Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19 / МОНИТОРИНГ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амосов Антон Сергеевич, Ашинова Марина Казбековна, Кумпилова Анжелика Руслановна

Для туристической отрасли пандемия коронавируса COVID-19 стала самым серьезным вызовом за все время ее существования. Отрасль терпит серьезные убытки и теряет рабочие места, что в целом негативно отражается на уровне безработицы в стране. Тем временем, строгие противоэпидемические меры, введенные различными странами, ускорили трансформацию мирового туризма. На рынке появляются высокотехнологичные компании с глобальными амбициями, цифровые стартапы, что приводит к появлению новых возможностей для индивидуальных туров и новых форматов международного сотрудничества. Очевидно, что мировой кризис, связанный с пандемией короновируса COVID-19, в дальнейшем приведет к новому, более устойчивому формату туристического комплекса. Цель написания статьи - изучение современного состояния и мер стимулирования туристической отрасли в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и разработка концептуальной модели развития туристского комплекса в таких условиях. В работе использованы следующие методы научного познания: абстракция, анализ, индукция, синтез. В статье обоснована актуальность исследования. Рассмотрены некоторые индикаторы функционирования внутреннего туризма в период пандемии в сравнении с предыдущими периодами, в частности туристический поток России ввиду распространения коронавирусной инфекции. Рассмотрены меры поддержки туризма в сложившихся условиях, выделены отдельно актуальные меры поддержки отрасли. Обозначены основные идеи целевых федеральных проектов, таких как: национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», «Стратегия развития туризма в России до 2035 года». Предложена концептуальная модель управления туристским комплексом региона в условиях пандемии коронавируса COVID-19, которая предполагает системный подход к диагностике развития туризма и позволяет формализовать управленческие воздействия на туристский комплекс решений для обеспечения его устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST COMPLEX OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC

For the tourism industry, the COVID-19 coronavirus pandemic has become the most serious challenge of its existence. The industry suffers serious losses and loses jobs, which generally negatively affects the unemployment rate in the country. Meanwhile, strict anti-epidemic measures introduced by various countries have accelerated the transformation of world tourism. High-tech companies with global ambitions, digital startups are appearing on the market, which leads to new opportunities for individual tours and formats of international cooperation. It is obvious that the global crisis related to the COVID-19 coronavirus pandemic will lead to a new, more sustainable format of the tourist complex in the future. The purpose of this article is to study the current state and measures to stimulate the tourism industry in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic and to develop a conceptual model for the development of the tourist complex in such conditions. The following methods of scientific cognition are used in the work: abstraction, analysis, induction, synthesis. The article substantiates the relevance of the study. Some indicators of the functioning of domestic tourism during the pandemic in comparison with previous periods are considered, in particular, the tourist flow of Russia in view of the spread of coronavirus infection. Measures to support tourism in the current conditions are considered, relevant measures to support the industry are singled out separately. The main ideas of targeted federal projects are outlined, such as: the national project «Tourism and the hospitality industry», «Strategy for the development of tourism in Russia until 2035». A conceptual model of management of the tourist complex of the region in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic is proposed, which assumes a systematic approach to the diagnosis of tourism development and allows formalizing managerial impacts on the tourist complex of solutions to ensure its sustainable development.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19»

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-6-68-74 ГМЁ^^^В

УДК 338.486:616.9 © 2021

Поступила 25.10.2021 Принята в печать 01.12.2021

Received 25.10.2021 Accepted 01.12.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare по conflict of interests

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА СОУЮ-19

Антон С. Амосов, Марина К. Ашинова*, Анжелика Р. Кумпилова

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

Аннотация. Для туристической отрасли пандемия коронавируса СОУШ-19 стала самым серьезным вызовом за все время ее существования. Отрасль терпит серьезные убытки и теряет рабочие места, что в целом негативно отражается на уровне безработицы в стране. Тем временем, строгие противоэпидемические меры, введенные различными странами, ускорили трансформацию мирового туризма. На рынке появляются высокотехнологичные компании с глобальными амбициями, цифровые стартапы, что приводит к появлению новых возможностей для индивидуальных туров и новых форматов международного сотрудничества. Очевидно, что мировой кризис, связанный с пандемией короновируса СОУГО-19, в дальнейшем приведет к новому, более устойчивому формату туристического комплекса. Цель написания статьи - изучение современного состояния и мер стимулирования туристической отрасли в условиях пандемии коронавируса СОУШ-19 и разработка концептуальной модели развития туристского комплекса в таких условиях. В работе использованы следующие методы научного познания: абстракция, анализ, индукция, синтез. В статье обоснована актуальность исследования. Рассмотрены некоторые индикаторы функционирования внутреннего туризма в период пандемии в сравнении с предыдущими периодами, в частности туристический поток России ввиду распространения коронавирусной инфекции. Рассмотрены меры поддержки туризма в сложившихся условиях, выделены отдельно актуальные меры поддержки отрасли. Обозначены основные идеи целевых федеральных проектов, таких как: национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», «Стратегия развития туризма в России до 2035 года». Предложена концептуальная модель управления туристским комплексом региона в условиях пандемии коронавируса СОУЮ-19, которая предполагает системный подход к диагностике развития туризма и позволяет формализовать управленческие воздействия на туристский комплекс решений для обеспечения его устойчивого развития.

