Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / RAIL TRANSPORTATION / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / RAILWAY HOLDING COMPANY / ЗАТРАТЫ / EXPENSES / УСЛУГИ / SERVICES / КЛИЕНТ / CLIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Н. В., Сироткин А. А., Кузьмичев С. В.

В статье анализируется современная организационно-экономическая концепция и практика системного управления транспортно-экспедиционной деятельностью. Рассматривается участие подразделений железнодорожной холдинговой компании в развитии транспортно-экспедиционного обслуживания. Разработан фрагмент общей схемы перспективного взаимодействия участников транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте во внутрироссийском сообщении (до выполнения перевозки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO DEVELOPMENT FORWARDING SERVICE IN THE RAILWAY HOLDING COMPANY

In article the modern organizational and economic concept and practice of system management of forwarding activity is analyzed. Participation of divisions of railway holding company in development of forwarding service is considered. The fragment of the general scheme of perspective interaction of participants of forwarding service on railway transport in the Russian message is developed (before transportation performance).

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ»

GENERALIZED THEORY OF APPLIED MATHEMATICS TO DETERMINE THE OPTIMAL PROPORTIONS OF DEVELOPMENT OF ELEMENTS OF WATER TRANSPORT SYSTEMS AND IMPROVEMENT OF METHODS OF RATIONING PARAMETERS OF THE TRANSPORT PROCESS

N. V. Zheleznova, V.I. Kozhukhar, S.N. Sergeev

Key words: Mathematical methods, the use of fixed assets

Development of material and technical base of inland waterway transport invariably leads to the complication of tasks by the use offixed assets. The solution of these tasks is possible only with the use of sophisticated mathematical models.

УДК 656.078.2, 658.64

Н.В. Мордовченков, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

А.А. Сироткин, доцент, кандидат экономических наук,

ФГБОУВПО «НГПУ им. К. Минина»;

603950, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 5

С.В. Кузьмичев, соискатель, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; железнодорожные перевозки; железнодорожная холдинговая компания; затраты; услуги; клиент.

В статье анализируется современная организационно-экономическая концепция и практика системного управления транспортно-экспедиционной деятельностью. Рассматривается участие подразделений железнодорожной холдинговой компании в развитии транспортно-экспедиционного обслуживания. Разработан фрагмент общей схемы перспективного взаимодействия участников транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте во внутрироссийском сообщении (до выполнения перевозки).

Введение. Данная проблема в основном освещается в специализированных периодических изданиях, таких как «Экономика железных дорог», «РЖД-Партнер», «Железнодорожный транспорт», «Логистика и экспедирование», «Вестник транспорта», «Мир транспорта» и др. В учебной литературе в основном рассматриваются методы формирования тарифов, принципы планирования железнодорожных грузовых перевозок в современных условиях.

Изучение экономической ситуации в отрасли выявило следующие противоречия:

- с одной стороны, важность железнодорожного транспорта для функционирования всех отраслей национальной экономики, а с другой рост требований со стороны клиентов;

- с одной стороны, железные дороги и транспортно-экспедиционные организации самостоятельно формируют и реализуют ассортимент услуг, с другой - работают в условиях рисков и неопределенности, принимают на себя экономическую ответствен-

ность за разработку и реализацию планов работы с клиентурой и улучшение транс-портно-экспедиционного обслуживания.

В результате для разрешения данных противоречий рекомендуется применение удобных и экономически выгодных для грузоотправителей и грузополучателей технологий перевозочного, складского и других сопутствующих процессов, основанных на трансформации состава и структуры железнодорожной холдинговой компании и деятельности, осуществляемым этим бизнес-субъектом.

Повышение уровня обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, а также расширение спектра предоставляемых грузовладельцам услуг обуславливают привлечение на железнодорожный транспорт дополнительной грузовой базы, которая рассматривается как источник увеличения дохода железнодорожной холдинговой компании в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.

