Научная статья на тему 'Влияние особенностей социальной ситуации развития старшеклассников на формирование предпринимательских замыслов'

Влияние особенностей социальной ситуации развития старшеклассников на формирование предпринимательских замыслов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ЗАМЫСЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / MORAL AND ECONOMIC SELF-DETERMINATION / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / LIFE PLANS OF ENTREPRENEURSHIP / GENETIC MODELING EXPERIMENT / MENTAL NEOPLASM / PROBLEM-CONFLICT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солодовникова Ольга Петровна

Проблема исследования состояла в изучении перехода старшеклассников от мало осознанных замыслов предпринимательства как престижной деятельности, обеспечивающей финансовое благополучие, к реалистичному нравственно-экономическому самоопределению как психологическому основанию проектно-личностных задач самореализации в будущем. Цель исследования выявить и охарактеризовать компоненты социальной ситуации развития, влияющие на динамику перехода старшеклассников, воспитывающихся в разных социальных ситуациях развития; охарактеризовать тенденции такого перехода в юношеских группах из городских и поселковых семей и детского дома. Методологическим основанием работы выступили: положения Л.С. Выготского; о влиянии «социальной ситуации развития» на то как человек в определенном возрасте оценивает и переживает одни и те же факты и события, положения об интерактивной природе такого психического новообразования как жизненное самоопределение юношества, формирующееся в условиях интимно-личностного общения; положения и принципы организации генетикомоделирующего исследования психологических условий, необходимых для обеспечения динамики психических новообразований в направлении более высокого уровня развития. В результате в исследования отлеживалась динамика в направлении от исходных уровней ориентировки старшеклассников на деятельность предпринимательства. Выявлены и проинтерпретированы эмпирические проявления динамики участников трех выборок. Показателями динамики выступили качественные и количественные изменения в смысловых позициях участников полилогов, которые осуществлялись на основе метода экспертной оценки смысловых позиций участников полилога и соотнесения их со шкалой градаций. Сопоставлены компоненты, необходимые акценты в программе развивающего курса. Обоснованы дифференцированные направления, необходимые при планировании психологических условий, призванных дополнять особенности социальной среды развития в специализированном курсе развивающих занятий для сопровождения разных групп старшеклассников в направлении более высоких уровней формирования замыслов предпринимательской деятельности. Исследование позволило выявить высокие уровни нравственно-экономического самоопределения, эмпирические проявления взаимной опосредованности нравственноэтических и финансово-экономических суждений в ходе анализа проблемно-конфликтных ситуаций и обоснования способов их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солодовникова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of features of a social situation of development of senior pupils on formation of business plans

The problem of the study was to study the transition of high school students from a little conscious ideas of entrepreneurship as a prestigious activity that provides financial well-being, to realistic moral and economic self-determination as a psychological basis of design and personal tasks of self-realization in the future. The purpose of the study is to identify and characterize the components of the social situation of development that affect the dynamics of the transition of high school students brought up in different social situations of development; to characterize the trends of such a transition in youth groups from urban and village families and children's homes. The methodological basis of the work were: the provisions of L.S. Vygotsky; the impact of the "social situation of development" on how a person at a certain age evaluates and experiences the same facts and events, the provisions of the interactive nature of such a mental neoplasm as the life selfdetermination of youth, formed in the conditions of intimate and personal communication; the provisions and principles of the organization of genetic modeling study of psychological conditions necessary to ensure the dynamics of mental tumors in the direction of a higher level of development. As a result, the study tracked the dynamics in the direction of the initial levels of orientation of high school students on the activities of entrepreneurship. Identified and interpreted as empirical manifestations of the dynamics of the participants in the three samples. The indicators of dynamics were qualitative and quantitative changes in the semantic positions of polylogue participants, which were carried out on the basis of the method of expert evaluation of the semantic positions of polylogue participants and their correlation with the scale of gradations. The components that need to be emphasized in the program of the developing course are compared. The differentiated directions which are necessary at planning of the psychological conditions urged to Supplement features of the social environment of development in a specialized course of the developing occupations for maintenance of different groups of senior pupils in the direction of higher levels of formation of plans of business activity are proved. The study revealed high levels of moral and economic self-determination, empirical manifestations of mutual mediation of moral, ethical, financial and economic judgments in the analysis of problem-conflict situations and justification of ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей социальной ситуации развития старшеклассников на формирование предпринимательских замыслов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Солодовникова О.П. Влияние особенностей социальной ситуации развития старшеклассников на формирование предпринимательских замыслов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Solodovnikova O.P. (2019). Influence of features of a social situation of development of senior pupils on formation of business plans. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 37.048.4 ВАК 19.00.07 ГРНТИ 15.81.21

Солодовникова Ольга Петровна

БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: Olgadom119@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7549-8913 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=378314

Влияние особенностей социальной ситуации развития старшеклассников на формирование предпринимательских замыслов

Аннотация. Проблема исследования состояла в изучении перехода старшеклассников от мало осознанных замыслов предпринимательства как престижной деятельности, обеспечивающей финансовое благополучие, к реалистичному нравственно-экономическому самоопределению как психологическому основанию проектно-личностных задач самореализации в будущем.

