Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ РОССИИ. ТРАНСПОРТНЫЕ ТРЕНДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ'

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ РОССИИ. ТРАНСПОРТНЫЕ ТРЕНДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2779
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКСПОРТ УСЛУГ / ГРУЗ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / ТЕНДЕНЦИИ / ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ / FREIGHT TRANSPORTATION / EXPORT OF SERVICES / CARGO / LOGISTICS / TRANSPORT / TRENDS / TRANSPORT IN A PANDEMIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулешова Е. А., Кусков А. Н.

В статье рассматривается влияние пандемии Covid-19 на грузовой транспорт России. Представлены последствия карантина на перевозки авиационным, железнодорожным, морским и автомобильным видами транспорта. Указан возможный ущерб российского транспортного сектора, а также выделены наиболее осложненные регионы для экспорта российских транспортных услуг. Особое внимание в статье уделяется трендам, как дальнейшим тенденциям в отрасли транспорта после Covid-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF COVID-19 ON FREIGHT TRANSPORTATION IN RUSSIA. TRANSPORTATION TRENDS AFTER THE PANDEMIC

The article discusses impact of the Covid-19 pandemic on Russian freight transport. Is indicated the possible damage to the Russian transport sector and are highlighted the most difficult regions for the export of Russian transport services. Are presented the quarantine consequences on air, rail, sea and road transportation. Particular attention is paid to trends as further tendencies in the transport industry after Covid-19.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ РОССИИ. ТРАНСПОРТНЫЕ ТРЕНДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

ВЛИЯНИЕ СОУГО-19 НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ РОССИИ. ТРАНСПОРТНЫЕ

ТРЕНДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Е.А. Кулешова, магистрант А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11073

Аннотация. В статье рассматривается влияние пандемии Covid-19 на грузовой транспорт России. Представлены последствия карантина на перевозки авиационным, железнодорожным, морским и автомобильным видами транспорта. Указан возможный ущерб российского транспортного сектора, а также выделены наиболее осложненные регионы для экспорта российских транспортных услуг. Особое внимание в статье уделяется трендам, как дальнейшим тенденциям в отрасли транспорта после Covid-19.

Ключевые слова: грузовые перевозки, экспорт услуг, груз, логистика, транспорт, тенденции, транспорт в условиях пандемии.

Пандемия Соу1ё-19, с которой столкнулся мир в конце 2019-начале 2020 гг., оказала, прежде всего, глобальное влияние на мировую транспортную систему. Введение ограничительных мер, как результата карантина, привели к закрытию границ между странами, осложнению транспортировки товаров, росту курса доллара, снижению спроса и покупательной способности, а также состоянию страха и неопределенности у потребителей. Многие фабрики и заводы по всему миру приостановили производство, ограничилась работа транспорта - перевозить стало труднее. В результате чего, по словам экспертов, в 2020 году ожидают падение общего мирового объема грузоперевозок на 36% [1].

Влияние пандемии, не обошло стороной и российский транспорт. В настоящий момент российские транспортные компании переживают не лучшие времена. По оценкам специалистов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 составили 230 млрд руб., большая часть из которых пришлась на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции.

Из-за экономических последствий эпидемии снизился экспорт из России в ЕС, а также из России в Китай. В январе 2020 года Правительство РФ дало указание на закрытие пропускных пунктов на границе с КНР. На день было закрыто грузовое

движение на пограничном переходе Мань-чжурия-Забайкальск, но далее Минтранс сообщил о возобновлении грузопотоков и закрытие только пассажирского сообщения [2].

Уже 11 февраля 2020 года отраслевой портал Trans.ru сообщил, что «грузопоток между Россией и Китаем снижается на фоне вспышки коронавируса». Согласно данным издания «Известия», объем российского экспорта в Китай с 1 января по 10 февраля 2020 года показал спад на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [3]. Было отмечено, что, из-за ограничительных мер в Китае, доля компаний переориентировали импорт на Турцию и страны Ближнего Востока. А поскольку российские экспортные и транзитные грузоперевозки прежде всего нацелены на рынок Китая, то события в КНР напрямую оказывают влияние на поставки России.

Рассмотрим ситуацию на каждом виде российской экспортной транспортной услуги по основному типу транспорта отдельно.

