ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ECONOMIC SCIENCES
https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-65-72
УДК [338.48:616.9](470)
© 2021
Поступила 26.07.2021 Принята в печать 10.09.2021
Received 26.07.2021 Accepted 10.09.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare по conflict of interests
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА СОУЮ-19
Антон С. Амосов, Марина К. Ашинова*
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация
Аннотация. Туристическая отрасль, в том числе и индустрия гостеприимства, в первую очередь пострадали от пандемии нового коронавируса и оказались в беспрецедентных условиях: полное прекращение деятельности некоторых предприятий из-за закрытия границ и самоизоляции. Для одних стран туризм составляет одну из наибольших долей ВВП и является ключевой отраслью для экономики, для других - туризм и сопряженные с международными путешествиями действия существенно ускоряют темпы экономического развития. Участникам индустрии необходимо понимать, какие инструменты стимулирования доступны сейчас и после пандемии, чтобы разработать системный подход к управлению эффектами пандемии. Цель написания статьи - изучение и структурирование мер стимулирования туристической отрасли в условиях пандемии СОУШ-19. В работе использованы следующие методы научного познания: абстракция, анализ, индукция, синтез. В статье обоснована актуальность исследования. Рассмотрены некоторые индикаторы функционирования внутреннего туризма в период пандемии в сравнении с предыдущими периодами, в частности индексы цен на различные виды платных услуг населению, развитие коллективных средств размещения в России. При этом наблюдается спад всех показателей в период пандемии, что обусловлено вынужденными карантинными ограничениями и закрытием границ в большинстве стран мира. Рассмотрены наиболее востребованные меры государственной поддержки, предложенные правительством для сферы туризма: поддержка при получении финансирования, налоговые льготы, субсидирование операционных расходов, субсидия для МСП (МРОТ), отсрочки по неналоговым платежам, консультационная и образовательная поддержка, отсрочки и льготы по арендным платежам, предоставление грантов и субсидий по конкурсу и др. Предложены меры поддержки туризма в сложившихся условиях: подготовка новых кадров, помощь в разработке стратегии, развитие предпринимательства, привлечение
туристов, помощь в переходе в онлайн, облегчение деятельности (налоговые, финансовые, регуляторные послабления).
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, пандемия COVID-19, коронави-рус, налоговые льготы, субсидирование, льготы, стратегия, экосистема, цифровая трансформация, бизнес-модели
Для цитирования: Амосов A.C., Ашинова MtK. Меры поддержки российского туризма в условиях пандемии коронавируса COVID-19 Новые технологии. 2021. Т. 17. № 5. С. 65-72. 'https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-65- 72
MEASURES TO SUPPORT RUSSIAN TOURISM IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC
Anton S. Amosov, Marina K. Ashinova*
FSEE1HE «Maykop State Technological University»;
191 Pervomayskaya str., Maykop, 385000, the Russian Federation
Abstract. The tourism industry, including the hospitality industry, which were the first to suffer from the new coronavirus pandemic, found themselves in an unprecedented situation: complete cessation of some businesses due to border closures and self-isolation. For some countries tourism makes up one of the largest shares of GDP and is a key industry, for others, tourism and activities associated with international travel significantly accelerate the pace of economic development. Industry actors need to understand what incentive tools are available now and in the aftermath of the pandemic in order to develop a systematic approach to managing the effects of the pandemic. The purpose of the article is to study and structure incentive measures for the tourism industry in the context of the COVID-19 pandemic. The following methods of scientific knowledge has been used: abstraction, analysis, induction, synthesis. The article substantiates the relevance of the study. Some indicators of the functioning of domestic tourism during a pandemic are considered in comparison with previous periods, in particular, price indices for various types of paid services to the population, the development of collective accommodation facilities in Russia. At the same time, there is a decline in all indicators during the pandemic, which is due to forced quarantine restrictions and the closure of borders in most countries of the world. The most popular measures of state support proposed by the government for the tourism sector are the following: support in obtaining financing, tax incentives, subsidizing operating expenses, subsidies for SMEs (minimum wages), deferral of non-tax payments, consulting and educational support, deferrals and incentives for rent payments, provision of grants and subsidies on a competition, etc. The proposed measures to support tourism in the current environment are new personnel training, assistance in developing a strategy, business development, attracting tourists, assistance in the transition to online, facilitation of activities (tax, financial, regulatory exemptions).
