Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ В РОССИИ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЕШБЭК / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТУРБИЗНЕСА / ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИЗМА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рысаева М. А.

В статье рассмотрены итоги влияния коронавирусной инфекции на развитие отечественного туризма. Материалы статьи характеризуют воздействие пандемии на деятельность туристического рынка через участников туристического рынка: туристов, турагентов и туроператоров, предприятий индустрии гостеприимства. Автором проанализированы основные экономические показатели развития российского туризма в допандемийный и пандемийный период. Дана характеристика реализуемых правительством РФ мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержки экономики. Представлены антикризисные меры государственной поддержки предприятий российского туристического бизнеса. Автором публикации особый акцент сделан на значимость государственной программы субсидирования поездок по России - туристический кешбэк, как механизма смягчения отрасли от коронавирусных последствий. Проанализировано текущее состояние отрасли, определены ее современные тенденции, отражены перспективы развития туристического сектора страны в постпандемийное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE SPHERE OF TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the results of the impact of coronavirus infection on the development of domestic tourism. The materials of the article characterize the impact of the pandemic on the activity of the tourism market through the participants of the tourism market: tourists, travel agents and tour operators, hospitality industry enterprises. The author analyzed the main economic indicators of the development of Russian tourism in the pre-pandemic and pandemic period. The characteristics of the measures implemented by the government of the Russian Federation to combat coronavirus infection and support the economy are given. The anti-crisis measures of state support for Russian tourism enterprises are shown. The recognition of the tourism industry as one of the most affected during the pandemic led to the introduction of a number of anti-crisis government measures. State support measures were actively developed and implemented promptly, taking into account all the realities of the course of the coronavirus infection. The Government of the Russian Federation proposed about 11 measures, 9 of which were aimed at preventing the bankruptcy of enterprises in the tourism industry.The author of the publication placed special emphasis on the importance of the state program for subsidizing trips around Russia - tourist cashback, as a mechanism to mitigate the industry from coronavirus consequences. The current state of the industry is analyzed, its current trends are identified, and the prospects for the development of the country's tourism sector in the post-pandemic period are reflected.Assessing the impact of coronavirus infection on tourist movements within our country after the past two years, we note that the Russian tourism market has adapted to the current situation. Almost all subjects of the Russian Federation accept tourists with already familiarreservations: the presence of covid-certificates about vaccination or past illness, compliance with the mask regime when visiting tourist sites.The most indicative trend that has formed in the Russian tourism industry market over the entire period of the pandemic is an even greater reorientation of both producers and consumers of tourist services to travel within their own country.The instability of the sanitary and epidemiological situation in time and space naturally predetermined changes in the consumer behavior of Russian tourists:the depth of booking tours sank sharply. If in the pre-Covid era the purchase of last minute travel services was dictated by the desire of consumers to save money, now booking tours shortly before they start has become a mass practice;another consequence of the pandemic has been the interest of tourists in traveling outside peak dates and (or) inaccessible places with low tourist traffic. The choice of non-classical accommodation facilities (tourist bases, camping, etc.) or places not spoiled by tourism is more reasonable from the point of view of covid security and, logically, should dominate over mass resort destinations filled with vacationers;from other behavioral aspects of Russian tourists during the pandemic period, we highlight the decrease in the share of travelers in the 55+ age category; increase in the number of purchased travel insurance; growth in bookings for high-accommodation tours; increase in the cost of tours in most outbound destinations.The future after the coronavirus. The resilience of the tourism sector at the end of the pandemic can be achieved through the following transformations.Mitigation of the socio-economic consequences of the pandemic. Diversification of products and markets, promotion of domestic tourism. Digitalization (digitalization of the tourism ecosystem, creation of innovative solutions, investment in digital skills). Ecologization (promotion of sustainable development, development of nature tourism). Coordination and partnership to transform the sector and achieve sustainable development goals.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 8 (74). № 3. 2022 г. С. 148-164.

УДК: 338.48

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рысаева М. А.

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Казань, Российская Федерация

E-mail: mrysaeva@nbox.ru

В статье рассмотрены итоги влияния коронавирусной инфекции на развитие отечественного туризма. Материалы статьи характеризуют воздействие пандемии на деятельность туристического рынка через участников туристического рынка: туристов, турагентов и туроператоров, предприятий индустрии гостеприимства. Автором проанализированы основные экономические показатели развития российского туризма в допандемийный и пандемийный период. Дана характеристика реализуемых правительством РФ мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержки экономики. Представлены антикризисные меры государственной поддержки предприятий российского туристического бизнеса. Автором публикации особый акцент сделан на значимость государственной программы субсидирования поездок по России — туристический кешбэк, как механизма смягчения отрасли от коронавирусных последствий. Проанализировано текущее состояние отрасли, определены ее современные тенденции, отражены перспективы развития туристического сектора страны в постпандемийное время. Ключевые слова: туризм в России, коронавирусная инфекция, туристический кешбэк, меры государственной поддержки российского турбизнеса, перспективы туризма после пандемии.

ВВЕДЕНИЕ

Проблематике влияния коронавирусной инфекции на отечественную индустрию туризма посвящены исследования целого коллектива авторов, среди которых отметим: Г. А. Симонян, А. А. Сарян [1], Н. В. Лутовинова, А. А. Смагина, В. В. Чижикова, М. В.Сошенко, Д. Р.Бекбулатова [2], С. В. Зограбяна [3] и др.

Общими положениями, изложенными в публикациях по рассматриваемому вопросу, является изучение актуальных проблем туризма, которые возникли в связи с распространением в России и в других государствах пандемии коронавируса, вызвавшей глобальный кризис. В работах авторов определено влияние пандемии на состояние туризма в России. Указаны предполагаемые экономические потери российских туристических предприятий в результате установления запретов в период карантина и самоизоляции граждан. Определены структурные изменения туристского рынка, вызванные кризисом. Спрогнозировано существенное изменение структуры российского туристского рынка, являющихся следствием коронавируса.

