Научная статья на тему 'Железнодорожная индустрия в условиях COVID-19'

Железнодорожная индустрия в условиях COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1066
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЖД / РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГО / ПАНДЕМИЯ / КАРАНТИН / САМОИЗОЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / КОРОНАВИРУС / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / COVID-19 / ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ / RUSSIAN RAILWAYS / PANDEMIC / QUARANTINE / SELF-ISOLATION / SOCIAL DISTANCE / DISTANCING / CORONAVIRUS / CORONAVIRUS INFECTION / PREVENTION OF CORONAVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савушкина Ю. В.

Сегодня каждый экономист и не экономист выражает свое мнение о последствиях пандемии коронавируса в 2020 году. Безусловно, все прогнозируют спад экономики, необходимость государственной поддержки предприятий и граждан России, а также кризис, который непременно наступит вследствие продолжительного введенного режима самоизоляции, нерабочих дней, закрытия части отраслей экономики и т.д. Стоит отметить также несистемность данного кризиса и его особенный характер развития: во-первых, экономика падает не от болезни и вируса, а от мер, которые предпринимает государство для его предотвращения; во-вторых, ключевая особенность сегодняшнего кризиса контролируемое снижение активности за счет действий правительства; в-третьих, крайне неравномерно распределение издержек в связи с полной остановкой работы части отраслей, переводом на дистанционный формат и работой с соблюдением жестких санитарно-эпидемиологических мер. В условиях изоляции и закрытия многих фирм сложно функционировать должным образом, даже крупным компаниям. Но главный перевозчик страны, Российские железные дороги, наоборот, не теряют оптимизма, борются с пандемией и строят планы на будущее. В данной статье мы рассмотрим, как в период пандемии осуществляет свою деятельность РЖД, какие ставят перед собой задачи и какие цели преследуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савушкина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RAILWAY INDUSTRY UNDER COVID-19

Today, every economist and non-economist expresses their opinion about the consequences of the coronavirus pandemic in 2020. Of course, all predict a recession, the need for state support of the enterprises and citizens of Russia, and a crisis that will surely come as a result of prolonged regime established in isolation, holidays, closure of industries, etc. It is also worth noting the non-systemic nature of this crisis and its special nature of development: the first, the economy is falling not from the disease and virus, but from the measures taken by the state to stop it; the second, the key feature of today's crisis is a controlled decrease in activity due to government actions; the third, the distribution of costs is extremely uneven due to the complete shutdown of some industries, the transfer to a remote format and work in compliance with strict sanitary and epidemiological measures. In the conditions of isolation and closure of many firms, it is difficult to function properly, even for large companies. But the country's main carrier, Russian Railways, on the contrary, is not losing optimism, fighting the pandemic and making plans for the future. In this article, we will look at how Russian Railways operates during the pandemic, what tasks it sets and what goals it pursues.

Текст научной работы на тему «Железнодорожная индустрия в условиях COVID-19»

Железнодорожная индустрия в условиях COVID-19

Савушкина Юлия Викторовна

кандидат экономических наук, заместитель генерального директора «НИИ Трансмаш», [email protected]

Сегодня каждый экономист и не экономист выражает свое мнение о последствиях пандемии коронавируса в 2020 году. Безусловно, все прогнозируют спад экономики, необходимость государственной поддержки предприятий и граждан России, а также кризис, который непременно наступит вследствие продолжительного введенного режима самоизоляции, нерабочих дней, закрытия части отраслей экономики и т.д. Стоит отметить также несистемность данного кризиса и его особенный характер развития: во-первых, экономика падает не от болезни и вируса, а от мер, которые предпринимает государство для его предотвращения; во-вторых, ключевая особенность сегодняшнего кризиса - контролируемое снижение активности за счет действий правительства; в-третьих, крайне неравномерно распределение издержек в связи с полной остановкой работы части отраслей, переводом на дистанционный формат и работой с соблюдением жестких санитарно-эпидемиологических мер. В условиях изоляции и закрытия многих фирм сложно функционировать должным образом, даже крупным компаниям. Но главный перевозчик страны, Российские железные дороги, наоборот, не теряют оптимизма, борются с пандемией и строят планы на будущее. В данной статье мы рассмотрим, как в период пандемии осуществляет свою деятельность РЖД, какие ставят перед собой задачи и какие цели преследуют. Ключевые слова: РЖД, Российские железные дорого, пандемия, карантин, самоизоляция, социальная дистанция, дистанцирование, коронавирус, коронавирусная инфекция, СОУЮ-19, профилактика коронавирусной инфекции.

