ЭКОНОМИКА
УДК 339.5:656
БСИ 10.24866/1815-0683/2020-3/93-99 А. А. ВОРОНА*
Тенденции и перспективы грузооборота железнодорожного транспорта в России
Рассматривается динамика грузооборота железнодорожного транспорта России за 2010-2019 гг. Показано, что за последние 10 лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов грузов, перевезенных железнодорожным транспортом. Обобщены основные тенденции и выделены перспективы грузоперевозок железнодорожным транспортом. Рассмотрены действия государства для поддержки железнодорожной отрасли в связи с ограничениями, направленными на предотвращение распространения СОУГО-19. Отмечается, что активный спрос на грузоперевозки железнодорожным транспортом приводит к цифровизации процесса и его совершенствованию.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, искусственный интеллект, динамика, цифровизация.
ВОРОНА
Анастасия Александровна - старший преподаватель кафедры управления. [email protected].
VORONA A. A. - Senior Lecturer at the Department of management.
A. A. VORONA
Trends and Prospects of Freight Turnover
of Railway Transport in Russia
The article considers the dynamics of freight turnover of Russian railway transport in 2010-2019. It is shown that over the past 10 years there has been a steady trend of increasing the volume of cargo transported by rail. The main trends of cargo transportation by rail were summarized and prospects of cargo transportation by rail were highlighted. The actions of the state to support the railway industry in connection with restrictions aimed at preventing the spread of COVID-19 were considered. It is noted that the active demand for cargo transportation by rail leads to digitalization of the process and its improvement.
Keywords: railway transport, railway transportation, artificial intelligence, dynamics, digitalization.
Санкт-Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. 192241, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 52, лит. А.
St. Petersburg Branch of Russian Customs Academy named after V. Bobkov. 52 A, Sophiyskaya Str., St. Petersburg, 192241.
В современных условиях внешняя торговля имеет важнейшее значение для любого государства, поскольку является составным элементом его развития и функционирования. От экспорта и импорта товаров и услуг во многом зависит не только экономическое состояние страны, но и возможность обеспечивать население необходимыми товарами и услугами. Доставка грузов невозможна без транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множество различных видов транспорта, отличающихся назначением, средой перемещения, принципом движения и многим другим. Из всех видов транспорта, участвующих в процессе перемещения товаров, железнодорожный играет значительную роль, особенно в России.
Цель статьи - провести анализ грузооборота железнодорожного транспорта, выявить основные тенденции и рассмотреть перспективы развития за счет внедрения в практическую деятельность цифровых решений.
Термин «железнодорожный транспорт» нормативно закреплен -это составная часть единой транспортной системы Российской Федерации, призванная во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации1.
При этом грузооборот железнодорожного транспорта является одним из важнейших оперативных индикаторов экономической активности в реальном секторе, в частности экспортной активности. Внешние и внутренние факторы оказывают существенное влияние на динамику и структуру грузооборота железнодорожного транспорта. Например, в марте 2020 г. цены на российскую нефть упали почти в четыре раза (30 марта партии Urals уходили по рекордно низкой цене 13 долл. за баррель), а распространение коронавирусной инфекции вынудило власти вводить жесткие ограничительные меры (по существу, карантин во многих регионах). Тем не менее железнодорожные грузоперевозки не останавливались. Железнодорожный транспорт в условиях действия запретительных мер стал одним из основных, продолжающих доставлять грузы по назначению. Рассмотрим более подробно динамику грузооборота железнодорожного транспорта за последние годы
1 ГОСТ Р 55056-2012. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200101551 (дата обращения: 16.08.2020).
и оценим влияние некоторых факторов на изменения грузооборота, осуществляемого железнодорожным транспортом.
На основании данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод о том, что в 2019 г. по сравнению с 2010 г. объем перевезенных железнодорожным транспортом грузов увеличился на 33,62 %, а грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 89,51 %. В целом прослеживается постоянное увеличение показателей, за исключением 2009 г.
