Научная статья на тему 'РОССИИСКИЙ ТУРИЗМ В ПРИЗМЕ ПАНДЕМИИ COVID-19: ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА'

РОССИИСКИЙ ТУРИЗМ В ПРИЗМЕ ПАНДЕМИИ COVID-19: ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / КРИЗИС ПАНДЕМИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орлова А.П.

Научная статья посвящена исследовательскому анализу характеристики развития туристической отрасли России в период пандемии коронавируса. Было проанализировано влияние пандемии на состояние туристической отрасли. Построена регрессионная модель зависимости числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию. Рассмотрены основные меры государственной поддержки в сфере туризма, а также текущие тенденции на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TOURISM IN THE PRISM OF THE COVID-19 PANDEMIC: CURRENT TRENDS AND DYNAMICS

The scientific article is devoted to a research analysis of the characteristics ofthe development of the tourism industry in Russia during the coronavirus pandemic. The impact of the pandemic on the state of the tourism industry was analyzed. A regression model of the dependence of the number of inbound tourist trips offoreign citizens to Russia has been built. The main measures of state support in the field of tourism are considered, as well as current trends in the market.

Текст научной работы на тему «РОССИИСКИЙ ТУРИЗМ В ПРИЗМЕ ПАНДЕМИИ COVID-19: ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА»

РОССИИСКИИ ТУРИЗМ В ПРИЗМЕ ПАНДЕМИИ COVID-19: ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА

Орлова А.П., студентка

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: orlovastesi@mail.ru Научный руководитель: Сергеева Н.В., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: NVSergeeva@fa.ru

Аннотация: Научная статья посвящена исследовательскому анализу характеристики развития туристической отрасли России в период пандемии коронавируса. Было проанализировано влияние пандемии на состояние туристической отрасли. Построена регрессионная модель зависимости числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию. Рассмотрены основные меры государственной поддержки в сфере туризма, а также текущие тенденции на рынке.

Ключевые слова: туризм; туристическая отрасль; туристические услуги; пандемия Covid-19; кризис пандемии; государственная поддержка; российский туризм, регрессионная модель.

RUSSIAN TOURISM IN THE PRISM OF THE COVID-19 PANDEMIC: CURRENT TRENDS AND DYNAMICS

Orlova A.P., student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: orlovastesi@mail.ru Scientific adviser: Sergeeva N. V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: NVSergeeva@fa.ru

Abstract: The scientific article is devoted to a research analysis ofthe characteristics of the development ofthe tourism industry in Russia during the coronavirus pandemic. The impact of the pandemic on the state of the tourism industry was analyzed. A regression model of the dependence of the number of inbound tourist trips offoreign citizens to Russia has been built. The main measures of state support in the field of tourism are considered, as well as current trends in the market.

Key words: tourism; tourism industry; tourist services; pandemic Covid-19; pandemic crisis; governmental support; Russian tourism, regression model.

Введение рассмотрена именно российская ситуация в

«Путешествовать — значит жить» - истинное туристической отрасли. значение этой цитаты Ханса Кристиана Цель исследования

Андерсена люди смогли оценить только в 2020 Актуальность научного исследования на

году, когда пандемия COVID-19 лишила человечество возможности свободных

тематику «россиискии туризм в призме пандемии

коронавируса: текущие тенденции и динамика»

пеРемещении. Именно этот тяжетьш год показал обусловлена негативным воздействием пандемии

важность туризма и индустрии гостеприимства ^^-19 на текущие тенденции и динамику

для социально-экономическои жизни страны и развития российского туризма.

позволил гов°рить о туризме как о По этой причине, целью научной статьи

стратегическои несырьевой отрасли экономики. выступает проведение исследовательского

Пандемия ШУЮ-19 показала реальное место анализа характеристики развития туристической

туристическои отрасли не только в отдельных отрасли России в период кризиса пандемии

странаХ но и в мир°в°и экономике. Ш^дас^ коронавируса. Для этого необходимо что мир намного больше зависит от туристов, чем

представлялось ранее. Но в данной статье будет

проанализировать влияние пандемии на состояние туристическои отрасли, рассмотреть основные меры государственнои поддержки в

сфере туризма, а также проанализировать перспективы восстановления динамики развития туристической отрасли в России.

