УДК 796.011.1
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Алия Константиновна Соломкина, аспирант, Башкирский институт физической культуры, Уфа, инструктор по физической культуре МАДОУ «Сказка» г. Когалым; Лилия Рафкатовна Макина, доктор педагогических наук, профессор, Екатерина Станиславовна Волкова, доктор биологических наук, профессор, Башкирский институт физической культуры, Уфа
Аннотация
В статье представлена методика, направленная на предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики состояния ОДА была выявлена асимметрия мышечной структуры позвоночного столба, что является отклонением от нормы. С целью коррекции выявленных отклонений и укрепления ОДА в образовательный процесс дошкольного учреждения была внедрена оздоровительная методика, которая включает в себя занятия, направленные на развитие миофасциальных структур, оздоровительное плавание, «сухое плавание» и стретчинг. Согласно результатам установлено, что методика дала положительные результаты и может быть рекомендована инструкторам по физической культуре, инструкторам по плаванию, тренерам, воспитателям и т.д.
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, дошкольный возраст, миофасциальная структура, плавание, позвоночный столб, мышечная структура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p370-374
STUDY OF STATE OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM AMONG THE OLDER
PRESCHOOL CHILDREN
Aliya Konstantinovna Solomkina, the post-graduate student, Bashkir Institute of Physical Culture, Ufa, instructor ofphysical cultureMADOU "SKAZKA", Kogalym; Liliya Rafkatovna Makina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ekaterina Stanislavovna Volkova, the
doctor of biological sciences, professor, Bashkir Institute of Physical Culture, Ufa
Abstract
The article presents the method aimed at preventing disorders of the musculoskeletal system (DMS) in preschool children living in the Far North. During the diagnosis of the DMS condition, the asymmetry of the muscular structure of the vertebral column was revealed, which is deviation from the norm. In order to correct the identified deviations and strengthen the DMS in the educational process of preschool institutions, a health-improving method was introduced, which includes classes aimed at the development of myofascial structures, health-improving swimming, "dry swimming" and stretching. According to the results, it was found that the method gave positive results and can be recommended to physical education instructors, swimming instructors, coaches, educators, etc.
Keywords: musculoskeletal system, preschool age, myofascial structure, swimming, vertebral column, muscle structure.
ВВЕДЕНИЕ
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 сантиметров. Особое значение в этом возрасте необходимо уделить укреплению ОДА, от которого зависит состояние позвоночного столба. Старший дошкольный возраст - это период, когда дети из дошкольного учреждения переходят в основную школу, где игровая деятельность сменяется учебной. Дети больше времени начинают проводить в положении сидя за партой, что требует достаточно сильных мышц, способных удерживать позвоночный столб, в правильном вертикальном положении. Усугубляет ситуацию проживание детей в условиях Крайнего Севера, где
климатические условия не позволяют детям в полной мере вести активный образ жизни. Статистические данные указывают, что дети начальной школы, проживающие в условиях Крайнего Севера, в большей степени подвержены деформации позвоночного столба в связи с гиподинамией. В процессе образовательного процесса в школах достаточно много уделяется внимания формированию позвоночного столба (зарядки, общеразвивающие упражнения (ОРУ), физкультурные минутки), но этого бывает не достаточно. Необходимо в дошкольном возрасте создавать условия для равномерного развития мускулатуры ОДА с целью предупреждения возможных проблем в состоянии позвоночного столба. В дошкольном возрасте позвоночный столб отличается мягкостью и эластичностью, он легко поддаётся как негативным, так и положительным факторам [6]. Важно помнить о недостаточной зрелости и работоспособности мелких мышц и о влиянии мышечной активности на развитие костей. ОДА предназначен для глобального, равномерного распределения нагрузки. Слабые мышцы в процессе формирования могут привести к асимметрии тела и к деформации физиологических изгибов позвоночного столба за счет смещения сегментов тела.
Цель исследования. Исследовать эффективность методики, направленной на предупреждение нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью укрепления ОДА, нами была разработана методика, направленная на предупреждение нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» г. Когалыма с дошкольниками 6-7 лет.
Методика содержит 64 занятия по плаванию по 30-35 минут и 160 утренних зарядок по 8-12 минут, из них: 80 занятий на развитие миофасциальных структур (40 занятий направлены на укрепление миофасциальных структур и 40 на развитие эластичности миофасциальных структур), 40 занятий сухого плавания, 40 занятий стретчинга.
