Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В МИРЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ЛОГИСТИКА / ОГРАНИЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хокон А.В., Поддубная М.Н.

В статье рассмотрены особенности международной транспортной логистики. Показана важность использования международных транспортных коридоров. Рассмотрены результаты российской транспортной инфраструктуры в общемировых рейтингах в период до пандемии коронавируса. Также рассмотрены тенденции и последствия в послекоронавирусный период в Европе и Российской Федерации. В цифрах представлены потери российских транспортных компаний, таких как: авиакомпании, морской транспорт, каршеринг и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSPORTATION LOGISTICS DEVELOPMENT IN RUSSIA AND IN THE WORLD

The article discusses the features of international transport logistics. The importance of using international transport corridors is shown. The results of the Russian transport infrastructure in the global rankings in the period before the coronavirus pandemic are considered. The trends and consequences in the post-coronavirus period in Europe and the Russian Federation are also considered. The figures show the losses of Russian transport companies, such as airlines, sea transport, car sharing, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В МИРЕ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В

МИРЕ

А.В. Хокон, студент М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-237-239

Аннотация. В статье рассмотрены особенности международной транспортной логистики. Показана важность использования международных транспортных коридоров. Рассмотрены результаты российской транспортной инфраструктуры в общемировых рейтингах в период до пандемии коронавируса. Также рассмотрены тенденции и последствия в послекоронавирусный период в Европе и Российской Федерации. В цифрах представлены потери российских транспортных компаний, таких как: авиакомпании, морской транспорт, каршеринг и др.

Ключевые слова: транспорт, международный транспортный коридор, логистика, ограничение.

В России, как и в других развитых странах, транспорт является одним из ведущих секторов экономики.

Сегодня Россия предлагает мировому сообществу не только нефть, газ и металл, но и новый национальный продукт - экспорт услуг транзитных перевозок. Россия готова реализовывать данный продукт на взаимовыгодных условиях вместе с зарубежными партнерами. Создание и развитие международных коридоров нужны не только с коммерческой точки зрения; у них также есть определенное экономическое, политическое и технологическое значение [1]. За счет международных транспортных коридоров, возможна синхронизация товарообмена между странами, снижение стоимости перевозки и увеличение возможности развитие транспортной инфраструктуры.

Международные транспортные коридоры и транспортная инфраструктура являются неотъемлемой частью международной логистической инфраструктуры и помогают достичь большей эффективности транспортного процесса за счет применения инновационных достижений в области технологий и транспортного процесса. В то же время существует корреляционная зависимость между количеством и качеством транспортной инфраструктуры и уровнем экономической разработки [2].

До наступления коронавирусной эпидемии и всемирного карантина международный бизнес переживал период стремительных преобразований. В тенденции глобализации, интеграции логистики и развития информации и коммуникационных технологий. Такая реструктуризация способствовала экономическому развитию [3].

Согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности за 2017-2019 гг. Относительно качества развития транспортной инфраструктуры в международном рейтинге, Россия занимала 35 место из 140 стран (Всемирный экономический форум, 2018). Россия занимает 123-е место в рейтинге

уровень развития дорожной инфраструктуры, 24-й - в железнодорожной инфраструктуре, 75-й - по качеству портовой инфраструктуры, 77-е - по авиатранспортной инфраструктуре.

Сейчас во время восстановления всемирной экономики после карантина можно проследить следующие тенденции:

1. Уменьшение грузовых перевозок в глобальном и местном масштабе. Причины очевидны: закрытие границ стран, массовое закрытие торговых точек, рост доллара, изоляция населения, уменьшение спроса и покупательной способности, а также

состояние страха и неопределенности среди потребителей.

2. Отсутствие простых, четких правил игры в карантинных условиях для представителей рынка логистики.

Очевидно, что COVID-19 изменит способ физического взаимодействия организаций, компаний и частных лиц. Мир сильно отреагировал на вирус, поскольку инфицировано более 2 миллионов человек. В целом, почти 90% населения мира подпадают под те или иные ограничения на международные поездки. Это остановило спрос на поездки, что имело серьезные последствия для авиакомпаний, а такие перевозчики, как Air Mauritius и Virgin Australia, были переданы в добровольное управление [4].

Такие ограничения окажут большое влияние на мировую экономику. Ожидается, что в 2021 году расходы на поездки в США сократятся на 400 миллиардов долларов, что представляет собой потерю экономического производства в размере 900 миллиардов долларов. Но одними из наиболее пострадавших стран будут те небольшие экономики, которые зависят от торговли и туризма.

Тем не менее вирус создает победителей и проигравших. С одной стороны, электронная розничная торговля, логистика по запросу и доставка на последней миле являются одними из самых больших бенефициаров кризиса, вызванного коро-навирусом. С другой стороны, в автомобилестроении, нефтегазовом секторе, строи-

тельстве и производстве стали наблюдается резкое падение спроса.

Экономика Евросоюза в настоящий момент испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. Движение грузового транспорта полностью не закрыли, однако действуют определённые ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Экспонента количества заболевших в Европе в настоящее время до сих пор растёт.

В целом, эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.

Основные логистические тенденции в ЕС:

1. Снизился объем и внутриевропей-ских, и международных перевозок.

2. В связи с режимом самоизоляции, введенным во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми.

3. В ЕС отменили ограничения, запрещающие движение грузового транспорта в выходные дни.

4. Ставки внутри Европы снижаются.

Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутри-российский трафик.

Последствия для Российской логистики в цифрах представлена ниже в таблице 1.

Наименование транспорта Потеря выручки российских компаний (мдрд руб.)

Авиакомпании 112,6

Ж/Д 29,9

Такси 27,4

Аэропорты 21,2

Городской наземный транспорт 18,6

Метрополитен 12,9

Морской транспорт 5,6

Платные автодороги 1,2

Каршеринг 0,9

Таблица 1. Потери российских транспортных компаний от ограничений в связи с COVID-19

По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% - 230,3 млрд руб. - это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться [5].

Библиографический список

1. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

2. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. -316 с.

3. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.

4. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.

5. Дедкова И.Ф. Современные технологии корпоративного управления проектами // В сборнике: Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития. Материалы XI международной научно-практической конференции: тестовое электронное издание. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2020. С. 83-89.

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией СОУГО-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.

FEATURES OF TRANSPORTATION LOGISTICS DEVELOPMENT IN RUSSIA AND

IN THE WORLD

A.V. Haakon, Student

M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the features of international transport logistics. The importance of using international transport corridors is shown. The results of the Russian transport infrastructure in the global rankings in the period before the coronavirus pandemic are considered. The trends and consequences in the post-coronavirus period in Europe and the Russian Federation are also considered. The figures show the losses of Russian transport companies, such as airlines, sea transport, car sharing, etc.

Keywords: transport, international transport corridor, logistics, restriction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.