Ключевые слова: туризм, цифровизация, стратегия, пандемия коронавируса СОУШ-19, мониторинг, концептуальная модель, финансовая поддержка, туристический поток, организационно-экономический механизм

Для цитирования: Амосов A.C., Ашинова М.К., Кумпилова А.Р. Концептуальные основы развития туристского комплекса региона в условиях пандемии коронавируса C0VID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 6. С. 68-74. https://doi.org/10:47370/2072-0920-2021-17-6-68-74

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST COMPLEX OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC

Anton S. Amosov, Marina K. Ashinova*, Anzhelika R. Kumpilova

FSEEI.HE «Maykop State Technological University», 191 Pervomayskaya str., Maykop, 385000, Russian Federation

Abstract. For the tourism industry, the COVID-19 coronavirus pandemic has become the most serious challenge of its existence. The industry suffers serious losses and loses jobs, which generally negatively affects the unemployment rate in the country. Meanwhile, strict anti-epidemic measures introduced by various countries have accelerated the transformation of world tourism. High-tech companies with global ambitions, digital startups are appearing on the market, which leads to new opportunities for individual tours and formats of international cooperation. It is obvious that the global crisis related to the COVID-19 coronavirus pandemic will lead to a new, more sustainable format of the tourist complex in the future. The purpose of this article is to study the current state and measures to stimulate the tourism industry in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic and to develop a conceptual model for the development of the tourist complex in such conditions. The following methods of scientific cognition are used in the work: abstraction, analysis, induction, synthesis. The article substantiates the relevance of the study. Some indicators of the functioning of domestic tourism during the pandemic in comparison with previous periods are considered, in particular, the tourist flow of Russia in view of the spread of coronavirus infection. Measures to support tourism in the current conditions are considered, relevant measures to support the industry are singled out separately. The main ideas of targeted federal projects are outlined, such as: the national project «Tourism and the hospitality industry», «Strategy for the development of tourism in Russia until 2035». A conceptual model of management of the tourist complex of the region in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic is proposed, which assumes a systematic approach to the diagnosis of tourism development and allows formalizing managerial impacts on the tourist complex of solutions to ensure its sustainable development.

Keywords: tourism, digitalization, strategy, COVID-19 coronavirus pandemic, monitoring, conceptual model, financial support, tourist flow, organizational and economic mechanism

For citation: Amosov A.S., Ashinova MiK, Kumpilova A. R. Conceptual foundations of the development of the tourist complex of the region in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. New Technologies. 2021;17(6):68-74. https:Moi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-6-68-74 (InRuss.)

Для большинства отраслей экономики, особенно для туризма, пандемия стала серьезным испытанием.

Исследования, проведенные в рамках ЮНВТО, выявили, что в 2020 г. число международных туристических прибытий в мире сократилось на 700 млн (на 70,0%) [1].

В 2020-2021 годы эпидемиологическая обстановка серьезно сдерживает все виды туризма в мире и в России, что дает время для развития инфраструктурного и институционального внутреннего туризма. Кроме того, карантинные ограничения дают основу для развития познавательного туризма

и пропаганды спортивного здорового образа жизни.

Конечно, в целом введение карантинных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, оказало существенное негативное влияние на российскую туристическую индустрию. По данным Банка России, во время пандемии российская туристическая отрасль была одной из наиболее пострадавших. Данные мониторинга движения финансов в отрасли показывают, что в мае 2020 года объем входящих платежей в отрасли отставал от «нормального» до коронавируса примерно на 90%, в июне -на 80-90%, на конец июля - на 66%, а на конец августа - на 54% [2].