Цель исследования выявить и охарактеризовать компоненты социальной ситуации развития, влияющие на динамику перехода старшеклассников, воспитывающихся в разных социальных ситуациях развития; охарактеризовать тенденции такого перехода в юношеских группах из городских и поселковых семей и детского дома.

Методологическим основанием работы выступили: положения Л.С. Выготского; о влиянии «социальной ситуации развития» на то как человек в определенном возрасте оценивает и переживает одни и те же факты и события, положения об интерактивной природе такого психического новообразования как жизненное самоопределение юношества, формирующееся в условиях интимно-личностного общения; положения и принципы организации генетико-моделирующего исследования психологических условий, необходимых для обеспечения динамики психических новообразований в направлении более высокого уровня развития.

В результате в исследования отлеживалась динамика в направлении от исходных уровней ориентировки старшеклассников на деятельность предпринимательства. Выявлены и проинтерпретированы эмпирические проявления динамики участников трех выборок.

Показателями динамики выступили качественные и количественные изменения в смысловых позициях участников полилогов, которые осуществлялись на основе метода экспертной оценки смысловых позиций участников полилога и соотнесения их со шкалой градаций. Сопоставлены компоненты, необходимые акценты в программе развивающего курса.

Обоснованы дифференцированные направления, необходимые при планировании психологических условий, призванных дополнять особенности социальной среды развития в специализированном курсе развивающих занятий для сопровождения разных групп старшеклассников в направлении более высоких уровней формирования замыслов предпринимательской деятельности.

Исследование позволило выявить высокие уровни нравственно-экономического самоопределения, эмпирические проявления взаимной опосредованности нравственно-этических и финансово-экономических суждений в ходе анализа проблемно-конфликтных ситуаций и обоснования способов их разрешения.

Ключевые слова: нравственно-экономическое самоопределение; социальная ситуация развития; жизненные замыслы предпринимательства; нравственно-экономическое самоопределение; генетико-моделирующий эксперимент; психическое новообразование; проблемно-конфликтные ситуации

Введение

В современных условиях в обществе все в большей мере выражена ориентация на позицию взрослого человека, способного к высоким уровням планирования своего жизненного пути на основе продуктивной самореализации в сфере предпринимательства. В системе непрерывного образования для разного контингента населения предлагаются разнообразные виды дополнительного образования, бизнес-школы, старт-апы и курсы финансовой грамотности. Предпринимательство становиться одной из предпочитаемых видов практик для современных школьников. Именно поэтому актуальным ставится проблема психологического обоснования направлений введения школьников в сферу предпринимательства как одну из областей будущей самореализации. Все более выраженным становится противоречие между востребованностью специализированных факультативов, ориентированных на введение старшеклассников в сферу предпринимательства как области приложения своего творческого потенциала в будущем, и низким уровнем исследований того, как осуществлять психологически грамотный подход к этому с учетом возрастных особенностей современного юношества, особенностей социальной ситуации развития и трудностей обретения позиции взрослого. В психологии развития обозначены сложности обретения такой позиции, известные как юношеский кризис [8; 15; 16]. При обсуждении направлений психологической помощи в этот период одной из линий поддержки выступает переход при выборе будущей сферы деятельности от мало осознанных подростковых замыслов заниматься определенным видом профессиональной деятельности к реалистичным замыслам организации жизненной практики. Основой такого перехода выступает оформление реалистичного жизненного, личностного, профессионального самоопределения, позволяющего человека достигать уровня продуктивного субъекта организации жизнедеятельности, ориентируясь в макро- и микроситуации жизненных обстоятельств.

При формировании реалистичных жизненных замыслов в сфере предпринимательства одним из важнейших оснований выступает высокий уровень экономического самоопределения. Распространена интерпретация этого новообразования как финансовой грамотности и на преодоление ее недостатков, прежде всего, и ориентированы предлагаемые школьникам курсы

https://mir-nauki.com

занятий [2; 5; 17]. Однако большое значение имеет то, какой воспитательный потенциал закладывается в содержание таких занятий, в какой мере они реализуют принципы личностно -ориентированного образования. Все с большей очевидностью выступает взаимообусловленность динамики экономического самоопределения с его нравственно-этическими основаниями, которые должны выступать преградой ориентации на жесткий юношеский прагматизм в достижении финансового успеха [3; 7]. Это делает востребованным исследования генезиса такого сложного интегративного новообразования как нравственно-экономическое самоопределение как основания предпринимательства, отвечающего этичным формам хозяйствования во всех сферах общественной жизни. Методологические принципы целостного подхода к исследованию позволяют выделить нравственно-экономическое самоопределения (НЭС) как основание достижения реалистичных замыслов реализации юношества в сфере предпринимательства и выделить в качестве проблемы исследования вопрос об особенностях его развития у контингента юношества, воспитывающегося в разных социальных условиях.

