Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1976
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдыбекова Салтанай Кенжебаевна

В современных условиях хозяйствования актуальным являются проблемы развития малого предпринимательства, которым во всем мире придается огромное значение в связи с тем, что одним из основных критериев эффективной экономики относится высокий удельный вес предприятий малого бизнеса. Малый бизнес является гарантом гибкости и динамичности экономики, деятельность которых направлена на удовлетворение местных нужд, на развитие регионов, а также решение социально-экономических проблем. В статье поставлена цель анализа основных проблем развития малого предпринимательства в мире в условиях пандемии и кризиса, а также определение направлений их решения. В статье показано и дана оценка состоянию малого бизнеса на примере данных экспертов Всемирного банка развития, данные Торгово-промышленной палаты России, а также данные Комитета национальной экономики Казахстана. По результатам исследования обоснованы основные направления развития, меры поддержки малого бизнеса для выхода из кризиса. Особое внимание в статье уделено вопросам совершенствования процесса развития предпринимательских отношений, которые предполагают процесс поиска и нахождения новых более совершенных механизмов и способов развития малого предпринимательства в условиях кризиса. Основными методами исследования являются сравнительный, системный, статистический анализы. Тема статьи является актуальной и в перспективе планируется проведение исследований по оценке инновационного потенциала предприятий малого бизнеса в посткризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байдыбекова Салтанай Кенжебаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC AND THE GLOBAL CRISIS

In modern economic conditions, the topic of the article is relevant since the development of small businesses around the world is given great attention to due to the fact that one of the main criteria for an effective economy is a high proportion of small businesses. Small businesses are the guarantor of a flexible and dynamic economy, the activities of which are aimed at meeting local needs, development of regions, as well as solving socio-economic problems. The article aims to identify and analyze the main problems of small business development in the world in the context of the pandemic and crisis, and the ways to solve them. The subject of the study is the activity of small businesses in the context of the pandemic and the global crisis. The article reflects the state of small business on the example of data from experts of the World Development Bank, data from the Chamber of Commerce and Industry of Russia, as well as data from the Committee of National Economy of Kazakhstan. Based on the results of study of the problems, the main ways to solve them are revealed, as well as measures to support small businesses to overcome the crisis are described. The article pays special attention to the issues of improving the process of developing business relations, which involve the process of searching and finding new perfect ways, mechanisms, and ways of developing small businesses in a crisis. The main research methods are comparative, systematic, and statistical analyses. The topic of the article is relevant, and in the future it is planned to conduct research on the assessment of the innovative potential of small businesses in the post-crisis period.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА»

Предпринимательская деятельность

УДК 332.1 DOI: 10.14529^210116

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

С.К. Байдыбекова

Жетысуский университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Казахстан

В современных условиях хозяйствования актуальным являются проблемы развития малого предпринимательства, которым во всем мире придается огромное значение в связи с тем, что одним из основных критериев эффективной экономики относится высокий удельный вес предприятий малого бизнеса. Малый бизнес является гарантом гибкости и динамичности экономики, деятельность которых направлена на удовлетворение местных нужд, на развитие регионов, а также решение социально-экономических проблем. В статье поставлена цель анализа основных проблем развития малого предпринимательства в мире в условиях пандемии и кризиса, а также определение направлений их решения. В статье показано и дана оценка состоянию малого бизнеса на примере данных экспертов Всемирного банка развития, данные Торгово-промышленной палаты России, а также данные Комитета национальной экономики Казахстана. По результатам исследования обоснованы основные направления развития, меры поддержки малого бизнеса для выхода из кризиса. Особое внимание в статье уделено вопросам совершенствования процесса развития предпринимательских отношений, которые предполагают процесс поиска и нахождения новых более совершенных механизмов и способов развития малого предпринимательства в условиях кризиса. Основными методами исследования являются сравнительный, системный, статистический анализы. Тема статьи является актуальной и в перспективе планируется проведение исследований по оценке инновационного потенциала предприятий малого бизнеса в посткризисный период.

Ключевые слова: малый бизнес; пандемия; кризис; предпринимательство; конкуренция; конъюнктура рынка; предпринимательский риск; цифровые технологии; модернизация; финансирование.

Введение

Стимулирование экономического роста является приоритетной задачей каждого государства. Уровень инфляции и безработицы, стабильность платежного баланса, объём привлеченных инвестиций, количество произведенных товаров и оказанных услуг влияют на состояние экономики любой страны.

На состояние экономики влияют как прямые объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: модернизация технологии производства, увеличение спроса потребителей и др. К субъективным факторам относятся: введение новых современных технологии, новые механизмы по привлечению инвестиции, снижение степени монополизации рынков, снижение цен на производственные ресурсы и др.

Стабильность макроэкономической ситуации государств зависит от развития не только крупного предпринимательства, но и развития малого предпринимательства. Малый бизнес во всем мире является важнейшим сектором экономики, где формируется здоровая конкурентная среда, создаются новые рабочие места, формируется средний класс.

Теория и методология

Малый бизнес является опорой экономики. В условиях глобального экономического кризиса

наблюдается разрушение общей стабильности общества, которая сопровождается реальной потерей работы, снижением социального статуса, общего падения уровня жизни, не востребованностью в профессиональном плане, неудовлетворенностью экономическим положением. Все это приводит к социальной напряженности среди населения, а также к росту криминогенной обстановки в стране, растет число безработных среди трудоспособного населения. Все эти обстоятельства способствуют тому, чтобы люди приспосабливались к сложным условиям рынка.