Цель работы состоит в выявлении основополагающих решений организационно -экономического характера по развитию железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционного обслуживания. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определение предпосылок реализации данных решений; выявление тенденций развития железнодорожного транспорта в России; изучение российского опыта реализации данных решений; разработка экономических рекомендаций по оптимизации перевозочного процесса.

Методологическая основа исследования. Исследование проводилось с применением методов научного познания: сравнение, анализ и синтез. Для решения поставленных задач в работе применялся метод системного анализа.

Интерпретация результатов исследования и их анализ. Устойчивое функционирование экономики России не возможно без использования железнодорожного транспорта в обеспечении сбалансированной торговли и производства. Результаты исследования отражают оценку инструментов управления эффективностью на железнодорожном транспорте в условиях рыночной конкуренции. Проведенный анализ свидетельствует о целевой направленности и сложности решений в указанной сфере деятельности, особое значение в которой занимает реструктуризация железнодорожной компании холдингового типа.

Современные железнодорожные грузовые перевозки в России продолжают играть важную роль в отечественной транспортной сфере. Однако, в данном сегменте перевозок грузов в последние годы наблюдается негативная динамика показателей (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей в сфере российских грузовых железнодорожных перевозок [10]

Показатель Ед. измерения Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Перевезено грузов млн.т. 1312 1382 1421 1381 1226,9

Грузооборот млрд. т-км 2011 2128 2222 2196 2298,3

Таким образом, рассматриваемый (в табл. 1) период по показателю «перевезено грузов» разделяется на два сценария: с положительной динамикой (2010-2012 гг.) и с отрицательной тенденцией (2013-2014 гг.). Такая нестабильная ситуация характерна и для показателя «грузооборот».

Поэтому в настоящее время в лидирующей на железной дороге многопрофильной компании реализуется комплекс организационно-экономических решений по развитию собственной транспортно-экспедиционной деятельности.

Во-первых, формируется новая бизнес-модель, которая предназначена для управления крупными бизнес-структурами [3, с. 40-41]. Примером бизнес-структуры явля-

ется транспортно-логистическая, в которую входят дочерние и зависимые общества, два центра (один - по таможенной деятельности, другой - фирменного транспортного обслуживания), центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом [2, с. 5]. Такие специализированные дочерние и зависимые общества (предоставление грузового подвижного состава, вагоноремонтный бизнес и т.п.) были созданы после выделения из приватизируемой компании конкурентных видов транс-портно-экспедиторской деятельности. Например, дочерние общества в сфере железнодорожных грузовых перевозок призваны решать конкретные транспортные задачи [11, с. 26]

Вместе с тем, из интеграции центра по таможенной деятельности в транспортно -логическую бизнес-структуру видна заинтересованность железнодорожной холдинговой компании в обслуживании заказов по перевозкам экспортных и импортных грузов. В связи с этим региональный отдел центра по таможенной деятельности осуществляет:

- организацию учреждения и обеспечение функционирования зон таможенного контроля на объектах инфраструктуры компании в регионе отделения железной дороги;

- координацию деятельности (связанной с исполнением требований таможенного законодательства) подразделений компании в регионе работы отделения железной дороги;

- взаимодействие с таможенными органами, пользователями услуг железнодорожного транспорта для обеспечения исполнения требований таможенных органов, предъявляемых перевозчику;

- консультирование пользователей услуг железнодорожного транспорта (грузополучатель, грузоотправитель, плательщик, экспедитор) по применению таможенного законодательства, действующего на территории РФ при перевозке грузов в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта общего пользования.

Комплексный подход к обслуживанию клиентов реализуется и на уровне конкретных подразделений - Дирекция по управлению терминально-складским комплексом ([7], [8]) и Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания. В Дирекции тяги анализируют затраты и эффективность эксплуатации локомотивов, подготавливают технико-экономические обоснования инвестирования в обновление парка (показатель прибыльности на единицу подвижного состава). В результате разработанная программа оптимизации затрат по перевозочным видам деятельности дала экономию в целом по локомотивному комплексу, что позволило получить резервы и возможности для закупки тяговых железнодорожных машин [4].