Первый этап методики был реализован в период с октября 2018 по январь 2019 г. Плавание является универсальным средством укрепления ОДА, развития мускулатуры, суставно-связочного аппарата позвоночного столба, его физиологических изгибов и структурной симметрии. По словам Е.К. Вороновой, оздоровительное плавание формирует двигательные способности, такие как: гибкость, координацию движений, мышечную силу и выносливость. Программа Е.К. Вороновой является одной из рекомендованных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования, которая является основой обучения плаванию детей в ДОУ. Так как средства физического развития совершенствуются и развиваются, нами была доработана программа по плаванию Е.К. Вороновой и включена в методику укрепление ОДА детей 6-7 лет. При плавании позвоночный столб выпрямляется, а мышцы принудительно напрягаются и расслабляются. Таким образом, исчезает асимметричная работа мышц [2]. В дошкольном возрасте формируется не только ОДА, но и двигательные действия, которые нуждаются в правильном формировании. Упражнения, направленные на развитие эластичности и укрепление миофасциальных структур способствуют формированию навыка выполнения основных видов движений, которые необходимы на протяжении всей жизни и позволят предупредить возможные проблемы в состоянии ОДА. Упражнения способствуют всестороннему и сбалансированному укреплению ОДА и обеспечивают устойчивость через миофасцию тела вокруг скелета. Данные воздействия способствуют не только коррекции дисбаланса ОДА и укреплению позвоночного столба, но и укреплению свода стоп, положению тазовых костей и шейного отдела позвоночного столба. Под миофасциальными меридианами мы понимаем, исходя из представлений Т.В. Майераса, что мышцы работают не сами по себе, а в составе «миофасциальных меридиан», где недостаточно сильные мышцы должны быть компенсированы «избыточным» тонусом всех других участников
меридиана [3]. Двигательные действия способствуют укреплению всей структуры ОДА и симметричной работе мышц, удерживающих позвоночный столб дошкольников. Для комплексного воздействия применяются упражнения, направленные на развитие эластичности миофасциальных структур с использованием валика РоашгоИег и мячей различной жесткости. Данные упражнения растягивают фасциальную структуру и придают им эластичность, что в свою очередь положительно воздействует на укрепление ОДА, позвоночного столба, на его физиологические изгибы и симметричную мышечную структуру [4].
Второй этап методики был реализован с февраля 2019 г. по май 2019 г. Данный этап включает в себя оздоровительное плавание, «сухое плавание» и стретчинг. Оздоровительное плавание является эффективным средством укрепления ОДА детей дошкольного возраста, но в силу возрастных особенностей детей выявлена тенденция нарушений в технике выполнения плавательных движений. Занятия на суше имитационного характера «сухое плавание» являются вспомогательным средством обучения детей плаванию и включены в утренние часы зарядок. «Сухое плавание», позволяет устранить ошибки, совершаемые дошкольниками в воде, положительно влияя на усвоение программы по плаванию. Таким образом, в воде на занятиях по плаванию появляется возможность уделить большую часть времени не разбору упражнений, а их закреплению. Техника плавательных движений зависит также от развития физических качеств: силы, выносливости, координации, скорости и гибкости. У детей дошкольного возраста, гибкость развита достаточно хорошо, но подвижность плечевого пояса и гибкость позвоночного столба развиты не достаточно, а от их развития зависит состояние ОДА. В связи с этим, на втором этапе методики укрепления ОДА, у детей дошкольного возраста нами были использованы упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов при помощи элементов стрет-чинга. Данные упражнения способствуют раскрытию грудного отдела позвоночного столба и повышают качество движений рук с большей амплитудой при выполнении плавательных движений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, методика адаптирована к условиям дошкольного учреждения с учетом возрастных особенностей детей и создаёт предпосылки к выпуску детей 6-7 с подготовленным ОДА к школьной жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью определения эффективности методики нами была проведена диагностика состояния ОДА у детей 6-7 лет. Диагностика включала в себя метод измерения ромба Машкова и визуальную диагностику с применением диагностической сетки. Проанализированы результаты 120 детей возраста 6-7 лет, из них 60 детей составили контрольную группу (КГ) и 60 детей экспериментальную группу (ЭГ), группы сформированы по принципу аналога. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты диагностики состояния опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста____
Метод Дата КГ ЭГ
Ромб Машкова (грудной отдел позвоночника) см. Сен. 2018 0,76±0,11 0,75±0,18
Янв. 2019 0,72±0,13 0,64±0,17
Визуальная диагно гностика Вид спереди, грудной отдел (линия сосков) см. Сен. 2018 0,79±0,10 0,79±0,16
Янв. 2019 0,74±0,09 0,68±0,16
Вид спереди, подвздошные гребни тазовой кости см. Сен. 2018 0,72±0,11 0,73±0,16
Янв. 2019 0,68±0,12 0,62±0,15
Вид сзади, верхние границы плечевого региона (линия, проходящая через большие бугры плечевых костей) см. Сен. 2018 0,83±0,10 0,84±0,17
Янв. 2019 0,75±0,10 0,71±0,14
Метод Машкова определяет симметрию мышечной структуры в грудном отделе позвоночного столба путем исследования расположения остистых отростков лопаток. Для дошкольников 6-7 лет смещение до 0,50 см. считается нормой.