Keywords: tourism and recreation complex, COVID-19 pandemic, coronavirus, tax incentives, subsidies, benefits, strategy, ecosystem, digital transformation, business models
For citation: Amosov A.S., Ashinova MtK. Measures to support Russian tourism in the conditions of the CovidA9 coronavirus pandemic. New technologies. 2021; 17(5):65-72. (In Russ). https:// doi. org/10.473 70/20 72-0920-2021-17-5- 65- 72
Восстановление отрасли зависит от участников экосистемы индустрии туриз-скоординированных действий разных май адаптации лучших практик. Эффекты
изменения спроса и работоспособности индустрии туризма не ограничиваются исключительно одной индустрией. Экосистема туристских потоков и активностей - это сложная взаимосвязанная система действий участников на различных уровнях. Остановка активности туристической индустрии имеет масштабные социально-экономические эффекты. Несмотря на то что ряд фискальных и монетарных мер был предложен на первых этапах развития эпидемиологической обстановки, многие организации, задействованные в
экосистеме индустрии туризма не смогут вернуться к привычным инструментам и моделям работы на протяжении длительного периода времени. Цифровые трансформации бизнес-моделей и процессов в индустрии туризма происходят не так быстро и, возможно, требуют радикальной смены ряда бизнес-процессов, что обусловливает актуальность рассматриваемой проблемы.
Индексы цен на различные виды платных услуг населению увеличились до 4,7% (рис. 1). Вследствие вынужденных
Fig. 1. Price indices for various types of paid services to the population, % in annual terms
101| г Н I ? I * ! ? I § * ? I £ I ? 1 * I ? I £ I * I § I ? I з °
2013 2014 2013 2016 2017 2018 2010 2020
-Услуги -Услуги в сфере внутреннего туризма
—Услуги в сфере зарубежного туризма ^—Туристские услуги — — Курс рубля к доля США (прав ось)
Рис. 1. Индексы цен наразличные виды платных услуг населению, % в годовом выражении [1]
40
g
а
э &
карантинных ограничений и закрытия границ в большинстве стран мира цены на услуги в сфере зарубежного туризма в 2020 году продолжали снижаться (в среднем на -1,6%).
Число ночевок в коллективных средствах размещения (КСР) в январе - сентябре 2020 г. составило 122,5 млн, сократившись на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Количество размещенных лиц в
КСР также снизилось на 43,7% по сравнению с январем - сентябрем 2019 г. и в 2020 году составило 30,5 млн человек (таблица 1).
Численность граждан России, размещенных в КСР, при этом упала на 39,3% в годовом выражении, иностранцев - на 70,4%.
Одной из наиболее пострадавших отраслей экономики в период пандемии был объявлен туризм, в связи с чем был
Таблица 1
Развитие коллективных средств размещения в России, 2013-2020 гг. [1]
Table 1
Development of collective accommodation facilities in Russia, 2013-2020 [1]
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Январь -сентябрь 2019 г. Январь -сентябрь 2020 г. прирост январь -сентябрь 2019 г. / январь - сентябрь 2020 г.
Число КСР, тыс. 14,6 15,6 20,1 20,5 25,3 28,1 28,3 н/д н/д н/д
Число номеров КСП, тыс. 600,3 670,8 770,4 794,8 884,3 975,6 992,6 н/д н/д н/д
Число мест в КСР, млн 1,4 1,6 1,8 1,8 2,2 2,4 2,5 н/д н/д н/д
Число ночевок в коллективных средствах размещения, млн 172,6 184,0 212,2 216,8 253,0 274,6 283,2 217,1 122,5 -43,5
Численность размещенных лиц в КСР, млн чел., в т.ч.: 42,6 44,2 49,3 54,4 61,6 71,5 76,0 54,2 30,5 -43,7
граждан России 32,6 33,8 43,7 48,3 53,5 60,9 65,2 46,5 28,2 -38,3
иностранных граждан 4,4 4,6 5,6 6,1 8,0 10,6 10,9 7,7 2,3 -70,4
принят ряд мер государственной поддержки (рис. 2).
В целях стимулирования внутренних туристических потоков Правительство России выделило 15 млрд руб. на реализацию программы по возвращению гражданам части расходов за покупку туров по России и бронирование билетов (туристический кешбэк).
В целях комплексного развития туристической отрасли 29 апреля 2021 года в Координационном центре Правительства России представлен новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [3], который включает три федеральных проекта: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение
доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма».
Благодаря инструментам нацпроекта планируется увеличить туристический поток с 65 до 140 млн поездок по стране в год, в два раза увеличить количество рабочих мест в отрасли - до 4,7 млн рабочих мест и экспорт туристических услуг - до 22,5 млрд долларов [4].
