Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРОНОВИРУС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узакова Зарина Фуркатовна

В данной статье проанализирован процесс развития дистанционного образования в Республике Узбекистан в условиях пандемии, для учащихся образовательных школ, определены проблемные вопросы в данном направлении. Автором исследования предлагается введение термина инклюзивно-дистанционное образование характеризующий особенность процесса в получении образования детей с инвалидностью в общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article had analyzed the development of distance education in the Republic of Uzbekistan in the context of the pandemic, for students of educational schools, and identifies problematic issues in this direction. The author of the study suggests the introduction of the term inclusive distance education, which characterizes the peculiarity of the process of obtaining education for children with disabilities in general education schools.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

East European Scientific Journal #1(65), 2021 33 Узакова Зарина Фуркатовна д.ф.н. (PhD)

Филиала РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина (НИУ)

в г.Ташкенте.

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛАХ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Uzakova Zarina Furkatovna

A branch of the Gubkin Russian State University of Oil and Gas in Tashkent, doctor ofphilosophy (PhD)

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Аннотация. В данной статье проанализирован процесс развития дистанционного образования в Республике Узбекистан в условиях пандемии, для учащихся образовательных школ, определены проблемные вопросы в данном направлении. Автором исследования предлагается введение термина инклюзивно-дистанционное образование характеризующий особенность процесса в получении образования детей с инвалидностью в общеобразовательных школах.

Annotation. This article had analyzed the development of distance education in the Republic of Uzbekistan in the context of the pandemic, for students of educational schools, and identifies problematic issues in this direction. The author of the study suggests the introduction of the term inclusive distance education, which characterizes the peculiarity of the process of obtaining education for children with disabilities in general education schools.

Ключевые слова: дистанционное обучение, короновирус, цифровизация, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, пандемия.

Key words: distance learning, coronavirus, digitalization, inclusive education, children with special educational needs, pandemic.

По оценкам ЮНЕСКО, более 1,5 миллиардов студентов в 165 странах не имели возможности посещать занятия в условиях распространения вируса COVЮ-19. Пандемия вынудила глобальное академическое сообщество обратиться к новым методам обучения, включая дистанционное и онлайн-обучение. Это оказалось непросто как для учащихся, так и для преподавателей, которые вынуждены преодолевать негативные эмоциональные, физические и экономические последствия заболевания, одновременно содействуя борьбе с распространением вируса, и объявление карантина была вынужденная мера правительства .

Согласно данным Worldometers на 12 декабря 2020 года общее количество зараженных составляет более 71 млн. человек, летальные исходы составляют 1,6 млн людей от числа зараженных18.

Ускоренная цифровизация стала проверкой на прочность для преподавателей и национальной системы образования. 11 марта 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) официально объявила коронавирус пандемией. По данным Юнеско в мире "826 миллионов учащихся - половина из общего числа учащихся, - не посещающих школу из-за пандемии СОУ[Э-19, не имеют доступа к домашнему компьютеру, а 43%

(706 миллионов) не имеют доступа к Интернету в домашних условиях, в то время как цифровое дистанционное обучение используется для обеспечения непрерывности образования в подавляющем большинстве стран19.

И соответственно перед каждым государством встала проблема обеспечения непрерывности образования. Специальной республиканской комиссией Узбекистана с 16 марта 2020 года на карантин, были закрыты дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения.

Республика Узбекистан как и большинство стран мира перешло на дистанционное обучение в виде радиовещания, онлайн платформ и трансляции уроков через телевидение. На сегодняшний день в Республике Узбекистан 6,1 млн.школьников, более миллиона учащихся средних специальных образовательных учреждений, 297 689 студентов.

