ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
В.И. Прусова, канд. экон. наук, доцент А.О. Тимофеева, студент А.С. Булыкина, студент
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11113
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы логистических компаний в условиях нестабильной экономики в период пандемии и решения этих проблем. Рассмотрены изменения, происходящие в цепях поставок в связи с закрытием границ и с банкротством логистических компаний, проведен анализ состояния рынка логистических услуг. В статье приведена статистика доли потерь в годовой выручке всех видов транспорта России за 2020 г. Рассмотрены проблемы российской экономики, а также тренды, которые окажут большое влияние на логистические услуги в условиях нестабильной экономики.
Ключевые слова: логистическая деятельность, цепи поставок, логистический рынок, логистические операторы, кризис, пандемия, тренд.
При любых кризисах сразу вспыхивают споры о том, кто виноват и что делать. Сегодня, в условиях текущей рыночной ситуации, этот вопрос очень актуален.
На фоне нестабильной экономики в стране снижаются темпы развития крупных международных FMCG-корпораций, которые в последние годы показывали стабильный рост своей доли и оборота на этом рынке. Сложные экономическая и политическая ситуации значительно замедляют активное проникновение корпораций и крупных компаний с известными брендами в нашу страну. Корпорации незамедлительно столкнулись с резким падением продаж, которые связанны с экономической рецессией и нестабильным положением на финансовых рынках. В связи с этим крупнейшие FMCG-корпорации, ведущие свою деятельность в России, стремятся как можно быстрее приспособиться к экономическим изменениям в нашей стране, например, за счет повышения показателей эффективности своей логистической организации. Одной из стратегий таких логистических изменений можно назвать планирование по развитию дистрибьютерских центров на территории России, для того, чтобы повысить логи-
стический сервис, увеличение объемов поставок и оптимизацию работы в стране и за ее пределами.
Пандемия СОУГО-19 изменила не только жизнь людей, которая не станет прежней, но и обстановку на местных и мировых рынках. Нынешняя нестабильная экономика привела к глобальному изменению рынка. COVID-19 нанёс большой удар по рынку логистики и построению цепочек поставок, а так же разрывает связи с поставщиками и заставляет их продумывать новые способы антивирусной доставки товара покупателям. Во многих странах уменьшилось производство из-за сокращения количества перелётов или вовсе закрытия границ между странами и введение самоизоляции. Для некоторых компаний это открытие чего-то нового, а для других - появился повод выйти из игры. Современная экономическая ситуация вынуждает различные транснациональные корпорации пересмотреть свою деятельность.
Пандемия коронавируса перевернула привычные связи между производителями и потребителями, а также внесла серьезные изменения в сам бизнес логистических компаний.
Российские логистические компании в период эпидемии столкнулись с рядом проблем, например, падение потребления услуг 3PL операторов. 3PL операторы -это компания, способная выполнять все вопросы в логистике для своих клиентов. Практически во всех направлениях появились трудности: транспорт, складская логистика, таможенные услуги: это произошло, в частности, из-за падания продаж в супермаркетах.
Вторая проблема, с которой столкнулись компании - это кризис в складской логистике. Он очень негативно отразился на всех операторах, которые не имели в собственности складских помещений, потому что арендные ставки выросли, а прибыль снизилась. Во время кризиса должны находить общее согласие по основным вопросам между логистическими компаниями и арендатором помещений. Чтобы сохранить имеющего арендатора склада, нужно прислушиваться к его мнению и реагировать на ситуацию на рынке. Нестабильная экономика в логистической отрасли выражается в перераспределении финансовых потов и ресурсов. Для компаний этот процессы отличается повышенной конкуренцией.
Третья проблема - это кризис на рынках экспресс-доставки, потому что этот сегмент рынка имеет огромную конкуренцию. Рост продаж в интернет-магазинах не оправдал ожидания, из-за этого упал спрос на курьерские услуги. В такой ситуации компания пытается сохранить существующую клиентскую базу или пытается ее увеличить, но не у всех это получается [4].
По мнению авторов в настоящий момент логистические компании нашей страны переживают далеко не лучшие времена. Проведя анализ, выясняется, что только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышали 230 млрд. руб., а самая большая часть приходится на авиационные перевозки. Складские площади простаивают из-за снижения объемов грузооборота. В непростой ситуации оказались железнодорожные операторы, и автотранспортные компании. В то же время, есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что важным фактором является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт. Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Железнодорожные транспортные операторы никак не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи, с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства - его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.
О состоянии доходности работы всех видов транспорта, можно судить по данным доли потерь в годовой выручке 2020 года в России [1].
