КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУГО-19
В.Д. Тетерина, магистрант Донской государственный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-2-95-100
Аннотация. В статье раскрыты основные тенденции развития логистической концепции в условиях пандемии COVID-19, в частности выделены основные элементы функционирования автотранспортных предприятий для обеспечения конкурентных позиций на рынке. Проанализированы основные тенденции на рынке транспортной логистики до появления пандемии короновируса и в процессе ее возникновения. Особый акцент сделан на динамику грузооборота и перевозки грузов по России по видам транспорта за последние периоды. Определены объемы перевозимых грузов по видам транспорта. Приведен ряд вызовов для транспортной логистики в условиях COVID-19 с учетом характерных особенностей отечественного рынка, на основе которых разработан ряд предложений по адаптации автотранспортных предприятий в скоротечных условиях современного рынка.
Ключевые слова: транспортная логистика, пандемия COVID-19, автотранспортные предприятия, приоритетные направления.
Развитие рыночной экономики способствует повышению конкуренции и требует поиска новых ниш развития. Автотранспортные предприятия являются одной из ключевых составляющих логистической системы, ключевой задачей которой является полноценное удовлетворение потребностей потребителей в перевозке их грузов, вместе с тем, автотранспортные предприятия влияют на такие экономические факторы как географическая специализация, масштаб и сфера производства, усиленная конкуренция, повышенная стоимость земли и все это происходит на фоне роста требований относительно необходимого уровня логистического обслуживания и гибкости логистических услуг. Поэтому крайне необходимым элементом современных логистических проектов является привлечение новейших информационных и цифровых технологий, которые открывают путь к индивидуализации логистических решений в соответствии с потребностями каждого клиента.
Серьезные изменения внесла в деятельность транспортно-экспедиционных компаний пандемия короновируса, нарушив при этом стандартные отношения между производителями и потребителями. Закры-
тие границ между странами и введение режима самоизоляции вызвало значительное сокращение производственных мощностей. То есть прошла существенное изменение ситуации как на местных, так и на глобальных рынках. Введение карантинных мероприятий повлияло на деятельность автотранспортных предприятий, в частности, кроме ограничения движения грузового транспорта, произошло сокращение клиентов этого сегмента рынка. Обозначенные выше тенденции и обусловили тему данного исследования.
Вопросы формирования и эффективности функционирования потенциала транспортной логистики исследуются такими учеными, как Генкин А. С. [3], Ласкова Т. С. [7], Оборин М. С. [9], Бекмурзаев И. Д. [2], Кондраков И. В. [6] и др. Анализ результатов их исследований свидетельствует о целесообразности исследования этой тематики не только в разрезе привычных для нас условиях, но и в период развития пандемии COVID-19.
Цель исследования определяется как формирования элементов развития автотранспортных предприятий в условиях пандемии COVID-19, которая базируется на основе сочетания предварительного
анализа рынка транспортных услуг в современных условиях.
Внешняя среда автотранспортных предприятий способствует повышению конкуренции и требует поиска новых ниш развития. Одной из таких ниш является логистическая деятельность как эффективный фактор обеспечения устойчивого развития предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности автотранспортного предприятия реализуется через организационно-экономический механизм управления логистической деятельностью, под которым понимается совокупность принципов, инструментов, функций, методов и средств, направленных на сокращение уровня затрат на организацию процессов логистической деятельности и различных логистических услуг, где особое внимание можно уделить транспортной логистике.
Сейчас автомобильная транспортная система России насчитывает более 6540 тыс. единиц транспорта, в том числе в ор-
Пандемия COVID-19 существенно повлияла на логистическую сферу в России. Из-за серьезной остановки морских, автомобильных и авиационных перевозок существенные проблемы с транспортировкой почувствовали многие отрасли промышленности [5]. В то же время серьезные изменения, пандемия коронавируса внесла в деятельность автотранспортных предприятий нарушив стандартные отношения между поставщиками, производителями и потребителями. Закрытие границ между
ганизациях всех видов экономической деятельности 526 тыс. шт., в собственности граждан 4039 тыс. шт. [8].
