Научная статья на тему 'ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ'

ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1073
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОРИТМИКА / СИНТАГМА / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ / ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / ИНТОНАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PANORAMICA / SYNTAGMA / TEMPO-RHYTHMIC ORGANIZATION OF SPEECH / PROSODIC COMPONENTS OF INTONATION CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поливара Зинаида Васильевна

Анализируются темпо-ритмические характеристики речи заикающихся. На современном этапе развития логопедии нет единства понимании этиопатогенеза заикания. Ожидается, что использование анализа фоноритмических и темпо-ритмических характеристик речи заикающихся позволит нормализовать темпо-ритмическую организацию и реализацию речевого акта, объединит и скоординирует все составляющие устной речи заикающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPO-RHYTHMICAL CHARACTERISTICS OF SPEECH STUTTERING

Analyzes the tempo-rhythmical characteristics of speech in stutterers. At the present stage of development of correction there is no unity of understanding the etiopathogenesis of stuttering. Woefully inadequate manuals on the use of panoramically techniques in working with children who stutter. It is expected that the use of analysis panoramically and tempo-rhythmical characteristics of speech stuttering will help to normalize the tempo-rhythmic organization and realization of the speech act will bring together and coordinate all components of oral speech of stutterers.

Текст научной работы на тему «ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ»

бенности написания научных материалов на изучаемом иностранном языке. Как показывает практика - это одно из самых слабых звеньев подготовки аспирантов. Малое количество часов обучения сказывается на развитии навыков письменной коммуникации. Большинство ошибок, допускаемых аспирантами при написании тезисов, статей или при устной коммуникации, связано именно с низким уровнем развития письменной коммуникации: не соблюдается стиль научного изложения, нет достаточных навыков использо-вания соответствующих лексических средств научного общения, построения предложений, наблюдается сильное влияние родного языка при написании материалов на изучаемом языке [4].

Большое значение при обучении аспирантов иностранным языкам имеет переводческая компетенция, которая реализуется при переводе научных текстов, относящихся к сфере основной профессиональной деятельности аспирантов. Данная компетенция подразумевает умение использовать основные способы и приемы достижения смысловой, стилистической, прагматической адекватности перевода, а также умение профессионально пользоваться словарями, справочниками, базами данных, Интернетом и другими источниками дополнительной информации.

В связи с процессами интернационализации и расширения поликультурного образовательного пространства изменилась не только позиция преподавания иностранно-

го языка в высшем учебном заведении в сторону компе-тентностного подхода, но и акцент, который направлен на развитие ценностных ориентаций аспиранта. Публикации в международных в журналах, выступление с презентациями на иностранных языках на конференциях и симпозиумах и т. д. - все это, несомненно, требует высокого уровня владения иностранным языком как средством профессионального, делового и научного общения, что является одной из важнейших компетенций аспиранта.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт высшего образования. - Москва, 1916. - 21 с.

2. Колкова М.К., Колядко С.В. Модернизация содержания обучения иноязычному деловому общению на продвинутом этапе обучения иностранному языку / М.К. Колкова, С.В. Колядко // Языковое образование в вузе. - СПб.: КАРО, 2005. - С. 37 - 45.

3. Жарникова И.П. Контекстное обучение иностранным языкам как основа формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т.9. - № 10. - С. 217-222.

4. Никульшина Н.Л., Мордовина Т.В. Аспекты обучения иноязычной научной письменной речи в высшей школе // Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 160 с.

ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ

Поливара Зинаида Васильевна,

Тюменский государственный университет, доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дефектологии и возрастной физиологии.

TEMPO-RHYTHMICAL CHARACTERISTICS OF SPEECH STUTTERING

Polivara Zinaida Vasilievna, Tyumen state University, Doctor of philological Sciences, candidate of pedagogical Sciences, Professor of the Department of defectology, and age physiology,

АННОТАЦИЯ

Анализируются темпо-ритмические характеристики речи заикающихся. На современном этапе развития логопедии нет единства понимании этиопатогенеза заикания. Ожидается, что использование анализа фоноритмических и темпо-ритмических характеристик речи заикающихся позволит нормализовать темпо-ритмическую организацию и реализацию речевого акта, объединит и скоординирует все составляющие устной речи заикающихся.

ABSTRACT

Analyzes the tempo-rhythmical characteristics of speech in stutterers. At the present stage of development of correction there is no unity of understanding the etiopathogenesis of stuttering. Woefully inadequate manuals on the use of panoramically techniques in working with children who stutter.

It is expected that the use of analysis panoramically and tempo-rhythmical characteristics of speech stuttering will help to normalize the tempo-rhythmic organization and realization of the speech act will bring together and coordinate all components of oral speech of stutterers.

Ключевые слова: Фоноритмика, синтагма, темпо-ритмическая организация речи, просодические компоненты, интонационные характеристики.