В цикле предыдущих публикаций описаны результаты исследования, направленные на выявление эмпирических проявлений динамики нравственно-экономического самоопределения юношества из семей и детских домов в условиях организации генетико-моделирующего эксперимента, направленного на поддержку их перехода от наиболее низких непродуктивных уровней НЭС к наиболее высоким продуктивным уровням [12; 13]. В продолжении этого исследования была поставлена цель дифференцированного анализа комплекса психологических условий, необходимых для сопровождения в курсе развивающих занятий для перехода старшеклассников из городской и поселковой школы и детского дома к более высоким уровням НЭС как основания реалистичных замыслов предпринимательства как сферы будущей деятельности.

Методологическим основанием исследования выступал принцип изучения психических новообразований в юношестве как опосредованных социальной ситуацией развития. Традиции возрастного развития, принятые в отечественной психологии, базируются на теоретико-методологических основаниях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [4]. В рамках данного подхода психическое развитие человека понимается как процесс активного взаимодействия с миром, опосредствованного нормами, образцами, которые демонстрируют взрослые.

Л.С. Выготским было введено в психологию такое важнейшее понятие, как «социальная ситуация развития»: среда не должна рассматриваться как совокупность внешних объективных условий жизни, составляющих лишь фон развития, но ее необходимо понимать как особое отношение человека к окружающей его действительности. Новообразования, возникшие в рамках данной формы социальной жизни, неизбежно выводят развитие человека на новый уровень, то есть «новая структура сознания (новообразование), приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций» [4, с. 259]. Все формы социального и личностного самоопределения правомерно интерпретировать как интерпсихическое образование, возникающее в юношеской субкультуре групп. В связи с качественными преобразованиями социально-личностного развития, становится возможным и более глубокое и широкое понимание этических норм взаимоотношения с другими людьми в любых сферах жизненной практики и, безусловно, в сфере экономических отношений других людей.

В состав компонентов социальной ситуации развития, влияющих на становление НЭС, на замыслы предпринимательства, правомерно включать такие как микро-, мезо- и

макро-ситуации социального развития юношества, воспитывающегося в условиях города с обогащенными образцами предпринимательства и поселка, где такие образцы не представлены. Макро-отношения определяются территориальной инфраструктурой места проживания и спецификой имиджа социально-экономического благополучия, которые демонстрирует взрослое сообщество [19]. К факторам микро-ситуации правомерно отнести уровень притязаний на финансово-экономическую успешность семьи и нравственно-этические нормы организации межличностных отношений, влияющие на обоснование этики путей финансового благополучия. Мезо-отношения предопределяются ценностями и нормами, осваиваемыми в сообществе ровесников, неформальных кругах общения, эталонами, предзадаваемыми референтными лицами.

Исследования в области психологии развития показывают, что уже к концу подросткового возраста и далее в юношестве оформляется реалистическое самоопределение, которое, по мнению Л.И. Божович «с точки зрения самосознания субъекта <...> характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции» [1, с. 117]. От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже сложившихся интересах и стремлениях (с учетом своих возможностей и внешних обстоятельств), опирается на определенное мировоззрение и во многом связано с выбором профессии.

Авторы подчеркивают, что остро протекающий перелом психического развития в течение юношеского возраста в связи с переходом к взрослости обусловливает его исключительную сложность и противоречивость [1; 8; 10; 15; 16]. Конкретизация этих сложностей находит свое отражение и в становлении НЭС, и в оформлении ориентаций юношества на предпринимательство как сферу достижения финансового и жизненного благополучия, безусловно, нуждается в специализированном направлении исследования.

Методы и материалы исследования

Исходными основаниями для формулировки гипотезы исследования выступали следующие: динамика нравственно-экономического развития предопределена социальным макро- и микроконтекстом, в котором оформляются жизненные замыслы старшеклассников и предопределяет отношение к обучающим и развивающим занятиям.

Гипотезами исследования выступали следующие:

1. Переход от мало осознаваемых замыслов старшеклассников ориентироваться на предпринимательство как сферу будущей деятельности в направлении к реалистичному самоопределению опирается на нравственно-экономическое самоопределение, представляющее собой синтез новообразований в сфере познавательного и социально-личностного развития.

2. Сопровождение участников к более высоким уровням НЭС по сравнению с исходными формами необходимо осуществлять с учетом специфики тех компонентов социальной ситуации развития, которые оказываются не представленными в микро- и макроокружении.

В исследовании принимали участие три группы респондентов юношеского возраста. В первую группу (ЭГ1) входили старшеклассники от 15 до 17 лет из городских семей (18 человек), вторую группу (ЭГ2) составили старшеклассники, воспитывающиеся в семьях, но проживающие в северном поселке, удаленном от городских инфраструктур от 15 до 17 лет (26

человек). В третью группу (ЭГ3) вошли воспитанники детских домов, возраст которых от 15 до 17 лет (18 человек).

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был апробирован комплекс методов, позволяющих выявить особенности НЭС юношества из семей и детского дома.

Применялся метод генетико-моделирующего исследования. В пре-тесте и пост-тесте применялись две дилеммы из методики Л. Колберга для характеристики исходных уровней развития моральных суждений [18]. Применялся метод экспертной оценки высказываний участников проблемных обсуждений, проводимый на основе специально-разработанной шкалы градаций отношения к проблемно-конфликтным ситуациям, задаваемым на занятиях в форме задач, фрагментов художественных фильмов и книг [9].