Первичный результат выявил асимметрию мышечной структуры ОДА в грудном отделе позвоночного столба. У детей контрольной группы расположение остистых отростков лопаток относительно друг друга смещены на 0,26 см от нормы 0,76±0,11 см, у детей экспериментальной группы на 0,25 см от нормы 0,75±0,18 см. В ходе повторного измерения по методу Машкова определена положительная динамика. В контрольной группе асимметрия остистых отростков лопаток относительно друг друга уменьшилась на 0,4 см с 0,76±0,11 до 0,72±0,13. В экспериментальной группе асимметрия уменьшилась на 0,11 см с 0,75±0,18 до 0,64±0,17. Определено, что оздоровительная методика дает прирост показателей на 0,7 см.
Визуальная диагностика с применением диагностической сетки определяет симметрию мышечной структуры во фронтальной плоскости (вид сзади и спереди). Для дошкольников 6-7 лет смещение до 0,50 см. считается нормой.
Первичный результат выявил асимметрию мышечной структуры ОДА во фронтальной плоскости, вида спереди, в грудном отделе позвоночного столба. У детей контрольной группы положение груди (линия сосков) смещены относительно друг друга на 0,29 см от нормы 0,79±0,10, у детей экспериментальной группы на 0,29 см от нормы 0,79±0,16. В ходе повторного измерения мышечной структуры ОДА определена положительная динамика. В контрольной группе асимметрия груди (линия сосков) уменьшилась на 0,5 см с 0,79±0,10 до 0,74±0,09. В экспериментальной группе асимметрия груди уменьшилась на 0,11 см с 0,79±0,16 до 0,68±0,16. Определено, что оздоровительная методика дает прирост показателей на 0,6 см.
Первичный результат выявил асимметрию мышечной структуры ОДА во фронтальной плоскости, вида спереди, в поясничном отделе позвоночного столба. У детей контрольной группы положение подвздошных гребней тазовой кости смещены относительно друг друга на 0,22 см от нормы 0,72±0,11 у детей экспериментальной группы на 0,23 см от нормы 0,73±0,16. В ходе повторного измерения мышечной структуры ОДА определена положительная динамика. В контрольной группе асимметрия подвздошных гребней тазовой кости уменьшилась на 0,4 см с 0,72±0,11 до 0,68±0,12. В экспериментальной группе асимметрия подвздошных гребней тазовой кости уменьшилась на 0,11 см с 0,73±0,16 до 0,62±0,15. Определено, что оздоровительная методика дает прирост показателей на 0,7 см.
Первичный результат выявил асимметрию мышечной структуры ОДА во фронтальной плоскости, вида сзади, грудного отдела позвоночного столба. У детей контрольной группы положение верхних границ плечевого региона (линия, проходящая через большие бугры плечевых костей) смещены относительно друг друга на 0,33 см. от нормы 0,83±0,10 у детей экспериментальной группы на 0,34 см от нормы 0,84±0,17. В ходе повторного измерения определена положительная динамика мышечной структуры ОДА. В контрольной группе асимметрия верхних границ плечевого региона уменьшилась на 0,8 см с 0,83±0,10до 0,75±0,10. В экспериментальной группе асимметрия верхних границ плечевого региона уменьшилась на 0,13 см с 0,84±0,17 до 0,71±0,14. Определено, что оздоровительная методика дает прирост показателей на 0,5 см.
