Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1545
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАИКАНИЕМ / ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Смирнова Дарья Сергеевна

В статье рассматриваются особенности просодической стороны речи у дошкольников с заиканием. Проведен анализ видов и причин появления заикания, определены просодические компоненты речи, более всего нарушенные у детей с заиканием. Выделены и дифференцированы формы заикания у детей, их природа. Рассмотрены виды нарушений просодики в зависимости от степени тяжести заикания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROSODIC SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH STUTTERING

The article discusses the features of the prosodic side of speech in preschool children with stuttering. The analysis of the types and causes of stuttering is carried out, and the prosodic components of speech that are most disturbed in children with stuttering are identified. The forms of stuttering in children and their nature are identified and differentiated. The types of prosodic disorders depending on the severity of stuttering are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ»

5. Вяземская, Л.В. Из опыта работы в дошкольной образовательной организации с детьми раннего возраста с нормативным развитием и задержкой речевого развития//Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2017. - № 4 (74). - С. 85-87.

6. Жулина, Е.В., Белов, С.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник психотерапии. - 2007. - №23(28). - С. 42-57.

7. Жулина, Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: монография. -Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 140 с. ISBN 978-5-85219-607-1

8. Жулина, Е.В., Лебедева И.В. Логопедический потенциал русского фольклора в коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 2(52). - С. 151-155.

9. Красавцева, А.И. Коррекция речи в раннем возрасте // Медработник дошкольного образовательного учреждения. - 2020. - № 1. - С. 58-61.

10. Ончурова К.В. Стимулирование речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Педагогический вестник. - 2019. - № 10. - С. 22-25.

11. Приходько О.Г. Современные аспекты ранней логопедической помощи детям первых лет жизни // В сборнике: Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. Методический сборник по материалам Международного симпозиума. Под общей редакцией А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. - 2018. - С. 252-256.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент бакалавриата Смирнова Дарья Cергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности просодической стороны речи у дошкольников с заиканием. Проведен анализ видов и причин появления заикания, определены просодические компоненты речи, более всего нарушенные у детей с заиканием. Выделены и дифференцированы формы заикания у детей, их природа. Рассмотрены виды нарушений просодики в зависимости от степени тяжести заикания.

Ключевые слова: заикание, дошкольники с заиканием, просодическая сторона речи, темпо-ритмическая сторона речи, интонация.

Annotation. The article discusses the features of the prosodie side of speech in preschool children with stuttering. The analysis of the types and causes of stuttering is carried out, and the prosodic components of speech that are most disturbed in children with stuttering are identified. The forms of stuttering in children and their nature are identified and differentiated. The types of prosodic disorders depending on the severity of stuttering are considered.

Keywords: stuttering, preschool children with stuttering, prosodic side of speech, tempo-rhythmic side of speech, intonation.

Введение. Формирование правильной, четкой и связной устной речи для дошкольников является необходимой частью речевого воспитания. По данным исследований, сейчас наблюдается негативная тенденция увеличения числа детей с таким сложным речевым расстройством, как заикание. При таком речевом нарушении страдает прежде всего просодическая сторона речи, поэтому проблема заикания ставит перед логопедами задачу поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом индивидуальных и типологических особенностей онтогенетического развития детей, страдающих данным видом речевого расстройства. Особенности просодики у детей с заиканием изучены достаточно глубоко многочисленными исследователями. Однако и в настоящее время природа заикания, механизмы его развития являются предметом серьезных научных дискуссий различных специалистов - психологов, невропатологов, педагогов, логопедов и др., что доказывает актуальность данной проблемы [1].

Доказано, что заикание в подавляющем большинстве случаев возникает в раннем возрасте и без своевременно начатой коррекционной работы может остаться у человека и во взрослой жизни. Наиболее характерные симптомы заикания проявляются в существенном нарушении темпа, ритма и плавности речи вследствие прерывания и повторения одних и тех же звуков и слогов [2].

