Научная статья на тему 'НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРЕТИКОПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРЕТИКОПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансграничные связи / приграничное сотрудничество / приграничные террито­ рии / сопредельные страны / свободные экономические зоны. / cross­border relations / cross­border cooperation / border territories / neighboring countries / free economic zones.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Туркеева Куляш Амиркуловна, Мусаханова Айдана Жаркын Кызы

В статье рассматривается механизм развития приграничных территорий на основе трех моде­ лей сотрудничества – традиционная, преференциальная, партнерская (институциональная). Особое внимание уделено формированию свободных экономических зон (СЭЗ). Обосновывается, что создание СЭЗ в экономически отсталых регионах может изменить соотношение сил между развитыми районами страны и периферией в сторону последних. Исследование проведено в рамках программно-­целевого финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан ИРН OR11465433 «Разработка концепции и механизмов сбалансированного территориального развития экономики и общества Казахстана»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Туркеева Куляш Амиркуловна, Мусаханова Айдана Жаркын Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW IMPULSES OF DEVELOPMENT OF BORDER TERRITORIES IN CONDITIONS OF CROSS-BORDER COOPERATION: THEORETICAL AND PRACTICAL APPROACH

The purpose of the article is to study trends and forms of international cooperation and identify new impulses for the development of border territories. The processes of new formats of international cooperation and interaction are increasing in the global economy. There are discussed cross­border relations of states with adjacent border territories. Their development takes place in different ways and in different forms. The article considers the mechanism of development of border territories based on three models of cooperation – traditional, preferential, partner (institutional). Special attention is paid to the formation of free economic zones (FEZ). It is proved that the creation of FEZs in economically backward regions can change the balance of forces between the developed regions of the country and the periphery towards the latter. The study was conducted within the framework of program­targeted funding of the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan IRN OR11465433 «Development of the concept and mechanisms of balanced territorial development of the economy and society of Kazakhstan».

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРЕТИКОПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Туркеева Куляш Амиркуловна,

Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент

Мусаханова Айдана Жаркын кызы,

Казахский национальный университет имени аль-Фараби, магистрант

НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

УДК: 332.145

TURKEYEVA K.A., MUSAXANOVA A.J. TRANSCHEGARADAGI HAMKORLIK SHAROIOTLARIDA CHEGARA HUDUDLARINI RIVOJLANISHGA YANGI TURTKI: NAZARIY VA AMALIY YONDASHUV

Maqolada hamkorlikning uchta modeli - an'anaviy, imtiyozli, sheriklik (institutsional) asosidagi chegara hududlarini rivojlantirish mexanizmi muhokama qilinadi. Erkin iqtisodiy zonalarni (EIZ) shakllantirishga alohida e'tibor qaratilmoqda. Iqtisodiy jihatdan qoloq hududlarda ElZlarning tashkil etilishi mamlakatning rivojlangan hududlari va chekka hududlari o'rtasidagi kuchlar muvozanatini ikkinchisiga qarab o'zgartirishi mumkinligi isbotlangan.

Tadqiqot Qozog'iston Respublikasi Ta'lim va fan vazirligining IRN OR11465433 «Qozog'iston iqtisodiyoti va jamiyatini muvozanatli hududiy rivojlantirish konseptsiyasi va mexanizmlarini ishlab chiqish» Fan qo'mitasining dasturiy-maqsadli moliyalashtirish doirasida o'tkazildi.

Tayanch so'zlar: transchegaraviy aloqalar, transchegaraviy hamkorlik, chegara hududlari, qo'shni davlatlar, erkin iqtisodiy zonalar.

ТУРКЕЕВА К.А., МУСАХАНОВА А.Ж. НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматривается механизм развития приграничных территорий на основе трех моделей сотрудничества - традиционная, преференциальная, партнерская (институциональная). Особое внимание уделено формированию свободных экономических зон (СЭЗ). Обосновывается, что создание СЭЗ в экономически отсталых регионах может изменить соотношение сил между развитыми районами страны и периферией в сторону последних.