В настоящее время одной из приоритетных задач стоящими перед государством является вопрос о создании благоприятных условий для развития различных форм самозанятости, а также для развития малого предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом более гибкие, они быстрее приспосабливаются к местным рынкам и запросам населения, оперативно реагируют на изменения потребительского спроса [1].

В процессе своей деятельности малое предпринимательство осуществляет несколько основных функций, оказывающих влияние в целом на экономику страны.

Основными функциями малого предпринимательства являются: экономические; социальные; инновационные; экологические.

В условиях рыночной экономики малый бизнес является основополагающим сектором определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В условиях жесткой конкуренции роль малого бизнеса заключается в формировании здоровой конкурентной среды, что является наиболее важным [2].

Состояние малого бизнеса в условиях пандемии и кризиса

Кризис 2020 года вызванный коронавирусной инфекцией не похож на кризис, который был в 1997-1998 и 2008-2009-х годах. Это кризис совершенно другого типа внешнего шока. Такой кризис случается очень редко, и его последствия приводят к глобальным серьезным изменениям не только в экономике, но и в мировоззрении в целом, в переоценке материальных и моральных ценностей.

В начале пандемии многие аналитики прогнозировали негативное влияние на мировую экономику на кратковременный срок, т. е. они предполагали что данная ситуация продлится недолго, но время показало обратное и в настоящее время ситуация неутешительная. Согласно прогнозу Всемирного банка мировой ВВП должен сократиться на 5,2 % в 2020 году - максимальными темпами со времен Второй мировой войны. Глобальный показатель дохода на душу населения в 2020 году согласно прогнозу должен сократиться на 3,6 %, что приведет миллионы людей в крайнюю бедность [3].

По данным экспертов Азиатского банка развития за шесть месяцев карантина глобальные экономические потери составили более 8,8 трлн долларов или 10 % мирового внутреннего валового продукта (ВВП).

При введении локдауна сроком до трех месяцев потери мировой экономики составляют 5,9 трлн долларов или 6,4 % глобального ВВП. Аналитики ООН прогнозируют тяжелые потери для развитых стран ВВП которых может сократиться на 5 %, а потери развивающихся стран могут достигнуть 0,7 %.

Высокие потери развитых стран связаны в основном с тем, что для всесторонней поддержки малого бизнеса, а также населения они тратят огромные средства [4].

Во всем мире по данным Всемирного банка реконструкции и развития в период пандемии все кампании потеряли свои доходы.

О снижении доходов предприятий за последний 2020 год и перспективах улучшения финансового состояния в ближайшее время заявили около 49 % европейских кампаний.

В ближайшие 12 месяцев 32 % европейских кампании ожидают роста доходов.

Около 19 % европейских кампаний, имевших довольно высокие показатели до начала пандемии, в ближайшие 12 месяцев ожидают отрицательную динамику доходов [5].

Деятельность малого бизнеса играет значительную роль в достижениях социально-экономических показателей государств в целом, а также в разрезе регионов. Динамичное развитие малого бизнеса является устойчивой основой, как мировой, так и региональной экономики, которая обеспечивает благоприятные условия жизни людей за счет обеспечения рабочими местами, тем самым решает проблему занятости населения, удовлетворения спроса на товары, работы и услуги.

Пандемия, которая охватила буквально весь мир и все сферы деятельности, оказала и оказывает негативное влияние на развитие экономики всех стран мира. Пострадали не только крупные предприниматели, но и средний и малый бизнес в особенности. Для поддержки малого бизнеса со стороны государства оказывается всесторонняя помощь как финансовая, так и гуманитарная.

В условиях кризиса основные тенденции развития в перспективе наблюдаются на рынке труда, т. е. происходит перераспределение трудовых ресурсов в малый бизнес из более крупного.

В результате затянувшейся пандемии пострадали буквально все предприятия и кампании. В наибольшей степени пострадали предприятия малого бизнеса, деятельность которых связана в основном с оказанием различных видов услуг и предприятия торговли.

К таким предприятиям относятся:

- гостиничный бизнес;

- авиаперевозки, автоперевозки;

- предприятия общественного питания;

- туристические агентства;

- физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

- культурно-развлекательные центры;

- торговля непродовольственными товарами;

- организации конференций и выставок;

- организации дополнительного образования;

- предприятия, оказывающие бытовые услуги населению: парикмахерские салоны, салоны красоты, химчистка, ремонт, стирка и многие другие [6].

В настоящее время в период пандемии предприятия малого бизнеса всех стран находятся в зоне риска в условиях экономической нестабильности. Проблемы, с которыми столкнулся бизнес, наблюдаются во всем мире, но для предприятий малого бизнеса они особенно тяжелы.

По данным Торгово-промышленной палаты России от экономических последствий коронави-руса более 3 млн предпринимателей вынуждены закрыть свои предприятия и свыше 8 млн человек потеряли работу (табл. 1).

Несмотря на то, что Правительство России оказывает всестороннюю поддержку предпринимательству, доля субъектов малого бизнеса уменьшилась с 248,1 на 10.04.19 до 222,1 на 10.04.2020 года. В результате кризиса, вызванного пандемией, доля предприятий малого бизнеса в стране сократилась [7].