Keywords: Panoramica, Syntagma, tempo-rhythmic organization of speech, prosodic components of intonation characteristics.

Введение. По современным данным частота заикания у детей в популяции составляет 1-2%. В последние годы отмечается тенденция к увеличению, что связывают с возрастанием информационного потока со стороны аудиовизуальных средств массовой информации и общим ростом частоты психоэмоциональных нарушений у детей [3].

На сегодня нет единого мнения о патогенезе заикания [3,10]. Многочисленные отечественные ( И.А. Сикорский, М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина, Т.А. Власова, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, И.Ю Абелева, Л.И. Белякова Е.А. Дьякова, Е.Ф.Повалаки, А.В.. Ястребова, И.Ю Абелева и др),а также зарубежные исследования (Беккер, Совак, В.

Олтушевски, А.Митринович-Моджеевска [5] и др.)указы-вают на явную неоднородность причин и клинического протекания заикания.

Заикание возникает у детей в период наиболее активного формирования их речи и личности. Прерывистость речи, нарушение темпа и ритма, запинки, паузы, повторения отдельных звуков, слогов, слов, а в тяжелых случаях судорожных движений и сопутствующих действий характеризуют специфику речи заикающихся. Заикание

- сложное расстройство, требующее углублённого изучения. Механизмы этого речевого нарушения до конца не раскрыты, не объяснены в полной мере [9]. У заикающихся страдают различные интонационные характеристики: недостаточна сила голоса, что ведет к слабому, тихому, невнятному высказыванию, бедным тембральным характеристикам [4].

В настоящее время методы и приёмы, направленные на преодоления заикания, разрабатываются на основе новых сведений о механизмах речи [7,9].

Материалы собственных исследований. Исследование темпо-ритмической организации речи у заикающихся младших школьников проводились на базе Тюменского центра логопедии и развития речи. Нами было обследовано 80 детей 8 лет. Для диагностики использовались методики В.М. Акименко и И.Ф. Павалаки[2, 6].

Анализ клинических симптомов обследуемой группы детей показал, что 66% испытуемых имеют смешанные формы судорог, 34% тонические. Судороги артикулятор-ного аппарата составляют 33,3%, дыхательно-артикуляционные - 33,3%, смешанные - 33,3% детей. Степень заикания выражена в лёгкой степени у 33,3%, средней степени

- у 33,%, тяжёлой степени - у 33,3%. Темп речи у 50% детей быстрый, у 16,6% - разный, у 34,4% - медленный. 50% обследованных детей не имеют сопутствующих речевых нарушений, у 33,3% детей отмечается лёгкая степень псев-добульбарной дизартрии, у 16,6% - дислалия. Пароксизмами заикания на эмоционально-значимую ситуацию реагируют все 100% обследованных детей. У 16,6% - психические симптомы заикания выражаются в эмболофра-зии, у 50% детей - логофобия. Полученные данные наиболее характерны для клинической картины невротической формы заикания.

Обследование состояния развития моторных, дыхательных, голосовых функций и темпо-ритмической организации речи у детей показало, что средний уровень развития голосовой и дыхательной функций имеют 66,5 % испытуемых, 33,5% имеют уровень выше среднего. 83,4% детей имеют средний уровень темпо-ритмической организации речи, 16,% детей показали высокий уровень развития темпо-ритмической организации речи. Обобщая результаты исследований детей обследованной группы детей можно отметить, что у них выявился достаточный уровень развития динамической координации движений, вместе с тем уровень статистической выносливости был недостаточный; одновременные движения рук и ног были согласованы по темпу и ритму у большинства детей; обследование тонкой моторики, произвольных мимических и артикуляционных движений не выявило грубых отклонений в развитии, однако имелись нарушения точности,

скорости переключаемых движений.

Двигаясь в заданных темпо-ритмах под удары метронома дети лучше выполняли задания в ускоренных и умеренных темпах 2, 7 уд./сек; 2 уд./сек; 1,З уд./сек, переключение движений в заданном диапазоне не вызывало затруднений, при переходе же на медленный темпо-ритм движений

0,6 уд./сек, они недолго удерживали его и переходили на более быстрый.

Темп речи зависел от того какую речевую задачу выполнял ребенок: хорошо знакомую фразу они произносили быстрее фразы более сложной в артикуляторном плане; стихотворение, выбранное самим ребёнком, читали быстрее, чем заданное; темп пересказа был медленнее темпа чтения стихотворных текстов. Общий средний темп речи детей с невротической формой заикания составил 3,04 сл/ сек и был быстрее общего среднего темпа движений.

Чтение стихотворений в заданном темпо-ритме под удары метронома удавалось большинству детей: они свободно читали стихотворение в быстрых и умеренных темпо-ритмах, при переходе на медленные темпы, они недолго удерживали их и через некоторое время начинали ускорять темп чтения стихотворения. Однако у 22 детей из 80 был отмечен замедленный темпо-ритм речи и движений.