Цель исследования — анализ влияния коронавирусной инфекции на современное состояние и перспективы развития российского туризма.

Задачи исследования:

— охарактеризовать основные этапы состояния развития отрасли в условиях коронавируса;

- проанализировать статистические показатели туризма, отражающие в динамике последних лет функционирование отрасли в разрезе международного и внутреннего туризма, в том числе с учетом ковид-фактора;

- проанализировать антикризисные меры государственной поддержки предприятий российского турбизнеса в условиях пандемии COVID-19;

- оценить промежуточные итоги влияния коронавируса на деятельность туристских предприятий.

- определить перспективные направления российского туризма в условиях постпандемии.

Исследование сфокусировано на определении основных направлений трансформации индустрии туризма и определении точек ее дальнейшего экономического роста, на базе анализа и оценки развития индустрии туризма под влиянием макроэкономических факторов в регионах РФ. Дана оценка состояния индустрии туризма в регионах РФ и ее влияния на их социально-экономическое развитие, а также анализ эффективности государственной политики в сфере туризма в условиях пандемии. Объектом анализа стали три основных направления трансформации индустрии туризма в современных условиях: пандемия, цифровизация и трансформация видов туризма и туристских продуктов.

На протяжении вот уже более двух лет коронавирусная инфекция прочно укрепилась в общественном сознании, «подчинив» в прямом смысле этого слова ведение повседневной жизнедеятельности. Существенное влияние вируса мы можем наблюдать через призму первичных потребностей человека, одной из которых является потребность в отдыхе, важнейшей формой которой является рекреация. Термин «рекреация» определяется как деятельность человека в свободное от работы время, с целью укрепления физических и духовных сил, осуществляемая на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства. Туризм как основная форма рекреации была одной из тех сфер российской экономики, которая в числе первых попала под удар пандемии.

Возникнув изначально как форс-мажор, вызвавший неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию во всем мире, ковид-фактор естественным образом нашел стремительное отражение в экономической, социальной, культурной структуре общества, определив необходимость к принятию и вовлечению адаптивных мер в изменившихся реалиях жизнедеятельности. В полной мере серьезной трансформации потребовала и сфера российского туризма, испытавшая на себе все перипетии развития пандемии. Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма, представленным в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимым от сезонности. Проявились и пробелы в готовности правительства и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы. Изменения в организации путешествий напрямую коснулись всех участников туристического рынка: от производителей и реализаторов туристского продукта и услуг до потребителей.

Далеко не полный перечень проблем, охарактеризованный выше с которым столкнулся весь мировой туризм будет являться ключевым вопросом в рамках данной публикации. Основной интерес автора в данной научной статье будет сводиться к рассмотрению хроники влияния коронавирусной инфекции на отрасль российского туризма с учетом текущих реалий и перспектив ее развития.

Чтобы проследить масштабы последствий пандемии в российском туризме целесообразным на взгляд автора будет проведение сравнительной параллели с ключевыми мировыми рынками туризма на основании таких статистических показателей как общее число зарегистрированных случае пандемии, сокращение туристического потока, экономические потери отрасли стран. Полученная информация позволит сформировать представление о степени масштабности вовлеченности отрасли российского туризма на примере других стран в постпандемийный кризис и возможных сценариях выхода из него.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Декабрь 2019 года надолго войдет в историю мирового туризма. Глобальная пандемия коронавирусной инфекции и принятые карантинные меры отразились на всех секторах российской экономики. В числе наиболее пострадавших оказалась и туристическая отрасль. Коллапс всего международного туризма, катастрофическое падение всех показателей туризма, резкое снижение доходов туроператоров, отелей, авиакомпаний - следствие уже хорошо известного на весь мир вируса из китайского Уханя, известного как коронавирусная инфекция (COVID-19).

По данным Организации Объединенных Наций (ООН), развитие индустрии международного туризма по окончании 2020 года соответствовало уровню конца 1980-х гг. В масштабах всей планеты отрасль недосчиталась примерно миллиарда туристов, по самым скромным подсчетам мировой туризм недополучил доходов в 1,3 трлн долларов, что в 11 раз превышает потери от финансового кризиса 2009 г. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), коронавирус привел к спаду числа путешествий на 70-75%.

Сложная ситуация наблюдалась и на рынке российского туризма. Общие потери российской туристической индустрии за последние два года только по официальным данным оцениваются приблизительно в 1,5 трлн рублей, чуть более 1 млн туристов по итогам ушедшего 2021 года получили равнозначные туры или денежные возвраты. Однако, несмотря на позитивную динамику, очевидно, что ситуация на российском рынке организованного туризма пока остается сложной. По данным Федерального агентства по туризму (ведомство к настоящему времени упразднено, его функции переданы Министерству экономического развития), финансовые обязательства туроператоров за нереализованные туры по так и не открывшимся выездным направлениям (преимущественно в Европе и Юго-Восточной Азии) составляют около 10 млрд руб.

Территориальное распространение коронавирусной инфекции за все время пандемии масштабно, затронуто все мировое пространство, что естественным образом не могло не сказаться на изоляции большинства направлений для международных визитеров, изменений в динамике туристских перемещений во времени и пространстве, ввода ограничительных мер, направленных на стабилизацию ситуации, катастрофических экономических потерь и пр. В самые пиковые фазы развития пандемии мировой туризм оказался отброшен на 30 лет назад, к уровню 1990 года, сокращение международных туристских потоков в 2020 году

составило 72%. По итогам 2020 года страны мира приняли на 900 миллионов меньше туристов, чем за тот же период 2019 года.

Интересным представляется проанализировать через ряд статистических макроэкономических показателей, как шло распространение ковид-пандемии на ключевых рынках международного туризма в самый пик разгара вируса (табл. 1).

Таблица 1.

