Научная статья на тему 'Влияние отношения матери на тревожность у детей дошкольного возраста'

Влияние отношения матери на тревожность у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1160
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / MOTHER'S ATTITUDE TO CHILD / UPPER PRESCHOOL AGE / ANXIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Великова Светлана Анатольевна

В статье даются результаты исследования влияния отношения матери к ребенку старшего дошкольного возраста на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Великова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of research of mother's attitude to anxiety level of child of upper preschool age are given the article.

Текст научной работы на тему «Влияние отношения матери на тревожность у детей дошкольного возраста»

УДК 373.2

Великова Светлана Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент Владимирский государственный университет

psyho-vlgu@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье даются результаты исследования влияния отношения матери к ребенку старшего дошкольного возраста на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: отношение матери к ребенку, старший дошкольный возраст, тревожность.

Под влиянием родительских отношений формируется личность ребенка дош-. кольного возраста. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения может приводить к возникновению тревожности у ребенка. Тревожные дети, даже если у них хорошо развиты игровые навыки, не пользуются всеобщим признанием в группе, поскольку такие дети крайне неуверенны в себе, замкнутые, мало общительные или же напротив, сверхобщительны, назойливы, озлоблены.

Цель нашей работы проследить влияние отношения матери к ребенку старшего дошкольного возраста на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Выборку составили: 14 мам из однодетных семей, и их дети (7 мальчиков и 7 девочек), посещающих МДОУ «Детский сад .№1» г. Гусь-Хрустальный. Всего 28 человек. Методы исследования: наблюдение; экспертная оценка (п=5 человек); тест опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, адаптированный Р. Тэмпл в г. Москве в 2000 г.; опросник Рене-Жиля, адаптированный в 1998 г. в г. Москве; опросник определения уровня тревожности Лаврентьева - Титаренко, г. Москва 2005; методы статистической обработки данных.

Результаты исследования показывают, что все компоненты уровня тревожности, полученные различными методиками, имеют тесное корреляционное взаимодействие. Результаты по методике - опроснику Лаврентьева - Титаренко тесно коррелирует с показателем «Количество выборов грустного лица» г= 0,66 при р < 0,01 (г кр. = 0,45 при р < 0,01). Корреляция наблюдается и с показателем «Процент выбора грустного лица» г = 0,87 при р < 0,01. Имеет место корреля-

ционное взаимодействие с объективными проявлениями (данными экспертной оценки) «Нарушением сна», «Раздражительность», о чем свидетельствуют коэффициенты корреляции равные г = 0,53 при р < 0,01 и г = 0,44 при р < 0,05 соответственно. Следовательно, чем больше показатель по опроснику Лаврентьева-Титаренко, тем выше процент выбора грустного лица по методике Теммл-Дорки-Амен, тем сильнее раздражителен ребенок, трудней ему уснуть. Нарушение сна связано и с личным напряжением, то есть тонус мышц вызывает проблему сна ребенка, о чем показывает коэффициент корреляции между показателями «Нарушение и сна», «Мышечное напряжение», г = 0,68 при р < 0,01. Данный аспект указывает на необходимость неврологического обследования. Показатель «Нарушение сна» полагает также беспокойство дошкольника, высокий балл и процент его выборов грустных лиц по методике Теммл-Дорки-Амен. Это подтверждают соответствующие коэффициенты корреляции г = 0,44 при р < 0,05; г= 0,58 при р < 0,01; г= 0,42 при р < 0,05. Показатель «Невозможность сконцентрироваться» обратно коррелирует с показателем «Беспокойство» г = -0,44 при р < 0,05. Это означает, что чем выше беспокойство, тем сильнее дошкольнику приходится прилагать усилий для выбора веселого лица. Данный момент, напомним, характерен для группы со средним уровнем тревожности. Этот аспект подтверждает коэффициент корреляции между показателями «Выборы веселого лица» и «Невозможность сконцентрироваться» г = 0,37 при р < 0,05.

