обеспечивающей преемственность обучения и тренировочного процесса как в условиях стационарного, так и онлайн-образования в период проведения учебно-тренировочных сборов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева В.М. Интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки в физкультурных вузах России / В. М. Афанасьева // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань, 2015. - С. 512-513.
2. Галимов А.М. Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью / А.М. Галимов // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 5. - URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (дата обращения: 16.03.2017).
3. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / Ф.Р. Зотова, В.М. Афанасьева, Н.Х. Давлетова, Ф.А. Мавлиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 73-79.
4. Сравнительный анализ оценки практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в вузе российскими и иностранными студентами-спортсменами / Зотова Ф.Р., Газнанова В.М., Султанова Э.Р., Манина А.З. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 83-90.
5. Хуббиев Ш.З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 116-121.
REFERENCES
1. Afanasyeva V.M. (2015), "Integration of the educational process and sports training in physical culture universities of Russia", Modern problems and prospects for the development of the sports reserve training system on the eve of the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, pp. 512-513.
2. Galimov A.M. (2016), "Organizational and pedagogical conditions for the integration of the educational process with sports activities", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (date accessed: March 16, 2017).
3. Zotova, F.R., Afanasyeva, V.M., Davletova, N.Kh. and Mavliev, F.A. (2015), "The attitude of student athletes to the integration of the educational process and sports training", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 73-79.
4. Zotova F.R., Gaznanova V.M., Sultanova E.R. and Manina A.Z. (2017), "Comparative analysis of the assessment of the practice of integrating the educational process and sports training during the period of study at the university by Russian and foreign students-athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 83-90.
5. Khubbiev Sh.Z. (2010), "The combination of high-quality study and sports of the highest achievements in the schools of the Olympic reserve and universities of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (61), pp. 116-121.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2021
УДК 796.011.1
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА РАННЕГО ПЛАВАНИЯ «БУЛЬ-БУЛЬ» Г. КОПЕЙСКА)
Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный
университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
Рассматриваются особенности существующих методик оздоровительного плавания детей первого года жизни. Дается краткая характеристика педагогических условий и модели формирования профессиональных компетенций тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию детей грудного. Представлены результаты заболеваемости детей первого года жизни за период эксперимента. Выполнена оценка уровня сформированности плавательный умений детей первого года жизни контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента, представлены результаты прироста плавательных умений детей грудного возраста за период эксперимента. Методика и организация исследования. В рамках исследования с сентября 2019 г. по июнь 2020 г. проводился эксперимент, в ходе которого нами изучалось влияние оздоровительного плавания на здоровье детей грудного возраста, а также решалась задача по формированию плавательных умений детей грудного возраста. Были сформированы 3 экспериментальные группы детей по 10 человек в каждой группе, возраст от 1,8 месяцев до 1 года, за которыми наблюдали в центре раннего плавания: «Буль-буль» г. Копейска: 1 группа (контрольная) - дети, плавающие с первого месяца жизни 23 раза в неделю, занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей компетентности по традиционной программе; 2 группа (экспериментальная) -дети, плавающие с первого месяца жизни 2-3 раза в неделю в группе «Мама и малыш», занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей профессиональной компетентности по экспериментальной программе; 3 группа - дети, не плавающие вообще (купали родители в ванночках дома). В результате исследования обоснована эффективность оздоровительного плавания детей первого года жизни в условиях центра раннего плавания «Буль-Буль» г. Копейска, показано положительное влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и легкость выздоровления, а также уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни.
Ключевые слова: заболеваемость, дети первого года жизни, оздоровительное плавание, плавательные умения, профессиональная компетентность, тренер-инструктор по оздоровительному плаванию детей первого года жизни.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p307-318
EFFECT OF RECREATION SWIMMING ON MORBIDITY AND LEVEL FORMING SWIMMING SKILLS CHILDREN OF THE FIRST YEAR OF LIFE (ON THE EXAMPLE OF AN EARLY SWIMMING CENTER «BUL-BUL» KOPEYSK)
Natalia Yuryevna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Vladimirovich Gabov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
The peculiarities of the existing methods of improving swimming children of the first year of life are considered. The first characteristic of pedagogical conditions and model for the formation of professional competencies of trainers-instructors on healthy swimming of children of breasts. The results of the incidence of children of the first year of life for the period of the experiment are presented. Estimated the level of formation of the swimming skills of children of the first year of life of the control and experimental groups at the beginning and at the end of the experiment, the results of the increase in the swimming skills of breast-age children over the experiment period are presented. Methodology and organization research. In September 2020, an experiment was conducted in the framework of the study since September 2019, during which we studied the influence of health swimming for the health of breast-age children, and the task of forming the swimming skills of breast-age children was solved. 3 experimental groups of children of 10 people were formed in each group, WA Ral from 1.8 months to 1 year, which were observed in the center of early navigation: «Bul-Bul» Kopeysk: 1 group (control) - children Floating from the first month of life 2-3 times a week, they were engaged in trainers-instructors for health swimming, increasing the level of their competence on the traditional program; 2 Group (experimental) - Children floating from the first month of life 2-3 times a week in the group «Mom and Baby», were engaged in trainers instructors for health swimming, increasing the level of their professional competence on the experimental pro-
gram; 3 Group - Children, not floating in general (used parents in Van-Namenights at home). As a result of the study, the effectiveness of the wellness swimming of children of the first year of life in the conditions of the center of early swimming center of Kopeysk, the positive effect of health swimming on the incidence and ease of recovery, as well as the level of formation of the swimming skills of children of the first year of life is shown.
