УДК: 796.035-053.2
РО! 10.53742/1999-6799/3_2022_18_22
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА
Е.А. Сальникова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики плавания, парусного и гребного спорта,
Я.Е. Бугаец, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Приобщение детей раннего возраста к занятиям физической культурой, в том числе плаванию, позволяет развивать динамическую активность, благотворно влияет на процессы оздоровления. Несмотря на широкое распространение физкультурно-оздоровительной сети, обеспечивающей плавательную подготовку, научные исследования состояния организма представителей данной возрастной категории немногочисленны, часто занятия проводятся без контроля индивидуального развития и уровня функциональной активности.
В связи с этим представляет интерес исследование двигательных способностей детей раннего возрастного периода, занимающихся оздоровительным плаванием.
Целью работы явилось исследование двигательных способностей детей раннего детства, занимающихся оздоровительным плаванием.
Методы. На базе плавательного бассейна частного детского сада «Солнышко» г. Краснодара обследовали 14 мальчиков 2-3 лет. Детям было предложено выполнить ряд двигательных тестов в воде. Исследование проводили в начале и через полгода занятий детей оздоровительным плаванием. Занятия проходили дважды в неделю. Первая оценка уровня освоения с водой была проведена на пятом занятии. Статистический анализ проводили с помощью критерия Стьюдента для связанных выборок с использованием программы Statistica 10.
Результаты. Сравнительный анализ результатов тестирования детей, полученный в начале и после полугода занятий оздоровительным плаванием, обнаружил положительную динамику в показателях двигательной подготовленности. Высокий уровень формирования двигательных навыков в водной среде проявлялся в увеличении времени удержания на воде в среднем на 2 с, при погружении под воду - на 4 с. Все дети научились плавать с помощью вспомогательных средств.
Заключение. Физическое развитие и подготовленность детей раннего возрастного периода определяют уровень их физического воспитания, который зависит от морфофунк-циональных особенностей и высоких потребностей в двигательной деятельности. Учитывая возможности детей 2-3-летнего возраста, приобщение к занятиям физической культурой, позволяет развивать и повышать динамическую активность.
Ключевые слова: дети раннего возраста, оздоровительное плавание, двигательные способности.
Для цитирования: Сальникова Е.А., Бугаец Я.Е. Влияние оздоровительного плавания на двигательные способности детей периода раннего детства // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - №3. - С. 18-22.
For citation: Salnikova E., Bugaets Y. The influence of recreational swimming on the motor abilities of children of early childhood. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 3, pp. 18-22 (in Russian).
Актуальность. Важной проблемой воспитания детей раннего возраста является их физическое развитие и подготовленность [8, с. 276]. Данный возрастной период характеризуется значительным увеличением двигательной активности, что требует приобщения к занятиям физической культурой, в том числе плаванию [2, с. 33]. Занятия в водной среде не только способствуют развитию двигательных качеств ребенка, но и благотворно влияют на процессы оздоровления, что является важным условием его полноценного развития [4, с. 110; 5, с. 308]. Несмотря на широкое распространение физкультурно-оздоровительной сети, обеспечивающей плавательную подготовку детей, исследования двигательных возможностей организма представителей данной возрастной категории немногочислены, лишь косвенно решают задачи формирования плавательных умений и навыков, часто занятия проводятся без контроля уровня их функциональной активности [3, с. 6; 9, с. 4; 10, с. 117].
В связи с этим, целью данной работы явилось выявление двигательных способностей детей периода раннего детства, занимающихся оздоровительным плаванием.