Согласно данным Агентства стратегических инициатив в России по у предприятий малого бизнеса сократилась выручка от реализации продукции. В 2020 году по сравнению с 2019 годом она составила 84,03 %

Структура сокращения выручки предприятий страны за 2020 год представлена на рисунке.

Как можно заметить, произошли значительные сокращения выручки предприятий страны, что в некоторых случаях может привести к их банкротству. По оценкам самих предпринимателей, только для 21 % предприятий могут привести к банкротству последствия пандемии.

В 2020 году новых индивидуальных предпринимателей было на 34,4 % меньше, чем в 2019 году. Новых фирм открылось на 31,9 % меньше [8].

По результатам проведенных исследований в 2020 году наиболее востребованными профессиональными областями среди работодателей были:

- реализация (продажи) -19,2 %;

- информационные технологии, интернет, те-

леком - 8,3 %;

- бухгалтерия, финансы предприятий - 8,2 %.

В период с начала пандемии до конца 2020 года по результатам анализа основными сферами деятельности, наиболее пострадавшими от пандемии, являются сферы услуг - салоны красоты, развлекательные центры, фитнес-залы, предприятия общественного питания. Число вакансий в данной профессиональной области сократилось более чем в три раза, снизился спрос также на административный персонал, банковских сотрудников. В связи с тем, что многие предприятия перешли на удаленный формат работы, выросло количество вакансий с удаленным графиком работы - продажи, маркетинг, информационные технологии.

По данным Комитета национальной экономики в Республике Казахстан по итогам 1 полугодия 2020 года валовой внутренний продукт (ВВП) в сфере малого бизнеса составил 22 %, т. е. по сравнению с первым полугодием 2019 года снизился на 0,1 %.

Режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на бизнес Казахстана:

• около 300 тыс. субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность,

• 1 млн субъектов предпринимательства пострадали от пандемии напрямую, в основном это сфера услуг и торговли,

Динамика числа субъектов МСП в России

Таблица 1

10.03.2019 10.04.2019 10.03.2020 10.04.2020

Численность субъектов МСП юр. лиц., тыс. ед., из них: 6107,8 6141,3 5960,4 5979,9

микропредприятий 5840,0 5874,5 5720,5 5740,8

малых предприятий 249,1 248,1 222,9 222,1

средних предприятий 18,7 18,7 17,0 17,0

Источник: данные Торгово-промышленной палаты России.

Структура сокращения выручки у предприятий Российской Федерации за год, %

• свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания,

• около 14-15 тыс. субъектов предпринимательства, имеющих займы в БВУ, обратились за отсрочкой,

• 4,5 млн человек получили социальную выплату в размере 42500 тенге [9].

В 2020 году в Казахстане сократилось количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, данные которых отражены в табл. 2.

Анализ структуры малого бизнеса показал, что количество индивидуальных предпринимателей в Казахстане на 1 июля 2020 года сократилось на 8108 единиц по сравнению с 2019 годом [9].

В первом полугодии 2020 года доля малого бизнеса в экономике составила 22 %. За данный период малый бизнес произвел продукции на 10,0 трлн тенге, что на 3,3 % ниже аналогичного показателя в 2019 году.

По данным аналитического обзора Казахстана основным экономическим показателем, характеризующим состояние реального сектора экономики, является индекс деловой активности. По данным опроса количество и удельный вес малых предприятий составил 166 и соответственно -36,7 %.

Основным показателем, характеризующим эффективность деятельности малого бизнеса, является показатель производительности работников или выработка продукции на одного работника.

Согласно Отчету «Атамекен» о развитии малого и среднего предпринимательства в Казахстане за первое полугодие 2020 года субъектами ма-

лого предпринимательства, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими и фермерскими хозяйствами произведено продукции на 10194 млрд тенге. В целом по всем субъектам малого и среднего предпринимательства выработка на одного работника во втором квартале составляет 4,0 млн тенге, что на 2,3 % выше показателя 2019 года (3,9 %) [10].

Снижение показателей связано в основном с введением ограничительных мер, а также снижением производственной активности в отраслях экономики.

Основным показателем, характеризующим уровень развития экономики страны в целом, является внутренний валовый продукт, который включает сумму всех товаров и услуг, произведённых на территории государства. За период начала коронавирусной пандемии с марта 2020 года пострадали все предприятия, в число которых входят также работники бизнеса, удельный вес которых составляет боле 30 % от всего экономически активного населения страны.

Одной из проблем в деятельности малого бизнеса является ограниченность собственных средств. В связи с этим руководителям и специалистам малого бизнеса необходимо разработать стратегию развития малого бизнеса, определиться с видом деятельности, изучить рынок спроса и предложения, провести маркетинговые исследования, изучить опыт других стран.

Перед предприятием малого бизнеса стоит задача как при минимальных вложениях развивать производство продукции или расширять сферу услуг.

Показатели 2020 2019 Прирост, %

Всего 970,6 1019,8 -4,8

Оптовая и розничная торговля 339,2 447,0 -10,7

Операции с недвижимым имуществом 80,5 87,6 -8,1

Транспорт и складирование 75,9 87,4 -13,2

Промышленность 35,1 32,6 7,6

Услуги по проживанию и питанию 33,4 33,1 0,8

Строительство 30,8 28,5 9,7

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 30,2 27,5 9,7

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания 27,1 27,1 -1,4

Профессиональная, научная и техническая деятельность 25,0 21,6 16,0

Образование 12,9 10,8 19,5

Информация и связь 12,4 12,0 3,3

Искусство, развлечения и отдых 10,8 10,4 4,1

Здравоохранение и социальные услуги 6,0 6,1 -0,8

Финансовая и страховая деятельность 0,6 0,6 10,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление прочих видов услуг 190,7 187,2 1,9

Источник: данные Комитета по статистике МНЭ РК.