Keywords: morbidity, children of the first year of life, wellness swimming, swimming skills, professional competence, trainer-instructor on health swimming for children of the first year of life.
ВВЕДЕНИЕ
Как отмечает Р. Д. Апариев, (2020), «в настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Особенно это касается детей грудного возраста. Так как на первом году жизни происходит созревание статического механизма, обеспечивающего коор-динированность движений в стоячей позе и овладение ходьбой, а также становление сенсорных систем, в этой связи правильное развитие ребенка в этот период имеет большое значение. Двигательная активность и предметные действия в первый год жизни приобретают ведущее значение и способствуют формированию мыслительных операций, социальному и физическому развитию» [1]. Как отмечают специалисты, в настоящее время одним из высокоэффективных средств двигательной активности и укрепления здоровья детей, начиная с самого раннего возраста, гармонизации физического, нервно-психического и интеллектуального развития является плавание.
Ряд специалистов [2; 3; 6; 7; 8] считают, что «для ребенка полезней занятий, чем плавание, найти очень трудно. Систематические занятия в воде способствуют гармоничному развитию, положительно влияют на все системы его организма, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, способствуют раннему развитию, стимулируют обменные процессы, укрепляется нервная система, вызывают у детей положительные эмоции, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость».
В этой связи, большое значение приобретает методика проведения занятий оздоровительным плаванием с детьми первого года жизни. Сравнительный анализ наиболее популярных (известных) методик оздоровительного плавания с детьми первого года жизни представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ методик оздоровительного плавания с детьми первого года жизни_
Автор(ы) Характеристика методики оздоровительного плавания с детьми первого года жизни
З.П. Фирсов Методика оздоровительного плавания с детьми первого года жизни З.П. Фирсова рассчитана на период 9-12 месяцев и разделена на 5 этапов, продолжительностью от 4 до 8 недель, где каждый последующий взаимосвязан с предыдущим, а задачи и условия органично взаимосвязаны, последовательно и постепенно усложняются. К занятиям очередного периода необходимо переходить только, если ребенок хорошо справился с задачами предыдущего. В конце обучения по данной методике ребенок годовалого возраста должен научиться самостоятельно, держаться на воде в течение 20-30 минут, нырять на небольшую глубину и доставать со дна игрушки, а также плавать под водой в течение 7-8 секунд. З.П. Фирсов при обучении детей первого года жизни уделял большое внимание рефлекторным принципам, в частности рефлексу опоры. На основе данного рефлекса методика строилась следующим образом: в начале совершенствовались движения ногами, а затем - руками. Самой трудной задачей в обучении плаванию детей является перестройка врожденных рефлексов на осознанные и более высокоэффективные движения. Автор придерживался следующих принципов методики: систематичность; последовательность увеличения нагрузки; многократность повторения (не менее 100-150 раз за одно занятие). На всех этапах обучения использовались покачивания, различные виды проводки, скольжение на груди и на спине, погружение в воду и ныряние, игры на воде. Для активизации движений ногами и руками применялись вспомогательные упражнения и самостоятельное плавание [10].
К. Эннинг В методике К. Эннинг в центре внимания находятся следующие рефлексы: симметричный тонический и ассиметричный шейно-тонический, рефлекс погружения и рефлекс Галанта. Ребенок использует эти рефлексы при рождении, чтобы оттолкнуться от дна
стенки матки, принять благоприятную позу и обеспечить вращение при прохождении через родовые пути. Данная методика представлена сенсомоторными упражнениями, упражнениями на суше и упражнениями для развития самостоятельности ребенка [4].
