Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕГМЕНТА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ОТРАСЛИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕГМЕНТА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / ПРОГРАММА / PROGRAM / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ / FORWARDING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичев С. В., Мордовченков Н. В., Сироткин А. А.

Представлена современная теория и практика организационно-методической работы по формированию и развитию компетентности кадров железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли. Рассматривается участие вузов и компаний железнодорожной отрасли в подготовке кадров и развитии компетентности персонала железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли. Разработаны схемы, структурирующие работу по формированию и развитию компетентности кадров в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичев С. В., Мордовченков Н. В., Сироткин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL COMPETENCE IN THE RAILWAY SEGMENT OF THE FORWARDING INDUSTRY

In the article the modern theory and practice of organizational and methodical work on forming and development of the personnel competence in the railway segment of the forwarding industry are provided. Participation of high schools and railway industry companies in training and development of the personnel competence in the stated segment is considered. The authors developed the schemes structuring work on forming and development of the competence in the sphere of forwarding servicing.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕГМЕНТА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ОТРАСЛИ»

Key words: social and commercial passenger transportation, shipping companies, passenger ships, passenger traffic, regional programs of passenger transportation development, travel safety, price affordability, passengers' convenience.

The article considers the social, economic, technical and scientific problems of development ofpassenger transportation by river transport. The causes of social passenger transportation losses are covered. The authors offer young scientists, undergraduates and students the scientific research subjects in the field of increasing the efficiency of river passenger transportation.

Статья поступила в редакцию 22.12.2016 г.

УДК 331.108.45; 378.147

С.В. Кузьмичее, аспирант, ФГБОУВО «ВГУВТ»

Н.В. Мордоеченкое, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

А.А. Сироткин, доцент, кандидат экономических наук,

ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕГМЕНТА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: персонал, обучение, повышение квалификации, программа, компетентность, транспортно-экспедиционная отрасль.

Представлена современная теория и практика организационно-методической работы по формированию и развитию компетентности кадров железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли. Рассматривается участие вузов и компаний железнодорожной отрасли в подготовке кадров и развитии компетентности персонала железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли. Разработаны схемы, структурирующие работу по формированию и развитию компетентности кадров в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.

Введение

Эффективное функционирование транспортных компаний, в целом, и железнодорожных, в частности, во многом зависит от квалификации и компетентности работающего в них персонала. Одним из ключевых компонентов подготовки кадров для железнодорожной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента в России являются образовательные программы. Вместе с тем развитие транспортно-экспедиционного обслуживания в России невозможно без применения на практике только актуальных профессиональных знаний, а также необходимых способностей и умений, обеспечивающих востребованность и конкурентоспособность обученного контингента в соответствующем сегменте рынка труда. То есть программы подготовки кадров и повышения квалификации должны соответствовать реальным потребностям железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и конкретных железнодорожных компаний, работающих в нем. Следовательно, очень важно тщательно прорабатывать методические и организационные вопросы подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента. С этой целью необходимо ком-

плексно (системно) изучать и использовать соответствующую теорию и практику методической и организационной работы как компонента подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента.

Цель работы состоит в выявлении основных актуальных теоретических и практических решений организационно-методического характера по подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционного обслуживания и повышению квалификации персонала этого сегмента. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определение предпосылок формирования и развития компетентности кадров железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли; выявление тенденций развития компетентности персонала транспортно-экспедиционной сферы на железнодорожном транспорте в России; изучение российского опыта реализации данных решений; разработка рекомендаций по оптимизации подготовки кадров и повышения квалификации соответствующих групп работников.

Методологическая основа исследования

Исследование проводилось с применением методов научного познания: сравнение, анализ и синтез. Для решения поставленных задач в работе применялся метод системного анализа.

Интерпретация результатов исследования и их анализ

Исследованию проблемы обучения и повышения квалификации работников сферы железнодорожного транспорта посвятили свои работы многие отечественные ученые, среди которых Апатцев В.И. [12], Баклашин А.И. [8], Бурносов Н.М. [2], Галахов В.И. [2], Демещих [2], Левин Б.А. [2, 12], Латыфуллин И.И. [8], Слобожанко А.В. [12], Устинова Г.И. [2] и др. Вопросы, связанные с профессиональной подготовкой инженеров железнодорожного транспорта, изучаются в диссертационных исследованиях Повесьма Н.В. [9], Третьяковой Л.В. [18] и др. Вместе с тем, рассматриваются уровни, критерии и показатели профессионально-управленческой культуры современных инженеров железнодорожного транспорта [22, 23]. При этом важное место занимает деятельностно-рефлексивный и управленческо-технологический критерии оценки основ профессионально-управленческой культуры современного инженера железнодорожного транспорта. Кроме этого, некоторые проведенные исследования [5] свидетельствуют о проблеме недостаточной компетентности персонала железнодорожной отрасли.