Исследование проведено в рамках программно-целевого финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан ИРН OR11465433 «Разработка концепции и механизмов сбалансированного территориального развития экономики и общества Казахстана»

Ключевые слова: трансграничные связи, приграничное сотрудничество, приграничные территории, сопредельные страны, свободные экономические зоны.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

TURKEYEVA K.A., MUSAKHANOVA A.J-Q. NEW IMPULSES OF DEVELOPMENT OF BORDER TERRITORIES IN CONDITIONS OF CROSS-BORDER COOPERATION: THEORETICAL AND PRACTICAL APPROACH

The purpose of the article is to study trends and forms of international cooperation and identify new impulses for the development of border territories. The processes of new formats of international cooperation and interaction are increasing in the global economy. There are discussed cross-border relations of states with adjacent border territories. Their development takes place in different ways and in different forms.

The article considers the mechanism of development of border territories based on three models of cooperation - traditional, preferential, partner (institutional). Special attention is paid to the formation of free economic zones (FEZ). It is proved that the creation of FEZs in economically backward regions can change the balance of forces between the developed regions of the country and the periphery towards the latter.

The study was conducted within the framework of program-targeted funding of the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan IRN OR11465433 «Development of the concept and mechanisms of balanced territorial development of the economy and society of Kazakhstan».

Key words: cross-border relations, cross-border cooperation, border territories, neighboring countries, free economic zones.

Введение.

Тенденции глобализации привносят новые формы и механизмы международного сотрудничества. В первую очередь, происходит углубление трансграничных процессов, что теоретически предполагает ослабление роли границы как таковой, исходя из ее функциональных особенностей. При этом трансграничные связи в различных сферах деятельности сопредельных государств будут способствовать развитию приграничных территорий через новые форматы взаимодействия, и в первую очередь посредством приграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество осуществляется на основе трех моделей. Использование традиционной модели — это создание условий для либерализации трансграничных потоков. Положительный момент заключается в том, что одно государство расширяет рынок сбыта, другое получает товары и услуги по приемлемым ценам. Адаптация к специфике взаимодействующих стран по таможенным и иным преференциальным соглашениям создает условия для предоставления различных льгот приграничным регионам по существующим договоренностям. Особо хотелось бы отметить положения партнерской или институциональной модели. В основе данной модели, приемлемой для сопредельных стран Евразийского пространства, реализуются соглашения на основе договоров, совместных проектов. Есть возможность создавать совместные программы для реализации инфраструктурных проектов в транспортно-

логистической и экологической сфере. Так, для стран Центральной Азии существует проблема трансграничных рек, нередко приводящая к конфликтной ситуации на приграничных территориях.

Целью статьи является исследование тенденций и форм международного сотрудничества и определение новых импульсов развития приграничных территорий.

Методологический подход достижения поставленной цели базируется на нарастающих в мировой экономике процессах новых форматов международного сотрудничества и взаимодействия. Трансграничные связи государств, имеющих сопредельные приграничные территории имеют определенный исторический опыт, на который имеет смысл опираться, при развитии собственных приграничных экономических связей. При этом их развитие может происходить различными способами и в разных формах, имеющих специфический региональный окрас.

Постановка научной проблемы.

Необходимость реализации трансграничных связей через приграничное сотрудничество порождает новый статус приграничной территории. Приграничная территория это не только «буфер», предупреждающий негативные процессы при осуществлении межгосударственного взаимодействия, но и решение проблем местного населения по обе стороны границы. К числу таких местных проблем может быть отнесено развитие социокультурных связей, управление местными обще-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

сгвенными делами, регулирование миграционных потоков, решение вопросов инфраструктурного обустройства, обеспечения населения приграничных территорий различными видами энергии, транспортно-коммуникационными, медицинскими, образовательными, коммунальными услугами, а также охраны окружающей среды.

