Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОЦЕСС ИХ КОММУНИКАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОЦЕСС ИХ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ / РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Шитикова Валерия Александровна

В данной статье рассмотрена проблема влияния темпо-ритмических особенностей заикающихся дошкольников на развитие их коммуникативных процессов. Доказывается взаимосвязь заикания как наиболее распространенного нарушения речи у детей дошкольного возраста с ограничениями их коммуникативных возможностей и усложнением социальной адаптации. На основе анализа теоретических источников по проблеме рассматривается феномен темпо-ритмических особенностей речи заикающихся детей и его влияние на их социальное развитие. Доказана общность взглядов ученых на необходимость многоаспектного исследования заикающегося ребенка и организации своевременной комплексной логопедической, психиатрической и психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Шитикова Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE FEATURES OF THE TEMPO-RHYTHMIC ORGANIZATION OF SPEECH OF STUTTERING PRESCHOOLERS ON THE PROCESS OF THEIR COMMUNICATION

This article considers the problem of the influence of tempo-rhythmic features of stuttering preschoolers on the development of their communicative processes. The interrelation of stuttering as the most common speech disorder in preschool children with the limitations of their communicative abilities and the complication of social adaptation is proved. Based on the analysis of theoretical sources on the problem, the phenomenon of tempo-rhythmic features of speech of stuttering children and its impact on their social development is considered. The commonality of scientists' views on the need for a multidimensional study of a stuttering child and the organization of timely comprehensive speech therapy, psychiatric and psychological assistance is proved.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОЦЕСС ИХ КОММУНИКАЦИИ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Шитикова Валерия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОЦЕСС ИХ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема влияния темпо-ритмических особенностей заикающихся дошкольников на развитие их коммуникативных процессов. Доказывается взаимосвязь заикания как наиболее распространенного нарушения речи у детей дошкольного возраста с ограничениями их коммуникативных возможностей и усложнением социальной адаптации. На основе анализа теоретических источников по проблеме рассматривается феномен темпо-ритмических особенностей речи заикающихся детей и его влияние на их социальное развитие. Доказана общность взглядов ученых на необходимость многоаспектного исследования заикающегося ребенка и организации своевременной комплексной логопедической, психиатрической и психологической помощи.

Ключевые слова: заикание, коммуникация, темпо-ритмические особенности речи, речь, общение.

Annotation. This article considers the problem of the influence of tempo-rhythmic features of stuttering preschoolers on the development of their communicative processes. The interrelation of stuttering as the most common speech disorder in preschool children with the limitations of their communicative abilities and the complication of social adaptation is proved. Based on the analysis of theoretical sources on the problem, the phenomenon of tempo-rhythmic features of speech of stuttering children and its impact on their social development is considered. The commonality of scientists' views on the need for a multidimensional study of a stuttering child and the organization of timely comprehensive speech therapy, psychiatric and psychological assistance is proved.

Key words: stuttering, communication, tempo-rhythmic features of speech, speech, communication.

Введение. Заикание детей дошкольного возраста является актуальным вопросом логопедии на протяжении многих десятилетий. Такие ученые, как Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Е.Ю. Рау, И.А. Сикорский, Л.А. Сыс, Ю.А. Фесенко и др. рассматривают данное нарушение многоаспектно: с клинико-физиологической, психолингвистической, неврологической, психолого-педагогической, логопедической точек зрения. Ученые единодушны в том, что заикание является мощным негативным фактором, усложняющим процесс социализации детей. Наиболее существенные последствия заикания, по мнению ученых, проявляются у детей дошкольного возраста, когда должна активно проводиться их подготовка к школьной жизни.

В данном контексте стоит отметить, что поиски решений проблемы заикания велись с древних времен: об этом свидетельствуют произведения известных философов и врачевателей (Гиппократа, Аристотеля, Галена, Цельса, Авиценны и др.). Известно, что Аристотель первым связал расстройства речи с нарушением анатомии речевых органов и заложил тем самым основы «анатомического» направления в логопедии. Такой же точки зрения придерживался и крупнейший древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален, а средневековый ученый и врач Авиценна признавал возможность речевых патологий, вызванных поражением центральной нервной системы [10, С. 93]. Естественно предположить, что сущность данного нарушения ученые трактовали по-разному, но их труды создали базу для построения стройных теорий и проведения полноценных исследований в данной области в различные исторические периоды.