Таблица 2

Зарегистрированные индивидуальные предприниматели, 1 квартал, (тыс.)

Для создания нового бизнеса предпринимателям необходима тщательная проработка плана внедрения в производство бизнес-идей. Для этого предпринимателям нужно пройти через несколько этапов [11].

Основные этапы создания и формирования малого бизнеса.

1. Начальный этап включает идеи по открытию своего бизнеса.

2. На втором этапе производится рассмотрение и отбор идеи по открытию бизнеса. Идеи, которые не соответствуют реальностям и по которым нет конкретных предложений по развитию, отбрасываются.

3. После произведенного отбора бизнес-идеи необходимо провести анализ рынка и определить, насколько необходимо внедрить идею в производство.

4. Необходимо провести технический анализ, сущность которого заключается в проведении анализа возможности производства, а также определить обеспеченность кадрами и необходимой техникой.

5. Финансовый анализ. Необходимо провести анализ и определить сумму предполагаемого дохода, которую можно получить при условии реализации данной бизнес-идеи.

6. Воздействие на общество и окружающую среду. Определить насколько проект принесет пользу обществу; решить проблему с занятостью; уровень воздействия на экологическую обстановку [12].

В условиях пандемии у предприятий сократились возможности работать офлайн. Ситуация с коронавирусом привела к тому, что многие предприятия, в том числе и малые предприятия, вынуждены перевести часть работников на удаленный и дистанционный формат, что привело к сокращению штата работников и заработной платы.

Предприятия малого бизнеса для того, чтобы удержать свой бизнес, вынуждены искать пути выхода из кризисной ситуации. В условиях пандемии и кризиса многим предприятиям пришлось идти на сокращение производства в связи с невостребованностью товаров, работ и услуг и перепрофилировать свою деятельность.

При проведении исследования данной проблемы были изучены мнения предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса. Некоторые предприниматели, которых меньшинство, наряду с проблемами отмечают также положительную сторону пандемии.

1. В связи с закрытием многих предприятий наблюдается освобождение рынка, в первую очередь в сфере малого бизнеса.

2. Из-за закрытия предприятий наблюдается процесс уменьшения конкуренции, т. е. слабые и неблагонадежные предприятия закрываются, остаются более крепкие и серьезные компании. Т. е.

на рынке происходит как бы естественный отбор и недоброкачественные и слабые компании уходят с рынка.

3. Из-за дистанционной и удаленной формы работы сократились транспортные расходы, что оказало благоприятное воздействие на экологию в связи с уменьшением выбросов углекислого газа.

4. Из-за пандемии многие сотрудники начали работать дома «на удаленке» и у них появилось больше свободного времени, которое они раньше тратили на дорогу. Это время они стали уделять семье, детям.

5. В связи с закрытием многих учреждений, таких как учебные заведения, торговые центры, рестораны, кафе и бары, салоны красоты и ночные клубы и др., у многих появилась возможность и время для самообразования и смены сферы деятельности [13].

На основе проведенных исследований приводим основные рекомендации по поддержанию и возобновлению бизнеса:

1. Часть сотрудников должна быть переведена на дистанционный удаленный формат работы с соблюдением режима самоизоляции, тем самым можно сохранить бизнес при минимальных затратах.

2. Пересмотр конкурентных преимуществ в сфере услуг, в торговле, в производстве.

3. Расширить работу курьерской службы.

4. Применение преимущественно телефонной связи, а также проведение встреч и собраний в онлайн-формате, проведение видеоконференции и видеолекций [14].

Для создания или возобновления своего бизнеса предприятия должны изучить рынок и потребности в сложившихся условиях, изучить условия деятельности на рынке; изучить конкурентов и клиентов; какие товары или услуги в какое время пользуются большим спросом и т. д.

Результаты исследований

На основе проведенных исследований можно предложить несколько бизнес-идей для малого бизнеса, которые не потребуют огромных финансовых вложений, но могут окупиться за короткий срок и дать экономический эффект.

1. Создание клинингового агенства. Сущность работы данного агентства заключается в предоставлении услуг по уборке квартир, офисов. Преимуществом данного вида деятельности является то, что для начала деятельности достаточно небольших финансовых средств для приобретения необходимого инвентаря. Также для выполнения клининговых услуг нет необходимости привлекать специалистов высокой квалификации, что отражается на затратах по заработной плате.

2. Создание службы доставки. Данный вид услуг в условиях карантина является наиболее актуальным. Служба доставки может включать как доставку обедов, так и других видов товаров.

Многие предприятия общественного питания, ресторанов, кафе в настоящее время осуществляют доставку обедов. Также можно самостоятельно открыть службу доставки. Для этого достаточно предприятию или индивидуальному предпринимателю иметь транспорт.

3. Строительство небольших теплиц. В период с осени до весны возникает потребность в свежих овощах и зелени. Поэтому строительство теплиц, в которых можно круглогодично выращивать свежие овощи и зелень, является всегда актуальным.