. Влияние коронавирусной инфекции на ключевые рынки мирового туризма

№ Страна Число Количество Количество Экономические

п/п зарегистрированных международных международных потери отрасли

случаев за все время пандемии (млн чел.) туристских прибытий 2019г. (млн чел.) туристских прибытий 2020г. (млн чел.) (по итогам 2020г.), млрд долл. США

1 США 97 797 561 78,7 30,0 147

2 Франция 37 232 493 90 17,5 42

3 Германия 35 932 654 39,4 12,4 34,6

4 Италия 23 642 011 64,6 23,5 29,6

5 Китай 11,029878 67,5 30,4 26

6 Россия 21 477 926 32, 8 9,6 600 ( в руб.)

7 Турция 16 919 638 52,5 12,7 34,5

8 Испания 13 529 643 83,8 19,0 46,7

9 Таиланд 4 695 207 39,7 6,7 37,5

Составлено по [4].

Обобщив табличные данные, учитывая итоги прошедшего 2021 года, отметим, что наибольшее сокращение туристического потока наблюдалось в следующих макрорегионах мира: Азиатско-Тихоокеанский регион (-95% иностранных прибытий по сравнению с 2019 годом), Европа (-85% к 2019 году), Ближний Восток (-83%), Африка (-81%), Америка (-72%) [5].

В 2021 году было зафиксировано 415 млн международных поездок — это всего на 4% больше, чем в 2020 году. По сравнению с 2019 годом количество международных поездок уменьшилось на 72%.

Согласно Барометру мирового туризма Всемирной туристской организации, за первое полугодие 2022 года в мире было зарегистрировано почти 250 млн международных прибытий, в то время как за аналогичный период 2021 года это было 77 млн прибытий. Туристический сектор восстановился почти наполовину 46% по сравнению с допандемийным уровнем 2019 года.

Касаемо нашей страны, туристический поток из России за границу сократился на 40% по сравнению с показателями допандемийного 2019 года, число въездных поездок иностранных туристов сократилось в 25 раз по сравнению с доковидным периодом.

Обобщив общую картину влияния пандемии на примере крупных географических рынков международного туризма, перейдем к более детальному рассмотрению изучаемой проблематики вопроса в отечественной индустрии.

Представим ряд макроэкономических показателей туризма, отражающих в динамике последних лет функционирование отрасли в разрезе международного и внутреннего туризма, в том числе с учетом ковид-фактора (табл. 2).

Таблица 2.

Вклад туризма в экономику России в 2018-2020 гг._

Показатели развития туризма 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. (по ит. 2 кв.)

Доля сферы путешествий и туризма в ВВП страны в % 4,9 2,7

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. 172,1 179,8 91,9 30,0

Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб. 255,7 247,3 181,6 70,7

Составлено по [6].

Признание туристической отрасли как одной из самых пострадавших во время пандемии повлекло за собой введение целого ряда антикризисных государственных мер (табл. 3).

Стоит отметить, что меры государственной поддержки активно разрабатывались и внедрялись оперативно, с учетом всех реалий течения коронавирусной инфекции, когда Правительством РФ было предложено порядка 11 мер, 9 из которых были направлены на недопущение банкротства малого и среднего бизнеса в туриндустрии.

Отсрочка обязательств туроператоров по несостоявшимся турам в период активной фазы развития пандемии оказалась одной из самых эффективно принятых антикризисных мер. Взаимодействие всех заинтересованных в отрасли сторон во главе с поддержкой государства, популяризация внутреннего туризма, обязательная вакцинация населения, давшая возможность открывать для себя просторы своей страны, а также пусть и ограниченного на данный момент посещения ряда зарубежных стран позволила около половине туроператоров полностью выполнить свои обязательства перед туристами, а туроператорский рынок избежал массовых банкротств.

Отметим, что ряд представленных и реализуемых выше мер (льготы на внутренний туризм для семей, программа кешбэк) предусмотрены для граждан, но их суть — стимулировать туристов к поездкам по России, увеличивая популярность внутреннего туризма среди населения и укрепляя стабильность отечественной туристической отрасли.

Туристический кешбэк — государственная программа субсидирования поездок по России, разработанная и курируемая Федеральным агентством по туризму, стартовала в августе 2020 года. В рамках реализации данной программы осуществляется оплата туристических услуг картой «Мир» с возвратом 20% от потраченной суммы в течение 5 дней с момента осуществления платежа. По большому счету можно говорить о том, что потребители получили фактически

снижение цены на продукт. Под действие программы туристического кешбэка попадают приобретенные туристские продукты, продолжительностью не менее трех дней, помеченные специальным знаком «Мир» или «Кешбэк».

Таблица 3.

Антикризисные меры государственной поддержки предприятий российского туризма в условиях пандемии СОУГО-19

Антикризисные меры поддержки Детализация мер поддержки Действие введенных мер

Мораторий на банкротство туристических компаний Налоговые каникулы Временное ограничение на возбуждение дел о банкротстве До января 2021 года.

Отсрочка на уплату налогов и страховых взносов туроператоров и авиакомпаний До конца 2020г.

Льготное кредитование для турфирм Льготный кредит при условии сохранения занятости на уровне не ниже 90% по ставке 3% годовых До декабря 2021г.

Возврат туроператорами денежных средств клиентам за несостоявшиеся туристические поездки Бюджетные субсидии туроператорам в сфере выездного туризма для возврата денежных средств клиентам за несостоявшиеся туристические поездки До конца 2020г.

Перенос обязательств туроператоров по «ковидным» турам Перенос обязательств туроператоров по турам, не состоявшимся в 2020 году из-за пандемии До конца 2022г.

Отмена взносов для туроператоров в фонд «Турпомощь» Снижение взносов для туроператоров в фонд персональной ответственности/Турпомощь Взнос туроператорами 0,25 % вместо 1 % от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма 2020-2021гг. До апреля 2022г.

Возмещение расходов туроператоров на вывоз туристов Компенсация убытков туроператорам, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам в составе турпродукта, а также расходов на вывоз российских туристов из стран До конца 2020г.