На приграничных территориях эффективно создание локальных специальных экономических зон для взаимовыгодного торгово-экономического, научно-технического и туристического взаимодействия. В каждом конкретном случае эффективное развитие приграничной территории придаст новый импульс развитию всей экономики государства. Каким образом следует задействовать механизм интенсификации и увеличения объемов различного рода обменов и взаимодействия сопредельных стран представляется важное направление научных исследований.

Анализ и результаты.

В мировой практике происходит не только формирование, но и трансформация, и адаптация различных форм и моделей приграничного сотрудничества к современным условиям. Это необходимо применить для стран Евразийского пространства, включая сопредельные для Казахстана страны Центральной Азии, России, Китая. Данному процессу свойственна не только динамика, но и некоторое замедление в силу влияния внешних и внутренних факторов, как то: - геополитическая обстановка, усиление финансово-экономических кризисных тенденций, социально-экономические проблемы. Особенно это наблюдается в настоящее время в условиях коронавирусной пандемии. В результате ее влияния идет ослабление экономического развития национальных экономик, как развитых, так и развивающихся стран.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о положительной тенденции в институционализа-ции приграничных отношений. Особую значимость приобретают мероприятия на правительственном уровне. К примеру, Казахстан и Россия в апреле 2003 г. в г. Омске (Россия) провели Первый Форум приграничных областей Казахстана и России с участием глав государств. К моменту его проведения приграничные связи уже рассматривались в качестве одного из приоритетных направлений российско-казахстанского сотрудничества.

Дискуссии, разворачивающиеся в отдельных формах деятельности приграничных институтов, говорят о том, что, хотя все выступают за совмест-

ную деятельность, проблемы до сих пор рассматриваются с точки зрения местного и краткосрочного значения. Развивая большую открытость, приграничные институты должны бы обеспечить снижение барьеров внутри своего региона, перестроить экономический потенциал с каждой стороны границы и дать возможность развитию слабых структур. Таким путем они помогут выработать новую политику в области инвестирования и развития, скоординированную с государственными и международными институтами. Углубление и развитие процессов приграничного сотрудничества, вступление в силу новых условий реализации международных программ приграничного сотрудничества формируют предпосылки для обеспечения системного подхода в области макроэкономической и торговой политики соседствующих государств.

Казахстан, как и многие страны мира, имея географически обширную территорию находится в стадии поэтапной реализации государственных программ сбалансированного территориального развития. Особенно это касается населенных пунктов, находящихся на больших расстояниях от административных центров и на приграничных территориях. Проблема заключается в нарастающей тенденции усиления диспропорций в социально-экономической сфере. При существующей тенденции высока вероятность дальнейшей поляризации регионов, несмотря на реализацию двух Концепций региональной политики, целью которых было ликвидация контрастов уровня развития областей. Уже завершилась не только программа «Прогнозная схема территориально - пространственного развития страны до 2020 года», но и другие стратегически важные программы и планы. Начиная с 2004 г., на эти программы было израсходовано порядка 2 трлн. тенге, но принимаемые государственные меры были малоэффективными1.

Казалось бы, на нормативно-правовом уровне государством созданы условия для устранения неравномерности в развитии регионов. Тем не менее официальные статистические

1 1. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года (далее - Прогнозная схема). 2. Программа развития регионов до 2020 года. 3. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. 4. Генеральная схема организации территории Республики Казахстан.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

показатели за последние годы свидетельствуют, что отечественный опыт по решению проблем региональных различий не достигает поставленных целей. Практически их основной направленностью является поддержка успешных территорий в виде «точек роста» (макрорегионы, города-хабы, агломерации, города «первого / второго / третьего уровня»). А вот преодоление проблем и вопросов, с которыми сталкиваются отсталые регионы, в том числе и приграничные, соседствующие с более сильным в экономическом развитии партнером, не получают адекватного правительственного решения. Эти вопросы на сегодняшний день требуют срочного решения на всех уровнях государственного управления.