3000
2500
2000
1500
1000
500
# ^ ^ # ^ ^ ^ # ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
Динамика грузооборота железнодорожного транспорта России за 2010-2019 гг.: 1 - перевезено грузов, млн т; 2 - грузооборот, млрд т-км. Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики2
Если рассматривать современную ситуацию, то грузооборот за апрель 2020 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 % и составил 208,1 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился на 7,4 % и составил 263,8 млрд т-км. Погрузка за январь-апрель 2020 г. составила 407,5 млн т, что на 4,3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года3.
На падение объемов погрузки, безусловно, повлияла общая ситуация, связанная с коронавирусом, нанесшая серьезный удар
2 URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения: 30.08.2020).
3 Динамика грузовых железнодорожных перевозок. URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/ 78314?id=189939 (дата обращения: 31.08.2020).
по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. В целом происходящее в РФ не отличается от происходящего в Европе, Азии и обеих Америках, где ограничения продолжают оказывать отрицательное воздействие на все сектора экономики. Выходить из режима ограничений страны, в том числе и РФ, будут постепенно, соответственно, и изменения в лучшую сторону будут постепенными.
Россия обладает высоким потенциалом развития транзитного направления благодаря выгодному географическому положению: наличие границ с 18 странами, выходы к морским бассейнам, а также разветвленная железнодорожная сеть. Помимо этого РФ занимает большую часть территории Евразии, что позволяет транспортировать грузы с запада на восток, минуя пограничные переходы. Развитие транзита приводит к извлечению выгоды при использовании только инфраструктурных и географических ресурсов России, без затрат на производство и продажу товаров. Особенно актуально это становится в период сокращения импорта, экспорта и внутренних перевозок в России. Транзит здесь выступает как «подушка безопасности», позволяя портам, терминалам и подвижному составу не простаивать без работы.
Привлечение транзитных грузопотоков наряду с контейнеризацией экспорта - одно из самых перспективных направлений для российского рынка, особенно для портов Дальнего Востока. Сегодня практически весь объем грузопотока между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы проходит через Суэцкий канал, для привлечения клиентов на маршруты через российские порты необходимо обеспечить максимально эффективную логистику.
Государство в сложившихся условиях активно предпринимает меры по поддержке транзитных перевозок. Так, контейнерные транзитные перевозки по железнодорожным путям через территорию России станут дешевле благодаря льготным тарифам. Соответствующее постановление правительства вступает в силу 4 сентября 2020 г.4 Как следует из документа, снижение тарифов происходит благодаря субсидии из федерального бюджета для перевозчиков. Уточняется, что размер компенсации составит от 25 тыс. до 77 тыс. руб. за грузовой
4 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на транзитные перевозки по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом общего пользования грузов в контейнерах: постановление Правительства РФ от 21.08.2020 № 1265.
контейнер в зависимости от его типа и направления транзита. Это позволит предложить зарубежным клиентам конкурентную цену. При этом временные затраты на доставку грузов из Азии в Европу и в обратном направлении по сравнению с трансокеанскими перевозками уменьшатся.
В правительстве считают, что такие меры позволят предложить зарубежным клиентам конкурентную цену. Это даст возможность транссибирскому транзиту конкурировать с морскими перевозками. Новая мера касается транзитных маршрутов, соединяющих припортовые станции Тихоокеанского бассейна с Балтийским и Черным морями, а также с пунктами пропуска на границе с Финляндией, Республикой Беларусь, Польшей и Азербайджаном. Ожидается, что льготный тариф в 2020 г. распространится на 7,5 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.