Стимулирование внутреннего туризма по программе «Кешбэк» Возврат 20 % стоимости от поездки по России Август 2020-по н/в

Субсидии авиакомпаниям Субсидии судоходным компаниям Сохранение численности авиационного персонала на уровне не менее 90% от списочного состава. Субсидии судоходным компаниям, которые занимаются морскими и речными круизами на выплаты по договорам лизинга. Выплата субсидий за февраль-ноябрь 2020 года. Март-декабрь 2020 г.

Составлено по [7].

Участниками программы, реализующими туристские услуги, являются около 3,5 тысяч туристических предприятий: ведущие туроператоры и средства размещения страны, санаторно-курортные учреждения, туристические онлайн - агрегаторы. Этапы программы стимулирования внутренних поездок по России:

1 этап: 21-28 августа 2020г. с реализацией приобретенной услуги потребителем до 31 декабря.

2 этап: 15 октября-5 декабря 2020 г. с реализацией приобретенной услуги потребителем до 10 января 2021г.

3 этап: 18 марта-15 июня 2021г. с реализацией приобретенной услуги потребителем до 30 июня включительно.

4 этап: 16 июня-10 сентября 2021г.

5 этап: 18 января-12 апреля 2022г. с реализацией приобретенной услуги потребителем не позднее 30 апреля 2022 года.

6 этап: с 15 марта и до 1 мая с реализацией приобретенной услуги потребителем не позднее 1 июля 2022 года

7 этап: 25 августа-10 сентября 2022г. Отправиться в поездку с кешбэком можно будет с 1 октября и до 25 декабря текущего года.

Согласно данным Ростуризма наиболее популярными направлениями, реализуемыми по программе «Туристический кешбэк», являются республики Крым, Татарстан и Башкирия, а также Калининградская и Тюменская области. Среди представленных регионов нашей страны помимо традиционно востребованных среди российских туристов направлений представлены регионы Урала и Сибири. Интерес к ним, как подчеркивают эксперты отрасли, в нынешних сложных ковид - условиях, определен оптимальным соотношением цена-качество предоставления санаторно-курортных услуг. Так, стоимость в сутки на отдых и лечение в санаториях Тюменской области по программе кешбэка составляет 3 340 рублей в сутки, в то время как базовый оздоровительный набор в Ленинградской области и Алтайском крае более чем на 1000 рублей дороже.

Вариативность временных рамок совершения путешествий по кешбэку дает возможность гражданам нашей страны отдохнуть не только в высокий сезон, но и в межсезонье, обеспечивая как потребителям, так и производителям услуг вариативность спроса, цены и круглогодичности предоставляемых услуг. Под действие туристического кешбэка попадают не только готовые пакетные туры, формируемые на всех видах транспорта, но и отдельные его составные услуги: размещение, перевозка, экскурсионные услуги.

Программа частичного возврата денег при покупке российских туров при всей казусности ситуации, обусловленной ковид — фактором явилась мощным инструментом привлечения внимания наших граждан к туристическим возможностям собственной страны. В связи с этим хотелось бы отметить интересное наблюдение, имеющее место быть в российском туризме в последнее десятилетие -тренд на развитие отечественного туризма. Достаточно вспомнить кризисные времена различного происхождения конца прошлого десятилетия (2009, 2014, 2017 гг.), сильно тогда ударившие не только по экономике страны, но заметно подкосившие индустрию туризма, преимущественно выездного, традиционно более востребованного на рынке предоставления туристских услуг. Девальвация российского рубля, банкротство ведущих туроператоров (Натали - Турс, Лабиринт, Нева и др.) снижение потребительской способности россиян — хорошо запомнившиеся следствия тех кризисов. Пандемия в 2020 году заставила отрасль

окончательно вносить хорошо забытые, но так необходимые в нынешние времена векторы на развитие местного туризма. В связи с этим программа кешбэк, которая стартовала в августе 2020 года, уже демонстрирует положительные результаты на поприще внутреннего туризма, поддерживая по большому счету в условиях продолжающихся ковид-ограничений функционирование всего российского туризма. По данным Ростуризма, за время действия программы россияне приобрели туров и оплатили проживание в отелях более чем на 34 млрд руб. При этом в виде кешбэка им вернулось около 6,7 млрд руб. По данным Ассоциации туроператоров России, программа стимулирования внутреннего туризма дает регионам от 5 до 25% дополнительного турпотока. Как отмечают эксперты отрасли, программа туристического кешбэка открыла для российских граждан относительно не массовые виды отдыха и путешествий по России, которые ранее были для них малодоступны в первую очередь из-за стоимости — речные круизы, поездки на Байкал, регионы Русского Севера, Дальний Восток и др. [8].

Оценивая по истечении последних двух лет влияние коронавирусной инфекции на туристские перемещения внутри России, отметим, что российский рынок туризма ныне уже адаптирован к сложившейся ситуации. Практически все субъекты РФ принимают туристов с уже ставшими привычными оговорками: наличие ковид-сертификатов о прохождении вакцинации или перенесенном заболевании, соблюдение масочного режима при посещении объектов туристской направленности. Положительная динамика развития вируса, в первую очередь фиксируемый сегодня спад заболеваемости в нашей стране определил снятие обязательных санитарных ограничений по большинству внутренних направлений. Признание рядом зарубежных стран (Балканы, страны Карибской зоны, ряд курортов Юго-Восточной Азии и др.) отечественных вакцин открывает возможность российским гражданам осуществлять международные поездки. Но непредсказуемость течения ситуации не может гарантировать постоянство в этом вопросе, поэтому говорить об устойчивости отрасли преждевременно, как и во всем мире.