4. Цехи по производству кулинарных изделий. Изготовление различных кулинарных изделий (торты, пирожные, блины и др.) на заказ. Данная услуга не потребует значительных вложений. Для начала бизнеса необходимы средства для приобретения техники и сырья.

Обсуждение результатов

По результатам проведенных исследований, а также на основе изучения опыта высокоразвитых стран можно сказать о том, что будущее за малым бизнесом. В экономике высокоразвитых стран, где функционируют огромное количество крупных корпораций и компаний, основная доля валового внутреннего продукта приходится на долю малого бизнеса. Малый бизнес является гарантом гибкости и динамичности экономики. Деятельность малых предприятий ориентирована в основном на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем

регионов [23].

Несмотря на сложившуюся тяжелую ситуацию многие предприятия малого предпринимательства надеются на будущее. За период с начала пандемии за время изоляции у 80 % предприятий доходы сократились, но, тем не менее, около 50 % предприятий планируют продолжить свою деятельность в полном объеме после снятия всех ограничений в течение нескольких месяцев. Около 30 % предприятий планируют вернуться к прежнему ритму работы в течение одного года.

В последние годы в условиях научно-технического прогресса наибольшее развитие получили такие важнейшие направления, как информатика, электроника, кибернетика. Данные направления деятельности нашли широкое распространение у предприятий малого предпринимательства.

Основным преимуществом малого бизнеса является легкая реализация услуг, минимум затрат, быстрая окупаемость расходов. Для того чтобы начать бизнес, предпринимателю можно начать деятельность с самозанятости, а затем по мере развития дорасти до полноценного бизнеса [15].

В последние годы проводится работа по совершенствованию условий для ведения бизнеса, разрабатываются и применяются различные программы по поддержке предпринимателей малого бизнеса. Для развития и совершенствования малого бизнеса и выходу на внешний рынок необходи-

Таблица 3

Бизнес-идеи в кризис

Ниши бизнеса Причины роста

Ремонт машин, телефонов, бытовой техники В условиях кризиса не у всех есть возможность покупать новые товары. Поэтому ремонт бытовой техники, телефонов является сейчас актуальным

Комиссионные магазины, пункты приемы объявлений, онлайн-акционы Население с низкой платежеспособностью приобретают товары в комиссионных магазинах, участвуют в различных онлайн-аукционах

Лотереи, онлайн-казино, брокеры бинарных опционов Отчаявшиеся люди ищут быстрые способы поправить финансовое положение в кризис

Доставка продуктов Недорого, быстро, удобно

Ломбарды Для быстрого и оперативного получения денег население сдает различные ценности: ювелирные украшения, машины и другую технику

Микрофинансовые организации Микро финансовые организации в условиях кризиса являются одним из основных источников получения денег населением без различных проверок

Виртуальные развлечения В последнее время виртуальная реальность становится основным перспективным направлением 1Т-технологии, например виртуальные азартные игры, виртуальные игры различных жанров и др.

Источник: [15].

мо применение современных цифровых технологий, что позволит предприятиям оптимизировать операционную деятельность, сократить расходы производства, возможность выйти на глобальные рынки.

Кризисная ситуация, которая возникла в результате коронавирусной пандемии, оказала влияние на все сферы жизнедеятельности, и выход из нее будет продолжительным. Пандемия коснулась каждого человека, и все человечество надеется, что данная эпидемия стихнет и все вернется в прежнее русло. Многие предприниматели надеются, что все вернется в привычное русло, некоторые ждут помощи от государства, а вот некоторые предприниматели перестраивают свой бизнес в соответствии со сложившимися условиями [16].

Коронавирус со временем отступит, но жизнь как прежде уже не будет. Многие предприниматели в условиях пандемии перевели своих сотрудников на дистанционный формат работы, который, скорее всего, они сохранят после окончания пандемии. Применение дистанционного формата работы для работодателей является более приемлемым в связи с тем, что сокращаются расходы на аренду помещений. Со временем многие предприятия перейдут на удаленную форму работы, за исключением тех видов работ, которые необходимо осуществлять в офлайн-формате. Но все-таки ряд предприятий малого бизнеса, такие как мелкий бизнес, маленькие компании, закроются, это в основном такие предприятия, у которых не было резервов, а также у тех, у которых слабая бизнес-модель.

Предприятиям малого бизнеса необходимо при составлении бизнес плана главный упор делать на внутренние резервы, т. е. наращивать внутренний спрос. Основным резервом является организация собственного производства, как продуктов питания, так и цехов по производству деталей, конструкции и др.

Государству необходимо заняться созданием новых рабочих мест в реальном секторе экономики, в том числе в торговле, сельском хозяйстве, строительстве и др.

Для восстановления экономики в рамках государства необходимо разработать комплексный план по восстановлению экономического роста, который включает налоговые послабления, расширение кредитования, поддержку отечественных производителей, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры, поддержку малого предпринимательства [17].

Меры государственной поддержки малого бизнеса в период пандемии

Основными антикризисными мерами государств в период чрезвычайного положения являются следующие:

- освобождение малого бизнеса от налогов;

- временное приостановление налоговых проверок;

- предоставление кредитных каникул для малого бизнеса;

- предоставление льготного кредитования и прочие.

Поддержку малому бизнесу оказывают также банковские учреждения, которые обеспечивают заемщикам кредитные каникулы для бизнеса и населения, т. е. предоставляют отсрочки по полученным кредитам.