Методы. На базе плавательного бассейна частного детского сада «Солнышко» г. Краснодара обследовали 14 мальчиков 2-3 лет. Детям было предложено выполнить ряд тестов. Для исследования способности детей лежать на воде с опорой использовали специализированные доски, фиксировали время удержания горизонтального положения тела. С помощью упражнения «звездочка» на спине определяли время лежания на воде без опоры. Правильное выполнения задания оценивали как «высокий» уровень, при использовании поддерживающих предметов - «средний», при невыполнении упражнения или боязни лечь на воду - «низкий». Плавание с надувным кругом при помощи нижних конечностей оценивали в баллах. Продвижение в воде на 3-4 метра с учетом правильного положения тела и работы ног характеризовали 3 баллами, реализацию меньшего расстояния - 2 баллами, неправильное положении тела, сильное сгибание конечностей или отсутствие перемещения - 1 баллом. При погружении в воду с открыванием глаз под водой в течение 3 секунд выставляли 3 балла, при меньшем времени или с закрытыми глазами - 2 балла, при возникновении боязни полностью погрузиться в воду - 1 балл. Для исследования ныряния использовали способность доставать игрушки с глубины 0,5 м. Фиксировали время, необходимое для реализации задания.
Исследование проводили в начале и через полгода занятий детей оздоровительным плаванием с предварительно полученным согласием родителей и педагогов. Занятия проходили дважды в неделю, температура воды в бассейне составляла 31-33°С, продолжительность каждого составляла 45 минут. За период исследований было проведено 60 тренировок. Первый срез уровня освоения плавательных движений регистрировался на шестом занятии.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы Б1ай$йса 10. Нормальное распределение признаков описывали в виде среднего арифметического значения (М) и стандартного отклонения (±о). Сравнение групп по количественным признакам проводили с использованием критериев Стьюдента. Наблюдаемые различия считались не случайными при р<0,05.
Результаты. Основополагающим навыком при обучении детей плавательным движениям является умения держаться на воде [6, с. 1012]. В результате проведенных занятий было обнаружено статистически значимое увеличение времени лежания на воде с опорой в среднем на 3 с (таблица). Такие изменения у детей характеризуют улучшения чувства статической силы, удержания равновесия и способности преодолевать страх перед водной средой.
Таблица
Динамика формирования двигательных умений детей периода раннего детства (М±а)
Двигательные показатели В начале обучения Через полгода обучения р
Лежание на воде с опорой (с) 6,04±0,93 8,54±0,92 <0,05
Лежание на воде без опоры (с) 2,28±0,34 4,71±0,67 <0,05
Ныряние (с) 4,69±0,55 8,864±0,50 <0,05
Достаточно низкие значения времени лежания на воде без опоры в начале исследования были сопряжены с невозможностью малышей самостоятельно держаться на поверхности и чувством страха. Поэтому при распределении оценок значительный процент «низких» показателей имели дети, которые боялись лечь на воду (36%), половина исследуемых характеризовались «средними» значениями, так как не могли самостоятельно находиться на поверхности и использовали поддерживающие предметы. Остальные малыши выполняли задание без ошибок и имели «высокие» результаты (рисунок 1). Через полгода занятий время удержания на поверхности воды значимо увеличилось в среднем на 2,5 с, практически все дети (79%) имели «высокие» показатели и научились держаться на воде самостоятельно.
Тестирование плавания с надувным кругом при помощи движений нижних конечностей позволило выявить способности детей к восприятию статистической и динамической характеристик водной среды, ее подъемную силу, что в целом способствует развитию выносливости. На первом этапе исследований половина малышей принимали неправильное положение тела, сильно сгибали нижние конечности и не могли скользить по воде, что не позволило оценить их двигательные способности выше 1 балла. Проплывать около двух метров, пытаясь выполнять ногами движения спо-
□ низкие □ средние ■ высокие
Рисунок 1. Результаты умения удержания на воде без опоры детей раннего детства, занимающихся оздоровительным плаванием
в начале обучения через полгода обучения
□ 1 балл □ 2 балла ■ 3 балла
Рисунок 2. Результаты умения плавания с надувным кругом детей раннего детства, занимающихся оздоровительным плаванием
в начале обучения через полгода обучения
□ 1 балл □ 2 балла □ 3 балла
Рисунок 3. Результаты умения погружения в воду с открыванием глаз под водой
Следующим этапом изучения влияния оздоровительного плавания на физические качества детей явилось погружение под воду с открыванием глаз. Подобные двигательные мероприятия позволяют приобрести чувство уверенности, учат произвольной и сознательной ориентации под водой, знакомят с ее подъемной силой [7, с. 8]. На первом этапе исследований большинство детей имели низкие балльные характеристики (рисунок 3).
