Научная статья на тему 'Анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19'

Анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ / ЭПИДЕМИЯ COVID-19 / КОРОНАВИРУС / CHINA POST (ПОЧТА КИТАЯ) / SF EXPRESS И JINGDONG (JD.COM) / LOGISTICS / CHINA'S LOGISTICS SYSTEM / COVID-19 EPIDEMIC / CORONAVIRUS / CHINA POST / SF EXPRESS AND JINGDONG (JD.COM)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Дань

В статье выполнен анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19. Рассмотрена хронология событий распространения эпидемии COVID-19. Выявлены факторы, препятствующие нормальной деятельности логистических компаний Китая. Исследована деятельность компаний China Post, SF Express и Jingdong, которые смогли эффективно функционировать на рынке логистических услуг в условиях эпидемии. Выявлены направления дальнейшего развития рынка логистических услуг Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHINA'S LOGISTICS SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 EPIDEMIC

The article analyzes the logistics system of China in the context of the COVID-19 epidemic. The chronology of events in the spread of the COVID-19 epidemic is considered. Factors that hinder the normal operation of logistics companies in China have been identified. The activity of China Post, SF Express and Jingdong companies, which were able to function effectively in the market of logistics services in the conditions of the epidemic, was studied. The directions of further development of the logistics services market in China are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19»

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ COVID-19

Аннотация. В статье выполнен анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19. Рассмотрена хронология событий распространения эпидемии COVID-19. Выявлены факторы, препятствующие нормальной деятельности логистических компаний Китая. Исследована деятельность компаний China Post, SF Express и Jingdong, которые смогли эффективно функционировать на рынке логистических услуг в условиях эпидемии. Выявлены направления дальнейшего развития рынка логистических услуг Китая.

Ключевые слова. Логистика, логистическая система Китая, эпидемия COVID-19, коронавирус, China Post (Почта Китая), SF Express и Jingdong (JD.com).

Zhao Dan

ANALYSIS OF CHINA'S LOGISTICS SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 EPIDEMIC

Abstract. The article analyzes the logistics system of China in the context of the COVID-19 epidemic. The chronology of events in the spread of the COVID-19 epidemic is considered. Factors that hinder the normal operation of logistics companies in China have been identified. The activity of China Post, SF Express and Jingdong companies, which were able to function effectively in the market of logistics services in the conditions of the epidemic, was studied. The directions of further development of the logistics services market in China are revealed.

Keywords. logistics, China's logistics system, COVID-19 epidemic, coronavirus, China Post, SF Express and Jingdong (JD.com).

Введение

Город Ухань провинции Хубэй является важным транспортно-логистическим узлом в центральном Китае. Поэтому его изоляция создала сложности в эксплуатации логистической системы Китая, что способствовало выявлению ее слабых и сильных сторон. Борьба с эпидемией СОУГО-19 началась 23 января 2020 года, когда правительство Китайской народной республики объявило, что заблокирует дороги в окрестностях города Ухань. Этому предшествовали следующие события, представленные ниже в хронологическом порядке.

С декабря 2019 года в некоторых больницах города Ухань провинции Хубэй были обнаружены многочисленные случаи необъяснимой пневмонии. По состоянию на 31 декабря было выявлено 27 случаев, в том числе 7 тяжелых. В связи с этим, Национальная комиссия здравоохранения провинции Хубэй выпустила экстренное уведомление о необходимости предоставления статистических данных из различных медицинских учреждений. К 23 января 2020 года в общей сложности 29 провинций Китая сообщили о случаях пневмонии. В то же время, г. Ухань, где первоначально был обнаружен

ГРНТИ 06.39.41 © Чжао Дань, 2020

Чжао Дань - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 500-43-03. Е-mail: kevinzhaodan@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 20.03.2020.

вирус, объявил о приостановке работы пассажирского и грузового сообщения для всех видов транспорта: автобусов, метро, паромных перевозок, перевозок на дальние расстояния, аэропортов и железнодорожных станций. Министерство транспорта Китая выпустило экстренное уведомление, приостановив автомобильные и водные пассажирские перевозки в г. Ухань из других регионов страны.