Авиаперевозки. Больше всего пострадали авиакомпании и аэропорты, которые потеряли, по оценкам экспертов, максимально около 260 млрд. руб. [3]. Расписание рейсов авиакомпаний постоянно обновлялось в зависимости от текущей эпидемической и политической ситуации. В

связи со снижением грузопотока многие авиакомпании работали по чартерному расписанию, применяя тарифы с повышенным коэффициентом 2-3. Текущие тарифы определялись перевозчиками в момент бронирования и не могли быть гарантированы на продолжительный период. Стоит отметить, что часть международных грузов отправлялось вместо авиадоставки, автомобильным транспортом.

Железнодорожные перевозки. Отрасль ж/д перевозок переживает кризис. Оценивая работу железнодорожного транспорта в марте 2020 года, РЖД сообщило о сокращении экспортного грузопотока на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Однако есть позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток в страны Азии, происходит перераспределение объемов в сторону сухопутных перевозок [4]. На фоне экономического спада ОАО РЖД приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками. Со скидкой до 42,5% отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах (кстати, ОАО РЖД отмечает рост погрузки продуктов питания на фоне эпидемии: в марте на 16,9% с опережающим ростом отдельных позиций, в том числе сахара - на 85,6%, овощей - на 42,3%). Однако железнодорожные перевозки в другие направления до сих пор осложнены, стоимость фрахта возросла почти в 2 раза [5].

Морские контейнерные перевозки. Несмотря на закрытие границ в сегменте российских контейнерных перевозок по итогам первого квартала пока наблюдается положительная динамика. Но из-за усложнения ситуации в Европе сократились импортные отправки в Россию, что повлияло на нехватку порожних контейнеров на экспорт из России. Более того, Международная морская организация с 2020 года ввела новые требования, ограничивающие содержание серы в топливе до 0,5%, в результате чего компании-перевозчики были вынуждены добавить к стоимости фрахта бункерную надбавку от 35-45% [1].

Отрицательное влияние на морские перевозки оказывает нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов. Порты ра-

ботают медленнее на принятие и выдачу грузов.

Многие участники рейсов вынуждены из-за карантина находиться в море без возможности «сойти на сушу». Грузы «зависают» в море. Моряки требуют унификации локальных карантинных мер внутри страны, выделения «зеленых коридоров» для осуществления пересменки персонала [6].

Автоперевозки. Эпидемия коронавиру-са затронула и автоперевозки. Ставки из Российской Федерации в страны СНГ (особенно в Казахстан) поднялись примерно на 50%. Отгрузки в Молдавию и Сербию закрыты на период карантина. Не ограничивается въезд лишь для транспортировки таких грузов как, продукты питания и медикаменты. Можно отметить, что в целом импорт из России в Европу осуществляется в штатном режиме [7].

Очереди на границах стран ЕС увеличили сроки перевозки. Из-за дополнительных санитарных проверок на границах возникают задержки, что негативно сказывается на сроках доставки грузов. Водители массово вынуждены соблюдать карантинные ограничения. Падает оборачиваемость автотранспорта, возникает нехватка грузов из-за остановки производств, падения покупательского спроса.

Осложненным для российских автоперевозчиков является импорт грузов в Италию. Из-за дефицита транспорта стоимость перевозок выросла на €1-1,5 тыс. за рейс [8]. При этом разницу в увеличении стоимости, грузоперевозчики были вынуждены брать на себя, поскольку повышение тарифов в ситуации низкого спроса и высокой конкуренции было невозможным.

Более того, как отмечает MegaReserach на автомобильном рынке наблюдается нехватка водителей, что связано, прежде всего, с обязательной самоизоляцией водителей между рейсами [4].

Подводя итог по оценке транспортной отрасли России в условиях пандемии, можно отметить, что быстрая адаптация к меняющимся условиям поможет оперативно «прийти в себя» российским транспортным компаниям после кризиса. Очевидно, что даже в посткризисный период

будут сохраняться следующие тренды, оказывающие влияние на отрасль транспорта.

Тренд 1. Перераспределение компаний на транспортном рынке, связанных с уходом слабых участников.

В ближайшее время рынок транспортных услуг будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние компании. Тот, кто успел переориентировать свою деятельность под условия, связанные с пандемией, тот и будет занимать основную долю рынка.