Кроме того, обоснована Стратегия развития туризма в России до 2035 года [5], которая предполагает создание корпорации по туризму, функционирующую на базе крупных предприятий туристической отрасли: «Курорты Северного Кавказа»,
Налоговые льготы
1,70% 1»70%
Субсидирование операционных расходов
Субсидия для МСП (МРОТ)
Отсрочки и льготы по арендным платежам
Отсрочки по налоговым платежам
Консультационная и образовательная поддержка
Все меры
■ Предоставление грантов и субсидий по конкурсу
Рис. 2. Наиболее востребованные меры государственной поддержки для сферы туризма [2] Fig. 2. The most demanded measures of state support for the tourism sector [2]
Подготовка новых кадров
Помощь в разработке стратегии
Развитие предпринимательства
Привлечение туристов
Помощь в переходе в онлайн
егчение деятельности (налоговые, финансовые, регуляторные послабления
Рис. 3. Меры по поддержке туризма в условиях пандемии
Fig. 3. Measures to support tourism in the pandemic conditions
«Корпорация развития Северного Кавказа», фонд «Посети Кавказ».
Меры, представленные в данном исследовании, структурированы не только вокруг фискальных и монетарных мер, но и альтернативных мер поддержки, инициированных в разных странах [6].
На наш взгляд, весьма эффективными мерами поддержки туризма в сложившихся условиях являются (рис. 3).
Удаленное образование предполагает дистанционное обучение в сфере туризма (курсы как для начинающих, так и для профессионалов в зависимости от цели),
направленные на подготовку кадров для будущей трансформировавшейся индустрии туризма и на помощь малому и среднему бизнесу и людям, работающих в сфере туризма, пережить кризис [7].
Помощь в 'разработке стратегии предполагает создание сайта со всеми мерами, стимулирующими индустрию туризма, а также гидами о том, как можно получить помощь и предоставление отчетов о состоянии индустрии туризма в стране и мире. Такие меры направлены на помощь бизнесу, который не может позволить себе провести замер рынка, узнать инсайты, быстро и оперативно получить помощь, необходимую для стратегических решений, а региональным муниципалитетам сориентироваться, что уже есть в других регионах страны.
Кроме того, при разработке стратегии целесообразно, в целях создания специальной зоны для исследования и создания новых решений для развития индустрии туризма в стране, а также поддержки индустрии туризма за счет объединения государства, бизнеса и людей, создание «Туристического кластера» совместно с местной бизнес-школой, создание Фонда по продвижению туризма, создание маркетинговой стратегии по продвижению туризма и выделение туризма в медиа как ключевой отрасли для восстановления страны [8].
Стимулированию новых решений в индустрии туризма (напр., создание новых бизнес-моделей) способствует стимулирование участия в конкурсах стартапов, создание туристических акселераторов/ хабов, а также гранты предпринимателям в отрасли.
Для привлечения туристов из близлежащих стран для увеличения туристического потока и скорейшего восстановления индустрии целесообразно репозиционирование страны для туристов из близлежащих государств как «безопасное» и ближайшее направление.
Привлечению осознанных туристов для увеличения туристического потока и скорейшего восстановления индустрии
будет способствовать позиционирование страны для туристов из всего мира, как страны для arpo- и экотуризма.
Стимулированию же развития внутреннего туризма через распространение информации и знаний о местах/достопримечательностях, которые можно посетить внутри страны (соц. медиа + виртуальные туры), способствует репозиционирование страны для ее граждан.
Эти меры будут способствовать поддержанию знания о стране, заинтересовывать и побуждать к планированию будущих поездок с помощью виртуальных туров и кампаний в соцсетях.
Помощь в переходе в онлайн предполагает, по нашему мнению, создание платформ для найма людей из пострадавших индустрий в местной коммуне, что будет способствовать решению проблем с трудоустройством.
Облегчение деятельности (налоговые, финансовые, регуляторные послабления)
Инициаторами регуляторных мер должно быть правительство и локальные министерства туризма. К ним следует отнести:
- отмену/снижение госпошлины на получение лицензии на ведение туристического бизнеса в 2020 году или продление периода подачи;
- отмену наказаний/штрафов за нарушения, совершенные или обнаруженные с начала пандемии;
- временная отсрочка выплаты в нац. казну от аэропортов;
- снижение/отмена оплаты патентных прав в магазинах беспошлинной торговли.