Влияние пандемии на состояние туристической отрасли

На сегодняшний день туризм выступает одним из наиболее пострадавших отраслей национальной экономики Российской Федерации из-за последствий распространения пандемии коронавируса и применения карантинных мероприятий/ограничений в 2020 году.

Помимо пандемии коронавируса на развитие туризма в России все еще негативно влияет следующий ряд актуальных проблем, среди которых [1]:

- падение уровня реальных личных доходов населения;

- катастрофическое снижение туристического потока со стороны зарубежных стран;

Число въездных туристских поездок

- низкий уровень развитости туристической инфраструктуры;

- неэффективная система продвижения туристических продуктов;

- дефицит профессиональных кадров туристической деятельности;

- слабая развитость информационных ресурсов туристических предприятий.

Возвращаясь к влиянию пандемии, стоит отметить, что очевиден тот факт, что число въездных туристских поездок иностранных граждан в РФ значительно снизилось. По данным официальной статистики число поездок уменьшилось на 18 тыс., что свидетельствует о снижении данного показателя на 73,96% по сравнению с предыдущим годом [12].

Приведем график числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию с января 2014 по декабрь 2020 (рис.1) на основании статистических данных [11].

иностранных граждан в Россию

10000

9000

8000

7000

6000

к 5000 и

ь 4000 3000 2000 1000 0

у = -129.14Х + 7464.6 ^ = 0.2252

н .0 .0 .0 н .0 .0 .0 н .0 .0 .0 н

р I р р р I р р р I р р р

го 2 ю ю го 2 ю ю го 2 ю ю го

£ ^ о: н го 1С £ ^ о: н го 1С £ ^ о: н го 1С £

.0 н I ш н I ш .0 н I ш .13

р р ш р р ш р р ш р

го го и го го и ГО го и го

ш I £ .0 .0 р ш I £ .0 .13 р ш I £ .0 .0 р ш I

о: X о о: X о о: X о о:

2 ю 2 ю 2 ю

о: о: о:

СР £1 Ю Ю

Ш

а. ср

ю ю

рр 5 го

р

о ю

ш

.о р

о ю

рр

ю ю

ш

рр

ю ю

ш

р

о ю

р

о ю

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 1. Динамика числа въездных туристических поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию, в

период 2014-2020 гг., тыс. [11]

На рисунке 1 видна тенденция к снижению числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию, сформировавшаяся за счет значительного снижения этого показателя в последний год. Также из графика видно

присутствие сезонных колебаний, что хорошо объясняется климатическими особенностями нашей страны. Сделаем попытку построить и оценить регрессионную модель зависимости числа въездных туристских поездок иностранных

граждан в Россию (Tur) с учетом временного тренда (t) и сезонных колебаний по данным таблицы 1 (dq 1=1 для первого квартала каждого года, dq2=1 для второго квартала каждого года, dq3=1 для третьего квартала каждого года, в качестве базового периода принят IV квартал года). [3; 8]

Таблица 1. Исходные данные для построения модели

Tur t dq1 dq2 dq3

4000 1 1 0 0

6731 2 0 1 0

8410 3 0 0 1

6297 4 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4910 5 1 0 0

3798,24 25 1 0 0

66,531 26 0 1 0

1282,64 27 0 0 1

1211,55 28 0 0 0

Модель построим по первым 27 наблюдениям, 28 наблюдение будем использовать для проверки качества модели. Для оценки параметров модели будем использовать инструмент Регрессия надстройки Excel Анализ данных. В результате применения этого инструмента получили следующее уравнение (1):

Turt = 7288,498 - 120,58t - 1410,88dq1 +

142,59dq2 + 1862,48dq3 (1)

Рассмотрим смысл коэффициентов уравнения: -120,58 при коэффициенте t показывает, что с Таблица 2. Прогнозирование числа въездных т

каждым кварталом число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию будет в среднем, уменьшатся на 120,58 тысяч, коэффициенты при переменных, обозначающих номер квартала показывают разницу в количестве въездных туристских поездок между базовым IV кварталом и другими кварталами. Например, коэффициент при равный 1862,48

показывает, что в среднем на эту величину количество въездных туристских поездок в летние месяцы больше, чем в первом квартале каждого года.