Введение

Основная проблема, которая стоит на данный момент перед РЖД, это уменьшение числа перевозок пассажиров, и более того, обеспечение безопасных перевозок людей с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции и введение определенных мер по борьбы с вирусом для того, чтобы поездки оказались для пассажиров безопасными и комфортными.

В данной статье мы рассмотрим пути решения данной проблемы:

В ОАО «РЖД» определились, как будут продавать билеты и, соответственно, размещать в вагонах пассажиров, в связи с коронавирусом. Для этого перевозчик в самое ближайшее время введёт особый режим реализации проездных документов. Касается он поездок во всех классах поездов. Согласно новым правилам, дистанция между пассажирами, как в купе, так и в плацкарте, будет составлять не менее одного метра (Минздрав же настоятельно рекомендует, если не настаивает, на расстоянии от полутора метров до двух). В монополии же уверены, что и метра достаточно, чтобы снизить риск передать/получить заболевание вирусом во время поездки [1].

В вагоны СВ будут, как и прежде, продаваться по два билета. В купейные вагоны будут продаваться по два места вместо четырёх. Но при необходимости оформления в одном заказе до четырёх пассажиров, например, если едет семья, то это ограничение применяться не будет.

Железнодорожная индустриям в условиях COVЮ"

В монополии запустили сразу несколько акций, которые направлены на поощрение пассажиров за самоизоляцию в пределах отдельно взятого поезда. Так, при выкупе двух мест в СВ, пассажир сможет получить дисконт в размере 40% от стоимости билета. При покупке четырёх мест в купе можно сэкономить 20%. РЖД также ввели спецтарифы на «Сапсаны» и запустили ещё несколько акций на проезд в поездах дальнего следования — как весной, так и приближающимся летом. Подробнее о них вы можете узнать на официальном портале компании в разделе «Акции».

Из-за вируса РЖД приняли решение полностью закрыть все вагоны-рестораны и вагоны-бистро в своих составах.

В плацкартные вагоны планируется продавать по два места в купейную часть и нижнее боковое вместо четырёх и двух соответственно. Исключение — путешествующие семьи. По-новому разместят пассажиров и в «сидячках». Если в вагоне находятся по два ряда двухместных кресел, пассажирам продадут только места у окна. Там, где в ряду находятся по три кресла, будут продаваться билеты у окна и у прохода. Для пассажиров, которые купили билеты до того, как Роспотребна-дзор обязал держать дистанцию, предложат не уступающие по цене и предлагаемым услугам места, позволяющие соблюдать предписание ведомства. В РЖД уверяют, что мест хватит всем.

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м о

о см о см

<0

о ш т

X

3

<

т О X X

Продуктовая дрезина РЖД. Продовольствие едет в регионы по железным дорогам, минуя очаги распространения CОVID-19:

На фоне ситуации с эпидемией COVID-19 РЖД сообщают о росте перевозок продовольствия по железной дороге. Компания обеспечивает бесперебойную доставку продуктов внутри страны. «По оперативным данным за 22 дня марта, погрузка продовольственных грузов на сети железных дорог ОАО «РЖД» во внутрирос-сийском сообщении выросла на 16,9% (до 222 тыс. т), в том числе макарон — на 7% (до 11,2 тыс. т), овощей, фруктов, картофеля — в 2 раза (до 4 тыс. т), мяса — на 11,4% (до 9 тыс. т)», — сообщили в холдинге. Перевозка мясных и овощных консервов выросла на 36,3%. «Транспортировка товаров между регионами осуществляется практически со скоростью пассажирского поезда», — утверждают в РЖД. Все филиалы и «дочки» холдинга предлагают услуги по ускоренной доставке продовольствия и товаров первой необходимости.