Правительством России в 2020 году приняты меры поддержки туризма в сложившихся условиях:

- возврат туристам денежных сумм из средств фондов персональной ответственности туроператоров;

- помощь гражданам Российской Федерации, оказавшимся за рубежом;

- принятые меры поддержки для предприятий туристской отрасли крупного бизнеса;

16

- принятые меры поддержки для предприятий туристской отрасли малого и среднего бизнеса, ИП.

Актуальные меры поддержки отрасли:

- льготное кредитование в туризме;

- снижение взносов для туроператоров;

- возмещение 50% затрат на организацию чартеров;

- отмена взносов в фонд «Тур-помощь»;

- компенсация затрат на вывоз туристов воздушным транспортом;

- возмещение 50% затрат на путевки в детские лагеря;

- возврат денег или перенос туров и броней 2020 года;

- перенос туров, купленных по программе кешбэка;

- туристический кешбэк.

В настоящее время, кроме вышеперечисленных мер поддержки туризма в сложившихся условиях, разработан национальный проект в сфере туризма «Туризм и индустрия гостеприимства», который предполагает создание высококачественных и диверсифицированных

14

2017 2018 2019 2020

■ 1квартал иНпсвартал IUI квартал ■1\/квартал

Рис. 1. Число выездных туристических поездок граждан России в зарубежные страны,

млн человек, 2017-2020 годы [5] Fig. 1. The number of outbound tourist trips of Russian citizens to foreign countries,

million people, 2017—2020 [5]

туристических продуктов, повышение качества государственного управления и устранение административных барьеров в отрасли, а также повышение доступности туристических продуктов [3].

Кроме того, обоснована Стратегия развития туризма в России до 2035 года [4], предполагающая создание условий для всестороннего развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, формирования и продвижения высококачественных и конкурентоспособных туристических продуктов на внутреннем

и международном туристских рынках, усиления социальной роли туризма и обеспечения гражданам Российской Федерации доступа к оздоровлению, туристическим услугам, развлечениям.

В результате ограничений, введенных вследствие распространения коронавирус-ной инфекции, поток туристов в 2020 году рекордно сократился. По данным Банка России, объем импорта услуг «поездки» составил 8,3 млрд долларов США, что на 74,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период россияне

Цель: фор миро иаине иргаинзацшншо-зкопомического механизма модернизации туристского

комплекса

Блок 1. Диагностика функционирования регионального туристского комплекса

• аналт динамики и интенсивности развития туристского комплекса с учетом российских и мировых трендов:

• оценка влияния пандемии коронавируса СОУЮ-19 на развитие туристского комплекса региона:

• выделение конкурентных преимуществ сферы туризма б регионе

Блок 2. Принятие решений

• разработка региональной туристском инновационной системы:

• разработка 'жономико-математической цифровой модели оптимизации принятия решения ири инвестиционном планировании в туристском комплексе региона:

• обоснование методики и практики распределения туристских нот-оков через цифровые платформы.

• определение стратегических приоритетов и перспектив развития туристского комплекса региона.

Объект управления: туристский комплекс

Результат: обеспечение устойчивого развития туристского комплекса

Рис. 2. Концептуальная моделъуправления туристским комплексом в условиях пандемии коронавируса COVID-19 1

Fig. 2. Conceptual model of tourist complex management in the context of the COVID-19 coronavirus __pandemic

1 Разработано автором

потратили на зарубежный туризм всего 3,9 миллиарда долларов США (-86,5%).

Совокупный выездной поток россиян за рассматриваемый период, по данным Росстата, сократился на 71,9% и составил 9,9 млн человек.

Исследование ситуации, сложившейся в условиях пандемии коронавирусной инфекции СОУШ-19, а также труды различных авторов [6; 7; 8; 9] позволяют обосновать концептуальные основы развития туристского комплекса (рис. 2).

Основная цель предлагаемой концепции состоит в формировании интегрированной структуры организационно-экономического механизма модернизации туристского комплекса.

1. Блок диагностики функцаопирова-пияреггюналъного туристского комплекса

Первый блок предполагает определение методологических основ и алгоритмов экономической диагностики развития туристского комплекса:

- анализ динамики и интенсивности развития туристского комплекса с учетом российских и мировых трендов;

- оценка влияния пандемии корона-вируса СОУШ-19 на развитие туристского комплекса.

Кроме того, первый блок включает определение значения туристского комплекса в экономике:

- исследование системы государственной поддержки туризма;

- оценку федеральных программ поддержки туризма: цели, формы реализации и результаты;

- меры поддержки российского туризма в условиях пандемии коронавируса

соут-19.