Несмотря на неоднородность данных, наличие резкого излома тенденции, оценим прогноз количества въездных туристских поездок на IV квартал 2020 по полученной модели и сравним с фактическими данными. Если разница между этими значениями по абсолютной величине окажется приемлемой, то можно будет сделать вывод об адекватном описании поведения объекта полученной моделью.

Модель признается адекватной, если значение зависимой переменной из выборки в ^^28^1211,55 накрывается доверительным интервалом с заданной доверительной вероятностью (было взято 90%).

Результаты вычисления прогноза по модели и нижней и верхней границ доверительного интервала приведены в таблице 2 и отображены на рисунке 2.

стских поездок иностранных граждан в Россию

№ Квартал Количество въездных туристских поездок Пояснения

28 2020 IV 1211,55 Факт

28 2020 IV 3912,17 Прогноз по модели

28 2020 IV 711,79 Нижняя граница 90%

28 2020 IV 7112,55 Верхняя граница 90%

Фактическое значение 1211,55 накрывается 90% доверительным интервалом 711,79-7112,55. Можно сделать вывод, что при стабилизации

процесса туристических поездок после окончания пандемии модель может быть использована для прогнозирования.

10000

9000 8000 7000 6000

т

5 5000

-Q

н

4000 3000 2000 1000 0

♦ 7112.548

10 15 20 25

Tur Предсказанное Tur Прогноз

♦ 711.79

30

Рис. 2. Регрессионная модель зависимости числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию с учетом временного тренда и сезонных колебаний

После введения режима самоизоляции спрос на выездной и въездной туризм упал практически до нуля. Как следствие, выручка предприятий туристической отрасли сократилась на 90-100%. Некоторые игроки рынка приостановили свою деятельность частично, а некоторые полностью.

По словам главы Федерального агентства по туризму З. Догузова уже в начале марта 2020 года объем въездного туризма упал на 30%, а выездного на 60%, при том, что это было лишь начало кризиса пандемии коронавируса.

По подсчетам Ассоциации туроператоров России, только на начало марта 2020 потери российского турбизнеса от распространения коронавируса уже составили порядка 30 млрд рублей [2].

Таким образом, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие туристического бизнеса оказалось под серьезной угрозой: негативные последствия на себе ощутили все представители туриндустрии -турагентства и операторы, объекты размещения, а также транспортные компании, специализирующиеся на туристических перевозках [4].

В частности, компании малого и среднего бизнеса из числа туроператоров и турагентств столкнулись с образованием серьезных кассовых разрывов вследствие того, что перед введением ограничительных мер они внесли многочисленные предоплаты как за выездные, так и за въездные туры.

Кроме того, значительная часть активов игроков рынка была потрачена на выплату заработной платы и реализацию рекомендованных мероприятий по

предотвращению распространения СОУГО-19. Часть компаний так и не смогла восстановиться после снятия ограничений.

Убытки в сегменте выездного туризма оказались в десятки раз выше, чем в сегменте въездного, так как до коронавируса отрасль зарабатывала в основном на вы возе российских туристов за рубеж. В текущих реалиях, даже несмотря на снятие ограничений, ряд стран предусматривают прохождение 14-дневного карантина по прибытии, а значит спрос на выездной туризм будет оставаться на достаточно низком уровне. В то же время у участников отрасли при поддержке Ростуризма есть

0

5

возможность перефокусироваться на внутренний туризм и заняться развитием инфраструктуры, поиском новых ниш, форматов, формированием новых пакетных предложений.

По данным отчёта КПМГ от поездок в большей степени отказалось трудоспособное население в возрасте 35-60 лет, включая семьи с детьми, обеспокоенное как состоянием неопределенности, так и вопросами обеспечения безопасности во время путешествий.

По мнению экспертов, сильнее других пострадали культурно-познавательный,

событийный и деловой виды туризма, однако они также отметили снижение спроса на лечебно-оздоровительный и пляжный туризм [4].

Меры государственной поддержки в сфере туризма

Поскольку пандемия коронавируса имела негативные последствия при влиянии на развитие туристической отрасли в России, государственными органами власти принимались экстренные мероприятия по устранению основных проблем.