В.А. Гутерман Процесс обучения плаванию детей по В.А. Гутерману также построен по рефлекторному принципу. Данная методика предполагает выделение четырех этапов: подготовительного, обучения плаванию, самостоятельного плавания, совершенствования плавания. На каждом этапе закрепляются врожденные плавательные рефлексы (рефлекс Моро, Робинсона (тонический), Галанта, Бауэра). При этой методике используются следующие виды поддержки малыша в ванной: поддержка двумя руками при плавании на спине, поддержка «ковшиком», поддержка «полукольцом», автономные поддержки. Общее время занятий составляет 60-70 минут, температура воды 33°С [7].
И.Б. Чарковский Методика И. Б. Чарковского была разработана для недоношенных или ослабленных новорожденных и представляет собой водный тренинг, при котором ребенка часто и быстро погружают в воду в течение 30-40 минут (так называемое «проныривание»). Вынырнув из воды, ребенок успевает вдохнуть воздух и опять ныряет при помощи взрослого. В момент погружения под воду он вынужденно задерживает дыхание и когда выныривает, вынужденно делает активный вдох. «Двигаться, стремиться к новому и побеждать - значит жить». На этом основана методика И. Б. Чарковского. Она подходит для адаптации новорожденных к водной среде и водотерапии при лечении различных заболеваний. Это достаточно жесткая методика, в которой нуждаются больные дети. По ней можно заниматься только с профессионалом. Метод И.Б. Чарковского шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным. Кроме обучения плаванию новорожденных И.Б. Чарковский разработал основные правила закаливания малышей в процессе обучения плаванию. При этом использовались уникальные тренажеры, с помощью которых этот процесс становился максимально эффективным. И. Б. Чарковский не обошел стороной и изучение пользы «наземных» тренировок. В результате появился цикл увлекательных тренировок для новорожденных и младенцев, который в настоящее время носит название «Беби-йога». На основании многолетних экспериментальных исследований И. Б. Чарковский создает строгую и стройную систему водного развития ребенка: пренатальная акватическая подготовка - роды в воде - плавание и ныряние новорожденных и грудных младенцев - закаливание и лечение холодной водой с использованием при обучении плаванию и лечении детей, разработанных им технических устройств и тренажеров [5].
Б. Фридман ВЙЬ^Ы - известная во всем мире методика, которую отличает уникальный подход к беременности, родам и совместному развитию с ребенком. Данная методика пропагандирует идею «водного родительства». Акцент в ней делается на активной эмоциональной связи между родителем и ребенком в водной среде. Речь идет о тщательно разработанных методиках поэтапного развития навыков плавания, основанных на многолетнем опыте работы на занятиях с самыми разными возрастными группами. Программа объединила в себе уникальные профессиональные методики — мудрость востока и научные разработки западных ученых. Основу методологии ВЙЬ^Ы составили раннее плавание и детская йога [11].
Выполненный анализ научно-методической и специальной литературы показал, что в настоящее время перед развитием грудничкового плавания стоят сложные задачи: во-первых, выбор бассейна родителями, он должен получить и поддерживать регламентированные в СанПиНе показатели качества воды в детских бассейнах; во-вторых, выбор профессионального тренера, который будет работать с ребенком, и тут должна действовать концепция «Не навреди»; в-третьих, необходимо обратить внимание на повышение квалификации тренерского состава и учета особенностей оздоровительного плавания детей грудного возраста.
Цель исследования - выявить влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и определить уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках исследования с сентября 2019 г. по июнь 2020 г. проводился эксперимент, в ходе которого нами изучалось влияние оздоровительного плавания на здоровье детей грудного возраста, а также решалась задача по формированию плавательных умений де-
тей грудного возраста. Были сформированы 3 экспериментальные группы детей по 10 человек в каждой группе, возраст от 1,8 месяцев до 1 года, за которыми наблюдали в центре раннего плавания: «Буль-буль» г. Копейска: 1 группа (контрольная) - дети, плавающие с первого месяца жизни 2-3 раза в неделю, занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей компетентности по традиционной программе; 2 группа (экспериментальная) - дети, плавающие с первого месяца жизни 2-3 раза в неделю в группе «Мама и малыш», занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей профессиональной компетентно -сти по экспериментальной программе; 3 группа - дети, не плавающие вообще (купали родители в ванночках дома) [9].
Экспериментальная программа повышения профессиональной компетентности тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию детей грудного возраста предусматривала реализацию следующего комплекса педагогических условий:
- на основе функционального анализа деятельности тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию в условиях центра раннего развития «Буль-буль» определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в процессе педагогической деятельности;
- разработана эффективная система методического сопровождения профессионального развития тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию детей грудного возраста;
- разработана и внедрена система мотивации тренеров-инструкторов на самообразование и саморазвитие.