Другие инвестиции, связанные с развитием транспортно-экспедиционного обслуживания, железнодорожная холдинговая компания осуществляет в социально-трудовой сфере:

- обновление материально-технической базы и поощрение учащихся железнодорожных учебных заведений высшего и среднего уровня;

- внедрение в обучение руководителей и специалистов современных образовательных технологий и методов;

- улучшение условий труда персонала компании.

В условиях конкуренции с другими видами транспорта и развития транспортно -экспедиционного обслуживания ключевыми факторами успеха реализации стратегии корпоративного транспортно-логистического бизнеса являются диверсификация услуг и географическое расширение присутствия. Так, комплексный портфель услуг грузового бизнеса железнодорожной холдинговой компании охватывает [2, с. 9]:

- коммерческие услуги (предоставление подвижного состава, страхование груза);

- технологические услуги (складирование, перевозка грузов, в том числе, в контейнерах, а также порожних контейнеров, отстой вагонов, перевалка в порту, погру-зочно-разгрузочные работы на местах общего пользования, охрана груза в пути, сертификация, оформление транспортных документов).

Вместе с тем, опыт свидетельствует, что крупная холдинговая компания на железнодорожном транспорте:

- признает целесообразной реализацию стратегического развития своего бизнеса грузовых перевозок в России в двух направлениях (2012-2020 гг.): обеспечение роста грузоперевозок и роста доходности; создание дополнительного грузопотока и повышение доходности за счет предоставления комплекса услуг;

- в целях выделения приоритетных направлений развития коммерческой деятельности проводит детальную сегментацию рынка транспортных услуг. В результате формируется перечень целевых сегментов, в которых, с точки зрения транспортно-логистического холдинга, ему предоставляется возможность усиленно развиваться [1, с. 6-9].

В свою очередь наличие на рынке железнодорожного транспорта конкуренции в группе операторов подвижного состава, в сегменте страховых компаний, среди предприятий ремонтно-сервисного сопровождения эксплуатации парка вагонов и локомотивов, в группе строительных и проектно-изыскательских работ обуславливает переход холдинговой многопрофильной компании к комплексной системной экономике жизненного цикла основных средств железнодорожных грузоперевозок (табл. 2).

Таблица 2

Группирование стратегических инициатив по областям деятельности [1, с. 6-9]

Область деятельности Инициативы

Оперирование различными типами подвижного состава - повышение технологичности; - снижение эксплуатационных расходов; - оптимизация использования (например, сокращение порожнего пробега); - модернизация подвижного состава

Терминально-складская деятельность - развитие сети транспортно-логистических центров и хабов-терминалов на основе стандартизации решений; - расширение ассортимента услуг; - организация регулярного транспортного сообщения между транс-портно-логистическими центрами и хабами-терминалами

Комплексная логистика - интеграция в совместное корпоративное бизнес-пространство новых компаний; - унификация процессов взаимодействия между дочерними зависимыми обществами железнодорожной холдинговой компании; - создание единого информационного пространства

Вместе с тем, наблюдается регламентация отдельных процессов и процедур. Например, одно из принятых на корпоративном уровне железнодорожной холдинговой компании распоряжений упрощает порядок расчетов между сторонами и оплаты (провозных и иных причитающихся исполнителю платежей, сборов, штрафов) пользователем услуг, оказываемых железными дорогами, с использованием клиентом единого лицевого счета клиента при перевозках грузов и (или) порожних вагонов.

Важным шагом по улучшению использования подвижного железнодорожного состава стала разработка в холдинговой компании договора-оферты на услуги управления порожними вагонами по обезличенной схеме. Этот документ ориентирован на любого оператора подвижного состава, улучшение им производительности эксплуатируемого полувагона, сокращение оборота подвижного состава, самостоятельное осуществление оператором своей хозяйственной деятельности, формирование эффективной коммерческой политики и оптимальное взаимодействие с грузовладельцем [9].