Однако через полгода занятий 43% детей имели оценку выполнения теста 2 балла, могли самостоятельно приседать под воду с закрытыми или открытыми глазами, не превышая время 2 с. Остальные исследуемые могли без опаски погружаться в воду более чем на 3 с и открывать там глаза.
Особый интерес представляло упражнение, связанное с нырянием. В начале исследования только двое малышей с помощью тренера умели доставать игрушки из-под воды. Через полгода занятий данный тест самостоятельно смогли выполнить практически все дети, а средний временной показатель реализации упражнения увеличился на 4 с (таблица).
Заключение. Таким образом, занятия плаванием детей раннего возрастного периода способствует развитию двигательных возможностей. Полученная положительная динамика физической подготовленности и высокий прирост результатов развития плавательных умений малышей более чем в два раза отражают активное формирование ориен-тационных механизмов в окружающем пространстве, правильное восприятие и оценку собственных двигательных представлений [1, с. 3]. Изучение двигательных характеристик организма данной возрастной категории могут явиться основой для дальнейших исследований, направленных на совершенствование научных разработок в педагогическом проектировании плавательных программ.
соба кроль, могли 36% малышей (2 балла). Остальные выполняли трехбалльное задание, проплывая на 3-4 м при помощи движений ног, правильно приняв положение тела (14%) (рисунок 2). Через полгода занятий все дети могли выполнять упражнение с оценкой 3 балла (64%) и 2 балла (36%). Позитивные изменения предполагают высокий уровень формирования двигательных навыков в водной среде, реализацию условнорефлек-торных процессов высшей нервной деятельности исследуемых.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Александров С.Г. Эффективность экспериментальной методики оздоровительного плавания в физическом развитии и подготовленности детей 5-7 лет / С.Г. Александров, Д.В. Белинский, Н.В. Синельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 5 (183). - С. 3-12.
2. Бердичевская Е.М. Возрастная физиология физической культуры и спорта: учебное пособие / Е.М. Бердичевская, Е.С. Тришин. - Краснодар: КГУФКСТ, 2021. - 112 с.
3. Завьялова Т.П. Физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки и стопы средствами плавания / Т.П. Завьялова. - Москва: Юрайт, 2020. -184 с.
4. Михайлова Н.М. Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне / Н.М. Михайлова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 34 (168). - С. 110-113.
5. Мищенко Н.Ю. Влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни (на примере центра раннего плавания «Буль-Буль» г. Копейска) / Н.Ю. Мищенко, М.В. Габов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 307-318.
6. Образцова Н.Н. Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений / Н.Н. Образцова // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). - С. 1012-1014.
7. Степанова О.М. Обучение плаванию в детском саду / О.М. Степанова // Рабочая программа. - М. ГБОУ «Школа № 2114» дошкольное отделение д/с «Улыбка», 2016. - 18 с.
8. Цетиев А.А. Основные задачи процесса физического воспитания в формировании двигательных умений и навыков детей раннего возраста / А.А. Цетиев, М.А. Исакова, Л.Д. Калашникова // Ученые записки уни-веситета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). -С. 275-278 .
9. Чеменева А.А. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова. - СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2022. - 288 с.
10. Шалаева И.Ю. Организационно-методические особенности проведения занятий по плаванию в группах «Мама и малыш» / И.Ю. Шалаева, И.М. Сазонова, Т.А. Крохина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - №3. - С. 117-119.
THE INFLUENCE OF RECREATIONAL SWIMMING ON THE MOTOR ABILITIES OF CHILDREN OF EARLY CHILDHOOD
E. Salnikova, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and methods of swimming, sailing and rowing,
Y. Bugaets, Candidate of Biological Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physiology.
Federal State Budgetary Establishment of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budenniy str., 161, e-mail: [email protected].
Annotation.