Анализ факторов, повлиявших на функционирование логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19

30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения из-за эпидемии, вызванной коронавирусом нового типа. 19 февраля его официально назвали «COVID-19» (Corona Virus Disease 2019). Ниже представлены факторы, которые усложнили работу логистических компаний в условиях эпидемии COVID-19:

1. Активная миграция населения, вызванная тем, что в этот период в Китае отмечается Новый год по лунному календарю (в 2020 году он пришелся на 25 января). Этот праздник традиционно считается в Китае важным семейным торжеством, поэтому многие граждане возвращаются к своим семьям, в том числе и из-за границы, чтобы отметить его в кругу семьи. Многочисленные переезды способствовали распространению вируса, как на территории Китая, так и за его пределами.

2. Также из-за празднования Нового года по лунному календарю многие работники находились в отпусках, что негативно сказалось на работе логистических компаний, которые столкнулись с нехваткой рабочей силы.

3. Дефицит рабочей силы увеличился после того, как многие люди были вынуждены оставаться в изоляции, чтобы не допустить дальнейшее распространение вируса.

4. На фоне эпидемии были изолированы целые города и крупные транспортные узлы. Они полностью прекратили свою работу, и, тем самым, еще больше ослабили логистическую систему Китая.

5. В стране с самой высокой численностью населения на планете (по статистическим данным в 2017 году численность населения Китая составила 1,4 млрд человек) возник дефицит рабочей силы.

Таким образом, эпидемия выявила чрезмерную зависимость логистической системы Китая от дешевой рабочей силы. В настоящее время (по состоянию на 2018 год) в логистической системе Китая доля курьеров составляет более 50% (около 3 миллионов человек) [7]. Из-за большого количества работников в сфере логистики, уезжающих домой на период новогодних праздников, отсутствия свободного транспорта и персонала для доставки, логистические предприятия, кроме Почты Китая, SF Express и JD.com, оказались почти в парализованном состоянии. Многие компании не смогли возобновить свою работу до 10 февраля 2020 года.

Согласно исследованию Intelligence Research Group о работе курьерских служб в Китае [6], 46,85% курьерских работников работают по 8-10 часов в день, 33,69% работают по 10-12 часов в день, почти 20% сотрудников работают более 12 часов в день. Около 60% сотрудников отдыхают 2 дня или меньше в месяц. В то же время, ежемесячный доход 75,07% курьерских служащих составляет ниже 5 тыс. юаней. Относительно низкая заработная плата позволяет строить логистическую систему Китая на потреблении большого количества рабочей силы.

Имеющиеся статистические данные показывают, что число людей трудоспособного возраста в Китае снижается на протяжении пяти лет подряд, и, как следствие, число потенциальных сотрудников сокращается. Дефицит курьеров уже проявился в последние годы (даже без учета кризисной ситуации, связанной с эпидемией COVID-19) и станет более серьезным в долгосрочной перспективе в будущем. Динамика роста рабочей силы отрицательна, а нехватка работников в сфере доставки большая. При этом, в течение следующих трех лет средний ежедневный объем доставки по всей стране увеличится со 114 миллионов до 200 миллионов отправлений. Согласно текущему расчету эффективности распределения, нехватка курьеров в течение следующих трех лет составит около 1 миллиона человек. Это означает, что логистическая система Китая больше не может полагаться на большое количество дешевой рабочей силы и должна развиваться в других направлениях.

Опыт работы ведущих компаний Китая на рынке логистических услуг в условиях эпидемии COVID-19 В общей сложности на рынке логистических услуг Китая присутствует около 60 000 компаний, из которых более 100 зарегистрированы на бирже. Подавляющее большинство логистических компаний из-за нехватки рабочей силы и нарушения транспортного сообщения оказались парализованными. Продолжили функционировать только три компании: China Post (Почта Китая), SF Express и Jingdong

(JD.com). Рассмотрим, в этой связи, подробнее организацию логистической деятельности этих компаний во время эпидемии:

1. Почта Китая была реорганизована из бывшей China Post Group Corporation и в настоящий момент является полностью государственной компанией. Её основные виды деятельности: осуществление почтовых отправлений, экспресс-логистика, выполнение финансовых операций, электронная торговля и т.д. Помимо этого, она осуществляет диверсифицированные операции. Как государственная компания, Почта Китая работает во время празднования Нового года, поэтому в компании проблема дефицита рабочей силы отсутствует. Почта Китая стала абсолютным лидером на рынке логистических перевозок во время эпидемии.