Авиакомпании Аэропорты Метрополитен Гродской наземный транспорт Платные автодороги Каршеринг Такси Железные дороги Морские порты
s
7,5
а
L1,5 3,7
l
Доля потерь в годовой..
lo
Рис. 1. Доля потерь в годовой выручке 2020 года в России, %
o
2
4
6
s
Логистические компания перенаправляют свою деятельность, пытаясь избежать банкротства в период пандемии и остаться в игре.
У огромного количества стран сейчас трудное время в экономике из-за уменьшения товарооборотов между странами, потому что закрыты большинство границ. Даже те страны, у которых коронавирус обнаружился несколько месяцев назад, почувствовали экономические убытки. Например, Турция, в которой был выявлен всего один случай заболевших, её логистический рынок начал страдать задолго до этого. Потому что Китай для Турции это страна, которая поставляет сырье, из которого производят полуфабрикаты для Европы.
Самые первые компании, которые столкнулись с кризисом это те компании, которые работали над экспортными и импортными поставками с Китаем. Экспорт одной логистической компании состоял из 38% авиаперевозок из Китая, а импорт из 40% [5].
В то же время большинство авиакомпаний отменили или сократили количество пассажирских и грузовых рейсов в Китай, что привело к сокращению объема авиаперевозок грузов.
Всемирная торговая организация ожидает, что в этом году мировая торговля сократится на 13-32%. Это означает, что факторы неопределенности и нестабильности для внешней торговли Китая усиливаются, а ситуация с импортом и экспортом во второй половине года все еще остается загадкой.
Коронавирус оказал негативное влияние на рынок морских грузоперевозок. Корабли, курсирующие в Азию, приостановили множество популярных в логистическом отношении рейсов. Все компании вынуждены отменять бронь на более поздние даты.
Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию. Поэтому создаются новые схемы поставок и в срочном порядке ищутся новые партнеры.
В данных обстоятельствах логистические компании по всему миру бессильны. Единственный выход-наблюдение за обстановкой, сохранение своего бизнеса за счёт альтернативных методов работы и в спокойном ожидании окончания пандемии.
В условиях экономической нестабильности, вызванной СОУГО-19, назрела острая необходимость полного выхода России из затянувшейся рецессии.
Одним из подходов является построение эффективной транспортно-логистической системы, отвечающей мировым стандартам.
Решение этой задачи позволит ускорить интеграцию, выстроить партнерские отношения между европейскими странами, укрепить уже сложившиеся отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также создать условия для выхода российской экономики из кризиса.
Транспорт обладает огромными стратегическими ресурсами для выполнения основных функций и не только по внутренней линии. Таким образом, использование достижений логистики на транспорте является ключевым фактором повышения эффективности российских транспортных комплексов и их интеграции в мировые транспортные системы [3].
Авторы согласны, что проблемы, с которыми сталкивается российская экономика, оказывают не малое влияние и на рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ), в числе которых [2]:
- нестабильность курса рубля по отношению к евро и доллару. Так, среднегодовая стоимость доллара в 2020 году составила 77,54 руб., тогда как в 2017 году, данный показатель составлял 58,35 руб.;
- падение цен на нефть до отметки ниже 41,17$ за баррель;
- продление санкций, введённых странами ЕС и США и др., против России;
- снижение грузопотока в мировом и локальном масштабах;
- реализация политики импортозаме-щения;
- приостановка деятельности и банкротство ряда крупных компаний;
- приостановление различных путей перевозки;
- в период с апреля по июнь 2020 года потери национальной экономики составили 18%, а доходы населения «просели» на 17%.
Быстрая адаптация к меняющимся условиям поможет оперативно «прийти в себя» после кризиса логистическим компаниям. Очевидно, что даже в посткризисный период будут сохраняться следующие тренды, оказывающие влияние на отрасль логистики во всем мире.
Тренд 1. Демпинг на логистическом рынке
Усиление борьбы за клиента влечет возникновение ценового демпинга на рынке грузоперевозок, так как количество грузов уменьшается, а транспорт простаивает. Многие компании не выдержат длительного демпингования.
Тренд 2. Уход с рынка слабых игроков. Кризис COVГО-19 - «идеальный шторм»
В ближайшее время рынок логистических услуг будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние игроки. Здесь, как в теории Дарвина, выживет сильнейший. Тот, кто успел накопить денег за последние два «тучных» года и не обременил себя значительными обязательствами, сейчас обязательно рассмотрит на возможность что-то купить, нарастить парк и долю рынка. Произойдет череда банкротств, слияний и поглощений.