Из Ростовской области в Дальневосточный федеральный округ в марте перевезено 270 тыс. тонн подсолнечного масла. На СКЖД запустили ускоренную перевозку скоропорта контейнерными поездами. При этом общая погрузка на северокавказском филиале монополии сократилась на 15,2%.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост перевозок продовольственных товаров по железной дороге:

На Красноярской железной дороге объёмы перевозок продовольствия увеличились на 57%. На Московской железной дороге только за 28-29 марта погружено 3,4 тыс. тонн продовольственных товаров. ЮВЖД сообщает о росте перевозок сахара, жиров, кондитерских изделий и растительных масел. При этом общая погрузка на этом филиале составила -1,9% по отношению к I кварталу 2019 года, а грузооборот снизился на 3,1%.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост перевозок продовольственных товаров по железной дороге. Отрадно. Однако слишком мало, чтобы компенсировать тот спад в погрузке, который имеет место в феврале-марте текущего года [2].

«Дочка» монополии «РЖД Логистика» планирует предоставить скидки и отсрочки платежей для своих клиентов. В первую очередь речь идёт о продуктах питания и социально значимых товарах. Клиентам «РЖДЛ», которые пользуются сервисом по перевозке мелких и сборных грузов «РЖД Экспресс» предоставят скидку в 5% и освободят от дополнительной платы за скорость доставки. Скидка на стоимость транспортировки (-5%), а также освобождение от дополнительной платы за скорость доставки.

Сильно возросла социальная значимость бесшовных мультимодальных грузоперевозок в период эпидемии, и российским грузоотправителям будут предложены лучшие логистические разработки. Все решения в рамках нашей программы поддержки принимаются в минимальные сроки и с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента, делается все возможное для упрощения и ускорения движения товаров между регионами.

ПАО «Трансконтейнер» и интермодальный оператор «Рускон» совместно с СКЖД организовали ускоренный сервис по доставке мяса птицы в рефконтей-нерах по маршруту Новороссийск — Невинномысск — Новороссийск. Возить будут мясо для группы агропредприятий «Ресурс». Впрочем, из Невинномысска

мясо отечественной птицы проследует мимо прилавков магазинов российских городов и отправится морским транспортом в КНР [3].

В любом случае продовольствия на российском рынке хватает. Собственно, об этом и говорят показатели перевозок продуктов питания по ЖД. Как хватает и инициатив в части создания всяческих сервисов и предоставления разнообразных скидок для клиентов.

Россельхознадзор упростил таможенное оформление ввозимых в Россию продуктов.

В ситуации, которая ещё совсем недавно грозила ажиотажным спросом на продовольственные товары, министерства и ведомства ввели ряд мер, дабы не допустить дефицита продовольствия на прилавках магазинов. Так, Россельхознадзор упростил таможенное оформление ввозимых в Россию продуктов. Оформление можно производить по копиям ветеринарных и фи-тосанитарных справок. Минсельхоз и Минпромторг ведут работу по оптимизации логистики с учётом возросшего спроса на продовольственные товары. Ранее Министерство промышленности и торговли рекомендовало розничным сетям готовить запасы товаров на 60 дней.

Федеральные и региональные власти призывают россиян не беспокоиться: еды хватит на всех. В Роспо-требнадзоре тоже посоветовали гражданам не делать обширных запасов продуктов: магазины имеют необходимый объём продуктов питания, который постоянно пополняется. Однако, несмотря на призывы властей, россияне упорно продолжают готовиться к неблагоприятному развитию событий. Об этом может свидетельствовать, например, гигантский спрос на морозильные камеры. За последние две недели он вырос на 1700% [4].