Для развития малого бизнеса государству необходимо создавать условия, одним из которых является доступность к кредитным ресурсам. Банки при предоставлении кредитов предпочтение отдают в первую очередь крупным предприятиям, чем малым в связи с тем, что предприятия малого бизнеса ограничены в финансовых ресурсах и не всегда имеют залоговое имущество в необходимых размерах. Так как банки выступают в качестве посредников, они заинтересованы в получении максимальной прибыли и поэтому предпочитают работать с крупными клиентами.

Начинающим предпринимателям и предприятиям малого бизнеса сложно получить кредит в банках, и они вынуждены брать займы как физические лица под 20-25 процентов годовых, что является очень накладным для них.

Для того чтобы предприятия малого бизнеса развивались и расширялись, необходимым условием является их финансовая стабильность, чтобы предприниматели могли планировать свой бизнес [18].

Приведем примеры поддержки бизнеса в мировом масштабе, а также отдельных государств, в том числе России и Казахстана.

По данным экспертов Всемирного банка развития для поддержки бизнеса в период пандемии направлена колоссальная сумма средств.

Значительная доля финансирования, предоставленного Всемирным банком (МБРР и МАР) в 2020 г. была предназначена для помощи странам в борьбе с пандемией СОУТО-19. В рамках этого финансирования за период с марта по конец июня Всемирный банк одобрил выделение средств в размере 6,3 млрд долл. США на экстренную поддержку систем здравоохранения в 108 странах, в том числе в 33 странах, затронутых нестабильностью и конфликтами, а также в 22 небольших странах (проекты в сферы здравоохранения оцениваются в сумму 3,8 млрд долл.)

Всемирным банком реконструкции и развития для поддержки бизнеса выделены средства государствам:

США - 2,2 трлн долл.

Германия - 1,2 трлн долл.

Китай - 605 млрд долл.

Великобритания- 450 млрд долл.

Россия - 10,14 млрд долл.

Казахстан - 10 млрд долл. и т. д. [19].

Меры поддержки малого бизнеса в России

Министерством экономического развития Российской Федерации поставлена основная задача, которая заключается в сохранении занятости и поддержка предпринимательства. Для этого Правительством РФ на поддержку бизнеса и граждан выделено 3,0 трлн руб.

Основные меры поддержки предпринимательства:

- отменено 100 000 плановых проверок;

- выдано на беспроцентные кредиты на поддержку занятости - 58,6 млрд руб.;

- заключено 30000 соглашений по отсрочке арендной платы;

- объем реструктурированных кредитов бизнесу - 529 млрд руб.

Общими мерами поддержки малого бизнеса являются:

- гранты на заработную плату (для малого и среднего бизнеса);

- отсрочка по страховым взносам до 6 месяцев;

- отсрочка по всем налогам до 6 месяцев;

- беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам;

- мораторий на взыскание долгов и штрафов;

- мораторий на банкротство;

- программа льготного кредитования [20].

Основными мерами поддержки малого

предпринимательства в Казахстане являются:

- для налогоплательщиков по всем налогам приостановлено начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам до 15 августа 2020 года и перенесены сроки сдачи налоговой отчетности на 3 квартал 2020 года.

- для налогоплательщиков, отнесенных к категории субъектов микро, малого предпринимательства предоставлена отсрочка срока уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам до 1 июня 2020 года;

- предоставлены отсрочки по платежам по договорам банковского займа и микрокредита, включая платежи по основному долгу и (или) вознаграждению, на срок до 90 дней для ИП и субъектам МСБ, финансовое состояние которых ухудшилось в результате введения ЧП.

В связи с режимом ЧП с 26 марта 2020 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка приостановило платежи населения и МСБ по банковским кредитам.

У физических лиц и бизнеса была возможность получения отсрочки платежей по займам на 90 дней, которая действовала с 16 марта по 15 июня 2020 года. За это время 1 890 443 человека получили отсрочку на сумму 268,2 млрд тенге или 33,8 % от всех заемщиков - физических лиц, 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

455 субъектов МСБ на сумму 164,8 млрд тенге или 41,5 % от общего количества заемщиков.

- льготное кредитование на пополнение оборотных средств на 600 млрд тенге;

- дорожная карта занятости;

- отсрочка арендных платежей и др. [21].

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что необходимо расширить программы поддержки малого бизнеса, которые дали хороший результат, а те программы, которые не являются эффективными, закрыть и разработать новые более действенные программы.

Одним из основных является развитие здоровой конкуренции на основе создания такой предпринимательской среды, которая позволит новым более эффективным предприятиям выжить, с рынка уйдут старые неэффективные неперспективные предприятия. Необходимо создавать такие условия, чтобы малые предприятия могли наравне конкурировать с государственными предприятиями.

Для восстановления малого бизнеса после пандемии и кризиса необходимы отечественные и зарубежные инвестиции для роста и развития малого предпринимательства, создания новых рабочих мест, снижения социальной напряженности среди населения [22].

На основе проведенного анализа предлагается проведение комплекса мер по развитию малого предпринимательства.

1. Обеспечение доступа предприятий малого бизнеса к финансовым и материальным ресурсам.

2. Содействие со стороны государств в расширении рынков сбыта производимой продукции, оказания услуг.

3. Содействие по созданию новых рабочих мест.

4. Усилить работы по разработке единой цифровой базы и сопутствующей инфраструктуры.

5. Обеспечение надежной защиты прав и интересов предпринимателей.