Не менее значимый аспект в экономической стратегии железнодорожной холдинговой компании - управление тарифами на перевозку грузов. Здесь играет роль стоимость привлекаемых компанией к перевозке вагонов. Уровень тарифов регламентиру-

ется Методикой определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов и Правилами и условиями применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов. Регламентация тарификации перевозок грузов в условиях территориально обособленного железнодорожного участка позволяет варьировать ценовую составляющую при ее согласовании между железной дорогой и потребителем на основе предложений грузовладельцев или экспедиторов. Не проведение индексации тарифов на грузовые перевозки (в связи с макроэкономическими факторами) нежелательно, т.к. сокращает бюджетные возможности компании на капитальный ремонт или закупки дорогостоящих современных моделей грузовых вагонов и локомотивов.

Применение тарифов является центральным звеном коммерческой работы в транспортно-экспедиционном обслуживании в железнодорожном сегменте.

Железнодорожным грузовым тарифом является цена, применяемая для расчета стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также выполнения связанных с этими перевозками грузовых и коммерческих операций.

Тарифами на транспортно-экспедиционные услуги регулируются экономические взаимоотношения субъектов на рынке грузовых перевозок железнодорожным транспортом общего пользования. Условия и порядок взаиморасчетов за оказание транс-портно-экспедиционных услуг играет важную роль в развитии транспортно-экспеди-ционного обслуживания.

Главная особенность современной тарифной политики состоит в том, что она должна учитывать интересы и возможности не только железных дорог, но и многочисленных грузовладельцев и операторов на железнодорожном транспорте, а также обеспечивать сбалансированность предложений железных дорог и платежеспособного спроса грузоотправителей и операторов на перевозки.

К основным принципам формирования тарифных условий железной дороги на современном этапе относятся:

- безубыточность перевозок грузов;

- стабильность уровней тарифных ставок для обеспечения выполнения долгосрочных (в том числе, внешнеэкономических) контрактов;

- конкурентоспособность перевозимых товаров на внутреннем и внешнем рынке с учетом транспортной составляющей;

- установление тарифных ставок на внутренние и международные перевозки как предельных;

- согласование конкурентоспособных сквозных ставок при перевозках грузов между регионами, странами;

- тарифное регулирование на рынке транспортно-экспедиционных услуг должно осуществляться исходя из принципов, свода правил и норм транспортной логистики, которые находят свою реализацию в сложных логистических системах.

Существуют определенные требования к тарифам доставки грузов на железнодорожном транспорте:

- при разработке тарифов за основу принимается среднесетевая себестоимость перевозки отдельных грузов [5, с. 93];

- для всех грузов, условий перевозок и видов отправок тарифные схемы построены на основе двух ставок - за начально-конечную и движенческую операции [5, с. 94];

- тарифы должны: позволять транспортным услугам быть эффективными и адаптироваться к системам производства и сбыта готовой продукции; быть простыми, понятными и стабильными для клиентов и транспортных организаций;

- верхние пределы тарифов ограничены ценами ресурсов на звеньях логистических систем;

- в верхние пределы тарифов должны вписываться параметры схем доставки груза;

- необходимо максимально приблизить базовую основу регулируемых тарифов к

реальным издержкам, которая будет содержать в себе постоянно действующие стимулы к уменьшению затрат, повышению производительности и качественных параметров транспортного процесса.

Экспедиция включена в прямое железнодорожное сообщение по контейнерным перевозкам и производит соответствующие коммерческие и грузовые операции на правах тарифного пункта.

Соответствующее подразделение железнодорожной станции, осуществляющее транспортно-экспедиционные операции, принимает на себя оплату за клиента всех платежей и сборов за счет последнего.

На размер тарифа, устанавливаемого на управление парком подвижного железнодорожного состава, существенное влияние оказывает тип операторской компании (специализирующаяся на определенных видах грузов или универсальная).