Влияние пандемии на состояние российского туризма мы уже можем оценить через ряд наметившихся тенденций, имеющих все основания закрепиться в отрасли и после ее окончания. Пожалуй, наиболее показательным трендом, сформировавшимся на рынке отечественного туризма за все время пандемии, является еще большая переориентация как производителей, так и потребителей туристских услуг на путешествия внутри своей страны. В пиковый пандемийный 2020 г. действовал почти тотальный запрет на международные перелеты, что естественным образом сформировало у населения устойчивый тренд на путешествия в рамках своей страны. Если в 2020 г. число российских выездных поездок на популярные у наших сограждан пляжные и экскурсионные направления сократился примерно на треть, то динамика внутренних перемещений в 2021 году свидетельствовала об обратном. Например, летний турпоток в Калининградскую область и Карелию вырос более чем в два раза, в Дагестан — на 40%. Наиболее позитивный экономический эффект от переориентации внутреннего туристского рынка в период пандемии получил Алтай, в летний сезон здесь отдохнули рекордные 2 млн человек.

Простимулировал рост туристского интереса к внутреннему туризму и запуск чартерных туроператорских программ, инициатором которых выступили отраслевые ведомства. По данным Министерства транспорта Российской Федерации в 2021 году внутренние перелеты совершило 89 млн пассажиров, что превысило аналогичный показатель в 2019 году на 22%. Реализация чартерных программ ведущими туроператорами в Калининград, Бурятию, на Алтай, в Хакасию позволило отдохнуть более 35 тыс. российским туристам.

Целевые предпочтения по видам отдыха российских туристов во время пандемии как свидетельствовали маркетинговые исследования, мало чем отличались от доковидного времени совершения турпоездок. Так, по итогам 2021 г., 70% от общей доли туристских поездок россиян внутри страны приходилось на пляжный отдых, а вот познавательные мотивы резко сократились (-6%). Последнее вероятно можно было объяснить необходимостью соблюдения гражданами социального дистанцирования объектов культурной направленности и нерегулярностью их работы, обусловленной нестабильностью ковид-ситуации во времени и пространстве. Однако обращает на себя внимание высокий интерес наших соотечественников в пандемийное время к нишевым видам туристской деятельности (походы по родному краю -30%, путешествие и удаленная работа -12%), что вполне объяснимо желанием людей сохранить возможность путешествовать, но при этом осуществлять это с высокой долей безопасности и сохранением личного заработка [9].

Подобные показатели позволяют говорить о том, что пандемия, несмотря на ее масштабы и людские потери с точки зрения развития внутреннего туризма сыграла положительную роль. Туристическая отрасль России к началу 2022 года согласно экспертным оценкам по сравнению с допандемийным уровнем восстановилась на 87%. Более того, согласно данным одного из отечественных сервисов бронирования авиабилетов, Россия по итогам 2019 года была одним из мировых лидеров по восстановлению внутреннего туризма.

Относительно ситуации на рынке выездного туризма, традиционно популярный у российских туристов отдых на турецких курортах в 2020 г. оказался на скромном пятом месте по количеству российских прибытий после внутренних направлений. Однако по окончании 2021 года въездной турпоток наших соотечественников на турецком направлении вернулся к исходным доковидным показателям. Это позволяет говорить о том, что пандемия не изменяет привычному формату отдыха россиян по системе «все включено». Наряду с турецкими курортами, и закрытыми границами большинства стран дальнего зарубежья интересом у россиян пользуются соседние страны постсоветского пространства.

В значительной степени росту туристского интереса к путешествиям внутри страны способствовали и эффективные действия со стороны отраслевых ведомств. Начиная с 2020 года Федеральным агентством по туризму, реализуется целый ряд государственных программ, направленных на повышение уровня конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта в Российской Федерации:

1. Подпрограмма «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2. Программа доступных путешествий (туристический кешбэк)

3. Частичная компенсация затрат, связанных с оплатой туристских услуг в организациях отдыха детей и их оздоровления.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма». от 24 декабря 2021 г. N 2439 [10].

Правительством Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, направленная на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках [11].

Вклад индустрии туризма в ВВП страны, согласно ожидаемым итогам от реализации данной стратегии к 2035 году должен достичь 7% вместо нынешних 4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с вышеобозначенными инициативами, со стороны Министерства экономического развития РФ на период с 2021-2024 гг. были разработаны меры по поддержке проектов внутреннего туризма в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Все регионы, в которых будет осуществляться господдержка проектов развития внутреннего туризма, разделены министерством на 3 группы.

В первую группу вошли 10 регионов, имеющие относительно низкий уровень социально-экономического развития: Республика Тыва, Алтайский край, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Курганская область, Псковская область, Республика Чувашия, Республика Марий Эл, Республика Алтай, Республика Адыгея.

Вторую группу сформировали 27 регионов, являющиеся приоритетными геостратегическими регионами: Республика Крым, Калининградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика (Саха) Якутия и другие.

В третью группу вошли регионы, имеющие 321 моногород.

Курс российского туризма на импортозамещение, обусловленный целым рядом факторов, в том числе пандемией, уже давно успешно реализуется во многих западных странах. Грамотная политика регулирования туристического сектора многими зарубежными странами, направленная на устойчивое развитие местного туризма, доказывает свою эффективность. Так, Германия, принимающая почти в 2,5 раза меньше иностранных туристов, чем Франция, зарабатывает на путешествиях на четверть больше, в первую очередь, за счёт развитого внутреннего туризма. Однако, как показывают примеры российских регионов, внутренний туризм в условиях нынешней пандемии не может в значительной степени компенсировать экономические потери отрасли от международного туризма. Так, северная столица нашей страны, обслуживающая в значительно большей степени въездной культурный туризм, не досчиталась как числа туристов, так и извлекаемой прибыли от них.

В связи с чем, наращивание мощи во внутреннем туризме и адаптация отечественной туротрасли к событиям подобного характера, с которыми столкнулся весь мир, во многом еще предстоит.

Промежуточные итоги влияния коронавируса на деятельность туристских предприятий. Очевидно, что российский туризм как одна из самых заметно пострадавших отраслей экономики в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки испытывает определенные потери и трансформации в своем функционировании. Ожидаемыми следствиями влияния коронавирусной инфекции на индустрию отечественного туризма, в настоящее время уже явились:

1. Изменение условий работы туроператоров. Согласно официальным данным Ростуризма за 2019-2020 гг., количество туроператоров на рынке российского туризм ожидаемо сократилось, что явилось во многом следствием пандемии (табл.

