Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / малый и средний бизнес / занятость / предпринимательство / COVID­19. / economy / small and medium business / employment / entrepreneurship / COVID­19.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатыбалдин Азимхан Абилкаирович, Кангалакова Дана Муратбековна

В статье представлены результаты исследования по выявлению положительных и отрицательных сторон влияния карантина на развитие МСБ в Казахстане. Определены приоритетные направления государственной поддержки развития МСБ во время карантинных мер. Исследование проведено в рамках Программы целевого финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан ИРН OR11465433 «Разработка концепции и механизмов сбалансированного территориального развития экономики и общества Казахстана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сатыбалдин Азимхан Абилкаирович, Кангалакова Дана Муратбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN KAZAKHSTAN

The purpose of the article is to present the results of study the state of small and medium­sized businesses (SMEs) in the pre­pandemic period and during COVID­19, as well as to determine the effectiveness of state support for SMEs during quarantine in Kazakhstan. In the process of scientific research, the methodology of general scientific research was used, implementing comparative, logistic and statistical analysis tools. The main applying methods were the analytical method, the statistical method, as well as the method of graphical interpretation of information. As a result of the study, the positive and negative sides of the quarantine impact on the development of SMEs in Kazakhstan were revealed. Priority directions of state support for the development of SMEs during quarantine measures have been identified. The study was carried out within the framework of Program­targeted research: «Development of the concept and mechanisms of balanced territorial development of the economy and society of Kazakhstan» IRN OR11465433, funding by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ»

Сатыбалдин Азимхан Абилкаирович,

Генеральный директор Института экономики Комитета науки Министерства образования и наукиРеспублики Казахстан, доктор экономических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан

Кангалакова Дана Муратбековна,

Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, ведущий научный сотрудник, PhD

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

УДК: 334.72

SATIBALDIN A.A., KANGALAKOVA D.M. QOZOG4ISTONDA KICHIK VA ORTA BIZNES RIVOJLANISHIGA COViD-19 PANDEMIYASINING TASIRI

Maqolada Qozog'istonda karantinning kichik va o'rta biznes rivojlanishiga ta'sirining ijobiy va salbiy tomonlarini aniqlash bo'yicha tadqiqot natijalari keltirilgan. Karantin tadbirlari davrida kichik va o'rta biznesni rivojlantirishni davlat tomonidan qo'llab-quvvatlashning ustuvor yo'nalishlari belgilandi.

Tadqiqot Qozog'iston Respublikasi Ta'lim va fan vazirligi Fan qo'mitasining IRN OR11465433 "Qozog'iston iqtisodiyoti va jamiyatini mutanosib hududiy rivojlantirish konsepsiyasi va mexanizmlarini ishlab chiqish" maqsadli moliyalashtirish dasturi doirasida o'tkazildi.

Tayanch so'zlar: iqtisodiyot, kichik va o'rta biznes, bandlik, tadbirkorlik, COVID-19.

САТЫБАЛДИН А.А., КАНГАЛАКОВА Д.М. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

В статье представлены результаты исследования по выявлению положительных и отрицательных сторон влияния карантина на развитие МСБ в Казахстане. Определены приоритетные направления государственной поддержки развития МСБ во время карантинных мер.

Исследование проведено в рамках Программы целевого финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан ИРН OR11465433 «Разработка концепции и механизмов сбалансированного территориального развития экономики и общества Казахстана».

Ключевые слова: экономика, малый и средний бизнес, занятость, предпринимательство, COVID-19.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

SATIBALDIN A.A., KANGALAKOVA D.M. THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN KAZAKHSTAN

The purpose of the article is to present the results of study the state of small and medium-sized businesses (SMEs) in the pre-pandemic period and during COVID-19, as well as to determine the effectiveness of state support for SMEs during quarantine in Kazakhstan.

In the process of scientific research, the methodology of general scientific research was used, implementing comparative, logistic and statistical analysis tools. The main applying methods were the analytical method, the statistical method, as well as the method of graphical interpretation of information. As a result of the study, the positive and negative sides of the quarantine impact on the development of SMEs in Kazakhstan were revealed. Priority directions of state support for the development of SMEs during quarantine measures have been identified.

The study was carried out within the framework of Program-targeted research: «Development of the concept and mechanisms of balanced territorial development of the economy and society of Kazakhstan» IRN OR11465433, funding by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan.

Key words: economy, small and medium business, employment, entrepreneurship, COVID-19.

Введение.

