 2020 г. превысили 600 млрд руб. Поскольку основные потоки из Китая и Евросоюза были сокращены, железнодорожные операторы, автотранспортные компании и авиаперевозчики оказались в крайне невыгодном положении.

Однако некоторые российские индустрии остались в плюсе. Так, в ОАО «РЖД» наблюдается рост контейнерных перевозок на 15%. В исследовании Pony Express отмечается почти 30%-ный рост рынка складской логистики в связи с увеличением спроса со стороны интернет-магазинов. Кроме этого, многие крупные компании обзаводятся собственными службами доставки. Например, «Сбермар-кет», «Яндекс.Доставка» и Delivery Club [6. С. 1].

Заключение

Пандемия коронавируса внесла огромные коррективы в рынок логистических услуг, привнесла много новшеств, способствующих ускорению некоторых логистических процессов, убрала с рынка слабых игроков и закрепила позиции сильных.

Источники

1. БережновГ.В., ДергуновВ.В. Стратегия позитивного и креативного развития предприятия : учебник для магистров. 3-е изд., доп. Москва : ИТК «Дашков и К°», 2019. 716 с.

2. МерфиПол Р., ВудД.Ф. Современная логистика. 8-е изд. Москва : Вильямс, 2016. 720 с.

3. Шинкевич А.И. Тенденции развития логистики и управления цепями поставок. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785788221205.html (дата обращения: 25.09.2021).

4. Диванная революция: как самоизоляция вывела службы доставки на сверхскорости // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 17.09.2021).

5. Как изменился рынок курьерской доставки за год // Группа компаний «СКБ Контур». URL: https://kontur.ru (дата обращения: 05.10.2021).

6. Противовирусная логистика: ИТ-сервисы, востребованные в грузоперевозках // Деловое информационное пространство РБК. URL: https://plus.rbc.ru (дата обращения: 11.10.2021).

7. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки // Портал для ретейлеров и поставщиков. URL: https://www.retail.ru (дата обращения: 08.06.2021).

8. Maersk заявила о росте прибыли в III квартале и годового прогноза // Таможенно-логистический портал «Виртуальная таможня». URL: http://vch.ru (дата обращения: 15.10.2021).

NEW TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL LOGISTICS SERVICES MARKET IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Abakaeva M.I.

ABAKAEVA Malika Ibragimovna - student of Astrakhan State University, Astrakhan, Russia. E-mail: mali1908@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the problem of logistics in a pandemic. The trends in the field of logistics in 2020-2021, changes in the field of delivery and transportation are considered in detail, the peculiarities of logistics in a number of countries are analyzed, examples of the use of technological innovations in various companies are given.

Keywords: logistics, pandemic, logistics trends.

For citation: Abakaeva M.I. New trends in the development of the international logistics services market in the context of a pandemic. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 4 (55). P. 219-225. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-219-225.

References

1. Berezhnov G.V., Dergunov V.V. Strategy of positive and creative development of the enterprise : textbook for masters. 3rd ed., add. Moscow : РТС «Dashkov and Co.», 2019. 716 p.

2. Murphy, Paul R., Wood D.F. Modern logistics. 8th ed. Moscow : Williams, 2016. 720 p.

3. Shinkevich A.I. Trends in the development of logistics and supply chain management. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785788221205.html (date of issue: 25.09.2021).

4. Sofa revolution: how self-isolation brought delivery services to super-speed. Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru (accessed: 17.09.2021).

5. How the courier delivery market has changed over the year. SKB Kontur Group of Companies. URL: https://kontur.ru (accessed: 05.10.2021).

6. Antiviral logistics: IT services in demand in cargo transportation. RBC business information space. URL: https://plus.rbc.ru (accessed: 11.10.2021).

7. Logistics trends of 2020-2021: the impact of the COVID-19 pandemic on transportation. Portal for retailers and suppliers. URL: https://www.retail.ru (accessed: 08.06.2021).

8. Maersk announced an increase in profit in the third quarter and annual forecast. Customs and logistics portal «Virtual Customs». URL: http://vch.ru (accessed: 15.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.