4).

Таблица 4.

Сведения о количестве туроператоров в Едином федеральном реестре _туроператоров___

Сведения о количестве туроператоров в едином федеральном реестре туроператоров 2019 г. 2020 г.

Количество туроператоров в ЕФРТ 4613 4298

Количество туроператоров внутреннего туризма 1259 1243

Количество туроператоров в сфере международного въездного и выездного туризма 3130 2436

За 2021 год Федеральным агентством по туризму из реестра туроператоров было выведено свыше 40 компаний, с начала 2022 года — почти пять десятков турфирм, что по большому счету означает прекращение их деятельности по оказанию туристических услуг потребителям [12].

В связи с закрытием границ в большей степени пострадали туроператоры, специализирующиеся на международном выездном туризме. В структуре туроператоров, ориентирующихся на внутренний туризм, преимущественно преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, которые понесли меньше потерь благодаря программам господдержки.

Главной проблемой для большинства туроператоров выездного туризма явилось отсутствие финансового обеспечения со стороны страховых компаний, обеспечивающих страхование этого сегмента бизнеса. На беспрецедентную ситуацию в туризме, связанную с закрытием большинства туристических направлений из-за распространения коронавируса, первыми отреагировали страховые компании, которые массово начали отказывать туроператорам в страховании, фактически подрывая туротрасль. Объективности ради надо отметить, что взаимоотношения турфирм и страховых компаний и без коронавируса являются напряженными последние годы, что во многом обусловлено негативной тенденцией туроператоров объявлять себя недееспособными на рынке.

Ситуация на рынке турагентств также выглядит проблематичной. Высокая степень зависимости партнерских отношений турагентов и туроператоров с учетом многочисленных ныне ковид-ограничений не гарантирует стабильность их функционирования. На фоне затянувшейся пандемии не смогли вернуться к работе несколько тысяч точек розничных продаж путешествий, что составляет только по

официальным данным минимум 20% турагентств, действовавших на отечественном туррынке до появления коронавируса. Согласно данным Союза туристических агентств, по итогам 2020 г. положение на рынке турагентов было еще более сложным. Количество прекративших свою деятельность турфирм приблизилось к отметке 60%, большая часть которых пришлась на регионы. При этом турагентства, которые работали под вывеской туроператора, в большинстве своем смогли сократить издержки и продолжили работу. Например, потери франчайзинговой сети старейшего российского туроператора «Интурист» в период пандемии составили менее 10% от общего количества точек розничных продаж.

2. Переход на дистанционные и комбинированные форматы работы туристических компаний в условиях пандемии COVID-19. Многие агентства в период пандемии отказались от собственных офисов, чтобы снизить расходы на аренду, осуществляя работу в режиме так называемого home office (в буквальном переводе работа на дому). Однако в российском турбизнесе, в отличие от мирового рынка, популярность работы в режиме онлайн за время пандемии существенно не возросла, а полный отказ от офиса не представляется возможным.

Другой стороной стабилизации работы турагентов в период пандемии был и есть поиск дополнительного источника дохода, часто в смежных с туризмом отраслях (гостиничная индустрия, сектор страхования). При этом значительная часть из них продолжает работу со своей клиентской базой.

После резкого спада развития туризма в 2020 году, в 2021 году индустрия начала медленно восстанавливаться. В большинстве стран, в том числе и в России, начала осуществляться обязательная вакцинация, тем не менее, коронавирусные ограничения всё ещё влияют на поведение туристов. Нестабильность санитарно-эпидемиологической обстановки во времени пространстве закономерным образом предопределила изменения в потребительском поведении российских туристов:

3. Резко сократилась глубина бронирования туров. Если в доковидную эпоху покупкой туристических услуг last minute было продиктовано стремлением потребителей сэкономить, то сейчас бронирование туров незадолго до их начала превратилось в массовую практику. Если в докоронавирусные времена бронирование зарубежных поездок осуществлялось задолго до начала туристического путешествия, ныне глубина продаж многих направлений не превышает нескольких недель до его начала. Горький опыт тотального аннулирования турпутевок в самом начале пандемии мотивирует туристов в современных реалиях быть более осторожными в планировании своих путешествий. Однако, преодолев глубочайший кризис в структуре международного туризма в 2020 г., когда число зарубежных турпоездок сократилось на 77% по сравнению с 2019 годом, по итогам первых двух кварталов 2021 г. наблюдалась положительная динамика туристских перемещений. Число въездных туристских поездок, было зафиксировано на уровне 1,6 млн чел., показатель на рынке выездного туризма достиг отметки в 3,6 млн [13].

4. Еще одним следствием пандемии явился интерес туристов к путешествиям вне пиковых дат и (или) в малодоступные места с низким туристическим трафиком. Выбор не классических средств размещения (туристические базы, кемпинг и др.) или слабо освоенных туризмом мест с точки зрения эпидемиологической безопасности

более разумен и по логике должен доминировать над курортными массовыми направлениями, перегруженных отдыхающими. На наш взгляд, интерес к нишевым форматам отдыха в нашей стране это в большей степени ситуационное влияние пандемии, а не поведенческая трансформация.

5. Из других поведенческих аспектов российских туристов в пандемийный период выделим снижение доли путешествующих возрастной категории 55+; увеличение от 10% до 40% количества приобретенных страховок от невыезда; рост бронирований туров с высоким уровнем размещения (4-5 звезд); повышение стоимости туров на большинстве выездных направлений [14].

Прогнозы, тенденции, пути развития туристического сектора страны в условиях стабилизации течения коронавирусной инфекции в среднесрочной перспективе (2-3 года). Прогнозируемые следствия:

— сохранение состояния нестабильности на рынке туристических услуг в связи с регулярным вводом новых ограничений и их периодических отмен.