Также стоит отметить, что компания «Трансконтейнер» предложила участникам логистического рынка решать проблему спада перевозок и ослабления рубля консолидированными усилиями по наращиванию экспорта российской продукции и евро-азиатского транзита через территорию России. Об этом говорится в подготовленной компанией оперативной экспертизе рыночной ситуации.

По прогнозам ТрансКонтейнера, падение мировой экономики во втором квартале 2020 года составит 4,9 -6,5% по отношению к уровню IV квартала 2019 года из-за пандемии COVID-19. Ее результатом стали снижение на 10 - 11% контейнерного оборота в Китае и США за первые два месяца года, падение импорта в США по морским линиям на 15% в первые две недели марта, снижение на 7% грузооборота на основных контейнерных терминалах Европы за I квартал 2020 года.

С учетом ослабления рубля экспорт и транзит становятся выигрышной стратегией для отечественных фирм. Чтобы воспользоваться этим преимуществом, в ТК предлагают несколько рекомендаций для рынка.

Во-первых, заблаговременно фиксировать условия между участниками логистических цепочек.

Во-вторых, в условиях роста ставок на морские, автомобильные и авиационные перевозки, заранее провести более долговременную фиксацию условий и ставок на услуги железнодорожной доставки китайской продукции в Европу и обратно.

Постоянным клиентам ТрансКонтейнер готов предоставить кредитные лимиты и вносить в них оперативные изменения. В условиях дефицита порожних контейнеров на терминалах в Китае, компания готова предоставить грузовладельцам собственный парк контейнеров,

как из находящихся в Китае, так и накопленный дополнительный сток из новых контейнеров на территории России.

Эти меры позволят увеличить долю перевозок железнодорожным транспортом, как наиболее надежным, сбалансированным по срокам доставки и ставкам и наименее подверженным карантинным ограничениям, считают в компании.

Но стоит отметить, что в условиях пандемии, например, тульское отделение московской железной дороги работает в привычном графике. Объем перевезенных грузов не уменьшился и равен показателям января -марта 2019 года. По-прежнему по стальным магистралям везут уголь, нефтепродукты, зерновые, стройматериалы.

За сутки через станцию «Плеханово» проходит 1300 вагонов. Они сортируются и, как километровый пазл, сцепляются в 20 железнодорожных составов. Каждый из них везёт по 4 тысячи тонн груза. Это может быть уголь, нефтепродукты, зерновые, стройматериалы или другая промышленная продукция. В условиях пандемии железнодорожная отрасль работает в привычном режиме.

Сегодня железнодорожники говорят, что не замечают какого-либо падения, объём грузов у них сохранился, все находятся на рабочих местах. Железнодорожный транспорт, по их словам, работал, работает и будет работать, потому что обеспечивает жизнедеятельность нашей страны, экономики России.

Тульский регион Московской железной дороги - один из крупнейших на столичной магистрали. В его обслуживании занято более 6 тысяч человек, а суммарная длина путей превышает полторы тысячи километров. В этом году по железным дорогам Тульской области перевезено более 23 миллиона тонн грузов. Больше половины этого объёма - продукция химической промышленности.

Заключение.

Из-за снижения пассажиропотока с РЖД временно отменяют 53 поезда и сокращают периодичность курсирования 37 поездов формирования «Федеральной пассажирской компании». Новые изменения вступили в силу уже с 7 апреля. Меры связаны со снижением пассажиропотока на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Все отмены временны, но когда поезда вернутся в расписание — сейчас не известно никому [5].

Режим самоизоляции в российских регионах наносит удар по пассажирскому сообщению внутри страны. Перевозка пассажиров поездами дальнего следования в марте 2020 года сократилась 19,9%. С 21 марта число пассажиров снизилось на 50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Причина в нынешней ситуации банальная — из-за коронавируса. С продлением режима самоизоляции у пассажиров нет возможности планировать поездки. Внутрироссийский туризм замер, курортные города, как и вся страна, на карантине. Остаются только командировочные и пассажиры, которые возвращаются в свои регионы или совершают поездки в случае острой необходимости.