Одновременная реализация движений и речи в основном была сохранна, хотя в некоторых случаях синхронизация движений и речи происходила в более быстрых темпо-ритмах. Большинство детей правильно воспроизводили ритмический рисунок стихотворной фразы в размере хорея, некоторые затруднения вызывало воспроизведение ритмического рисунка стихотворной фразы в размере дактиля: не выделяли ударные акценты, отхлопывали меньшее количество ударов, то есть ритм повторно-сти был более легким по сравнению с ритмом чередования.

Дети правильно оценивали темпо-ритм музыкальных произведений; движения в заданном музыкальном тем-по-ритме более ритмично выполнялись в быстром тем-по-ритме и темпо-ритме марша, удержание более медленного темпо-ритма вызывало затруднения.

Оценка собственного темпа речи в стихотворных текстах вызывала меньше затруднений, чем оценка собственного темпа в прозаических текстах. Дети лучше воспринимали и оценивали быстрые темпы, меньше чувствовали разницу при оценке нормальных и медленных темпов, более легко оценивали темп речи других людей, чем собственный. Речь взрослого, не записанная на магнитофон, детьми воспринималась лучше.

Диагностические методики [2,6] позволили определить уровни развития дыхательной, голосовой функций и тем-по-ритмической организации речи у группы испытуемых.

Таким образом, проанализировав клинические симптомы испытуемых детей, мы отмечаем, что 66% обследованных имеют смешанные формы судорог, 34% - тонические. Судороги артикуляторного аппарата составляют 33,3%, дыхательно-артикуляционные - 33,3%, смешанные

- 33,3% детей. Степень заикания выражена в лёгкой степени у 33,3%, средней степени - у 33,%, тяжёлой степени

- у 33,3%. Темп речи у 50% детей быстрый, у 16,6% -раз-

ный, у 34,4% - медленный. 50% обследованных детей не имеют сопутствующих речевых нарушений, у 33,3% детей отмечается лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии, у 16,6% - дислалия. Пароксизмами заикания на эмоционально - значимую ситуацию реагируют все 100% обследованных детей. У 16,6% детей психические симптомы заикания выражаются в эмболофразии, у 50% детей наблюдалась логофобия. Полученные данные наиболее характерны для клинической картины заикания.

Обследование состояния развития моторных, дыхательных, голосовых функций и темпо-ритмической организации речи у детей отмечаем, что средний уровень развития голосовой и дыхательной функций имеют 66,5 % испытуемых, 33,5% имеют уровень выше среднего. 83,4% детей имеют средний уровень темпо-ритмической организации речи, 16,% детей показали высокий уровень развития темпо-ритмической организации речи.

Таким образом, наше исследование наглядно показывают несформированность базовых механизмов реализации речи. У заикающихся страдают различные интонационные характеристики: недостаточна сила голоса, что ведет к слабому, тихому, невнятному высказыванию, бедным тембральным характеристикам. Голос глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, форсированный, напряженный, прерывистый. Голосовые модуляции заикающихся слабые либо отсутствуют. Дети не могут произвольно менять высоту тона, нарушается темпо-ритм высказывания. Речь либо замедленная, либо ускоренная, с неравномерными перепадами темпа. Отмечается: употребление неверного логического ударения, нарушение дыхания, которое характеризуется как неравномерное, поверхностное, с укороченным фонационным выдохом. Выявленные характеристики говорят о необходимости целенаправленной коррекционной работы со всеми отде-

лами периферического речевого аппарата - дыхательным, голосовым, артикуляционным.

Литература:

1. Абелева И.Ю. Если ребенок заикается./ И.Ю. Абе-лева, Синицина И.Ф. - СПб., 1993.

2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.Заикание.Л.И. Белякова, Е.А Дьякова. - М.: В.Секачёв. 1998.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. / И.Н. Жинкин. -М., 2008.

5. Mitrinowich- Modrzejewsk. Fiziologia i patología glosu,sluhu i mow y.Warszawa. 1965.

6. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. - М.: 2006.

7. Поливара З.В.Психолингвистические аспекты влияния билингвизма на усвоение темпо-ритмической организации речи дошкольниками- билингвами татарской национальности.// Европейский журнал социальных наук. Международный научный журнал European Social Science Journal. Рига-Москва, 2014, 11(27) том 1.

8. Polivara Z. Neurolinguistic Aspects of Verbal Activity Research of Bilingual Children with Speech Dysfunctions.// Mediterranean Journal of Social Sciences, Rime, Italy. Vol. 6, No. 3, Supplement 2, June 2015, Pages: 131-136.

9. Поливара З.В. Нейролингвистика нарушений речи (учебное пособие) 2е стереотипное издание. З.В.По-ливара.- М.: Флинта, 2015.

10. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. -М.: Владос, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.