Исследование включало три серии: пре-тестовую диагностику, развивающий курс занятий, способствующий динамике познавательных социально-личностных новообразований, и пост-тестовую диагностику, позволяющие зафиксировать изменения спектра эмпирических показателей НЭС.

Специфика содержания программы развивающего факультатива характеризовалась ситуациями, в которых эти задания выполнялись. Задания представляли собой сочетание задач трех типов: экономические задачи на составление бюджета и бизнес плана; задания, требующие ориентировки в нравственно-этических отношениях персонажей, решающих финансово-экономические проблемы; смешанные задания, в которых необходимо переходить от анализа экономических аспектов решаемой проблемы к анализу нравственно-этических аспектов, а в завершении развивающего курса гибко переходить от анализа одной стороны к другой.

Содержанием для смешанных заданий выступали фрагменты кинофильмов и художественных произведений, а также задания на разработку бизнес-планов малых предприятий и распределения доходов, зарплат, премий участникам совместной деятельности.

Большое значение имели процедуры организации занятий. С одной стороны, они предполагали включение участников в групповые интерактивные формы, обслуживающие дидактические цели: цели овладения финансово-экономическими понятиями и применением их для адекватных математических расчетов. С другой стороны, интерактивные формы обслуживали становление спектра социально-личностных новообразований участников. К социальным компетенциям относились, прежде всего, коммуникативные способы ведения грамотного полилога, овладение способами аргументированного убеждения, преодоления разногласий и разночтений в понимании обсуждаемых проблем. Важнейшими личностными новообразованиями выступали такие как: планирование будущего в средней и дальней перспективе, самоопределение в нравственно-этических нормах организации будущей предпринимательской деятельности. Такие организационные принципы, которые позволяли приобрести участникам опыт корректного разрешения финансово- экономических дилемм, и должны были оказывать воспитывающее влияние, которое должно было найти свое выражение за пределами образовательных ситуаций и выступать как интегрированный развивающий эффект занятий.

Сложность воплощения намеченной программы для организатора развивающего факультатива, которых должен был иметь одновременно и обучающий и воспитывающий эффект при становлении такого интегративного новообразований как НЭС состояла в необходимости реализовать принципы воспитывающего обучения. Деятельность организатора занятий должна была опираться на дидактические приемы, отвечающие психологическим принципам и методам формирования умственных действий, и на их основе понятий [6; 14]. В то же время в ходе занятий важно было опираться на принципы и методы организации

https://mir-nauki.com

экзистенциальной беседы, отвечающие принципам современной гуманистической и экзистенциальной психологии [11].

В ходе осуществления программы развивающего факультатива проводилось исследование, которое позволило бы зафиксировать намеченный развивающий эффект. На основе комплекса методов изучались показатели динамики нравственно-экономического самоопределения. Они соотносились с изменениями качества действий экономических расчетов, т. е., прогрессом в развитии познавательной сферы участников. Так же важно было зафиксировать изменения в социально-личностной сфере участников, таких как нравственно-этические ориентации, жизненные замыслы и их профессиональная конкретизация в форме предпринимательских проектов.

Предполагалось, что показателями динамики самоопределения могут выступать высказывания участников проблемного полилога, характеризующие особенности средств и способов достижения планируемых замыслов, готовность к реализации программ его достижения.

Эмпирическим материалом для выявления динамики спектра социально-личностных новообразований выступали высказывания участников в ситуациях групповых обсуждений. На основе проведенных предварительных исследований была обоснована условная шкала смысловых позиций участников обсуждений, которая свидетельствовала бы о переходе от формального, дистанцированного отношения юношей и девушек к ситуациям и заданиям к все более личностно-пристрастному отношению, влияющему на оформления жизненных замыслов

В ходе занятий методом экспертной оценки трех педагогов фиксировались особенности содержания высказывания характеризуя смысловые позиции участников на основании разработанной для этого шкалы градаций.

Каждый раздел шкалы представлен отношением к проблемным обсуждениям и ситуациям, представленным для анализа, принятием их с позиции учебных задачек, к которым они относятся, как обычно, формально или с некоторой заинтересованностью, воспринимая их как задачи на соображение. Градации были обозначены следующим образом: «формальная», «когнитивно-творческая», «субъективно-заинтересованная», «личностно-значимая» и «личностно-деятельная». Наиболее высокие уровни достижений в развивающем факультативе соотносились с личностно-значимой и личностно-деятельной позициями.

В пре- и пост-тестовой диагностике применялись две дилеммы из методики Л. Колберга, касающиеся финансовых и этических отношений между родителями и детьми.

В пре-тесте во всех трех выборках старшеклассников в большей или меньшей доле доминировал пре-конвенциональный уровень. В данной методике пост-конвенциональный уровень моральных суждений характеризует наиболее высокие уровни развития моральных суждений. Результаты представлены в таблице 1.