На основе выявленных педагогических условий нами была разработана и апробирована модель формирования профессиональных компетенций тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию детей грудного возраста, предусматривающая реализацию нескольких этапов: базовый этап - диагностирование уровня профессиональных компетенций педагогов; практико-ориентированный этап - определение требований к уровню проявления профессиональных компетенций педагогов, их мотивирование на развитие профессиональных компетенций; профессионально-образовательный этап - отбор содержания и технологий развития профессиональных компетенций педагогов, разработка и реализация программы (плана) методической работы для педагогов; профессионально-ориентированный этап - научно-методическое сопровождение и оценка результативности педагогической деятельности педагогов в условиях центра раннего плавания [9].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
После проведения эксперимента были подведены итоги заболеваемости и легкости выздоровления детей грудного возраста и получили следующие результаты: 1 группа (плавающие 2-3 раза в неделю, занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей компетентности по традиционной программе): за период эксперимента 4 детей (40%) ни разу не заболели и 6 (60%) детей заболели; 2 группа (плавающие 2-3 раза в неделю, занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей компетентности по экспериментальной программе): 8 детей (80%) ни разу не заболели и 2 детей (20%) заболели; 3 группа (не плавающие, купали родители дома в ванночках): 10 детей заболели (100%), не болеющих детей за период эксперимента обнаружено не было (рисунок 1). Результаты проведенного анкетного опроса родителей позволили выявить уровень информированности и удовле -творенности родителей работой тренера-инструктора по оздоровительному плаванию центра раннего плавания «Буль-буль», интереса родителей и воспитанников к проводимым занятиям по плаванию. Так, например, было определено, что у многих родителей изменилось отношение к занятиям по оздоровительному плаванию с детьми грудного возраста. Если в начале исследования из 20 родителей большее количество человек (75%,
или 15 родителей, из них 7 человек из контрольной группы и 8 человек из экспериментальной) пришли на занятия, чтобы «просто покупаться», то в конце исследований 80%, или 16 человек (10 из них составили родители экспериментальной группы), поставили цель «закалить ребенка». 150
100
50
0
Рисунок 1 - Уровень заболеваемости детей первого года жизни за период эксперимента (в %)
Все опрошенные родители (100%, или 20 человек) получают удовольствие от совместных занятий с ребенком и в ближайшее время не собираются прекращать занятия. Кроме того, 90% родителей, или 18 человек (из них и10 человек из экспериментальной группы) собираются применить полученный опыт в центре раннего плавания, занимаясь с детьми самостоятельно в естественных водоемах. Все родители (100%, или 20 человек) отметили, что больше узнали о пользе занятий плаванием для детей первого года жизни, как от своего тренера-инструктора, так и из информационных материалов, представленных специалистами в центре раннего плавания. Родители отметили положительное влияние на организм ребенка от занятий оздоровительным плаванием за период эксперимента с помощью субъективных показателей - сон, аппетит, настроение (рисунок 2).
Сон Аппетит Настроение
До эксперимента ■ После эксперимента
Рисунок 2 - Изменение субъективных показателей, характеризующих состояние детей грудного возраста до и после занятий оздоровительным плавание в процессе эксперимента (в баллах по оценке родителей)
Если в начале эксперимента, большинство родителей детей как контрольной группы (70%), так и экспериментальной группы (80%) были лишь частично удовлетворены качеством проведения занятий по оздоровительному плаванию с детьми, то в конце эксперимента, результаты анкетирования показали, что большинство родителей (80%, или 8 человек родителей экспериментальной группы детей и 50%, или 5 родителей контрольной группы детей) получили удовлетворение от качества проведения занятий по оздоровительному плаванию тренером-инструктором, работающим с детьми (рисунок 3). Все это способствовало повышению мотивации родителей к совместным занятиям плаванием с детьми. Для изучения уровня подготовленности детей и уровня формирования ими плавательных умений проводилось тестирование в воде. В начале исследования была проведена работа с родителями детей. Родителям давалось домашнее задание для детей на самостоятельное выполнение упражнений для скорейшей адаптации их к водной среде, типа «Поливание», «Ногами по воде», «Восьмерки» и т.д. Все упражнения малыши выполняли с поддержкой мам (пап). Первая оценка уровня плавательных умений детей пер-
вого года жизни была проведена в конце сентября на 8 занятии по оздоровительному плаванию в условиях центра раннего плавания «Буль-буль» г. Копейска.