ВЫВОДЫ
Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности строения позвоночного столба. В ходе исследования были выявлены наиболее встречающиеся отклонения, которые нуждаются в профилактике и оздоровлении. Исходя из результатов исследования определено, что у детей 6-7 лет проживающих в условиях Крайнего Севера, в случае несвоевременных профилактических мероприятий по укреплению мышечной структуры ОДА, часто встречаются отклонения, которые приводят к кифозу грудного отдела. Данная особенность проявляется в следующем: зубчатая мышца находится в укороченном состоянии, что способствует смещению плечевой кости вперед; плечевой пояс, из-за своей не-
стабильности смещает лопатку по задней поверхности грудной клетки вверх и вперед от позвоночного столба, вызывая растяжение ромбовидных мышц. Отклонение от нормы в грудном отделе позвоночного столба негативно влияет на подвижность плечевого пояса, что в свою очередь не позволяет выполнить движения в нужной амплитуде. В ходе исследования состояния подвздошных гребней тазовой кости, были выявлены отклонения от нормы. Исходя из этого, можно предположить, что асимметрия грудного отдела позвоночного столба, влияет на состояние всей мышечной структуры ОДА.
С целью профилактики и оздоровления всей мышечной структуры ОДА детей 6-7 лет, в экспериментальной группе была применена методика, направленная на предупреждение нарушений ОДА, которая дала положительную динамику. Остистые отростки лопаток сместились ближе к норме на 0,7 см, верхние границы плечевого региона на 0,5 см, грудной отдел (линия сосков) на 0,6 см, что в свою очередь доказывает эффективность методики оздоровления мышечной структуры ОДА. Положительная динамика в регионе подвздошных гребней тазовой кости на 0,7 см доказывает, что методика направлена не только на укрепление позвоночного столба, но также положительно влияет на состояние всей мышечной структуры ОДА.
Следовательно, мы можем предположить, что методика, направленная на предупреждение нарушений ОДА старшего дошкольного возраста доказала свою эффективность. Данную методику мы можем рекомендовать инструкторам по физической культуре, инструкторам по плаванию, тренерам, воспитателям и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, Л.Ф. Прикладная кинезиология: восстановление тонуса и функций скелетных мышц. - Москва : Эксмо, 2020. - 304 с.
2. Воронова, Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е.К. Воронова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2003. - 80 с.
3. Майерс, Т. Анатомические поезда / Т. Майерс. - Москва : Эксмо, 2019. - 320 с.
4. Майерс, Т. Фасциальный релиз для структурного баланса / Томас Майерс, Джеймс Эрлз. - Москва : Эксмо, 2019. - 320 с.
5. Макина Л.Р. Злобина Д. А. Влияние плавания на осанку / Л.Р. Макина. Д. А. Злобина // Современные технологии и оборудование для медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения и спортивной медицины : материалы III международного конгресса VITA REHAB WEEK (Екатеринбург, 8-10 октября 2019 г.) - Челябинск : Уральская академия, 2019. - С. 36-37
6. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - Москва : Просвещение, 1991. - 157 с.
REFERENCES
1. Vasilyeva, L.F. (2020), Applied kinesiology, restoration of skeletal muscle tone and function, Eksmo, Moscow.
2. Voronova, E.K. (2003), Swimming trainingprogram in kindergarten, Childhood Press, St. Petersburg.
3. Myers, T. (2019), Anatomical trains, Eksmo, Moscow.
4. Myers, T. And Earls, J. (2019), Fascial Release for Structural Balance, Eksmo, Moscow.
5. Makina, L.R. and Zlobina D.A. (2019), "Influence of swimming on posture", Modern technologies and equipment for medical rehabilitation, Spa treatment and sports medicine: materials of the III international Congress VITA REHAB WEEK, Ural Academy, Chelyabinsk, pp. 36-37
6. Osokina, T.I., Timofeeva, E.A. and Bogina, T.L. (1991), Swimming Training in kindergarten, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2020