Как государственное предприятие, Почта Китая обладает следующими конкурентными преимуществами: возможность приоритетного использования различных видов транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быстрое согласование права проезда; быстрое получение лицензий на использование спецтранспорта. Таким образом, преимущества Почты Китая основаны на государственном регулировании деятельности компании. Поскольку Китай относится к странам с высоким уровнем бюрократизации, то статус государственной компании является существенным конкурентным преимуществом.

Помимо перечисленных преимуществ, к достоинствам Почты Китая относятся: безопасность; конфиденциальность. Тем не менее, эпидемия выявила и недостатки в работе логистической системы Почты Китая, которые также связаны со статусом государственной компании, прежде всего это - низкая скорость доставки грузов. Иерархическая система ответственности государственного предприятия обуславливает то, что требования к логистике должны быть представлены и проверены шаг за шагом, что значительно удлиняет цикл логистики. В условиях эпидемии этот недостаток был усилен дополнительным контролем.

2. Компания SF Express является частной компанией и одним из лидеров логистической отрасли Китая. Так же, как Почта Китая, она работает в течение всего лишь года. Когда большинство частных логистических компаний перестали работать, компания SF Express продолжила свою деятельность, главным образом благодаря наличию системы воздушного транспорта, находящейся в собственности компании.

К конкурентным преимуществам компании SF Express относится приоритетное использование воздушного транспорта при организации доставки грузов. Это значительно сокращает цикл доставки товаров до конечного пользователя. В условиях эпидемии это преимущество было усилено. Использование воздушного транспорта сократило цикл перевозки грузов SF Express и обеспечило своевременную доставку.

Кроме авиатранспорта, компания SF Express одной из первых начала разработку и массовое использование беспилотных летательных аппаратов для доставки грузов. Рабочая нагрузка беспилотного летательного аппарата составляет 10 кг, дальность полета - 18 км. Использование беспилотных летательных аппаратов для доставки грузов эффективно устраняет влияние таких факторов, как дорожные ограничения и закрытие района, что сокращает время доставки. Кроме этого, доставка грузов с помощью дронов помогает избегать личного контакта между персоналом службы доставки и медицинским персоналом и, тем самым, избегать возможной перекрестной инфекции [1].

Тем не менее, компания SF Express столкнулась с проблемой распространения в китайских социальных сетях ложной информации о приостановке ее деятельности. Впоследствии эта информация была опровергнута, но этот факт продемонстрировал степень недоверия со стороны населения Китая к работе частных компаний.

3. Компания JD.com специализируется на электронной торговле на рынке B2C и является крупнейшей компанией Китая по объемам трансакций. Также, как и SF Express, компания JD.com является частной компанией. JD.com стала третьей компанией, которая приняла активное участие в организации доставки необходимых материальных средств во время вспышки эпидемии COVID-19. Система логистики компании JD.com хорошо проявила себя в условиях эпидемии, продемонстрировав возможности регулярной доставки грузов в разные районы страны.

Стоит отметить, что скорость, с которой JD.com обрабатывает и транспортирует свои собственные заказы в условиях эпидемии, не сильно снизилась по сравнению с обычными условиями. Это произошло благодаря наличию интеллектуальной складской сети, которую внедрила компания JD.com

в свою логистическую систему. Благодаря интеллектуальной складской сети, компания JD.com реализовала интеллектуальное регулирование, интеллектуальное микро-планирование и интеллектуальное макро-планирование процесса доставки грузов:

• интеллектуальное регулирование. Из-за распространения эпидемии, которая привела к частичному закрытию важных транспортных узлов Китая на фоне высокой традиционной загруженности транспорта из-за миграции населения во время празднования Китайского Нового года, первоначальная модель ежедневной транспортировки и распределения не могла работать нормально. Распределение и транспортировка крайне необходимого медицинского защитного снаряжения и товаров повседневного спроса сильно пострадали. Для того, чтобы максимально эффективно использовать ограниченные транспортные ресурсы в г. Ухань, логистическая система компании JD.com применяет интеллектуальное регулирование, которое заключается в том, чтобы: всесторонне корректировать информацию о суточных лимитах города; определять приоритеты в поставках материалов в основных точках города, таких как больницы и супермаркеты, чтобы разумно интегрировать заказы и доставку; сократить среднее время доставки заказа на 10% и, тем самым, повысить эффективность и своевременность доставки специальных материалов;