Как показали результаты диагностики в выборке старшеклассников из семей, проживающих в городе, все же с большей долей встречаются участники, которые продемонстрировали суждения конвенционального содержания (разрешение ситуаций в пользу их правовых оснований) и пост-конвенционального содержания, демонстрируя готовность

[13].

Результаты и дискуссия

обсуждать меру справедливости правовых оснований разрешения финансовых проблем в относительно конкретной ситуации, содержащей межличностный этический конфликт.

Таблица 1

Доля участников трех групп старшеклассников с различным уровнем моральных суждений в пре-тестовой диагностике с применением дилемм Л. Колберга

Группы Уровни морального развития Л. Колберга

Постконвенциональный Конвенциональный Преконвенциональный

ЭГ1 13,89 % 30,56 % 55,56 %

ЭГ2 0 % 15,38 % 84,61 %

ЭГ3 0 % 11,2 % 88,8 %

Составлено автором

В ходе проведения развивающего факультатива фиксировались особенности высказываний участников на основе метода экспертной оценки с опорой на шкалу градаций смысловых позиций участников обсуждения (первое и завершающее обсуждение). Динамика смысловых позиций участников обсуждений в трех выборках старшеклассников представлена в таблице 2.

Таблица 2

Доля респондентов в трех выборках старшеклассников, демонстрирующие разные позиции в ситуациях первого и завершающего обсуждения заданий

Позиция Формальная Когнитивно-творческая Субьектно-заинтересованная Личностно-значимая Личностно-деятельная

Г р у п п ы пре пост пре пост пре пост пре пост пре пост

ЭГ1 17 % 12 % 39 % 17 % 33 % 22,2 % 11,1 % 50 % 0 % 0 %

ЭГ2 46 % 34 % 30 % 12 % 16 % 12 % 8 % 27 % 0 % 15 %

ЭГ3 38,8 % 16,6 % 38,8 % 22,2 % 22,2 % 22,2 % 0 % 27,7 % 0 % 11,1 %

Примечание: статистические различия по критерию Фишера выявлены между данными пре-и пост-теста в группе ЭГ1 по когнитивно-творческой позиции ф*эмп = 3.528 при р < 0,01 и личностно-значимой позиции ф*эмп = 5.48 прир < 0,01. В группе ЭГ2 между данными пре- и пост-теста по когнитивно-творческой позиции ф*эмп = 3.528 при р < 0,01 и личностно-значимой позиции ф*эмп = 3.67 при р < 0,01. ЭГ3 по формальной позиции ф*эмп = 3.528 при р < 0,01 (составлено автором)

Во всех группах виден определенный прогресс смысловых позиций, участниками в ходе участия в курсе развивающих занятий. Участники, занимающие в ходе первых обсуждений формальную позицию, характеризовались переходом к более высоким уровням суждений и их смысловым оттенкам. В группе респондентов ЭГ3 из детского дома два участника характеризовались наиболее высоким уровнем вдумчивого и личностно-деятельного отношения к выполняемым заданиям и превратили проделанные ими на последнем занятии расчеты бизнес-плана малого предприятия в намерения заняться его организацией после завершения обучения. Участники, которые наиболее стремительно продвигались к реалистичному нравственно-экономическому самоопределению, переходили от первоначально формального отношения к занятиям к личностно-пристрастному обсуждению возможностей организации предпринимательства, не задерживаясь на когнитивно-творческой позиции. Она характеризовала бы их как решающих задачи составления бизнес-планов, прежде всего, на основе математических расчетов финансового аспекта заданий, без соотнесения этого вида деятельности замыслами собственной организации этой деятельности в будущем. В то время

https://mir-nauki.com

как личностно-деятельная позиция участников предполагала такое соотнесение и отношение к заданиям с высокой долей оценки их как возможных вариантов организации собственной жизни.

Уменьшение доли формальной и когнитивно-творческой позиции участников обсуждений и возрастание высказываний, соотносимых с личностно-значимой позицией, свидетельствовало о важности происходящего на занятиях для соотнесения обсуждаемого с анализом организации собственной жизни. Однако, старшеклассники из городских семей (участники ЭГ1) в этой позиции оказывались больше склонны к заинтересованному обсуждению возможностей организации предпринимательства, без формирования реальных намерений реализации одного из намечаемых вариантов планов в собственной жизни.

В процессе исследования выявилась разная зона ближайшего развития участников в отношении организации содержательного проблемного обсуждения, обоснования и принятия решений. Организация обсуждений требовала разных усилий и поддержек. Для старшеклассников из семей требовалось гораздо меньшая мера дополнительных побуждений и разъяснений при введении в условные проблемно-конфликтные ситуации по решению задач справедливого распределения доходов между персонажами. Беседа приобретала характер достаточно динамичный и продуктивный. Нравственно-этические аспекты пристрастно и горячо обсуждались, выступая центральным предметом рассуждения. В выборке старшеклассников из детского дома был необходим широкий спектр поддержек для организации обсуждений. Однако во всех группах старшеклассников оказалась важна поддержка в опосредствовании нравственно-этическими категориями финансово-математических прагматических вариантов разрешения проблем [12; 20].