На сегодняшний день в мире в целом и в казахстанской экономике в частности происходят значительные изменения, связанные с коро-навирусной пандемией. COVID-19 вызвал беспрецедентным по своей сложности и серьезности экономический шок. В целях сдерживания распространения коронавируса введен ряд ограничительных мер, главными из которых являются карантин и самоизоляция, что вызвали сбои в производстве, но и привели к крупнейшему падению спроса на продукцию фирм [1; 2; 3]. Этот вопрос не обошел малый и средний бизнес, предоставляющий услуги и товары для потребления населения [4]. В связи с введением карантина многие субъекты малого и среднего бизнеса были вынуждены закрыться. Если до пандемии состояние МСБ Казахстана можно было охарактеризовать, как развивающееся, то сейчас - оно на грани кризиса. В данной статье представлен анализ состояния МСБ Казахстана до и после пандемии, сделан обзор государственных мер поддержки, также рассмотрены положительные и отрицательные стороны влияния COVID-19 на предпринимательский сектор.

Целью статьи явилось исследование состояния малого и среднего бизнеса (МСБ) в допан-демийный период и во время COVID-19, а также определение эффективности государственной поддержки субъектов МСБ в Казахстане во время карантина.

Методология.

В процессе проведения научного исследования была использована методология общенаучного исследования при помощи сравнительных, логистических и статистических инструментов анализа. Основными методами анализа были аналитический метод, статистический, а также метод графической интерпретации информации.

Постановка научной проблемы.

Предприятия малого и среднего бизнеса в Казахстане активно начали развиваться с 2014 года (рисунок 1). В 2010 году доля МСБ в валовом внутреннем продукте (ВВП) составила 20,6%, в 2014 году она возросла до 25,9%, а в 2020 году достигла 31,6%. За анализируемый период доля МСБ в ВВП возросла на 11,5%.

Из-за проблем, вызванных кризисом, большая часть бизнеса была вынуждена прекратить свою деятельность, что привело к сокращению занятости на предприятиях МСБ до 2,8 млн. человек. Наибольшее количество активных малых предприятий наблюдалось в июле 2020 года - 164,3 тыс. единиц. По состоянию на январь 2021 года в стране числилось 159,7 тыс. активных предприятий, что на 2,8% меньше, чем в июле 2020 года, то есть за полгода число активных малых предприятий сократилось почти на 5 тысяч. Среди субъектов МСБ больше всего пострадали субъекты микробизнеса с численностью сотрудников от 2 до 5 работников. В условиях эпидемии коронавируса пострадали практически все отрасли вплоть до

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

Рисунок 1. Вклад МСБ в ВВП, %1.

строительной. Исключениями стали фармацевтическая, логистическая и пищевая отрасли, а также интернет-торговля и онлайн развлечения (онлайн фильмы, онлайн игры). Ситуация в сельской местности еще сложнее, чем в городах [6].

Анализ и результаты.

Для анализа были использованы статистические данные отчета АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» о состоянии развития МСБ в Казахстане и его регионах за 2020 год.

Складывающаяся тенденция в малом бизнесе объясняется несколькими причинами. Во-первых, большое количество принятых государственных программ направленных на развитие МСБ; во-вторых, активное развитие инновационного бизнеса; в-третьих, грамотная денежно-кредитная политика; в-четвертых, мораторий на проверки субъектов МСБ.

Однако в 2019-2020 гг. из-за пандемии темп роста объема продукции МСБ значительно снизился, если в 2018 году до 2019 года темп прироста был 2,5%, то в 2019 - 2020 гг. он составил только 0,8%. Из-за проблем, вызванных кризисом, большая часть бизнеса была вынуждена прекратить свою деятельность, что привело к сокращению спроса и предложения, тем самым негативно повлияв на выпуск продукций.

Рисунок 2 показывает динамику занятых в МСБ в общей численности занятого населения страны за 2010-2020 гг. Исходя из данных

1 Составлено на основе данных источника [5].

в рисунке 2 о доле МСБ в обеспечении занятости населения, можно отметить положительную динамику за последние 10 лет. В 2010 г. численность занятых в МСБ составила 2631 тыс человек, что обеспечило 32,4% занятости населения. В 2020 г. численность населения в МСБ увеличилась до 3473 тыс человек или 39,8% от численности занятого в экономике населения. Статистические данные показывают, что пандемия COVID-19 не существенно повлияла на занятость населения, незаконные действия на рынке труда не были допущены. Но, нельзя отрицать тот факт, что, часть населения во время карантина оставалась безработной.