Известно, что наиболее фундаментальные положения в области помощи заикающимся детям изложены в трудах И.А. Сикорского, который рассматривал заикание как внезапное нарушение непрерывности речи, вызванное судорогами в одном из отделов речевого периферического аппарата. Ученый доказывал, что локализация заикания у детей может быть различной: в дыхательном (диафрагма), голосовом (голосовые складки), артикуляционном (губы, язык, мышцы мягкого неба и нижней челюсти) отделах речевого аппарата, что приводит к нарушению темпо-ритмических характеристик и плавности речи, которое проявляется при общении [6, С. 60].

Психической особенностью заикания Сикорский считал логофобию, то есть речебоязнь, когда ребенок непроизвольно прибегает к уловкам для снижения заикания, например, замена слова той фонемой, на которой чаще всего возникает речевая запинка, на слово, в котором эта фонема отсутствует. Внешне отмечается излишняя впечатлительность, смущение и скованность.

Автор доказывает, что заикание зачастую возникает у детей в период становления полных фраз, то есть в промежутке от 2 до 6 лет. В связи с этим важно подчеркнуть, что заикание является основной проблемой конкретно дошкольного возраста детей. Представим наиболее оформленные и обоснованные теории детским заиканием.

Изложение основного материала статьи. Изучение психологических особенностей заикающихся целесообразно связать с двумя основными типами реакций: первый характеризуется стеснением, тревожностью и речебоязнью, второй, напротив, резкостью, грубостью, несобранностью. Т.А. Болдырева указывает на выраженную общую и речевую тревогу заикающихся, которая обосновывается реализацией речевого процесса [3, С. 16]. В своих исследованиях Е.Е. Шевцова, Л.А. Тарасова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова доказывают, что, часто останавливаясь на второстепенных деталях, повторяя их по нескольку раз, дети опускают главное, основной посыл высказывания. Кроме того, при заикании детям свойственны некоторые насильственные непроизвольные движения руками, всем туловищем, усиленное моргание, спазмы лицевых мышц, тремор и т.д. [11].

Э.Л. Носенко предлагает в качестве методологического ориентира диалектику взаимосвязи заикания и динамики развития личности, имеющей данный речевой дефект, доказывая, что заикание приводит к дисгармоничному развитию и деформации коммуникативной функции ребенка. Под коммуникативной функцией понимается желание разговаривать, порождать речевую продукцию. Из-за психологических особенностей ребенка процесс общения характеризуется использование невербальных средств в первую очередь, что заметно успокаивает их психологическое состояние, поскольку дети с заиканием отличаются повышенной возбудимостью, сверхчувствительностью [5, С. 46].

Группа ученых (Э.Л. Носенко, Р. Денгардт, Т. Гепфнер, Э. Фрешельс) отмечают, что сущность заикания проявляется в расстройствах мыслительно-аффективных процессов. Они считают, что заикание появляется вследствие осознания своих физиологических речевых несовершенств путем анализа и запоминания.

В данном контексте нельзя не согласиться с утверждением В.И. Селиверстова о том, что основополагающим фактором в структуре заикания является фиксированность ребенка на своем речевом дефекте, который в дальнейшем определяет характер и сложность его психологических особенностей. Недостаточно развитая речь может стать проблемой в процессе игровой деятельности, включения в детский коллектив, в результате чего это может привести к психологической травме: боязливым ощущением, фобиями, угнетающими мыслями, эмоциональным напряжением и т.п.

Часто встречающимся симптомом заикания, по мнению большинства ученых, является страх речевой деятельности. Он включает в себя навязчивые переживания и тревожные мысли, страх возникновения речевых судорог и боязнь показаться смешным. Всё это усиливается в моменте непосредственного использования речи, в результате этого у заикающегося ребенка возникают коммуникативные барьеры. Взаимосвязь заикания и личностных особенностей отражается в препятствиях для осуществления общения, из-за чего в последующем снижается потребность в нем. В итоге отмечаются проблемы в коммуникативной деятельности и характерные особенности поведения. Данные выводы подтверждает Р.Е. Левина, которая также связывает заикание с негативными изменениями в «речевом репертуаре» детей. Однако, страх речи не отражает полной картины речевого дефекта и его многообразия в том числе. Можно сказать, что заикание-это полиморфное нарушение речи, при котором основным симптомом выступает судорожное состояние речевого периферического аппарата [4, С. 122].