По данным официальной статистики, на рынке грузовых перевозок за 2020 грузооборот всех видов транспорта составил 5 397,8. млрд. тонно-км, что против 2019 составляет - 4,8% от объема грузооборота (табл. 1). В числе основных причин спада активности являются экономические последствий COVID-19, снижение импорта товаров из ЕС, а также экспорта из России в ЕС. Возрастание карантинных мер влекут за собой замедление и рост сроков доставки. Из общей тенденции спада перевозок выпал лишь морской транспорт. Это объясняется тем, что, во-первых, их доля в общем объеме перевозок небольшая, как показано в таблице 1. А, во-вторых, морской транспорт имеет определенную пассивность, обусловленную долгосрочно-стью по сравнению другими видами транспорта временем доставки груза [4].
странами и введение режима самоизоляции вызвали значительное сокращение производственных мощностей. В итоге произошли существенная изменение ситуации как на местных, так и на глобальных рынках.
Исходя из выше сказанного, возникает насущная потребность в выделении приоритетных направлений развития автотранспортных предприятий в условиях пандемии (рис. 1). Подробнее рассмотрим основные из них.
Таблица 1. Динамика грузооборота и перевозки грузов по России за 2019-2020 гг. по
видам транспорта
Вид транспорта Грузооборот Количество груза
млрд. тонно-км 2020 в % к млрд. т. 2020 в % к
2019 2020 2019 2019 2020 2019
Транспорт в целом, 5 673,2 5 397,8 - 4,8 8 301,2 7 835,9 - 5,6
в том числе:
железнодорожный 2 602,6 2 545,6 - 2,1 1 279,6 1 244,9 - 2,7
автомобильный 275,5 271,2 - 1,5 5 735,8 5 404,3 - 5,7
морской 36,3 42,9 18,1 18,5 24,8 34
воздушный 7,0 7,9 12,8 1,2 1,10 - 8,3
трубопроводный 2 686,8 2 470,1 - 8 1 159,5 1 061,5 - 8,4
Вызовы пандемии СОУГО-19 для автотранспортных предприятий
Демпинг на логистическом рынке
Выход с рынка слабых игроков
Развитие коллабораций, кооперации,
объединения сервисов
\_
Рост спроса на услуги ремонта и технического обслуживание автопарков и отказ от закупок
Рост спроса на услугу «сборные грузы»
Внедрение новейших 1Т-технологий
Развитие отрасли «мобильные перевозчики»
Развитие внутренних грузоперевозок
Развитие аутсорсинга
Бесконтактная курьерская доставка
Проведение логистических мероприятий в онлайн-формат
Кадровая политика в отношении
отдаленных условий труда сотрудников
\_/
Рис. 1. Вызовы пандемии COVID-19 для автотранспортных предприятий
Усиление борьбы за клиента способствует возникновению ценового демпинга на рынке грузоперевозок, поскольку количество грузов уменьшается, а транспорт остается не вовлеченным в процессы транспортировки, при этом большинство компаний не в состоянии выдержать длительный демпингового процесс.
Пандемия COVID-19 способствует вы-
ходу из логистического рынка слабых игроков, то есть это «идеальный шторм». Рынок в ближайшее время покинут мелкие и некоторые средние игроки, при этом произойдет ряд банкротств, поглощений, слияний. С другой стороны, логистические компании, позиции которых являются устойчивыми на рынке, будут иметь возможность расширить свою долю рынка.
Для усиления своих конкурентных позиций на рынке автотранспортные компании начнут объединяться в communities для общего пользования услугами друг друга, то есть, коллаборироваться, что позволит разрабатывать уникальные предложения для клиентов.
Рост курса валют и пандемия вызвали отказ от обновления автопарка в 90% автотранспортных предприятий. Это соответственно привело к росту спроса на услуги, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием автопарков.
В последнее время динамично развивается тенденция увеличение спроса на услугу «сборные грузы». Наблюдается тренд к уменьшению объемов партий грузов, перевозимых в противовес чему происходит увеличение количества отправлений «сборных грузов» [10].
Именно развитие аутсорсинга будет толчком для игроков рынка «заполнять» транспортные средства и группировать партии заказа на взаимовыгодных условиях.
Вопросы оптимизации и диджитализа-ции в логистике стоит давно, но мало кто решался на реальные и коренные изменения. Пандемия COVID-19 заставила большинство автотранспортных предприятий активно внедрять в деятельность новейшие IT-технологии. Целесообразно заметить, что происходит активное использование IT-платформ в логистических компаниях с целью обмена тарифам и ставками [1].