В современных экономических условиях подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышению квалификации работников этого сегмента содействуют, прежде всего, отраслевые образовательные организации.

Например, в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» в последние годы при обучении студентов специальности «Логистика и управление цепями поставок» реализуется модель «тройная спираль» (Тпр1еНеНх) [4, с. 67]. Эта организационная модель является средством инновационного обучения. В модели «тройная спираль» вуз рассматривается как центральный элемент, взаимодействующий с бизнесом и государством (табл. 1).

Из элементного состава «тройной спирали» (табл. 1) видно, что железнодорожный вуз осуществляет образовательную, инновационную и коммерческую деятельность, что является необходимым условием, с одной стороны, для получения синерге-тического социально-экономического эффекта как самим вузом, так и его партнерами в модели (бизнесом и государством), а с другой - для комплексного развития железнодорожной отрасли.

Таблица 1

Элементы модели «тройная спираль» и их функции

Название элемента Деятельность элемента в рамках модели

Вуз как научно- образовательный комплекс Проводит обучение студентов профиля подготовки «Логистика и управление цепями поставок» направления «Менеджмент». Выполняет гранты по исследованию транспортно-логистического рынка Новосибирска, области, региона и страны. Осуществляет инновационную работу (в структуре вуза функционирует Бизнес-инкубатор в транспортной сфере [1] и Центр развития инновационных

Бизнес Инициирует целевую подготовку в вузовской системе персонала среднего звена и (или) совместно с вузом проводит такую подготовку. Руководители и специалисты железнодорожных компаний (по запросу вуза) встречаются со студентами в рамках мероприятий, посвященных трудоустройству студентов. Представители бизнеса проводят для студентов тематические мастер-классы. По заказам бизнеса разрабатываются программы повышения квалификации персонала, выполняющего транспортно-экспедиционную работу.

Федеральные, региональные и муниципальные органы власти Реализуется кооперация Федерального агентства железнодорожного транспорта и других органов власти с вузовской системой подготовки транспортных кадров, что ориентировано на достижение государственных целей и задач в сфере железнодорожного транспорта

Другим отраслевым вузом, активно работающим над вопросом управления компетентностью персонала, осуществляющего транспортно-экспедиционную работу, является «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ). С целью ритмичного сбыта транспортных услуг ОАО «РЖД» на базе Института управленческих и информационных технологий (ИУИТ) МИИТ разработана программа «Технология выявления и устранения непроизводительных потерь в структурных подразделениях Центра фирменного транспортного облуживания (ЦФТО)». В 2016 году на базе ИУИТ МИИТ в рамках деятельности центра маркетинга и транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте объявлен набор на магистерскую программу «Логистика на транспорте» [21, с. 76-77].

С организационной точки зрения, положительно в подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли зарекомендовали себя тематические круглые столы и научно-практические конференции, проводимые железнодорожными вузами.

В современных экономических условиях подготовка кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышение квалификации работников этого сегмента основаны на следующих организационных принципах:

- своевременность подготовки и повышения квалификации;

- ориентация образовательных программ (модулей) на компетенции и уровень квалификации, требуемые конкретному работодателю;

- оптимальная продолжительность и эффективность адаптации студента (выпускника) на рабочем месте в конкретной железнодорожной компании;

- совмещенность повышения квалификации с выполнением работником своих функциональных должностных обязанностей - специалист обучается на своем рабочем месте или с помощью дистанционных образовательных технологий.

Следует отметить, что управлением компетентностью транспортно-экспедицион-ного персонала занимаются и в самом железнодорожном бизнесе.

Например, большая методическая и организационная работа, направленная на эффективное обучение и повышение квалификации персонала по современным программам, проводится Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД». За последние годы ЦФТО было создано более десятка различных обра-

зовательных курсов и авторских разработок [21, с. 76]. Некоторые из этих программ рассмотрены ниже (табл. 2).

