Научная статья на тему 'Логистический рынок в условиях экономического кризиса: ситуация и решения'

Логистический рынок в условиях экономического кризиса: ситуация и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / LOGISTICS OPERATIONS / SUPPLY CHAIN LOGISTICS MARKET / LOGISTICS OPERATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова О. И.

В статье рассмотрены основные тенденции развития логистической отрасли в условиях кризиса и причины, сформировавшие эти тенденции. Определены сегменты рынка наиболее пострадавшие в кризисных условиях. Рассмотрены изменения, происходящие в цепях поставок в связи с введением санкций. Выделены основные проблемы операторов российского логистического рынка и рассмотрены варианты его развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS MARKET IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC CRISIS: SITUATION AND SOLUTIONS

The article describes the basic trends of development of the logistics industry in crisis and the causes that have shaped these trends. It identifies the segment most affected by the crisis. The changes taking place in the supply chain due to the introduction of sanctions. The main problems of logistics operators in the Russian market, and discussed options for its development in Russia.

Текст научной работы на тему «Логистический рынок в условиях экономического кризиса: ситуация и решения»

5. Popova, L. V. Budgeting at the micro and macro levels, in : proc. the allowance [Text] / L. V. Popova, V. A. Konstantinov. - M. : Business and service, 2009. - 288 p.

6. Sumin, A. Practical experiences with the implementation of budget management [Text] / A. Sumin, A. Kotov // management of the company. - 2003. - No. 1. - P. 11-16.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.192 Литвинова О.И.

ORCID: 0000-0003-2844-6023 Кандидат экономических наук, Сибирский государственный автодорожный институт ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА:

СИТУАЦИЯ И РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции развития логистической отрасли в условиях кризиса и причины, сформировавшие эти тенденции. Определены сегменты рынка наиболее пострадавшие в кризисных условиях. Рассмотрены изменения, происходящие в цепях поставок в связи с введением санкций. Выделены основные проблемы операторов российского логистического рынка и рассмотрены варианты его развития в России.

Ключевые слова: логистическая деятельность, цепи поставок, логистический рынок, логистические операторы.

Litvinova O.I.

ORCID: 0000-0003-2844-6023 PhD in Economic Sciences, Siberian State Road Institute

LOGISTICS MARKET IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC CRISIS: SITUATION AND SOLUTIONS

Annotation

The article describes the basic trends of development of the logistics industry in crisis and the causes that have shaped these trends. It identifies the segment most affected by the crisis. The changes taking place in the supply chain due to the introduction of sanctions. The main problems of logistics operators in the Russian market, and discussed options for its development in Russia.

Keywords: logistics operations, supply chain logistics market, logistics operators.

Продолжающийся спад российской экономики вызывает у предприятий необходимость адаптации к условиям, формирующим новую реальность развития экономического рынка. Падение цен на нефть, объявленные экономические санкции, привели к закономерному снижению доходов населения и покупательской способности. Естественной реакцией многих предприятий является оптимизация расходов, численности персонала и разработка плана стратегического развития, способствующего сохранению стабильного положения на рынке.

Кризис повлиял практически на все сегменты логистической отрасли, отразившись на рынке транспортно-логистических услуг снижением объема грузоперевозок как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, сильно пострадал рынок складской логистики и сегмент курьерских услуг. Рентабельность логистического бизнеса существенно снизилась. Возросли издержки, усилилась налоговая нагрузка, выросли арендные и коммунальные платежи и т.д. [4]

Кризис складской логистики особенно негативно отразился на тех логистических операторах, которые не имели складские площади в собственности. Арендные ставки выросли, в связи с ростом инфляции, потребители не готовы оплачивать новые сформировавшиеся тарифы, прибыль провайдеров снижается, увеличиваются невостребованные складские площади.

Характеризуя ситуацию, сложившуюся в кризис на рынке курьерских услуг необходимо отметить, что в сегменте экспресс-доставки при достаточно высокой конкуренции рентабельность закономерно низкая. Ожидания на рост продаж в интернет-магазинах не оправдались, спрос на курьерские услуги неуклонно падает. В этих условиях задачами компаний, занимающихся эксперсс-доставкой, становится сохранение существующей клиентской базы и ее расширение за счет новых. Методы, которые компании используют при решении этих задач, следующие:

- демпинг цен;

- оптимизация расходов;

- сокращение персонала;

- снижение зарплаты персонала.