Новым трендом в автотранспортной логистике на ближайшее будущее станет заказ перевозок с мобильного устройства, то есть появление отдельной отрасли «Мобильные перевозчики». Это обусловлено тем, что владельцы груза все чаще ориентируются на полный спектр услуг по режиму доступа со своего мобильного устройства. Клиент получает возможность заказать перевозки на цифровой логистической платформе, нажимая на кнопку в мобильном приложении, в частности, отправка посылок по телефону: функция доступна для всех пользователей мобильной приложения логистического оператора.
В связи с закрытием границ из-за пан-
демии изменились направления развития грузовых перевозок, а именно произошло уменьшение грузовых потоков из стран Азии, Китая, ЕС что привело к развитию производства внутри страны и развития внутренних продуктов. Этот тренд будет способствовать развитию внутренней логистики и выход ее на новый уровень качества.
Не только возможности сохранения бюджета, но и существенной экономии времени будет способствовать активное внедрение в сферу транспортной логистики процессов аутсорсинга, то есть происходит актуализация передачи непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг.
Одним из главных трендов современности становится бесконтактная курьерская доставка. конечному потребителю предлагается широкий ассортимент товаров с бесконтактной доставкой на дом. Во избежание общественных мест в условиях пандемии, покупатели готовы переплачивать 5-10% от стоимости за товары с быстрой доставкой (1-3 дня).
Продолжением идеи бесконтактной курьерской доставки грузов является развитие доставки посылок с помощью «дро-нов» или «автопилотные» доставки. Широкой популярности она получила в Китае в условиях пандемии.
Происходят существенные изменения в кадровой политике многих автотранспортных предприятиях, они переводят своих работников на удаленную форму работы, требующей оптимизации и автоматизации всех бизнес-процессов в логистической компании.
В целях безопасности автотранспортные предприятия будут вынуждены соблюдать санитарные нормы, проводить дезинфекцию оборудования, транспортных средств, ведь эти условия им диктует пользователь их услуг.
Несомненным трендом становится переход всех мировых логистических мероприятий в онлайн-формат. Тренд на проведение большинства мероприятий в сфере логистики в онлайн формате сохранится, так как этот формат проведения встреч, переговоров, вебинаров, конференций показал высокую эффективность. Согласно
исследованиям, больше 60% запланированных мероприятий в 2020 без онлайн-формата обречены на фиаско.
Анализируя результаты проведенного исследования, можно утверждать, что российские автотранспортные предприятия оказались в сложных условиях существования во время пандемии коронавируса СОУГО-19.
Во-первых, руководителям малого и среднего бизнеса труднее всего пережить карантин в условиях пандемии без государственной поддержки. Хотя Правительство разработало программу помощи предпринимателям, но эти государственные мероприятия являются очень скромными и не распространяются на все слои бизнеса, а также льготные условия действуют только во время самого карантина и не касаются посткризисного периода. Чтобы спасти предпринимателей меры нужно распространить и после окончания карантина. Также государственным органам, которые вводят помощь для среднего и малого бизнеса, нужно учитывать мнение представителей предприятий. Ведь они лучше понимают свои проблемы и какую помощь им нужно получать.
Во-вторых, большинство предприятий закрывается, а те, кто остается принимает ряд критических решений, чтобы сохранить свой бизнес. Обычно эти меры направлены на сокращение рабочих мест, для этого принимают следующие решения: увольнение работников, или сокращение зарплат, или отпуск за свой счет на неопределенный срок. Это приводит к увеличению безработицы в России.
Для восстановления деятельности нужно уже сейчас действовать и готовиться к переменам. Для предотвращения расширения кризисного состояния на автотранспортных предприятиях необходимо: максимально быстро адаптироваться к «новому рынку» в условиях мирового пандемии
СОУГО-19; внедрять структурные изменения такие, как переход на цифровые технологии или создание антикризисного фонда; перевести определенные бизнес-процессы в онлайн режим; сделать переоценку финансирования; временно переориентировать бизнес; разработать новую стратегию развития, учитывая текущую ситуацию; сосредоточиться на той области, которая является прибыльная для вашего бизнеса.