Relevance. The introduction of young children to physical education, including swimming, allows you to develop dynamic activity, has a beneficial effect on the processes of recovery. Despite the widespread physical culture and health network that provides swimming training, scientific studies of the state of the body of representatives of this age category are few, often classes are held without control of individual development and the level of functional activity.
In this regard, the study of the motor abilities of children of the early age period engaged in recreational swimming is of interest.
The purpose of the work was to study the motor abilities of early childhood children engaged in recreational swimming.
Methods. On the basis of the swimming pool of the private kindergarten «Sun» in Krasnodar, 14 boys 2-3 years old were examined. Children were asked to perform a series of motor tests in the water. The study was carried out at the beginning and after six months of children's recreational swimming classes. Classes were held twice a week. The first assess-
ment of the level of development with water was conducted in the fifth lesson. Statistical analysis was performed using the Student's criterion for related samples using statistica 10.
Results. A comparative analysis of the results of testing children, obtained at the beginning and after six months of recreational swimming, found a positive trend in indicators of motor fitness. The high level of formation of motor skills in the aquatic environment was manifested in an increase in the time of retention on the water by an average of 2 seconds, when immersed under water - by 4 s. All children learned to swim with the help of auxiliary means.
Conclusion. The physical development and fitness of children of the early age period determine the level of their physical education, which depends on the morphofunctional characteristics and high needs for motor activity. Taking into account the capabilities of children of 2-3 years of age, familiarization with physical education, allows you to develop and increase dynamic activity.
Key words: young children, recreational swimming, motor abilities.
References:
1. Aleksandrov S.G., Belinskij D.V., SineTnikova N.V. The effectiveness of the experimental methodology of health-improving swimming in the physical development and readiness of children aged 5-7 years. Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft [Ucheny'e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2020, no 5 (183), pp. 3-12. (in Russian).
2. Berdichevskaya E.M., Trishin E.S. Vozrastnaya fiziologiya fizicheskoj kul'tury' i sporta [Age-related physiology of physical culture and sports: study guide]. Krasnodar: KGUFKST, 2021, 112 p.
3. Zav'yalova T.P. Fizicheskaya reabilitaciya doshkol'nikov s narusheniyami osanki i stopy' sredstvami plavaniya [Physical rehabilitation of preschool children with posture and foot disorders by means of swimming] Moskva: Yurajt, 2020, 184 p.
4. Mixajlova N.M. Improvement of preschool children through classes in the pool. Molodoj ucheny'j [Young Scientist], 2017, no 34 (168), pp. 110-113. (in Russian).
5. Mishhenko N.Yu., Gabov M.V. The influence of recreational swimming on the incidence and level of formation of swimming skills in children of the first year of life (on the example of the early swimming center "Bul-Bul" in Kopeysk). Ucheny'e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2021, no 4 (194), pp. 307-318. (in Russian).
6. Obrazczova N.N. Formation of Initial Swimming Skills in Preschool Children Based on the Use of a System of Games and Game Exercises. Molodoj ucheny'j [Young Scientist], 2015, no 24 (104), pp. 1012-1014.
7. Stepanova O.M. Teaching swimming in kindergarten. Rabochaya programma. Working program. M. GBOU "School No. 2114" preschool department of the kindergarten "Smile", 2016, 18 p. (in Russian).
8. Cetiev A.A., Isakova M.A., Kalashnikova L.D. The main tasks of the process of physical education in the formation of motor skills and abilities of children of early age. Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft [Ucheny'e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2018, no 6 (160), pp. 275-278. (in Russian).
9. Chemeneva A.A., Stolmakova T.V Sistema obucheniya plavaniyu detej doshkol'nogo vozrasta [The system of teaching swimming to children of preschool age: a teaching aid]. St. Petersburg: "Publishing house "Childhood-Press", 2022, 288 p.
10. Shalaeva I.Yu., Sazonova I.M., Kroxina T.A. Organizational and methodological features of conducting swimming lessons in groups "Mom and baby". Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2016, no 3, pp. 117-119.
Поступила / Received 02.08.2022
Принята в печать / Accepted 29.09.2022