Тренд 3. Отказ от закупок. Увеличение спроса на услуги ремонта и технического обслуживания автопарков
Отказ от обновления автопарка в связи с ростом курса валют и пандемией наблюдается в 90% логистических компаний. Это означает, что парк автомобилей будет устаревать, будут востребованы услуги, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием автопарков.
Тренд 4. Внедрение новейших 1Т-технологий
Об оптимизации и диджитализации говорили давно, но только мало кто решался на реальные и коренные изменения подхода. Многие компании в период пандемии СОУГО-19 решились перевести всю работу на «новые рельсы». В логистике началась
1Т-революция. Стоит отметить использование 1Т-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками.
Тренд 5. Развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек
Ещё недавно большинство перевозок было направлено на экспорт или импорт товаров, пренебрегая внутренними рынками. Кризис дал мощный толчок для развития внутреннего продукта, развития производств внутри страны. Значительное уменьшение грузовых потоков из других стран Азии и угроза закрытия границ с Китаем при возникновении следующей волны пандемии приводят к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов, которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться произвести в своей стране. Например, топ-5 товаров, которые поставляются в Россию из Китая - смартфоны, чеснок, спортивное профессиональное оборудование, химические удобрения, одежда и обувь - есть возможность производить внутри РФ. Сейчас хочется верить, что для России это шанс замкнуть логистическую цепь на себе. Будет наблюдаться рост внутреннего производства в связи с закрытием границ и, как следствие, развитие внутренней логистики, выход на новый уровень качества.
Тренд 6. Бесконтактная курьерская доставка
Бесконтактная доставка - забота о здоровье отправителей и получателей. Выигрывать будут те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный с точки зрения здоровья способ доставки товаров. Конечному потребителю предлагается широчайший ассортимент товаров с бесконтактной доставкой на дом. Покупатели готовы переплачивать 5-10% от стоимости за товары с быстрой доставкой (1-3 дня) и иметь возможность избежать вынужденного посещения людных мест.
Нестабильная ситуация в экономике ухудшила большинство проблем логистики и выявила недопоставки профессиональных логистических операторов. Главные участники логистического рынка обеспечивают логистику своему основному клиенту, при этом уменьшая затраты,
однако все изменения требуют умения ло- приятию помогает передача логистики на гистических провайдеров не только для аутсорсинг. Разумный подход к выбору того, чтобы определить как снизить из- логистического оператора, отказ от сомни-держки, но и обеспечить оформление, тельных схем помогут предприятиям вы-юридическое сопровождение, сертифика- жить в сложное для экономики страны цию логистическим операциям. Одним из время. способов снизить издержки и риски пред-
Библиографический список
1. Инфраструктура и пандемия. Сценарии потерь и восстановления отрасли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infraone.ru/sites/ default/files/analitika/2020/scenarii_poter_i_vostanovleniya_otrasli_infraone_research.pdf
2. Современные аспекты цифровой экономики в логистической работе / Прусова В.И., Вилочкова Е.С. // В сборнике: Актуальные тренды в экономике и финансах. Материалы межвузовской научно-практической конференции магистрантов. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. - 2019. - С. 222-226.
3. Использование современных интеллектуальных систем и их влияние на эффективность функционирования транспортных организаций / Прусова В.И., Безновская В.В. // В сборнике: РОССИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Ответственный редактор В.И. Герасимов. - 2019. - С. 457-462.
4. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/artides/logisticheskie-trendy-2020-2021 -goda- vliyanie-pandemii-covid- 19-na-perevozki/
5. Левшукова О.А., Матвеева А.С., Позоян Д.П. Возможные последствия пандемии COVID-19 на развитие экономики России // Естественно-гуманитарные исследования. -2020. - №29 (3). - С. 191-194.
PROBLEMS OF LOGISTICS COMPANIES IN AN UNSTABLE ECONOMY
V.I. Prusova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.O. Timofeeva, Student A.S. Bulykina, Student
State Technical University - MADI (STU-MADI) (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses the main problems of logistics companies in an unstable economy during the pandemic and solutions to these problems. Changes occurring in supply chains due to the closure of borders and the bankruptcy of logistics companies are considered, and the state of the logistics services market is analyzed. The article provides statistics on the share of losses in the annual revenue of all types of transport in Russia for 2020. The problems of the Russian economy are considered, as well as trends that will have a great impact on logistics services in an unstable economy.
Keywords: logistics activities, supply chains, logistics market, logistics operators, crisis, pandemic, trend.