Научная статья на тему 'Формирование, развитие и оптимизация производственного персонала на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере Свердловского ТЦФТО)'

Формирование, развитие и оптимизация производственного персонала на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере Свердловского ТЦФТО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ / PRODUCTION STAFF / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / MANAGEMENT STAFF / ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / OPTIMIZING THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадалян Тигран Артурович

От нехватки рабочих кадров страдают производственные предприятия практически всех секторов российской экономики. Даже в такой развитой сфере как отрасль железнодорожного транспорта ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. Мировые события последних лет, и введение обоюдных экономических санкций со странами запада лишь усиливают остроту проблемы. Все эти факторы делают как никогда актуальным вопрос повышения эффективности труда персонала и оптимизации кадров на производственных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation, development and optimization of the production personnel on the enterprises of railway transport (by the example of Sverdlovsk TCPTO)

Production enterprises in almost all sectors of the Russian economy suffer from a shortage of workers. Even in such a developed area as the railway industry, there is an acute shortage of qualified specialists. The world events of recent years, and the introduction of mutual economic sanctions with Western countries only increase the severity of the problem. All these factors make more urgent than ever the issue of increasing the efficiency of personnel and optimization of personnel in manufacturing enterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование, развитие и оптимизация производственного персонала на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере Свердловского ТЦФТО)»

Формирование, развитие и оптимизация производственного персонала на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере Свердловского ТЦФТО)

Formation, development and optimization of the production personnel on the enterprises of railway

transport (by the example of Sverdlovsk TCPTO)

Бадалян Тигран Артурович Студент УрГУПС Россия, Екатеринбург

tigrenok—@mail. ru

Badalyan Tigran Arturovich Student USURT

Russia, Ekaterinburg

tigrenok—@mail. ru

Аннотация.

От нехватки рабочих кадров страдают производственные предприятия практически всех секторов российской экономики. Даже в такой развитой сфере как отрасль железнодорожного транспорта ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. Мировые события последних лет, и введение обоюдных экономических санкций со странами запада лишь усиливают остроту проблемы. Все эти факторы делают как никогда актуальным вопрос повышения эффективности труда персонала и оптимизации кадров на производственных предприятиях.

Annotation. Production enterprises in almost all sectors of the Russian economy suffer from a shortage of workers. Even in such a developed area as the railway industry, there is an acute shortage of qualified specialists. The world events of recent years, and the introduction of mutual economic sanctions with Western countries only increase the severity of the problem. All these factors make more urgent than ever the issue of increasing the efficiency of personnel and optimization of personnel in manufacturing enterprises.

Ключевые слова: производственный персонал, управление персоналом, оптимизация персонала

Keywords: production staff, management staff, optimizing the personnel

Персонал организации - это сотрудники предприятия, обладающие определенными профессиональными характеристиками.

Существует несколько классификаций персонала предприятия (рис.1).

Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2017 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2017) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.

Квалификацию работника составляют его знания, умения, навыки и стаж. Профессиональный стандарт является более узким понятием и определяется как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» (Ст. 195.1 ТК РФ).

В условиях кризиса большинство компаний тщательно анализируют эффективность работы персонала и его численность. Однако безграмотный подход к реструктуризации персонала может привести к увеличению затрат и ухудшению бизнес-процессов.

Оптимизация - это поиск наилучшего решения для достижения целей компании в заданных условиях.

Оптимизация численности - это сокращение затрат на содержание персонала (как путем уменьшения количества работников, так и путем снижения уровня дохода персонала).

Для Свердловского ТЦФТО оптимизация персонала также является актуальной.

Свердловский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (Свердловский ТЦФТО) является структурным подразделением Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО «РЖД»[5].

Основной деятельностью Свердловского ТЦФТО является оформление перевозочных документов. Как сказано в Функциональной стратегии управления качеством в ОАО «РЖД» [6], основным принципом работы Холдинга является клиентоориентированность бизнеса.

В 2012 году утверждены Требования клиентоориентированного поведения работников центра фирменного транспортного обслуживания, которые дополняют существующий «Стандарт обслуживания клиентов в ЦФТО» [4]. Требования разработаны для 10 должностей из разных подразделений ЦФТО.

Классификация персонала

По категориям

Т

По сферам деятельности

К руководителям относят должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, например, генеральный директор, его заместители, главные специалисты: главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер и др.

V__

г

т

К группе специалистов относятся: инженер, бухгалтер, экономист, юрисконсульт, т. е. персонал, занятый инженерно-техническими, экономическими и другими работами

Рабочие основного

производства непосредственно участвуют в формировании материальных ценностей, занимаются ремонтом подвижного состава, перемещением

грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др

г

Персонал основной деятельности (персонал основных и вспомогательных цехов, подсобных производств, заводских лабораторий и отделов, очистных сооружений, узлов связи, информационно-вычислительных центров, всех видов охраны, заводоуправлений и т. д.

4 I '

По форме трудовых отношений

Списочный состав -это работники на постоянной, сезонной и временной работе

г

Персонал неосновной

деятельности (работники, занятые обслуживанием жилищного и коммунального хозяйства, торговли, подсобных предприятий, медицинских учреждений и учреждений дошкольного воспитания, культуры и т. п.)

Несписочный состав -это работники, работающие по совместительству с других предприятий,

по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда)

Другие работники, связанные с работниками, обучением и документацией, бухгалтерией и контролем, бизнес-услугами (кассир, бухгалтер, секретарь)

Рабочие вспомогательных

производств - это механики ремонтных или

механических цехов, рабочие, занимающиеся погрузочно-разгрузочными и прочими транспортными работами и т. д.