В данном контексте ключевым термином целесообразно считать просодию (или просодику), которая понимается как разделение и соединение частей слова, изменение силы голоса, тембра, правильная расстановка ударений, замедление либо ускорение темпа речи и соблюдение ритма. Сегодня просодика изучается вместе с неречевыми видами коммуникации - поза, жесты, мимика, которые органично с ней связаны и обеспечивают выразительный фон речи, передают не только непосредственно содержание сообщения, но и его интонационную составляющую, эмоциональный подтекст. Все это в совокупности определяет основную суть высказывания. Если речь ребенка развивается в соответствии с его возрастной нормой, то все перечисленные элементы органично дополняют друг друга и задействованы в речевой деятельности. При заикании такое взаимодействие нарушено, процесс общения оказывается существенно затрудненным вследствие рассогласования большинства функциональных компонентов речевой

деятельности. В данной связи исследование заикания с просодическими компонентами речевой деятельности у детей дошкольного возраста является одним из основных вопросов теории и практики логопедии, психологии и педагогики.

Изложение основного материала статьи. Ученые единодушны в том, что, заикание необходимо исследовать с точки зрения существенного нарушения плавности речи, ее темпо-ритмических характеристик, причиной которых являются судороги и спазмы речевых мышц [2; 4; 61. Заикание включает в себя специфический симптомокомплекс серьезных речевых нарушений, различных по своему характеру и отличающихся низкой эффективностью коррекции. Исследования показывают, что заикание в основном появляется у детей примерно от трех до шести-семи лет. В силу того, что данный возрастной период отличается наибольшей сензитивностью, заикание осложняет социальную адаптацию ребенка, зачастую создает непреодолимые препятствия для эффективной коммуникации, что сказывается на развитии личности ребенка, его характере и внутреннем состоянии.

Так, В.К. Ковшиков и В.П. Глухов в ходе изучения природы и механизмов возникновения заикания на ранних этапах развития ребенка отмечают характерный патологический сочетательный рефлекс, обусловленный внешними факторами в совокупности с ранними речевыми автоматизмами. Ученые относят к ранним речевым автоматизмам лепет и гуление, которые появляются в самые первые месяцы жизни ребенка, а так же механическое повторение звукокомплексов и отдельных слогов [5].

Н.А. Чевелева определяет заикание как заболевание, основой которого являются нарушения в сфере оформления связных развернутых высказываний, где необходимы сложные фразы и предложения. При этом нарушения речевой деятельности могут быть обусловлены задержками развития речи (это и многочисленные аграмматизмы, косноязычие, неразвитый словарь, патологии звукопроизношения - ринолалия, межзубный сигматизм), а также сменой языка, билингвизм в семье, патологии внутриутробного развития с последующим включением в патологический процесс эмоционально-личностной сферы и др. [10].

И.А. Сикорский в числе первых определил заикание как детскую болезнь, объясняя это тем, что начало его возникновения в дальнейшем само собой не проходит. Часто первые симптомы развития заикания сопровождают изменения в поведении ребенка - повышается уровень тревожности, появляются немотивированные страхи, заметны резкие перепады настроения, ребенок становится плаксивым, впечатлительным, нетерпимым к замечаниям [9].

Существуют клинические формы заикания и их классификация в соответствии с имеющимися результатами практических исследований и клинических наблюдений. Естественно предположить, что каждая форма имеет особенный патогенетический механизмам развития. На их основе М.И. Буянов с группой исследователей выделили две основных формы - это невротическая и неврозоподобная формы заикания [7].

Невротическая форма заикания часто возникает резко, как реакция на внешний травмирующий фактор, испуг и др. в возрасте ребенка от трех до пяти лет. Тщательное исследование анамнеза таких детей может показать отсутствие патологии внутриутробного развития и нормальное течение родов. Психическое и физическое развитие таких детей также находится в пределах нормы, моторные навыки сформированы в соответствии с возрастными критериями. Однако исследование речевой деятельности показывает, что первые слова у детей с невротической формой появляются уже к 10 месяцам, а простейшая фразовая речь формируется к 16-17 месяцам жизни. Звукопроизношение развивается при этом в пределах возрастной нормы, но сама речь очень быстрая, как бы захлебывающаяся, дети обрывают, недоговаривают слова, пропускают местоимения, предлоги, допускают аграмматизмы. Отмечается смазанность, неясность произношения определенных звуков на фоне речевого потока [12].