Эффективными налоговыми мерами в условиях пандемии являются:
- временная приостановка действующих налоговых правил и создание новых положений, облегчающих выплату налоговых долгов, например предоставление специального фракционирования налогового долга;
- изменение налогового законодательства в отношении налога на доходы с
физических лиц, переноса убытков, сроков амортизации и расходов на пожертвования;
- изменение, упрощение и другие применимые налоговые режимы для мелких налогоплательщиков;
- увеличение сроков подачи/погашения налоговых деклараций;
- перенос оплаты налогов на более поздний период;
- снижение ставки налогов;
- мораторий на некоторые налоги;
- отсрочка/отмена/снижение платежей по страховым взносам за работников.
Эффективные финансовые меры предполагают:
- снижение/отмена платы за коммунальные услуги пострадавшим индустри-ям и людям на определенный период;
- отмена/снижение арендных платежей для малого бизнеса;
- прямые выплаты компаниям из пострадавших отраслей;
- субсидирование заработных плат в пострадавших индустриях работникам с определенным уровнем заработных плат;
- субсидирование внутренних перелетов между регионами;
- улучшение условий по кредитам;
- снятие некоторых комиссий банками;
- предоставление льгот и преференций медикам (созданию специальных туристических продуктов и предложений).
Предложенные меры поддержки туризма не являются исчерпывающими, однако их использование позволит выдержать новые реалии и получить новое развитие после пандемии. Таким образом, пандемию можно назвать большой перезагрузкой для туристической отрасли. Ее могут пережить только те компании, которые смогли адаптироваться под новые реалии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Декабрь 2020. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf
2. О выделении бюджетных ассигнований в целях предоставления в 2020 году субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 18.07.2020 № 1876-р (ред. от 07.12.2020). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358096/.
3. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1Шрз://национальныспроскты.рф/projects/turizm.
4. Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kurort.krasnodar. ru/activity/informatsiya/kontseptsiya-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo -kraya-do -2030 -god.
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/CTpaTerra%20pa3BH-тия%20туризма%20на%20период%20до%202035%20года^£
6. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., Наик Амир Мухаммад. Финансирование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 209-220.
7. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., М. Айуб O.K. Роль инноваций в развитии бизнеса // Новые технологии. 2020. Вып. 2/52. С. 97-106.
8. Моделирование российской идентичности на Северном Кавказе: синергетико-ценоло-гический подход / Чефранов С.Г. [и др.] // Управление мегаполисом. 2012. № 5. С. 53-58.
REFERENCES:
1. Bulletin on current trends in the Russian economy. December 2020. Dynamics of demand for travel services in Russia against the backdrop of the COVID-19 pandemic [Electronic resource]. Access mode: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (In Russ).
2. On the allocation of budgetary appropriations in order to provide subsidies to the «National System of Payment Cards» JSC in 2020 to stimulate affordable domestic tourist trips through reimbursement of part of the cost of paid tourist services [Electronic resource]: The Order of the Government of the Russian Federation of July 18, 2020 No. 1876-r (as revised on 07.12.2020). Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358096/ (In Rus).
3. National project «Tourism and hospitality industry» [Electronic resource]. Access mode: https://nationalprojects.rf/projects/turizm (In Russ).
4. The concept of the development of the sanatorium-resort and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2030 [Electronic resource]. Access mode: https://kurort.krasnodar. ru/activity/informatsiya/kontseptsiya-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-do-2030-god (In Russ).
5. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035 [Electronic resource]. Access mode: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Strategy%20 development%20tourism%20for%20period%20to%202035%20year.pdf(InRuss).
6. Mikhailuk M.N., Ashinova M.K. Naik Amir Muhammad. Financing of small and medium-sized businesses in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic. New technologies. 2021; 17-2:209-220. (In Russ).
7. Mikhailyuk M.N., Ashinova M.K., M. Ayub O.K. The role of innovation in business development. New technologies. 2020; 2-52:97-106. (In Russ).
8. Chefranov S.G. et al. Modeling of Russian identity in the North Caucasus: a synergetic-cenological approach. Management of the metropolis. 2012; 5:53-58. (In Russ).
Информация об авторах / Information about the authors
Антон Сергеевич Амосов, аспирант ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» amosovl985@icloud.com Марина Казбековна Ашинова, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», доктор экономических наук, профессор ashinova_m@mail.ru
Anton S. Amosov, a post-graduate student of FSBEI HE «Maykop State Technological University»
amosovl985@icloud.com Marina K. Ashinova, a professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE «Maykop State Technological University», Doctor of Economics, a professor ashinova_m@mail.ru