Промежуточное положение характеризует динамику участников группы старшеклассников из поселка (ЭГ2). Они включены в ситуации семейной хозяйственной практики, однако эта практика не имеет отношения к предпринимательству. В макросреде поселка образцов предпринимательской и коммерческой деятельности не представлено. Именно поэтому в этой выборке большой процент формального и когнитивно-творческого отношения участников к предлагаемым заданиям, которые интерпретируются ими как учебные, не имеющие отношения к организации их собственной жизни. В то же время, именно в этой выборке выделилось и наибольшее количество участников, достигших более высоких уровней принятия предлагаемых заданий, как заданий на изменение собственного будущего, ориентированного на предпринимательскую деятельность в ее конкретной форме реализации на территории поселка с включением членов семьи. Т. е., в данной выборке, как и выборке из детского дома динамика участников оказалась весьма дифференцированная. Одни из участников стремительно воспользовались средствами и способами планирования своего будущего в ситуациях, предоставляющих возможности реалистичного жизненного обустройства на основе предпринимательства и коммерческой деятельности, Два участника характеризовались наиболее высоким уровнем вдумчивого и личностно-деятельного отношения к выполняемым заданиям и превратили проделанные ими на последнем занятии расчеты бизнес-плана малого предприятия в намерения заняться его организацией после завершения обучения Довольно большая группа участников воспринимали задания как навязанные, учебные задания, требующие отгадывания правильных ответов и не имеющие отношения к их собственной жизни.

Однако, основания для такого разделения оказались разными в выборках старшеклассников из детского дома и семей поселка. У старшеклассников из детского дома, инертность перехода к активному использованию предоставляемых на занятиях возможностей была вызвана негативными установками и низким уровнем притязаний относительно

возможностей заниматься предпринимательством. У старшеклассников из поселка барьером перехода к активному планированию будущего на основе предпринимательства оказалась установка восприятия заданий курса как обычных учебных занятий, не имеющих отношения к практике жизни. Низкая мотивация конструировать жизненные замыслы на основе предпринимательства могла быть объяснена и дефицитом образцов достижения финансово-экономического благополучия на основе этой сферы практики в поселке.

Различия в динамике участников трех групп нашло свое проявление при сопоставлении показателей пре- и пост-тестовой диагностики с применением дилемм Л. Колберга. Они представлены в таблице 3.

Таблица 3

Доля участников трех групп старшеклассников с различным уровнем моральных суждений в пре-тестовой и пост-тестовой диагностики с применением дилемм Л. Колберга

Уровни морального развития Л.Колберга

Группы Постконвенциональный Конвенциональный Преко нвенцио нальный

Пре Пост Пре Пост Пре Пост

ЭГ 1 13,89 % 22,23 % 30,56 % 44,45 % 55,56 % 33,32 %

ЭГ 2 3,84 % 15,38 % 11,55 % 30,76 % 84,61 % 53,84 %

ЭГ 3 0 % 5,5 % 11,2 % 22,3 % 88,8 % 72,2 %

Примечание: статистические различия по критерию Фишера выявлены между данными пре-и пост-теста в группе ЭГ1 по конвенциональному уровню суждений ф*эмп = 2,04 при р < 0.05 и по преконвенциональному уровню суждений ф*эмп = 3.2 при р < 0.01. В группе ЭГ2 между данными пре- и пост-теста по постконвенциональному уровню ф*эмп = 2.772 при р < 0.01, по конвенциональному уровню суждений ф*эмп = 3.352 при р < 0.01 и по преконвенциональному уровню суждений ф*эмп = 4.914 при р < 0.01. ЭГ3 по преконвенциональному уровню суждений ф*эмп = 2.8 прир < 0.01 (составлено автором)

В группе ЭГ1 динамика очевидна: уменьшение доли выраженности пре-конвенционального уровня, увеличение конвенционального уровня и большая доля пост-конвенционального, свидетельствующего о возможности рассуждать о справедливости -несправедливости решения сложных многозначных ситуаций при распределении финансов на основе многообразия этических воззрений участников.

В группе поселковых старшеклассников - аналогичная динамика, которая свидетельствует о том, что доминирование пре-конвенциональных суждений на исходном уровне изменилось в направлении конвенциональных и пост-конвенциональных суждений, но с меньшей долей выраженности. В выборке старшеклассников из детского дома как на исходном, так и на завершающем уровне преобладали моральные суждения пре-конвенционального уровня. Дифференцированность динамики участников нашла свое выражение в том, что только один человек продемонстрировал уровень пост-конвециональных суждений. Однако, прогресс проявился так же и в том, что определенная группа участников осуществила переход на уровень конвенциональных суждений. Такая динамика прослеживалась и в ходе развивающих занятий, где увлеченность финансово-экономической стороной обсуждаемых проблем доминировала у участников, даже с высоким уровнем включенности в обсуждения, в то время как переориентация на анализ нравственно-этических аспектов должен был дополнительно побуждаться организатором занятий и не превратился в самостоятельный план анализа.

https://mir-nauki.com

Обсуждение

Во всех трех группах участников развивающих занятий наблюдался определенный прогресс в направлении к осознанному нравственно-экономическому самоопределению как основанию реалистичных замыслов предпринимательства как будущей деятельности. Участники, занимающие на первых обсуждениях формальную позицию, характеризовались переходом к более высоким уровням суждений и их смысловым оттенкам. Участники, которые наиболее стремительно продвигались к реалистичному нравственно-экономическому самоопределению, переходили от первоначально формального отношения к занятиям к личностно-пристрастному обсуждению возможностей организации предпринимательства, не задерживаясь на когнитивно-творческой позиции. Она характеризовала бы их как решающих задачи составления бизнес-планов, прежде всего, на основе математических расчетов без примерки этого вида деятельности на свои возможности. В то время как личностно-деятельная позиции предполагает отношение к заданиям с высокой долей оценки их как возможных вариантов организации собственной жизни.