Удовлетворены качеством занятий Не удовлетворены качеством занятий
КГ "ЭГ
Рисунок 3 - Уровень качества проведения занятий оздоровительным плаванием тренером-инструктором по оценке родителей детей грудного возраста в конце эксперимента (в %)
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что статистически достоверные отличия между полученными результатами детей контрольной и экспериментальной групп отсутствуют (таблица 2). Уровень плавательной подготовленности у большинства детей как контрольной группы, так и экспериментальной был определен как низкий (50% и 60%) и ниже среднего (50% и 40%) (таблица 3).
Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей развития плавательных умений детей первого года жизни контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента (в баллах; по 4-х бальной шкале)_
Контрольные упражнения Контрольная группа (х ± о) (п=10) Экспериментальная группа (х ± о) (п=10) ^критерий Стьюдента Р
1 «Отталкивание малыша в горизонтальном положении от жесткой поверхности» 1,5±2,45 1,6±2,67 0,21 >0,05
2 «Плавание на спине с «чепчиком русалки» (мин.) 2,0±2,12 1,9±1,89 0,19 >0,05
3 «Погружение под воду» (кол-во раз) 1,6±1,43 1,8±1,95 0,32 >0,05
4 «Отталкивание малыша в вертикальном положении от жесткой поверхности (с небольшой поддержкой)» 1,7±2,16 1,6±2,12 0,43 >0,05
Таблица 3 - Уровень сформированности плавательный умений детей первого года жизни контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента_
Уровень плавательных умений Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий 0% (0 человека) 0% (0 человек)
Средний 0% (0 человек) 0% (0 человека)
Ниже среднего 50% (5 человек) 40% (4 человека)
Низкий 50% (5 человека) 60% (6 человек)
С целью формирования плавательных умений детей первого года жизни на протяжении всего периода эксперимента с сентября 2019 г. по май 2020 г. осуществлялось систематическое, разностороннее просвещение родителей, включая «передачу» теоретических знаний и оказания им помощи в приобретении практических навыков обучения детей элементам плавания. У родителей была возможность принимать непосредственное участие в различных мероприятиях и развлечениях, проводимых в центре раннего плавания «Буль-буль» г. Копейска. На период эксперимента был составлен подробный план взаимодействия с родителями детей (таблица 4).
Итоговое тестирование уровня плавательных умений детей первого года жизни было организовано в июне 2020 года.
Таблица 4 - План взаимодействия с родителями детей первого года жизни экспериментальной группы на 2019-2020 гг._
Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержания Консультация «История Анкетирование «Заня- Консультация «Совре- Консультация «Показа-
работы возникновения и разви- тия плаванием детей менные подходы и ния и противопоказа-
тия грудничкового пла- грудного возраста в методики к обучению ния занятиям груднич-
вания» центре раннего плавания» грудничковому плаванию ковым плаванием»
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Родительское собрание Консультация «Преду- Консультация «Сани- Развлечение с участием
работы «Значение занятий по преждения боязни воды тарно-гигиенические родителей «Семейные
оздоровительному плава- у детей грудного воз- нормы и техника без- забавы на воде»
нию для укрепления здо- раста» опасности при органи-
ровья детей первого года зации грудничкового
жизни» плавания.»
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Консультация «Первые Папка-передвижка Консультация: «Зака- Оформление наглядной
работы трудности в обучении «Игры и упражнения по ливание организма с информации:
плаванию детей грудного плаванию с детьми использованием «Зима плаванию не по-
возраста» первого года жизни в домашних условиях» упражнений и игр на воде» меха»
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Мастер-класс Консультация «Как Оформления наглядной Индивидуальные бесе-
работы «Игровые упражнения как изготовить нестандарт- информации: ды и консультации для
средство адаптации детей ное оборудования для «Рекомендации по за- родителей, нуждаю-
грудного возраста к вод- занятий по плаванию» каливанию». щихся в укреплении
ной среде» здоровья своих детей
Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Изготовление стен газеты Консультация «Влия- Развлечение «Путеше- Индивидуальные бесе-
работы «Дружим мы с водой ле- ние грудничкового ствие в мир воды» ды и консультации для
том и зимой» плавания и ныряния на развитие систем организма ребенка». родителей, нуждающихся в укреплении здоровья своих детей
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Папка-передвижка «Пла- Консультация «Гимна- Индивидуальные бесе- Индивидуальные бесе-
работы вание на спине. Под- стика для детей раз- ды «Как помочь ребен- ды и консультации для
держки. Методики. личных периодов пер- ку преодолеть боязнь родителей, нуждаю-
Вспомогательные сред- вого года жизни» воды» щихся в укреплении
ства. Плавание на груди. здоровья своих детей
Поддержки. Методики.