Практика применения перечисленных методов показывает, что демпинг, в условиях затяжного кризиса может привести к нерациональному использованию собственных ресурсов компании и ее банкротству. Оптимизация расходов, влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг. Сокращение персонала, в зависимости от сезонного спроса, также увеличивает издержки компании, поэтому одним из наиболее приемлемых в данных условиях решений остается, безусловно, непопулярная мера - сокращении зарплаты сотрудников. Таким образом, выверенная кадровая и ценовая политика в условиях кризиса становится главными факторами выживания любых компаний.

Участники логистического рынка и эксперты в области логистики отмечают следующие тенденции, формирующиеся в России на современном этапе:

- сокращение грузовой базы, в связи с продовольственными антисанкциями;

- изменение транспортно-логистических схем, характеризующееся возрастанием грузоперевозок в Центральном, дальневосточном и Сибирском федеральных округах и снижением объема грузоперевозок в остальных регионах;

- оптимизация логистических процессов и расходов операторами и грузоотправителями;

- трансформация внешних логистических цепей поставок и рост внутренних логистических услуг;

61

- распродажа крупными компаниями, собственных логистических мощностей (автопарк грузовых автомобилей, складские комплексы и т.д.) и передача транспортно -складских вопросов на аутсорсинг профильным фирмам;

- усиление конкуренции на внутреннем рынке логистических услуг.

Кризис в логистической отрасли выражается в перераспределении финансовых потоков и ресурсов[1]. Для логистических компаний этот процесс характеризуется ужесточением конкуренции. Небольшие логистические компании, работающие с одним клиентом или оказывающие один вид услуг, вытесняются с рынка компаниями, предлагающими расширенный комплекс.

Предприятия переориентируют свою деятельность, стремясь избежать банкротства и удержаться на рынке. Трансформации подвергается как само производство, так и сложившаяся логистика предприятия. Пересматриваются контракты, это приводит к отказу от многих поставщиков и поиску производителей на других рынках. Введение санкций на продовольственные товары, способствовало росту инфляции, изменению себестоимости продукции на рынке РФ, так как бизнес-процессы многих компаний, организованные по определенной схеме подверглись существенному изменению[2]. Цепочка от производителя до покупателя продукции стала длиннее, возрос риск невыполнения обязательств, снизилась возможность планирования и прогнозирования ситуации. Появились схемы поставки продукции в обход установленных правил из стран, вошедших в санкционный список. Ярким примером такого глобального пересмотра своей логистики может служить ситуация с продукцией украинской группы компаний «Верес», которая достаточно прочно обосновалась на полках розничных магазинов России.

Группа компаний «Верес» входит в состав промышленно-инвестиционной группы «Смарт-Холдинг». До санкционных событий доля продаж «Вереса» в России составляла 70% произведенной продукции, компания арендовала в России склады и погрузочную технику. Производство размещалось на пяти заводах, шесть совхозов поставляли сырье для производства[3]. Логистическая система от производства в Украине до потребителя в России укладывалась в следующую схему (рис.1).

"Смарт-холдинг"

• группа компаний"Верес" • производство

Торговые сети

Рис. 1 - Логистическая система группы компаний «Верес» до объявления санкций

В связи с запретом в июле 2015 года Роспотребнадзором поставок продукции украинских производителей в Россию, руководству компании пришлось пересматривать сложившуюся систему взаимоотношений с российскими предприятиями. Потерять российский рынок окончательно не входило в планы руководства, но и удержать его в таких, же масштабах не представлялось возможным. Компания договорилась о выпуске продукции под своим брендом на заводах «Балтимор» и «Дядя Ваня», параллельно готовя к пуску завод в Белоруссии. Логистическая схема теперь выстроилась следующим образом, сырье и сопутствующие элементы производства продукции (банки, этикетки, соль) поставляется из Украины в Белоруссию, где и производится готовая продукция, которая автомобилями направляется в Москву (рис.2).

Украина сырье Бел°русшя производство Россия

3-РЬ провайдер склады

Россия

3-РЬ провайдер торговые сети

Рис. 2 - Логистическая система группы компаний «Верес» после запрета поставок украинской продукции

Таким образом, логистическая цепочка удлинилась, затраты возросли, производство и продажи сократились, но компания сохранила присутствие на российском рынке.

