Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19 НА ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19 НА ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшина В.С., Степанова И.С.

Одним из самых главных событий 2020 года стала пандемия вируса Covid-19. Она очень сильно повлияла в целом на все сферы жизни в мире, в том числе и на глобальном рынке. В связи с пандемией, закрытием международного сообщения, карантином и, в целом, режима самоизоляции по всеми миру закрылось огромное количество компаний, производственных предприятий, магазинов, произошли крупные серьезные изменения в экономике стран, внешнеэкономической деятельности и логистики. В большей степени пострадала экономика Китая, так как она является самой крупной страной-производителем на сегодняшний день, а также она первая приняла на себя удар пандемии, но помимо Китая пострадали и многие другие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE TRANSPORTATION SUPPLY OF INTERNATIONAL TRADE

One of the most important events of 2020 was the Covid-19 virus pandemic. She greatly influenced in general all spheres of life in the world, including the global market. In connection with the pandemic, the closure of international traffic, quarantine and, in general, the self-isolation regime, a huge number of companies, manufacturing enterprises, shops have closed all over the world, there have been major serious changes in the economies of countries, foreign economic activity and logistics. China's economy has suffered the most, as it is the largest producing country to date, and it was also the first to take the hit of the pandemic, but many other countries were affected besides China.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19 НА ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 339.5

Матюшина В.С.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

Степанова И.С.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19 НА ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация: одним из самых главных событий 2020 года стала пандемия вируса Covid-19. Она очень сильно повлияла в целом на все сферы жизни в мире, в том числе и на глобальном рынке. В связи с пандемией, закрытием международного сообщения, карантином и, в целом, режима самоизоляции по всеми миру закрылось огромное количество компаний, производственных предприятий, магазинов, произошли крупные серьезные изменения в экономике стран, внешнеэкономической деятельности и логистики. В большей степени пострадала экономика Китая, так как она является самой крупной страной-производителем на сегодняшний день, а также она первая приняла на себя удар пандемии, но помимо Китая пострадали и многие другие страны.

Ключевые слова: влияние пандемии, цепочки поставок, логистические тенденции, рынок грузоперевозок.

Последний год пандемии коронавируса Covid-19 очень сильно повлияла в целом на все сферы жизни в мире, в том числе и на глобальном рынке. В связи с пандемией, закрытием международного сообщения, карантином и, в целом, режима самоизоляции по всеми миру закрылось огромное количество компаний,

производственных предприятий, магазинов, произошли крупные серьезные изменения в экономике стран, внешнеэкономической деятельности и логистики.

По экономике и логистике стран нанесла сильнейший удар мировая пандемия коронавируса. Вызванный пандемией кризис спровоцировал остановку многих производств, изменил спрос, вызвал введение различных ограничений. Ситуация в мире вызвала сильнейший дисбаланс грузопотоков, в связи с чем страны и международные организации вынуждены быть в приоритет поставить поддержку цепочкам поставок товаров. 7 апреля 2020 года были обнародованы Международной федерацией работников транспорта и Международным союзом дорожного транспорта открытые письма ко всем странам с просьбой о помощи в поддержке транспортной отрасли. [1].

Что касается основных мировых логистических тенденций, то из-за закрытия границ, роста курса доллара, снижение спроса и покупательской способности, изоляции населения и введения карантина произошло снижение грузопотока в мире. Так как многие компании, предприятия и торговые точки закрылись, то и перевозить становилось нечего и некому. [2].

Рассмотрим текущую ситуацию в логистике в разных странах. Все началось с Китая, и он первым справился с данной ситуацией, поэтому его рассмотрим первым.

В Китае были разрушены все стандартные мультимодальные цепочки поставок и в целом пострадали все виды перевозок. В связи с этим, практически все логистические компании, чтобы справить с возникшими проблемами, начали срочно заменять звенья цепочек поставок. Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, но логистические заторы удалось преодолеть. [3].

В условиях пандемии вируса Covid-19 самым основным видом транспорта в цепочках поставок стал железнодорожный транспорт. Железнодорожным транспортом перемещалась основная часть медицинских грузов в стране. Благодаря этому, многие компании, заводы, предприятия и

фабрики смогли намного быстрее вернуться в рабочий режим. В феврале 2020 года Гуанчжоу уже восстановил железнодорожное сообщение с Россией, а в мае 2020 года восстановилось сообщение с Азией. [1].

Морская логистика требует больше времени на восстановление работы, но проблемы удалось решить достаточно быстро. Логистические компании старались гибко реагировать на возникающие сложности. Кроме того, китайские таможенные службы достаточно эффективно работают в сложившихся обстоятельствах. Были открыты «зеленые коридоры» для отдельных категорий товаров, сократилось их время оформления и т.п. Все это помогло намного быстрее восстановить международную поставку товаров.