В выборке, юношества, воспитывающегося в семейных условиях городской среды, исходный уровень нравственно-экономического самоопределения основывается на включенности в практику семейного хозяйствования. За пределами семьи старшеклассники в макро-ситуации жизни города наблюдают разнообразные образцы успешного предпринимательства и возможности достижения экономического благополучия. Однако, оказывается необходимым акцентировать скрывающиеся за финансовым благополучием моральные коллизии, ошибки нравственно-этических оснований принятия экономических решений, прогнозировать их. Последствия этот план воспитания оказывается не вполне обеспеченным в условиях семейного воспитания и в условиях обучения, даже специализированным курсам финансовой грамотности.

Старшеклассники, воспитывающиеся в семейных условиях поселковой среды, с выраженной обедненностью образцов предпринимательской деятельности и коммерческих структур в ближайшем окружении, нуждались в развертывании дополнительных психологических условиях, активизирующих развитие нравственно-экономического самоопределения как основания реалистичных замыслов. Планирование будущего в этой сфере предполагает насыщенность развивающего факультатива спектром заданий, которые раскрывали бы возможности самореализации юношества в разнообразных областях промышленного, культурного, образовательного предпринимательства и предпринимательства в разнообразных сферах услуг. В этой группе старшеклассников важным оказывается не только демонстрация разнообразия возможных направлений предпринимательства, но и выигрышность их реализации именно на местной территории, которая предоставляла бы возможность активного участия юношества в преобразовании инфраструктуры поселка на основе собственного потенциала и семейного бизнеса.

Старшеклассники, воспитывающиеся в условиях детского дома, лишены оснований семейного практико-бытового хозяйствования и мало ориентированы на образцы успешного предпринимательства и коммерческой деятельности как перспектив будущей организации собственной жизни. Образование не выступает для них в качестве пути достижения благополучной и успешной позиции взрослого, они характеризуются низким уровнем притязаний возможности организации частного предпринимательства и коммерческой деятельности. Комплекс психологических условий, которые необходимо создавать для побуждений этой группы старшеклассников рассматривать перспективы предпринимательства как реалистичные жизненные сценарии, должен быть наиболее обогащен как ориентировкой в разнообразном спектре предпринимательства и коммерческой практики, так и приемами

преодоления ложных установок на невозможность полагать себя в этой области в будущем. Именно этим определяется крайне неоднородная динамика участников развивающего факультатива в выборке участников из детского дома. Одни представители этой выборке так и остаются индифферентными по отношении к предлагаемым формам организации занятий, другие стремительно начинают использовать предлагаемые средства и способы организации предпринимательства с нулевым финансовым капиталом. Они увлекаются, прежде всего, финансово-экономическими аспектами предлагаемых задний. Требуются дополнительные усилия для их ориентации на связь этих аспектов с нравственно-этическими принципами справедливости распределения доходов и обязательств участников предпринимательской и коммерческой практики.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование позволило обозначить траектории становления интегрированных новообразований в познавательной и личностной сфере юношества при оформлении у них реалистичных замыслов будущей деятельности в сфере предпринимательства, которое находит свое выражение в таком интегрированном психическом новообразовании как нравственно-экономическое самоопределение.

Оно позволило обозначить градации, которые характеризуют наиболее высокие уровни НЭС как такие, которые проявляются в гибких переходах от анализа финансово-экономических расчетов к анализу нравственно-этических межличностных отношений участников совместной деятельности.

Динамика эмпирических проявлений нравственно-экономического самоопределения в специально создаваемых условиях предполагают необходимость восполнять определенные социальной ситуации развития, который оказываются дефицитными и не восполняются ни в семье, ни в школе, ни в макросреде инфраструктуры поселения.

Исследование, выполненное в форме генетико-моделирующего эксперимента, позволило охарактеризовать те психологические условия в курсе развивающих занятий, которые необходимо было акцентировать, для сопровождения участников, воспитывающимся в разных социальных ситуациях.

Оно позволило сопоставить динамику участников развивающих занятий и характеризовать тот спектр психологических условий, который должен восполнять недостающие компоненты социальной ситуации развития в юношестве для достижения зрелых уровней нравственно-экономического самоопределения, обеспечивающего превращение мало осознаваемых замыслов об успешном предпринимательстве в реалистичные жизненные планы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.

2. Брехова, Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классов [Текст] / Ю.В. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. - Москва: Вита-Пресс, 2016. -400 с.