Кризис обострил проблемы логистической отрасли, выявив недостаток присутствия на рынке профессиональных логистических операторов. Основные участники логистического рынка обеспечивают логистику своему главному

клиенту, уменьшая ему затраты, но современные реалии требуют умения логистических провайдеров не только определить как снизить издержки, но и обеспечить оформление, юридическое сопровождение, сертификацию логистическим операциям, оберегая компанию от всех возможных рисков: от ненадежных посредников и нелегальных схем. Одним из способов снизить издержки и риски предприятию помогает передача логистики на аутсорсинг. Разумный подход к выбору логистического оператора, отказ от сомнительных схем помогут предприятиям выжить в сложное для экономики страны время.

Литература

1. Литвинова О.И. Логистический менеджмент как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия/О.И. Литвинова//Архитектура, строительство, транспорт [Эл. ресурс]. Материалы международной научно- практической конференции - Омск, СибАДИ 2015. С. 1109-1115.

2. Литвинова О.И. Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов /Международный научно-исследовательский журнал - № 11 (42) - Часть 1 - Декабрь. С. 61-63.

3. [Электронный ресурс] http://logirus.ru/articles/solution/velikiy_konservnyy_put.html

4. [Электронный ресурс] http://www.logistics.ru/management/news/logistika-v-krizis-faktory-vyzhivaniya

References

1. Litvinova O.I. Logisticheskij menedzhment kak instrument povyshenija jeffektivnosti dejatel'nosti predprijatija/O.I. Litvinova//Arhitektura, stroitel'stvo, transport [Jel. resurs]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii -Omsk, SibADI 2015. S. 1109-1115.

2. Litvinova O.I. Sovershenstvovanie upravlenija logisticheskimi sistemami na osnove standartizacii processov / Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal - № 11 (42) - Chast' 1 - Dekabr'. S. 61-63.

3. [Jelektronnyj resurs] http://logirus.ru/articles/solution/velikiy_konservnyy_put.html

4. [Jelektronnyj resurs] http://www.logistics.ru/management/news/logistika-v-krizis-faktory-vyzhivaniya

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.289 Мешкова Г.В.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема российских предприятий - отсутствие у них конкурентных преимуществ относительно зарубежных организаций, производящих аналогичные товары. А главной причиной невозможности конкурировать является низкая инновационная активность, что ведёт к низкой эффективности деятельности. В статье представлены основные виды эффективности деятельности предприятий и факторы влияющие на нее, а также дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: эффективность деятельности, повышение эффективности, инновационная деятельность, хозяйствующий субъект.

Meshkova G.V.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, PhD in Economics, Assistant Professor «Accounting, finance and audit»,

Russian State Agrarian Correspondence University THE MAIN APPROACHES TO THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

Abstract

The article deals with the problem of Russian enterprises is the lack of a competitive advantage relative to foreign organizations that produce similar goods. And the main reason for inability to compete is low innovation activity, which leads to lower efficiency. The article presented main types of efficiency of activity of the enterprises and factors influencing her and also is gives their short characteristic.

Keywords: efficiency of activity, efficiency, innovation, economic entity.

В условиях рыночной экономики в эффективности деятельности предприятия заинтересованы не только собственники вложенного капитала, а также и менеджеры, управляющие этим имуществом. Кроме того, с современными методами оплаты труда, и работники предприятия заинтересованы в росте финансовых показателей предприятия.

Проблема современных руководителей российских предприятий в том, что большинство из них стремится получить максимальный доход за короткий период. Поэтому, заработав быстро и легко, они бросают свои предприятия и закрываются, так как на пути дальнейшего получения дохода возникает сложность в плане необходимости финансирования для развития и «подогрева» интереса со стороны потенциальных потребителей. Данная категория руководителей совершенно не заботится о такой категории, как «эффективность» деятельности хозяйствующего субъекта.

Для дальнейшего анализа такой категории, как эффективность, рассмотрим определение данного термина и выделим основные виды эффективности деятельности предприятия. Эффективность - это относительный показатель, отражающий соотношение между экономическим результатом деятельности предприятия (прибыль) и необходимыми на их достижение затратами. Ниже на рисунке 1 представлены основные виды эффективности деятельности хозяйствующих субъектов [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.