Нарушение сказывается на формировании личности ребенка. Исследования детей дошкольников показывают, что у них нет навыков коллективного общения и поведения в социуме. Это логически приводит к тому, что в дальнейшем такие дети не будут занимать главные роли в каких-либо мероприятиях, общественной деятельности. Дети замыкаются в себе и не желают контактировать. Они выбирают пассивную позицию в игровой и коммуникативной деятельности [3, С. 42].

Анализ литературы позволяет предположить, что в дальнейшем психологические особенности дошкольного возраста со временем будут усугубляться, что приведет уже к серьезным последствиям детей школьного возраста и взрослых. У взрослых лиц с заиканием отмечаются схожие с детскими особенности: нарушение процесса обмена информацией, взаимодействия между людьми и процесса восприятия друг друга и осуществление взаимопонимания.

Таким образом, анализ особенностей коммуникативной стороны развития личности заикающихся детей позволяет сделать выводы о том, что они:

1. осознают, что их речь отличается от речи других людей, и стесняются своего речевого дефекта;

2. стараются меньше разговаривать, а общаться невербально (исследования Л.М. Кроль);

3. внешние выразительные средства (движения лица, головы, рук, всего тела) являются отражением внутреннего состояния ребенка, который больше сосредоточен на речевых трудностях, чем на общении;

4. в разговоре заикающийся больше озабочен передачей собственных мыслей, чем реакцией на сообщение собеседника [4, С. 240].

Исследование темпо-ритмической организации речи дошкольников Е.Ю. Рау, А.А. Голубиной показывает, что отрывистый характер речи является главным из признаков заикания. Однако, Л.И. Белякова указывает, что это лишь один из этапов становления речевой деятельности [6]. Устная речь ребенка в таком случае характеризуется обилием пауз, дыхательными и физиологическими итерациями и неуместными восклицаниями внутри слова или фразы. Также отмечается, что повторы в речи, необоснованные паузы проявляются при эмоциональном напряжении и закрепляются с характеристикой психологической ситуации, когда и приобретают судорожный характер в дыхательном, голосовом и артикуляционном отделах речевого периферического аппарата.

Э.Л. Носенко доказывает прямую связь темпо-ритмического расстройства речи детей с эмоциональным характером общения. Это проявляется, как правило, в ситуациях особой сложности, при решении серьезных задач, в случаях повышенной ответственности. Данный фон общения усиливает скорость речи, изменяет характеристики голоса, увеличивает количество запинок. Например, при волнении отмечается нарушение темпа, ритма речи, ускоренный речевой выдох, в связи с чем нарушается плавность речи и выразительность. В дальнейшем дети, испытывающие такие трудности, не вступают в общение, молчат, играют сами с собой или находясь рядом со сверстниками. Поскольку во время общения происходит усиление заикания и на ребенка обращают внимание, что впоследствии приводит к скованному и стеснительному поведению в общем [5, С. 46].

В данном контексте стоит заметить, что есть явное совпадение ошибок заикающегося ребенка и взрослого в схожих ситуациях. Одни связаны с клоническим проявлением судорог и заключаются в повторах одного и того же элемента, а другие связаны с тоническим проявлением судорог это необоснованные паузы, искажение пауз, спазматические задержки и ухищрения. Но, так или иначе, все эти признаки проявляются только в момент речевой активности.

Поскольку судорожный компонент проявляется только в момент речевой активности, то можно выделить две группы факторов, в зависимости от которых она проявляется. К первой группе относятся коммуникативно-ситуационные факторы, т.к. общение и взаимодействие происходят не в изолированном пространстве, а в определенной обстановке, в конкретной социокультурной среде. Ко второй группе относятся коммуникативно-смысловые факторы, то есть речь в общении зависит от сложности её вида, что вызывает медленное исчезновение даже легких видов речи [4].

Обзор основных подходов к проблеме темпо-ритмического расстройства речи показывает, что большинство исследователей усматривают сложную взаимосвязь речевого общения детей и эмоционального напряжения, которое усугубляет трудности высказывания. В таком случае отмечается закрепление заикания из-за неустойчивости нервно-психического аппарата и вегетативной дисфункции речи по принципу условно патологического рефлекса, то есть реакция на нервный раздражитель закрепляется, которая проявляется в случае эмоционального напряжения и в последующем приводит к дезадаптации. Главную роль тут играют два фактора: внешний фактор, когда человек представил какую-то ситуацию, и появилось напряжение, и внутренний фактор, когда ситуация происходит в настоящем времени, и реакция проявляется сразу. В связи с эти и возникает неплавность речи, дизритмия, нарушение интонационной окраски, а это влечет за собой нарушение коммуникации, а значит основной функции речи в целом [1; 5; 8].