Поэтому, наличие обширной территории и большая протяженность границ Казахстана с Китаем, Россией, Узбекистаном и другими странами Центральной Азии диктует необходимость дальнейшего развития приграничного сотрудничества. Это предполагает реализацию экономического потенциала приграничных регионов Казахстана, а именно Алма-тинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и других областей. Указанные регионы Казахстана являются ресурсной базой промышленного и агропромышленного комплекса, что является приоритетным направлением в развитии обрабатывающей промышленности Казахстана.

Совместная деятельность Казахстана с сопредельными государствами и есть тот импульс, который ускорит не только развитие приграничных территорий, но и придаст новые возможности для развития национальной экономики. При этом необходимо учитывать и вопросы экономической безопасности государства, и защиту национальных интересов, что требует обеспечение реализации всех трех функций границы - барьерной, контактной и интеграционной. Хотя приграничные территории указанных выше стран имеют свои уникальные характеристики, у них есть определенные общие препятствия для улучшения передвижения не только материальных потоков, но и людей через границы. Имеют место ограничительные процедуры визового и пограничного контроля; ограниченные инструменты приграничного сотруд-

ничества, с участием пограничных и местных административных органов; трансграничная безопасность и нестабильность, часто из-за контроля над природными ресурсами и миграционными потоками. Практика показывает, что устранение данных недостатков возможно при углублении межрегиональных и трансграничных связей.

Если для Казахстана и России интенсивность данных процессов можно проследить по совместным площадкам по проведению Форумов, как мы указывали выше, то с Китаем, данный процесс можно большей частью основан на развитии локальных специальных экономических зон и создании транспортно-логистических центров. Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» это комплекс торгового, экономического, инвестиционного сотрудничества, а также развития туризма, состоящий из казахстанской и китайской частей, расположенных на приграничных сопредельных территориях двух государств. Проект реализуется в рамках новой экономической политики «Нурлы Жол» и стратегии «Один пояс — один путь».

Сотрудничество Казахстана и России выступает частью общего интеграционного процесса. Свидетельством общей заинтересованности в дальнейшем сближении России и Казахстана является утверждённый 9 ноября 2018 года Президентами России и Казахстана на XV Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана План совместных действий на 2019-2021 годы, определяющий первоочередные задачи двустороннего взаимодействия [1].

С Казахстаном граничат 12 регионов РФ, которые вносят заметный вклад в формирование основных показателей развития экономики России. Здесь формируется 20,1% суммарного ВРП всех российских регионов, производится 25,6% промышленной продукции, 21,9% продукции сельского хозяйства, выполняется 17,2% строительных работ, используется 20,7% инвестиций в основной капитал [2]. Как видно, приграничные регионы играют особую роль, выступают в качестве центра экономической активности. В экономической сфере сторонами сотрудничества акцент сделан на развитие торговли, промышленной кооперации и политики взаимных инвестиций. Анализ этого направле-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

ния взаимодействия позволяет говорить, что сегодня наиболее активно и динамично развиваются внешнеторговые связи приграничных регионов. При этом особенно активный и масштабный характер носит взаимодействие в топливно-энергетическом и горно - металлургическом комплексах, сельском хозяйстве, сферах транспорта и связи, автомобилестроении, машиностроении, обрабатывающей, химической и аэрокосмической промышленности. Трансграничные связи осуществляются на основе трансграничных экономических схем: поставки Казахстаном Экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири с отправкой в обратном направлении электроэнергии.

Поставки казахстанского минерального сырья на горно-металлургические предприятия Южного Урала в обмен на их готовую продукцию, поставки Казахстаном нефти и газового конденсата на перерабатывающие предприятия Самары, Оренбургской области и Башкирии, под встречные поступления нефтепродуктов и газа. На межрегиональную и приграничную торговлю приходится порядка 70% двустороннего российско-казахстанского товарооборота [3]. При этом роль отдельных регионов во внешней торговле напрямую зависит от их экспортного потенциала. Поэтому здесь доминируют Тюменская область России и Аты-рауская область Казахстана, как известно имеющие большие запасы углеводородов. Они дают больше половины совокупного экспорта всех приграничных областей двух стран. Россия остается основным торговым партнером не только для Казахстана, но и для всех стран на пространстве Содружества Независимых государств (СНГ). Особое значение придается дальнейшему укреплению прямых связей между предприятиями российских, казахстанских регионов, а также предприятий государств Центрально-Азиатского региона.