Рисунок 3 показывает положительную динамику количества действующих субъектов МСБ и частного предпринимательства (СЧП) за 20102020 гг. В 2010 г. число действующих субъектов МСБ достигло 662 тыс. ед., что составило 94,2 % от общего числа действующих СЧП (702 тыс. ед.). В 2019 г. и в 2020 г. число действующих субъектов МСБ увеличилась до 1330 тыс. ед. и 1357 тыс. ед. соответственно, что составило 96,6 % в общем числе действующих СЧП.

Эпидемиологическая ситуация в городах Алматы и Нур-Султан характеризуется большей остротой, чем в сельской местности по причине большой численности и плотности населения. По постановлениям главных городских санитарных врачей, время работы многих учреждений ограничено. В ресторанах число посетителей для проведения банкетов ограничено до 50-70

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

Рисунок 2. Динамика занятых в МСБ в общей численности занятого населения страны1.

Рисунок 3. Динамика количества действующих субъектов МСБ и СЧП.

человек при строгом соблюдении санитарных и гигиенических условий. Представители бизнеса адаптировались к текущей ситуации, 67% всех активных предпринимателей смогли перейти на гибкий режим и имеют онлайн площадку для предоставления услуг и товаров.

Уменьшение количества предприятий малого и среднего бизнеса привело к сокращению рабочих мест и потере дохода работников. В связи с этим, в 2020 г. со стороны государства было принято решение выплатить единовременное пособие для тех, кто лишился дохода, в том числе и индивидуальным предпринимателям.

1 Составлено на основе данных источника [5].

Предпринимаемые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во время пандемии.

Государством был осуществлен ряд поддерживающих мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, в частности, налоговые каникулы, льготы по уплате арендных платежей, процентные льготы по кредитам, полученными ранее субъектами бизнеса. Встает вопрос, насколько данные меры были эффективны?

Льготы со стороны государства временно сдерживали ситуацию на 1-2 месяца, а с начала пандемии прошел уже целый год. Некоторым субъектам предпринимательства эти меры поддержки не были доступны, поскольку изначально меры государственной поддержки охва-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

тывали только 22 сферы экономики, сейчас их 175. В то же время субъекты МСБ столкнулись с такими проблемами, как отсутствие доступной информации, бюрократия, халатное отношение и отсутствие должных коммуникаций со стороны операторов государственной поддержки.

Следует отметить, что процентные ставки по кредитам снижались, однако ежемесячный платеж по кредиту никто не отменял, что не дало положительного эффекта для бизнеса. Из-за карантина, который длится уже больше 2 лет, отсутствие компенсации арендных платежей и процентных вознаграждений не смогли оказать масштабную помощь бизнесу, не получающему доход. Предоставленные налоговые каникулы предусматривают не полное освобождение субъектов бизнеса от налогов, а лишь их пролонгацию с выплатой ва более поздний срок. В результате представители бизнеса после снятия карантинных мер получат двойную налоговую нагрузку.

В марте 2021 года был принят комплекс мер, включающий в себя следующее: расширение перечня Общего классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) субъектов МСБ для рефинансирования на льготных условиях до 1 июня 2021 года; продление освобождения пострадавших субъектов МСБ от начисления арендных платежей по объектам государственного имущества и имущества квазигосударственного сектора до 1 июля; продление освобождения от уплаты налога на имущество до конца 2021 года; освобождение от индивидуального подоходного налога (ИПН) доходов работников субъектов предпринимательства в виде полученных от работодателя средств защиты; продление моратория на банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1 июля по инициативе государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора; повышение доступа отечественных товаропроизводителей к государственным закупкам; распространение инструмента гарантирования АО «ФРП «Даму» на программу льготного кредитования Национального банка. Время покажет, насколько они будут эффективными.

Необходимые меры поддержки МСБ в Казахстане.

Во время карантина, вместо поддержки субъектов МСБ, увеличились рейдовые проверки и штрафные выплаты. В то время как проверка малого и среднего бизнеса должна была стать профилактикой имеющихся в нем нарушений, эта ситуация еще больше ухудшила состояние МСБ.. Хотелось бы отметить, что представители малого и среднего бизнес должны надеяться на себя, но государство должно создавать условия, чтобы эти надежды оправдались.