Дети с таким нарушением речи, как заикание, имеют ошибки не только речевого характера, но и неречевого. К этим ошибкам относятся раздражительность, негативизм (психологический протест), замкнутость, которые отражаются в поведении, взглядах и мимике, импульсивности или заторможенности общения. Кроме того, как показывают исследования Д.А. Ткаченко, Ю.И. Родина, заикающиеся дети имеют сложности при обучении письменной речи [9].

В данном контексте важна позиция Е.Ю. Рау, которая выделяет две группы предпосылок к возникновению заикания: генетические и социальные. К ним авторы относят слабый контроль речевой способности, импульсивность общения, острая реакция на внешние стимулы, повышенная возбудимость вследствие дезорганизации темпо-ритмической стороны,

неблагоприятные условия воспитания, что в дальнейшем вызывает и закрепляет, и доводит до автоматизации речевую тревогу и неплавность речи [6, С. 19].

Важнейшим направлением исследований развития заикающихся детей является коррекционная работа, которая ведется по трем направлениям: логопедическая, направленная на устранение речевых судорог; психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи; психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления [10].

Выводы. На основании проведенного теоретического анализа современных подходов к особенностям коммуникации заикающихся детей можно сформулировать следующие выводы:

1. заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей и имеет тесную взаимосвязь с коммуникативным процессом;

2. заикание влияет на развитие, формирование и автоматизацию темпо-ритмической стороны речи и приводит к ограниченности речевого общения детей;

3. ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, приводит к психическим наслоениям и формированию специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, обусловливает развитие нежелательных качеств характера;

4. заикание как речевое нарушение требует логопедической, психологической и психотерапевтической помощи комплексного характера;

5. своевременная системная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста является залогом их полноценного овладения речью и благополучного развития.

Литература:

1. Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - № 1. - С. 25-30.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

3. Болдырева, Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10: защищена 13.02.89: утв. 19.08.89 / Болдырева Татьяна Александровна. - М., 1989. - 16 с.

4. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей / Р.Е. Левина // Дефектология. №3. - 2009. - С. 91.

5. Носенко, Э.Л. О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам его речи / Э.Л. Носенко, П.Е. Ельчанинов, Н.В. Крылова, Е.В. Петрухин // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С. 46-56.

6. Рау Е.Ю., Голубина А.А. Влияние особенностей темпо-ритмической организации речи заикающихся дошкольников на процесс их коммуникации // Специальное образование. - 2015. - № 1. - С 59-65

7. Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский // Москва: изд-во «АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.

8. Сыс Л.А. Теоретические аспекты реализации компетентностного подхода при устранении заикания у подростков и взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 257-270.

9. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Минского университета. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 8.

10. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник СПбГУ. Сер. 11. - 2015. - Вып. 3. - С. 93-107

11. Шевцова Е.Е., Тарасова Л.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 6.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Брант Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Сергеев Юрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ

СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли образования в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи. В работе представлено авторское осмысление связи духовности с общечеловеческими ценностями и влияние ее на формирование нравственных ориентиров. Выявлены проблемы в духовно-нравственном воспитании молодежи, обусловленные влиянием внешних факторов на формирование их самосознания. Духовность связана с общечеловеческими ценностями, она привносит смысл в жизнь, в ней человек находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни. Обращение к трудам русских философов - Н.А. Бердяева и В.В. Зеньковского, позволило авторам статьи рассмотреть понятие «духовность». Н.А. Бердяев трактовал духовность, как «человеческое в человеке», подчеркивая при этом, что человеческое всегда должно господствовать над природным. В. В. Зеньковский под духовностью понимает обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия. Духовные процессы пронизывают всю область формирования нравственных ценностей обучающихся в современном образовательном пространстве вуза. Духовность становится важной составляющей жизни человека, высшим уровнем развития и саморегуляции личности. Определяя содержание духовно-нравственного воспитания личности, авторы приходят к выводу, что только в сотрудничестве обучающихся с педагогами, в оптимально благоприятных условиях образовательной среды, возможен воспитательный процесс. В этих обстоятельствах встает вопрос о создании педагогических условий в образовательной среде высшей школы. При этом в своей деятельности педагогам необходимо учитывать множество факторов, такие, как личность обучающегося, его индивидуальные особенности, умение воспитателями ставить цели и на их основании определять круг решаемых задач. Так же педагогически грамотно выбирать формы и средства воспитательного процесса, т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.