Выводы. Улучшение сервиса, увеличение скорости поставки, профессионализация логистических услуг становятся необходимыми факторами, которые помогут преодолеть стагнацию бизнеса. Преодолеть спад на рынке автотранспортных перевозок и остаться конкурентоспособными смогут только те предприятия, которые горазды выстроить политику уменьшения постоянных и переменных расходов с наименьшими потерями для бизнеса. Таким образом, указанные выше тенденции функционирования автотранспортных предприятий в условиях пандемии позволят большинству из них приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, сохранив при этом высокие конкурентные позиции на рынке, уменьшив уровень логистических издержек и повысив качество обслуживания клиентов путем предоставления различного спектра необходимых услуг.
Однако дискуссионным остается вопрос относительно влияния специфики отрасли, в которой функционирует автотранспортное предприятие, на реализацию и управление различных логистических потоков. Перспективой дальнейших исследований является определение проблем влияния факторов внешней среды на реализацию процессов функционально-операционного и управленческого характера по формированию и управлению логистическими по-
токами автотранспортного предприятия.
Библиографический список
1. Абдикул Ш.Н. Математическая модель задачи закупочной логистики / Ш.Н. Абдикул, Р.М. Маликова, А.Ш. Оразымбетова // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. - 2018. - № 4 (107). - С. 147-154.
2. Бекмурзаев И.Д. Торговое предпринимательство и логистика: стратегии и технологии управления / И.Д. Бекмурзаев, З.Д. Хажмурадов, С.Д. Хажмурадова // Вестник научной мысли. - 2020. - № 4. - С. 174-177. - DOI 10.34983/DTIPB.2020.70.51.001.
3. Генкин А.С. Коронаэкономика: новый мир после пандемии // Информация и инновации. - 2020. - Т. 15. - № 2. - С. 37-44. - DOI 10.31432/1994-2443-2020-15-2-37-44.
4. Ерохина Т.Б. Трансформация логистических систем и потребительского поведения в условиях пандемии COVID-19 / Т.Б. Ерохина, Т.В. Пархоменко // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2021. - Т. 14. - № 3. - С. 154-161. - DOI 10.17213/2075-2067-20213-154-161.
5. Корженгулова А.А. Особенности логистического процесса транспорта и связи в период пандемии короновируса / А.А. Корженгулова, В.Л. Назарова, Н. Кенесбаев // Статистика, учет и аудит. - 2020. - № 2 (77). - С. 45-47.
6. Кондраков И.В. Склад как элемент логистической системы предприятия / И.В. Кондраков, А.А. Размахнина // Социально-экономические явления и процессы. -2017. - Т. 12. - № 6. - С. 131-136.
7. Ласкова Т.С. Особенности организации складской логистики на предприятиях торговой сферы / Т.С. Ласкова, Ю.С. Лесняк, В.С. Шаповалов // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2017. - № 3 (9). - С. 19-30.
8. Макаров И.Н. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений / И.Н. Макаров, Е.В. Дробот, А.А. Авцинова // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - №4. - С. 1387-1404. - DOI 10.18334/eo.10.4.111306.
9. Оборин М.С. Особенности организации коммерческих логистических инноваций / М.С. Оборин, Л.Н. Старикова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 303315. - DOI 10.15593/2224-9354/2018.3.24.
10. Тиверовский В.И. Пандемия коронавируса COVID-19 и складская логистика за рубежом / В.И. Тиверовский // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2021. - №2. - С. 3-9. - DOI 10.36535/0236-1914-2021-02-1.
KEY ASPECTS OF TRANSPORTATION LOGISTICS IN THE COVID-19 PANDEMIC
V.D. Teterina, Graduate Student Don State University (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article reveals the main trends in the development of the logistics concept in the context of the COVID-19 pandemic, in particular, the main elements of the functioning of road transport enterprises are highlighted to ensure a competitive position in the market. Analyzed the main trends in the transport logistics market before the appearance of the coronavirus pandemic and in the process of its occurrence. Particular emphasis is placed on the dynamics of freight turnover and transportation of goods in Russia by mode of transport in recent periods. The volumes of transported goods by type of transport have been determined. A number of challenges for transport logistics in the context of COVID-19 are presented, taking into account the characteristic features of the domestic market, on the basis of which a number ofproposals have been developed for adapting road transport enterprises in the fleeting conditions of the modern market.
Keywords: transport logistics, COVID-19 pandemic, trucking companies, priority areas.