Неврозоподобная форма заикания, напротив, развивается постепенно примерно после трехлетнего возраста ребенка без каких-либо провоцирующих факторов. Исследование анамнеза показывает ранее имевшие место патологии течения беременности и родов, в некоторых случаях состояние угрожающего выкидыша и асфиксии у новорожденных. В раннем возрасте такие дети очень беспокойны, плаксивы, плохо спят. Моторные навыки существенно отстают от нормативных показателей, это же касается и психофизиологии. Нарушения моторики выражаются в дискоординированности движений, общей расторможенностью и легко возбудимостью. Речь появляется поздно и сильно отстает от нормы. Примерно к полутора годам появляются первые слова, развернутая фразовая речь формируется значительно позже трех лет. В речи таких детей много аграмматизмов, искажений звукопроизношения, словарный запас очень узок, страдает грамматическая сторона речи [6].

У детей с заиканием обеих форм просодическая сторона речи сильно отличается от нормы: темп речи неравномерен (замедлен или ускорен), голос не модулируется, речевое дыхание нарушено. Так, Е.Ю. Рау отмечает, что у детей преобладает верхнеключичный тип дыхания, когда слова произносятся на вдохе либо во время полного выдоха [8]. Л.З. Арутюнян рассматривает заикание как дефект просодики, который проявляется в неравномерных нарушениях ударений [1]. И.А. Поварова также обозначает заикание как нарушение просодических компонентов. По данным автора, моменты заикания попадают в основном на ударные слоги, интервалы между ними у заикающихся сильно варьируются даже при отсутствии спазм и судорог речевых мышц, а постановка ударения часто неправильная. Кроме того, И.А. Поварова отмечает монотонность речи, невозможность модуляции голоса [7].

Н.А. Власова доказывает, что при заикании страдает в первую очередь темпо-ритмический рисунок речи, т.е. речь часто ускорена, т.к. ребенок хочет высказаться как можно быстрее в перерыве между судорог. При этом его подгоняет сильное волнение, которое только усугубляет заикание. Кроме того темп речи может в одной фразе изменяться несколько раз. Отмечено, что речевые судороги негативно влияют и на ритмическую окраску речи. Паузы могут возникнуть неожиданно и прервать речевой поток, что ведет к нарушению синтагматического паузирования. Как итог: нарушается стройность и плавность речи, упорядоченность высказывания, интонирование. Желание скрыть от окружающих дефект речи или смягчить его приводит к смазанной артикуляции, когда согласные звуки акцентируются, а гласные наоборот произносятся «сквозь зубы» [4].

Смазанная и монотонная речь, с одной стороны, и присущий заикающимся высокий уровень тревожности, с другой, обуславливают возникновение голосовых зажимов. Из-за этого изменяется тон голоса, который переходит в верхний регистр. Л.И. Беляковв и Е.А. Дьякова отмечают недостаточность нижних регистров голоса у заикающихся, а также средних тонов с развитым грудным звучанием.

Диафрагмальная опора почти не участвует в речи, что только усугубляет нагрузку на голосовые связки. Речь тихая, напоминает воздушную струю, слабая и расходуется очень неэкономно. Дети с заиканием во время разговора часто испытывают недостаток воздуха вследствие его неэкономного использования и прерывистого, толчкообразного выдоха [3].

Речевой дефект усугубляется «застреванием» заикающихся на отдельных звуках и слогах. Так формируется звукофобия, которая приводит к форсированию звуков, т.е. речь теряет мелодику, звучность, перестает быть «концентрированным пением», как у нормально говорящих людей.

Р.Е. Левина считает существенной стороной данного дефекта деформацию темпа и ритма речи, отсутствие речевой плавности и мелодики, что в совокупности с высоким уровнем тревоги и эмоционального напряжения становится причиной нарушения интонационных характеристик и паузирования, ударения, динамической гармонии и др. По этим причинам дети не могут полноценно общаться со сверстниками. Как правило, лицо их анимично, жестикуляция интенсивна, дети стараются не смотреть в глаза собеседнику [6].