Инвентарь. Ныряние. Поддержки.
Методики. Инвентарь».
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Консультация «Планиро- Индивидуальные кон- Папка-передвижка Индивидуальные кон-
работы вание занятий по грудничковому плаванию. Последовательность обучения. Виды и длительность упражнений. сультации «Игры в воде. Поддержки. Методики. Инвентарь в домашних условиях» сультации
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Папка-передвижка «Что Фотоконкурс «Вместе с Папка-передвижка Итоговое развлечение
работы должны знать родители, когда их ребенок учится плавать» мамой, вместе с папой!» «Водные процедуры» «Веселые рыбки»
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Содержание Открытое занятие Анкетирование «Заня- Консультация: «Оценка Отчет о проделанной
работы тия плаванием детей результатов состояния работе за 2019-2020
грудного возраста в здоровья и физического учебный год. Открытое
центре раннего плава- развития детей первого занятие
ния» года жизни, занимающихся оздоровительным плаванием»
Выполненный сравнительный анализ результатов показал, что между результатами контрольной и экспериментальной групп детей произошли статистически достоверные отличия (таблица 5).
Таблица 5 - Сравнительный анализ показателей развития плавательных умений детей первого года жизни контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (в баллах; по 4-х бальной шкале)_
Контрольные упражнения Контрольная группа (х ± о) (п=10) Экспериментальная группа (х ± о) (п=10) ^критерий Стьюдента Р
1 «Отталкивание малыша в горизонтальном положении от жесткой поверхности» 2,8±3,51 3,6±3,71 2,34 <0,05
2 «Плавание на спине с «чепчиком русалки» (мин.) 2,9±2,53 3,9±2,67 2,61 < 0,05
3 «Погружение под воду» (кол-во раз) 2,0±3,35 2,9±3,52 2,38 < 0,05
4 «Отталкивание малыша в вертикальном положении от жесткой поверхности (с небольшой поддержкой)» 2,5±3,24 3,8±3,56 2,86 < 0,05
Прирост в контрольных упражнениях для оценки сформированности плавательных умений был выше у детей экспериментальной группы. Наибольший прирост результатов был выявлен в контрольном упражнении «Отталкивание малыша в вертикальном положении от жесткой поверхности (с небольшой поддержкой)» и составил 81,5% и в тесте «Отталкивание малыша в горизонтальном положении от жесткой поверхности» и составил 76,9% (таблица 6; рисунок 4).
Таблица 6 - Прирост показателей развития плавательных умений детей первого года жизни опытных групп в процессе эксперимента (в %)_
Контрольные упражнения Контрольная группа Экспериментальная группа
1 «Отталкивание малыша в горизонтальном положении от жесткой поверхности» 60,4 76,9
2 «Плавание на спине с «чепчиком русалки» (мин.) 36,7 68,9
3 «Погружение под воду» (кол-во раз) 22,2 46,8
4 «Отталкивание малыша в вертикальном положении от жесткой поверхности (с небольшой поддержкой)» 38,0 81,5
100 80
%
76,9
81,5
60,4
60 40 20
0
68,9
36,7
46,8
22,2
38
Отталкивание ребенка в
горизонтальном положении от жесткой поверхности
Плавание на спине с "чепчиком русалки"
Погружение под воду Отталкивание ребенка в вертикальном положении от жесткой поверхности
□ КГ ПЭГ
Рисунок 4 - Прирост показателей развития плавательных умений детей первого года жизни опытных групп в
процессе эксперимента (в %)
Выявлены улучшения показателей по всем предложенным контрольным упражнениям как у детей контрольной группы, так и экспериментальной, однако более существенные изменения в уровне плавательной подготовленности произошли у детей экспериментальной группы. Так, в экспериментальной группе снизилось за период эксперимента количество детей с низким уровнем с 60% (6 человек) до 0% (0 человек) и увеличилось количество детей со средним уровнем с 0% (0 человек) до 60% (6 человек),
количество детей с уровнем ниже среднего осталось 40% (4 ребенка) (таблица 7; рисунок 5). В контрольной группе количество детей с низким уровнем снизилось с 50% (5 человек) до 30% (3 детей) и увеличилось количество детей со средним уровнем с 0% (0 человек) до 20% (2 человек), количество детей с уровнем ниже среднего осталось такое же, как и в начале эксперимента - 50% (5 человек) (таблица 7; рисунок 5).