Из всех полученных стилей отношения матери (принятие, кооперация, симбиоз, контроль, маленький неудачник) (Тест опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин) ни один не имеет значимых корреляционных взаимодействий с результатами методик Теммл-Дорки-

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Великова С.А., 2010

Амен и Лаврентьева-Титаренко. Это означает, что тревожность у старшего дошкольника данного контингента формируется вследствие иных факторов, а не материнского отношения. Однако на ряде объективных проявлений тревожности имеет место материнское отношение. «Принятие» (по методике Столина) - стиль отношения влияет на величину показателей «нарушение сна» и «беспокойство» коэффициент корреляции равны 0,36 и 0,39 при р< 0,05 (г кр. = 0,35). Возможно, страх разлуки с матерью полагает подобную симптоматику. Стиль отношения матери - «Кооперация», повышает беспокойство ребенка (г = 0,81 при р < 0,01), заставляет дошкольника быть внимательным (г = -0,60 при р < 0,01), тем самым снижая раздражительность (г = -0,42 при р < 0,05). Другими словами данный стиль отношения матери обуславливает средний уровень тревожности. Стиль отношения матери «Симбиоз» обуславливает демонстрацию сильной выраженности тревоги, по 4 признакам из 5 признаков, наблюдаемых воспитателями: беспокойством, невозможностью концентрироваться, мышечным напряжением, нарушением сна. Это подтверждается коэффициентами корреляции на уровне р < 0,01; 0,65; -0,51; 0,63; 0,74 между показателями «Симбиоз» и одноименными объективными проявлениями, соответственно. Стили отношений «Контроль»; «Маленький неудачник» опосредовано влияют на формирование компонентов уровня тревожности, о чем свидетельствует незначительность коэффициентов корреляции. Оказание помощи ДОУ родителями не способствует снижению количества выбора грустного лица, что полагает коэффициент корреляции между показателями «Количество выборов грустного лица» методики Теммл-Дорки-Амен и «Помощь ДОУ» г = 0,59 при р < 0,01. Частота забирания ребенка из ДОУ снижает уровень тревожности старшего дошкольника. Коэффициент корреляции между показателями «Количество выборов грустного лица» и «Частота забирания ребенка из ДОУ», г = -0,45 при р < 0,01. Частота забирания мамой ребенка из ДОУ повышает мышечное напряжение старшего дошкольника г = 0,39 при р < 0,05. Вероятно, мамы стимулируют процесс сбора домой. Посещение кружков ребенком снижает раздражительность, о чем свидетельствует отрицательная корреляционная связь между одноименными показателями г = -0,45 при р < 0,01. В связи с тем, что личность старшего дошкольни-

ка согласно нашей тематике формируется в диаде «мать-дитя», целесообразно рассмотреть как отношения ребенка и матери влияют на компоненты уровня тревожности.

Отношение к матери снижает как процент, так и количество выборов грустного лица, увеличивает процент и количество выборов веселого лица. Коэффициент корреляции между показателями «Отношение к матери» (методика Р. Жиля) и количеством выборов грустного лица имеет отрицательный знак, что подтверждает данную мысль, г = -0,68 при р < 0,01. Корреляционное взаимодействие между показателями «Отношение к матери» и количеством выборов веселого лица соответствует г = 0,68 при р < 0,01. Также отношение к матери снижает уровень тревожности, полученной методикой Лавренть-ева-Титаренко, о чем свидетельствует коэффициент корреляции, г = -0,47 при р < 0,01. Влияет данный критерий и на объективные проявления, отмеченные воспитателями, снимает мышечное напряжение, уменьшает беспокойство. Коэффициент корреляции между показателями «Отношение к матери» и «Беспокойство» равен - 0,41 при р< 0,05. Коэффициент корреляции между показателями «Отношение к матери» и «Мышечное напряжение» соответствует - 0,37 при р < 0,05. Отражение заботливости в материнском отношении к ребенку служит следующим фактором, снижающим уровень тревожности ребенка, что подтверждается отрицательной корреляцией. Взаимодействие «Аккуратность» -объективного показателя с рядом показателей компонентов уровня тревожности: «Количество выборов грустного лица» (Теммл-Дорки-Амен), «Количество соответствий» (Лаврентьев-Тита-ренко), «Нарушение сна», «Мышечное напряжение», «Беспокойство»: -0,40 при р < 0,05; -0,49 при р < 0,01; -0,39 при р < 0,05; -0,39 при р < 0,05; -0,48 при р < 0,01, соответственно. Отражение заботливости в материнском отношении увеличивает и количество положительных выборов веселого лица. Коэффициент корреляции равен 0,39 при р < 0,05 между показателями «аккуратность» и «количеством выборов веселого лица» (Теммл-Дорки-Амен). Удовольствие от этого критерия проявляется «внешне». Ребенок «тает», что демонстрирует положительная корреляционная связь между показателями «Аккуратность» и «Невозможность концентрироваться», равная 0,36 при р < 0,05.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