6. Развитие кадрового потенциала предприятий малого бизнеса.

7. Усиление рыночных позиций предприятий малого бизнеса.

8. Повышение значимости малого бизнеса.

9. Создание условий для развития конкурентной среды [24].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризис, вызванный коронавирус-ной инфекцией, повлияет на структуру занятости в сфере малого предпринимательства, а также создаст возможности ее роста в таких отраслях, как онлайн-торговля, логистика, цифровые отрасли. Данная ситуация связана с тем, что в период пандемии и введения режима самоизоляции ускорились процессы цифровизации и роботизации экономики.

Литература

1. Долгушина В.А. Сущность и значение малого предпринимательства // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. -2015. - № 22. - С. 127-133.

2. Осипов Е.М. К вопросу о понятиях развития малого бизнеса и предпринимательства // Социология власти. - 2012. - № 3. - С. 226-250.

3. Ланчев Э. Коронавирус изменит мировую экономику навсегда // Коронаэкономика. Хроника экономических последствий пандемии 2020 года. -М. - 2020.

4. Kozlowski J., Veldkamp L., Venkateswaran V. Scarring Body and Mind: The Long-Term Belief-Scarring Effects of COVID-19 // Federal Reserve Bank of St. Louis. Working Paper 2020-009A. 2020. DOI: 10.20955/wp. 2020.0

5. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономики и путях выхода из него // Журнал экономических исследований. - 2020. - Т. 6, №2. - С. 52-71.

6. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. - 2020. - Т.14, № 10. - С. 2205-2222.

7. Данные Торгово-промышленной палаты России (ТППРФ).

8. Данные Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов при правительстве РФ. (Агентство стратегических инициатив, АСИ).

9. Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

10. Отчет «Атамекен» о развитии малого и среднего предпринимательства в Казахстане за первое полугодие 2020 года.

11. Ходов Л. О структуре малого и среднего предпринимательства и особенностях его мотивации //Вопросы статистики. - 2011. - № 3. - 10 с.

12. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. - 2020. - №10 (112). - С. 155-166.

13. Куринова Я.И. Динамика развития сектора экономики МСП в условиях пандемии COVID 19 // Науки и образование: хозяйство и экономика. -2020. - № 9 (124). - С. 11-15.

14. Спирина К.В., Медушевская И.Е. Перспективные направления развития малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 381-385.

15. Хамитова Д.М., Фаткуллина А.Б. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // Молодой ученый. - 2019. - № 17.1 (255.1). - С. 28-29.

16. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирус-ного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 46-57.

17. Иванов А.А. Инвестиционная политика государства как основа стабильного развития экономики //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2020. - № 4. -С. 122-128.

18. Крюкова И.В., Харитонова Н.А. Анализ государственной поддержки малого бизнеса до пандемии, дальнейшие перспективы // E-Scio. -2020. - № 6 (45). - С. 125-154.

19. Данные Международного банка реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD)

20. Меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также НКО для преодоления последствий коронавирусной инфекции / Министерство экономического развития Российской Федерации, 2020.

21. Меры поддержки малого бизнеса в Казахстане / Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан,2020.

22. Добросердова Е.А., Низамова А.Ш. Реализация концепции инвестиционно-инновационного лифта для предприятий малого бизнеса в условиях современной экономической ситуации // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. -С. 38-42.

23. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 10.

24. Русанов В.А. Факторы модернизации малого и среднего предпринимательства // Науки и образование: хозяйство и экономика. - 2020. - № 9 (124). - С. 15-18.

Байдыбекова Салтанай Кенжебаевна, к.э.н., ассоциированный профессор, НАО «Жетысуский университет им. И. Жансугурова» (г. Талдыкорган, Казахстан), ORCID: 0000-0002-7974-1236.

Поступила в редакцию 27 февраля 2021 г.

DOI: 10.14529/em210116

STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC AND THE GLOBAL CRISIS

S.K. Baidybekova

I. Zhansugurov Zhetysu University, Taldykorgan, Kazakhstan

In modern economic conditions, the topic of the article is relevant since the development of small businesses around the world is given great attention to due to the fact that one of the main criteria for an effective economy is a high proportion of small businesses. Small businesses are the guarantor of a flexible and dynamic economy, the activities of which are aimed at meeting local needs, development of regions, as well as solving socio-economic problems.

The article aims to identify and analyze the main problems of small business development in the world in the context of the pandemic and crisis, and the ways to solve them.

The subject of the study is the activity of small businesses in the context of the pandemic and the global crisis.

The article reflects the state of small business on the example of data from experts of the World Development Bank, data from the Chamber of Commerce and Industry of Russia, as well as data from the Committee of National Economy of Kazakhstan.

Based on the results of study of the problems, the main ways to solve them are revealed, as well as measures to support small businesses to overcome the crisis are described.

The article pays special attention to the issues of improving the process of developing business relations, which involve the process of searching and finding new perfect ways, mechanisms, and ways of developing small businesses in a crisis.

The main research methods are comparative, systematic, and statistical analyses. The topic of the article is relevant, and in the future it is planned to conduct research on the assessment of the innovative potential of small businesses in the post-crisis period.

Keywords: small business; pandemic; crisis; entrepreneurship; competition; market conditions; entrepreneurial risk; digital technologies; modernization; financing.

References

1. Dolgushina V.A. The essence and significance of small business. Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsiy i perspektiv razvitiya [Economics and Management: analysis of trends and prospects for development], 2015, no. 22, pp. 127-133. (in Russ.)