Рисунок 1 - Классификация персонала (составлено автором) К основным должностным обязанностям производственного персонала Свердловского ТЦФТО относится обеспечение взаимодействие с клиентами по принципу «одного окна»:

- ведение мониторинга удовлетворенности клиентов;

- информирование клиентов по вопросам, связанным с перевозкой грузов железнодорожным транспортом;

- консультация клиентов по вопросам, связанным с перевозкой грузов железнодорожным транспортом;

- обеспечение обработки поступающих обращений от клиентов;

- работа с рынком клиента.

Также к работникам предъявляются следующие требования:

- знание нормативных документов, регламентирующих деятельность железнодорожного транспорта;

- высшее железнодорожное образование;

- готовность к ненормированному рабочему дню;

- знание офисных программ.

В целях совершенствования системы технической учебы в ТЦФТО выполняется требование Распоряжения от 16 сентября 2014 г. N 2188р [1]. Техническая учеба проводится согласно утвержденному плану.

В целях оптимизации численности работников утверждены Нормативы численности работников, занятых оформлением перевозочных документов в линейных агентствах фирменного транспортного обслуживания [2].

Списочная численность Свердловского ТЦФТО зависит от общей трудоемкости нормируемых работ по нормативам на выполненный объем работ в год.

Пример расчета списочной численности работников Свердловского ТЦФТО приведен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет численности работников по оформлению перевозочных документов

№ наименование операции норматив на один документ объем операций коэффици ент трудоемкость на выполненный объем

оформление и прием заявок на перевозку гру за или распоряжений на транспортировку гр уза

01. прием и оформл.заявки на перевозку грузов или распоряжений на транспортировку грузо в 8,4 0,0

01. внесение корректировок в согласованную зая вку или в распоряжение на трансп. грузов 1,0 0,0

02. проверка запроса-уведомления 1,5 86064 129096,0

22 оформление акта общей формы 1,5 1166 1749,0

23 оформление отцепа груженых и порожн.ваг. от групп.отправки без оконч.оф.досыл.ведом 0,8 696 556,8

24 оформление операции "задерка доставки гру за в пути следования" 1,5 18996 28494,0

объем работ по оформлению перевозочных д окументов 460309

итого трудоемкость 2415336,9

всего трудоемкость с учетом к1 и к2 1,085 * 1,1 0 2882704,6

годовой фонд рабочего времени, мин 118380

явочная численность, чел 24,4

коэффициент перевода явочной численности в списочную (по уровню 2016г.) 1,13

списочная численность 28

13 агентов ж.д. + 2 агента СФТО

Один из ключевых показателей деятельности, как известно, — рост производительности труда. Для его достижения в течение двух предыдущих лет было принято решение снизить численность штата в этом структурном подразделении на 7 человек.

Изменение численности производственного персонала приведено на рис.2.

40 30 20 10 0

28 28

1 1

2015 2016 2017

Рисунок 2 - Динамика численности Свердловского ТЦФТО в 2015 - 2017 гг, чел.

Оптимизация расходов и сдерживания тарифов привела к сокращению персонала, за счет агентов СФТО. Удельный вес специалистов СФТО к концу 2017 года составил 53,6 процентов, между тем норма выработки на каждого агента увеличилась. Таким образом, нагрузка работника данного подразделения увеличилась на 14,3 процента.

Начиная с 2012 года, в компании ежегодно актуализируются комплексные среднесрочные программы повышения эффективности для обеспечения сбалансированности и устойчивой деятельности, а также формируются различные программы дополнительных оптимизационных мероприятий.

Такие меры были применены только после разработки и реализации ряда мероприятий — таких, как совмещение профессий, расширение зон обслуживания, перераспределение функций между работниками предприятия.

Основанием для снижения численности персонала стали такие документы вышестоящей организации как:

- Распоряжение от 22 июля 2011 года № 1608р «Об утверждении положения о головной организации ОАО «РЖД» в сфере создания и внедрения комплексных интеллектуальных систем управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте».

- Поручение Президента ОАО «РЖД» 22 апреля 2016 года № III1-52.

С целью повышения производительности труда эффективно инвестируются средства в развитие и модернизацию основных фондов, а также внедряются инновационные технологии. В Свердловском ТЦФТО проведена масштабная работа по внедрению автоматического согласования заявок на перевозку: практически полностью исключено согласование на дорожном уровне.

В настоящее время начата реализация проекта по созданию центра обработки данных на основе технологии больших данных «Big data» и технологии индустриального интернета. Результатом внедрения станет рост производительности труда в инфраструктуре и соответствующее сокращение расходов по перевозочным видам деятельности.

Основными методами повышения эффективности труда персонала в Свердловского ТЦФТО становятся:

- оптимизация численности сотрудников, и ликвидация дублирования функций;

- оптимизация численности управляющего аппарата;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установление системы мотивации, учитывающей личный достижения каждого сотрудника;

- проведение оценки уровня развития корпоративных компетенций;

- обучение и развитие персонала;

- организация целевой подготовки молодых кадров.

Список используемой литературы:

1. Распоряжение от 16 сентября 2014 г. N 2188р «Об утверждении положения по организации технической учебы с использованием методов дистанционного обучения работников территориальных центров фирменного транспортного обслуживания»

2. Распоряжение ОАО РЖД от 23.10.2012 N 2127р «Об утверждении нормативов численности работников, занятых оформлением перевозочных документов в линейных агентствах фирменного транспортного обслуживания»

3. Положение об адаптации №3128р от 29.12.2015

4. Требования ОАО РЖД от 02.11.2012 N 338 «Требования клиентоориентированного поведения работников центра фирменного транспортного обслуживания»

5. Официальный сайт Свердловской железной дороги // http://svzd.rzd.ru/static/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D4

6. Стратегия управления качеством в холдинге «Российские железные дороги». 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.