Тренд 2. Применение новых транспортных технологий при оказании транспортной услуги, улучшение сервисов компаний [7].

Ожидается, транспортные компании будут стараться применять новые транспортные технологии для повышения своей конкурентоспособности на рынке, предлагать уникальные комплексные условия для клиентов.

Тренд 3. Развитие и активное предоставление услуг «сборных грузов».

Наблюдается тенденция к уменьшению партий грузов для транспортировки. Из-за ограничения и дороговизны авиаперевозок, большинство грузовладельцев переориентируются на перевозку сборных грузов. Особенной высокий спрос наблюдается на сборные грузы в азиатские страны.

Тренд 4. Развитие транспортных услуг, ориентированные на внутреннюю транспортировку.

Ещё недавно большинство перевозок было направлено на экспорт товаров, пренебрегая внутренними рынками. Кризис

него продукта, развития производств внутри страны. Значительное уменьшение грузовых потоков в страны Азии и ЕС, а также угроза закрытия границ с Китаем при возникновении следующей волны пандемии приводят к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов, которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться произвести в своей стране [9].

Тренд 5. Перераспределение грузового потока на железнодорожный транспорт.

Аналитики говорят, что в связи с быстрым изменением тарифов на авиационный и морской фрахт произойдет перераспределение объемов в сторону железнодорожных перевозок. Железнодорожные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем, этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Более того, на сегодня в связи с отменой пассажирских поездов, увеличилась частота отправки грузовых составов [9].

Обобщая, можно отметить, что в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, транспортная отрасль нуждается в государственной поддержке. После пандемии транспортная отрасль уже не будет прежней. Транспортные компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в международных масштабах.

дал мощный толчок для развития внутрен-

Библиографический список

1. Рогавичене Л.И. Департамент международного и регионального сотрудничества. Транспортная сфера в контексте COVID-19: Дайджест. - М., 2020. - С. 3-4.

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2020 г. №140-р. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/IlvIMwJWpmCS9jzAkrsA4zqxGdAr85DA.pdf (дата обращения: 01.12.2020).

3. Trans Ru. Единый транспортный портал. Вспышка коронавируса привела к снижению грузопотока РФ и КНР, но системных рисков пока нет. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://trans.ru/news/vspishka-koronavirusa-privela-k-snizheniyu-gruzopotoka-rf-i-knr-no-sistemnih-riskov-poka-net (дата обращения: 03.12. 2020).

4. Бутов А. Влияние коронавируса на российский рынок грузоперевозок. -2020. -№ 1 (7) НИУ ВШЭ. - С. 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dcenter.hse.m/data/2020/07/07/1595403903/Влияние%20коронавируса0/o20на0/o20росс ийский%20рынок%20грузоперевозок.pdf

5. ТАСС. Новости о транспорте и логистики. РЖД предоставили скидки на перевозки значимых грузов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8154893 (дата обращения 03.12.2020).

6. Мортранс. Новости отрасли. Мировая логистика нуждается в господдержке - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mortrans.info/analytics/mirovaya-logistika-nuzhdaetsya-v-gospodderzhke/ (дата обращения: 04.12.2020).

7. Retail Ru. Логистика в ритейле. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/2020-11-302020-12-01https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения 05.12.20).

8. Коммерсантъ. Логистика. Транспорт движется сквозь карантин. Учебное пособие.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4320861 (дата обращения 04.12.2020).

9. Lobanov Logistic. Логистический портал. Логистические тренды 2020-2021 года: жизнь во время и после пандемии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64187/ (дата обращения: 05.12.2020).

IMPACT OF COVID-19 ON FREIGHT TRANSPORTATION IN RUSSIA.

TRANSPORTATION TRENDS AFTER THE PANDEMIC

E.A. Kuleshova, Graduate Student

A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article discusses impact of the Covid-19 pandemic on Russian freight transport. Is indicated the possible damage to the Russian transport sector and are highlighted the most difficult regions for the export of Russian transport services. Are presented the quarantine consequences on air, rail, sea and road transportation. Particular attention is paid to trends as further tendencies in the transport industry after Covid-19.

Keywords: freight transportation, export of services, cargo, logistics, transport, trends, transport in a pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.