Следует отметить два важных момента поддержки бизнеса во время пандемии. Во-первых, доступ к финансам в отечественных банках. Ранее банки выдавали кредиты для субъектов МСБ по 14% годовых. За рубежом имеется практика кредитования МСБ по 5-8% (в России 8,5%). Для субъектов МСБ и ранее было трудно возвращать кредиты под 14% годовых, не говоря о нынешних условиях. Между тем, спрос со стороны представителей МСБ на кредитование растет. В 2021 году он вырос в 3 раза, в то время как коэффициент одобрения заявок остается довольно низким - всего 37%. В такой ситуации владельцы малого и среднего бизнеса нередко вынуждены занимать средства как физические лица, под 20-25% годовых.

Второй важный момент, это формирование здоровой предпринимательской среды, направленной на поощрение конкуренции, а не поддержку монополии, в условиях которой новые эффективные предприятия смогут вытеснить старые и неактивные. Следует обеспечить конкурентную нейтральность на всех рынках, где государственные и частные предприятия, особенно субъекты МСБ, смогут конкурировать на равных условиях.

Для развития МСБ в стране требуются комплексные меры: выделение прямых финансовых субсидий; предоставление беспроцентного кредита, предоставление государственных гарантий по займам; реструктуризация займов в виде снижения процентной ставки или пролонгации займов; возмещение расходов на аренду и коммунальные услуги; упрощение импортных и экспортных процедур; отмена неустойки, пени и продление сроков исполнения по государственным контрактам.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

Положительные и отрицательные стороны пандемии для МСБ.

Карантинные меры для некоторых представителей МСБ приносили большие убытки, для других - открыли новые возможности для большего дохода, в частности, увеличились возможности заработка у фармакологических компаний и аптек, онлайн игр и сервисов доставки еды. Так, до карантина в аптеках стоимость медицинской маски составляла 15-20 тенге, а после введения карантина доходила до 250-500 тенге. Следует отметить, что со стороны государства были проведены мероприятия по сдерживанию цен на медицинские маски и спиртового раствора.

Сегодня неплохое время для крупных производителей еды и полуфабрикатов, а также для тех, кто их доставляет. Еще одной сферой, где был положительный эффект от карантинных мер, стала сфера транспортных услуг. Кроме того, набрала оборот работа онлайн кинотеатров и онлайн-игр. Несмотря на повышение стоимости билетов в офлайн кинотеатрах, население не перестало их посещать. Появляются хорошие возможности для развития VR-индустрии. Все, что нельзя посетить физически, можно посещать виртуально.

Заключение.

Подводя итоги, можно отметить, что во всем мире и в Казахстане из-за пандемии представители МСБ переживают кризис и тяжелые времена. Однако любой кризис - это всегда новые возможности для развития. Бесспорно, что бизнес является основой стабильной экономики, благополучия населения и драйвером развития страны, но не стоит впадать в панику. Субъектам предпринимательства следует быть гибче и найти новые подходы и инновационные решения для дальнейшего развития. Так, организации гостиничного бизнеса могут временно перепрофилировать свой бизнес под актуальные нужды: оказание услуг долгосрочной аренды для тех, кто хотел бы самоизолироваться вне домашних условий.

В мире для стимулирования экономики предпринимаются различные меры. Некоторые государства убирают все ограничительные меры, другие соблюдают строгий карантин. В связи с этим, учитывая тот факт, что государство налаживает систему здравоохранения, на наш взгляд, следует ослабить прессинг на бизнес и дать возможность развиваться субъектам МСБ как и в допандемийное время, что несомненно приведет к положительному эффекту в будущем.

Список использованной литературы и сведения о статистических источниках:

1. Dingel J., Brent N."How Many Jobs Can be Done at Home?,". - June 2020. - NBER Working Paper 26948.

2. Mongey S., Pilossoph L., Weinberg A. "Which workers bear the burden of social distancing policy?,". - BFI Working Paper 2020-51. - 2020.

3. Coibion O., Gorodnichenko Y., Weber M. "Labor markets during the covid-19 crisis: A preliminary view,". - April 2020. -NBER Working Paper 27017.

4. Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в начале XXI века: мировой опыт: коллективная монография - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. - 332 с.

5. Годовой отчет АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» о состоянии развития МСП в Казахстане и его регионах за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// damu.kz/upload/iblock/cae/xqhsqdrqgmhk90la0cicsr434otz3k54 Дата обращения 23.12.2021 г.)

6. Как МСБ «прожил» 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kapital.kz/ experts/10812/o-razvitii-msb-v-kazakhstane.html Дата обращения 21.12.2021 г.)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.