— устойчивость и постепенное восстановление организованного туризма, что может быть обусловлено особенностью режима въезда/выезда в направлении различных дестинаций, повышении значимости роли туроператоров и турагентов при открытии направлений, в том числе и новых для массового потребителя;

— дальнейшее увеличение доли продаж в сегменте внутреннего туризма;

— перспективы развития российского въездного и выездного туризма сегодня представляются весьма туманными, что обусловлено как пока трудно прогнозируемыми сценариями развития пандемии, так и действующими в настоящее время санкционными геополитическими мерами в отношении нашей страны.

Согласно докладу ООН «СОУГО-19 и трансформация туризма» устойчивость международного туризма по окончанию пандемии может быть достигнута путем следующих преобразований:

1) смягчение социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, укрепление доверия и безопасности);

2) повышение конкурентоспособности и устойчивости (развитие туристической инфраструктуры и повышение качества оказываемых услуг, диверсификация продуктов и рынков, продвижение внутреннего туризма);

3) диджитализация (цифровизация туристической экосистемы, создание инновационных решений, инвестиции в цифровые навыки);

4) экологизация (содействие устойчивому развитию, развитие природного туризма);

5) координация и партнерство для трансформации сектора и достижения целей устойчивого развития.

Стоит отметить, что предложенные направления, ориентированные на устойчивое развитие туризма во время кризисного снижения туристкой активности, активно прорабатывались на уровне ведущих стран международного туризма. Смеем предположить, что подобный механизм может быть вполне успешно применен в практике российского туризма, с учетом того, что определенные шаги совершенствования отрасли вовлекались в практический оборот задолго до пандемии.

ВЫВОДЫ

В рамках данной работы проанализированы статистические показатели туризма, отражающие в динамике последних лет функционирование отрасли в разрезе международного и внутреннего туризма, в том числе с учетом ковид-фактора. Проанализированы антикризисные меры государственной поддержки предприятий российского турбизнеса в условиях пандемии COVID-19. Автором представлены предварительные следствия влияния коронавируса на деятельность туристских предприятий.

Кризисные процессы и явления, затрудняющие развитие российского туризма на протяжении последних десятилетий, изменение потребительского поведения российских граждан, развитие цифровизации и прочие процессы диктуют формирование новых трендов. Примерами подобной тенденции уже является увеличение спроса на онлайн-платформы, как весьма весомая альтернатива традиционным рынкам сбыта в лице организованных участников туррынка.

Несмотря на сложное положение всего международного туризма и непредсказуемые временные рамки по восстановлению отрасли к уровню, предшествующему пандемии (от 2,5 до 4 лет) согласно прогнозам ЮНВТО, COVID-19 оказался неожиданным катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль, явившись в той или иной степени одним из положительных результатов адаптации к этому кризису.

Список литературы

1. Симонян Г. А., Сарян А. А. «О влиянии пандемии коронавируса на туризм» [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-vliyanii-pandemii-koronavirusa-na-turizm (дата обращения 07.03.2022).

2. Лутовинова Н. В. Смагин А. А. Чижикова В. В. Сошенко М. В. Бекбулатов Д. Р. «К вопросу о влиянии пандемии коронавируса на экономику индустрии туризма» (дата обращения 07.03.2022).

3. Зограбян С. В. «Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pandemiya-i-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-vnutrennego-turizma (дата обращения 07.03.2022).

4. Названы самые посещаемые и быстрорастущие туристические направления в мире [Электронный ресурс] URL:https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50372.html (дата обращения 12.11.2022).

5. Международный турпоток в 2021 году упал на 85% в сравнении с 2019 годом. [Электронный ресурс] URL https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/56167.html (дата обращения 12.11.2022).

6. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма - 2021 [Электронный ресурс]: URL: rosstat.gov.ru>storage/mediabank/turizm-2021.docx. (дата обращения 07.03.2022).

7. Правительство России. Меры правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики [Электронный ресурс]: URL: http://government.ru/support_measures/category/tourism/(дата обращения 07.03.2022).

8. Ассоциация туроператоров России - Портал о туристической индустрии, путешествиях. Туристы ждут продолжения программы кешбэка в 2022 году. [Электронный ресурс]: URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/57196.html-(дата обращения 07.03.2022).

9. Международная исследовательская компания Ipsos Group. Планы путешествий в 2021 году. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/plany-puteshestviy-v-2021-godu (дата обращения 07.03.2022).

10. Федеральное агентство по туризму. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА». Государственные программы, реализуемые Ростуризмом с 2020 года. [Электронный

ресурс]: URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-programmy-realizuemye-rosturizmom-s-2020-goda/.^aTa обращения 07.03.2022).

11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: URL:

https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0 %B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1% 8F%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%2 0%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%20%D0%B4%D0%BE%202035%20%D0 %B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения 07.03.2022).

12. ТУРПРОМ - туристический портал: новости туризма...В России остановлена работа множества туроператоров [Электронный ресурс]: URL: https://www.tourprom.ru/news/53937/ (дата обращения 07.03.2022).

13. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма - 2021. [Электронный ресурс]: URL: rosstat.gov.ru>storage/mediabank/turizm-2021.docx. (дата обращения 07.03.2022).

14. Ассоциация туроператоров России - Портал о туристической индустрии, путешествиях Изменение потребительского поведения туристов в период пандемии covid-19 [Электронный ресурс]: URL: https://www.atorus.ru/ratings/analitic_mrch/new/55033.html. (дата обращения 07.03.2022).

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE SPHERE OF TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Rysaeva M. A.

Kazan Innovative University named V. G. Timiryasov, Kazan, Russian Federation E-mail: mrysaeva@inbox.ru

The article discusses the results of the impact of coronavirus infection on the development of domestic tourism. The materials of the article characterize the impact of the pandemic on the activity of the tourism market through the participants of the tourism market: tourists, travel agents and tour operators, hospitality industry enterprises. The author analyzed the main economic indicators of the development of Russian tourism in the pre-pandemic and pandemic period. The characteristics of the measures implemented by the government of the Russian Federation to combat coronavirus infection and support the economy are given. The anti-crisis measures of state support for Russian tourism enterprises are shown. The recognition of the tourism industry as one of the most affected during the pandemic led to the introduction of a number of anti-crisis government measures. State support measures were actively developed and implemented promptly, taking into account all the realities of the course of the coronavirus infection. The Government of the Russian Federation proposed about 11 measures, 9 of which were aimed at preventing the bankruptcy of enterprises in the tourism industry.