Таблица 7 - Уровень сформированности плавательный умений детей первого года жизни контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента_
Уровень плавательных умений Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий 0% (0 человека) 0% (0 человек)
Средний 20% (2 человека) 60% (6 человек)
Ниже среднего 50% (5 человек) 40% (4 человека)
Низкий 30% (3 человека) 0% (0 человек)
70 60 50 40 30 20 10 0
КГ1 ЭГ1 КГ2 "ЭГ2 Примечание: КГ1; ЭГ1 - начало эксперимента; КГ2; ЭГ2 - конец эксперимента
Рисунок 5 - Динамика уровня сформированности плавательных умений детей первого года жизни в процессе
эксперимента (в %)
ВЫВОДЫ
Таким образом, занимаясь в группах раннего плавания совместно с родителями и тренером-инструктором по оздоровительному плаванию, дети первого года жизни экспериментальной группы более успешно освоили начальные упражнения в воде, чем дети контрольной группы. На наш взгляд, это связанно как с применением контактного метода, так как дети занимались с родителями, что способствовало снижению чувства страха перед водой и соответственно способствовало более быстрому освоению плавательных упражнений, а также тем, что педагог был хорошо подготовлен к занятиям, на протяжении всего времени эксперимента повышал свою квалификацию в рамках методической работы центра раннего плавания «Буль-Буль».
Доказано, что повышение мотивации родителей детей, путем предоставления доступной информации о пользе занятий плаванием для детей первого года жизни, проведение различных форм работы с родителями - бесед, консультаций, родительских собраний, мастер-классов, открытых занятий, развлечений, способствует эффективности обучения элементам плавания детей, позволяет создать общий эмоционально-положительный настрой родителей на оздоровление детей, сформировать интерес детей к занятиям по оздоровительному плаванию, что подтверждено полученными экспериментальными данными. Так, занимаясь в группах раннего плавания совместно с родителями и тренером-инструктором по оздоровительному плаванию, прошедшим специальную профессиональную подготовку по экспериментальной программе, дети первого года жизни экспериментальной группы более успешно освоили начальные упражнения в воде, чем дети контрольной группы. Выполненный сравнительный анализ результатов показал, что между результатами контрольной и экспериментальной групп детей произошли статистически достоверные отличия (Р <0,05). Был выявлен более высокий прирост резуль-
Средний
Ниже среднего
Низкий
татов развития плавательных умений в экспериментальной группе и составил в контрольном упражнении: «Отталкивание малыша в горизонтальном положении от жесткой поверхности» 68,8; «Плавание на спине с «чепчиком русалки» (мин.) - 68,9%; «Погружение под воду» (кол-во раз) - 46,8%; «Отталкивание малыша в вертикальном положении от жесткой поверхности (с небольшой поддержкой)» - 81,5%.
Были выявлены улучшения показателей по всем предложенным контрольным упражнениям как у детей контрольной группы, так и экспериментальной, однако более существенные изменения в уровне плавательной подготовленности произошли у детей экспериментальной группы. Так, в экспериментальной группе снизилось за период эксперимента количество детей с низким уровнем с 60% (6 человек) до 0% (0 человек) и увеличилось количество детей со средним уровнем с 0% (0 человек) до 60% (6 человек), количество детей с уровнем ниже среднего осталось 40% (4 ребенка)/ В контрольной группе количество детей с низким уровнем снизилось с 50% (5 человек) до 30% (3 детей) и увеличилось количество детей со средним уровнем с 0% (0 человек) до 20% (2 человек), количество детей с уровнем ниже среднего осталось такое же, как и в начале эксперимента - 50% (5 человек).
ЛИТЕРАТУРА
1. Апариев, Р. Д. Организационно-методические аспекты занятий оздоровительным плаванием с детьми грудного возраста / Р. Д. Апариев // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения : сб. материалов Всерос. с междун. участием науч.-практич. конф. (онлайн-формат, 21-22 октября 2020 года). Том 1 / под общей ред. В. В. Горбачевой, Е. Г. Борисенко
- Волгоград : ВГАФК, 2020 - С. 10-13.
2. Апариева, Т.Г. Особенности проведения занятий плаванием в группах «Мама и малыш» (на примере детей 3-х лет) / Т. Г. Апариева, Т. А. Крохина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 12-16.
3. Аршавский, И. А. Ваш малыш может не болеть / И. А. Аршавский. -- Москва : Советский спорт, 1990. - 30 с.
4. Гидрореабилитация детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы : учебно-методическое пособие / Е.В. Казанская, А.А. Потапчук, И.В. Юрков.
- Санкт-Петербург : Издательство СПбГМУ, 2012. - 48 с.
5. Григан, С.А. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте / С.А. Григан, Н. Н. Нещерет // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. - С. 154-158.