Таблица 2

Примеры программ повышения квалификации, разработанные ЦФТО

Год Название программы Цель программы Целевая аудитория

2013 «Эффективный менеджмент транспортной отрасли: грузовые перевозки» (разработана совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД») Формирование группы «агентов изменений» для внедрения клиен-тоориентированного сервиса в грузовых перевозках, организации грузовой работы и взаимодействия с потребителями услуг по принципу одного окна Менеджеры по работе с клиентами и специалисты центров маркетинга и продвижения услуг, а также руководители технологических отделов ЦФТО

2014 «Бизнес-моделирование технологических процессов транспортного обслуживания ОАО «РЖД»(разработана совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД») Формирование систематизированных знаний и стандартных подходов к описанию новых транспорт-но-логических услуг и созданию соответствующих регламентов взаимодействия с производственным блоком, а также формирование единых технологических решений, связанных с развитием и совершенствованием автоматизированной системы «ЭТРАН» Руководители и специалисты технологических отделов ЦФТО

2015 «Современные методы продажи услуг в сфере грузовых перевозок» (разработана совместно с ИУИТ МИИТ) Обучение решению проблем повышения уровня обслуживания грузовладельцев. Агенты фирменного транспортного обслуживания

Представленная (в табл. 2) информация свидетельствует о том, что программы повышения квалификации железнодорожного персонала, осуществляющего транс-портно-экспедиционную работу, разрабатываются ЦФТО ежегодно.

Образовательные ресурсы, имеющиеся в распоряжении ОАО «РЖД», дополняет разработанная и реализованная в 2015 году на базе Корпоративного университета ОАО «РЖД» принципиально новая программа подготовки руководителей и специалистов отделов мониторинга и маркетинга рынка грузовых перевозок, осуществляющих прогнозирование объемов предъявления груза к перевозке («Современные методы эффективной аналитики и прогнозирования») [21, с. 76]. Данная программа направлена на целевую подготовку руководителей и специалистов конкретных подразделений железнодорожных компаний.

Tрадиционно с подготовкой студента, востребованного в будущем на рынке железнодорожных транспортно-экспедиционных услуг, связана студенческая научно-исследовательская работа, в частности, опубликование студентами научных статей по различным вопросам железнодорожного транспортно-экспедиционного обслуживания, например, коммерческой работе [3], информационным технологиям [7], кадровым инновациям [10], функционированию объектов транспортно-экспедиционной инфраструктуры [11], операторам железнодорожного подвижного состава [13] и т.п.

Одним из современных трендов в образовании является использование в учебном процессе инновационных средств обучения и технологий, адаптированных под требования слушателей, например, к ним относятся системы управления обучением (LMS -Learning Management System). Одной из распространенных модификаций LMS является Moodle - система дистанционного обучения, которая работает с помощью сети

Интернет. В этой электронной образовательной среде возможно создание лекционных материалов, содержащих презентации и видеофайлы, вопросы внутри лекции (с настраиваемой последовательностью изучением), средств промежуточного и итогового контроля, в т.ч. тестов. Имеется также возможность совместной работы слушателей (через гиперссылку на документ или таблицу, созданные в приложениях Google) с коммуникацией их с педагогом через чат и систему отправки электронных сообщений.

Одним из авторов статьи в системе «Moodle» спроектированы и применяются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) для обучения в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» бакалавров по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» (профиль «Организация перевозок на транспорте»). Эти ЭУМК содержат, в том числе, учебный материал (в который входят авторские презентации, практические и самостоятельные работы, тесты) по транспортно-экспедиционному обслуживанию в железнодорожном сегменте, а также прошли внутреннюю экспертизу, что подтверждается соответствующими сертификатами.

По нашему мнению, подготовка современного высококвалифицированного экспедитора для железнодорожного сегмента в условиях рыночной экономики, в целом, включает систему специальных блоков, отражающих структуру профессиональной деятельности данного специалиста (рис. 1).

Документоведение (транспортные и товаросопроводительные документы, договора, в том числе Инкотермс 2010)

Понятийный

Транспорт (скорость, грузоподъемность, погрузочио-разгрузочные возможности и т.п.