Министерство высшего и среднего специального образования начало формирование онлайн ресурсов по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ_онлайн, где также публикуется информация о последних изменениях в сфере образования и размещаются материалы для самообразования, информация о конференция,

18 https://www.worldometers.info/coronavirus/

19 https://ru.unesco.org/news/glubokiy-cifrovoy-razryv-v-distancionnom-obuchenii

34 East European Scientific Journal #1(65), 2021 видеоуроки, даны ссылки на электронную библиотеку. Вместе с тем, продолжается процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам, которые размещаются на сайте «Инновацион кутубхона».

Родителям воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ во время пандемии был предоставлен ежегодный отпуск, в том числе и для проработавших менее 6 месяцев. Запрещено расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещенного в карантин, а также не достигшего 14-летнего возраста. Для лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы.

Кроме того, согласно указу, гарантируется своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность.

Самым верным решением в данной ситуации стало всеобщее сплочение и оказание полной взаимной поддержки образовательных

министерств и профессорско-преподавательского состава, в создании телеуроков в разрезе всех классов на трех языках с инклюзией (сурдоперевод). Стоит отметить, что в день в среднем записывались почти 100 видео уроков.

В новом Законе Республике Узбекистан "Об образовании20" в статье

16 отражен вопрос дистанционнного обучения, в условиях пандемии данное обучение стало весьма актуально и показало возможности для обучения каждого образовательного учреждения и технические возможности учащихся, студентов и преподавателей. Эпидемиологическая ситуация в стране, послужило поводом для развития дистанционного обучения, включая инклюзивно -дистанционного образования.

В республике Узбекистане 92 064 детей с инвалидностью, которые также нуждаются в обучении в условиях пандемии. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном росте численности детей с инвалидностью в республике, в связи с чем возрастает и потребность в подготовке педагогов в целях обеспечения полноценной образовательной интеграции детей с инвалидностью. В условиях пандемии Республикой Узбекистан предприняты ряд мер, по обеспечению детей с инвалидностью образованию в дистанционном формате.

ив

вшзд

По инициативе Союз молодежи совместно с телеканалом МУ5 были

подготовлены видеоролики для детей

и с переводом на жестовой язык. Главное управление внутренних дел Ташкента также подготовило

предупредительный видеоролик с переводом на жестовой язык.

Со 2 апреля телеканал UzReport ТУ в партнерстве с представительством ПРООН в Узбекистане начал транслировать брифинги по коронавирусу с сурдопереводом. Кроме того, ПРООН в Узбекистане совместно

с правительством напечатали постеры на шрифте Брайля, чтобы поддержать людей с инвалидностью по зрению во время пандемии СОУ[Э-19.

Однако несмотря на ускоренную подготовку и к переходу на дистанционное обучение государства в целом, и создаваемые условия для обучения, общество оказалось ни морально, ни материально не подготовлено к полной цифровизации обучения.

Для обоснования данной гипотезы в качестве объекта исследования выбраны 10 общеобразовательных школ. В ходе изучения деятельности общеобразовательных школ г.Ташкента выявлено следующее:

- дистанционное обучение проходило в большинстве случаев в домашних условиях через телеграмм, ввиду того, что у некоторых детей отсутствуют компьютеры;

- отсутствие доступного беспроводного Интернета на все территории школы;

- отсутствие современного компьютерного класса, а наличие только 4-5 работающих компьютеров старой модели, в каждой школе имеется дисциплина информатика, но в одной школе не имеется ни одного компьютера;

- в середине учебного года имеются вакантные должности преподавателя по информатике;

- острая нехватка преподавателей с русским языком обучения по дисциплинам математика, физика, химия;

- для обеспечения досуга учащихся в некоторых школах отсутствует художественная литература;

- в школьных учебниках материал изложен в сложной и недоступной для ребенка форме.

Опрос среди учителей и директоров школ показал, о необходимости повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования, ввиду того что из 10 изучаемых школ в 5 школах обучаются дети имеющие инвалидностью. Только одна школа из 10 имела пандус ориентированный для въезда человека на инвалидной коляске или какого либо другого физического ограничения. Обучение детей с инвалидностью в данных школах проходят на дому в виду наличия пандемии.