Изначально государственная поддержка российского туризма была принята еще в конце марта 2020 года, когда Правительство РФ огласила следующие решения [5]:

- отсрочка налоговых выплат на прибыль и страховые взносы во внебюджетные фонды сроком на 6 месяцев;

- перенос сроков подачи налоговой декларации и отчетности на 3 месяца;

- перенос сроков требований об уплате налогов и страховых взносов на 6 месяцев;

- перенос сроков проведения налоговых проверок до 1 июня 2020 года;

- упрощение процедуры переноса налоговых выплат для хозяйствующих субъектов сроком до 1 года в случае резкого снижения налогооблагаемых доходов.

В конце апреля 2020 года Правительством РФ были приняты следующие мероприятия, направленные на государственную поддержку туристической отрасли в период кризиса пандемии [13]:

- предоставление финансовой помощи суммой на 3,5 млрд рублей, которая должна была быть направлена на компенсацию клиентам туристических продуктов при возврате их билетов и т.д.;

- предоставление возможности использования средств фондов «Турпомощь» для выплат туристам за отмененные туристические путевки и туры.

Далее Правительством РФ была выработан уже второй пакет государственной поддержки и помощи развития туристической отрасли и организаций российского туризма в период кризиса пандемии. В частности, нижеперечисленные решения были согласованы совместно с «Российским союзом туриндустрии»

[7]:

- субсидирование акций на туристические продукты с целью привлечения клиентов;

- субсидирование туристических продуктов, направленных на социальный туризм;

- частичное субсидирование авиаперелетов для туристических продуктов, которые направлены в малодоступные регионы Российской Федерации;

- поддержка предпринимательских проектов и программ туризма, направленных на создание новых рабочих мест в туристической отрасли государства.

Общие тренды развития туристической отрасли

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в перспективы развития туризма, которые необходимо учитывать при их развитии и формировании новых туристических продуктов и услуг [10]:

- идет переход фокуса на внутренний рынок;

- появляются новые ниши для туроператоров

- происходит развитие локального экскурсионного туризма;

- развитие экологического туризма;

- потребители склоны выбирать мини-отели;

- формируется новая категория целевой аудитории туристических продуктов -фрилансеры.

К ключевым трендам развития российской туристической отрасли в текущих условиях относят цифровизацию и ориентацию на внутренний туризм.

Тренд на цифровизацию включает в себя не только предоставление возможности

ознакомиться с природными и культурными достопримечательностями и маршрутами, а также экспозициями музеев в онлайн-режиме, но и разработку дистанционных сервисов, в том числе таких, как выбор туристического направления, поддержка клиентов и сбор обратной связи в формате 24/7. По словам экспертов из КПМГ, данная тенденция не нова: заметный рост доли онлайн-бронирований туров наблюдается на протяжении последних лет. Однако в период пандемии онлайн-каналы продаж, безусловно, укрепили свои позиции.

Также по мнению экспертов, роль традиционной офлайн-рекламы постепенно ослабевает, в то время как цифровая реклама все более уверенно демонстрирует свою эффективность. Социальные сети могут стать удачной рекламной площадкой для объектов размещения, так как для гостей важны публикуемые в них отзывы и фотографии [4].

Значимое влияние на продажи в индустрии туризма оказывают представители блогосферы, что открывает игрокам рынка новые возможности для партнерств. Помимо этого, важную роль в рекламных кампаниях стала играть креативность.

В условиях ограничений по выездному туризму также происходит смена ориентира на внутренний туризм (в целом по России или в пределах одного региона), которая может сопровождаться разработкой новых предложений (маршрутов, в том числе комплексных, авторских туров).

Снижается интерес туристов к популярным туристическим направлениям, на первый план выступают нестандартные туристические маршруты и направления. По мнению экспертов, это связано с тем, что туристы отдают предпочтение немассовым видам туризма (например, экотуризму) и уединенным местам отдыха.

На фоне данных тенденций, по мнению экспертов, более востребованными станут

экотуризм, и его ответвление - агротуризм, и slow travel, которые не являются массовыми видами. При оптимальном соотношении цены и качества у туроператоров есть хорошие перспективы для развития в данных сегментах.

Агротуризм выступает направлением экологического туризма, которое объединяет в себе следующие туристические услуги [9]:

- проживание в частных сельских усадьбах;

- гастрономический тур в субъекты общественного питания, где продукция создается из собственно выращенных товаров;

- участие в народных обрядах и мероприятиях;

- походы за грибами, ягодами и т.д.;

- экскурсионные туры и знакомства с историями края.