Литература

1. Ежеквартальный обзор мировой выставочной индустрии.

https://ruef.rU/assets/files/coronavirus/Digest_1.pdf//2020

2. Маркетинговое исследование «COVID-19: угрозы и вызовы для событийной индустрии в России. Результаты опроса участников рынка. Март-апрель 2020»// https://www.mice.ru/images/news/2020/NBRussia_COVID-19.pdf//2020

3. Последствия коронавируса COVID-19 для экономики России и пути их преодоления.// https://zen.yandex.ru/media/primelook/posledstviia-koronavirusa-covid19-dlia-ekonomiki-rossii-i-puti-ih-preodoleniia-5eb5f675d7c7396a9aa4aa46//2020

4. Практические меры реагирования на кризис, вызванный вспышкой коронави-руса//https://www.pwc.ru/ru/puЫications/how-covicM9-is-impacting-power-and-utilities.html//2017-2020

5. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федера-^//https://1economic.ru/lib/110126//2020

6. Использование метода межотраслевого баланса для научного обоснования стратегического развития железнодорожной системы России / Ивантер В.В., Узяков М.Н., Широв А.А., Михайлов В.В., Пехтерев Ф.С., Замковой А.А., Шестаков П.А., Попова Е.В., Лещев М.В. Ответственный за выпуск О.В.Павлова. Москва, 2015.

The railway industry under COVID-19 Savushkina Yu.V.

Transmash Research Institute

Today, every economist and non-economist expresses their opinion about the consequences of the coronavirus pandemic in 2020. Of course, all predict a recession, the need for state support of the enterprises and citizens of Russia, and a crisis that will surely come as a result of prolonged regime established in isolation, holidays, closure of industries, etc. It is also worth noting the non-systemic nature of this crisis and its special nature of development: the first, the economy is falling not from the disease and virus, but from the measures taken by the state to stop it; the second, the key feature of today's crisis is a controlled decrease in activity due to government actions; the third, the distribution of costs is extremely uneven due to the complete shutdown of some industries, the transfer to a remote format and work in compliance with strict sanitary and epidemiological measures. In the conditions of isolation and closure of many firms, it is difficult to function properly, even for large companies. But the country's main carrier, Russian Railways, on the contrary, is not losing optimism, fighting the pandemic and making plans for the future. In this article, we will look at how Russian Railways operates during the pandemic, what tasks it sets and what goals it pursues. Keywords: Russian Railways, Russian Railways, pandemic, quarantine, self-isolation, social distance, distancing, coronavirus, coronavirus infection, COVID-19, prevention of coronavirus infection. References

1. A quarterly review of the global exhibition industry. https://ruef.ru/assets/files/coronavirus/Digest_1.pdf//2020

2. Marketing research "COVID-19: threats and challenges for the

event industry in Russia. The results of a survey of market participants. March-April 2020 "// https://www.mice.ru/ images/news/2020/NBRussia_COVID-19.pdf//2020

3. The consequences of the coronavirus COVID-19 for the Russian

economy and ways to overcome them. // https://zen.yandex.ru/media/primelook/posledstviia-koronavirusa-covid19-dlia-ekonomiki-rossii-i-puti-ih-preodoleniia -5eb5f675d7c7396a9aa4aa46 // 2020

4. Practical response to the crisis caused by an outbreak of coronavirus // https: //www.pwc.ru/ru/publications/how-covid-19-is-impacting-power-and-utilities.html//2017-2020

5. Analysis of the impact of the COVID-19 pandemic on the development of enterprises in the Russian Federation // https: //1economic.ru/lib/110126//2020

6. Using the input-output balance method for the scientific substantiation of the strategic development of the railway system in Russia / Ivanter V.V., Uzyakov M.N., Shirov A.A., Mikhailov V.V., Pekhterev F.S., Zamkova A. A., Shestakov P.A., Popova E.V., Leshchev M.V. Responsible for the release of O. V. Pavlov. Moscow, 2015.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.