2. Блок принятия решений

Второй блок предполагает модельное обоснование и методы регулирования туристского комплекса региона в условиях цифровизации:

- разработка региональной туристской инновационной системы;

- разработка экономико-математической цифровой модели оптимизации принятия решения при инвестиционном планировании в туристском комплексе региона;

- обоснование методики и практики распределения туристских потоков через цифровые платформы.

Кроме того, данный блок предполагает обоснование и лоббирование стратегических приоритетов и перспектив развития туристского комплекса в условиях цифровизации.

Таким образом, концептуальная модель управления туристским комплексом в условиях пандемии - это интегрированная система взаимосвязанных функций по модернизации туристского комплекса, которая базируется на комплексном анализе и диагностике развития туристского комплекса. Это позволяет формализовать процедуры синтеза регулирующих воздействий на туристическую отрасль и, следовательно, позволяет определить процедуры принятия решений для выхода территории на траекторию устойчивого экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всемирная туристическая организация (ЮНВТО) [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/deyatelnost/mezhdunarodnaya-deyatelnost/sotrudnichestvo-v-mezhdunarodnykh-organizatsiyakh/vsemirnaya-turistskaya-organizatsiya-pri-oon-yunvto/

2. Банк России. Мониторинг отраслевых финансовых потоков [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/29129/finflows_20200806.pdf.

3. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://HanHOHanbHbienpoeKTbi^/projects/turizm

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism^о\.ги/ир1оаё/1Ыоск/298/Стратсгия%2()разви-тия%20туризма%20на%20период%20до%202035%20года^£

5. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики декабрь 2020 Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf

6. Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delprof.ru/upload/iblock/63f/DelProf_Analitika_Rynok-turizma.pdf

7. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., Наик Амир Мухаммад Финансирование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса C0VID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 209-220.

8. Амосов А.С., Ашинова М.К. Меры поддержки российского туризма в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 97-106.

9. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Цифровая стратегия развития экономики региона // Colloquium-»journal. 2019. № 19 (43). С. 49-51.

REFERENCES:

1. World Tourism Organization (UNWTO) [Electronic resource]. URL: https://tourism.gov. ru/contents/deyatelnost/mezhdunarodnaya-deyatelnost/sotrudnichestvo-v-mezhdunarodnykh-organizatsiyakh/vsemirnaya-turistskaya-organizatsiya-pri-oon-yunvto/ (In Russ.)

2. The Bank of Russia. Monitoring of industry financial flows [Electronic resource]. URL: http:// cbr.ru/Collection/Collection/File/29129/finflows_20200806.pdf. (In Russ.)

3. National project «Tourism and hospitality industry» [Electronic resource]. Access mode: https://HauHOHa.ibHbicnpocKTbi.rf7projccts/turizm (In Russ.)

4. Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035 [Electronic resource] .Access mode: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/CTpaTcrHH%2()pa3BHTHn%2()Ty-ризма%20на%20псриод%20до%202035%20года.раГ (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bulletin on current trends of the Russian economy December 2020 Dynamics of demand for tourist services in Russia against the background of the COVID-19 pandemic [Electronic resource]. Access mode: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (In Russ.)

6. Russian tourism after the pandemic: prospects for the restoration of the tourism business [Electronic resource]. Access mode: https://delprof.ru/upload/iblock/63f/DelProf_Analitika_Rynok-turizma.pdf (In Russ.)

7. Mikhailyuk M.N., Ashinova M.K., Naik Amir Muhammad Financing of small and medium-sized businesses in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. New technologies. 2021;17(2):209-220.

8. Amosov A.S., Ashinova M.K. Measures to support Russian tourism in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. New technologies. 2021;17(2):97-106.

9. Ashinova M.K., Chinazova S.K. Digital strategy for the development of the region's economy. Colloquium-journal. 2019;19(43):49-51.

Информация об авторах /Information about the authors

Антон Сергеевич Амосов, аспирант ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» amosovl985@icloud.com Марина Казбековна Ашинова, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», доктор экономических наук, профессор

Anton S. Amosov, PhD Student of FSBEI HE «Maykop State Technological University»

amosovl985@icloud.com Marina K. Ashinova, Professor of Finance and Credit Department of FSBEI HE «Maykop State Technological University», Professor

ashinova_m@mail.ru

ashinova_m@mail.ru

Анжелика Руслановна Кумпилова,

заведующая кафедрой маркетинга, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук, доцент

тел.: 8 (8772) 52 18 28

Anzhelika R. Kumpilova, Head of the Department of Marketing, Service and Tourism of FSBEI HE «Maykop State Technological University», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor tel.: 8 (8772) 52 18 28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.