The author of the publication placed special emphasis on the importance of the state program for subsidizing trips around Russia - tourist cashback, as a mechanism to mitigate the industry from coronavirus consequences. The current state of the industry is analyzed, its current trends are identified, and the prospects for the development of the country's tourism sector in the post-pandemic period are reflected.

Assessing the impact of coronavirus infection on tourist movements within our country after the past two years, we note that the Russian tourism market has adapted to the current situation. Almost all subjects of the Russian Federation accept tourists with already familiar

reservations: the presence of covid-certificates about vaccination or past illness, compliance with the mask regime when visiting tourist sites.

The most indicative trend that has formed in the Russian tourism industry market over the entire period of the pandemic is an even greater reorientation of both producers and consumers of tourist services to travel within their own country.

The instability of the sanitary and epidemiological situation in time and space naturally predetermined changes in the consumer behavior of Russian tourists:

- the depth of booking tours sank sharply. If in the pre-Covid era the purchase of last minute travel services was dictated by the desire of consumers to save money, now booking tours shortly before they start has become a mass practice;

- another consequence of the pandemic has been the interest of tourists in traveling outside peak dates and (or) inaccessible places with low tourist traffic. The choice of non-classical accommodation facilities (tourist bases, camping, etc.) or places not spoiled by tourism is more reasonable from the point of view of covid security and, logically, should dominate over mass resort destinations filled with vacationers;

- from other behavioral aspects of Russian tourists during the pandemic period, we highlight the decrease in the share of travelers in the 55+ age category; increase in the number of purchased travel insurance; growth in bookings for high-accommodation tours; increase in the cost of tours in most outbound destinations.

The future after the coronavirus. The resilience of the tourism sector at the end of the pandemic can be achieved through the following transformations.

Mitigation of the socio-economic consequences of the pandemic. Diversification of products and markets, promotion of domestic tourism. Digitalization (digitalization of the tourism ecosystem, creation of innovative solutions, investment in digital skills). Ecologization (promotion of sustainable development, development of nature tourism). Coordination and partnership to transform the sector and achieve sustainable development goals.

Keywords: tourism in Russia; coronavirus infection; travel cashback; measures of state support for the Russian tourist industry; prospects for tourism after the pandemic.

References

1. Simonyan G. A., Saryan A. A. «O vliyanii pandemii koronavirusa na turizm» [Elektronnyj resurs]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vliyanii-pandemii-koronavirusa-na-turizm (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

2. Lutovinova N. V. Smagin A. A. CHizhikova V. V. Soshenko M. V. Bekbulatov D. R. «K voprosu o vliyanii pandemii koronavirusa na ekonomiku industrii turizma» (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

3. Zograbyan S. V. «Pandemiya i vozmozhnosti dlya razvitiya vnutrennego turizma» [Elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pandemiya-i-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-vnutrennego-turizma (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

4. Nazvany samye poseshchaemye i bystrorastushchie turisticheskie napravleniya v mire [Elektronnyj resurs] URL:https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50372.html (data obrashcheniya 12.11.2022). (in Russian).

5. Mezhdunarodnyj turpotok v 2021 godu upal na 85% v sravnenii s 2019 godom. [Elektronnyj resurs] URL https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/56167.html (data obrashcheniya 12.11.2022). (in Russian).

6. Statisticheskij byulleten' Rosstata k vsemirnomu dnyu turizma - 2021 [Elektronnyj resurs]: URL: rosstat.gov.ru>storage/mediabank/turizm-2021.docx. (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

7. Pravitel'stvo Rossii. Mery pravitel'stva RF po bor'be s koronavirusnoj infekciej i podderzhke ekonomiki [Elektronnyj resurs]: URL: http://governmentru/support_measures/category/tourism/(data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

7. Associaciya turoperatorov Rossii - Portal o turisticheskoj industrii, puteshestviyah. Turisty zhdut prodolzheniya programmy keshbeka v 2022 godu. [Elektronnyj resurs]: URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/57196.html-(data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

8. Mezhdunarodnaya issledovatel'skaya kompaniya Ipsos Group. Plany puteshestvij v 2021 godu. [Elektronnyj resurs]: URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/plany-puteshestviy-v-2021-godu (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

9. Federal'noe agentstvo po turizmu. GOSUDARSTVENNAYA PROGRAMMA «RAZVITIE TURIZMA». Gosudarstvennye programmy, realizuemye Rosturizmom s 2020 goda. [Elektronnyj resurs]: URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-programmy-realizuemye-rosturizmom-s-2020-goda/.(data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

10. Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda. [Elektronnyj resurs]: URL: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0 %B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1% 8F%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%2 0%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%20%D0%B4%D0%BE%202035%20%D0 %B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

11. TURPROM - turisticheskij portal: novosti turizma.. .V Rossii ostanovlena rabota mnozhestva turoperatorov [Elektronnyj resurs]: URL: https://www.tourprom.ru/news/53937/ (data obrashcheniya 07.03.2022).

12. Statisticheskij byulleten' Rosstata k vsemirnomu dnyu turizma - 2021. [Elektronnyj resurs]: URL: rosstatgov.ra>storage/mediabank/turizm-2021.docx. (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

13. Associaciya turoperatorov Rossii - Portal o turisticheskoj industrii, puteshestviyah Izmenenie potrebitel'skogo povedeniya turistov v period pandemii covid-19 [Elektronnyj resurs]: URL: https://www.atorus.ru/ratings/analitic_mrch/new/55033.html. (data obrashcheniya 07.03.2022). (in Russian).

Поступила в редакцию 29.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.