Институциональная среда (рынок транспортно-экспедиинонных услуг, компании внешней среды, государственные органы, профессиональные объединения)

аппарат

Экономика (ценообразование, расчет затрат, стоимости ущерба, провозной платы)

Правовые аспекты (отраслевые международные конвенции и национальные правовые акты)

Рис. 1. Систематизация содержания в подготовке конкурентоспособного экспедитора

Наряду с этим, положительно зарекомендовал себя сетевой семинар по организации системы Сервисных центров ПАО «ТрансКонтейнер», в рамках которого проводились лекции, одна из которых была посвящена современной нормативной базе транспортно-экспедиционной деятельности, а также опыту работы зарубежных железных дорог в сфере предоставления транспортно-экспедиционных услуг [14].

Авторами статьи разработана графическая модель подготовки экспедиторов в условиях глобализации и государственного регулирования транспортно-логистической инфраструктуры (рис. 2).

Формирование и развитие научно-методической (методологической) основы с учетом мирового опыта

Качество транспортно-экспедипионных услуг - как синергетический эффект в сфере подготовки высококв алифиниров а иных экспедиторов

Научно -исследов ательская работа (в т.ч. НИРС)

Информационно-инновационное обеспечение развития транспортно-экспедиционной деятельности (Интернет, научные организации и т.п.)

Практические занятия

Лекции

Меро приятия, содействующие трудоустройству студентов по профилю подготовки, в т.ч. экскурсии

Семинары, коллоквиумы

Стажировка в российских

вузах, профильных организациях и за рубежом

Учебно -о бразовательные элементы

Контрольные Рефериы, Все виды Бакалаврская Диссертации

раооты: курсовые практик раоота (магистерская.

тестирование раооты (произв одсге еии ая: кандидатская.

(проекты) ^чеоная) докторская)

Рис. 2. Схема реализации комплексной программы подготовки экспедиторов

Вместе с тем, на железнодорожном транспорте в последнее время проводится дополнительное профессиональное обучение экспедиторского персонала (табл. 3).

Таблица 3

Дополнительное профессиональное образование экспедиторского персонала на железнодорожном транспорте (составлено на основании [8])

Наименование учебной программы Контингент Аннотация учебной программы

Современные методы продажи услуг в сфере грузовых перевозок Начальники и заместители начальников линейных агентств фирменного транспортного обслуживания, агенты и специалисты системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) Повышение качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. Регламенты и технологии, определяющие порядок оформления перевозочных документов. Формирование навыков эффективного взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.

Организация коммерческой работы на основании функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перево- Начальники грузовых станций, начальники грузовых районов, заместители начальников станций по коммерческой работе Грузовые и коммерческие операции на железнодорожных путях необщего пользования. Организация перевозки опасных и негабаритных грузов. Особенности приёма опасных грузов к перевозке, их размещения и крепления в вагонах и контейнерах, документального оформления; оформления перевозочных документов на порожние вагоны после выгрузки опасных грузов. Требования к подвиж-

Наименование учебной программы Контингент Аннотация учебной программы

зочного процесса ному составу для погрузки опасных и негабаритных грузов. Тарифы, сборы и плата за грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые ОАО «РЖД». Виды маршрутов. Маршрутизация вагоно-потоков, расчеты экономической эффективности. Принципы правового регулирования железнодорожных перевозок.

Грузовая и коммерческая работа Руководители и специалисты Нормативные документы, регламентирующие перевозки на железнодорожном транспорте. Организация актово-претензионной работы. Основы транспортной логистики и транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, менеджмента качества в грузовой работе.

Актуальные вопросы организации фирменного транспортного обслуживания и нормативно- правового регулирования на железнодорожном транспорте Агенты СФТО, товарные кассиры Современные технологии организации фирменного транспортного обслуживания. Ребрендинг СФТО. Институт агента-менеджера как развитие СФТО. Маркетинговая среда железнодорожной компании. Рынок грузоперевозок. Клиенты и их поведение. Стратегия сбыта. Ценообразование и тарифы на железнодорожном транспорте. Устав железнодорожного транспорта о перевозках грузов. Правовые методы повышения сохранности груза и железнодорожного подвижного состава в пути следования. Логистические концепции условий перевозок грузов. Автоматизированная система (АС) «ЭТРАН». Порядок оформления перевозочных документов через ТКД и Единый клиентский центр в АС «ЭТРАН». Клиентоориентированные коммуникативные технологии.

Кроме этого, одним из авторов статьи на основе изучения и анализа имеющихся образовательных программ, рекомендаций, научных и учебных публикаций [6, 15, 16, 17], ориентированных на подготовку экспедиторов-железнодорожников, а также собственного научно-педагогического опыта работы, была разработана программа повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте» (табл. 4), утвержденная в Нижегородском филиале МИИТ.