Вместе с тем для реализации эффективной коммерческой работы на железнодорожном транспорте используются:

- единая долгосрочная прозрачная ценовая (тарифная) политика;

- транзитные маршруты;

- оптимизация затрат грузоотправителей.

Следует отметить, что для транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте необходимы экономически целесообразные тарифы на использование экспедиторами отраслевой транспортной инфраструктуры (инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования).

Кроме тарифов как базового инструмента оптимизации спроса и предложения на транспортно-экспедиционные услуги, предоставляемые железнодорожной холдинговой компанией, существует инновационный - электронная транспортная биржа -веб-площадка для обмена информацией и виртуальных контактов всех участников перевозочного процесса: транспортных и транспортно-экспедиционных компаний, владельцев грузов.

Функционирующие в настоящее время электронные железнодорожные биржи представляют собой специализированные сайты для участия в онлайн торгах в сфере грузоперевозок. Информационная модель такой биржи включает базу данных, содержащую сведения о зарегистрированных пользователях и их бизнес-предложениях. Последние предназначены для использования собственниками подвижного состава и грузоотправителями (или их представителями - логистическими и транспортно-экспедиционными компаниями) для организации перевозок грузов по железным дорогам. Для каждого зарегистрированного на железнодорожной бирже пользователя (участника перевозочного процесса) создается личный кабинет, в котором его владельцу доступен комплекс информационно-торговых функций. Результатом работы субъектов рынка транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожной бирже является подбор оптимального бизнес-партнера (для собственника вагонов -грузоотправитель/его представитель, для грузоотправителя/его представителя - собственник вагонов), исходя из соотношения «цена контракта - выгоды по контракту», а также контрагентов для выполнения долгосрочных контрактов через проведение клиентами-заказчиками тендеров на грузоперевозки для поиска наиболее выгодных коммерческих предложений.

Важной обязанностью, которую берет на себя такая биржа, является обеспечение ею безопасности бизнес-контактов своих участников, например, за счет применения специальных систем контроля доступа. Кроме этого, железнодорожной биржей практикуется работа с дебиторами: от ведения специального списка недобросовестных плательщиков до подключения юристов биржи для досудебного взыскания долгов клиентов. В целях избежания неплатежей, некоторые железнодорожные биржи разработали специальные сервисы для проведения взаиморасчетов между клиентами под независимым контролем.

На железнодорожных биржах в дистанционном режиме реализуется уникальная

процедура торгов (аукциона на понижение цены) за право предоставления своего подвижного состава (вагонов) под перевозку грузов по железной дороге Российской Федерации. Эта процедура выгодна обоим участникам сделки (табл. 3).

Таблица 3

Действия и возможности для участников железнодорожной биржи

Участники Действия Возможности

Грузоотправители или их представители (логистические и транспортно-экспедиционные компании) - отражение информации о грузе, который они планируют перевезти по железной дороге, обозначив размер оплаты, который согласны предоставить; - ожидание более выгодного коммерческого предложения от собственников вагонов, участвующих в торгах - найден необходимый под перевозку подвижной состав (вагоны); - минимизация своих расходов по доставке грузов в необходимые регионы России; - экономия на перевозке грузов

Собственники вагонов Предложение собственных (арендованных) вагонов под погрузку - информированность о наличии на конкретной железнодорожной станции груза для перевозки в имеющихся вагонах с учетом соответствия этого груза модели вагона; - участие в торгах на право перевозки еще до прибытия вагонов в соответствующий регион; - сокращение времени на простои (или исключение простоев) своих вагонов на железнодорожной станции назначения после выгрузки, что достигается за счет наличия заявки на предоставление этих вагонов под очередную перевозку; - увеличение дохода (получение прибыли) от предоставления собственного (арендованного) вагона для перевозки, в том числе исключив порожний пробег; исключение посредников из перевозочного процесса

Рассмотренный выше информационный продукт в сфере железнодорожных грузовых перевозок предоставляет грузоотправителям (или их представителям) и собственникам (арендаторам) подвижного состава, возможность работать эффективно, напрямую, без посредников (например, операторов подвижного состава).