На этом фоне все большее внимание придается вопросам развития транспортно-логистических связей между сопредельными регионами. После «ковидного» 2020 г. планомерно восстанавливается регулярное авиасообщение между городами Казахстана, России и Узбекистана. В настоящее время наши страны перешли к новым формам приграничного взаимодействия, где участниками и субъектами

являются как органы государственной и муниципальной властей, так и бизнес, общественные организации и простые граждане обеих стран.

Если говорить о торгово-экономическом, инновационном инвестиционном приграничном сотрудничестве сопредельных стран, то большое внимание надо уделять формированию СЭЗ. Особое положение СЭЗ было обозначено в Конвенции о приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ от 10 октября 2008 года. В соответствии с Конвенцией основными механизмами сотрудничества приграничных территорий являются развитие приграничной торговли, создание и функционирование свободных, специальных или особых экономических зон, заключение межрегиональных соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики по развитию приграничного сотрудничества, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий.

По информации Исполнительного комитета СНГ в Казахстане функционируют 4 специальные экономические зоны на приграничных территориях с Кыргызской Республикой «ТиКК^ТА№, «Парк информационных технологий», Российской Федерацией «Павлодар», и Республикой Узбекистан: «ОнтYстiк» [4].

На современный момент в Центрально-Азиатском регионе особая роль наравне с Казахстаном, принадлежит и Узбекистану. Узбекистан относится к развивающимся странам с быстро растущей экономикой. Среднегодовой рост ВВП за период 2010-2019 гг. составил 6,5% [5]. Однако вследствие коронавирусной пандемии в 2020г. как в Казахстане, так и в Узбекистане наблюдалось замедление экономического развития. Согласно прогнозам международных организаций, в среднесрочной перспективе темпы экономического роста Узбекистана сохранятся на достаточно высоком уровне. Это будет обеспечено дальнейшим развитием внутреннего потребления и ростом цен на основные экспортные товары. Экономическому росту также будут способствовать государственные меры по усилению роли частного сектора [5].

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

Таблица 1. Внешнеторговый оборот Казахстана и Узбекистана (млрд. долларов США)1

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. (январь-сентябрь)

Казахстан 76,5 62,1 78,1 94,8 97,8 85,0 78,8

Узбекистан 20,9 20,3 22,1 28,2 35,9 33,1 28,2

Начиная с 2017 г., новое руководство Узбекистана взяло курс на активное развитие экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, укрепление экономического и политического взаимодействия с Казахстаном. Между странами установилось взаимопонимание по многим вопросам двусторонней, региональной и международной повестки. Особенно интенсифицировались взаимные официальные визиты высокого уровня между Нур-Султаном и Ташкентом в 2021 г. [6].

Во время переговоров между Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, которые прошли в Нур-Султане в начале декабря, был сформирован пакет инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных совместных производств, которые будут реализованы в области сельскохозяйственного машиностроения, легкой, фармацевтической и пищевой промышленности, животноводства, энергосберегающих технологий [6].

Торгово-экономическая и инвестиционные сферы являются основными приоритетами в сотрудничестве между Казахстаном и Узбекистаном [7]. За последние два года просматривается тенденция расширения торгово-экономических связей (таблица 1).

В марте 2020 г. запущена сборка автомобилей Chevrolet на Костанайском заводе «СарыаркаАв-тоПром». В Узбекистан под брендом «Тенге банк» вошел казахстанский «Халык банк». Казахстан и Узбекистан за последние годы наращивают инвестиционное сотрудничество. Так, с конца 2017 по январь 2021 г. в Узбекистане число зарегистрированных предприятий с казахстанским капиталом выросло с 280 до более 900 единиц. В свою очередь, в Казахстане в настоящее время, по данным Национальной палаты, действует 1,4 тыс. предприятий с участием узбекского капитала [6].