• интеллектуальное микро-планирование. Чтобы иметь возможность уделять приоритетное внимание потребностям регионов, охваченных эпидемией, а также учитывать потребности других регионов, логистическая система компании JD.com осуществляет комплексную оценку потребностей в складских заказах и существующих производственных мощностях с помощью интеллектуального микро-планирования. Такой подход позволяет перераспределять складские запасы между складами компании, чтобы избежать дефицита необходимых товаров и обеспечить повышенный спрос в отдельных регионах. Это позволяет выполнять доставку и распределение необходимых товаров без временных потерь;

• интеллектуальное макро-планирование. Эпидемия сильно повлияла на способность г. Ухань выполнять функции логистического центра, главным образом, на способность обслуживать транзитные грузы, а также грузы, доставляемые непосредственно в г. Ухань. Исходя из реальной ситуации, логистическая система компании JD.com использует интеллектуальное макро-планирование для повышения пропускной способности узких мест, снижения комплексных временных и финансовых затрат в коротком периоде за счет корректировки маршрутов транспортировки. Для этого составляются временные маршруты в режиме реального времени, чтобы грузы доставлялись в город с максимальной скоростью. Для транзитных грузов выбираются другие логистические узлы для перевалки, что не только обеспечивает профилактику и контроль распространения эпидемии, но также снижает нагрузку на логистический узел в г. Ухань, а также гарантирует, что грузы по-прежнему будут быстро доставляться клиентам.

Кроме этого, чтобы избежать распространения вируса, логистическая система компании JD.com сумела эффективно применить интеллектуальный распределительный робот для доставки грузов в г. Ухань. Сложность применения распределительного робота состояла в том, что ранее они выполняли исключительно внутреннюю доставку в колледжах и университетах. Но из-за значительного сокращения количества пешеходов и транспортных средств применение распределительного робота оказалось возможным и на улицах города. Насколько возможно использование интеллектуальных распределительных роботов JD в обычных дорожных условиях - еще предстоит выяснить.

Заключение

Таким образом, рассмотренные компании смогли продолжить эффективно функционировать в условиях эпидемии COVID-19. Хотя их конкурентные преимущества различны, все они имеют одну общую черту: на период новогодних праздников компании подготовили свои логистические системы и продолжали функционировать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспилотные летательные аппараты компании SF Express для доставки материалов в больницу Цзиньинтань в Ухане увеличат маршруты доставки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sbaijiahao.baidu.com/ s?id=1658380038516764819&wfr=spider&for=pc (дата обращения 11.03.2020).

2. Резкий рост заказов на Jingdong House. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sohu.com/ a/373283742_161795 (дата обращения 11.03.2020).

3. Срочные меры транспортных компаний для организации войны с эпидемией. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finance.people.com.cn/n1/2020/0225/c1004-31603497.html (дата обращения 11.03.2020).

4. Как логистика Jingdong гарантирует стабильную доставку в течение определенного периода времени? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bjnews.com.cn/finance/2020/02/12/ 688408.html (дата обращения 11.03.2020).

5. Поставка компанией JD.com продуктов и медицинских товаров в чрезвычайных ситуациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tech.sina.com.cn/roll/2020-02-15/doc-iimxyqvz3170315.shtml (дата обращения 11.03.2020).

6. Углубленный отчет о рынке логистических компаний Китая и прогноз на 2018-2024 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhiyan.org (дата обращения 11.03.2020).

7. Состояние рынка и прогноз тенденций развития экспресс-индустрии в Китае на 2018 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chyxx.com/industry/201808/664354.html (дата обращения 11.03.2020).

8. Почта Китая организует специальную доставку противоэпидемических материалов в Ухань. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bj.chinapost.com.cn/html1/report/20011/4974-1.htm (дата обращения 11.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.