Рассмотрим состояние рынка контейнерных перевозок. Согласно оценкам Маегэк, крупнейшего в мире оператора контейнерных перевозок и логистики, глобальный рынок контейнерных перевозок сократился в I квартале 2020 г. на 4,7 %. При этом в апреле 2020 г., по данным ОАО «РЖД», перевозки груженых и порожних контейнеров по сети составили 461 тыс. ДФЭ (ТЕи), что на 10,4 % больше, чем в апреле прошлого года. Объем транзитных контейнерных перевозок в РФ при этом вырос5. Представленные цифры свидетельствуют о том, что у России есть потенциал даже в условиях нестабильности экономических систем разных стран, вызванных внешними факторами, например такими, как СОУГО-19.
С целью увеличения темпов роста объема специализированных контейнеров в апреле 2020 г. введена в действие временная технология осмотра фитинговых упоров вагонов-платформ, следующих по западным кольцевым маршрутам. Утвержден перечень станций отправления и назначения таких маршрутов. Это позволило переключить грузы с автомобильного транспорта.
Ситуация с распространением коронавирусной инфекции дала России уникальный шанс. В Европе, как и в Китае, железнодорожный транспорт сейчас в меньшей степени подвержен влиянию ограничительных мер. Главная задача России по данному направлению -закрепить достигнутый объем и создать условия для дальнейшего
5 Буйный контейнерный рост: что поможет транзиту? URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/ comments/buynyy-konteynernyy-rost-chto-pomozhet-tranzitu/ (дата обращения: 01.09.2020).
увеличения показателей, поэтому за работой погранпереходов необходимо установить особый контроль.
К мерам, которые позволили достичь этого роста, РЖД также относят решение о снижении ставок на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай через территорию Казахстана. Кроме того, в конце марта 2020 г. был запущен сервис по доставке грузов из Скандинавии в Китай с применением унифицированной накладной ЦИМ/ СМГС.
В условиях возросшей роли железнодорожных перевозок, особенно актуальным становится использование составов, оборудованных новейшими передовыми технологиями. В связи с этим рассмотрим опыт сотрудничества ОАО «Российские железные дороги» и Cognitive Pilot (ООО «Когнитив Роботикс») - ведущего мирового разработчика систем искусственного интеллекта (ИИ) для беспилотных транспортных средств. 19 июля 2019 г. был представлен первый в России и один из первых в мире прототип железнодорожного локомотива с возможностью автономного управления Cognitive Rail Pilot. Он позволяет при помощи технического зрения обнаруживать объекты на железной дороге, в том числе другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры и т. д. При помощи ИИ комплекс может оценивать обстановку, выдавать машинисту предупреждающие об опасности сигналы, в случае отсутствия его реакции принимать необходимые решения. Поскольку универсальное правило эффективных железнодорожных перевозок и логистических операций - точно, безопасно, в короткий срок, то внедрение передовых технологий становится основой для ускорения и эффективности работы железнодорожного транспорта.
В настоящее время технология Cognitive Rail Pilot в мире еще не применяется, и Россия может стать первой страной, которая приспособила нейросети и техническое зрение для снижения аварийности при железнодорожных перевозках. Завершить тестирование и получить разрешение на промышленное производство компания Cognitive Rail Pilot планирует осенью 2020 г. Технологией уже интересуются европейские транспортные компании.
Проведенный анализ показал, что влияние негативных факторов зачастую способствует разработке новых передовых идей, которые не только упрощают, но и ускоряют процессы. Железнодорожный транспорт в России достаточно востребован, а перераспределение грузопотоков является приоритетной задачей для всех логистических компаний. При этом смещение вектора на транзитные грузоперевозки
может стать одним из значительных источников пополнения бюджета, что положительно отразится на экономике страны. Внедрение передовых технологий в процесс транспортировки грузов создаст основу для ускорения доставки и снижения тарифов на перевозку. При этом внедрение технологий ИИ позволит оптимизировать железнодорожные грузоперевозки, что поможет участникам процесса транспортировки грузов.
© Ворона А. А., 2020 © Уогопа А. А., 2020
Для цитирования:
Ворона А. А. Тенденции и перспективы грузооборота железнодорожного транспорта в России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 3(92). С. 93-99.