В рамках приграничного сотрудничества двух стран по поручению Президента Республики Казахстан в июле 2005 года была создана спе-

1 Примечание: составлено авторами на основе данных [8].

циальная экономическая зона «ОнтYстiк». Её создание является одним из первых шагов по созданию хлопково-текстильного кластера в ЮжноКазахстанской области. Строительство инфраструктуры специальной экономической зоны «Онтуспк» полностью завершено. На территории введены в эксплуатацию 16 проектов. Основной задачей специальной экономической зоны «Онтуспк» является ускоренное развитие Казахстана и в целом Центрально-Азиатского региона [4].

В апреле 2021г. Правительства Узбекистана и Казахстана дали старт строительству Международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия» на границе двух стран. МЦТЭС «Центральная Азия» будет размещен в районе пунктов пропуска «Жибек Жолы» (Республика Казахстан) и «Гишт Куприк» (Республика Узбекистан) на площади 400 га. Его пропускная способность - 35 тыс. человек и 5 тыс. грузовых автомобилей в сутки в обоих направлениях. Центр призван стать крупной промышленной и торгово-логистической площадкой для реализации совместных инвестиционных проектов Казахстана и Узбекистана.

Взаимовыгодное сотрудничество двух стран будет реализовываться в торгово-экономической, инвестиционной, сельскохозяйственной,

транзитно-транспортной, туристической, космической сферах, промышленной кооперации, рационального использования и охраны трансграничных водных ресурсов, также межрегионального и приграничного сотрудничества.

Заключение.

Таким образом, развитие приграничных территорий со стратегическими партнерами является одной из актуальных задач для экономического развития Казахстана. Необходимо выявлять благоприятствующие факторы для создания полноценных приграничных регионов, позволяющих приграничным сообществам совместно решать общие задачи для улучшения и гармонизации жизнедеятельности населения приграничных территорий.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

Список использованной литературы и сведения о статистических источниках

1. Forum of interregional cooperation between Russia and Kazakhstan [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59075. (9.11.2018)

2. Мырзахметова А.М., Алшимбаева Д.У., Туркеева К.А., Еримпашева А.Т. Торгово-экономическое сотрудничество Казахстана и России: особенности и приоритеты развития. //Экономика: стратегия и практика. - 2020. - 15(3). - С.127-139.

3. Приоритеты сотрудничества России и Казахстана. [Электронный ресурс]. URL: https:// corp.wtcmoscow.ru/news/rossiya-i-kazakhstan-prioritety-sotrudnichestva/(Дата обращения 20.12.2021 г.)

4. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?docJd=32244368&pos=6;-106#pos=6;-106 (Дата 21.12.2021г.)

5. Первый двухгодичный отчет Республики Узбекистан разработан в соответствии с решением 2/CP.17 Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) [Электронный ресурс]. URL: //https://unfccc.int/sites/default/files/resource/ FBURUzru.pdf (дата обращения 25.12.2021г.)

6. Казахстан и Узбекистан - соперничество или сотрудничество. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2021-12-18--kazahstan-i-uzbekistan-sopernichestvo-ili-sotrudnichestvo-57858 (дата обращения 26.12.21 г)

7. Nozim Muminov, Pazliddin Hoshimov, Nasiba Muxitdinova and Okil Umarov. (2020). Investment cooperation in the conditions of globalization: problems and prospects for the development. - International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24, Issue 01, 1081-1096. ISSN: 1475-7192. DOI: 10.37200/IJPR/V24I1/PR200211

8. Прямые инвестиции по направлениям вложений. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.nationalbank.kz/ru/news/pryamye-investicii-po-napravleniyu-vlozheniya (дата обращения 26.12.21 г)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 11(147)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.