3. Бричковская, О.О. Преодоление диффузности нравственно-экономической идентификации в юношеских группах как направление развивающих программ [Текст] / О.О. Бричковская, Л.В. Шибаева // Северный регион: наука, образование, культура. - 2016. - № 2 (34). - С. 156-161.

4. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т.; Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.

5. Галишникова, Е.В. Финансовая грамотность: советы на каждый день: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов [Текст] / Е.В. Галишникова, О. Зарубина, Л. Стахович. - Москва: Вита-Пресс, 2016. - 127 с.

6. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин. - Москва-Воронеж // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; ред. А.И. Подольский. - Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. - С. 272-317.

7. Дубовская, Е.М. К вопросу об экономической социализации в условиях современного общества [Электронный ресурс] / Е.М. Дубовская, Р.А. Кораблинов // Психологические исследования. - 2016. - Т.9. - № 49. - С. 10. URL: http://psystudy.ru.

8. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание [Текст] / - М.: Политиздат, 1984. - 336 с.

9. Молчанов, С.В. Организация условий ориентировки в морально-ценностном выборе личности как задача психологического консультирования [Текст] // Мир психологии, 2016. - Т. 88. - № 4 - С. 187-193.

10. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.

11. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия [Текст] / - Апрель пресс; эксмо-пресс, 200. - 507 с.

12. Солодовникова, О.П. Характеристика «зоны ближайшего развития» нравственно-экономического самоопределения старшеклассников из семей и детского дома как основание программ преодоления дизонтогенеза [Текст] / О.П. Солодовникова, Л.В. Шибаева // Северный регион: наука, образование, культура. - 2016. - № 1(33). -С. 70-75.

13. Солодовникова, О.П. Динамика нравственно-экономического самоопределения юношества в условиях проблемного полилога дизонтогенеза [Текст] / О.П. Солодовникова, Л.В. Шибаева // Вестник ЧГУ, 2018. - №8.

14. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н.Ф. Талызина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 190 с.

15. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д.И. Фельдштейен. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.

16. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

17. Asmare, Y. and Mulatie, M.A. Tale of Youth Graduates Unemployment [Text] / Y. Asmare, M.A. Mulatie // Global Journal of Human-Social Science: A Arts & Humanities. Psychology, Issue 4 Version 1, 2014. - Vol. 14. Online ISSN: 2249-460x & Print ISSN: 0975-587X.

18. Gibbs, J.C. Moral judgment development across cultures: Revisiting Kohlberg's universality claims [Text] / J.C. Gibbs, S. Basinger, J. Snarey // Developmental Review, 2007. - № 4.

19. Marcia, J.E. Development and Validation of ego-identity status [Text] // Journal of Personality and Social Psychology. - №3. Р. 551-558.

20. Zimring, F. Something about the therapist // Five therapists and a client. - New York, 1991. - P. 59-96. Подробнее:

https://bookap.info/psyanaliz/zhidko_psihoterapiya_uchebnik_dlya_vuzov/gl60.shtm.

https://mir-nauki.com

Solodovnikova Olga Petrovna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: Olgadom119@mail.ru

Influence of features of a social situation of development of senior pupils on formation of business plans

Abstract. The problem of the study was to study the transition of high school students from a little conscious ideas of entrepreneurship as a prestigious activity that provides financial well-being, to realistic moral and economic self-determination as a psychological basis of design and personal tasks of self-realization in the future.

The purpose of the study is to identify and characterize the components of the social situation of development that affect the dynamics of the transition of high school students brought up in different social situations of development; to characterize the trends of such a transition in youth groups from urban and village families and children's homes.

The methodological basis of the work were: the provisions of L.S. Vygotsky; the impact of the "social situation of development" on how a person at a certain age evaluates and experiences the same facts and events, the provisions of the interactive nature of such a mental neoplasm as the life self-determination of youth, formed in the conditions of intimate and personal communication; the provisions and principles of the organization of genetic modeling study of psychological conditions necessary to ensure the dynamics of mental tumors in the direction of a higher level of development.

As a result, the study tracked the dynamics in the direction of the initial levels of orientation of high school students on the activities of entrepreneurship. Identified and interpreted as empirical manifestations of the dynamics of the participants in the three samples.

The indicators of dynamics were qualitative and quantitative changes in the semantic positions of polylogue participants, which were carried out on the basis of the method of expert evaluation of the semantic positions of polylogue participants and their correlation with the scale of gradations. The components that need to be emphasized in the program of the developing course are compared.

The differentiated directions which are necessary at planning of the psychological conditions urged to Supplement features of the social environment of development in a specialized course of the developing occupations for maintenance of different groups of senior pupils in the direction of higher levels of formation of plans of business activity are proved.

The study revealed high levels of moral and economic self-determination, empirical manifestations of mutual mediation of moral, ethical, financial and economic judgments in the analysis of problem-conflict situations and justification of ways to resolve them.

Keywords: moral and economic self-determination; social situation of development; life plans of entrepreneurship; moral and economic self-determination; genetic modeling experiment; mental neoplasm; problem-conflict situations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.