Наиболее серьезные дефекты просодики наблюдаются при тяжелых формах заикания, протекающем на резидуально-органическом фоне. Особенно ярко это проявляется при отставании ребенка в речевом развитии. Узость и неразвитость активного словаря часто сопутствует его интонационной бедности. Особенно это заметно у детей с общим недоразвитием речи, отягощенного заиканием.

H.А. Власова указывает, что просодическая сторона речи наиболее страдает у детей, воспитывающихся в неблагоприятной микросоциальной среде. Однако если ребенок развивался на правильных речевых образцах, он впитывал интонацию и мелодику окружающей речи, поэтому в итоге его интонационные возможности и способность интонировать оказываются более сохранными, даже не смотря на заикание [4].

Использование богатых интонационных возможностей родного языка помогает ребенку точно передать смысл сказанного, но если интонация нарушена, то речь оказывается неполноценной и до конца не сформированной. У детей с заиканием просодические компоненты нарушены не только на уровне синтагмы -единицы текста, но и на уровне слога и слова. Поэтому, коррекционная работа с такими детьми должна проводиться с акцентом именно на просодическую сторону речи.

Практика показывает, что монотонность речи заикающихся детей становится особенно заметной при замедлении темпа речи. Известно, что человеческий слух устроен таким образом, что он улавливает малейшие изменения интонации. Ухо же заикающихся детей (их собственный аудитор) часто не воспринимает привычную для него нарушенную речь, не замечает легких судорожных задержек высказывания, но сразу отмечает монотонность речи.

Е.В. Шереметьева отмечает, что к старшему дошкольному возрасту, имея достаточно развитый словарь, дети с заиканием включают в речь много лишних слови междометий (типа «значит», «тоже», «как там», «э» и др.). В развернутой фразовой речи слова могут резко обрываться, смысл их неточен, на четкие вопросы дети не могут дать такой же ответ, в самой речи отсутствует логическая взаимосвязь и последовательность. Часто останавливаясь на второстепенных деталях, повторяя их по нескольку раз, дети опускают главное, основной посыл высказывания. Кроме того, при заикании детям свойственны некоторые насильственные непроизвольные движения руками, всем туловищем, усиленное моргание, спазмы лицевых мышц, тремор и т.д. [11]

У детей с заиканием выявляются и другие, общие для них особенности речи и поведения в целом: резкость и импульсивность высказывания, неадекватное восприятие собеседника, общая волевая слабость, замедленность реакций, неумение сразу переключиться на другую тему разговора, либо на другое событие.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что заикание - это тяжелое и длительно протекающее нарушение речи. При заикании у детей страдает в первую очередь просодическая сторона речи, сильнее всего подвержены изменениям и искажениям темп и ритм речи заикающегося ребёнка. В современной логопедии заикание рассматривается как серьезное нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание является одним из распространенных речевых нарушений и состоит из целого комплекса различных системных дефектов и потому характеризуется низкой эффективностью лечения. Ранний возрастной период появления признаков заикания у ребенка может задержать или усложнить социализацию ребенка, создать непреодолимые препятствия для эффективной коммуникации, что сказывается на позитивном формировании личности ребенка, акцентуациях его характера, интеллектуальной и мотивационной сферы.

В данном контексте необходимо отметить педагогические сложности, связанные с воспитанием и обучением заикающихся детей. В силу того, что внешне заикание проявляется в вынужденных речевых запинках, речь часто прерывается остановками, повторениями одних и тех же звуков, слогов и реже - целых слов. Это происходит из-за парезов, возникающих в мышцах речевого аппарата, которые в большинстве случаев распространяются и на мышцы шеи, лица. На сегодняшний день точных выводов о какой-либо определенной закономерности в возникновении запинок в речи не существует, они могут появиться в любом месте предложения, на согласных или на гласных звуках. В силу этих признаков сформировать правильный ответ на занятии, осуществить устное задание ребенку затруднительно или порой невозможно. В силу того, что при заикании оказываются нарушенными голос и дыхание, дети пытаются говорить на вдохе и во время полного выдоха, из-за чего голос становится как бы сдавленным, тихим, монотонным. Такая речь часто не воспринимается эмоционально слушателями (другими детьми), вызывает насмешки и приводит к нравственным страданиям заикающегося ребенка. Вышесказанное убеждает в том, что работа по устранению комплексных нарушений дефектов речи у заикающихся детей требует интегрированной коррекционной работы разных специалистов, ответственных за формирование личности ребенка.