Кроме этого в различных структурах железнодорожной холдинговой компании используются специальные отраслевые информационные системы, особенное значение среди которых имеет автоматизированная система «ЭТРАН» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вышеперечисленным особенностям оптимизации транспортно-экспедицион-ного обслуживания на железнодорожном грузовом транспорте следует добавить диверсификацию логистической цепочки в сфере грузоперевозок с целью увеличения холдинговой компанией собственной доли рынка железнодорожных грузовых перевозок и расширения клиентской базы в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания. Например, холдинговая компания создает активы, специализацией которых являются виды деятельности, дополняющие железнодорожную грузовую перевозку (обеспечение автогрузового транспорта доступом к подъездным железнодорожным путям, погрузочно-разгрузочные работы в морском порту и т.п.).

Посредством приобретения, развития и расширения видов коммерческой деятельности, руководство железнодорожной холдинговой компании стремится приобрести

конкурентоспособные характеристики, которых традиционно железнодорожная компания не имеет и не поддерживает.

В случае, если железнодорожная холдинговая компания обладает инвестиционными потребностями меньше собственного капитала, то ей следует рассмотреть возможность создания совместных предприятий или партнерств со специализированными организациями в целях расширения своего бизнеса или включения в его состав других транспортно-экспедиционных услуг.

Проведенный выше анализ организационно-экономической деятельности холдинговой компании позволяет разработать композицию взаимодействия (с использованием электронного документооборота) участников транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте (рис. 1).

Операторские компании (управляющая компания)

Заявки на подвижной состав

Договора на оказание услуг по предоставлению вагонов для осуществления перевозок грузов для подписания экспедитором

Подписанные экспедитором договора на оказание услуг по предоставлению вагонов, необходимых для осуществления перевозок грузов

Подписанные всеми сторонами договора на оказание

услуг по предоставлению вагонов, необходимых для осуществления перевозок грузов

I

Транспортно-экспедиционная компания

а

д

дн те аи

Два договора транспортной экспедиции для подписи

О

Один подписанный договор транспортной экспедиции

Заявка на перевозку груза

Экономические стимулы к заключению договоров на перевозку груза

Грузовладелец

р

о в о г

о До

Заявка на договор страхования груза

Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО)

Страховая компания

Т

©

Рис. 1. Фрагмент общей схемы перспективного взаимодействия участников транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте во внутрироссийском сообщении (до выполнения перевозки)

Примечание к рис. 1: цифрами в кружках обозначена последовательность действий.

Из рисунка 1 видно, что транспортно-экспедиционная компания работает с грузовладельцем, операторскими и страховыми компаниями, ТЦФТО как представителем железнодорожной холдинговой компании. В новой системе управления перевозочным процессом на этапе планирования на основе профессиональных комплексных маркетинговых исследований и ретроспективного анализа железнодорожной холдинговой компании следует установить потенциальный платежеспособный спрос (по объему, порционности отправок, режиму и маршруту следования отправки и другим показателям качества транспортного обслуживания).

Для развития транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте необходимо внедрить информационную модель, которая консолидирует сервисы бизнес-единиц холдинговой компании в создании добавленной стоимости на рынке. Для разработки такой модели предполагалось использовать соответствующие проектные инструменты (табл. 4).