Таблица 4

Краткое содержание авторской программы повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте»

Номер модуля Название модуля Рассматриваемые вопросы в модуле

1 Организация и технология транс-портно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте Коммерческая работа в железнодорожном сегменте; организационные основы транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте; сравнение вариантов транс-портно-экспедиционного обслуживания с участием железнодорожного транспорта

2 Современные транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте Информационно-справочные, коммерческие и технологические транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте

Номер модуля Название модуля Рассматриваемые вопросы в модуле

3 Актуальные решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте Организационно-экономические решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте; технико-технологические решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте

4 Разработка перспективных компонентов развития транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте Возможности интеграции в транспортно-экспедиционное обслуживание новых участников; технология одного окна

Разработанная программа повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте» также характеризуется комплексом параметров (табл. 5).

Таблица 5

Характеристика параметров авторской программы повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте»

Параметр программы Характеристика параметра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целевая аудитория Менеджеры транспортных служб; транспортные экспедиторы железнодорожных грузовых станций, терминалов; товарные кассиры; агенты центров фирменного транспортного обслуживания; специалисты контакт-центров, маркетологи компаний-операторов подвижного состава; специалисты по грузовой и коммерческой работе.

Средства:

- теоретического обучения Лекции, тематический видеоматериал

- практического обучения Кейс-задания, задачи

- контроля знаний Тесты, вопросы на зачет

Объем 72 часа

Формы обучения Очно-заочная, с использованием дистанционных технологий

Программное обеспечение Комплекс программ для железнодорожных перевозок и таможенного оформления; Электронный справочник «Бизнес. Отрасль перевозки»

Документ по окончании обучения Удостоверение о повышении квалификации

Комплексное использование предлагаемых образовательных модулей (см. табл. 4) и средств обучения и контроля знаний (см. табл. 5) создает реальные возможности для качественного формирования специальных компетенций, необходимых для профессиональной работы современного экспедитора в железнодорожной отрасли.

Продвижение разработанной программы осуществлялось в Горьковском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», филиале ПАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге, Нижегородском агентстве АО «Федеральная грузовая компания» и Нижегородском филиале АО «РЖД-Логис-тика».

С целью получения эффективного образовательного результата при подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли авторы статьи рекомендуют следующий алгоритм:

- начинать обучение с «установочной» лекции (краткий обзор и инструкции по изучению учебного материала, график обучения; презентация учебно-методического и кадрового обеспечения процесса обучения);

- проводить для студентов познавательные экскурсии на отраслевые объекты;

- задействовать в преподавании профессиональных работников транспортно-экспедиционной отрасли и компетентных преподавателей;

- использовать гибкие образовательные программы.

Вместе с тем авторы статьи солидарны с рекомендацией использования новых образовательных технологий (дистанционное обучение - самообучение по учебной программе в среде Интернет) для повышения уровня квалификации специалистов железнодорожного транспорта [19, с. 73].

Таким образом, из приведенной информации видно, что при подготовке в современных рыночных условиях кадров для железнодорожного сегмента транспортно -экспедиционной отрасли железнодорожные вузы в своих организационных подходах и образовательных программах стремятся учитывать реальные запросы (проблемы) бизнес-сообщества. Вместе с тем, железнодорожные компании изменяют свое отношение к повышению квалификации персонала с традиционного на восприятие данного образовательного процесса в качестве одного из приоритетных для компании проектов. Кроме этого, чем больше различных программ подготовки кадров и повышения квалификации персонала предлагает вуз, тем больше у него возможностей для создания «интегрирующих» учебных курсов, способных в перспективе оказаться востребованными на рынке образовательных услуг.

Список литературы:

[1] Бизнес-инкубатор в транспортной сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stu.ru/science/index.php?page=1542, свободный.

[2] Бурносов Н.М., Левин Б.А., Баклашин А.И., Галахова В.И., Демещих, Латыфуллина И.И., Устинова Г.И. Работа с кадрами железнодорожного транспорта в условиях экономических реформ: учебное пособие. - М.: ВЗИИТ, 1993. - 73 с.

[3] Казначеев А.Н., Сиротки А.А. Коммерческая работа в транспортно-экспедиционном обслуживании. В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. -2016. - С. 202-204.