20 Lex.uz Закон Республики Узбекистан "Об образовании". 23.09.2020 г. N ЗРУ-637

ив

паям

Следует отметить, что в общеобразовательной школе отсутствуют тьюторы для оказания содействия в обучении детям с инвалидностью. В целом процесс интеграции детей с инвалидностью в школах не подразумевает инклюзивное образование, так как необходимо создание не только условий для передвижения, но и обучения педагогов, разработка методики направленной на особенности каждого ребенка, ввиду того что в общеобразовательную школу принимаются для обучения и дети с нарушениями речи, передвижения, легкой формой ментальной и др. инвалидности.

Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеевым21 поставлена задача о повышении качества уровня подготовки учителей школ, и с этой целью каждому высшему учебному заведению закреплены школы, которые осуществляют учебно-методическую поддержку, повышают

квалификацию в разрезе профилированного направления ВОУ, организовывают мастер классы для учащихся образовательных школ.

East European Scientific Journal #1(65), 2021 35 В целях развития инклюзивного образования в Узбекистане, совершенствования системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, улучшения качества оказываемых им образовательных услуг, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № УП-5712 утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года22, Постановление Президента республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» утверждена Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020 — 2025 годах в которой определены цели, задачи, основные направления, среднесрочные и долгосрочные перспективные этапы развития инклюзивного образования, а также является основой для разработки программ и комплексных мер, направленных на развитие инклюзивного образования в Республике Узбекистан.

УДК 7.036

Usatenko Oksana Wolodymyriwna

Stypendystka Stypendium Mifdzynarodowego Funduszu Wyszehradzkiego

Wydziai Socjologii, Uniwersytet Warszawski

OUTLINE OF THE HISTORY OF POLISH MURALISM

Usatenko Oksana Volodymyrivna

Holder of the International Visegrad Fund Scholarship, Faculty of Sociology, University of Warsaw

ZARYS HISTORII MURALIZMU W POLSCE

Abstrakt. Artykul rozpatrywa historic muralizmu w Polsce - bardzo rozpowszechnionego gatunku malarstwa sciennego. Na podstawie bogatego materialu w prace byla podj^ta proba opisania historycznego rozwoju sztuki muralizmu bez oderwania od kolejnosci zmiany okresow historycznych Polski. Szczegoln^ uwag§ zwrocono rowniez na funkcje muralu, ktore zostaly nalozone na nich przez obywateli miasta.

Abstract. The article is designed to cover the Polish history of murals - a famous and popular genre of walls painting. Being based on the rich material this work attempts to describe the historical development of muralism with the deep connection with the changes of its historical periods. Special attention also was paid to the functions that were superimposed on the murals by city dwellers.

Stowa kluczowe: murale, muralizm, public art, historia sztuki polskej, sztuka uliczna.

Key words: murals, muralism, public art, history of Polish Art, street art.

Aktualnosc. Zjawisko kultury muralistycznej w przestrzeni miejskiej polskich miast istnieje juz od lat. W tym czasie malarstwo scienne przeszlo kilka etapow transformacji i zyskalo swoiste lokalne cechy. Ze strony spoleczenstwa teraz ponownie mozna przesledzic silny wzrost popytu na tego rodzaju

monumental^ kompozyj Oprocz estetycznego lub reklamowego komponentow, malarstwo scienne staje si§ odzwierciedleniem ostrych problemow spolecznych lub narz^dziem tworzenia pami^ci zbiorowej. Zapotrzebowanie spoleczne i wypelnianie przestrzeni

21 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки

в новый период развития Узбекистана". 6 ноября 2020 г., № УП-6108 www.lex.uz

22Постановление Президента республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему

совершенствованию системы образования и

воспитания детей с особыми образовательными

потребностями». 13 октября 2020 г., № 4860 www.lex.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.