Таблица 4

Инструменты реализации новой информационной модели

Инструмент Ожидаемый результат от применения инструмента

Внедрение системы по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM) Обеспечение железнодорожной холдинговой компании синергетического эффекта от консолидации нематериальных активов своих структур и сбытовых сетей дочерних и зависимых обществ

Картирование процессов и исключение дублирующих функций Упрощение процедур приема груза к железнодорожной перевозке

В целом, предлагаемая технология (табл. 4) позволяет сэкономить около 4,8 часа ежедневного фонда рабочего времени, предназначена оказать содействие унификации услуг, оказываемых клиентам во всех структурах железнодорожного холдинга для того, чтобы организационный интегратор получил возможность конструировать сервисные «пакеты» из имеющихся вариантов. При этом к имеющейся сети продаж транспортно-экспедиционных услуг должны предъявляться следующие требования:

- работа по единому утвержденному в компании стандарту обслуживания потребителей;

- эффективное взаимодействие между всеми структурами холдинга, интегрированными в грузовое направление деятельности компании.

Вывод: работа в рыночных условиях требует от железнодорожной холдинговой компании постоянного поиска и внедрения новых вариантов экономически обоснованной эффективной структуры бизнеса. Такая реорганизация носит внутрикорпоративный системный характер, ориентирована на государственные интересы экономики транспорта, а также на клиента. Цель всех указанных выше организационно-экономических мероприятий - повышение клиентоориентированности транспортно-экспеди-ционных услуг и железнодорожного холдинга. По нашему мнению, серьезная количественная и качественная инвентаризация грузопотоков в стране обеспечит их эффективность путем создания комплексных региональных диспетчерских пунктов, которые уменьшат нерациональные перевозки грузов, а также повысят пропускную и провозную способность транспортных коридоров. При этом качество транспортно-экспедиционного обслуживания в железнодорожной холдинговой компании повысит конкурентоспособность малого и среднего бизнеса.

Список литературы:

[1] Бабаев С.М. Развитие транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД» // Железнодорожный транспорт. - 2013. - №12. - с.6-9.

[2] Концепция развития транспортно-логистического бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5177, свободный.

[3] Малыгин Е. Кадры для железной дороги: «в карете прошлого далеко не уедешь» // РСП Эксперт. - 2014. - №7. - с.40-41.

[4] Морозов В. «Всегда надо чувствовать время» // РЖД-Партнер. - №12 (380). - июнь 2014. -с.26.

[5] Организация перевозок грузов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.М. Семёнов, В.А. Болотин, В.Н. Кустов и др.]; под ред. В.М. Семёнова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.

[6] Пакина С.А., Сироткин А.А. Современные информационные системы как инструменты обеспечения качества транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте / Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование: Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции / Сост.: Н.В.Яшкова / Под ред. Н.В. Пшениснова - Н.Новгород: ООО «Стимул-СТ, 2015», с.326-329.

[7] Структура ОАО «РЖД» (Горьковская дирекция по управлению терминально-складским комплексом). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rzd.ru/ent/public/ru? STRUCTURE _ID=5185&layer_id=5554&refererLayerId=5554&id=4317, свободный.

[8] Структура ОАО «РЖД» (Дальневосточная дирекция по управлению терминально-складским комплексом). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: =http://rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE _ID =5185&layer_id=5554&id=4320#main, свободный.

[9] Технологический аутсорсинг, предложенный ОАО «РЖД», позволяет повысить эффективность использования подвижного состава и инфраструктуры, 23 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.railfgk.ru/mediacenter/media/23062014/, свободный.

[10] Транспорт и связь в России: статистический сборник - Федеральная служба государственной статистики, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/3e4fc4004e3423529616fe18bf0023dd, свободный.

[11] Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. - 536 с.

SYSTEM APPROACH TO DEVELOPMENT FORWARDING SERVICE IN THE RAILWAY HOLDING COMPANY

N. V. Mordovchenkov, A.A. Sirotkin, S.V. Kuzmichev

Key words: railway transport; rail transportation; railway holding company; expenses; services; client.

In article the modern organizational and economic concept and practice of system management offorwarding activity is analyzed. Participation of divisions of railway holding company in development of forwarding service is considered. The fragment of the general scheme of perspective interaction of participants offorwarding service on railway transport in the Russian message is developed (before transportation performance).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.