2. Osipov E.M. On the concept of development of small business and entrepreneurship. Sotsiologiya vlasti [Sociology of power], 2012, no. 3, pp. 226-250. (in Russ.)

3. Lanchev E. Coronavirus will change the world economy forever. Koronaekonomika. Khronika ekonomicheskikh posledstviy pandemii 2020 goda [Korona Ekonomika. Chronicle of the economic consequences of the 2020 pandemic]. Moscow, 2020. (in Russ.)

4. Kozlowski J., Veldkamp L., Venkateswaran V. Scarring Body and Mind: The Long-Term Belief-Scarring Effects of COVID-19. Federal Reserve Bank of St. Louis. Working Paper 2020-009A. 2020. DOI: 10.20955/wp.2020.0

5. Tebekin A.V. On the depth of the crisis of 2020 for the world and national economy and ways out of it. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy [Journal of Economic Research], 2020, vol. 6, no. 2, pp. 52-71. (in Russ.)

6. Voloshin A.A. World economy in the conditions of the coronavirus pandemic. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2020, vol. 14, no. 10, pp. 2205-2222. (in Russ.)

7. Dannye Torgovo-promyshlennoy palaty Rossii (TPP RF) [Data of the Chamber of Commerce and Industry of Russia (CCI of the Russian Federation)]

8. Dannye Agentstva strategicheskikh initsiativ po prodvizheniyu novykh proektov pri pravitel'stve RF. (Agentstvo strategicheskikh initsiativ, ASI) [Data from the Agency for Strategic Initiatives for the Promotion of New Projects under the Government of the Russian Federation. (Agency for Strategic Initiatives, ASI)]

9. Dannye Komiteta po statistike Ministerstva natsional'noy ekonomiki Respubliki Kazakhstan [Data of the Statistics Committee of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan]

10. Otchet «Atameken» o razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Kazakhstane zapervoe polugodie 2020 goda [Atameken report on the development of small and medium-sized businesses in Kazakhstan for the first half of 2020].

11. Khodov L. On the structure of small and medium-sized businesses and the features of their motivation. Voprosy statistiki [Questions of statistics], 2011, no. 3. 10 p. (in Russ.)

12. Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. Trends in the development of the small and medium-sized enterprises sector in the context of the pandemic and the crisis. Monitoring ekonomicheskoy situatsii v Rossii, 2020, no. 10 (112), pp. 155-166. (in Russ.)

13. Marinova Y.I. The Dynamics of the sector of SMEs in the context of the pandemic COVID 19. Nauki i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika [Science and education: economy], 2020, no. 9 (124), pp. 11-15. (in Russ.)

14. Spirina K.V., Medushevskaya I.E. Promising directions of development of small and medium-sized businesses in crisis economy of Russia. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodical electronic journal "Concept"], 2016, vol. 11, pp. 381-385. (in Russ.)

15. Khamitova D.M., Fatkullina A.B. Modern problems of small and medium-sized business development in the Republic of Kazakhstan. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2019, no. 17.1 (255.1), pp. 28-29. (in Russ.)

16. Vilensky A.V. Russian small and medium-sized enterprises at the beginning of the coronavirus crisis: federal and regional aspects. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2020, no. 4, pp. 46-57. (in Russ.)

17. Ivanov A.A. Investment policy of the state as a basis for stable economic development. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. Moscow, 2020, no. 4, pp. 122-128. (in Russ.)

18. Kryukova I.V., Kharitonova N.A. Analysis of state support for small businesses before the pandemic, further prospects. E-Scio, 2020, no. 6 (45), pp. 125-154. (in Russ.)

19. Dannye Mezhdunarodnogo banka rekonstruktsii i razvitiya (MBRR, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) [Data from the International Bank for Reconstruction and Development (IBRD, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD)]

20. Mery podderzhki malogo i srednego biznesa, a takzhe NKO dlya preodoleniya posledstviy koronavirusnoy infektsii [Measures to support small and medium-sized businesses, as well as NGOs, to overcome the consequences of coronavirus infection]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 2020.

21. Mery podderzhki malogo biznesa v Kazakhstane [Measures to support small businesses in Kazakhstan]. Ministry of Industry and Infrastructure Development of the Republic of Kazakhstan, 2020.

22. Dobroserdova E.A., Nizamova A.Sh. Implementation of the concept of investment and innovation elevator for small business enterprises in the conditions of the modern economic situation. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2015, no. 2, pp. 38-42. (in Russ.)

23. Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S., etc. Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis? Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2020, vol. 14, no. 10. (in Russ.)

24. Rusanov V.A. Factors of modernization of small and medium-sized enterprises. Nauki i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika [Sciences and education: economy and economy], 2020, no. 9 (124), pp. 15-18. (in Russ.)

Saltanay K. Baidybekova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, I. Zhansugurov Zhetysu University, Taldykorgan, Kazakhstan, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7974-1236.

Received February 27, 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Байдыбекова, С.К. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса / С.К. Байдыбекова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2021. - Т. 15, № 1. - С. 158-168. Ш1: 10.14529/ет210116

FOR CITATION

Baidybekova S.K. State and Prospects for the Development of Small Businesses in the Conditions of the Pandemic and the Global Crisis. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2021, vol. 15, no. 1, pp. 158-168. (in Russ.). DOI: 10.14529/em210116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.