[4] Комаров К.Л., Зайцева Т.С. Формирование инновационной системы подготовки кадров для терминально-логистических центров // Железнодорожный транспорт. - 2013. - №2. - С. 67.

[5] Кретов С.П. Механизм формирования трудового потенциала железнодорожного транспорта при его реформировании (на примере Западно-Сибирской железной дороги): дис. ... канд. экон. наук. - С. 51.

[6] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А., Кузьмичев С.В. Системный подход к развитию транс-портно-экспедиционного обслуживания в железнодорожной холдинговой компании // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - N° 45. - С. 265-275.

[7] Пакина С.А., Сироткин А.А. Современные информационные системы как инструменты обеспечения качества транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте. В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование Материалы V Межд. студ. научно-практич. конф. Нижегородский филиал МИИТ; редактор Н.В. Пшениснов. - 2015. - С. 326-330.

[8] План дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов холдинга «РЖД» в высших учебных заведения железнодорожного транспорта на 2015 год Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 16.02.2015г № 398р.

[9] Повесьма Н.В. Развитие социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта в вузе : дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2011. - 211 с.

[10] Попков А.А. Новый подход к повышению квалификации специалистов ОАО «РЖД» Сибирский государственный университет путей сообщения // Международная научная конференция «Молодые исследователи - регионам», - Вологда, 2013.

[11] Прокофьева О.С., Бутаковой Н.Г. Иркутский государственный технический университет «Проблемы развития грузоперерабатывающих терминалов и складских комплексов» // Авиа-

машиностроение и транспорт Сибири - 2012: сб. научных трудов студентов и преподавателей института авиамашиностроения и транспорта. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. - С. 96-100.

[12] Развитие персонала на железнодорожном транспорте: Методическое пособие / В.И. Апат-цев, Б.А. Левин, А.В. Слобожанко. - М.: ВЗИИТ, 1994. - 71 с.

[13] Репина Р.В., Сироткин А.А. Операторы железнодорожного подвижного состава в транс-портно-экспедиционном обслуживании: современные проблемы и перспективы развития // В сб.: Актуальные проблемы развития транспорта; материалы III Межд. студ. научно-практич. конф. - Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, Нижегородский филиал. - 2016. - С. 2529.

[14] СГУПС - Повышение квалификации - Сервис-центры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stu.ru/iptt/index.php?page=590.

[15] Сиротин А.А., Китов А.Г. Транспортно-экспедиционное обслуживание на наземном транспорте: современное состояние и перспективы развития: учебное пособие. - М.: Издательство Общество с ограниченной ответственностью «ТАНСЛИТ», 2016. - 160 с.

[16] Сироткин А.А., Китов А.Г., Кузнецов В.П. Методологические основы формирования и совершенствования логистики на железнодорожном транспорте // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-1 (67-1). - С. 1086-1089.

[17] Сироткин А.А., Мордовченков Н.В. Методологические основы решения логистических проблем операторов железнодорожного подвижного состава // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №° 1-2 (66-2). - С. 549-552.

[18] Третьякова Л.В. Методическая система подготовки инженеров железнодорожного транспорта средствами информационно-коммуникационных технологий (На примере курса «Информационное обеспечение управления эксплуатационной работы железных дорог»): дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2005. - 173 с.

[19] Федоров Г.В. Методы организации процесса профессионального развития персонала на железнодорожном транспорте: дис. ... канд. техн. наук. М., 2005, С. 73-75.

[20] Центр развития инновационных компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. stu.ru/science/index.php?page= 1541, свободный.

[21] ЦФТО повышает уровень // РЖД-Партнер. - 2016. - №° 1-2. - С. 76-77.

[22] Чурилин А.В. Уровни, критерии и показатели профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 6.

[23] Чурилин А.В. Формирование в вузе основ профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 194 с.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL COMPETENCE IN THE RAILWAY SEGMENT OF THE FORWARDING INDUSTRY

S. V. Kuzmichev, N. V. Mordovchenkov, A.A. Sirotkin

Key words: personnel, training, advanced training, program, competence, forwarding industry.

In the article the modern theory and practice of organizational and methodical work on forming and development of the personnel competence in the railway segment of the forwarding industry are provided. Participation of high schools and railway industry companies in training and development of the personnel competence in the stated segment is considered. The authors developed the schemes structuring work on forming and development of the competence in the sphere of forwarding servicing.

Статья поступила в редакцию 11.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.