151

Рассказы о матери являются третьим по количеству корреляционного взаимодействия фактором, снижающим уровень тревожности дошкольника. Данный аспект наблюдается в снижении беспокойства. Коэффициент корреляции между показателями «Рассказы о матери» и «Беспокойство» соответствует - 0,48 при р < 0,01. Дошкольник становится более внимательным. Коэффициент корреляции между показателями «Рассказы о матери» и «Невозможность концентрироваться» равен 0,36 при р < 0,05. Снимают рассказы о матери и мышечный тонус. Коэффициент корреляции «Рассказы о матери» и «Мышечное напряжение» равны - 0,39 при р < 0,05. Отмечается нормализация сна. Коэффициент корреляции «Отзывы о матери» и «Нарушение сна» будет -0,39 при р < 0,05. Результаты уровня тревожности тестовых методик отражают данную мысль. Коэффициент корреляции взаимодействий «Отзывы о матери» и «Количество выборов грустного лица» (Теммл-Дорки-Амен) и «Количество соответствий» (Лаврентьев-Титаренко) равняются -0,40 при р < 0,05 и -0,49 при р < 0,05.

Помощь дома родителям снижает беспокойство у дошкольника, нормализует сон, повышает внимательность, о чем свидетельствуют коэффициенты корреляции -0,37 при р < 0,05; -0,39 при р < 0,05; 0,39 при р < 0,05, соответственно. Данный аспект снижает уровень тревожности. Коэффициент корреляции «Помощь родителям дома» и «Количество соответствий» (Лаврентьев-Тита-ренко) составляет -0,37 при р < 0,05.

Взаимодействие со сверстниками уменьшают беспокойство оптанта (коэффициент корреляции г = -0,40 при р < 0,05), нормализует сон (коэффициент корреляции г = -0,46 при р < 0,01). Если

дошкольник стремится к лидерству, то есть выделиться социально приемлемым способом, то коэффициент корреляции у показателей, указанных выше, увеличивается до г = 0,60 при р < 0,01. С опросником Лаврентьева-Титаренко данный критерий также взаимодействует. Коэффициент корреляции составляет -0,47 при р < 0,01.

Хотелось также отметить, что знание и употребление вежливых слов играет роль в выборе грустных лиц по методике Теммл-Дорки-Амен. Коэффициент корреляции г = -0,38 при р < 0,05 между показателями «Выбор грустных лиц» и «Вежливость детей».

Отношение к отцу, отношение к родителям, как к семейной паре, оказывают влияние на увеличение количества выборов грустного лица. Коэффициент корреляции составляет 0,57 при р < 0,01 и 0,37 при р < 0,05. Отношение к отцу вызывает беспокойство, коэффициент корреляции составляет 0,44 при р < 0,05. Данный аспект имеет отражение и на результатах методики Лаврентье-ва-Титаренко, коэффициент корреляции равен 0,55 при р < 0,01.

Таким образом, отношение к матери, отзывы о ней, демонстрация заботы матери, посильная помощь дома, знание вежливых слов, общение со сверстниками, выступают как факторы, снижающие уровень тревожности дошкольника, что подтверждают корреляционные взаимодействия с различными компонентами уровня тревожности. В тоже время отношение к другим близким взрослым, например, отцу, вызывает беспокойство, что может отражаться в конфликтах, агрессии, различных реакциях на фрустрацию, раздражительности, нарушениях сна. Другими словами, усиливают развитие тревожности у дошкольника.

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.