Литература:

I. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993. - 160 с.

2. Асатиани Н.М., Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Белякова, Л.И., Калачева, И.О. и др. // Дефектология. - 2011. - №1. - С. 25-30.

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

4. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 2014. - №7. - С. 82-85.

5. Ковшиков В.К., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.П. Глухов. - М.: Изд-во АСТ, М., 2009. - 346 с.

6. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей. / Р.Е. Левина // Дефектология. №3. - 2009. - С. 91.

7. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. - 2006. - №1. - С. 12-31.

8. Pay Е.Ю. Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания / Е.Ю. Pay, Е.С. Казбанова // Логопед. - 2004. - № 6.

9. Сикорский И.А. Заикание. / И.А. Сикорский // Москва: изд-во «АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.

10. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. / Н.А.Чевелева // Москва: ГНОМ и Д, 2001. - 167 с.

11. Шевцова Е.Е., Тарасова Л.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов // Vestnik of Minin University. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 6.

12. Шереметьева Е.В. Исследование основного тона голоса как компонента просодики при нормальном и отклоняющемся речевом развитии в раннем возрасте / Е.В. Шереметьева // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: теория и практика: сб. трудов научно-практ. конф. / ред. А.И. Ахметзянова. - М., 2009. - С. 5-9.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Задворная Марина Станиславовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого» (г. Великий Новгород)

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуальной проблемой ранней профориентации дошкольников, авторы статьи представляют анализ теоретических взглядов к раскрытию содержания ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте, определены сущностные характеристики, обуславливающие специфику профориентационной работы в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, мегаполис, трудовое воспитание.

Annotation. The article deals with the issues related to the actual problem of early career guidance of preschoolers, the authors of the article present an analysis of theoretical views on the disclosure of the content of early professional orientation in preschool age, the essential characteristics that determine the specifics of career guidance work in the preschool education system are determined.

Keywords: professional orientation, megapolis, labor education.

Введение. В современном мире проблема социального развития ребенка стала одной из самых актуальных. На первый план выходит актуальная задача современной системы образования: целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Нельзя не отметить, что на каждом этапе филогенеза складывались свои отношения между миром взрослых и миром детей. XXI век характеризуется как век информатизации, глобализации и непредсказуемости. Иными стали условия и темп жизни, особенно в мегаполисах. Поколение дошкольников «почемучек» сменило поколение «цифровых аборигенов», поэтому для современной теории и практики дошкольного образования (далее - ДО) особо актуальны вопросы о том, как в этом контексте должны меняться содержание и технологии ДО; насколько продуктивна идея ранней профориентации в период дошкольного детства.

Цель статьи проанализировать актуальную проблему ранней профессиональной ориентации на этапе ДО в условиях мегаполиса.

Изложение основного материала статьи. В теории педагогики профессиональная ориентация рассматривается как «информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда» [8, с. 222].

Историко-педагогический анализ свидетельствует, что проблема профессиональной ориентации в нашей стране была поставлена в 20-е годы прошлого века, когда в Москве был создан Центральный институт труда. Было принято решение «строить работу детских учреждений, исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, и из учения о ребенке как продукте социальной среды» [7, с. 166], что привело к введению в детские сады труда приближенного к производственному.

Во второй половине 30-х до конца 50-х годов прошлого века профориентационная деятельность была фактически приостановлена, что отразилось на характере исследований в дошкольной педагогике. Исследования 50-60-х годов XX века по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Г.П. Лескова, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.), трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева и др.) выстраивались в русле идей всестороннего гармонического развития личности.

Следует заметить, что с момента разработки образовательных программ для отечественного ДО (30-е годы XX века) ознакомление детей с трудом взрослых традиционно входило в их содержание. Советский этап развития отечественной педагогики был связан с попыткой «показать особый характер труда советских людей, иное отношение к труду при социализме» [10, с. 82].

В «Руководстве для воспитателя детского сада» подчеркивалось, что «надо дать детям представление о благоустройстве родного города, обращая внимание на машины, облегчающие труд людей. Дети должны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.