Экономика Евросоюза сильно пошатнулась в связи с карантинными мерами, количество клиентов у транспортных компаний значительно сократилось, движение грузового транспорта полностью не закрыли, но действуют ограничения. [4].

В целом произошло снижение объема международных перевозок и перевозок внутри Европы. В Евросоюзе отменили ограничения, которые запрещали движение грузового транспорта в выходные дни. Также, ставки внутри Европы снижаются.

Влияние пандемии также не обошло стороной российскую логистическую отрасль. Отечественные логистические компании начиная с апреля 2020 года потерпели колоссальные убытки. В первую очередь пострадал авиационный сегмент. Основным «хлебом» для данного сегмента являлся туризм. В связи со вспышкой эпидемии, которая привела к закрытию границ, туристическая отрасль потерпела серьезный упадок, что и привело отмене авиарейсов. [5].

В связи с отменной авиарейсов, спрос на морские перевозки вырос. Но в тоже время в работе международных морских контейнерных перевозчиков нарушился баланс. В одних странах спрос на контейнеры превышал их

физическое наличии, а в других странах контейнеры пустовали. При этом многие суда «застряли» в воде из-за закрытия границ.

Что касается автомобильного сегмента, то эпидемия также внесла свои корректировки. Для туристов пешие границы также закрыты, но грузоперевозка во многих странах была разрешена. Стоит отметить, что Молдавия и Сербия закрыла свои границ в том числе и для грузового транспорта. Временной интервал доставки товаров значительно увеличился, так как водители грузовых автомобилей больше обычного тратят время при переходе таможенных границ, так как на каждом пограничном пункте у водителей измеряют температуру и проверяют наличие требуемых медицинских документов, подтверждающие о том, что водитель является здоровым и имеет права пересекать границу. Также намного тщательнее проверяют перевозимый товар и сопутствующие документы. Но при этом спрос на автомобильный сегмент повысился за счёт невозможности отправки другими видами транспорта. К примеру, весной 2020 года отправлена грузов из Дальнего Востока в Сибирь были отправлены автомобильным транспортом вместо авиатранспорта. [2].

Единственным сегментов, на который положительно сказалась пандемия, это железнодорожный транспорт. Спрос на контейнерные ж/д перевозки вырос. К примеру, ОАО РЖД отметил рост перевозок продуктов питания на фоне эпидемии. Также выявлена тенденция переходу от авто к ж/д транспорту во время пандемии. В настоящее время логистическая транспортировка грузов между Россией, Китаем и Европейским союзом наиболее надежно осуществляется благодаря железнодорожному транспорту, так как, в первую очередь, ж/д отрасль поддерживается государством. [3].

В заключении, хотелось бы выделить общие тенденции, которые возникли на фоне пандемии в логистической отрасли. Это, прежде всего, изменение логистических международных цепочек поставок и рост внутрироссийский трафик, а также повышение спроса на сборные грузы. Возможные новыми тенденциями в логистической отрасли в 2021 году могут

стать создание коллабораций среди логистический операторов, а также диджитализация логистической отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Информационный портал для участников ВЭД "CustomsForum.ru" [Электронный ресурс] - URL: https://customsforum.ru (Дата обращения: 25.10.2020) Информационный портал с событиями в сфере логистики "Logirus.ru" - URL: http://logirus.ru (Дата обращения: 02.11.2020)

Информационно-аналитическое агентство "SeaNews" - URL: https://seanews.ru (Дата обращения: 29.10.2020)

Оксфордский институт экономической политики - URL: https://www.oxfordeconomics.com (Дата обращения: 21.10.2020) Транспортная сфера в контексте СOVID-19 // Официальный сайт счетной палаты Российской Федерации - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-transport.pdf (Дата обращения: 15.11.2020

Matyushina V.S.

Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint Petersburg)

Stepanova I.S.

Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint Petersburg)

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE TRANSPORTATION SUPPLY OF INTERNATIONAL TRADE

Abstract: one of the most important events of 2020 was the Covid-19 virus pandemic. She greatly influenced in general all spheres of life in the world, including the global market. In connection with the pandemic, the closure of international traffic, quarantine and, in general, the self-isolation regime, a huge number of companies, manufacturing enterprises, shops have closed all over the world, there have been major serious changes in the economies of countries, foreign economic activity and logistics. China's economy has suffered the most, as it is the largest producing country to date, and it was also the first to take the hit of the pandemic, but many other countries were affected besides China.

Key words: impact of the pandemic, supply chains, logistics trends, freight market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.