Идея экологического туризма включает в себя

следующие принципы, как [6]:

- минимальный уровень негативного воздействия на окружающую среду;

- бережное отношение к ландшафту и экосистемам;

- снижение выбросов отходов в окружающею среду;

- обеспечение роста экологической культуры населения и приезжающих туристов.

В рамках перспективы дальнейшего развития агротуризма и экологического туризма, как направления устойчивого развития

туристической отрасли Российской Федерации, необходимо стимулирование роста услуг, предоставляемых в рамках данных сфер туристической индустрии.

В общем, возможно принятие следующих стимулирующих мероприятий, к которым относятся [13]:

1. Разработка региональных программ финансовой помощи организациями малого и среднего бизнеса, специализирующихся на создании услуг экологического туризма агротуризма в регионах нашей страны.

2. Развитие санитарно-курортного комплекса в системе здравоохранения регионов, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

может стать дополнительным

фактором/услугой при развитии агротуризма и экологического туризма.

3. Повышение степени информированности о туристических продуктах агротуризма и экологического туризма регионов России на внутреннем и международных рынках.

4. Реализация кластерного подхода в программах туристско-рекреационного освоения регионов при развитии агротуризма, экологического и сельского туризма.

5. Комплексная экологизация региональных туристских продуктов, что увеличит качества услуг, предоставляемых субъектами экологического туризма и агротуризма.

Заключение

На сегодняшний день российский туризм в призме пандемии коронавирусной инфекции сталкивается с уникальными условиями. Число въезжающих туристов уменьшилось до минимальных значений, из-за чего Правительству РФ приходится реализовывать комплекс мероприятий, направленных на государственную поддержку и финансовую помощь туристических предприятий.

Для того, чтобы в условиях кризиса пандемии туристическая отрасль России продолжала функционировать, необходимо развитие таких направлений внутреннего туризма, как экологический туризм и агротуризм. Для этого важно применение таких мероприятий, как развитие санитарно-курортного комплекса в системе здравоохранения регионов, повышение степени информированности о туристических продуктах агротуризма и экологического туризма регионов России, реализация кластерного подхода в программах туристско-рекреационного освоения регионов, комплексная экологизация региональных туристских продуктов, что увеличит качества услуг, предоставляемых

субъектами экологического туризма и агротуризма.

Список использованных источников

[1] Алгафри, М. А. Проблемы российского туризма / М. А. Алгафри, М. А. Мохаммад // Молодой ученый. - 2016. -№ 10(114). - С. 586-588.

[2] Ассоциация туроператоров России [Электронный ресурс] // URL: https://www.atorus.ru/ (дата обращения: 02.05.21)

[3] Бабешко, Л. О. Эконометрика и эконометрическое моделирование / Л. О. Бабешко, М. Г. Бич, И. В. Орлова.

- Изд. 2-е, испр. и доп.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. - 385 с.

[4] Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в РФ: текущая ситуация и перспективы восстановления. Результаты опроса участников рынка // КПМГ в России и СНГ. - Декабрь 2020 г.

[5] Иголкина, В. В. Состояние и перспективы развития туристической отрасли России в условиях ограничительных мер 2020 года / В. В. Иголкина, М. Г. Пьянкова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2020. - № 3(82). - С. 136-144.

[6] Логвина, Е. В. Экотуризм - развитие и проблемы в России и Республике Крым / Е. В. Логвина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. - 2017. - Т. 3 (69). -№ 3-2. - С. 86-101.

[7] Логунцова, И. В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы / И. В. Логунцова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 80. - С. 49-65.

[8] Невежин В.П. Эконометрические исследования: Учебное пособие / В.П. Невежин. - М.: Прометей, 2020. - 538 с.

[9] Слинкова, О. К. Агротуризм в системе мирового туристского рынка / О. К. Слинкова // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т. 3.

- № 3. - С. 74-82.

[10] Смирнова Е. И., Тугуши В. А. Влияние пандемии коронавируса на индустрию туризма в России //Управленческий учет. - 2021. - №. 5-1. - С. 156-161.

[11] Федеральная служба государственной статистики. Число въездных туристических поездок [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.05.21)

[12] Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] // URL: http://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.21)

[13] Чимирис, С. В. Влияние кризиса пандемии коронавируса COVID-19 на туристическую отрасль России и перспективы ее развития / С. В. Чимирис // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 6(145). -С. 446-447.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.