6. Григан, С.А. Особенности обучения плаванию детей грудного возраста / С.А. Григан, Г.Н. Белых, А. Л. Вишина // Транспорт: наука, образование, производство : труды Международной научно-практической конференции. Часть 5. Гуманитарные и юридические науки. - Ростов-на-Дону : Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2018. - С. 194-198.
7. Гутерман, В.А. Плавание грудных детей : метод. рекомендации / В.А. Гутерман. -Москва : М-во здравоохранения РСФСР, 1978. - 30 с.
8. Капотов, П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - Москва : Воениздат, 2018. - 498 с.
9. Мищенко, Н.Ю. Профессионально-важные умения и навыки тренера-инструктора по оздоровительному плаванию детей грудного возраста в структуре профессиональной компетентности / Н.Ю. Мищенко, К.А. Захаров // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : материалы VIII Всерос. науч.-практич. конф. магистрантов и молодых ученых, посвященной 50-летию УралГУФК (Челябинск, 9 апреля 2020 г.) / под ред. Н.Ю. Мищенко, Е.В. Быкова. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - С. 97-102.
10. Фирсов, З. Плавать раньше, чем ходить / З. Фирсов. - Москва : Физическая культура и спорт, 1978. - 72 с.
11. Фридман, Ф.Б. Плавание для малышей / Ф.Б. Фридман. - Москва : Этерна, 2009. - 96 с.
REFERENCES
1. Aparyev, R.D. (2020), "Organizational and methodological aspects of improving swimming with children of the breast side", Physical culture and sports in the 21st century: Actual problems and solutions: Sat. Materials are vseros. with annex participation of scientific practical. conf., Volume 1, Volgograd, pp. 10-13.
2. Aparyeva, T.G. and Krohin T.A. (2015), "Features of exercising in swimming in the groups 'Mom and Baby' (on the example of children of 3 years old)", Physical education and sports training, No.1 (11), pp. 12-16.
3. Arshavsky, I.A. (1990), Your baby may not hurt, Soviet Sport, Moscow.
4. Kazanskaya, E.V., Potapchuk, A.A. and Yurkov, I.V. (2012), Hydrorehabilitation of young children with perinatal lesions of the central nervous system: educational and methodological manual, SPBGMU, St. Petersburg.
5. Grigan, S.A. and Nescheret, N.N. (2019), "Effect of swimming for the development and health of children at an early age", Modern high-tech technologies, No. 12-1, pp. 154-158.
6. Grigan, S.A. Belykh G.N., Vishina, A.L. (2018), "Features of training for breast-age children", Transport: Science, Education, Production: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Part 5. Humanitarian and legal sciences, Rostov-on-Don, pp. 194-198.
7. Guterman, V.A. (1978), Swimming of infants: method. recommendations, Moscow.
8. Kapotov, P.P. (2018), Training Swimming, Voenizdat, Moscow.
9. Mishchenko, N.Yu. and Zakharov K.A. (2020), "Professional-important skills and skills of the trainer-instructor for health swimming breast-age in the structure of professional competence", Physical Culture and Sports: Science, Education, Technologies: Materials VIII Overlook. scientific-practical. conf. undergraduates and young scientists dedicated to the 50th anniversary of UralGUFK (Chelyabinsk, April 9, 2020), Chelyabinsk, pp. 97-102.
10. Firsov, Z. (1978), Flying before walking, Physical Culture and Sport, Moscow.
11. Friedman, F.B. (2009), Swimming for kids, Eterna, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2021
УДК 796.077.5:004
ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, Геннадий Иванович Мок-еев, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный
технический университет, Уфа
Аннотация
В статье приводится опыт применения дистанционного обучения по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья в период пандемии коронавирусной инфекции. К позитивным моментам использования элементов дистанционного обучения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (занимающихся в СМГ и группах ЛФК) относятся: возможность изменения недельной структуры учебных занятий на более полезную и эффективную: вместо 2 разовых занятий по 90 минут на 3 разовые по 60 минут или 4 разовые по 45 минут; возможность проведения учебных занятий в более удобное для организма студентов (с учетом суточных биоритмов) время суток; возможность индивидуализации занятий лечебной физической культурой исходя из имеющегося заболевания и уровня функционального состояния конкретного студента.
Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, студенты с отклонениями в состоянии здоровья.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p318-323
EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" OF STUDENTS WITH DEVIATIONS IN THE STATE OF HEALTH DURING THE PANDEMIC OF CORONAVIRUS INFECTION
Ekaterina Gennadievna Mokeeva, doctor of medical sciences, Gennady Ivanovich Mokeev,
doctor of pedagogical sciences, professor, Ufa State Aviation Technical University